Конспект урока технологии "Обработка бумаги и картона. Оригами. Роза" 3 класс
план-конспект урока по технологии (3 класс) на тему

Пакшина Лариса Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_po_trudu.docx44.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по трудовому обучению

(обработка бумаги и картона)

               Выполнила:

     Студентка 3 курса

Пакшина Л. А.

      Проверила:

             Макарова Л. Н.

Программа: Трудовое обучение.

Авторы:В. И. Романина, В. Г. Машинистов, Н. М. Конышева

3 класс

Время: 1 урок (40 минут)

Тема урока: «Обработка бумаги и картона. Оригами. Роза»

Цель: изготовить поздравительную открытку к 8 марта.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с технологией изделия «роза» в технике оригами; закрепить навыки детей по работе с бумагой: правила сгибания, резания, склеивания бумаги; упражнять детей в анализе образца, планировании, разметке деталей, контроле при выполнении своей работы.

Развивающие: развитие пространственных представлений, развитие конструкторских и творческих способностей, развитие памяти, воображения, внимания и речи.

Воспитательные: Воспитание воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к труду.

Оборудование: для учащихся - клеёнка, цветная бумага, картон (альбомный лист), гладилка, ножницы, карандаш, ластик, линейка – угольник, клей - карандаш, шаблон стебелька, для учителя - готовый образец изделия, чертежи, шаблоны восьмёрок, образцы элементов изделия для демонстрации учащимся.

Оформление доски:

План:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Чертежи:

о                      

Этапы урока

Ход урока

Примечание:

1. Организация        урока.

2 мин

- Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: клеёнка, цветная бумага, картон (альбомный лист), гладилка, ножницы, карандаш, ластик, линейка – угольник, клей - карандаш, шаблон стебелька. Проверьте, правильно ли расположены на парте материалы и инструменты. (учитель напоминает)

Метод беседы, инструктажа.

2. Вводная беседа.

3 мин

- Я хочу поздравить вас с праздником. А какой сегодня праздник? (1 день весны). Весной всё оживает, только у нас весна всегда задерживается, т. к. мы живём на Севере.  А в средней полосе начинает таять снег, на деревьях набухают почки. И одними из первых растений появляются цветы. Люди дарят цветы друг другу.

- Скажите, какой праздник приближается? (8 марта) Я предлагаю вам сделать для ваших мам поздравительные открытки. Посмотрите, нравится ли вам такая открытка? Что это за цветок на ней? (Это роза) Он выполнен в технике «Оригами». Вы уже не раз сталкивались с этим видом искусства. Что такое оригами? (…)

В этой технике изготавливаются открытки, игрушки, подарки, упаковки

Оригами - старинное народное японское искусство. Передаваясь из поколения в поколение, оно получило широкое распространение и является неотъемлемой частью японской культуры. А в последнее время и мировой культуры. Работы, выполненные в технике «Оригами» можно использовать в жизни. Кораблик – «пустить на воду», цветок – подарить. Вы хотите сделать и подарить маме такую открытку?

- Посмотрите, сколько опасных предметов лежит вокруг! Если не соблюдать технику безопасности, то можно пораниться самому и поранить соседа! Как правильно работать с ножницами? (1. Не оставлять ножницы на столе в раскрытом виде. 2. При вырезании ножницы держать в одном направлении острыми концами от себя. 3. Передавая ножницы, держать их за острые концы.)
– Как правильно работать с клеем?  (1. Не оставлять клей открытым. 2. Не наносить на деталь слишком много клея. 3. Если клей попал на кожу, вытереть её тряпкой, а в конце работы вымыть руки.)

Метод беседы.

Демонстрационный метод.

Метод рассказа.

Метод беседы, инструктажа.

3. Анализ образца.

