Рабочая программа по технологии. 4 класс. УМК "Школа России".
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya._4_kl._2014_g.doc | 281.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЫКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
___________________________________________________________
306251, с.Быканово, ул. Молодежная,14 Обоянского района Курской области. Тел. 8 (471-41) 3 – 32 – 42
bickanovsсkaja @yandex.ru. www.obo-buk.
Утверждаю:
Рассмотрена на Принята Директор школы:
заседании МО на педагогическом совете ________С.П. Пономаренко
протокол № 1от «26» 08. 2014г. протокол № 1 от «27»08. 2014г. приказ № 75 от «27»08. 2014г.
Рабочая программа
«Технология »
4 класс
Всего 34 часа , 1 час в неделю
Учебник: Н.И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н.В. Шипилова, С.В. Анащенкова «Технология»,
М: «Просвещение», 2013 г.
Учитель: Кислова Наталья Владимировна
Категория: I квалификационная категория
Срок реализации программы 2014 – 2015 учебный год
2014 г.
Структура рабочей учебной программы
1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели НОО с учетом специфики учебного предмета, курса.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
4. Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
5. Содержание учебного предмета, курса.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, универсальных учебных действий, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Н.И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, Н.В. Шипиловой, С.В. Анащенковой «Технология».
ХХI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Теоретической основой данной программы являются:
- системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией;
- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления
технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и
других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
учатся экономно расходовать материалы;
- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Курс «Информатика» составляет модуль курса «Технология» и ориентирован на системно-деятельностный подход к обучению. Такой подход реализован в курсе путем создания особой обучающей среды, в пределах которой ребенок полностью компетентен (за счет владения системой инструментов, правил и ограничений) и максимально мотивирован (за счет решения актуальных и интересных для него задач).
В курсе «Информатика» используется система базовых понятий современной информатики, в наибольшей степени соответствующая задачам продолжения образования в средней, старшей школе и продолжения образования в вузе. Речь идет о таких понятиях, как цепочка, мешок, бусина, дерево и др.
В ходе изучения курса «Информатика» важные фрагменты математических основ информатики, относящиеся к базовому человеческому знанию, осваиваются детьми в наглядной графической и телесной форме. Математические основы информатики во многих отношениях являются естественным полем формирования общеучебных навыков и развития общих мыслительно-коммуникативных способностей ребенка.
В основу построения теоретического курса положен ряд принципов:
• ясные правила игры, одинаково понимаемые учителем и учеником;
• графические и телесные объекты учебной деятельности;
• введение всего спектра основных понятий современной компьютерной математики на материале наглядных примеров, а не в виде формальных определений для заучивания;
• использование человеческих языков как основной области реальных приложений математических конструкций.
Курс тесно связан с образовательными областями «Математика» и «Языки». Однако и с другими школьными дисциплинами он имеет достаточно много точек соприкосновения. Так в процессе решения задач курса ученики пользуются географической картой, работают с родословными царей, деревом классификации растений, дневником наблюдения за погодой и т. п. Таким образом, курс можно использовать для интеграции предметных областей и установления более тесных межпредметных связей, а также иллюстрации специфики практических задач, которые, как правило, выходят за рамки какой-либо учебной дисциплины.
Важной составляющей курса являются проектные уроки. Это групповая работа ребят по выполнению общей задачи. В процессе таких уроков ребята учатся координировать и планировать общую работу, общаться друг с другом.
Главная цель данного курса информатики – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи изучения курса – научить ребят:
• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
• анализировать языковые объекты;
• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Основные виды учебной деятельности
- Простейшее наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания.
- Моделирование, конструирование из разных материалов по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям.
- Решение доступных конструкторско-технологических задач(определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач( общий дизайн, оформление).
- Простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор нужной информации, окончательный образ объекта, определение особенности конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализации замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы)
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
На изучение технологии в 4 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа (из них 10 ч на изучение информатики).
Для реализации данной программы используются следующие учебно-методические пособия:
1.Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Шипилова, С.В. Анащенкова. Технология 4 кл. Учебник, М. – Просвещение, 2013 г.
