Конспект урока технологии "Обработка бумаги и картона. Оригами. Роза" 3 класс
план-конспект урока по технологии (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по трудовому обучению
(обработка бумаги и картона)
Выполнила:
Студентка 3 курса
Пакшина Л. А.
Проверила:
Макарова Л. Н.
Программа: Трудовое обучение.
Авторы:В. И. Романина, В. Г. Машинистов, Н. М. Конышева
3 класс
Время: 1 урок (40 минут)
Тема урока: «Обработка бумаги и картона. Оригами. Роза»
Цель: изготовить поздравительную открытку к 8 марта.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с технологией изделия «роза» в технике оригами; закрепить навыки детей по работе с бумагой: правила сгибания, резания, склеивания бумаги; упражнять детей в анализе образца, планировании, разметке деталей, контроле при выполнении своей работы.
Развивающие: развитие пространственных представлений, развитие конструкторских и творческих способностей, развитие памяти, воображения, внимания и речи.
Воспитательные: Воспитание воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к труду.
Оборудование: для учащихся - клеёнка, цветная бумага, картон (альбомный лист), гладилка, ножницы, карандаш, ластик, линейка – угольник, клей - карандаш, шаблон стебелька, для учителя - готовый образец изделия, чертежи, шаблоны восьмёрок, образцы элементов изделия для демонстрации учащимся.
Оформление доски:
План: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Чертежи: о |
Этапы урока | Ход урока | Примечание: |
1. Организация урока. 2 мин | - Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: клеёнка, цветная бумага, картон (альбомный лист), гладилка, ножницы, карандаш, ластик, линейка – угольник, клей - карандаш, шаблон стебелька. Проверьте, правильно ли расположены на парте материалы и инструменты. (учитель напоминает) | Метод беседы, инструктажа. |
2. Вводная беседа. 3 мин | - Я хочу поздравить вас с праздником. А какой сегодня праздник? (1 день весны). Весной всё оживает, только у нас весна всегда задерживается, т. к. мы живём на Севере. А в средней полосе начинает таять снег, на деревьях набухают почки. И одними из первых растений появляются цветы. Люди дарят цветы друг другу. - Скажите, какой праздник приближается? (8 марта) Я предлагаю вам сделать для ваших мам поздравительные открытки. Посмотрите, нравится ли вам такая открытка? Что это за цветок на ней? (Это роза) Он выполнен в технике «Оригами». Вы уже не раз сталкивались с этим видом искусства. Что такое оригами? (…) В этой технике изготавливаются открытки, игрушки, подарки, упаковки Оригами - старинное народное японское искусство. Передаваясь из поколения в поколение, оно получило широкое распространение и является неотъемлемой частью японской культуры. А в последнее время и мировой культуры. Работы, выполненные в технике «Оригами» можно использовать в жизни. Кораблик – «пустить на воду», цветок – подарить. Вы хотите сделать и подарить маме такую открытку? - Посмотрите, сколько опасных предметов лежит вокруг! Если не соблюдать технику безопасности, то можно пораниться самому и поранить соседа! Как правильно работать с ножницами? (1. Не оставлять ножницы на столе в раскрытом виде. 2. При вырезании ножницы держать в одном направлении острыми концами от себя. 3. Передавая ножницы, держать их за острые концы.) | Метод беседы. Демонстрационный метод. Метод рассказа. Метод беседы, инструктажа. |
3. Анализ образца. 2 мин | - Из каких частей состоит открытка? (самой открытки и розы) Роза, в свою очередь, тоже состоит из нескольких деталей. Из каких частей состоит этот цветок? Сколько их? Какая геометрическая фигура лежит в основе изготовления поделок в технике «Оригами»? (квадрат). Что характерно для квадрата? (у квадрата все стороны равны). Как соединены детали в изделии? С помощью чего сделано соединение? | Метод беседы, инструктажа. |
4. Планирование работы. 5 мин | - Т. к. здесь много деталей, будем работать по следующему плану. (на доске) 1. Сложи открытку из цветного картона или альбомного листа. 2. Разметь 1 квадрат со стороной 10 см и 2 квадрата со стороной 3 см. 3. Обведи по шаблону стебелёк. 4. Вырежи все детали по разметке. 5. Вырежи небольшой прямоугольник для бутона. - Чем прямоугольник отличается от квадрата? 6. Заготовь тычинки. 7. Собери детали цветка по чертежам. 8. Выложи аппликацию. 