Обобщение педагогического опыта
статья по технологии на тему

Горчакова Ольга Николаевна

В данном материале дано краткое описание работы по теме 

«Использование информационных технологий в учебном процессе с целью повышения качества образования младших школьников»

В заключении представлены результаты работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_po_opisannoy_probleme.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование информационных технологий в учебном процессе с целью повышения качества образования младших школьников»

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникационных  технологий (ИКТ). Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. ИКТ помогают учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала.

Цели и задачи использования ИКТ в начальной школе

Основной идеей использования информационных технологий считаю стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность.

Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.

Для достижения этой цели решаю следующие задачи:

•        активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

•        развитие мотивации к обучению;

•        развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций;

•        развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

•        повышение уровня комфортности обучения;

•        снижение дидактических затруднений учащихся;

•        повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности.

Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных учителю.

Применение информационных технологий осуществляю по следующим направлениям:

1.Использование возможностей программ-приложений пакета Microsoft Office: (Word, Excel, Power Point, Publisher) для создания разнообразных материалов.

2. Работа с различными видами компьютерных программ, применение электронных образовательных ресурсов, электронных учебников, работа с интерактивной доской, ресурсами Интернет как универсальных средств обучения, способных значительно повысить его эффективность и качество.

Компьютер может быть на уроке и тренажером, и средством подвижной наглядности, и хранителем информации, и средством контроля и мониторинга.

Особенностью компьютерного обучения является пошаговая последовательность самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

Формы организации использования ИКТ в обучении

Основные организационные формы использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы:

o        компьютерный класс;

o        один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;

o        компьютер в библиотеке школы;

o        один - пять компьютеров в рабочей зоне класса;

o        компьютер у учащегося дома.

Методы обучения с использованием ИКТ, применимые для начальных классов

Творческие работы на компьютере.

Естественнонаучное исследование.

Компьютерное тестирование.

Диалог ребенка с  наукой  и  культурой посредствам Всемирной компьютерной сети –Internet.

При активном использовании информационных технологий в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Позитивная динамика изменения мотивации учащихся. Повышение качества образования младших школьников.

На примере своих достижений хочу продемонстрировать эффективность работы по заявленной теме.

Информация о продуктивности образовательной деятельности педагога

 

2011-2012

2012-2013

2013-2014

математика

77

77

80,8

русский язык

74

73

73,07

Информация о продуктивности деятельности педагога по развитию учащихся

Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах

Уровень олимпиады, название

Результат (указывать количество, победителей, призеров, участников).

 Название приказа, № и дата, учреждение/организация, издавшая приказ либо подтверждающая справка от администрации обр. организации

Школьный уровень. Олимпиада по математике. 2014 год

1 победитель. Приказ МБОУ Кудиновской  СОШ №35 « О результатах школьного тура олимпиады по русскому языку и по математике для учащихся 4-х классов» от 21.03.2014 г. № 31

Школьный уровень. Олимпиада по русскому языку.2014 год

2 победителя. Приказ МБОУ Кудиновской  СОШ №35 « О результатах школьного тура олимпиады по русскому языку и по математике для учащихся 4-х классов» от 21.03.2014 г. № 31

Муниципальный уровень. Олимпиада по математике. 2014 год

1 участник. Приказ МБОУ Кудиновской СОШ №35 « О результатах школьного тура олимпиады по русскому языку и по математике для учащихся 4-х классов» от 21.03.2014 г. № 31

Муниципальный уровень. Олимпиада по русскому языку. 2014 год

1 участник. Приказ МБОУ Кудиновской СОШ №35 « О результатах школьного тура олимпиады по русскому языку и по математике для учащихся 4-х классов» от 21.03.2014 г. № 31

Результаты внеурочной деятельности обучающихся (по предмету):

  • конкурсы,
  • турниры,
  • выставки и др.

Форма (конкурсы, турниры, выставки и др.),
уровень, название, год

Результат (указывать количество победителей, призеров, участников).

