Развитие творческих способностей
методическая разработка по технологии (3 класс) на тему
Научно – методическая разработка
учителя технологии
Пильник Натальи Викторовны
по теме:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2012 г
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проектного метода как способа развития творческой личности …………………………………………………………..6
- Психологические основы творческой деятельности учащихся………6
- Развитие творческих способностей и творческая деятельность младших школьников………………………………………………………………10
- Теоретические аспекты проектного обучения в начальной школе…..13
- Содержание и сущность проектного метода …………………...13
- Основные требования к использованию метода проектной деятельности ……………………………………………………..14
- Этапы работы над проектом……………………………………16
- Типология проектов……………………………………………….17
Глава 2. Реализация проектного обучения на уроках технологии…..…18
2.1. Основные направления проектной деятельности на уроках……….18
2.2. Информационные проекты на уроках технологии………………….24
2.3. Исследовательские проекты на уроках технологии………………..25
2.4. Творческие проекты на уроках технологии…………………………26
2.5. Игровые проекты на уроках технологии……………………………26
Заключение …………………………………………………………………27
Литература …………………………………………………………………28
Введение
Сегодня в России идет становление новой системы образования, сопровождающееся существенными изменениями в педагогической теории и практике. Общие тенденции этих изменений характеризуются отходом от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей, обращением к личностно-ориентированной педагогике. Гуманизация сферы образования связана с переходом от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества, признающей ценность каждого ребенка как личности, его право на свободу, счастье, проявление и развитие всех способностей.
Целью современного образования является подготовка подрастающего поколения к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление и креативность.
Сегодня мы живем в век информатизации; в обществе за относительно короткий срок происходят бурные изменения. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развивать в себе творчество.
Стремление к творчеству характерно для начальной школы наших дней, хотя оно, несомненно, не имеет узко местного характера, в той или иной мере присуще всем людям. Но начальная школа это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе, и одним из важнейших предметов здесь является урок труда. Трудовое обучение в начальной школе - важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки трудового обучения должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.
Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. И не только потому, что иначе он не сможет ассимилировать нужным образом сумму «специальных» знаний той или иной области трудовой деятельности, необходимую для ее дальнейшего развития, но и потому, что иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я.Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. И я считаю, что одним из таких условий является умение ребёнка работать над созданием проекта на уроках технологии.
Проектная деятельность является компонентом личностно – ориентированной технологии. А личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
Создание проекта ребёнком – это творчество. Проект, несомненно, развивает мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые наоборот “получат прививку” от самоуверенности и поймут, что без труда ничего не добиться. Школьник учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов. По мнению американского психолога и педагога А.Кожибского, человеческая психика должна быть активна, человек должен постоянно работать над открытием нового, т.е. заниматься творчеством, т.к. это хорошо влияет на здоровье психики, от которой зависит и общее здоровье организма.
Проектное обучение состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников, учатся пользоваться этими знаниями, приобретают коммуникативные умения, развивают системное мышление и творческий потенциал. Использование проектной технологии позволяет учащимся из «слушателя» готовых знаний превратиться в «добытчика» этих знаний и стать творчески деятельной личностью.
Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. А чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу в темноте, и, тогда "свеча зажжет огни".
- Психологические основы творческой деятельности учащихся
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно большие, чем предполагалось ранее, возможности усваивать учебный материал как в привычной, так и в нестандартной ситуации. В современной психологии существует две точки зрения на творчество:
<!-- if (!document.phpAds_used) document.phpAds_used = ','; phpAds_random = new String (Math.random()); phpAds_random = phpAds_random.substring(2,11); document.write ("<" + "script language='JavaScript' type='text/javascript' src='"); document.write ("http://www.uroki.net/br/adjs.php?n=" + phpAds_random); document.write ("&what=zone:29"); document.write ("&exclude=" + document.phpAds_used); if (document.referrer) document.write ("&referer=" + escape(document.referrer)); document.write ("'><" + "/script>"); //--> <!-- google_ad_client = "pub-3756920589710894"; /* UROKI - контекст */ google_ad_slot = "9381714914"; google_ad_width = 728; google_ad_height = 90; //--> 1) всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет)
2) наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту.