9. Приклей. - Сначала нужно сделать саму открытку, а потом уже аппликацию. Картон (альбомный лист) сложите пополам. Точно соедините уголки и противоположные стороны. Затем сгиб прогладьте гладилкой или кольцами ножниц. Потом отложите открытку в сторону. - Знаете ли вы как построить квадрат? Для этого нам понадобится линейка – угольник. От края листа из точки 1 нужно отложить отрезок 10 см поставить точку 2. Потом из этой точки провести вертикальную линию вниз, причём самая маленькая сторона угольника должна совпадать с краем бумаги, между угольником и краем бумаги не должно быть расстояний. Точно также из точки 1 отложить этот же отрезок вниз и поставить точку 3. Из этой точки проводим прямую горизонтальную линию, причём сторона угольника должна совпадать с краем листа. На месте пересечения линий поставить точку 4. Вот и получился квадрат. - Расскажите ещё раз как построить квадрат? На чертеже показано, как располагать угольник, а стрелки показывают направление. 1 2 3 4 - Теперь вы знаете, как строить квадрат. Вы сами разметите квадраты по плану, заготовите стебелёк по шаблону, тычинки и прямоугольник для бутона. - Приступим к розе. Сначала сделаем сам цветочек. Для этого возьмём квадрат красного цвета. При работе нам помогут чертежи. Обыкновенная линия обозначает контуры фигуры, а пунктирная – сгиб, т. е. то, что в этом месте нужно согнуть. - Посмотрите на 1 чертёж. Что нужно сделать? (3 сгиба). Какие? (чтобы совпали противоположные углы и стороны) Нужно, чтобы уголки при линии сгиба поделились пополам. В результате сгибаний получается 1 центральная точка, все линии проходят через одну точку. Складываем квадрат в двойной треугольник. Получается фигура, как на чертеже № 2. Здесь есть линия, которая поможет выполнить следующую операцию. Что обозначает стрелка? (в каком направлении нужно согнуть) Левую сторону треугольника через центральную точку сгибаем, как показано на чертеже. - Получается фигура, как на чертеже № 3. Теперь этот угол отгибаем назад, чтобы стороны совпали. Получились лепестки, как на чертеже №4. - Теперь точно также поступаем с правым углом. Получается фигура, как на чертеже № 5. Точно также отгибаем назад. - Чертёж № 6. Теперь этот лепесток заворачиваем вовнутрь. Получился цветок. - Все лепестки должны быть собраны в бутон. Посмотрите на чертёж № 7. Достаточно взять прямоугольник и завернуть в него цветок. Нужно будет немножко промазать клеем, чтобы бутон держался. - Чертёж № 8. Возьмите тычинки, вставьте их в цветок и приклейте. Стебелёк у нас уже есть, поэтому только подставьте его к цветку. - Осталось сделать листики. Чертёж № 9. Возьмём прямоугольник зелёного цвета. Что нужно сделать? (согнуть пополам) Что получилось? (треугольник) - Получилась фигура, как на чертеже № 10. Теперь нужно согнуть так, чтобы линия сгиба шла от уголка до середины противоположной стороны. Все сгибы должны быть в одной точке. Получился листик. Чертёж № 11. Точно также сделаете и 2 листик. - Теперь соберём, что у нас получилось. Чертёж № 12. Сравним. Приклеим. - Быстро повторим, что нам нужно сделать по порядку. Все внимательно слушают. | Учитель показывает выполнение работы, сравнивает с чертежами. Демонстрационный метод. (план) Метод инструктажа. Объяснительно-демонстрационный (иллюстративный) метод. Практический, репродуктивный метод. Частично поисковый метод (разметить прямоугольник) Метод объяснения, инструктажа. Демонстрационный (иллюстративный) метод. |
5. Практическая работа. 23 мин | - Вы будете делать цветок самостоятельно. У вас получится открытка, которую можно дарить на любой праздник. А если вы будете быстро работать и всё успеете, то я дам вам шаблоны восьмёрок. Вы сделаете восьмёрку на обложке. Можете приступать. - Если вы хотите, чтобы маме понравилась открытка, работайте аккуратно. - Когда будете резать ножницами, режьте во всю длину лезвия, а не стригите мелко. Когда будете сгибать – не мните, не рвите бумагу. - Чтобы было аккуратнее, лучше листики приклеить под стебелёк, а цветочек – на стебелёк. Не испачкайте работу клеем. Рассчитай место на открытке, чтобы всё поместилось. | Репродуктивный, практический метод. Метод инструктажа. |
6. Подведение итогов. Рефлексия. 2 мин | - Нравится вам ваша работа? Что получилось лучше всего? Что было трудным для выполнения? - Дома подумайте, какое поздравление вы хотели бы написать для мамы. А на уроке русского языка вы подпишите открытку. А сейчас, кто уже выполнил работу, можете показать её мне и ребятам. Подпишите её карандашом и сдайте. - Я сегодня не буду ставить вам оценки за работу. За открытку оценку вам поставит мама, когда вы ей её подарите. | Метод беседы. |
7. Уборка рабочего места. 3 мин | - А сейчас приведите в порядок свои рабочие места. | Метод беседы. репродуктивный метод. |
Конспект урока по трудовому обучению
(обработка ткани)
Выполнила:
Студентка 3 курса
Пакшина Л. А.
