Рабочая программа по технологии 4 класс школа 21 век
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Ивлева Татьяна Ивановна

рабочая программа по технологии 4 класс школа 21 век

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_tehnologiya_4_klass.docx80.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Технология 4 класс» адресована обучающимся

4 класса начальной общеобразовательной школы и составлена на основе документов:

1.Стандарты второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва. Просвещение. 2010.

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22. 12. 2009 № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва. Просвещение. 2011

4.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. в 2 ч.Ч.1. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.- 400с.(Стандарты второго поколения).Ч.2. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.- 231с.(Стандарты второго поколения).

5.Технология: программа: 1-4 классы / Е. А. Лутцева. – М. :Вентана-Граф, 2012

6.Учебный план МОУ «СОШ с.Ивантеевка» на 2015 – 2016 учебный год

7.Положение о рабочей программе педагога МОУ «СОШ с.Ивантеевка».

Роль учебного  курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.

Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.

Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материального мира. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету «Технология», формируемой участниками образовательного процесса

 В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно – творческой и технико – технологической деятельности, основанной на образцах духовно – культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во – вторых, создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использование современных информационных технологий.

Уникальная предметно – практическая среда, окружающая ребёнка, и его предметно – манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют не только успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно – материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета, курса        

Главная задача современного образования подготовить функционально грамотную личность, умеющую самостоятельно критически мыслить, решать проблемы, работать с информацией, быть коммуникабельной.

Цели предмета: обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Задачи:

развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.) интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно – логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой(как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов);о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

формирование первоначальных конструкторско – технологических и организационно – экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно – конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;                                                        

воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей. В репродуктивном ключе строится только освоение технологических приёмов и операций.

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные. С их помощью каждый ребёнок ставится в позицию субъекта учения т. е. это делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого  урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту  учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённой информации.

В курсе заложены два уровня в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.

Технологии, методы и формы решения поставленных задач

Для успешности решения задач курса используются разнообразные формы и методы организации работы: урок-игра, урок-путешествие, урок с использованием ИКТ, самооценка работы, работа с учебником и тетрадью, содержание предмета характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д.

 Курс реализует следующие типы уроков:

●урок открытия новых знаний;

●урок- рефлексия;

●урок общеметодологической направленности;

●урок развивающего контроля

На уроках используют  разные формы обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, что позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании УУД и предметных учебных действий, которые предусмотрены программой максимально реализовывать поставленные задачи.

Основной формой организации уроков технологии в 4 классе является урок продолжительностью 45 минут.

 Основные педагогические технологии -  информационно - коммуникативные            технологии,  элементы других технологий: здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии, технология тестового контроля, метод проектного обучения.

Роль и значимость предмета 

Курс «Технология» является составной частью Образовательной системы ««Начальная школа XXI века»». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс развивающе - обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Практико – ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология»  обеспечивает связь со смежными предметами эстетического цикла, предметами естественно – научного цикла с целью создания целостной картины мира.

Межпредметные связи:

 Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

Русский язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Курс технология для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса  средней общеобразовательной школы и  входит в число дисциплин включенных в учебный план.

Сроки реализации программы: 2015 – 2016 учебный год

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит  135 часов для изучения учебного предмета «Технология» на этапе начального общего образования.

На изучение курса по учебному образовательному плану МОУ «СОШ с.Ивантеевка» на 2015 – 2016 учебный год отводится 1 час в неделю, что составляет  34 учебных часа.

I   четверть –  9 часов

II  четверть –  8 часов

III четверть – 10 часов

IV четверть –  8 часов

Программа «Технология» Е.А. Лутцевой  соотвествует ФГОС 2009 года по технологии для 4 класса, поэтому в рабочую программу, по сравнении с авторской, изменений не внесено.

Резервных часов данной программой не предусмотрено.

Система условных обозначений отсутствует.          

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а    

также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально личностно значимых качеств, индивидуально – личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость,  уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Предметными результатами освоения изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно – преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Основные требования к уровню подготовки учащихся в 4 классе

К концу обучения в 4 классе  у учащихся будут сформированы:

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события)  с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий,, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

•опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;

 •понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать  цель урока после предварительного обсуждения;

с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;

совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

•выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с ним;

•осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

•в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов;

Познавательные УУД:

искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;

приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач;

делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений;

преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение чувствовать значение предметов материального мира.

