рабочая программа + тематическое планирование по технологии 4 класс ПНШ
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) на тему
Рабочая программа + тематическое планирование по технологии 4 класс ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология. Рабочая программа 4 класс | 78.74 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Технология» для учащихся 4 класса УМК «Перспективная начальная школа»
1.Пояснительная записка.
Программа разработана на основе авторской программы по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)
Программа составлена на основе следующих нормативных документов :
1.Закон РФ «Об образовании»;
2.Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
3.Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. №373) сделавшего упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.
В соответствии с концептуальным положением системы программа по технологии учитывает опят ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удалённостью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ. Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром , осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:
- развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
- освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; – овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
- развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.
В рабочую программу изменения не вносились.
Программу обеспечивают:
Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 4 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Авторская программа по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2. Проект «Перспективная начальная школа»
Программа рассчитана на 34 часа(34 недели, 1 час в неделю).
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки:
Программой предусмотрено:
1.Выполнение практических и творческих работ;
2.Уроки проектирования, коллективные работы;
3.Конкурсы, выставки.
Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроках технологии:
Примерные нормы оценки знаний:
Отметка «5» ставиться, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставиться, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» ставиться, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.
Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Примерные нормы оценки практической работы
Организация труда
Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда
Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделий (работы)
Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.
Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.
Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.
Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.
Норма времени (выработки)
Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.
Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.
Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.
2.Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основные содержательные линии С учетом специфики данного учебного предмета программный материал каждого года обучения представлен следующими разделами: «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда», «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты», «Конструирование и моделирование», «Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)».
Первый раздел — «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда» — состоит из четырех структурных единиц: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Первоначальные умения проектной деятельности». В них на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел родного края раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды, формируются первоначальные представления о мире профессий, эстетическая культура; содержится информация о ручном, механизированном и автоматизированном труде; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности.
Освоение учащимися проектной деятельности по предметной области «Технология» следует начинать со второго класса. Особенность ее содержания состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят близкие и важные для ребенка цели (изготовление моделей для уроков по окружающему миру, математики, для внеурочной игровой деятельности и т. п). Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции и ее улучшение, отбор материалов и экономное их расходование, продумывание последовательности проведения работ.
Второй раздел — «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» — состоит из следующих структурных единиц: «Природные материалы», «Искусственные материалы», «Полуфабрикаты», «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач». Распределение материалов по классам осуществляется на основе принципа доступности с постепенным увеличением степени технологической сложности изготавливаемых изделий, учитывая при этом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
Структурные единицы содержат информацию по применению материалов, наблюдения и опытное исследование некоторых их свойств как отдельно, так и в сравнении друг с другом, краткую характеристику технологических операций, описание практических работ, перечень объектов труда и творческие задания. В этом разделе учащиеся знакомятся информацией, необходимой для решения технических, технологических и практических задач, что обеспечивает самостоятельную деятельность детей при конструировании изделий из различных материалов.
Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, возможностей школы вносить коррективы в перечень практических работ и объектов труда. На изготовление рекомендуемых изделий может быть затрачено от одного до четырех уроков.
Третий раздел – «Конструирование и моделирование» - представлен следующими структурными единицами: «Конструирование. Сборка моделей из деталей конструктора», «Использование измерений для конструирования и решения практических задач», «Моделирование пособий для различных уроков».
В них на основе происходит знакомство с понятиями «конструкция изделие», «модель»; формируются первоначальные представления о видах конструкций и различных способах их сборки. В разделе «Конструирование и моделирование» представлены конструкции изделий (пособий), выполнение которых необходимо для других предметных областей. Естественным результатом изготовления этих пособий является проверка их в действии на других уроках (функциональной составляющей изделия).
Четвертый раздел – «Практика работы на компьютере», предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, работе с которыми целенаправленно обучаются дети, за счет включения электронных информационных источников.
Учебные материалы для четвертого класса позволяют организовывать практическую работу детей с электронным справочником для формирования первоначальных умений использовать электронные справочники и энциклопедии для поиска информации.
