Рабочая программа по учебному курсу"Технология"в 4 классе
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Роговцева Н.И. Анащенкова С.В.: ТЕХНОЛОГИЯ: Рабочие программы: Предметная линия учебников системы «ПЕРСПЕКТИВА» 1-4 классы, 2011
Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Технологическая подготовка школьника позволяет ему грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn.zap_._tehn._4kl.doc | 123 КБ |
tehnol._ktp_4kl.doc | 281.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ
УМК
Н.И.Роговцева С.В.Анащенкова: ТЕХНОЛОГИЯ: Рабочие программы: Предметная линия учебников системы «ПЕРСПЕКТИВА» 1-4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: Москва: «Просвещение»: 2011
«Перспектива» Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова. Технология: 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
с приложением на электронном носителе. Москва. «Просвещение» 2014.
«Перспектива». Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова. Технология: Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Москва. «Просвещение» 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Роговцева Н.И. Анащенкова С.В.: ТЕХНОЛОГИЯ: Рабочие программы: Предметная линия учебников системы «ПЕРСПЕКТИВА» 1-4 классы, 2011
Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Технологическая подготовка школьника позволяет ему грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
- Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
- Освоение продуктивной проектной деятельности.
- Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в 4 классе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 ч (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,
ДОСТИГАЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ТЕХНОЛОГИЯ» В 4 КЛАССЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕТРУДОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ТРУДА
Обучающийся научится:
• воспринимать производственный процесс как продукт преобразующей, творческой деятельности человека-создателя (на примере производственных предприятий России);
• называть основные виды профессиональной деятельности человека
на производстве и в производственных циклах: геолог, буровик, скульптор, художник, изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик, обувщик, столяр, кондитер, технолог-кондитер, электрик, агроном, овощевод, лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач, лётчик, космонавт, редактор, технический редактор, корректор, художник;
• называть наиболее распространённые профессии своего региона и выделять основные виды деятельности людей данных профессий;
• определять основные этапы создания изделий на производстве;
• сравнивать на практическом уровне отдельные этапы производственного цикла выполнения изделия с последовательностью этапов выполнения изделия на уроке;
• самостоятельно анализировать и контролировать собственную практическую деятельность;
• отбирать и при необходимости заменять материалы и инструменты
для выполнения изделия в зависимости от вида работы;
• проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта
по используемым материалам, способам применения, вариантам отделки;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
• находить в тексте этапы технологии изготовления изделия, определять этапы работы, заполнять технологическую карту.
Обучающийся получит возможность:
• знакомиться с производством и производственными циклами: вагоностроение, добыча полезных ископаемых, производство фарфора, обувное, кондитерское, швейное, деревообрабатывающее производства, очистка воды, тепличное хозяйство, издательское дело;
• осмыслять или объяснять понятия: производственный процесс, производственный цикл;
• осмыслять понятие «универсальные профессии»;
• осмыслять значение производства для экономического развития страны;
• узнавать о наиболее значимых для России производствах и городах,
в которых они расположены;
• знакомиться с процессом создания изделий на производстве;
• воспроизводить отдельные этапы производственного цикла
при выполнении изделия;
• осмыслять особенности производственной деятельности людей разных профессий;
• выполнять самостоятельно проект.
ТЕХНОЛОГИЯ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ.
