пояснительная записка умк Планета знаний
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Аверьякова Надежда Николаевна

Пояснительная записка к урокам технологии в 1 классе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud_pz.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

1.1. Преамбула:

       Курс направлен на реализацию целей обучения технологии в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования.

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  № 273-ФЗ  от  29.12.2012, с   изменениями и дополнениями, от 3 июля 2016 года N 306-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Приказ Минобрнауки  РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357, от 18 декабря 2012 г. №1060, от 29.12.2014 г. №1643, от 18 мая 2015 №507, от 31.12.2015 №1576.
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения,  содержания в общеобразовательных организациях”, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изменениями  от 29.06.2011 N 85, 25.12.2013 N 72, 24.11.2015 N 81).
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,  с изменениями от 8 июня 2015 №576, от 28 декабря 2015 №1529, от 26 января 2016 №38.
  • Основная образовательная программа начального общего образования. Учебно-методическое обеспечение «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: [сборник]. — М.: Астрель, 2012.
  • Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа (сборник: Программа курса «Технология» 1 класс, авторы: О.В.Узорова, Е.А.Нефедова )  М.: АСТ: Астрель, 2012

  • Базисный учебный план МБОУ «Средняя школа № 72 с углубленным           изучением отдельных предметов» на 2016-2017 учебный год.

Цель и задачи изучения учебного предмета, курса.

Данная программа по технологии составлена в соответствии с общими целями изучения курса, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

В рамках этой про граммы для каждого ребенка создаются оптимальные условия для формирования нравственной, активной, творческой, эмоционально и эстетически развитой, творческой и самостоятельной личности.

Цели программы:

- развитие творческого потенциала личности ребенка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

- формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий - наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение;

- представления о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях, о мире профессий;

- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству.

В процессе знакомства с различными видами декоративно-прикладного искусства и самостоятельного изготовления поделок у ребенка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Продуктивная предметная деятельность ребенка становится основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление, обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.

На уроках технологии успешно создаются возможности реализации моделей социального поведения при работе в больших и малых группах, обеспечиваются благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом. Всё это является основой для формирования у младших школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для успешной социализации..

Образовательные задачи:

- знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства;

- освоение технологических приёмов, включающее знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;

- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет;

- знакомство с миром информационных и компьютерных технологий, освоение простейших приёмов работы на компьютере с учётом техники безопасности.

Воспитательные задачи:

- формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации:

- развитие интересов ребенка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта;

- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;

- формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре и дизайну;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно- преобразующей деятельности;

- воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды.

Развивающие задачи:

- развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий;

- развитие стремления к расширению кругозора и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации;

- развитие речи, памяти, внимания;

- развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.:

- развитие двигательной сферы: моторика, пластика,

- развитие коммуникативной культуры ребенка;

- развитие пространственного мышления;

- развитие эстетических представлений и критериев на

основе художественно-конструкторской деятельности;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

1.2 Общая характеристика учебного предмета, курса.

  Учебный курс «Технология» является комплексным и интегративным курсом. Отбор содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учетом традиций изучения технологии в начальной школе и принципа преемственности с дошкольным периодом и средней школой.

Содержание данной программы направлено на реализацию приоритетных направлений технологического (трудового) образования - приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической деятельности и развитие творческой одарённости ребенка, а также его самоконтроля.

Характерной особенностью построения курса является концентрический принцип; Это способствует изучению основных тем в несколько этапов, возвращению к ним на более высоком и углубленном уровне обобщения и практического применения подачи материала. Учебный материал каждого последующего года обучения тесно связан с материалом предыдущих лет обучения и логически продолжает его.

.Курс «Технология» обеспечивает возможность учащимся действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане, совершать наглядно видимые преобразования.

1.3. Место учебного предмета, курса  в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение данного учебного предмета в 1 классе отводится 33 учебных недели по 1 часу в неделю, всего 33  часа.