2.Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Шипилова, С.В. Анащенкова. Технология 4 кл. Рабочая тетрадь, М. – Просвещение, 2014 г.
3.А.Л. Семенова, Т.А. Рудченко «Информатика». Учебник, М. – Просвещение, 2013 г.
4. А.Л. Семенова, Т.А. Рудченко «Информатика». Рабочая тетрадь, М. – Просвещение, 2014 г.
На изучение информатики и ИКТ в 4 классе отводится 10 ч (модуль).
4. Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты.
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и на ходить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты.
В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего образования:
• получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
• получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
• получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
• научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно – декоративных и других изделий.
Логико-структурная схема построения материала
Весь материал предмета «Технология» разделен на четыре основные части, которые выделены цветом:
«Человек и земля»
«Человек и вода»
«Человек и воздух»
«Человек и информация»
В каждой части материал разделен на темы. Тема разбита на рубрики:
название темы и постановка задачи;
краткое введение «Путешествуем во времени»;
основное содержание «Учимся новому» (упражнения, технологические задания, формы и компоненты обучения)
практическая работа «Делаем сами» или «Проводим эксперимент»;
информация к размышлению «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
выводы и обобщения «Подведем итоги»;
итоговый контроль «Проверим себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).
Изучение практически каждой темы урока в учебнике завершается работой над проектом.
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека; элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды); анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса; элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение); выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия; работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей; культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка); освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их свойствах, происхождение; подготовка материалов к работе и их экономное расходование; инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования; общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.); называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей, раскрой деталей, сборка изделия или его деталей; умение заполнять технологическую карту; выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России.
3.Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании изделий; конструирование и моделирование изделий из материалов по образцу, простейшему чертежу или эскизу; понятие о конструкции изделия; виды и способы соединения деталей; основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
4. Практика работы на компьютере.
Информация, ее отбор, анализ и систематизация; способы получения, хранения, переработки информации; назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации; соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; работа с простыми и информационными объектами (текст, таблица, рисунок, схема): преобразование, создание, сохранение, удаление; создание небольшого текста по интересной детям тематике; вывод текста на принтер; использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
5. Содержание учебного предмета, курса.
Технология
Человек и земля (14 ч)
(Вагоностроительный завод. Полезные ископаемые. Автомобильный завод. Монетный двор. Фаянсовый завод. Швейная фабрика. Обувное производство. Деревообрабатывающее производство. Кондитерская фабрика. Бытовая техника. Тепличное хозяйство.)
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Буровая вышка. Малахитовая шкатулка. Полезными ископаемыми. Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Особенностями изготовления фаянсовой посуды. Технология производственного процесса
на швейной фабрике и профессиональная деятельность людей. История создания обуви. Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Историей и технологией производства
кондитерских изделий. Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Виды и конструкции теплиц.
Человек и вода (3ч)
(Водоканал. Порт. Узелковое плетение.)
Система водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство с работой порта и профессиями людей, Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Делать выводы о необходимости экономного расходования воды. Находить и отбирать информацию
Человек и воздух (3ч)
(Самолётостроение. Ракетостроение. Ракета –носитель. Летательный аппарат. Воздушный змей.)
Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолётов и космических ракет, о конструкции самолёта и космической ракеты.
Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея.
Человек и информация (4 ч)
(Создание титульного листа. Работа с таблицами. Создание содержания книги. Переплётные работы.)
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги.
Информатика
Игры с полной информацией (5 ч)
Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турнира. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.
Дерево (3 ч)
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.
Алгоритмы. Исполнитель Робик (2 ч)
Инструкция. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы. Дерево выполнения программ.