ЭЛЕМЕНТЫ ГРАФИЧЕСКОЙГРАМОТЫ
Обучающийся научится:
• использовать конструктивные и художественные свойства материалов
в зависимости от поставленной задачи;
• узнавать и называть свойства материалов (см. таблицу 1);
• осознанно выбирать материалы в соответствии с конструктивными особенностями изделия;
• выбирать в зависимости от свойств материалов технологические приёмы их обработки;
• выполнять эскизы, наброски и технические рисунки изделий;
• экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия;
• выполнять разметку деталей изделия по чертежу, при помощи шаблонов и на основе слайдов;
• пользоваться при разметке чертёжными инструментами (карандашом, линейкой, циркулем), мелом;
работать с технической документацией (технологическая карта);
• выстраивать алгоритм выполнения изделия на основе технологической карты;
• оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
• узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств (см. таблицу 2):
Таблица 1
Материал | Планируемые результаты |
Бумаги и картин | Различать виды бумаги по внешнему виду, свойствам, назначению или применению; определять и/или подбирать необходимый для изделия вид бумаги и при необходимости заменять его, сохраняя конструктивные особенности изделия |
Текстильные и волокнистые материалы | Сравнивать ткани различного происхождения (внешний вид, толщина, прозрачность, гладкость, отношение к влаге), определять лицевую и изнаночную стороны ткани; определять и/или выбирать текстильные и волокнистые материалы для выполнения изделия |
Природные материалы | Называть свойства природного материала — древесины; сравнивать древесину по цвету, форме, прочности; сравнивать свойства древесины со свойствами других природных материалов; осваивать способы работы с древесиной; объяснять особенности использования древесины в декоративно-прикладном искусстве и промышленности |
Пластичные материалы | Объяснять значение использования пластичных материалов в жизни человека; наблюдать за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека; выбирать материал в зависимости от назначения изделия; систематизировать знания о свойствах пластичных материалов |
Конструктор | Сравнивать свойства металлического конструктора с металлическими конструкциями реальных объектов |
Металл | Использовать свойства проволоки для оформления изделий |
Бисер | Использовать свойства бисера для оформления изделий |
Продукты питания | Использовать понятия: рецепт, ингредиенты, мерка; определять виды продуктов, необходимых для приготовления различных блюд; рассказывать о технологии производства кондитерских изделий, шоколада из какао-бобов; использовать отдельные этапы технологии производства кондитерских изделий в приготовлении пирожных |
Материал Бумага и картон | Таблица 2 Планируемые результаты Соблюдать правила экономного расходования бумаги; использовать способ соединения бумажных изделий при помощи клея; использовать в практической работе разные виды бумаги, свойства бумаги; создавать объёмные геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус); трансформировать лист бумаги в геометрические тела (цилиндр, конус); выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля; использовать правила разметки деталей из бумаги и картона сгибанием; выполнять раскрой деталей при помощи ножниц; соблюдать правила безопасного использования этих инструментов; выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия; осваивать технологию создания витража; сочетать в изделии различные материалы: бумагу, нитки, тесьму; воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла |
Ткани и нитки | Использовать строчки стежков в декоративных работах для оформления изделий; выполнять раскрой деталей изделия при помощи ножниц; расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия; выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения изделия; украшать изделия отделочными материалами: тесьмой, блёстками, при помощи вышивки и вязаных элементов; рассказывать на основе текста о производстве одежды на швейной фабрике; познакомиться с правилами снятия мерок и определения собственного размера одежды; использовать правила работы иглой, ножницами, циркулем; классифицировать инструменты на колющие, режущие и разметочные, различать виды ножниц; уметь выполнять разметку по лекалу и при помощи циркуля; обобщить знания о видах ручных швов; закрепить навыки сшивания деталей в изделии; осваивать способы выполнения морских узлов (простой и узел «восьмёрка»); осваивать последовательность выполнения плоского узла; использовать технику узелкового плетения в изготовлении изделий (браслет) в сочетании с бусинами; декорировать изделия из ткани по собственному эскизу; использовать различные материалы при выполнении одного изделия (ткань, проволока, бисер, нитки); воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла |
Природные материалы | Применять на практике различные приёмы работы с природными материалами; использовать при выполнении и оформлении изделий различные природные материалы; выполнять сборку изделий из природных материалов при помощи клея и пластилина; называть основные инструменты, используемые в столярных работах, знать их назначение; использовать в практической работе правила работы столярным ножом; осваивать приёмы обработки древесины при помощи наждачной бумаги; выполнять соединение деталей изделия (реек) при помощи клея и/или ниток (бечёвки); осваивать последовательность изготовления изделий из древесины (опоры для вьющихся растений); оформлять готовое изделие при помощи природных материалов по собственному эскизу; воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла |
Пластичные материалы | Использовать приёмы деления пластилина с помощью стеки и нитки; использовать пластичные материалы для соединения деталей; использовать технологию лепки слоями для создания имитации рисунка малахита; смешивать пластилин разных оттенков для создания нового оттенка цвета; выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия; выполнять соединение деталей, подбирая цвет и рисунок малахитовых кусочков; использовать приёмы работы с пластилином для создания изделий из скульптурного пластилина; оформлять изделия при помощи красок; воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла |
Конструктор | Соотносить детали конструкции и способы соединения буровой вышки с деталями конструктора; выбирать необходимые для выполнения изделия детали конструктора и виды соединений (подвижное или неподвижное); выполнять соединения металлических деталей при помощи гаечного ключа и отвёртки, используя винты и гайки; выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия; применять навыки работы с металлическим конструктором; на основе анализа готового изделия самостоятельно выбирать необходимые детали; вносить простейшие изменения в конструкцию изделия; сочетать в композиции различные виды материалов: пластмасса, металл; определять порядок сборки изделия и последовательность выполнения операций; вносить конструкторские изменения в изготовляемое изделие, не меняя концепцию изделия; воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла |
Металл | Осваивать приёмы и правила работы с фольгой; переносить эскиз на фольгу при помощи кальки; осваивать правила тиснения фольги; соединять детали изделия при помощи пластилина; выполнять сборку простой электрической цепи; использовать умение собирать простую электрическую цепь на примере сборки настольной лампы; осмыслять значение соблюдения правил эксплуатации электрических приборов и правил утилизации батареек; воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла |
Бисер | Осваивать технологию бисероплетения; использовать бисер как отделочный материал |
Продукты питания | Осваивать способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой); готовить блюда по рецептам, определяя ингредиенты и способы приготовления; использовать правила приготовления пищи, познакомиться с технологией изготовления шоколада из какао-бобов; повторить правила поведения при приготовлении пищи (без термической обработки); освоить способ приготовления пирожного «картошка» |
Растения, уход за растениями | Осваивать технологию выращивания цветочной рассады (подготовка тары, почвы, технология ухода за рассадой); находить необходимую информацию о растении и способе его выращивания на пакетике с семенами и определять срок годности семян |
— применять инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль) для перенесения чертежа деталей изделия;
— самостоятельно чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам;
— определять радиус окружности по чертежу и самостоятельно вычерчивать окружность при помощи циркуля;
— выполнять эскиз и технический рисунок;
— применять масштабирование при выполнении чертежа;
— читать простейшие чертежи;
— анализировать и использовать обозначения линий чертежа;
- применять приёмы безопасной работы с инструментами:
— использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком, ножницами, ножом-косяком (деревообработка), циркулем, гаечным и накидным ключами;
— классифицировать инструменты по назначению: режущие — нож, ножницы, пилка; колющие — шило, иглы; ударные — молоток; монтажные — отвёртка, гаечный ключ; разметочные — линейка, циркуль, угольник;
— проверять и определять исправность инструментов;
— выполнять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами;
— использовать способы безопасной работы с кухонными инструментами и приспособлениями;
— использовать правила безопасности и гигиены при приготовлении пищи;
— осваивать способы безопасной работы с фольгой и проволокой;
осмыслять понятие «универсальность инструмента»;
- при сборке изделий использовать приёмы:
— крепление выкройки булавками;
— теснение по фольге при помощи стержня от шариковой ручки;
соединение с помощью ниток, клея;
склеивание объёмных фигур из развёрток и целого листа.
Обучающийся получит возможность научиться:
- изготавливать изделия (плоские и объёмные) по чертежу;
- комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
- осмыслять возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
- осмыслять технологию изготовления изделий на промышленных производствах (на примере производства автомобилей, железнодорожных вагонов, обуви, одежды, фаянсовой посуды, кондитерских изделий; создания медалей, изделий из поделочного камня, а также издания книг и добычи полезных ископаемых);
- выполнять отдельные элементы технологического производственного процесса при выполнении изделия на уроке;
- осмыслять значение инструментов и приспособлений в практической работе, быту, профессиональной деятельности и производственном процессе;
- оформлять изделия по собственному замыслу;
- выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий.
КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
Обучающийся научится:
- анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, схеме, готовому образцу; выделять детали, форму и способы соединения деталей;
- изменять свойства конструкции изделия за счёт изменения конструкции деталей и/или способа их соединения;
- выполнять изделие, используя разные материалы и технологии;
- повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;
- составлять на основе анализа готового образца план выполнения изделия;
- «анализировать последовательность операций технологического производственного процесса изготовления изделий и соотносить
с последовательностью выполнения изделия на уроке.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять общие конструктивные особенности реальных объектов и выполняемых изделий;
- создавать изделие по собственному замыслу.
ПРАКТИКА РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ
Обучающийся научится:
- использовать различные способы получения и передачи информации;
- находить информацию о создателях книги на практике; знакомиться
со структурой книги;
- пользоваться программой Microsoft Word для написания текста, вставки рисунков;
- осваивать способы создания таблиц в текстовом редакторе Microsoft Word;
- работать с таблицами в программе Microsoft Word;
- соблюдать правила работы с компьютером;
- наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и обобщения;
- использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;
- редактировать тексты под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать простейшие информационные объекты: тексты, слайды;
- создавать макет книги;
- создавать иллюстрации для книги.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Обучающийся научится:
- анализировать текст учебника и на его основе составлять план выполнения изделия;
- самостоятельно определять этапы проектной деятельности;
- самостоятельно определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
- распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и выбирать роли в зависимости от своих интересов, возможностей и условий, заданных проектом;
- проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
- проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта;
- работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять задачи проектной деятельности;
- распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
- предполагать возможные затруднения при выполнении изделия и проекта;
- проводить оценку качества выполнения изделия и корректировать его выполнение;
- развивать навыки работы в коллективе, умение работать в группе; применять на практике правила сотрудничества.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
У обучающегося будут сформированы умения:
- применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта;
- учитывать выделенные учителем и/или самостоятельно ориентиры действий в новом учебном материале;
- создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия;
- определять необходимые этапы выполнения проекта;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
- проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно;
- различать способ и результат действий;
- корректировать своё поведение в соответствии с определённой ролью;
- оценивать свою деятельность в групповой и парной работе на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога».