Количество часов в год – 33 ч.
         Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в   I четверти –  9 ч.;

Количество часов во II четверти – 7 ч.;

Количество часов в III четверти -  10 ч.;

Количество часов в IV четверти -  7 ч.

1.4.  Формы контроля.

В 1 классе контрольные работы по технологии не планируются  и проводятся только практические работы по закреплению полученных навыков.

1.5.  Внесенные изменения в рабочую программу.

п/п

Тема

Кол-во

часов по примерной программе

Кол-во

часов по рабочей программе

Примечание

1

Работа с пластилином

5

5

Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой.

2

Работа с бумагой

12

12

3

Работа с природными материалами

5

5

4

Работа с текстильными материалами

5

5

5

Работа с различными материалами с применением изученных технологий

6

6

Всего

33

33

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

2.1. Учащийся научится:

правильно организовать своё рабочее место;

понимать назначение и методы безопасного использования специальных изученных ручных инструментов;

устанавливать технологическую последовательность изготовления поделок из изученных материалов;

различным способам соединения деталей: подвижных (осевой, звеньевой, каркасный, петельный) и неподвижных (клеевой, пришивной, в шип), применению соединительных материалов (неподвижный — клей, скотч, пластилин, пластические массы, нити; подвижный —проволока, нити, верёвки);

понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки и использовать их в своей работе;

рассказывать о профессии своих родителей и сферах человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся;

правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;

выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля; построение развёрток на основе прямоугольника с помощью угольника и линейки;

самостоятельно создавать развёртки на основе готового образца-шаблона;

экономно использовать материалы при изготовлении поделок;

ориентироваться в устройстве и компонентах компьютера, текстовом редакторе «Word» и его возможностях, узнавать его компоненты по внешнему виду; применять графические редакторы, в том числе «Paint»;

ориентироваться на рабочем столе операционной системы, находить на нём необходимые файлы и папки;

корректно выключать и перезагружать компьютер.

2.2. Учащийся получит возможность научиться:

понимать назначение и устройство измерительных инструментов и приспособлений (линейка, угольник, циркуль, сантиметровая лента);

выполнять различные виды отделки и декорирования

(аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, швы вперёд-иголка, через край и пр.);

находить и представлять сведения о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах;

правильно складывать и хранить свои вещи, производить их мелкий ремонт;

рассказывать об истории компьютера и компьютерных устройствах;

изготавливать удобным для себя способом из изученных материалов поделки: на заданную тему и импровизируя;

использовать изученные возможности «Paint» и «Word» для создания виртуальных поделок; сохранять и систематизировать информацию;

рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом.

5.  Учебно-методическое, материально-техническое  и информационное обеспечение образовательного процесса.

Литература для учителя

  • Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

           От действия к   мысли. – М.: Просвещение, 2014

  • Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х частях. – М.: Просвещение, 2015
  • Сборник программ к комплекту учебников «Планета знаний» (под редакцией И. А. Петровой) – М.; Астрель 2012 г.

Литература для учащихся

Программа обеспечивается комплектом пособий, в который входят:

О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Технология. 1 класс. "Учебник. - М.: АСТ, Астрель,2015.

О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Технология. 1 класс. Рабочая тетрадь. - М.: АСТ, Астрель, 2016.

О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Обучение в 1 классе по учебнику «Технология». - М.: АСТ, Астрель, 2015

Требования к оснащению учебного процесса на уроках разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

Специфическое сопровождение (оборудование):

- индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;

- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения

конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами

и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем  и красками; инструменты для работы с проволокой.

-  материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, соленое тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объемные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор».

