Рабочие программы 4 класс Школа России
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) на тему
Рабочие программы 4 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_4_klass_shkola_rossii.docx | 97.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана на основе нормативных документов и учебно-методического обеспечения реализации программы:
- Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. №373.
- Приказ Министерства образования РФ от 22. 09. 2011 г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06. 10. 2009 г. №373.
- Сборник рабочих программ УМК «Школа России».
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый приказом Министерства образования РФ №373 от 06. 10. 2009 г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
- Приказ Министерства образования Ростовской области от 30. 04. 2014г. №263 «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2014 – 2015 учебный год».
- Устав МБОУ Пролетарской СОШ №5.
- Федеральный перечень учебников, утверждённых приказом Министерства образования и науки России от 31. 03. 2014 г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 – 2015 учебный год».
Цели и задачи курса
Цели изучения технологии в начальной школе
- приобретение личного опыта как основы обучения;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- умений переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенности программы
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре.
Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом.
В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов а процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в 4 классе выделяется 34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели).
Согласно учебному плану МБОУ Пролетарской СОШ №5 на 2014-2015 учебный год и утверждённому расписанию 1 урок выпал на государственный праздник. В связи с этим в календарно-тематическом планировании сокращено количество часов, отведенных на изучение таких тем, как «Повторение». Прохождение программного материала будет осуществлено за счет уплотнения материала, сокращение количества уроков, отведенных на повторение, обобщение. В связи с вышеизложенными причинами, за год будет дано 33 урока технологии.
Содержание курса
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Тематическое планирование
Раздел программы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Давайте познакомимся (1 час) | Здравствуй, дорогой друг! Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу. | Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах. Планировать изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты. |
Человек и земля (21 час) | Вагоностроительный завод. Кузов вагона. Пассажирский вагон. История развития железнодорожного транспорта в России, виды и особенности конструкции вагонов и последовательность их сборки. | Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников. Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля. |
Полезные ископаемые. Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемые для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). | Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции. | |
Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемые для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). | Находить и отбирать информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников. Определять технологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита. Смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеночного цвета. | |
Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. Знакомство с крупнейшими заводами в России, выпускающие автомобили. Знакомство с конвейерным производством, этапами и операциями. | Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ). | |
Монетный двор. Стороны медали. Медаль. Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладеть новым приемом – тиснение по фольге. | Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Освоить правила теснения фольги. | |
Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза. Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. | Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. | |
Швейная фабрика. Прихватка. Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельности людей. Определять размеры одежды при помощи сантиметра. | Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. | |
Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка. Птичка. Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умения самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. | Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. | |
Обувное производство. Модель детской летней обуви. Знакомство с производством обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве. | Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. | |
Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений. Знакомство с древесиной, её свойствами, технологией производства пиломатериалов. | Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем. | |
Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье». Знакомство с технологией производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. | Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. Отмечать на карте города, где находятся крупнейшие кондитерские фабрики. | |
Бытовая техника. Настольная лампа. Знакомство с бытовой техникой, ее видах и назначении; городами России, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. | Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении. Находить и отмечать на карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами. | |
Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы. Знакомство с видами и конструкциями теплиц, их значением для обеспечения жизнедеятельности человека; характеристиками семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологией их выращивания. | Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания. | |
Человек и вода (3 часа) | Водоканал. Фильтр для воды. Знакомство с системой водоснабжения города. Значение виды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного использования воды. | Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовить струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи. |
Порт. Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. | Находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и прямого узла. Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания. | |
Узелковое плетение. Браслет. Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделия в стиле «макраме». | Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме». | |
Человек и воздух (3 часа) | Самолетостроение. Самолет. Первичные сведения о самолетостроении, о функции самолетов. Изготовление модели самолета. | Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты. |
Ракетостроение. Ракета-носитель. Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. | Анализировать образец изделия, сравнивать его с конструкцией реального объекта (ракеты). Определять и называть основные детали ракеты. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления модели вертолёта. Самостоятельно анализировать план изготовления изделия. | |
Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. | Подбирать бумагу для изготовления изделия «Воздушный змей», исходя из знания свойств бумаги. Составлять на основе плана технологическую карту. Контролировать изготовление изделия на основе технологической карты. Соблюдать пропорции при изготовлении изделия. | |
Человек и информация (6 часов) | Создание титульного листа. Ознакомление с понятием «интер-фейс». Повторение назначения окна Windows. Беседа о виртуальной реальности и ее применении. | Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании. |
Работа с таблицами. Ознакомление с понятием «интер-фейс». Повторение назначения окна Windows. Беседа о виртуальной реальности и ее применении. | Закрепить знание и умение работы на компьютере. освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе MicrosoftWord. | |
Создание содержания книги. Ознакомление с новыми возможностями Word. Знакомство с панелью инструментов, буфером обмена, вставкой изображения. | Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. | |
Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника». Ознакомление с новыми возможностями Word. Знакомство с панелью инструментов, буфером обмена, вставкой изображения. | Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики. | |
Итоговой урок. Вопросы интеллектуального марафона. | Организовать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. |
Календарно-тематическое планирование
класс 4б учитель Дедуренко Н. К.