Решение практических задач
Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также диаграмм (проект "Дневник наблюдения за погодой"). Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы учащихся с использованием алгоритма сортировки слиянием (проект "Сортировка слиянием"). Поиск двух одинаковых объектов в большом массиве похожих объектов силами группы учащихся путем классификации и с использованием разбиения задачи на подзадачи (проект "Одинаковые фигурки, или Разделяй и властвуй"). Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков и объектов путём построения сводной таблицы (проект "Одинаковые мешки"). Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект "Знакомство с русским текстом"). Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект "Лексикографический (словарный) порядок"). Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя (проект "Турниры и соревнования"). Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект "Стратегия победы").
ИКТ-компетентность. Решение практических задач
*Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (бейджа) (проект "Мое имя", специальная среда).
*Совместное заполнение базы данных обо всех учениках класса, изготовление бумажной записной книжки (проект "Записная книжка", специальная среда).
*Изготовление изображения животного составлением его из готовых частей (проект "Фантастическое животное", специальная среда).
**Оформление и распечатка собственного текста с помощью текстового редактора (проект "Мой рецепт").
**Изготовление и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект "Мой друг/Мой любимец", презентационная программа).
**Наблюдение, измерение различных числовых величин, оформление результатов наблюдения в виде презентации (проект "Дневник наблюдения за погодой", специальная среда).
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во ча-сов (всего) | Из них (количество часов) | |||||
Уроки | Проверочные работы | Тестовые работы | Работы по развитию речи | Лабораторныепрактические работы | Экскурсии | |||
1 | Информатика | 10 | 9 | 1 | ||||
2 | Человек и земля | 14 | 10 | 4(проекты) | ||||
3 | Человек и вода | 3 | 3 | |||||
4 | Человек и воздух | 3 | 3 | |||||
5 | Человек и информация | 4 | 4 | 1(проект) | ||||
ИТОГО | 34 | 28 | 1 | 5(проекты) |
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
№п/п | Тема раздела, урока | Планируемые результаты | Дата | |||||||||||||
Личностные | УУД | Предметные | план | факт | ||||||||||||
Информатика (10 ч) | ||||||||||||||||
1 | Круговой турнир. Крестики-нолики. Обязательные задачи: 1, 2.Необязатльные задачи 3 - 5. | Развитие мотивов учебной деятельности. Работать в груп пе: сотрудничать в ходе реше ния задач со сверстниками, использовать групповое раз деление труда, речевые сред ства для решения задачи. | П: постановка целей и определение путей решения задачи. К:готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Р: работать в группе, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. | Строить знаково-символи ческие модели информацион ных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки – стро ить партию игры и цепочку позиции партии игры с пол ной информацией, представ лять процесс проведения тур нира в виде таблицы и дерева. | 4.09 | |||||||||||
2 | Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры.
Обязательные задачи: 6, 7. Необязательные задачи: 8 - 10 | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности. | П: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов. К: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргуме нтировать свою точку зрения и оценку со бытий. Р: формирование умения планиро вать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной за дачей и условиями её реализации. | Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию. | 11.09 | |||||||||||
3 | Игра камешки.
Обязательные задачи: 11 - 13. Необязательные задачи: 14 - 20, 22 - 2 | Развитие навыков сотрудничес тва со взрослыми и сверстника ми в разных социальных ситуа циях | П: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки. К: готовность слу шать собеседника и вести диалог; изла гать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Р: исполь зование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. | Давать формальное описа ние правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, ка мешки, ползунок. | 18.09 | |||||||||||
4 | Игра ползунок. Игра сим.
Обязательные задачи: 25, 26, 34, 35. Необязательные задачи: 27 - 33, 36-39 | Развитие умения не создавать конфликтов и находить вы ходы из спорных ситуаций. | П: владение базовым понятийным аппаратом. К: готовность слушать собеседника и ве сти диалог; излагать своё мнение и аргу ментировать свою точку зрения и оценку событий. Р: активное использование рече вых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. | Давать формальное описа ние правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, ка мешки, ползунок. | 25.09 | |||||||||||
5 | Выигрышная страте гия. Выигрышные и проигрышные пози ции.