В Б.С.Э. творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают, общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Поэтому такой критерий, как общественная значимость продукта деятельности, не совсем подходит для определения творчества.
Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. (Например: Там, где нет образца, а ученик сам находит что-то новое, пусть субъективно новое (например, способ решения задачи), то здесь выступает творческое мышление.
В качестве основного критерия творчества часто рассматривается оригинальность мышления - способность давать ответы, далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого. Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность.
Эти все качества характеризуют творческого человека. Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Они очень важны в жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности.
Методом, связанным с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин, является метод проектного обучения. Проектное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Развитие творческого мышления при проектном методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний. Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение.
Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
В теории и практике обучения вопросу развития творческих способностей учащихся пока не уделено должного внимания, но понятно одно, что развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако в практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности. По данным некоторых исследователей лишь 10% задач вызывают сенсорные продуктивные процессы творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты охватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, т.е. задачи творческого уровня. Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем еще немецкий педагог Дистервег писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны.
Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям и к самому процессу поиска. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Огромное значение для развития творческих способностей является уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо-поисковую активность.
Таким образом, у каждого ребенка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться, и для того, чтобы они могли проявить свои дарования, им нужно правильное руководство.
1.2. Развитие творческих способностей и творческая деятельность младших школьников
Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов».[1 Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, можно выделить компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:
- творческое мышление,
- творческое воображение,
- применение методов организации творческой деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:
- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
- рассматривать систему в развитии;
- делать предположения прогнозного характера;
- выделять противоположные признаки объекта;
- выявлять и формулировать противоречия;
- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
- представлять пространственные объекты;
- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
- преодоление психологической инерции мышления;
- оценивание оригинальности решения;
- сужение поля поиска решения;
- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.
Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения.
Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся. Опыт творческой деятельности, по их мнению, является самостоятельным структурным элементом содержания образования и предполагает:
- перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,
- самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,
- комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.
Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.[2]
В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.
Познание – «...образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания[3]»
Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний[4].
Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях[5]
Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практи[6].
Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» как продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
- Теоретические аспекты проектного обучения в начальной школе
1.3.1. Содержание и сущность проектного метода
Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Это один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
- мотивационный (учитель заявляет общий смысл, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий - подготовительным (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
1.3.2. Основные требования к использованию метода проектной деятельности
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для её решения.
- Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной ( если проблема не оригинальна, оригинальным должно быть её решение).
- В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
- Использование исследовательских методов.
- Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором избранной области исследования.
- Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических или (и) практических достижений автора.
Проектная деятельность осуществляется при обязательном взаимодействии учителя и ученика.
Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии
проектного обучения.
Этапы работы | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовительный | Определение темы и целей проекта. | Обсуждают их, выбирают одну из тем. | Предлагает темы проектов. |
Формирование творческих групп | Объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности между членами команды. | Проводит организационную работу по объединению школьников в группы. | |
Установление способа предоставления результатов и критериев оценки результата и процесса. | Обсуждают и корректируют формы предоставления результата и критерии оценивания. | Предлагает формы отчётов и примерные критерии оценивания работ. | |
2. Планирование | Определение источников, способов сбора и анализа информации. | Корректируют и дополняют предложения учителя. | Предлагает основную литературу, способы сбора информации. |
3. Разработка проекта | Осуществление накопления информации путём работы с литературой, анкетирования, эксперимента и др., её обобщение. | Осуществляют поисковую деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации. | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
4. Оформление результатов | Оформление результатов согласно выбранной форме отчёта. Возможные формы представления результатов: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт. | Оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
5. Презентация | Представление выполненной работы одним учащимся от группы или всеми членами группы. | Докладывают о результатах своей работы. | Организует экспертизу. |
6. Оценивание | Оценка работ согласно разработанным критериям. | Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок. | Оценивает, совместно с учащимися. |
1.3.3. Этапы работы над проектом
1.Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.