Программа предполагает обучение младших школьников умению организовать работу по самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети учатся работать с тренажерами.
Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям.
Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы с работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных или разновозрастных классов сельской школы. Готовые работы желательно использовать на уроках по другим предметам, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков.
Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой — формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой и других задач рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки, производственные предприятия.
Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей для получения новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиске возможных и рациональных способов их обработки, правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции, конструкции.
3. Описание места учебного предмета «Технология»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Технология» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа(1 час в неделю).
4.Описание ценностных ориентиров содержания курса «Технология »
Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:
— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
— развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; уважение к результам труда других людей;
— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
— формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера,признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого- технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, частью живой и неживой−на осознании себя частью природного мира природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как любви.−проявление высшей человеческой способности
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства, одно из проявлений духовной зрелости−Ценность патриотизма человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология» 4 класс
Личностными результатами изучения технологии в начальной школе являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии в начальной школе является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии в начальной школе являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательской деятельности, знания о различных профессиях, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4–м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов)
Познавательные УУД
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
Предметные результаты освоения учебной программы по курсу «Технология» к концу 4-го года обучения
Выпускник научится:
- составлять сообщения о современных профессиях, связанных с механизированным и автоматизированном трудом (с учётом региональных особенностей), и описывать их особенности;
- организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
- отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в организации работы;
- осуществлять контроль и корректировку хода работы;
- выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т.д.);
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды, ремонт одежды и книг);
- отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (циркуль), режущими (ножницы, канцелярский нож);
- размечать бумагу и картон циркулем;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- изготавливать объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
- анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
- рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;
- использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная строка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;
- работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
- использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами;
- использовать возможности поиска информации с помощью программных средств;
- соблюдать безопасные приёмы труда при работе на компьютере;
- включать и выключать дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру;
- использовать элементарные приёмы клавиатурного письма;
- использовать элементарные приёмы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);
- осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения различных задач;
- решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;
- подключать к компьютеру дополнительные устройства;
- осуществлять поиск информации в электронных заданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;
- соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:
- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;
- достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель—подчиненный);
- развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
6. Содержание учебного предмета «Технология» 4 класс (34 часа)
Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность в жизни человека
Распространённые виды профессий, связанные с механизированным и автоматизированным трудом (с учётом региональных особенностей).
Общее представление о технологическом процессе
Организация рабочего места в зависимости от вида работы, распределение рабочего времени, отбор и анализ информации из учебника и других дидактических материалов, её использование в организации работы, контроль и корректировка хода работы, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Проектирование изделий: создание замысла, его детализация и воплощение. Результат проектной деятельности - «Макет села Мирного».
Самообслуживание
Декоративное оформление культурно-бытовой среды, несложный ремонт одежды (заплатки).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (22 ч)
Пластическиее материалы(2ч).
Глина. Применение глины для изготовления предметов быта и художественных предметов. Сравнение глины и пластилина по основным свойствам: цвет, пластичность, способность впитывать влагу. Подготовка глины к работе. Приемы работы с глиной: формование деталей, сушка, раскрашивание.Практические работы: лепка декоративных игрушек, рельефных пластин.
Бумага и картон (10 ч)
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, крепированная, калька, ватман. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.
Виды картона, используемые на уроках: цветной, гофрированный.
Выбор бумаги и картона для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику.
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздём, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление новогодних подвесок, масок, открыток, декоративных композиций, головоломок, игрушек, аппликаций.
Текстильные материалы (4 ч)
Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по переплетению нитей. Экономное расходование ткани при раскрое.
Нитки, используемые на уроках: мулине, для вязания.
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки, картонные кольца. Приёмы рационального и безопасного использования игл, булавок, шила.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком и петелькой, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани ручным швом «строчка», обработка края ткани петельным швом, вышивание простым крестом, наматывание ниток на кольца, натяжение ниток.