Название, № и дата приказа, учреждение/организация, издавшая приказ либо подтверждающая справка от администрации обр.орг.

Школьный уровень. Международная игра - конкурс  «Русский медвежонок», 2012 г.

1 победитель, 1 призёр. Приказ МБОУ Кудиновской СОШ №35  от 22.02.2013 г. №23

Школьный уровень.  Конкурс-игра «Русский медвежонок-2013».

1 призёр. Справка МБОУ Кудиновской СОШ №35 от 29.01.2014 г.  № 26.

Школьный уровень. Математический конкурс-игра «Кенгуру-2013».

2 призера. Справка МБОУ Кудиновской СОШ №35 от 13.05.2013 г.  № 34.

Школьный уровень.  Математический конкурс-игра «Кенгуру-2014».

1 призёр. Справка МБОУ Кудиновской СОШ №35 от 29.05.2014 г.  № 45.

Школьный уровень. Конкурс фотографий «Краски осени» для учащихся 1-11 классов», 2012 г.

1 победитель. Приказ МБОУ Кудиновской  СОШ №35 «Об итогах школьного этапа конкурса фотографий «Краски осени» для учащихся 1-11 классов» от 31.10.2012 г. № 137а

Школьный уровень. Конкурс «Мамина забота», 2012 г.

1 победитель. Приказ МБОУ Кудиновской  СОШ №35 «Об итогах школьного конкурса «Мамина забота» от 07.12.2012 г. № 163а

Школьный уровень. Конкурс «Природная фантазия», 2013г.

1 победитель, 4 призёра. Приказ МБОУ Кудиновской СОШ №35 «Об итогах школьного этапа муниципального конкурса «Природная фантазия» от 26.09.2013 г. № 99а

Школьный уровень. Конкурс «Земля улыбается цветами», 2013 г.

1 победитель. Приказ МБОУ Кудиновской СОШ №35 «Об итогах школьного этапа муниципального конкурса «Земля улыбается цветами» от 30.10.2013 г. № 112а

Школьный уровень. Конкурс плакатов по теме «Школа – территория, свободная от ПАВ» в рамках районного Форума «Школа - территория здоровья», 2013 г.

1 победитель. Приказ МБОУ Кудиновской СОШ №35 «Об итогах проведения школьного этапа конкурса плакатов «Школа – территория, свободная от ПАВ» в рамках районного Форума «Школа - территория здоровья» от 20.11.2013 г. № 128

Школьный уровень. Конкурс сочинений «Война глазами школьников», 2013 г.

1 призёр. Приказ МБОУ Кудиновской СОШ №35 «Об итогах школьного этапа конкурса сочинений «Война глазами школьников» от 02.04.2013г. №39/1

Муниципальный уровень. Конкурс компьютерных рисунков «Космические дали», 2010г.

1 призёр. Приказ Управления образования администрации Ногинского муниципального района Московской области «Об итогах конкурса компьютерных рисунков «Космические дали» от 24.12.2010 г. № 656

Муниципальный уровень. Фестиваль художественного творчества «Открывая просторы Вселенной», 2011 г.

1призёр. Приказ Управления образования администрации Ногинского муниципального района Московской области «Об итогах муниципального фестиваля художественного творчества учащихся и воспитанников образовательных учреждений «Открывая просторы Вселенной»  от 15.03.2011г. № 145.

Муниципальный уровень. Конкурс компьютерных рисунков «Ратные страницы истории Отечества», 2012 г.

2 призёра. Приказ Управления образования администрации Ногинского муниципального района Московской области «Об итогах конкурса компьютерных рисунков «Ратные страницы истории Отечества» от 15.02.2012 г. № 96

Муниципальный уровень. Муниципальный конкурс творческих работ «Мы за безопасную дорогу», 2012 г.

1 победитель. Приказ Управления образования администрации Ногинского муниципального района Московской области «Об итогах  муниципального конкурса творческих работ «Мы за безопасную дорогу» от 20.03.2012 г. № 171

Муниципальный уровень. Конкурс чтецов учащихся 2 классов, 2012 г.