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
- работать над проектом: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
- самостоятельно ставить задачи при изменении условий деятельности или конструкции изделия;
- определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и/или находить новые способы решения учебной задачи;
- прогнозировать возможные затруднения при определении способа выполнения изделия или изменении его конструкции;
- определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в процесс выполнения изделия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
У обучающегося будут сформированы, умения:
- выделять из текста информацию о технологии производственного процесса;
- использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора;
- использовать различные знаково-символические средства для представления информации и решения учебных и практических задач;
- использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работы с материалами учебника;
- самостоятельно проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения;
- самостоятельно находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями;
- самостоятельно проводить защиту проекта по заданным
в учебнике критериям;
- работать с информацией, представленной в различных формах;
- обобщать, классифицировать и систематизировать изучаемый материал по заданным критериям;
- выделять существенные признаки изучаемых объектов;
- овладевать общими закономерностями решения познавательных и практических задач.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения!
- осознанно и произвольно строить сообщение;
- строить логические суждения, включающие причинно-следственные связи;
- создавать и/или преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
- осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач в соответствии с конкретными условиями;
- находить информацию в соответствии с заданными требованиями.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
У обучающегося будут сформированы умения:
- вести диалог при работе в паре и группе;
- находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать свою точку зрения;
- строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
- контролировать свои действия и действия партнёра;
- принимать чужое мнение; участвовать в дискуссии и обсуждении;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
- учитывать разные мнения при обсуждении учебных и практических задач;
- соотносить свою позицию с позицией партнёра;
- выбирать необходимые коммуникативные средства для организации дискуссии, беседы, обсуждения;
- ориентироваться на партнёра при работе в паре и группе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека на производстве;
- ценностное и бережное отношение к результату профессиональной деятельности человека;
- осмысление видов деятельности человека на производстве;
- осмысление понятия «универсальные специальности»
(слесарь, электрик и т. д.);
- осмысление значения промышленного производства для развития нашего государства;
- интерес к поисковой и исследовательской деятельности, широкая познавательная мотивация;
- ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
- критерии оценивания своей деятельности по разным основаниям;
- этические нормы (взаимопомощь, ответственность, долг, сочувствие, сопереживание);
- интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей;
- представление о производствах, расположенных в регионе проживания ученика, и профессиях, необходимых на данных производствах;
- навыки самообслуживания.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, преобладания учебно-познавательных мотивов и умения оценивать результат своей деятельности;
- умения открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач;
- осознания причин успешности и неуспешности собственной деятельности;
- осмысления способов решения проблемных ситуаций с позиции партнёра по общению и взаимодействию;
- бережного отношения к окружающей среде;
- осмысления значения производств для экономического развития страны и региона проживания;
- уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;
- этических чувств (гордость, ответственность, стыд);
- осознанных устойчивых этических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой деятельности;
- потребности в творческой деятельности и реализации собственных замыслов;
- умения учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности и потребности других учеников
Содержание
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов[1]. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Вводный урок - 1 ч
Человек и земля - 21 ч
Человек и вода - 3 ч
Человек и воздух - 3 ч
Человек и информация - 6 ч
Практическая работа - 4
Тест - 1
Проект - 6
[1] В начальной школе учащимися могут использоваться любые доступные в обработке экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), а также материалы, применяемые в декоративно-прикладном творчестве региона, в котором
проживают школьники.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ
Календарно-тематическое планирование. 4 класс. 34 часа
№ п/п | Тема урока | Кол. Час. | Материалы | Характеристика деятельности учащихся | Прим. | Дата |
Вводный урок (1 ч) | ||||||
1 | Как работать с учебником. Старт годового проекта «Издательская деятельность» Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы. Понятия: технология, материалы, инструменты, технологический процесс, приёмы работы | 1 | Обобщить знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними, изученными в предыдущих классах. Планировать деятельность по выполнению изделия на основе рубрики «Вопросы .юного технолога» и технологической карты. Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки. Создавать условные обозначения производств (пиктограммы), наносить их на контурную карту России в рабочей тетради | Запуск годового проекта | ||
Человек и земля (21 ч) | ||||||
2-3 | (2) Вагоностроительный завод. Конструирование из бумаги. Изделие: «Ходовая часть (тележка)» (3) Вагоностроительный завод. Проект «Виды вагонов по назначению». Изделия: «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона. Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова. | 2 | Бумага, картон, клей | Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России, о вилах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов. Создавать разные виды вагонов, используя объёмные геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус). Выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. С помощью учителя заполнять технологическую карту, анализировать её структуру, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога» и слайдовым и текстовым планами. Организовывать рабочее место (этот вид деятельности учащихся осуществляется на каждом уроке). Рационально использовать материалы при разметке и раскрое изделия. Распределять роли и обязанности при выполнении проекта (работать в мини-группах). Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | Проект | |