Практические работы: изготовление вышитых закладок, лент, мини-панно, футляров, нитяной графики.
Металлы (2 ч)
Практическое применение металлов в жизни. Виды проволоки. Выбор проволоки с учётом её свойств: упругость, гибкость, толщина. Экономное расходование материалов при разметке.
Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, кисточка с тонкой ручкой, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, сгибание, скручивание, тиснение.
Практические работы: изготовление каркасных моделей человечков, брошек.
Утилизированные материалы (4 ч)
Практическое применение утилизированных материалов в жизни. Виды материалов, используемые на уроках: пластиковые ёмкости, упаковочная тара из пенопласта. Выбор материалов по их конструктивным свойствам.
Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, нож канцелярский, шило, кисть для клея, фломастер, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа и шила.
Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: прокалывание шилом, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное), тиснение, шлифование наждачной бумагой, отделка шпагатом, окрашивание.
Практические работы: изготовление вазы для осеннего букета, подставок, новогодних подвесок, игрушек-сувениров.
Конструирование и моделирование (2 ч)
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по заданным (функциональным) условиям.
Практические работы: изготовление осадкомера.
Практика работы на компьютере (10 ч)
Компьютер. Основы работы за компьютером (4 ч)
Повторение. Организация рабочего места. Подключение к компьютеру дополнительных устройств для работы с текстом (принтер, сканер).
Технология работы с инструментальными программами (6 ч)
Инструментальные программы для работы с текстом (текстовые редакторы).
Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Освоение клавиатуры компьютера. Клавиатурный тренажёр. Работа с клавиатурным тренажёром.
Знакомство с правилами клавиатурного письма (ввод букв и цифр , заглавной буквы , точки ,запятой, интервала между словами, переход на новую строку, отступ, удаление символов). Ввод в компьютер простого текста с клавиатуры.
Оформление текста. Рисунок в тексте. Использование текстового редактора для творческой работы учащихся.
Приёмы работы с документом. Сохранение документа на жёстком диске. Открытие документа. Вывод документа на печать. Демонстрация возможности ввода текста документа со сканера.
Первоначальное представление о поиске информации на основе использования программных средств для поиска информации (по ключевому слову, каталогам). Работа с простейшими аналогами электронных справочников.
7. Тематическое планирование.
Тематическое планирование. | Содержание программы | Характеристика деятельности учащихся |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (реализуется в других разделах) | Трудовая деятельность в жизни человека Распространённые виды профессий, связанные с механизированным и автоматизированным трудом (с учётом региональных особенностей). Общее представление о технологическом процессе Организация рабочего места в зависимости от вида работы, распределение рабочего времени, отбор и анализ информации из учебника и других дидактических материалов, её использование в организации работы, контроль и корректировка хода работы, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Самообслуживание Декоративное оформление культурно-бытовой среды, несложный ремонт одежды (заплатки). | Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных материалов, использовать информационно-компьютерные технологии). Искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (структурировать) то новое, что открыто и освоено на уроке. Оценивать результаты деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (22 ч) Пластические материалы(2ч). Бумага и картон (10 ч) Текстильные материалы (4 ч) Металлы (2 ч) Утилизированные материалы (4 ч) | Глина. Применение глины для изготовления предметов быта и художественных предметов. Сравнение глины и пластилина по основным свойствам: цвет, пластичность, способность впитывать влагу. Подготовка глины к работе. Приемы работы с глиной: формование деталей, сушка, раскрашивание.Практические работы: лепка декоративных игрушек, рельефных пластин. Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, крепированная, калька, ватман. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность. Виды картона, используемые на уроках: цветной, гофрированный. Выбор бумаги и картона для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику. Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме. Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила. Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздём, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка. Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по переплетению нитей. Экономное расходование ткани при раскрое. Нитки, используемые на уроках: мулине, для вязания. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки, картонные кольца. Приёмы рационального и безопасного использования игл, булавок, шила. Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком и петелькой, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани ручным швом «строчка», обработка края ткани петельным швом, вышивание простым крестом, наматывание ниток на кольца, натяжение ниток. Практическое применение металлов в жизни. Виды проволоки. Выбор проволоки с учётом её свойств: упругость, гибкость, толщина. Экономное расходование материалов при разметке. Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, кисточка с тонкой ручкой, подкладная дощечка. Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, сгибание, скручивание, тиснение.. Практическое применение утилизированных материалов в жизни. Виды материалов, используемые на уроках: пластиковые ёмкости, упаковочная тара из пенопласта. Выбор материалов по их конструктивным свойствам. Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, нож канцелярский, шило, кисть для клея, фломастер, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа и шила. Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: прокалывание шилом, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное), тиснение, шлифование наждачной бумагой, отделка шпагатом, окрашивание | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) физические, механические и технологические свойства крепированной и бархатной бумаги, проволоки, пластмасс, направление нитей тканей, ткани по переплетению нитей, приемы обработки пластических материалов (раскатывание пластины скалкой, вырезание формы, создание фактурной поверхности стекой, выбирание пластической массы внутри заготовки, выравнивание края, продавливание пластической массы через чесночницу для получения тонких жгутиков), бумаги и картона (разметка циркулем, вырезание ножницами и макетным ножом по внутреннему контуру, соединение в щелевой замок, изгибание, скручивание), текстильных материалов (сметывание текстильных деталей швом «вперед иголку», сшивание деталей швом «ручная строчка», «потайным», обработка края ткани петельным швом, вышивка простым крестом, оформление лоскутками, аппликацией, пришивание заплатки), металлов (разметка по шаблону, разрезание ножницами, тиснение фольги, скручивание проволоки спиралью, оклеивание жестяной баночки шпагатом), пластмасс (разметка на глаз и по шаблону, резание ножницами и макетным ножом, склеивание деталей за всю поверхность, тиснение, шлифование наждачной бумагой, оформление аппликацией, окрашивание), конструктивные особенности чертежных инструментов (циркуль). Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (структурировать) то новое, что открыто и освоено на уроке. Оценивать результаты деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. . Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. |
Конструирование и моделирование(2ч) | Виды и способы соединения деталей.Понятие о конструкции изделия. Различные виды конструкции (разъёмная, неразъёмная) и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей (подвижное и неподвижное). Конструирование и моделирование из металлических стандартных деталей технических моделей по технико-технологическим условиям. Конструирование и моделирование несложных технических объектов по заданным (функциональным) условиям. | Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного). Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления. Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию. Обобщать (структурировать) то новое, что открыто и освоено на уроке. |
Практика работы на компьютере (10 ч) Компьютер. Основы работы за компьютером (4 ч) Технология работы с инструментальными программами (6 ч) | Инструментальные программы для работы с текстом (текстовые редакторы). Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Освоение клавиатуры компьютера. Клавиатурный тренажёр. Работа с клавиатурным тренажёром. Знакомство с правилами клавиатурного письма (ввод букв и цифр , заглавной буквы , точки ,запятой, интервала между словами, переход на новую строку, отступ, удаление символов). Ввод в компьютер простого текста с клавиатуры. Оформление текста. Рисунок в тексте. Использование текстового редактора для творческой работы учащихся. Приёмы работы с документом. Сохранение документа на жёстком диске. Открытие документа. Вывод документа на печать. Демонстрация возможности ввода текста документа со сканера. Первоначальное представление о поиске информации на основе использования программных средств для поиска информации (по ключевому слову, каталогам).. |
Использовать технические устройства и компьютерные программы для работы с текстом. Осуществлять ввод текста с клавиатуры, редактирование, форматирование и сохранение текста, пользоваться электронными справочными изданиями. Создавать информационные объекты с помощью компьютерных программ (текстовые документы, рисунки, презентации). |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»
Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методическая литература
Рагозина Т.М., Гринева А.А., Кузнецова И.Л. Технология. 4 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.