2.Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов.
3.Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе)
5.Исследование, решение конкретных задач.
6.Обобщение результатов, выводы.
7.Реализация проекта.
8.Анализ успехов и ошибок.
Проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но, и даже в большей степени, сам процесс.
1.3.4. Типология проектов
1. Исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотез, защиту собственных путей решения проблемы.
2.Информационные – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления.
3.Игровые – создают условия для игрового моделирования.
4.Творческие – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления.
Глава 2. Реализация проектного обучения на уроках технологии
2.1. Основные направления проектной деятельности на уроках
Метод проектов на уроках технологии я начала применять с 2005 года. В течение всего периода изучения предмета школьники систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта. Проект – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект – это “бросок мыслью в будущее”. Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности – “конечный продукт в уме”, то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus – брошенный вперед, замысел, план.
Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.
На первом занятии по теме “Проектная деятельность” (после нескольких проведенных уроков в начале года) объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем знакомлю учащихся с требованиями к изделию, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.
В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий.
При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес школьников к проблеме;
- практическая направленность и значимость проекта;
- творческая постановка задачи;
- практическая осуществимость проекта.
Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта. Окончательный выбор темы остается за учителем. Это обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику.
Обучающимся с низкой мотивацией к учебе предлагаю выполнение проекта с меньшим объёмом работ, где основное внимание уделяется изготовлению изделия. На следующем этапе провожу индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности.
Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости вношу поправки. После этого учащиеся делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются у учителя. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта.
Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях и в порядке консультаций. На уроке вместе с учениками проверяю качество выполнения отдельных деталей проекта, обсуждаем последовательность изготовления и оформления изделий.
В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным.
Если работа требует больших затрат времени, то предлагаю выполнять её частично дома. Таким образом, появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.
Убеждена, что проектная деятельность- дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника. При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень корректной.
Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите:
- учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта;
- представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению);
- автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя;
- подводится итог обсуждению и ставится оценка.
При оценке проекта я учитываю сложность и качество выполнения изделия, аккуратность выполнения, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Критерии оценивания защиты выполненного проекта.
- Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность и убеждённость.
- Объём и глубина знаний по теме (по предмету), эрудиция, межпредметные связи.
- Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимания аудитории.
- Ответы и вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убеждённость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта .
- Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
Я считаю, что метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. В методе проектов меня привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся – учитель помогает ученику самостоятельно добывать знания.
При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.» Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.
В своей работе я применяю следующие типы проектов: исследовательские, игровые, информационные и творческие:
1) исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным исследованием;
2) творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов; такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;
3) информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком – то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов предназначены для широкой аудитории; такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;
4) игровые проекты: в таких проектах структура только намечается и остаётся открытой до окончания проекта; участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Примерная тематика проектов для учащихся 3 класса
№п/п | Тема проекта | Тип проекта | Содержание |
РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
| |||
1. | «Окружающая природа – источник материалов для творчества» |
Информационный | Сбор информации о природных материалах пигодных для изготовления поделок. |
2. | «Что из чего?» | Исследовательский | Исследование с целью выбора необходимых материалов. |
3. | «Отгадай – ка» | Творческий | Составление кроссвордов с целью закрепления ранее полученных знаний. |
РАБОТА С БУМАГОЙ
| |||
1. | «В мире бумаги» | Информационный | Сбор информации о видах бумаги. |
2. | «Бумажная пластика» | Исследовательский | Исследование пластических качеств бумаги. |
3. | «Мы – корреспонденты»
«Средневековый замок»
«Снежинка»
«Дружная куриная семейка» | Творческий | Фоторепортаж о выставке работ из бумаги.
Объёмное конструирование исторических сооружений.
Объёмное конструирование новогоднего украшения.