Проверила:
Макарова Л. Н.
Программа: Трудовое обучение. Авторы: В. И. Романина, В. Г. Машинистов, Н. М. Конышева
1 класс
Время: 1 урок (40 минут)
Тема урока: «Обработка ткани. Шов «вперёд иголку»
Цель: научить выполнять шов «вперёд иголку».
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с инструментами для шитья, техникой безопасности при работе с колющими инструментами, научить организовывать рабочее место при работе с тканью, познакомить с техникой выполнения шва «вперёд иголку»; формировать навыки детей при работе с иголкой: вдевать нитку в иголку, отмерять нить нужной длины, завязывать узелок,; упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы.
Развивающие: развитие пространственных представлений, развитие творческих способностей, развитие памяти, воображения, внимания.
Воспитательные: Воспитание воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, аккуратности, эстетического вкуса, чувства уважения к труду.
Оборудование: для учащихся - клеёнка, ткань 15 см на 5 см с намеченными несколькими отверстиями, уголка с большим ушком, игольница, нитки, ножницы, напёрсток, для учителя – нитки, иголка, ножницы, игольница, напёрсток, демонстрационный образец шва «вперёд иголку», планшет для показа выполнения швов, различные поделки из ниток, из ткани (изонить, вышивка, мягкая игрушка, прихватка, сумочка, куклы из ниток, вязанные вещи и т. д.), иллюстрации инструментов для работы с тканью: нитки (швейные, вязальные, мулине), иголка, напёрсток, ножницы.
Оформление доски:
Выставка поделок из ткани и ниток | Инструменты для работы |
Этапы урока | Ход урока | Примечание |
1. Организация урока. 2 мин | - Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: клеёнка, ткань, уголка с большим ушком, игольница, нитки, ножницы, напёрсток. Расположите на парте материалы и инструменты правильно: иголки в игольнице, нитки и напёрсток в специальной коробочке или сумочке, у ножниц лезвия закрыты. | Метод беседы, инструктажа. |
2. Вводная беседа. 8 мин | - Сегодня мы узнаем, какие поделки можно сделать из ниток и ткани, какие инструменты для этого нужны, научимся пользоваться иголкой и напёрстком, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, познакомимся и научимся выполнять шов «вперёд иголку». - Посмотрите на выставку. Какие поделки и вещи делают люди из ниток и ткани? Многие из этих поделок и другие мы будем делать на уроках труда. Что вам больше нравится? - Какие же инструменты понадобятся для работы? Отгадайте загадки. (по мере отгадывания на доске появляются иллюстрации) Маленького роста я, Тонкая и острая, Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. (Иголка) - Что появилось раньше – иголка или одежда? Многих вопрос этот удивит: разве можно без иголки сшить одежду? Оказывается можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных и рыб. Когда же в шилах высверлили ушки, получились иглы. Пищал мышонок на всю норку, Хвалился братьям, сёстрам: «Смотрите, я нашёл ведёрко!» И показал … ( напёрсток ) - Для чего нужен напёрсток? Вышивает – шьёт иголка, Пальцу больно, пальцу колко. А напёрсток в тот же миг К девочке на пальчик Прыг! Говорит иголке: - Шей, а колоться ты не смей! Инструмент бывалый Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет, и стрижёт! (ножницы) - Что делают ножницами при шитье? (отрезают нитку или ткань) Без чего невозможно шить? (без иголки и нитки). Какие нитки бывают? Какие нитки вы знаете? Как вы думаете, что бы произошло, если бы исчезли все нитки на свете? - Я прочитаю вам сказку Евгения Пермяка «Пропавшие нитки». Жила – была сварливая старуха. К тому же неряха. Стала она как – то шить. А у неряхи все нитки спутаны. Распутывала их, распутывала нерадивая торопыга да и крикнула: - Пропадите вы пропадом! Чтобы глаза мои не видели вас со всем вашим нитяным отродьем! А нитки возьми да и пропади со всем своим нитяным отродьем: кофтами, юбками, платьями и бельём. Ничего нитяного в доме старухи не осталось. Сидит старуха голышом и вопит на всю горницу: - Батюшка – матушки, где же моя одёжа? Кинулась старуха за овчинным тулупом, чтобы себя прикрыть. А тулуп на куски распался. Потому как овчинные куски тоже нитками были сшиты. Мечется старуха из угла