2 мин

- Из каких частей состоит открытка? (самой открытки и розы) Роза, в свою очередь, тоже состоит из нескольких деталей. Из каких частей состоит этот цветок? Сколько их? Какая геометрическая фигура лежит в основе изготовления поделок в технике «Оригами»? (квадрат). Что характерно для квадрата? (у квадрата все стороны равны). Как соединены детали в изделии? С помощью чего сделано соединение?

Метод беседы, инструктажа.

4. Планирование работы.

5 мин

- Т. к. здесь много деталей, будем работать по следующему плану. (на доске)

1. Сложи открытку из цветного картона или альбомного листа.

2. Разметь 1 квадрат со стороной 10 см и 2 квадрата со стороной 3 см.

3. Обведи по шаблону стебелёк.

4. Вырежи все детали по разметке.

5. Вырежи небольшой прямоугольник для бутона.

- Чем прямоугольник отличается от квадрата?

6. Заготовь тычинки.

7. Собери детали цветка по чертежам.

8. Выложи аппликацию.

9. Приклей.

- Сначала нужно сделать саму открытку, а потом уже аппликацию. Картон (альбомный лист) сложите пополам. Точно соедините уголки и противоположные стороны. Затем сгиб прогладьте гладилкой или кольцами ножниц. Потом отложите открытку в сторону.

- Знаете ли вы как построить квадрат? Для этого нам понадобится линейка – угольник. От края листа из точки 1 нужно отложить отрезок 10 см  поставить точку 2. Потом из этой точки провести вертикальную линию вниз, причём самая маленькая сторона угольника должна совпадать с краем бумаги, между угольником и краем бумаги не должно быть расстояний. Точно также из точки 1 отложить этот же отрезок вниз и поставить точку 3. Из этой точки проводим прямую горизонтальную линию, причём сторона угольника должна совпадать с краем листа. На месте пересечения линий поставить точку 4. Вот и получился квадрат.

- Расскажите ещё раз как построить квадрат? На чертеже показано, как располагать угольник, а стрелки показывают направление.                                    

             1                       2

             3                       4

- Теперь вы знаете, как строить квадрат. Вы сами разметите квадраты по плану, заготовите стебелёк по шаблону, тычинки и прямоугольник для бутона.

- Приступим к розе. Сначала сделаем сам цветочек. Для этого возьмём квадрат красного цвета. При работе нам помогут чертежи. Обыкновенная линия обозначает контуры фигуры, а пунктирная – сгиб, т. е. то, что в этом месте нужно согнуть.

- Посмотрите на 1 чертёж. Что нужно сделать? (3 сгиба). Какие? (чтобы совпали противоположные углы и стороны) Нужно, чтобы уголки при линии сгиба поделились пополам. В результате сгибаний получается 1 центральная точка, все линии проходят через одну точку. Складываем квадрат в двойной треугольник. Получается фигура, как на чертеже № 2. Здесь есть линия, которая поможет выполнить следующую операцию. Что обозначает стрелка? (в каком направлении нужно согнуть) Левую сторону треугольника через центральную точку сгибаем, как показано на чертеже.

- Получается фигура, как на чертеже № 3. Теперь этот угол отгибаем назад, чтобы стороны совпали. Получились лепестки, как на чертеже №4.

- Теперь точно также поступаем с правым углом. Получается фигура, как на чертеже № 5. Точно также отгибаем назад.

- Чертёж № 6. Теперь этот лепесток заворачиваем вовнутрь. Получился цветок.

- Все лепестки должны быть собраны в бутон. Посмотрите на чертёж № 7. Достаточно взять прямоугольник и завернуть в него цветок. Нужно будет немножко промазать клеем, чтобы бутон держался.

- Чертёж № 8. Возьмите тычинки, вставьте их в цветок и приклейте. Стебелёк у нас уже есть, поэтому только подставьте его к цветку.

