Урок технологии. Обработка текстильных материалов. Обереговые куклы Мартинички.
план-конспект урока по технологии (3 класс) на тему
Сценарий урока технологии. Раздел " Обработка текстильных материалов". Изготовление обереговых-обрядовых кукол из ниток. Обрядовая кукла Мартиничка - это парная кукла: одна кукла изготавливается из белых ниток, а вторая - из красных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tehnologii._3_klass.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
УШАКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ФИЛИАЛ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ШИШКИНСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Урок технологии
Класс: 3
Тема: Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла Мартиничка.
Учитель: Засорина Галина Николаевна
Ушаково, 2016 год
Урок технологии
Класс– 3 класс
Учитель– Засорина Галина Николаевна
Тема: Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла. Мартиничка.
Тип урока: Комплексное применение знаний и умений
Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации и способствовать их реализации средствами индивидуальной и творческой деятельности.
Цель: Знакомство и приобщение детей к русской культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол, как ярких представителей народных традиций декоративно-прикладного искусства.
Задачи урока:
- Образовательная:Создать условия для:
- обеспечение преемственности традиций, сохранение и преумножение историко-культурного наследия;
- стимулирование интереса к изучению народных традиций в декоративно-прикладном искусстве;
- выявление талантливых детей, их индивидуальных творческих способностей, содействие их участию в творческой жизни, как будущих мастеров;
- изучение видов народных кукол, технологии их изготовления, используемых традиционных материалов, развитие мелкой моторики рук, формирование эстетического вкуса.
- Развивающая:Создать условия для:
- развития познавательного интереса к предмету, самостоятельности;
- развитие речи учащихся.
- Воспитательная:Создать условия для:
- воспитания учебной активности учащихся, культуры труда на уроке,
аккуратности, усидчивости;
- воспитание интереса и уважения к наследию наших предков.
- Здоровьесберегающая:Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся через:
- физкультминутки, микропаузы для снятия напряжения с глаз;
- соблюдения техники безопасности;
- правильную посадку.
Планируемые результаты: УУД: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- Познавательные: выдвигают гипотезу и обосновывают её
- Регулятивные: контролируют свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания
- Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, взаимодействовать с партнёром по коммуникации.
- Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- Иметь представление об обереговых куклах, народных традициях.
- Уметь: знать назначение обереговых кукол; работать с текстилным материалом: плести парных кукол.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа; работа в парах.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный; словесный; метод самостоятельной работы.
Оборудование: компьютер, проектор,
Материал: пряжа белого и красного цвета, вата
Инструменты и приспособления: ножницы, картонные заготовки прямоугольной формы (150х100мм)
Сценарий урока.
І. Мотивация учебной деятельности.
Я держу в ладошках солнце.
Я дарю его друзьям.
Улыбнитесь – это просто.
Лучик солнца – это вам
Сядьте поудобнее, улыбнитесь друг другу.
С хорошим настроением начинаем урок.
- Сегодня у нас урок мастерства, творчества. А творчество – источник доброты, истины и красоты.
ІІ. Актуализация знаний и умений.
- У наших предков – славян 1 марта – праздник прихода весны. Они звали, закликивали весну.
Приходи к нам ,Весна, со радость!
С великой к нам со милостью!
Дай, Весна, добры годы,
Годы добрые, хлебородные.
Неизменным атрибутом обряда закликания весны являлись народные куклы.
Кукол вязали парами:из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Это были обереговые куклы
- Словарная работа
.- Кто знает, что означает слово «оберег»?
- Где можно узнать точное значение слова? (Читают значение слова в толковом словаре).
Оберег – предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь (обереги от порчи, от дурного глаза) (Толковый словарь Ожегова)
3. Сообщение о народных куклах. Рассказ сопровождается показом фотографий и кукол, изготовленных своими руками..
- Вот каких чудесных кукол мастерили наши бабушки. Они верили, что куклы обереги спасают от болезней и несчастий, хранят любовь и защищают от злых сил. Можно считать это мудростью или суеверием, можно не верить в магическую силу народных кукол, но знать это мы должны, как частичку прошлого, часть истории наших предков.
ІІІ. Определение темы урока и постановка учебных задач.
- Поднимите руку, кто хотел бы иметь подобную куклу?
- Итак, сегодня на уроке мы научимся мастерить одну из обрядовых куколМартиничек.
- Почему они так называются?
Название Мартинички указывает на то, что эти куклы изготавливали в марте, празднуя приход весны.
ІV. Открытие новых знаний.
1. Анализ изделия и планирование работы.
- Рассмотрите кукол. Из какого материала они изготовлены? Какие инструменты и приспособления нам потребуются?
Материал:пряжа белого и красного цвета, вата
Инструменты и приспособления:ножницы, картонные заготовки прямоугольной формы(15х10 см)
- Работать будете по плану.