   Учебно-практическое оборудование

  • Природный материал
  • Пластилин
  • Цветная бумага
  • Белый картон
  • Цветной картон
  • Ткань
  • Пуговицы
  • Иголки
  • Разноцветные нитки
  • Карандаш
  • Линейка
  • Спички и спичечные коробки
  • Клей
  • Ножницы
  • Кисти

Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • демонстрационные таблицы по технике безопасности, поэтапное выполнение работы;
  • шаблоны для изготовления поделок;
  • наборы для работы с различными материалами;
  • измерительные приборы и инструменты;
  • наборы инструментов и материалов (шило, плоскогубцы, клей разных видов, бумага разных видов, ткань, проволока, фольга, нитки, иголки);
  • демонстрационные наборы «Виды тканей», «Виды бумаги», «Виды нитей»;
  • демонстрационные образцы приборов и инструментов;

Электронно-программное обеспечение:

  • электронные библиотеки по искусству, фильмы с описанием технологий изготовления различных поделок, о природе, архитектуре, дизайне;
  • записи классической и народной музыки;
  • презентации по технологии;
  • электронное интерактивное приложение «Уроки технологии с применением информационных технологий. 1-3 классы»

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • интерактивная доска;
  • магнитная доска;

                                                 

Тематика проектной деятельности учащихся.

Проекты по теме « Глина – незаменимый помощник наших предков».

                 О чем могут рассказать старинные находки.  Применение глины в наши дни. Знаменитые мастера и их творения. Пластилиновая сказка.

                 Выставка творческих работ. Сказка из пластилина. Изготовление декораций к сказке.  Источники информации: книги, словари,          

                 энциклопедии; беседы со взрослыми; музеи, выставки, прогулки по городу; мультфильмы, фильмы, познавательные программы.

                                                                                           

Проекты по теме «Волшебное оригами».

                 Возникновение оригами. Оригами в традициях народов мира. Применение оригами. Авторское оригами. Выставка поделок. Наш зоопарк.

                 Животные из бумаги. Подарки из оригами.

                 Источники информации: книги, альбомы по искусству, словари, энциклопедии; беседы со взрослыми;

                 музеи и экспозиции восточного искусства , в том числе виртуальные,  фильмы, познавательные программы, развивающие компьютерные

                 игры.

6. Контрольно-измерительные материалы.

Критерии оценивания

Предмет « Технология» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе и в быту.

                    Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

- ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

- оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;

- осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, с тем чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

- использование критериальной системы оценивания;

- оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;

- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Для оценки творческих работ учащихся целесообразно применять критериальное оценивание.

Обязательно  оцениваются  практические самостоятельные, творческие работы, самостоятельно подготовленные сообщения, доклады.

Самостоятельные, творческие работы оцениваются  в соответствии с критериями, за каждый из которых дается 1 балл:

  • Соответствие теме задания.
  • Самостоятельность выполнения работы (делал все сам или привлекал взрослых).

  • Оригинальность идеи, исполнения (интересные подходы в использовании материалов, техник).
  • Аккуратность исполнения.
  • Умение представить свою работу, описать ход, технологию исполнения.

Критерии оценивания самостоятельно подготовленных сообщений, докладов:

  • Отбор, систематизация материала в соответствии с темой, заданием.
  • Разнообразие источников информации.
  • Выразительный устный рассказ.
  • Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.

Умение отвечать на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы в 3 классе УМК "Планета знаний". Пояснительная записка + календарно- тематическое планирование на год

Рабочие программы УМК Планета знаний" 3 класс. В материале представлено календарно-тематическое планирование по всем предметам: русский язык, математика, окружающий мир, чтение, музыка, изобразительно...

Пояснительная записка по музыке по программе "Планета знаний""

Пояснительная записка по музыке по программе "Планета знаний" 4 класс....

Пояснительные записки к рабочим программам для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Пояснительные записки содержат разделы:1. На основании какого документа создана программа;2. Общая характеристика учебного предмета;3. Описание места учебного предмета в учебном плане;4. Описание ценн...

Пояснительная записка к программе 2 класса УМК "Планета знаний"

Пояснительная записка составлена к календарно-тематическому планированию для 2 класса УМК "Планета знаний" по всем предметам...

Пояснительная записка по русскому языку "Планета знаний" 2 класс

Пояснительная записка по русскому языку "Планета знаний" 2 класс...

Пояснительная записка по программе "Планета знаний" 2 класс(математика,русский язык,литературное чтение, окружающий мир).

Пояснительная записка  "Планета знаний" 2 класс(математика,русский язык,литературное чтение, окружающий мир)....