4 | Полезные ископаемые. Конструирование из конструктора. Изделие: «Буровая вышка». Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа. Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга. Профессии: геолог, буровик. | 1 | Металлическ. конструктор | Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей ископаемых посредством бурения и поиском полезных ископаемых, из материала учебника и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию реального объекта (буровой вышки) и определять основные элементы конструкции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или неподвижное). Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, заполнять технологическую карту и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога». Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвёртки, гаечного ключа). Самостоятельно собирать буровую вышку. Распределять роли и обязанности при выполнении проекта (работать в мини-группах). Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||
5 | Полезные ископаемые. Работа с пластилином -технология лепки слоями. Изделие: «Малахитовая шкатулка» Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов (малахитовых плашек) учащимися. Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика. Профессия: мастер по камню. | 1 | Пластилин, коробка | Находить и отбирать информацию о создании изделий из поделочных камней и технологии выполнения «русская мозаика» из текстов учебника и других источников. Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать технологией лепки нового слоями для создания нового оттенка цвета. Использовать приемы работы с пластилином. Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. Выполнять соединения деталей, подбирая цвет и рисунок «малахитовых кусочков». Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. На основании текста учебника определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика», заполнять технологическую карту и соотносить её с «Вопросами юного технолога» и слайдовым планом. Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. Рационально использовать материалы при выполнении имитации малахита. Распределять роли и обязанности при выполнении проекта (работать в мини-группах). Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | ||
6-7 | (6) Автомобильный завод. Конструирование из конструктора Изделие: «Кузов грузовика» (7) Автомобильный завод. Проект «Создание автомобиля КамАЗ» Изделие: «КамАЗ». Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия). Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция | 2 | Металлич. и пластмассов. конструктор (лего) | Находить и отбирать информацию о развитии автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологическом процессе сборки на конвейере из материала учебника и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выбирать информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию реального объекта (автомобиля «КамАЗ») и определять основные элементы конструкции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или неподвижное), пользоваться гаечным ключом и отвёрткой. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности, имитировать технологию конвейерной сборки изделия. Составлять план изготовления изделия с технологическим процессом сборки автомобиля на конвейере и слайдовым планом, заполнять технологическую карту. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвёртки, гаечного ключа). Самостоятельно изготавливать модель автомобиля. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | Проект | |
8-9 | (8) Монетный двор. Тиснение по фольге. Проект «Медаль». Изделие: «Стороны медали» (9) Монетный двор. Проект «Медаль». Сборка медали. Изделие: «Медаль» Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладение новым приёмом — тиснением по фольге. Совершенствование умения заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой — фольгой. Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, тиснение. | 2 | Картон, фольга, калька, скрепки, шариковая ручка с пустым стержнем | Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материала учебника и других источников. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Сравнивать стороны медали, объяснять особенности их оформления в зависимости от назначения. Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведённого в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Осваивать правила тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять с помощью учителя технологическую карту и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога». Соблюдать правила безопасного использования инструментов. Распределять роли и обязанности при выполнении проекта. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | Проект Проект | |
10-11 | (10) Фаянсовый завод. Технология изготовления фаянсовых изделий. Изделие: «Основа для вазы» Тест: «Как создается фаянс» (11) Фаянсовый завод. Декорирование вазы. Изделие: «Ваза». Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Профессии: скульптор, художник. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор. | 2 | Скульптурный пластилин, пластмассовая бутылочка Клей ПВА, мука или крахмал, белая краска (гуашь, водоэмульс.) | Находить и отбирать информацию о технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать эмблемы, нанесённые на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать технологию изготовления фаянсовых изделий и определять технологические этапы, которые возможно выполнить в классе. Выполнять эскиз декора вазы. Использовать приёмы и способы работы с пластичными материалами для создания и декорирования вазы по собственному эскизу. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности, соотносить их с технологией создания изделий из фаянса. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Соблюдать правила безопасного использования инструментов. Распределять роли и обязанности при выполнении проекта. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | Тест | |
12 | Швейная фабрика. Технология производственного процесса на швейной фабрике. Изделие: «Прихватка» Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем.
Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортир, мерка, размер. | 1 | Ткань, синтепон или ватин, тесьма, нитки, игла. | Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материала учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды. Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды одежды по их назначению. Анализировать технологию изготовления одежды, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Определять размеры деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков. Соблюдать правила работы иглой, ножницами, циркулем. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, самостоятельно заполнять технологическую карту. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | ||
13 | Швейная фабрика. Игрушка. Технология создания мягкой игрушки. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка» Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размеры деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Изготовление разных видов изделий с использованием одной технологии. Понятие: мягкая игрушка. | 1 | Ткань, набивочный материал, тонкая проволока, бисер, нитки, игла | Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Выделять общие этапы технологии их производства. Использовать материал учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Анализировать технологию изготовления, определять технологические этапы, которые можно выполнить самостоятельно, материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия. Определять размеры деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков. Самостоятельно декорировать изделие, использовать приёмы декорирования для создания разных видов изделий. Соблюдать правила работы иглой, ножницами, циркулем. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, сравнивать план с технологической картой изготовления прихватки. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | ||
14-15 | (14) Обувное производство. Виды обуви и её назначение. Изделие: «Модель детской летней обуви» (15) Обувное производство. Материалы, используемые для производства обуви. Изделие: «Модель детской летней обуви» Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви. | 2 | Картон, клей, цветные карандаши | Находить и отбирать информацию о технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых расположены крупнейшие обувные производства. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды обуви по их назначению. Соотносить назначение обуви с материалами, необходимыми для её изготовления. Анализировать технологию изготовления обуви, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Определять размеры деталей по слайдовому плану и переносить размеры на бумагу. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать при изготовлении изделия навыки работы с бумагой. Соблюдать правила работы с ножницами и клеем. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, самостоятельно заполнять технологическую карту, соотносить её с технологическим процессом создания обуви. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | ||
16-17 | (16) Деревообрабатывающее производство. Свойства и виды древесины. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», (17) Деревообрабатывающее производство. Работа с древесиной. Конструирование. Изделие: «Лесенка-опора для растений» Знакомство с новым материалом — древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк. | 2 | Деревянные планки (две 2x30см и две 2x15см), клей ПВА, верёвка, шлифовальная шкурка, нож-косяк | Находить и отбирать из материала учебника и других источников информацию о древесине, её свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материал учебника и другие источники. Анализировать последовательность изготовления изделий из древесины, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Осваивать правила работы столярным ножом и использовать их при подготовке деталей. Соблюдать правила безопасности работы ножом. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия с помощью клея. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять технологическую карту с помощью учителя, соотносить её с последовательность изготовления деталей из древесины. Соотносить размеры лесенки-опоры с размерами растения и корректировать размеры лесенки-опоры при необходимости. Декорировать изделие по собственному замыслу, использовать различные материалы. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | ||
18-19 | (18) Кондитерская фабрика. История и технология производства кондитерских изделий. Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия» Изделие: «Пирожное «Картошка» (19) Кондитерская фабрика. Технология изготовления шоколада. Изделие: «Шоколадное печенье». Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тёртое, какао-масло, конширование | 2 | Ингредиенты на одну группу: 600-700г печенья, 1банка сгущенного молока, 200г сливочного масла, 5 чайных ложек какао | Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве, из материала учебника и других источников. Отыскивать на обертке продукции информацию о её производителе и составе. Отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие кондитерские фабрики. Анализировать технологию изготовления шоколада, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе, и выделять ингредиенты, из которых изготовлен шоколад. Анализировать рецепты пирожного «Картошка» и шоколадного печенья, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Определять необходимые для приготовления блюд инвентарь, принадлежности и кухонную посуду. Составлять план приготовления блюда, распределять обязанности. Соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд и правила пользования газовой плитой. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | Практ. работа | |
20-21 | (20) Бытовая техника. Правила эксплуатации бытовой техники. Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов» Изделие: «Настольная лампа» (21) Бытовая техника. Сборка простой электрической цепи. Изделие: «Абажур. Сборка настольной лампы». Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приёмов работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтёр. Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. | 2 | 2 батарейки, фольга (20x30см), бутылочка из-под йогурта с крышкой, лампочка, скотч. Капроновая лента шириной 9см, прозрачная крышка D 10см/ | Находить и отбирать информацию о бытовой технике, её видах и назначении из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте России города, в которых находятся крупнейшие производства бытовой техники. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Определять последовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и соотносить условные обозначения с реальными предметами (батарейкой, проводами, лампочкой). Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливать их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования электроприборами. Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Изготавливать абажур для настольной лампы в технике «витраж». Использовать правила выполнения имитации витража для самостоятельного составления плана выполнения работы и заполнения технологической карты. Выполнять разметку изделия при помощи линейки, раскрой при помощи ножниц и ножа. Использовать при изготовлении, изделия навыки работы с бумагой. Соблюдать правила работы ножницами, ножом и клеем. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | Практ. работа | |