- Осталось сделать листики. Чертёж № 9. Возьмём прямоугольник зелёного цвета. Что нужно сделать? (согнуть пополам) Что получилось? (треугольник)

- Получилась фигура, как на чертеже № 10. Теперь нужно согнуть так, чтобы линия сгиба шла от уголка до середины противоположной стороны. Все сгибы должны быть в одной точке. Получился листик. Чертёж № 11. Точно также сделаете и 2 листик.

- Теперь соберём, что у нас получилось. Чертёж № 12. Сравним. Приклеим.

- Быстро повторим, что нам нужно сделать по порядку. Все внимательно слушают.

Учитель показывает выполнение работы, сравнивает с чертежами.

Демонстрационный метод. (план)

Метод инструктажа.

Объяснительно-демонстрационный (иллюстративный) метод.

Практический,

репродуктивный метод. Частично поисковый метод (разметить прямоугольник)

Метод объяснения, инструктажа.

Демонстрационный (иллюстративный) метод.

5. Практическая работа.

23 мин

- Вы будете делать цветок самостоятельно. У вас получится открытка, которую можно дарить на любой праздник. А если вы будете быстро работать и всё успеете, то я дам вам шаблоны восьмёрок. Вы сделаете восьмёрку на обложке. Можете приступать.

- Если вы хотите, чтобы маме понравилась открытка, работайте аккуратно.

- Когда будете резать ножницами, режьте во всю длину лезвия, а не стригите мелко. Когда будете сгибать – не мните, не рвите бумагу.

- Чтобы было аккуратнее, лучше листики приклеить под стебелёк, а цветочек – на стебелёк. Не испачкайте работу клеем. Рассчитай место на открытке, чтобы всё поместилось.

Репродуктивный, практический метод.

Метод инструктажа.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

2 мин

- Нравится вам ваша работа? Что получилось лучше всего? Что было трудным для выполнения?

- Дома подумайте, какое поздравление вы хотели бы написать для мамы. А на уроке русского языка вы подпишите открытку. А сейчас, кто уже выполнил работу, можете  показать её  мне и ребятам. Подпишите её карандашом и сдайте.

- Я сегодня не буду ставить вам оценки за работу. За открытку оценку вам поставит мама, когда вы ей её подарите.

Метод беседы.

7. Уборка рабочего места.

3 мин

- А сейчас приведите в порядок свои рабочие места.

Метод беседы. репродуктивный метод.

Конспект урока по трудовому обучению

(обработка ткани)

               Выполнила:

     Студентка 3 курса

Пакшина Л. А.

      Проверила:

              Макарова Л. Н.

Программа: Трудовое обучение. Авторы: В. И. Романина, В. Г. Машинистов, Н. М. Конышева

1 класс

Время: 1 урок (40 минут)

Тема урока: «Обработка ткани. Шов «вперёд иголку»

Цель: научить выполнять шов «вперёд иголку».

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с инструментами для шитья, техникой безопасности при работе с колющими инструментами, научить организовывать рабочее место при работе с тканью, познакомить с техникой выполнения шва «вперёд иголку»; формировать навыки детей при работе с иголкой: вдевать нитку в иголку, отмерять нить нужной длины, завязывать узелок,; упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы.

Развивающие: развитие пространственных представлений, развитие творческих способностей, развитие памяти, воображения, внимания.

Воспитательные: Воспитание воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, аккуратности, эстетического вкуса, чувства уважения к труду.

Оборудование: для учащихся - клеёнка, ткань 15 см на 5 см с намеченными несколькими отверстиями, уголка с большим ушком, игольница, нитки, ножницы, напёрсток, для учителя – нитки, иголка, ножницы, игольница, напёрсток, демонстрационный образец шва «вперёд иголку», планшет для показа выполнения швов, различные поделки из ниток, из ткани (изонить, вышивка, мягкая игрушка, прихватка, сумочка, куклы из ниток, вязанные вещи и т. д.), иллюстрации инструментов для работы с тканью: нитки (швейные, вязальные, мулине), иголка, напёрсток, ножницы.

