Обобщение опыта работы кружка "Волшебный сундучок "
методическая разработка по технологии (4 класс) на тему

Джамирзова Бэла Амербиевна

Обобщение опыта работы учителя , как руководителя кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок "Волшебный сундучок "31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

кружка

«Волшебный сундучок»

Цель:

Обеспечить максимально благоприятные  условий для раскрытия творческого потенциала обучаемых.

      Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно -прикладного   творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия  

Задачи:

  1. Разработать и апробировать различные упражнения, задания,  обучающие вести работу поэтапно от разработки композиционных эскизов до завершающего этапа.
  2. Приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство  общечеловеческой культуры

     3.Развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребёнка.

        Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога. Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Человеческие способности вызывали огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

В настоящее время в мире создано множество методик и программ, обучающих различным видам декоративного искусства, а также разработаны дидактические рекомендации к проведению этих занятий. Для того чтобы развивать у детей  способности к творческому мышлению,  нужно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований, ситуацию успеха, когда педагог  ожидает успехов у детей и они действительно их добиваются, даже если считались не очень способными.

Я стараюсь учить их рассуждать,  мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы к изготовлению  продукта своей деятельности.
Поскольку труд остаётся главным условием жизни людей,  к которому предъявляются очень высокие требования,- занятия по прикладному творчеству являются определённым вкладом как в умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся, так и в формирование у них готовности к труду.

Любознательность и любопытство - особенности ребёнка. Он открыт к восприятию нового, интересного, как губка впитывает разные сведения. Расширяются связи с окружающим миром и людьми, возрастает важность общения со сверстниками. К тому же у ребёнка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Для многих дополнительное образование становится ещё одним местом  общения друг с другом. Разнообразная, интересная информация, которую поглощают дети из разных источников, конкурирует со знаниями, получаемыми на уроках в школе.

         Учащиеся  изучают этикет, обряды, отдельные предметы культуры, принимают активное участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир славянской культуры и культуры других народов. Например куклы-сувениры  «Мартинички» делают из цветных ниток. В  Болгарии Мартинички предсказывают урожай ,весной перед посадкой семян на землю кладут Мартиничку под камень ,через три дня проверяют его ,если на нём муравьи или букашки ползают ,значит будет богатый урожай. Мы сами проделали этот обряд перед посадкой семян цветов. Одну из Мартиничек мы положили под камень ,а через три дня проверили её, остальные Мартинички дети использовали как амулеты счастья.  (В Польше Мартиничек использовали как амулет, приносящий счастье владельцу, только нужно сделать самому свой амулет –счастья.)

         Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера, возвращаются в  моду вещи «ручной работы.

Занятия по декоративно-прикладному искусству вызывает у обучаемых большой интерес. Пользуясь техникой лепки из солёного теста, без значительных финансовых затрат, они создают различные изделия: украшения, сувениры, декоративные панно и предметы интерьера: подсвечники, подстаканники, рамки под фотографии и  т.д.

        Соленое тесто - это живое существо. Для создания прекрасных образов или небольших симпатичных композиций требуется воображение  ,предметы, которые окружают нас,  являются источником вдохновения, немного муки и соли. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме - символ богатства и благополучия в семье. Ведь,  хлеб с солью должны быть  всегда на столе. Рецепт соленого теста очень древний, в те времена, когда на Руси праздновали Новый год 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, принято было дарить фигурки из солёного теста. На занятиях учащиеся делают фигурки из солёного теста и дарят друг другу, сохраняя древние традиции славянской культуры.

Дети очень любят работу с соломкой. Это работа поэтапная: сбор материала ,подготовка материала к работе, придумывание эскиза рисунка, а потом начинается самая тонкая работа –это примерка деталей и их приклеивание. Дети придумывают фон, на котором располагается  работа из соломки. Вся  эта работа развивает воображение, интеллект, логическое мышление ,усердие и трудолюбие. Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, в реализации личностного потенциала, в развитии творческих способностей.  Наиболее полно данные задачи реализуются в декоративно- прикладном творчестве, в частности, в вязании.