22 | Тепличное хозяйство. Старт долгосрочного проекта «Цветы для школьной клумбы» (выращивание рассады) Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. | 1 | Семена цветов, почвенная смесь, горшочки для рассады | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о видах и конструкциях теплиц, их значении для обеспечения жизнедеятельности человека. Использовать текст учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать информацию на пакетике с семенами, выделять информацию, характеризующую семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания (агротехника: время и способ посадки, высадка растений в грунт), определять срок годности семян. Соотносить информацию о семенах и условиях их выращивания с текстовым и слайдовым планами в учебнике, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Подготавливать почву для выращивания рассады, высаживать семена цветов (бархатцы), ухаживать за посевами, соблюдать технологию ухода за рассадой, создавать мини-теплицу из бытовых материалов для создания микроклимата. Проводить наблюдения за всходами и записывать их в таблицу. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Данная работа является долгосрочным проектом. Рассаду можно использовать для украшения школьной территории | Запуск долгосрочного проекта | |
Человек и вода (3 ч) | ||||||
23 | Водоканал. Система водоснабжения города. Изделие: «Фильтр для очистки воды» Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера. Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. | 1 | Бумажные салфетки, бутылочка, воронка, картон, циркуль | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об устройстве системы водоснабжения города и фильтрации воды. Использовать иллюстрацию учебника для составления рассказа о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека. Делать выводы о необходимости экономного расходования воды. Осваивать способ очистки воды в бытовых условиях. На основе слайдового и текстового планов заполнять технологическую карту и изготавливать фильтр. Проводить эксперимент по очистке воды, составлять отчёт на основе наблюдений. Изготавливать струемер и исследовать количество воды, которое расходует человек за I минуту при разном напоре водяной струи. Выбирать экономичный режим. Составлять рассказ для презентации о значении воды, способах её очистки в бытовых условиях и правилах экономного расходования воды | ||
24 | Порт. Технология крепления предметов при помощи морских узлов. Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы» Изделие: «Канатная лестница». Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел. | 1 | Бечёвка | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о работе и устройстве порта, о профессиях людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узлов. Определять правильное крепление и расположение груза. Осознавать, где можно на практике или в быту применять свои знания. На основе технического рисунка составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами изготовления изделия. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия по слайдовому плану и самостоятельно их размечать. Соединять детали лестницы, самостоятельно оформлять изделие. Использовать морские узлы для крепления ступенек канатной лестницы. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | Практ. работа | |
25 | Узелковое плетение. Технике макраме. Изделие «Браслет» Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике макраме. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Понятие: макраме. | 1 | Тесьма/ верёвка/ шнур/ нити/ сутаж (два цвета), бусины, скотч или кнопка | Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории развития узелкового плетения и макраме, материалах, используемых для техники макраме. Осваивать приёмы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приёмы крепления нити при начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, закреплять нити для начала вязания изделия в технике макраме. Изготавливать изделие, использовать одинарный и двойной плоские узлы, оформлять изделие бусинами. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | ||
Человек и воздух (3 ч) | ||||||
26 | Самолётостроение. Ракетостроение. Конструктивные особенности самолётов Изделие: «Самолёт» Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, о конструкции самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором. Профессии: лётчик, космонавт. Понятия: самолёт, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета. | 1 | Металлическ.конструктор | Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов. Находить и отмечать на карте России города, в которых расположены крупнейшие заводы, производящие самолёты. Объяснять конструктивные особенности самолётов, их назначение и области использования различных видов летательных аппаратов. Сравнивать различные виды летательных аппаратов (ракета и самолёт) на основе иллюстраций учебника. Осуществлять поиск информации о профессиях создателей летательных аппаратов. На основе слайдов определять последовательность сборки модели самолёта из конструктора, количество и виды деталей, необходимых для изготовления изделия, а также виды соединений. Использовать приёмы и правила работы отвёрткой и гаечным ключом. Заполнять технологическую карту. Распределять обязанности для работы в группе. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы | ||
27 | Ракета-носитель. Конструирование объёмных фигур из бумаги. Изделие: «Ракета-носитель» Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. | 1 | Тонкий картон, тонкая бумага, циркуль, клей | Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнять технологическую карту. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Трансформировать лист бумаги в объёмные геометрические тела — конус, цилиндр. Использовать правила сгибания бумаги для изготовления изделия. Соблюдать правила работы ножницами. Соединять детали изделия при помощи клея. Самостоятельно декорировать изделие. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | ||