Оформление доски:

Выставка поделок из ткани и ниток

Инструменты для работы

Этапы урока

Ход урока

Примечание

1. Организация урока.

2 мин

- Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: клеёнка, ткань, уголка с большим ушком, игольница, нитки, ножницы, напёрсток. Расположите на парте материалы и инструменты правильно: иголки в игольнице, нитки и напёрсток в специальной коробочке или сумочке, у ножниц лезвия закрыты.

Метод беседы, инструктажа.

2. Вводная беседа.

8 мин

- Сегодня мы узнаем, какие поделки можно сделать из ниток и ткани, какие инструменты для этого нужны, научимся пользоваться иголкой и напёрстком, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, познакомимся и научимся выполнять шов «вперёд иголку».

- Посмотрите на выставку. Какие поделки и вещи делают люди из ниток и ткани? Многие из этих поделок и другие мы будем делать на уроках труда. Что вам больше нравится?

- Какие же инструменты понадобятся для работы? Отгадайте загадки. (по мере отгадывания на доске появляются иллюстрации)

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. (Иголка)

- Что появилось раньше – иголка или одежда? Многих вопрос этот удивит: разве можно без иголки сшить одежду? Оказывается можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных и рыб. Когда же в шилах высверлили ушки, получились иглы.

Пищал мышонок на всю норку,

Хвалился братьям, сёстрам:

«Смотрите, я нашёл ведёрко!»

И показал … ( напёрсток )

- Для чего нужен напёрсток?

Вышивает – шьёт иголка,

Пальцу больно, пальцу колко.

А напёрсток в тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг! Говорит иголке:

- Шей, а колоться ты не смей!

Инструмент бывалый

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижёт! (ножницы)

- Что делают ножницами при шитье? (отрезают нитку или ткань) Без чего невозможно шить? (без иголки и нитки). Какие нитки бывают? Какие нитки вы знаете? Как вы думаете, что бы произошло, если бы исчезли все нитки на свете?

- Я прочитаю вам сказку Евгения Пермяка «Пропавшие нитки».

   Жила – была сварливая старуха. К тому же неряха. Стала она как – то шить. А у неряхи все нитки спутаны. Распутывала их, распутывала нерадивая торопыга да и крикнула:

- Пропадите вы пропадом! Чтобы глаза мои не видели вас со всем вашим нитяным отродьем!

   А нитки возьми да и пропади со всем своим нитяным отродьем: кофтами, юбками, платьями и бельём. Ничего нитяного в доме старухи не осталось.

   Сидит старуха голышом и вопит на всю горницу:

- Батюшка – матушки, где же моя одёжа?

   Кинулась старуха за овчинным тулупом, чтобы себя прикрыть. А тулуп на куски распался. Потому как овчинные куски тоже нитками были сшиты.

   Мечется старуха из угла в угол, а по избе пух летает: наволочки у подушек тоже из ниток тканные. Не стало в доме ни варежек, ни чулок, ни одеял, ни половиков. Ничего нитяного не стало. Накинула старуха на себя рогожный куль да и давай у ниток прощения просить:

- Ниточки льняные, ниточки шерстяные, ниточки хлопковые, ниточки шёлковые! Простите меня, старуху сварливую, торопливую, нерадивую. Вернитесь в мою избу.

   И так – то жалобно старуха голосит – причитает, просит, что даже нитки, испокон веков молчальницы, и те заговорили.

- Назови, - говорят, - половину того, что из нас, ниток, ткётся, плетётся, вьётся и вяжется. Тогда вернёмся.

- Только – то и всего? – обрадовалась старуха. – Мигнуть не успеете – назову!

   И принялась называть. Назвала десяток – другой нитяных изделий – рукоделий да и осеклась. Не всякий, кто круто берёт, далеко идёт. Спотыкается. Останавливается. Отдыхает. Стала старуха вспоминать, что из ниток ткётся, плетётся, вьётся и вяжется. День вспоминает, два вспоминает – десятой доли не вспомнила.