Рагозина Т.М. Технология. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Учебное оборудование
Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, линейка пластмассовая или металлическая 25 - 30 см., линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник пластмассовый с углами 90 градусов, простые карандаши марки ТМ и 2М, циркуль, шило, игла швейная и для вышивания , нитевдеватель, кисти для работы с клеем и красками, стека, подставка для инструментов, дощечка для лепки.
Материалы для изготовления изделий: бумага (цветная мелованная двухсторонняя, офисная для аппликаций, калька, писчая, альбомная, гофрированная, самоклеящаяся, крепированная), картон (цветной, гофрированный), лоскутки хлопчатобумажной и льняной ткани, шерстяной нитки швейные, мулине, пряжа для вязания, фурнитура (пуговицы, бусинки, бисеринки), пластилин, масса для моделирования, глина, пластическая масса из соленого теста, фольга, цветная проволока в изоляции, природные материалы (засушенные листья, цветущие растения, стебли, веточки, семена и плоды растений, яичная скорлупа), утилизированные материалы (пластмассовые разъемные упаковки-капсулы, емкости), наборы «Конструктор»;
Электронные ресурсы:
http://www.uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование GeoMan.ru
http://www.4stupeni.ru/
http://www.uroki.net/docnach.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
.
Дата | № п/п | Кол-во уроков | Тема урока | Вид контроля. Измеритель | Планируемые результаты УУД | |||||||||||||||||
Изготовление изделий из утилизированных материалов (2 ч.) | ||||||||||||||||||||||
1 | 1 | Ваза для осеннего букета | Беседа, практическая работа | Личностные УУД: действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий; действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий; возможность осуществления проектной деятельности Регулятивные УУД: планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; самоконтроль и корректировка хода практической работы; самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом); оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии. Коммуникативные УУД: учёт позиции собеседника (соседа по парте); умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере; умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте); осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации на бумажных носителях; сохранение информации на бумажных носителях в виде упорядоченной структуры; чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями; конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов; сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями; сравнение различных видов конструкций и способов их сборки; анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий; выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач; проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла; поиск необходимой информации в Интернете | ||||||||||||||||||
2 | 1 | Пластмассы. Подставки из пластиковых емкостей | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||
Изготовление изделий из бумаги и картона (3ч.) | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||||
3 | 1 | Головоломка. | Беседа, практическая работа | Личностные УУД: умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования»; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; распознавание и чтение простейшего чертежа; воспроизведение разметки с опорой на чертёж; выполнение работы по предложенному плану, инструкционной карте, рисункам, схемам осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя различать способ и результат действия вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; аргументировать свою позицию . Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение чертежа; осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации;ориентироваться на разнообразие способов решения задач;осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте | ||||||||||||||||||
4 | 1 | Игрушка-перевёртыш | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||
5 | 1 | Ремонт книг | Беседа, практическая работа | Личностные УУД: действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации; формирование нравственных качеств: организованность, инициативность. Регулятивные УУД: анализ объекта; отбор оптимальных способов деятельности; извлечение необходимой информации из рисунков;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами;осуществлять итоговый и пошаговый контроль; выполнение работы по предложенному плану, инструкционной карте, рисункам, схемам Коммуникативные УУД:учёт позиции собеседника (соседа по парте);умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации из учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение чертежа; осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации;ориентироваться на разнообразие способов решения задач;осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | ||||||||||||||||||
Изготовление изделий из текстильных материалов (1 ч.) | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||||
6 | 1 | Олимпийский символ из пяти колец | Беседа, практическая работа | Личностные УУД: действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации; формирование нравственных качеств: организованность, инициативность. Регулятивные УУД: анализ объекта; отбор оптимальных способов деятельности; извлечение необходимой информации из рисунков и чертежей;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов;умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества; осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение чертежа; осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | ||||||||||||||||||
Металлы (2ч.) | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||||
7 | 1 | Спортивный значок | Беседа, практическая работа | Личностные УУД: действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации; формирование нравственных качеств: организованность, добросовестное отношение к делу. Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения анализа объекта; подбор доступных в обработке материалов для изделия; отбор оптимальных способов деятельности; извлечение необходимой информации из рисунков и чертежей;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение чертежа; искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта) | ||||||||||||||||||