Коммуникативные УУД:

формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать;

слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться;

 Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.

Предметные результаты (по разделам)

Раздел «Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»

знать (на уровне представлений):

•о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;

•об основных правилах дизайна и их учёте при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);

•о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

уметь:

•организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;

•использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;

•бережно относиться и защищать природу и материальный мир;

•безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);

•выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы)

Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»

знать:

•названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);

•названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);

•последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

•основные линии чертежа (осевая и центровая);

•правила безопасной работы канцелярским ножом;

•петельную строчку, её варианты, их назначение.

Иметь представление:

•о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;

•об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;

•о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;

•традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;

•стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;

•художественных техниках (в рамках изученного).

Уметь самостоятельно:

•читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;

•выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;

•подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;

•выполнять рицовку;

•оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и её вариантами;

•находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет);

Раздел «Конструирование и моделирование»

знать:

•простейшие способы достижения прочности конструкций.

уметь:

•конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;

•изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

•выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.

 Раздел «Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)»

иметь представление:

•об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.

знать:

•названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).

уметь с помощью учителя:

•создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;

•оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);

•работать с доступной информацией;

• работать в программах Word,Power Point.

Содержание тем учебного курса «Технология» 4 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

уроки

проверочные и контрольны е работы

Творческие работы и проекты

1.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

14 ч

12 ч

2 ч

2 п

2.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

8 ч

8 ч

4 п

3.

Конструирование и моделирование

5 ч

5 ч

2п

4.

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

7 ч

6 ч

1 ч

                                    Итого:

34 ч

3 ч

6 п

     

Календарно – тематический план

Учебные материалы к урокам прописаны в разделе «Описание материально-технического обеспечения»

УУД, формируемые на уроке

№п/п

Наименование разделов

кол-во  часов

Формируемые универсальные учебные действия у обучающихся:

1.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

14

Познавательные УУД:

искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;

приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач;

делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений;

преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать  цель урока после предварительного обсуждения;

с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;

совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

•выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с ним;

•осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

•в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммункативные УУД:

формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать;

слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться;

 Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Личностные УУД:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события)  с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий,, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

•опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;

понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.

2.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

8

3.

Конструирование и моделирование

5

4.

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

7

п/п

Раздел программы                        

Тема урока

Кол-во

часов

        дата            

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов  деятельности учащихся

Тип урока

По плану

По факту

I четверть – 9 часов

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

14

1

Рукотворный мир как результат труда.

1

02.09

Человек – творец и созида     тель, созидатель духовно-культурной и материальной среды. Технические достижения XX–начала XXI в

Знать  жизнь и деятельность на ших предков, преемственность в работе мастеров, ремесленни ков и современных производ ств. Уметь подбирать и приме нять рациональные конструкти вные решения и технологичес кие приёмы изготовления изде лий. Иметь представление о сов ременных направлениях научно -технического развития в своей стране  и мире. Знать названия и свойства материалов, исполь зуемых в работах учащихся.

открытия нового зн ания

2

Что такое научно-

технический прогресс.

Входной мониторинг.

1

09.09

открытия нового зн ания разв ивающе го конт рол

3

Современное производство Как люди совершают открытия

1

16.09

Человек –  созидатель, изобре татель. Профессии XX века. Современные профессии Познакомить с основными открытиями 20 века, ускорив шими технологическую модер низацию производства

нужных людям товаров.

Знать технические изобретения 20 века, вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.)

общеметодологической направле нности

4

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда

1

23.09

общеметодологической направле нности

5

Как работает современный завод

1

30.09

Дать общее представление об отделах современных произво дственных предприятий, о конвейерном производстве (на примере автозавода).

Иметь представление об отдель ных элементарных аспектах эк ономических знаний (разделен ие труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.)Проводить доступные исследования новых материалов с целью дальнейшего их использования в собственной художественно творческой деятельности

открытия нового зн ания

6

Какие бывают двигатели

Макет автомобиля джип

1

07.10

Машины и механизмы – помо щники человека, их назначе ние, характерные особенности конструкций.