в угол, а по избе пух летает: наволочки у подушек тоже из ниток тканные. Не стало в доме ни варежек, ни чулок, ни одеял, ни половиков. Ничего нитяного не стало. Накинула старуха на себя рогожный куль да и давай у ниток прощения просить: - Ниточки льняные, ниточки шерстяные, ниточки хлопковые, ниточки шёлковые! Простите меня, старуху сварливую, торопливую, нерадивую. Вернитесь в мою избу. И так – то жалобно старуха голосит – причитает, просит, что даже нитки, испокон веков молчальницы, и те заговорили. - Назови, - говорят, - половину того, что из нас, ниток, ткётся, плетётся, вьётся и вяжется. Тогда вернёмся. - Только – то и всего? – обрадовалась старуха. – Мигнуть не успеете – назову! И принялась называть. Назвала десяток – другой нитяных изделий – рукоделий да и осеклась. Не всякий, кто круто берёт, далеко идёт. Спотыкается. Останавливается. Отдыхает. Стала старуха вспоминать, что из ниток ткётся, плетётся, вьётся и вяжется. День вспоминает, два вспоминает – десятой доли не вспомнила. Шелка, бархата, сукна, ковры, половики, ситцы, кружева, одеяла, скатерти … Платки, шали, шарфы, ленточки разные … Отдохнёт и опять вспоминать примется: пояски, опояски, к ботинкам завязки; сапожные ушки, накидки на подушки; тюлевые шторки, плетёные оборки; сети – мережки и косынки тоже … Месяц проходит, второй начинается. А нитки не возвращаются. Старуха из сил выбивается. Другой день больше двух – трёх нитяных поделок и назвать не может. Соседи старуху жалеть начали, подсказывают. Сороки и те, как только выведают, где что новое из ниток делают, старухе перестрекочут. Тоже жалеют. И вы её пожалейте! Может быть, тоже десяток – другой нитяных поделок назовёте. Поняла она теперь, что нитки весь свет одевают, нигде без них не обходятся. - Понравилась вам сказка? Что вы узнали о нитках? - Вы знаете правила безопасности при работе с ножницами и клеем. Такие же правила существуют и для работы с иголкой. Если не соблюдать технику безопасности, то можно пораниться самому и поранить соседа! Во время работы с иголкой надо быть очень аккуратным. Иголка должна находится в игольнице. Нельзя оставлять иголку просто на столе, она может упасть и потеряться. Лучше если в иголку всегда будет вдета нитка. Не втыкай иголку в одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот. При шитье пользуйся напёрстком. Не отвлекайся во время работы, не поворачивайся, чтобы нечаянно не уколоть и не поранить соседа. Руки во время шитья держи на весу, сиди при этом прямо и не подноси работу близко к глазам. Не следует откусывать нитку, это портит зубы. Используй ножницы для отрезания нитки. | Метод беседы. Метод беседы, рассказа. Иллюстративный метод. Метод рассказа. Метод беседы, инструктажа. |
3. Анализ образца. 2 мин | - Теперь мы готовы научиться шить. Рассмотрите образец. - На что похож этот шов? Шагает мастерица По шёлку да по ситцу. Очень мал её шажок, А зовётся он … стежок. - Что особенного вы заметили? (стежки одинаковые и расположены на одинаковом расстоянии друг от друга) Шов «вперёд иголку» самый простой по выполнению, но очень необходимый в рукоделии. Выглядит он как прерывистая линия. | Метод беседы. Демонстрационный метод. Метод рассказа. |
4. Планирование работы. 2 мин | - Что мы должны сделать, прежде чем приступать к шитью? (нужно подготовить иголку с ниткой) А как нужно подготовить? (вдеть нитку в иголку, отмерить нить нужной длины, завязать узелок) - После того, как иголка с ниткой будут готовы, нужно наметить место для шва, воткнуть иголку в ткань и натянуть нить до узелка. После этого можно шить. Сегодня мы будем работать все вместе, потому что мы пока ещё учимся шить. Я буду вам всё показывать, а вы внимательно слушать и выполнять. | Метод беседы, рассказа, инструктажа. |