Дата | № урока | Тема урока | Вид контроля | Планируемые образовательные результаты | Информационное обеспечение, оборудование урока | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Давайте познакомимся (1 час) | |||||||
1 | Как работать с учебником. | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы. | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений.
| Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
Человек и земля (21 час) | |||||||
2 | Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД: Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью; знать о причины успеха в предметно-практической деятельности; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
3 | Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД: Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью; знать о причины успеха в предметно-практической деятельности; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
4 | Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. | Регулятивные УУД: Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, формирование чувства прекрасного. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
5 | Малахитовая шкатулка. Изделие: «Малахитовая шкатулка». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися. | Регулятивные УУД: Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
6 | Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия). Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыков работы с различными видами конструкторов. | Регулятивные УУД: Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
7 | Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия). Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыков работы с различными видами конструкторов. | Регулятивные УУД: Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
8 | Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом — тиснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой — фольгой. | Регулятивные УУД: Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
9 | Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом — тиснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой — фольгой. | Регулятивные УУД: Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
10 | Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. | Регулятивные УУД: Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. | Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
11 | Фаянсовый завод. Изделие: «Ваза». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. | Регулятивные УУД: Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. | Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
12 | Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства. | Регулятивные УУД: Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
| Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
13 | Мягкая игрушка. Изделие «Новогодняя игрушка». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии. | Регулятивные УУД: Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
14 | Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. | Регулятивные УУД: Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
| Формирование познавательного мотива. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
15 | Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. | Регулятивные УУД: Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
| Формирование познавательного мотива. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
16 | Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с новым материалом — древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование. Профессия: столяр. | Регулятивные УУД: Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
17 | Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Лесенка-опора для растений». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с новым материалом — древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование. Профессия: столяр. | Регулятивные УУД: Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
18 | Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. | Регулятивные УУД: Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные УУД: Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. | Формирование познавательного мотива. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
19 | Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. | Регулятивные УУД: Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные УУД: Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. | Формирование познавательного мотива. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
20 | Бытовая техника. Изделие: «Настольная лампа». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур/плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер. | Регулятивные УУД: Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
21 | Бытовая техника. Изделие: «Абажур. Сборка настольной лампы». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур/плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер. | Регулятивные УУД: Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
22 | Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. | Регулятивные УУД: Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Учёт разных мнений и умение обосновывать своё.
| Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
Человек и вода (3 часа) | |||||||
23 | Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера. | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
24 | Порт. Изделие: «Канатная лестница». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
25 | Узелковое плетение. Изделие: «Браслет». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме», Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме. | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
Человек и воздух (3 часа) | |||||||
26 | Самолётостроение и ракетостроение. Изделие: «Самолет». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, конструкция самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором. Профессии: лётчик, космонавт. | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование познавательного мотива | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
27 | Ракета-носитель. Изделие: «Ракета-носитель». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование познавательного мотива | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
28 | Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: «Воздушный змей». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование познавательного мотива | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
Человек и информация (6 часов) | |||||||
29 | Создание титульного листа. | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании. Профессии: редактор, технический редактор корректор, художник. | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные УУД: Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
30 | Работа с таблицами. Изделие: работа с таблицами. | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. Понятия: таблица, строк а, столбец. | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование познавательного мотива. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
31 | Создание содержания книги. | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаем книгу». | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
32 | Переплётные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. | Регулятивные УУД: Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение | Формирование познавательного мотива | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
33 | Переплётные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника». | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. | Регулятивные УУД: Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение | Формирование познавательного мотива | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. | |
34 | Итоговый урок. | Устный опрос. Устные ответы. Наблюдение. Самостоятельная работа. Самооценка. Взаимооценка. | Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ | Регулятивные УУД: Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера.
Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327, мультимедийный диск к учебнику «Технология. 4 класс», авт. Н. И. Роговцева и др. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Информационно-методическое обеспечение УМК
№ | Автор | Название | Издательство | Год |
1 | Роговцева Н.И. | Технология: Рабочие программы: 1-4 классы. | М.: Просвещение | 2012 |
2 | Роговцева Н.И. | Технология: Учебник 4 кл. | М.: Просвещение | 2014 |
3 | Роговцева Н.И. | Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс. | М.: Просвещение | 2014 |
4 | Павлова О. В. | Технология. 4 класс: система уроков по учебнику Роговцевой, Богдановой, Добромысловой. | Волгоград: Учитель | 2014 |
2. Информационно-коммуникативные средства.
Электронное приложение к учебнику «Технология. 4 класс» к учебнику Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В., Добромыслова Н. В. (CD).
3. Наглядные пособия.
При проведении уроков используется оборудование «Мобильного класса» в соответствии с рабочей программой:
- Цифровой беспроводной микроскоп с программным обеспечением HDC-012W.
- Учебно-наглядные пособия в комплекте:
- Альбом «Детям о Правилах Дорожного Движения»
- Альбом «Детям о Правилах Пожарной Безопасности»
- Коллекция «Лён»
- Коллекция «Плоды сельскохозяйственных растений»
- Коллекция «Гербарий «Для начальной школы» (30 видов, с иллюстрациями)
- Лента измерительная с сантиметровыми делениями
- Линейка классная 1м деревянная
- Линейка классная пластмассовая 60см
- Лупа ручная
- Транспортир классный пластмассовый
- Угольник классный пластмассовый (30 и 60 градусов)
- Угольник классный пластмассовый (45 и 45 градусов)
- Циркуль классный пластмассовый
- Набор «Геометрические тела» (объёмные)
4. Материально-технические средства.
Классная доска магнитная 3-х секционная.
Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции.
Мультимедийный проектор Optoma DS 327 с потолочным креплением.
Принтер (МФУ) Brother DCP-7057R/
Компьютер.
Документ-камера.
Результаты освоения курса и система его оценки
Планируемые результаты.
Технология, 4 класс.
Личностные
Учащийся будет уметь:
- оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
- описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла;
- понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащийся будет уметь:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
- выявлять и формулировать учебную проблему;
- выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
- предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
- самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
Учащийся будет уметь:
- искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений заданий, образцов и материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинноследственные связи изучаемых явлений (событий), проводить аналогии, использовать полученную информацию для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД
Учащийся будет уметь:
- формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать;
- слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
- сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет иметь общее представление:
- о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
- об основных правилах дизайна и их учёте при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
- о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Учащийся будет уметь:
- организовывать и выполнять свою художественно практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
- использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов в собственной творческой деятельности;
- защищать природу и материальное окружение и бережно относиться к ним;
- безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайниками, компьютером);
- выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, зашивать разрывы по шву).
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно практической деятельности.
Учащийся будет знать:
- названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
- последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;
- линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- косую строчку, её варианты, назначение;
- несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Учащийся будет иметь представление о:
- дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
- основных условиях дизайна — единстве пользы, удобства и красоты;
- композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
- традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях;
- стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
- художественных техниках (в рамках изученного).
Учащийся будет уметь самостоятельно:
- читать простейший чертёж (эскиз) плоских и объёмных изделий (развёрток);
- выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и её вариантами;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета).
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
- простейшие способы достижения прочности конструкций.
Учащийся будет уметь:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративнохудожественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
4. Практика работы на компьютере.
Учащийся будет иметь представление о:
- использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Учащийся будет знать:
- названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Учащийся научится с помощью учителя:
- создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
- оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
- работать с доступной информацией;
- работать в программах Word, Power Point.
Нормы оценок по предмету
Оценка устных ответов
Оценка «5»
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1»
- отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- норма времени недовыполнена на 20-30 %;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
Критерии оценки проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Пролетарской СОШ №5 _____________________ Коротя И. Г.
от ____________ 20___ года № ___ подпись
____________ ________________ _____ ____________ 20 ___ года
подпись ФИО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....
Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....
Рабочая программа по "Школе России" 2 класс
В данном материале представленв рабочие программы по предметам для 2 класса по "Школе России"....
Рабочие программы УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по ИЗО...
Рабочая программа УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по технологии...