  Шелка, бархата, сукна, ковры, половики, ситцы, кружева, одеяла, скатерти … Платки, шали, шарфы, ленточки разные …

   Отдохнёт и опять вспоминать примется: пояски, опояски, к ботинкам завязки; сапожные ушки, накидки на подушки; тюлевые шторки, плетёные оборки; сети – мережки и косынки тоже …

   Месяц проходит, второй начинается. А нитки не возвращаются. Старуха из сил выбивается. Другой день больше двух – трёх нитяных поделок и назвать не может.

    Соседи старуху жалеть начали, подсказывают. Сороки и те, как только выведают, где что новое из ниток делают, старухе перестрекочут. Тоже жалеют. И вы её пожалейте! Может быть, тоже десяток – другой нитяных поделок назовёте.

   Поняла она теперь, что нитки весь свет одевают, нигде без них не обходятся.

- Понравилась вам сказка? Что вы узнали о нитках?

- Вы знаете правила безопасности при работе с ножницами и клеем. Такие же правила существуют и для работы с иголкой. Если не соблюдать технику безопасности, то можно пораниться самому и поранить соседа! Во время работы с иголкой надо быть очень аккуратным. Иголка должна находится в игольнице. Нельзя оставлять иголку просто на столе, она может упасть и потеряться. Лучше если в иголку всегда будет вдета нитка. Не втыкай иголку в одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот. При шитье пользуйся напёрстком. Не отвлекайся во время работы, не поворачивайся, чтобы нечаянно не уколоть и не поранить  соседа. Руки во время шитья держи на весу, сиди при этом прямо и не подноси работу близко к глазам. Не следует откусывать нитку, это портит зубы. Используй ножницы для отрезания нитки.

Метод беседы.

Метод беседы, рассказа. Иллюстративный метод.

Метод рассказа.

Метод беседы, инструктажа.

3. Анализ образца.

2 мин

- Теперь мы готовы научиться шить. Рассмотрите образец.

- На что похож этот шов?

Шагает мастерица

По шёлку да по ситцу.

Очень мал её шажок,

А зовётся он … стежок.

- Что особенного вы заметили? (стежки одинаковые и расположены на одинаковом расстоянии друг от друга) Шов «вперёд иголку» самый простой по выполнению, но очень необходимый в рукоделии. Выглядит он как прерывистая линия.

Метод беседы. Демонстрационный метод.

Метод рассказа.

4. Планирование работы.

2 мин

- Что мы должны сделать, прежде чем приступать к шитью? (нужно подготовить иголку с ниткой) А как нужно подготовить? (вдеть нитку в иголку, отмерить нить нужной длины, завязать узелок)

- После того, как иголка с ниткой будут готовы, нужно наметить место для шва, воткнуть иголку в ткань и натянуть нить до узелка. После этого можно шить. Сегодня мы будем работать все вместе, потому что мы пока ещё учимся шить. Я буду вам всё показывать, а вы внимательно слушать и выполнять.

Метод беседы, рассказа, инструктажа.

5. Практическая работа.

20 мин

- Возьмите нитки. Нитки иногда капризничают: перекручиваются, образуют узелки, обрываются. Чтобы этого не случилось, нужно правильно отмерить длину нити. Обычно это делают, обводя нить через локоть, или по линейке. Обведите нить вокруг локтя и обрежьте ножницами.

- Вдевать нитку в иголку следует с конца, который отрезали с катушки. Так она меньше закручивается. Конец нити, предназначенный для вдевания, надо засучить, т. е. покрутить между пальцами. Это облегчает вдевание нитки, в противном случае конец разъединяется на отдельные волокна. Обрезанный ножницами конец нити засучите, и вденьте в иголку.

-  Чтобы нить не убегала из ткани, на ней делают узелок. Конец нити берут правой рукой между большим и указательным пальцами, один или два раза нетуго наматывают на указательный палец, а затем полученную «спираль» снимают и затягивают. Попробуйте сделать узелок.