Обязательные задачи: 40, 41, 45, 49 - 51. Необязательные задачи: 42 - 44, 52-62 | Развитие мотивов учебной деятельности. | П: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные дей ствия в соответствии с поставленной зада чей и условиями её реализации. К: рабо тать в группе: сотрудничать в ходе реше ния задач со сверстниками, использовать речевые средства для решения задачи, вес ти диалог и др. Р: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. | Исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные. | 2.10 | |||||||||||
6 | Дерево игры. Обязательные задачи: 63, 64, 68. Необязательные задачи: 65 - 67, 69. | Работать в группе: сотрудни чать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средст ва для решения задачи, вести диалог и др. | П: осуществлять познавательную и лично стную рефлексию деятельности: К: уме ние решать коммуникативные задачи. Р: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять по знавательную и личностную рефлексию деятельности. | Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. | 9.10 | |||||||||||
7 | Дерево игры. Обязательные задачи: 63, 64, 68. Необязательные задачи: 65 - 67, 69. | Формирование уважительно го отношения к иному мне нию, истории и культуре дру гих народов. | П: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответст вии с поставленной задачей и условиями её реализации. К: умение договариваться между собой для достижения цели. Р: осу ществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности. | Строить выигрышную стратегию по дереву игры | 16.10 | |||||||||||
8 | Дерево вычислений. Обязательные задачи: 92, 94, 99. Необязательные задачи: 93, 95 - 97, 100 - 104. | Сотрудничать в ходе реше ния задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда. | П: овладение логическими действиями по строения рассуждений. К: активное испо льзование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавате льных задач. Р: умение договариваться о распределении функций и ролей в совмес тной деятельности. | Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. | 23.10 | |||||||||||
9 | Робик. Цепочка выпо лнения программы. Дерево выполнения программ. Дерево всех вариантов. Обязательные задачи: 105, 106, 117. 127, 128, 129. Необязательные задачи: 107 - 116, 118 - 126. 130 - 140.
| Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоци онально-нравственной отзыв чивости. | П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель ности, поиска средств её осуществления. К: использовать речевые средства для ре шения задачи, вести диалог и др. Р: осво ение способов решения проблем творчес кого и поискового характера. | Выполнять программы для Робика – строить его зак лючительную позицию, использовать инструмент «робик» для решения ком пьютерных задач.Строить дерево игры и ветку из де рева игры. Исследовать позиции на дереве.Строить выигрышную стратегию по дереву игры. | 30.10 | |||||||||||
10 | Решение практичес ких задач. Проверочная работа.
| Развитие самооценки на основе критериев успешной учебной деятельности. | П: Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, пере дачи и интерпретации информации. К: использование знаково-символических средств представления информации. Р: овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | Управление базовыми пре дметными и межпредмет ными понятиями, отражаю щими существенные связи и отношения между объек тами и процессами. | 13.11 | |||||||||||
Технология (24 ч) Человек и земля (14 ч) | ||||||||||||||||
11 | Как работать с учеб ником. Вагоностроительный завод. Проект «Модель вагона». | Осмыслять значение промыш ленных производств для раз вития нашего государства; иметь представление о произ водствах, расположенных в регионе проживания; пози тивно относиться к труду. | П:Применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия или проекта. К:использовать дополнительные источни ки иформации для расширения собствен ного кругозора. Р: вести диалог при рабо те в паре или группе. | Ориентироваться в разде лах учебника. Иметь об щие представления о ви дах обрабатывающей про мышленности; определять, к какой отрасли промыш ленности относится ваго ностроение. | 20.11 | |||||||||||
12 | Полезные ископае мые. «Буровая скважина» | Проявлять интерес к поиско вой и исследовательской дея тельности; проявлять интерес к производственным процес сам и профессиональной дея тельности людей. Испытывать потребность в творческой дея тельности и реализации собст венных замыслов. | П:создавать самостоятельно план выпол нения изделия на основе готового образ ца. К: находить и отбирать информацию о полезных ископаемых. Р: готовность слу шать собеседника и вести диалог. | Уметь собирать изделия из металлического конструк тора; планировать самос тоятельно работу, вносить изменения в конструкцию. Соблюдать правила безо пасного использования ин струментов. | 27.11 | |||||||||||