28 | Летательный аппарат. Воздушный змей. Разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Изделие: «Воздушный змей» Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. | 1 | Плотная бумага, катушечная нить, полоска тесьмы/ткани, | Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Объяснять конструктивные особенности воздушных змеев, используя текст учебника. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. На основе слайдового плана определять последовательность выполнения работы, материалы и инструменты, необходимые для её выполнения, и виды соединения деталей. Использовать приёмы работы шилом (кнопкой), ножницами, изготавливать уздечку и хвост из ниток. Заполнять технологическую карту. Распределять обязанности для работы в группе. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы презентации | ||
Человек и информация (6 ч) | ||||||
29 | Создание титульного листа. Работа с текстовым редактором Microsoft Word. Изделие: «Титульный лист» Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование ее особенностей при издании. Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист. | 1 | Персональный компьютер | Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников о технологическом процессе издания книги, о профессиях людей, участвующих в её создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей. Использовать полученные знания для составления рассказа об истории книгопечатания и видах печатной продукции. Находить и называть, используя текст учебника и иллюстративный материал, основные элементы книги, объяснять их назначение. Находить информацию об издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе её создания. Определять, какие элементы книги необходимы для создания книги «Дневник путешественника». Распределять обязанности при выполнении групповой работы в соответствии с собственными возможностями и интересами, соотносить их с интересами группы. Находить и определять особенности оформления титульного листа. Использовать в практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft Word. Применять правила работы на компьютере. Отбирать информацию для создания текста и подбирать иллюстративный материал. Создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника». Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, заполнять технологическую карту с помощью учителя, соотносить её с технологическим процессом создания книги. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы презентации | ||
30 | Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word. Изделие: «Работа с таблицами» Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. Понятия: таблица, строка, столбец. | 1 | Персональный компьютер | Закреплять знания работы на компьютере. Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word: определять и устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице. Создавать на компьютере произвольную таблицу. Помогать одноклассникам при выполнении работы. Соблюдать правила работы на компьютере | ||
31 | Создание содержания книги в текстовом редакторе Microsoft Word. Практическая работа: «Содержание» ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу». | 1 | Персональный компьютер | Объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Использовать в практической деятельности знания программы Microsoft Word. Применять на практике правила создания таблицы для оформления содержания книги «Дневник путешественника». Закреплять умения сохранять и распечатывать текст. Анализировать темы учебника и соотносить их с содержанием книги «Дневник путешественника» | Практ. работа | |
32-33 | (32) Переплётные работы. Способы соединения листов. Изделие: «Книга «Дневник- путешественника» (33) Переплётные работы. Оформление изделия. Изделие: «Книга «Дневник- путешественника» Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Понятия: шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок. | 2 | Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников о видах выполнения переплётных работ. Объяснять значение различных элементов (форзац, переплётная крышка) книги. Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем. Создавать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Применять умения работать с бумагой. Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, выполнять разметку деталей на бумаге, выполнять шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Оформлять изделие в соответствии с собственным замыслом. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Использовать свои знания для создания итогового проекта «Дневник путешественника» | |||
34 | Итоговый урок. Презентация своих работ. Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ | 1 | Презентовать свои работы, объяснять их преимущества, способ изготовления, практическое использование. Использовать в презентации критерии оценки качества выполнения работ. Оценивать свои и чужие работы, определять и аргументировать преимущества и недостатки. Выявлять победителей по разным номинациям |
Практическая работа - 4
Тест - 1
Проект - 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Технология".1 класс."Школа России."
Рабочая программа по учебному курсу "Технология".1 класс. Программа "Школа России."...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 5 класс
Суепень обучения: средняя школа 5 класс.Количество часов: 51 час в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна Пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 6 класс
Суепень обучения: средняя школа 6 класс.Количество часов: 51 час в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна Пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 7 класс
Суепень обучения: средняя школа 7 класс.Количество часов: 51 час в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна Пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 8 класс
Суепень обучения: средняя школа 8 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна П...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 3 класс (УМК «Школа России»)
Степень обучения: начальная школа 3класс.Количество часов: 68часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Баканова Татьяна ЛеолнидовнаПрограмма р...
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» 4 класс Лутцева
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, планируемых результатов освоения основной об...