 - Теперь рассмотрите ткань. На ней проделаны несколько отверстий для того, чтобы вам было легче начать работу. Нужно закрепить конец нити на ткани. Воткните уголку в самое первое отверстие и натяните  нить до узелка (до упора).

- При выполнении шва «вперёд иголку» иглу передвигают в одном направлении – справа налево по отношению к изделию. Посмотрите, я буду шить на планшете крупными стежками, чтобы вам было видно. Сначала нужно на глаз отмерить длину стежка, воткнуть нить в ткань и вывести иголку на изнаночную сторону. Затем, отмерив, такое же расстояние, воткнуть иголку с изнаночной стороны и вывести её на лицевую сторону. И так далее продолжать работу. Вы можете попробовать шить. Пользуйтесь отверстиями в ткани для своих первых стежков, а затем вам придётся отмерять длину стежка самостоятельно.

- После каждого стежка останавливайтесь и проверяйте правильность выполнения работы. Старайтесь не натягивать нить, чтобы ткань не собиралась и не морщилась. Не торопитесь.

- Дошив до конца отрезка ткани, нужно закрепить нить, чтобы шов не распустился. Для этого с изнаночной стороны нужно подцепить иголкой немного ткани или последний стежок. образуется петля, в эту петлю надо продеть иголку и затянуть нить. Лучше проделать это 2 раза. Попробуйте закрепить нить.

- Те, кто быстро и аккуратно выполнил работу, может выполнить шов ещё один раз пониже первого шва.

Демонстрационный метод. Метод беседы, объяснения, инструктажа.

Демонстрационный метод. Метод  объяснения, инструктажа.

Репродуктивный метод.

Репродуктивный метод.

6. Подведение итогов.

Рефлексия.

3 мин

- Чему учились на уроке? Что понравилось? Что получилось лучше всего? Что было трудным для выполнения? Почему?

- Попробуйте дома ещё раз потренироваться шить этот шов. Особенно те, у кого не очень хорошо получилось или вы затруднялись. Пусть ваша мама поможет вам.

Метод беседы.

7. Уборка рабочего места.

3 мин

- А сейчас приведите в порядок свои рабочие места.

Метод беседы. Репродуктивный метод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии во 2-ом классе на тему: «Работа с бумагой и картоном. Оригами. Бабочка.»

Подробный конспект урока технологии во 2-ом классе с поэтапными методическими рекомендациями по изотовлению бабочки в технике "Оригами"....

Урок технологии 2 класс Тема: Работа с бумагой и картоном. Оригами. Изготовление открытки.

урок технологии  во 2 классе. по технологии оригами учащиеся конструируют "открытку - собака".  В начале урока дети отгадывают загадку и  беседуют с учителем о  том какую роль игра...

урок технологии 2 класс "Работа с бумагой и картоном. Оригами. Кошка".

Урок "Работа с  бумагой и картоном. Оригами. Кошка"  во втором классе, На уроке дети узнают как относятся  к кошке в разных странах.  Затем дети самостоятельно по технологичес...

Конспект урока технологии "Работа с бумагой и картоном. Оригами. Рябиновая сказка"

Методическая разработка урока технологии в 1 классе "Работа с бумагой и картоном. Оригами. Рябиновая сказка" содержит конспект урока. Урок позволит учащимся узнать строение сложного листа ря...

Конспект урока по технологии «Подводный мир. Оригами» ,2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Подводный мир. Оригами»...

Технологическая карта урока технологии по теме "Работа с бумагой в технике оригами" - 1 класс

Тема урока: «Работа с бумагой в технике оригами».Изделие: «Собачка». Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умений складывание фигуры соб...

Технологическая карта урока технологии "Объемные фигуры. Куклы из бумаги в технике оригами.",1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование у обучающихся умения изготовления куклы из конуса и оригами.  Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) ...