13 | «Малахитовая шкатулка». | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | П: отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, пользоваться технологической картой. К: находить и отбирать информацию о создании изделий из поделочных камней и о технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников. Р: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Объяснять способ созда ния изделия в технике мо заики. | 4.12 | |||||||||||
14 | Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. Самосвал. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека, це нить результат проф. деятель ности человека и бережно относиться к нему. | П: применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта. К: находить и отбирать инфор мацию о развитии автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля КамАЗ и технологическом процессе сборки на конвейере из матери ала учебника и других источников. Р: уме ние работать в материальной и информа ционной среде. | Знакомство с производст венным циклом сборки грузовых автомобилей, специфике работы людей, занятых на заводе. Учить сам-но работать с техноло гической картой. | 11.12 | |||||||||||
15 | Монетный вор. Стороны медали. Проектная работа «Медаль». | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | П: применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта; работать над проектом: К: актив ное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Р: овладение базо выми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | Знакомить с особеннос тями технологического процесса создания меда лей, свойствами фольги. Учить сам-но работать с технологической картой. | 18.12 | |||||||||||
16 | Фаянсовый завод. Изготовление вазы. Роспись. | Развитие навыков сотрудни чества со взрослыми и сверст никами в различных социаль ных ситуациях, умения не соз давать конфликтов и нахо дить выходы из спорных си туаций. | П: выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. К:самостоятельно прово дить защиту проекта по заданным в учеб нике критериям. Р: излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценки событий. | Познакомить с производ ством посуды. Учить сам-но работать с технологи ческой картой. | 25.12 | |||||||||||
17 | Швейная фабрика. Прихватка. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творчес кому труду, к работе на резу льтат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | П: Применять и сохранять учебную зада чу при выполнении изделия и реализации проекта. К: осуществлять взаимный кон троль в совместной деятельности, адек ватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Р: определение общей цели и путей её достижения. | Понимать специфику ра боты швейной фабрики; знать последовательность операций шитья одежды; снимать мерки, определять при помощи них свой раз мер одежды. | 15.01 | |||||||||||
18 | Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка. Птичка. | Формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат. | П: формирование умения планировать, конт ролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной зада чей. К: ак тивное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и по знавательных задач. Р:умение договариваться о распределении функций и ролей в совмест ной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. | Использовать в практичес кой работе технологию со здания мягкой игрушки; составлять план работы. Выполнять шов «вперёд иголку», выполнять изде лие по составленному плану. | 22.01 | |||||||||||
19 | Обувное производст во. Проект «Модель детской летней обуви». | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека на производстве; ценить резуль тат проф. деятельности чело века и бережно относиться к нему. | П: применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта К: признавать возможность су ществования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Р: определе ние общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Составлять рассказ об истории появления обуви на основе материала учеб ника; знать основные эта пы изготовления обуви на производстве; классифици ровать виды обуви. | 29.01 | |||||||||||
20 | Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений. | Осмыслять значение промыш ленных производств для развития нашей страны, определять личный выбор профессии. | П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражаю щими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Р: осуще ствлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собст венное поведение и поведение окружаю щих. К: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Составлять рассказ о та ком материале, как древе сина; различать инструмен ты по работе с древесиной; составлять план изготовле ния изделий из дерева; соблюдать правила безопа сной работы со столярным ножом. | 5.02 | |||||||||||