открытия нового зн ания

7

Природа – кормилица

Чёрное золото  

1

14.10

Дать представление о нефти и газе как основном современн ом промышленном сырье и ун икальных продуктах природы Дать общее представление о продуктах нефтепереработки. Познакомить с наиболее расп ространёнными в быту полиме рными материалами (пластмас са, полиэтилен), их свойствами  и технологией ручной обработки.

находить и использовать допол нительную информацию из раз личных источников для выпол нения предложенного задания ;анализировать доступные зад ания:понимать поставленную цель, отделять известное от не известного, прогнозировать пол учение практических результат ов в зависимости от характера выполняемых действий, наход ить и использовать в соответст вии с этим оптимальные средства и способы работы

открытия нового зн ания

8

Как добывают нефть и газ

1

21.10

открытия нового зн ания

9

Что изготовляют из нефти Изделия из пластиковой бутылки.

1

28.10

открытия нового зн ания

II четверть – 7 часов

10

Проблемы экологии. Что такое предприятия высокой технологии.  

1

11.11

Проблемы экологии.

культура поведения в природе и обществе; поддержание чистоты там, где постоянно сами находятся

открытия нового зн ания

11

Новые технологии в земле делии и животноводстве. Новогодний проект.

1

18.11

Дать общее представление о новейших технологиях в земледелии и животноводстве, их положительном и отрицательном действии Декоративное оформление культурно-бытовой среды

грамотный уход за домашними животными; выращивание дер евьев, кустарников, цветов; ку льтура общения (речь и этикет и т.д)  под руководством учите ля  коллективно разрабатывать несложные тамитические проекты и самостоятельно их реализовывать

открытия нового зн ания

12

Самообслуживание. Бытовые приборы.

1

25.11

Самообслуживание (пришива ние пуговиц, сшивание разры вов по шву. Правила безопасн ого пользования бытовыми приборами), хозяйственно-пра ктическая помощь взрослым

Организовывать свою деятель ность соблюдать приёмы безопа сного и рационального труда, взаимодействовать  со сверст никами и взрослыми

общеметодологической направле нности

13

Цветочная сказка Мониторинг за первое полугодие.

1

02.12

Мир растения (уход за растен иями, размножение луковица ми, клубнями, пересадка, перевалка

Использовать необходимую информацию для выполнения предложенного задания

развиваю щего конт роля

14

Жилище человека. О чем рассказывает дом. Коллективный проект загородного дома.

1

09.12

Декоративное оформление культурно-бытовой среды

Искать наиболее целесообразн ые способы решения задач прик ладного характера в зависимос ти от цели и конкретных услов ий работы

общеметодологической направле нности

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

8

15

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

1

16.12

Происхождение и использован ие синтетических материалов. Использование их свойств в опасных профессиях. Бережн ое и экономное расходование матероиалов. Способы обрабо тки материалов

Самостоятельно проводить дос тупные исследования новых ма териалов с целью выявления их художественно-технологическ их особенностей для дальнейше го использования в собственной художественно-творческой деятельности

открытия нового зн ания

16

Инструменты и приспособления для обработки материалов

1

23.12

Подбор инструментов и прис пособлений в зависимости от конструктивных  и технологич еских особенностей изделий

открытия нового зн ания

III четверть – 10 часов

17

Общее представления о технологическом процессе

1

13.01

Представление об устройстве и назначении изделий

Обобщать то новое, что откры то и усвоено на уроке или в соб ственной творческой деятельности

открытия нового зн ания

18

Дом для семьи.

1

20.01

Сложные объёмные конструк ции и их развёртки. Чтение развёрток. Разметка с опорой на доступные графические изображения.

Читать схематические рисунки.

открытия нового зн ания

19

Проект сферы обслуживающих предприятий.

1

27.01

 Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции, оформления, стилев ая гармония). Дать общее пред ставление о технических проб лемах строительства современ ных высотных домов;общее представление о городской инфраструктуре.

 Выполнять эскиз общего вида, изготавливать макет дома.        

открытия нового зн ания

20

Как дом стал небоскребом

1

03.02

10.02

Разрабатывать схемы, эскизы, изготавливать модель.