8 | 1 | Каркасные модели из проволоки | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||
Изготовление изделий из пластичных материалов (1 ч.) | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||||
9 | 1 | Лепка декоративного рельефа | Беседа, практическая работа | Личностные УУД: формирование социально-значимых качеств: любознательность Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из учебника | ||||||||||||||||||
Изготовление изделий из бумаги и картона (2 ч.) | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||||
10 | 1 | Игрушка- гармошка | Беседа, практическая работа | Личностные УУД: формирование нравственных качеств: трудолюбие Регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную задачу;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;адекватно воспринимать оценку учителя различать способ и результат действия вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы; аргументировать свою позицию Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение чертежа; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте | ||||||||||||||||||
11 | 1 | Новогодние фонарики | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||
Изготовление изделий из утилизированных материалов( 2ч.) | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||||
12-13 | 2 | Подвеска из пенопласта | Беседа, практическая работа | Личностные УУД: формирование нравственных качеств: трудолюбие, инициативность Регулятивные УУД: воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами и канцелярским ножом; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы; аргументировать свою позицию Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение чертежа; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;строить рассуждения в форме связи простых суждений об объектеинструментов; использование измерений для решения практических задач. | ||||||||||||||||||
Изготовление изделий из бумаги и картона (1ч.) | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||||
14 | 1 | Маска из бумаги. | Беседа, практическая работа | Личностные УУД: формирование нравственных качеств: трудолюбие, инициативность; формирование системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающей успешность совместной деятельности Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание; планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами и канцелярским ножом; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; самоконтроль и корректировка хода практической работы; оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы; аргументировать свою позицию; учёт позиции собеседника (соседа по парте);умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из учебника; чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); | ||||||||||||||||||
Изготовление изделий из текстильных материалов (1ч.) | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||||
15 | 1 | Футляр из ткани | Беседа, практическая работа | Личностные УУД: действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации; формирование нравственных качеств: организованность, добросовестное отношение к делу. Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание; планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами и иглой; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; самоконтроль и корректировка хода практической работы; оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии. Коммуникативные УУД: коллективное обсуждение пространственных отношений между деталями изделия и последовательности изготовления изделий по плану; оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение чертежа; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий:определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями | ||||||||||||||||||
Изготовление изделий из бумаги и картона (1ч.) | Практика работы на компьютере (10 часов) | |||||||||||||||||||||
16 | 1 | Игрушка из бумаги | Беседа, практическая работа | Личностные УУД: формирование нравственных качеств: трудолюбие, инициативность; формирование системы норм и правил межличностного общения Регулятивные УУД: планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;самоконтроль и корректировка хода практической работы;самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение чертежа; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий:определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов | ||||||||||||||||||
Изготовление изделий из текстильных материалов (2ч.) | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||||
17-18 | 2 | Оформление изделий вышивкой простым крестом | Беседа, практическая работа | Личностные УУД: формирование социально-значимых качеств: любознательность Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание; планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами и иглой; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы; аргументировать свою позицию Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение чертежа; осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации;ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте | ||||||||||||||||||
Изготовление изделий из бумаги и картона(2ч.) | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||||
19 | 1 | Декоративное панно | Беседа, практическая работа | Личностные УУД: формирование нравственных качеств: трудолюбие, инициативность; формирование системы норм и правил межличностного общения Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; самоконтроль и корректировка хода практической работы; самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом); Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы; аргументировать свою позицию Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника;; чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями; конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий | ||||||||||||||||||