21 | Кондитерская фабрика. Пирожное «Картошка» | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | П: Применять и сохранять учебную зада чу при выполнении изделия и реализации проекта; работать над проектом: ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием. К:составлять рассказ о видах деятельнос ти человека на производстве, о производ ствах, расположенных в регионе прожи вания ученика. Р: рефлексия деятелности. | Составлять рассказ о тех нологии изготовления шоколада; применять пра вила поведения при приго товлении пищи; развивать умение готовить пирожное «Картошка». | 12.02 | |||||||||||
22 | Кондитерская фабрика. «Шоколадное печенье» | Использовать навыки само обслуживания, полученные на уроке, в повседневной жиз ни; открывать новые спосо бы изготовления изделия и решения учебных задач. | П:Выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. К: самостоятельно прово дить защиту проекта по заданным в учеб нике критериям. Р: овладение базовыми предметными и межпредметными поняти ями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процесса ми. | Различать основные про фессии кондитерского про изводства; готовить «шоко ладное печенье»; соблю дать правила гигиены, правила приготовления блюд и пользования газо вой плитой. | 19.02 | |||||||||||
23 | Бытовая техника. Абажур. Сборка настольной лампы. | Составлять рассказ о произ водственном процессе и про фессиональной деятельности людей; проявлять интерес к поисковой и исследователь ской деятельности; открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач. | П: объяснять новые понятия, используя текст учебника; определять последовате льность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и соотносить условные обозначения с реальными размерами; заполнять технологическую карту. К: использовать коммуникативные средства для решения задач. Р: адекват ный самоанализ достижений. | Собирать простую элект рическую цепь при выпол нении практической рабо ты, понимать значение пре дварительного знакомства с инструкцией по эксплуа тации бытовых приборов для их безопасного исполь зования; собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. | 26.02 | |||||||||||
24 | Тепличное хозяйство. Проект «Цветы для школьной клумбы». | Бережно относиться к резуль тату профессиональной дея тельности человека. | П: работать над проектом: ставить цель , составлять план работы над изделием; об суждать и изменять план работы в зависи мости от условий. К: находить информа цию о выращивании рассады цветов и наз начении в учебнике и других источниках. Р: определение общей цели и путей её дос тижения; умение договариваться о распре делении функций и ролей в совместной деятельности. | Различать виды теплиц, их конструкцию, объяснять значение теплиц для жизне деятельности человека; сос тавлять рассказ об особен ностях профессиональной деятельности агронома и овощевода. | 5.03 | |||||||||||
Человек и вода (3ч) | ||||||||||||||||
25 | Водоканал. Фильтр для воды. | Осмыслять значение промыш ленных производств для обе спечения жизнедеятельности человека; проявлять интерес к профессиональной деятельности. | П: определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и находить новые способы решения учебной задачи. К: использование знаково-символических средств представления информации. Р: понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности. | Значение водоснабжения в жизни города (села); по нимать важность сущест вования воды в нашей жиз ни; называть способы эко номного расходования во ды.Выполнять простейший фильтр из бумаги и пользо ваться им. | 12.03 | |||||||||||
26 | Порт. Канатная лестница. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека | П: определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и находить новые способы решения учебной задачи. К: активное использование речевых средств и средств для решения коммуни кативных и познавательных задач. Р: уме ние работать в материальной и информа ционной среде. | Называть некоторые осо бенности работы порта; различать основные про фессии людей, занятых в порту; осмыслить важ ность использования узлов для крепления грузов. Освоить способы вязания морских узлов и крепления с их помощью предметов. | 19.03 | |||||||||||
27 | Знакомство с техни кой «макраме». Узелковое плетение. Браслет. | Формирование уважительно го отношения к искусству, творческому труду, истории и культуре народов. | П: применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта. К: активное использование ре чевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.Р: создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе готового изделия; проводить контроль и рефлексию своих действий. | Познакомить с техникой плетения макраме.Освоить технологию выполнения двойного плоского узла на основе одинарного; закреп лять нити для начала вяза ния изделия; выполнять браслет в технике узелко вого плетения с использо ванием бусин. | 2.04 | |||||||||||
Человек и воздух (3ч) | ||||||||||||||||