открытия нового зн ания

21

Какие бывают города.

Города будущего.

1

10.02

17.02

Реализовывать коллективный проект. Воплощать мыслительный образ в материале с опрой (при необходимости) на освоенные графические изображения

открытия нового зн ания

22

Графические изображения в технике и технологии

1

17.02

24.02

открытия нового зн ания

Конструирование и моделирование

5

23

Что такое дизайн. Дизайн упаковки.

1

24.02

02.03

Дизайн в художественной и технической деятельности че ловека (единство формы, функ ции, оформления, стилевая гармония).

основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сору жениям.Характеризовать основ ные требования к  конструкции изделия, моделировать  неслож ные изделия с разными констру ктивными особенностями (в пр еделах изученного); конструиро вать объекты с учётом технич еских и художественно – декоративных условий

открытия нового зн ания

24

Дизайн в технике.  

1

02.03

09.03

деятельность дизайнеров при создании технических объект ов, о красоте как одном из осн овных критериев качества технического изделия

открытия нового зн ания

25

Дизайн интерьера и ландшафта.  

1

09.03

16.03

Конструирование и моделиров ание изделий на основе приро дных форм и конструкций, простейших технических объектов(моделей,макетов)

открытия нового зн ания

26

Дизайн  одежды. Проект «Дизайн в одежде»

1

16.03

23.03

Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного, культурно – бытового назначения

Участвовать в совместной твор ческой деятельности при выпол нении учебных практических ра бот и реализации несложных пр оектов; проектировать изделия Под руководством учителя колл ективно разрабатывать несложн ые тематические проекты и сам остоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результат

открытия нового зн ания

IV четверть – 8 часов

27

Дизайн рекламной продукции

1

23.03

06.04

роль дизайна в рекламном бизнесе

Планировать последовательнос ть практических действий для реализации замысла, поставленной задачи

открытия нового зн ания

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

7

28

Зачем человеку нужна информация.

Что такое компьютер   Правила техники безопасности при работе с компьютером.

1

06.04

13.04

Правила клавиатурного письма; возможности персонального компьютера

самостоятельно:наблюдать обра зы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объ ектов с помощью компьютера.с помощью учителя: исследовать (наблюдать, сравнивать, сопос тавлять)технологические свойст ва, способы обработки элемент ов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку текстов; наблюдать и ис пользовать материальные и инф ормационные объекты, инструм енты материальных и информац ионных технологий, элементы информационных объектов (ли нии, фигуры, текст, таблицы)их свойства: цвет, ширину и шабло ны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, ин тервал и выравнивание абзацев; проектировать информационн ые изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реали зовывать замысел и готовую продукцию в зависимости от во зможностей конкретной инстру ментальной среды; искать, отби рать и  использовать необходим ые составные элементы информ ационной продукции  (изображе ния, тексты, звуки, видео)

открытия нового зн ания

29

Как работают компьютерные программы. Компьютерное письмо.

1

13.04

15.04

Программа Word. Создание не больших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране ком  пьютера. Оформление текста, (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца)

открытия нового зн ания

30

Создание, оформление и сохранение печатных текстов.

1

20.04

открытия нового зн ания

31

Создание таблиц Практикум овладения компьютером

1

27.04

открытия нового зн ания

32

Создание презентаций

Итоговый мониторинг

1

04.05

Программа Power Point. Созда ние презентаций по готовым шаблонам. Набор текста в раз ных форматах. Вставка рисун ков  компьютерной базы, фото графий. Корректировка их раз меров и местоположения на странице

открытия нового зн ания

33

Как вставить изображение в презентацию из компьютерной базы

1

11.05

открытия нового зн ания

34

Обобщение по теме. Повторение.

1

18.05

открытия нового зн ания

Описание материально-технического  обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический  комплект Начальная школа XXI века разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования. Учебно-методический комплект  выпускает Издательский центр «Вентана – Граф», г. Москва.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

Учебный методический комплект ученика  

1. «Технология»:  4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана – Граф, 2013

2. «Технология»: 4 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана – Граф, 2015

Перечень учебно-методического обеспечения учителя.

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва. Просвещение. 2011

2.   Закон «Об образовании»  РФ.