20 | 1 | Подарочная открытка | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||
Практика работы на компьютере (10ч) | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||||
21 | 1 | Компьютер. Основы работы на компьютере. Электронный текст. Технические устройства для работы с текстом. | Беседа, практическая работа | Личностные УУД: действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий; возможность осуществления проектной деятельности Регулятивные УУД: планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; самоконтроль и корректировка хода практической работы; самоконтроль результата практической деятельности путѐм сравнения его с эталоном оценка результата практической деятельности путѐм проверки изделия в действии. Коммуникативные УУД: учѐт позиции собеседника (соседа по парте); умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере; умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте); осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации на бумажных и электронных носителях; сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры; чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями. конструирование объектов с учѐтом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов; сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями; сравнение различных видов конструкций и способов их сборки; анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий; выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач; проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла; поиск необходимой информации в Интернете | ||||||||||||||||||
22 | 1 | Компьютер. Основы работы на компьютере. Компьютерные программы для работы с текстом. | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||
23 | 1 | Компьютер. Основы работы на компьютере. Ввод текста с клавиатуры. | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||
24 | 1 | Компьютер. Основы работы на компьютере. Текстовый редактор. | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||
25 | 1 | Технология работы с инструментальными программами. | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||
26 | 1 | Редактирование текста. | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||
27 | 1 | Форматирование текста. | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||
28 | 1 | Сохранение электронного текста. | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||
29 | 1 | Иллюстрирование текста. | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||
30 | 1 | Работаем с текстовым редактором на компьютере. Вопросы и задания для самопроверки. | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||
Конструирование и моделирование (2ч.) | Беседа, практическая работа | |||||||||||||||||||||
31-32 | 2 | Сборка моделей транспортирующих устройств | Беседа, практическая работа. Контрольные задания | Личностные УУД: формирование социально-значимых качеств: любознательность, трудолюбие, инициативность. Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по образцу, рисунку, схеме Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы; аргументировать свою позицию Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; чтение графических изображений (рисунки, фотографии); моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями; конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов; сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями | ||||||||||||||||||
Изготовление изделий из пластичных материалов (1 ч.) | ||||||||||||||||||||||
33 | 1 | Фигурки из глины и пластических материалов | Беседа, практическая работа | Личностные УУД: формирование социально-значимых качеств: любознательность, трудолюбие Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; создание изделий по собственному замыслу. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из учебника | ||||||||||||||||||
Изготовление изделий из бумаги и картона (1ч.) | ||||||||||||||||||||||
34 | 1 | Проект коллективного создания макета села Мирного | Беседа, практическая работа | Личностные УУД:действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации; действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;возможность осуществления проектной деятельности Регулятивные УУД:планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;самоконтроль и корректировка хода практической работы;самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном .оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии. Коммуникативные УУД:учёт позиции собеседника (соседа по парте);умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации на бумажных носителях;;чтение графических изображений ,моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями; определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;;анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий; проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы, тематическое планирование 3 класс
Все рабочие программы и тематическое планирование 3 класс УМК Школа 21 века....
Рабочие программы + тематическое планирование по программе Школа России по ФГОС
Рабочие программы + тематическое планирование по программе Школа России по ФГОС составитель Зайцева И.М....
Рабочие программы+тематическое планирование 2 класс"Школа России"
Рабочие программы и тематическое планирование по литературному чтению,русскому языку, математике,окружающему миру,изо и технологии для 2 класса "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочие программы+тематическое планирование 4 класс ФГОС Школа России.
Рабочие программы и тематическое планирование ФГОС 4 класс УМК "Школа России"(литературное чтение,русский язык,математика,окружающий мир,технология,ИЗО)....
Программа. Тематическое планирование уроков технологии. 4 класс
Школа 2100. 4 класс.Программа. Тематическое планирование уроков технологии....
Программа. Тематическое планирование уроков технологии. 3 класс
Школа 2100. 3 класс.Программа. Тематическое планирование уроков технологии....
Рабочая программа,Тематическое планирование"Математика" 4 класс"Школа России"
Программа по математике для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....