28 | Самолетостроение. Изготовление само лёта из конструктора. | Находить способы решения проблемных ситуаций с позиции партнёра по общению и взаимодействия. | П: на основе слайдов и готового изделия оп ределять последовательность сборки модели самолёта из конструктора. К: самостоятельно ставить задачи при изменении условий деяте льности или конструкции изделия; осущест влять поиск информации о профессиях созда телей летательных аппаратов. Р: самостоя тельно проводить оценку этапов работы; конт ролировать последовательность и качество изготовления изделия. | Самостоятельно выпол нять изделие по образцу, используя конструктор; вносить изменения в кон струкцию изделия; исполь зовать приёмы и правила работы с отвёрткой и гаеч ным ключом. | 9.04 | |||||||||||
29 | Ракета-носитель. Изготовление ракеты из конструктора. | Проявлять интерес к поиско вой и исследовательской дея тельности; проявлять интерес к производственным процес сам и профессиональной деятельности человека. | П: определять последовательность сборки модели ракеты-носителя из конструктора; самостоятельно проводить оценку этапов работы. К:осуществлять поиск информа ции о профессиях создателей летательных аппаратов. Р: контролировать последова тельность и качество изготовления изделия. | Трансформировать лист бумаги в объёмные геоме трические тела- конус, ци линдр; соблюдать правила работы с ножницами; соеди нять детали изделия при помощи клея; самостоятель но декорировать изделие. | 16.04 | |||||||||||
30 | Летательный аппарат. Воздушный змей. | Гордиться достижениями своей страны в области иссле дования космоса; осмысли вать понятия универсальных специальностей. | П: .овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель ности, поиска средств её осуществления. К: Использовать дополнительные источ ники информации для расширения пред ставлений и собственного кругозора. Р: самостоятельно проводить анализ изделия и определять последовательность выпол нения работы. | Знать и применять на прак тике правила разметки де талей путём сгибания; соче тать в изделии различные материалы. Оформлять изделия по собственному замыслу; использовать приёмы работы шилом, ножницами. | 23.04 | |||||||||||
Человек и информация (4 ч) | ||||||||||||||||
31 | Издательское дело. Создание и оформ ление титульного листа. | Проявлять интерес к произво дственным процессам и про фессиональной деятельности человека. | П: выделять этапы издания книги, соотно сить их с профессиональной деятельнос тью людей. К: применять правила работы компьютере. Р: определять этапы техно логического процесса издания книги. | Использовать способы пере дачи различного вида инфо рмации, используя терми ны, знания; определять ви ды печатной продукции; со относить виды деятельнос ти с основными профессия ми издательского дела. | 30.04 | |||||||||||
32 | Создание содержания книги в текстовом редакторе Microsoft Word. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельнос ти, на основе представлений о нравственных нормах, соци альной справедливости и свободе. | П: использовать последовательность ра боты над таблицами в составлении содер жания; определять этапы технологичес кого процесса издания книги. К: приме нять правила работы компьютере. Р: опре делять этапы техно логического процесса издания книги. | Использовать последова тельность создания таблиц в программе Microsoft Word; различать виды ин формационных технологий. | 7.05 | |||||||||||
33 | Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника». | Осмыслять значение промыш ленных производств для обе спечения жизнедеятельности человека. | П: объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи инфор мации. К: использовать полученные зна ния для составления рассказа об истории книгопечатания и видах печатной проду кции. Р: понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности. | Выполнять практическую работу на компьютере; со здавать содержание книги «Дневник путешественни ка»; закреплять умения сохранять и распечатывать текст. | 14.05 | |||||||||||
34 | Книга «Дневник путешественника». Презентация. | Формирование чувства гор дости за свою деятельность. | П: объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи инфор мации. К: использовать полученные зна ния для составления рассказа об истории книгопечатания и видах печатной продук ции. Р: проводить контроль и рефлексию своих действий. | Выполнять практическую работу на компьютере; соз давать содержание книги закреплять умения защи щать свой проект, сохра нять и распечатывать текст. | 21.05 |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Шипилова, С.В. Анащенкова. Технология 4 кл. Учебник, М. – Просвещение, 2013 г.
2. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Шипилова, С.В. Анащенкова. Технология 4 кл. Рабочая тетрадь, М. – Просвещение, 2014 г.
3. Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. Технология. Рабочие программы.1-4 классы. М. – Просвещение, 2013 г.
4. Т.С. Комарова. Детское художественное творчество М. – Просвещение, 2010 г.
5. Е.В. Калмыкова. Игровые технологии обучения в начальной школе.