3.  Технология: программа: 1-4 классы / Е. А. Лутцева. – М. :Вентана-Граф, 2012.-80 с.

4. Технология: 4 класс: методика обучения/ Е. А. Лутцева. – 2-е изд., доп. – М. :Вентана-Граф, 2012

5. Поурочные разработки по технологии: 4 класс. Давыдова М.А.- М.: ВАКО,2010г. 

6. «Технология»:  4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана - Граф, 2013

7. «Технология»: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2015

Специфическое оборудование:

Печатные средства обучения

1.Таблицы «Технология 4 класс».

Оборудование и приборы

1.Магнитная доска.

2.Компьютер с принтером .

3.Проектор.

4. Образцы тканей

5.Материалы для изготовления изделий:

Пластилин.

Цветные карандаши.

Клей ПВА.

Цветная бумага.

Картон и др.

6. Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач:

Ножницы.

Иглы.

Булавки и др.

Список дополнительной литературы для учащихся

1.Мир вещей / под ред. Т. Евсеевой. М. , 2007.

2.Политехнический словарь. – 2-е изд. /под ред. А. Ю. Ишлинского. – М: Просвещение, 1999.

3.Энциклопедия для детей: физика. – М. :Аванта, 2000. Т. 16

4.Энциклопедия для детей: химия. – М. :Аванта, 2000. Т. 17

5.Энциклопедия для детей: техника. – М. :Аванта, 1999. Т. 14

6.Энциклопедический словарь юного техника. – 2-е изд., перераб.,М. : Педагогика, 1987

7.Энциклопедия юного учёного техника. – М. :Росмен, 2001.

Медиаресурсы и Интернет-ресурсы

Электронные учебные пособия:

1. Уроки технологии с применением информационных технологий. 1- 4классы: методическое пособие с электронным приложением /В. В. Старикова.  - М.: Глобус, 2009. – 123 с. (Современная школа).

2.Интернет- ресурсы. .  http://www.proshkolu.ru/    http://viki.rdf.ru/        http://pedsovet.su/

3.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-  collection.edu.ru

4.КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). –  Режимдоступа: http:// www.km-school.ru

5.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

6.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.  

1september.ru/urok

Приложение к программе

№ п/п

Темы плановых контрольных уроков

Дата

1

Входной мониторинг.

09.09

2.

Мониторинг за первое полугодие

02.12

3.

Итоговый мониторинг.

04.05

Приложение к программе

Темы творческих работ учащихся

№п/п

Название мероприятия

Форма работы

Сроки

1

Дом для семьи

мини проект

20.01 ур. № 18

2

Дизайн интерьера и ландшафта

мини проект

09.03 ур. № 25

3

Дизайн в одежде

мини проект

16.03 ур. № 26

4

Мастерская Снегурочки и её друзей

проект

18.11 ур. № 11

Коллективный проект

5

Коллективный проект загородного дома

проект

09.12 ур. № 14

6

Проект сферы обслуживающих предприятий

проект

27.01 ур. № 19

7

Какие бывают города. Города будущего

проект

10.02 ур. № 21

Приложение к программе

Презентации к урокам:

№п/п

Тема презентации

 Номер  урока

1

Человек – творец и созидатель, созидатель духовно-культурной и материальной среды

урок № 1

2

Чеканка

урок № 2

3

Какие бывают двигатели

урок № 6

4

Что изготавливают из нефти

урок № 9

5

Проблемы экологии

урок № 10

6

Новые технологии в земледелии и животноводстве

урок № 11

7

Жилище человека. О чем рассказывает дом

урок № 14

8

Свойства материала

урок № 15

9

Какие бывают города

урок № 21

10

Что такое дизайн

урок № 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по технологии УМК «Школа России» 3 класс

Развернутое тематическое планирование по технологии  УМК «Школа России» 3 класс...

Рабочая программа по "Технологии" УМК "Школа России" 1 класс

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией д...

Рабочая программа по технологии "Начальная школа ХХI век" 1-4 класс

Рабочая программа "Начальная школа ХХI век" технология 1-4 класс...

Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»

Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»...

Рабочая программа по технологии. УМК "Школа России", 1 класс. (Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология».)

ТЕХНОЛОГИЯПо программе - 33 часа, 1 час в неделюЕ.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образ...