Стремление к красоте неотъемлемо от человеческой природы. Оно было присуще людям всегда.   Работа с природным материалом, как один из видов декоративно- прикладного искусства,  является одним из проявлений национальной культуры. Все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Наш населённый пункт находится  на берегу реки Лабы. Рядом лес, где можно увидеть и найти много интересного. Мы ходим на прогулки в лес, вдоль берега Лабы,   находим удивительный материал – сказочных лесных жителей. Корни деревьев, вырванные рекой во время половодья,  валяются на берегу и ждут нас .Если всмотреться  в них и у тебя есть воображение  ,то можно увидеть разных героев . Дети  обрабатывают  этот материал и показывают  всем то, что они увидели в этом корне . Фантазия бурлит у детей ,они радуются своему успеху и хотят ,чтобы все увидели их работу ,поэтому мы проводим выставки своих поделок ,участвуем в конкурсах.

        В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка.

 На внеурочных занятиях я использую такие активные методы обучения , как коллективное ,творческое , метод проекта, игровые технологии  и другие современные педагогические технологии.

Выбор метода проектов, как активного метода обучения, выгодно отличает его от других методов, он, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у обучающихся опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Организация метода проектов требует от педагога большой работы по конструированию специальных условий для обучающихся с целью выявления и развития их творческого потенциала. Практически это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для их решения  на занятиях по декоративно - прикладному искусству.  Большая часть работы на занятиях  отводится  активной форме обучения – коллективному творческому делу, требующему объединения творческих усилий всех ее участников. Коллективная форма деятельности приобретает особую актуальность при работе в конкретном материале, связанной с художественным оформлением панно, интерьеров. В коллективной деятельности как наиболее эффективной форме приобщения учащихся к художественному труду наиболее полно реализуются особенности младшего подросткового возраста.

        Перспективность опыта в том, что в процессе коллективного творчества каждый ребёнок учится работать самостоятельно, и в то же время, в коллективе детей он ощущает свои индивидуальные возможности и возможности товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

          При подготовке проекта обучаемые имеют возможность проверить себя и оценить те знания и опыт, которые они получили на занятиях. Работая над проектом, обучаемый может задумать и осуществить любой эксперимент, провести исследование, провести опрос или взять интервью в  интересующей его области, создать уникальное творческое произведение.

        Под новизной опыта понимается организация скоординированной совместной деятельности обучающихся на занятиях, в результате которой  они приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление.

Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для саморазвития. Работая с детьми, я стараюсь раскрывать их природные потенциалы и готовить их к продуктивному труду.

        В старину детей приобщали к рукоделию с 6 лет, и к 7 годам они достаточно уверенно создавали небольшие работы,  к 10-12 годам многие из них справлялись со сложными изделиями, а к 14-15 годам наиболее талантливые могли на основе народных традиций создавать произведения искусства, владея многими практическими    техниками.

Сегодня, к сожалению, генетическая связь поколений во всех рукодельных работах утрачена, но дети при желании и при хорошем объяснении усваивают многое. К счастью, у детей такое желание имеется. Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о развитии мелкой моторики.«Способности детей находятся на кончиках пальцев»  (В. Сухомлинский.)

При планировании занятий  учитывается  неодинаковая  подготовленность детей. В группах есть дети с более высоким развитием, чтобы их искусственно не тормозить, им  даются более сложные задания, но только в русле того, что делают другие обучающиеся.  

Разнообразят занятия использование современных технологий, в частности, метод проектов и коллективное творческое дело. Метод проектов возник во второй половине девятнадцатого века в сельскохозяйственных школах США. Другое название – «метод проблем». В основу метода легли  педагогические концепции американского педагога и психолога Джона Дьюи: деятельность обучающегося должна быть направлена на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт.

 Реальный опыт ребёнка, который должен быть выявлен педагогом;

  1. организованный опыт, полученный в результате деятельности ученика;
  2. Соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые  знания);
  3. Упражнения, дающие нужные ребёнку навыки.

 Ребенок делает с удовольствием только то, что сам выбрал. Лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для жизни». Поэтому «проектный метод» предполагает «использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания».  Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей проектного мышления. Именно такой тип мышления характерен для современных лидеров политики, искусства, бизнеса, спорта .

Довольно часто на занятиях  применяю метод  коллективного творческого дела, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового  творческого продукта. При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

Ребёнок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. Я стараюсь  учитывать  мотивы ребенка  в КТД:

  1. Потребность в коммуникации
  2. Выполнение данного КТД, для того что бы принимать участие в других делах
  3. Желание выиграть (дух соревнования)
  4. Интерес в реализации своих способностей .

Примерами коллективного творческого дела можно назвать создание декоративного панно. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая созданная ребенком вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.

        Б. М. Неменский, в своей книге «Мудрость красоты», пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, и понимать прекрасное в искусстве, задача гораздо сложнее - необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...