1 призёр. Приказ Управления образования администрации Ногинского муниципального района Московской области «О результатах конкурса чтецов учащихся 2 классов» от 02.04.2012 г. № 228

Муниципальный уровень. Муниципальный конкурс школьных проектов, посвященных 20-летию Конституции РФ, 2013 г.

1 призёр. Приказ Управления образования администрации Ногинского муниципального района Московской области «Об итогах муниципального конкурса школьных проектов, посвященных 20-летию Конституции РФ» от 21.10.2013 г. № 1044

Муниципальный уровень. Конкурс компьютерных рисунков «Школьные годы чудесные», 2013 г.

1 призёр. Приказ Управления образования администрации Ногинского муниципального района Московской области «Об итогах конкурса компьютерных рисунков «Школьные годы чудесные» от 04.02.2013 г. № 68

Муниципальный уровень. Муниципальный этап конкурса творческих работ «Мы за безопасную дорогу», 2013 г.

1 призёр. Приказ Управления образования администрации Ногинского муниципального района Московской области «О результатах муниципального этапа конкурса творческих работ «Мы за безопасную дорогу» от 06.05.2013 г. № 371

Муниципальный уровень. Районный конкурс фотографий «Удивительный мир природы», 2013 г.

1 победитель. Приказ Управления образования администрации Ногинского муниципального района Московской области «Об итогах  районного конкурса фотографий «Удивительный мир природы» от 23.05.2013 г. № 427

Муниципальный уровень. Спортивные соревнования «Моё здоровье – моё достояние», 2014 г.

1 победитель, 1 призёр. Приказ Управления образования администрации Ногинского муниципального района Московской области «Об итогах  семейных соревнований «Моё здоровье – моё достояние» от 10.04.2014 г. № 333

Региональный уровень. Областной конкурс творческих работ «Мы за безопасную дорогу», 2012 г.

1 призёр. Диплом Министерства образования Московской области Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Московской области «Центр развития творчества детей и юношества» 2012 г.

Федеральный уровень. Всероссийский конкурс сочинений «Я – житель планеты Земля», 2013 г.

3 призёра. Протокол  определения победителей Центр развития мышления и интеллекта  от 20.05.2013 г. № П-348

Федеральный уровень. Всероссийский конкурс прикладного творчества «Украшаем ёлку», 2014 г.

1призёр. Протокол  определения победителей Центр развития мышления и интеллекта от 04.02.2014 г. № П-507

Федеральный уровень. Всероссийский фотоконкурс «Папа может всё…», 2014 г.

2 победителя, 1 призёр. Протокол  определения победителей Центр развития мышления и интеллекта  от 04.02.2014 г. № П-511

Позитивная динамика количественных и качественных показателей участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня.

2010 г.- 12 чел.

2014 г.-18 чел.

Наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации                    в профессиональном сообществе

Показатель

Форма представления

1.

Конспект внеклассного мероприятия «Праздник Букваря»

Публикация в СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО» 2013 г.

2.

Учебно-методический материал.

Конспект урока. Русский язык 4-й класс.

Тема: «Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях имён существительных»

Публикация в электронном СМИ nsportal.ru  2013г.

3.

Конспект урока. Окружающий мир 3-й класс. Тема: «Государственный бюджет».

Урок с применением  современных образовательных технологий.

Публикация в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2013/2014 учебный год (на сайте Фестиваля, на диске и в сборнике тезисов)

4.

Конспект урока. Обучение грамоте 1-й класс. Тема: «Использование слов он, она, оно»

Публикация на образовательном  интернет-ресурсе «Учительский.сайт» 2015г.

5.

Методическая разработка. Презентация к уроку обучения грамоте 1-й класс. Тема: «Использование слов он, она, оно»

Публикация на образовательном  интернет-ресурсе «Учительский.сайт» 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...