5. Практическая работа. 20 мин | - Возьмите нитки. Нитки иногда капризничают: перекручиваются, образуют узелки, обрываются. Чтобы этого не случилось, нужно правильно отмерить длину нити. Обычно это делают, обводя нить через локоть, или по линейке. Обведите нить вокруг локтя и обрежьте ножницами. - Вдевать нитку в иголку следует с конца, который отрезали с катушки. Так она меньше закручивается. Конец нити, предназначенный для вдевания, надо засучить, т. е. покрутить между пальцами. Это облегчает вдевание нитки, в противном случае конец разъединяется на отдельные волокна. Обрезанный ножницами конец нити засучите, и вденьте в иголку. - Чтобы нить не убегала из ткани, на ней делают узелок. Конец нити берут правой рукой между большим и указательным пальцами, один или два раза нетуго наматывают на указательный палец, а затем полученную «спираль» снимают и затягивают. Попробуйте сделать узелок. - Теперь рассмотрите ткань. На ней проделаны несколько отверстий для того, чтобы вам было легче начать работу. Нужно закрепить конец нити на ткани. Воткните уголку в самое первое отверстие и натяните нить до узелка (до упора). - При выполнении шва «вперёд иголку» иглу передвигают в одном направлении – справа налево по отношению к изделию. Посмотрите, я буду шить на планшете крупными стежками, чтобы вам было видно. Сначала нужно на глаз отмерить длину стежка, воткнуть нить в ткань и вывести иголку на изнаночную сторону. Затем, отмерив, такое же расстояние, воткнуть иголку с изнаночной стороны и вывести её на лицевую сторону. И так далее продолжать работу. Вы можете попробовать шить. Пользуйтесь отверстиями в ткани для своих первых стежков, а затем вам придётся отмерять длину стежка самостоятельно. - После каждого стежка останавливайтесь и проверяйте правильность выполнения работы. Старайтесь не натягивать нить, чтобы ткань не собиралась и не морщилась. Не торопитесь. - Дошив до конца отрезка ткани, нужно закрепить нить, чтобы шов не распустился. Для этого с изнаночной стороны нужно подцепить иголкой немного ткани или последний стежок. образуется петля, в эту петлю надо продеть иголку и затянуть нить. Лучше проделать это 2 раза. Попробуйте закрепить нить. - Те, кто быстро и аккуратно выполнил работу, может выполнить шов ещё один раз пониже первого шва. | Демонстрационный метод. Метод беседы, объяснения, инструктажа. Демонстрационный метод. Метод объяснения, инструктажа. Репродуктивный метод. Репродуктивный метод. |
6. Подведение итогов. Рефлексия. 3 мин | - Чему учились на уроке? Что понравилось? Что получилось лучше всего? Что было трудным для выполнения? Почему? - Попробуйте дома ещё раз потренироваться шить этот шов. Особенно те, у кого не очень хорошо получилось или вы затруднялись. Пусть ваша мама поможет вам. | Метод беседы. |
7. Уборка рабочего места. 3 мин | - А сейчас приведите в порядок свои рабочие места. | Метод беседы. Репродуктивный метод. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока технологии во 2-ом классе на тему: «Работа с бумагой и картоном. Оригами. Бабочка.»
Подробный конспект урока технологии во 2-ом классе с поэтапными методическими рекомендациями по изотовлению бабочки в технике "Оригами"....
Урок технологии 2 класс Тема: Работа с бумагой и картоном. Оригами. Изготовление открытки.
урок технологии во 2 классе. по технологии оригами учащиеся конструируют "открытку - собака". В начале урока дети отгадывают загадку и беседуют с учителем о том какую роль игра...
урок технологии 2 класс "Работа с бумагой и картоном. Оригами. Кошка".
Урок "Работа с бумагой и картоном. Оригами. Кошка" во втором классе, На уроке дети узнают как относятся к кошке в разных странах. Затем дети самостоятельно по технологичес...
Конспект урока технологии "Работа с бумагой и картоном. Оригами. Рябиновая сказка"
Методическая разработка урока технологии в 1 классе "Работа с бумагой и картоном. Оригами. Рябиновая сказка" содержит конспект урока. Урок позволит учащимся узнать строение сложного листа ря...
Конспект урока по технологии «Подводный мир. Оригами» ,2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Подводный мир. Оригами»...
Технологическая карта урока технологии по теме "Работа с бумагой в технике оригами" - 1 класс
Тема урока: «Работа с бумагой в технике оригами».Изделие: «Собачка». Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умений складывание фигуры соб...
Технологическая карта урока технологии "Объемные фигуры. Куклы из бумаги в технике оригами.",1 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование у обучающихся умения изготовления куклы из конуса и оригами. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) ...