6.Э.К. Гульянц, И. Я. Базик. Что можно сделать из природного материала», Москва, « Просвещение», 2010 г.
7. З.А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги, М. – Просвещение, 2012 г.
8. А. Пославский. Природа, фантазия, творчество. Издательство «Весёлко», Киев, 2009 г.
9. Н.М. Коньшева. Лепка в начальных классах. Москва «Просвещение», 2012 г.
10. М.А. Гусакова. Аппликация. М:. Просвещение, 2010 г.
11. Н.И., Роговцева, Н.В.,Богданова, Н.В. Добромыслова. Уроки технологии: 4 класс. ВАКО- 2013 г.
12. Н.В. Шипилова, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. Технология. Поурочные разработки. 4 класс. М.- Просвещение 2013 г.
13. Т. М. Геронимус. Работаем с удовольствием: методические рекомендации по трудовому обучению в школе. 1–4 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2000 г.
14. А.М. Гусакова. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 2011 г.
15.В.И. Романина. Дидактический материал по трудовому обучению 4 кл. – М.: Просвещение, 2011 г.
16.И.К Щелбыкин., В.Н. Романина и др. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 2010 г.
Демонстрационный и раздаточный материал.
Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок", "Шерсть", Полезные ископаемые».
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Выпускник научится:
• иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в практической деятельности;
• планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
• уважительно относиться к труду людей;
•понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Выпускник научится:
•на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
•отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
•применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
•выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
•отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
•прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование:
Выпускник научится:
•анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
•решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
•изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
•соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
•создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере:
Выпускник научится:
•соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
•использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
•создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
•пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Внеурочная деятельность учащихся начальных классов по предмету «Технология»
Учебный предмет «Технология» способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность, и создает условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благоприятно сказывается на возрождении ценных традиций, в частности семейного творчества, объединения школьников разновозрастных групп по интересам и т. д.
Базовые технико-технологические знания и умения, опыт творческой и проектной деятельности реализованы во внеурочное время в следующих формах:
1) индивидуальная творческая деятельность по интересам в семье с последующим представлением творческих достижений на праздниках и выставках;
2) индивидуальная работа на проектами, темы которых предложены в тематическом планировании предмета «Технология» с последующей презентацией своих результатов;
3) Работа кружка «Творим чудо» направлена на формирование технического, абстрактного мышления учащегося, на развитие интереса к техническому творчеству.
4) общественно полезные дела для класса, образовательного учреждения (например, оформление классов, школьных рекреаций, изготовление игрушек для дошкольников, подарков для ветеранов, и т. п.);
5) участие в конкурсах, представленных в сети Интернет
- http://www.old.sertification.net/news/Competitions/
В результате изучения предмета «Информатика» в 4 классе учащиеся должны:
• иметь представление о сборе данных (о погоде), о различных способах представления информации о погоде (таблица, круговая, столбцовая диаграмма);
• иметь представление об алгоритме сортировки;
• иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения;
• иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема;
• иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров;
• уметь последовательно выполнять указания инструкций;
• иметь понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Уметь использовать и строить цепочки и мешки;
• оперировать понятиями «все», «каждый», «следующий», «предыдущий»;
• научиться сканировать изображения;
• искать информацию в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) словарях и справочниках, базах данных, в контролируемом
Интернете;
• читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы;
• читать столбчатые диаграммы;
• достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных;
• иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах;
• иметь представление об одномерных и двумерных таблицах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по технологии УМК «Школа России» 3 класс
Развернутое тематическое планирование по технологии УМК «Школа России» 3 класс...
Рабочая программа по "Технологии" УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией д...
Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" 1 класс ФГОС
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планировани с учётом УУД...
Рабочая программа по технологии (УМК "Школа России, 4 класс)
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой, Т....
Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" 1 класс...
Рабочая программа по технологии. УМК "Школа России", 1 класс. (Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология».)
ТЕХНОЛОГИЯПо программе - 33 часа, 1 час в неделюЕ.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образ...