Ознакомьтесь с алгоритмами работы.
Анализ образца: косичка, голова, руки, туловище, юбочка/ноги
Последовательность изготовления:
Изготовление косички
Сплести косичку из пряжи (30 см.). Концы косичек завязать и распустить.
Изготовление туловища
На картонный прямоугольник (15х10 см) намотать 25 витков пряжи.
Полученным концом пряжи завязать моток с одной стороны.
Привязать один край сплетённой косички к мотку пряжи в месте завязанного края (узелка).
Изготовление головы
Из пряжи или ваты скатать клубочек (20-30 мм). Клубочек подложить под узелок косички и мотка. Расправить витки мотка. Под полученной головой обмотать пряжу и завязать узелок.
Изготовление рук
На картонный прямоугольник намотать 15 витков пряжи. С обоих концов мотка завязать узелки.
Моток снять с картонного квадрата. На расстоянии 2 см. от краёв мотка (узелков) обвить и завязать концы пряжей.
Разрезать пряжу по краям мотка.
Изготовление тела
Расправить моток с головой и продеть изготовленные руки.
Ручки придвинуть к голове и плотно перевязать пряжей в области пояса.
Нижний край тела куклы (мотка) разрезать и расправить.
Из пряжи белого цвета сделать вторую куклу.
«Мартинички» готовы.
Какие возникли вопросы?
2. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.
Не забывай правила безопасной работы.
· Будь внимателен, не отвлекайся во время работы.
· Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
· Подавай ножницы кольцами вперед. Храни ножницы в специальном футляре.
· После работы приведите рабочее место в порядок, вымой руки.
V. Включение новых знаний в систему знаний.
Самостоятельная работа.
- Я уверена, что мы выбрали работу по силам. Смело приступайте к творчеству и помните, что настоящие чудеса творятся с радостью и желанием, помноженными на терпение и усидчивость. «Вложите» в куколку оберег частичку своего тепла и доброты.
2. Через 10 минут самостоятельной работы – микропауза для снятия напряжения с глаз.
Вы крутили завитки –
В этом руки помогли.
А глаза за всем следили,
Взглядом круг они ловили.
А теперь ты посмотри
Волны слева, впереди,
Овал глазами начерти.
Закрой глаза, теперь открой.
Поработай ты со мной.
3. Создание коллективного панно.
-Для того, чтобы все могли увидеть и полюбоваться вашим творчеством мы создадим коллективное панно. Для этого положите и прикрепите готовых кукол на лист ватмана (на листе изображена лесная поляна)
- Что у нас получилось? (хоровод).
4. В старину люди очень любили водить хороводы, а у нас получился хоровод кукол - Мартиничек.
VI. Итог урока
-С каким материалом мы работали на уроке?
- Какую работу выполняли на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Где пригодятся приобретенные на уроке знания и умения?
Сейчас каждый может полюбоваться своим мастерством.
-Вы довольны результатом своей работы?
/Само и взаимооценка/
Уборка рабочего места.
VІ. Рефлексия.
- По преданиям Мартинички могут исполнять заветные желания. Прошепчите свои желания куклам, а затем зацепите Мартиничек на дереве в своём саду, где они будут раскачиваться весенним ветром.
Приходите снова к нам
Рады мы всегда гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по технологии «Текстильные материалы. Пальчиковые куклы»
Тема урока: «Текстильные материалы. Пальчиковые куклы".Цель урока: Познакомить детей с текстильными материалами. Научить детей шить пальчиковых кукол.Задачи урока: 1.Развивать умение планировать и пос...
Разработка урока "Текстильные материалы. Куклы для пальчикового театра"
Урок по УМК "Перспективная начальная школа". Пользовалась пособием "Технология:3 класс:Методическое пособие / Т.М.Рагозина.-М.:Академкнига/учебник, 2012 г....
Конспект урока технологии. Работа с тканью. Изготовление куклы.
-В каком веке мы живём? 21 век – это век информационных технологий. Слово компьютер давно всем знакомо и сегодня на уроке мы тоже воспользуемся его помощью. Мы всегда возвращаемся в прошлое, пер...
Разработка урока технологии в 4 классе с презентацией. УМК Школа 21 века Тема: "Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла."
Разработка урока технологии в 4 классе с презентацией УМК Школа 21 века. Тема "Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла"...
Технологическая карта урока технологии 4 класс "Кукла Мартиничка" (УМК "Технология" Е.А. Лутцева)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: совершенствование умений работы с нитками и ножницами на основе изготовления куклы «Мартиничка».Задачи урока:Дидактические:1. Сов...
Технологическая карта урока технологии «Конструирование игрушки-марионетки» Изделие «Кукла-марионетка»(УМК "Школа России" 3 класс)
Цель деятельности учителя: формировать умение детей рационально размещать шаблоны на тканях; изготовление куклы - марионетки. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Расширить предс...