Сюжетная аппликация. |
4. | «Картинная галерея» | Игровой | Провести экскурсию. |
РАБОТА С ТКАНЬЮ
| |||
1. | «Волшебство ткани» | Информационный | Сбор информации о видах ткани. |
2. | «Крестики – нолики» | Исследовательский | Исследование ткани с целью выбора ткани для вышивки крестом. |
3. | «Иголка – искусница»
«Собака всмятку»
| Творческий | Изготовление куколки - зернушки.
Пластическая работа из ткани. |
2.2. Информационные проекты на уроках технологии
Структура информационного проекта
. цель проекта;
. предмет информационного поиска;
. источники информации; (средства СМИ, базы данных, интервью, анкетирование);
. способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление, аргументированные выводы);
. результаты информационного поиска (статья, реферат, доклад, фото);
. презентация.
Памятка по работе над информационным проектом
- определение потребности сбора информации. Краткая формулировка задачи (для чего нужна информация)
- сбор первоначальной информации (определение круга источников информации)
- сбор и обработка материалов
- оформление результатов (в виде доклада, реферата)
- самооценка, оценка работ.
Примерная тематика информационных проектов
- «Окружающая природа – источник материалов для творчества»
Задание: собрать информацию о природном материале, из которого можно изготовить поделки.
- « В мире бумаги»
Задание: собрать информацию о видах и назначении бумаги[7]
- « Волшебство ткани»
Задание: рассмотреть и сравнить различные виды тканей.
2.3. Исследовательские проекты на уроках технологии
Структура исследовательского проекта
.аргументация принятой для исследования темы,
. определение проблемы исследования, его предмета и объекта,
. обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,
. определение методов исследования, источников информации,
. выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей её решения,
. обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования.
Памятка по работе над исследовательским проектом
1.определение объекта исследования; постановка проблемы;
2. обоснование актуальности избранной темы;
3. выдвижение гипотез решения проблемы, определение путей решения;
4. выполнение работы;
5. обсуждение полученных результатов;
6. оформление результатов исследования, выводы;
7. Самооценка и оценка работ.
Примерная тематика исследовательских проектов
- «Что из чего?»
Задание: какие поделки можно сделать из различных видов природного матер]иала.
- « Бумажная пластика»
Задание: провести исследование какой из видов бумаги больше подходит для оригами, аппликации.
- « Крестики – нолики»
Задание: провести исследование какая ткань подойдёт для вышивки крестом.
2.4. Творческие проекты на уроках технологии
Примерная тематика творческих проектов
- «Отгадай – ка»
Задание: составление кроссвордов по теме «Поделки из природного материала».
- « Мы – корреспонденты»
Задание: подготовить фоторепортаж с выставки работ – аппликаций.
- « Иголка – искусница»
Задание: изготовление куколки – зернушки[9.
4. «Собака всмятку»
Задание: изготовить фигурки собаки с использованием ткани и клея[10].
5. «Снежинка»
Задание: изготовить объёмную снежинку.
6. «Дружная куриная семейка»
Задание: изготовление сюжетной аппликаци].
2.5. Игровые проекты на уроках технологии
Примерная тематика игровых проектов
- «Картинная галерея»
Задание: провести экскурсию по выставке работ – поделок из бумаги.
- « Сам себе режиссёр»
Задание: придумать рекламный ролик поделок из природного материала.
Заключение
Таким образом, из всего выше сказанного следует, что включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.
При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у младших школьников активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Работая над развитием творческой активности детей, я заметила, что у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому я считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.
Литература
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
- «Начальная школа» № 10\2006 «Метод проектов», статья.
- «Начальная школа» №4\2001 «Проблемы современного урока практического труда» Конышева Н.М.
- Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А.Якушкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
- Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. М.: Изд. дом "Восток", 2001. - 81 с.
- Современные технологии в процессе преподавания: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / авт. –сост. С.В. Дендебер, О.В.Ключникова. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 112 с. – (Методическая библиотека).
- Технология. 5-11классы: проектная деятельность учащихся\ авт.-сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.- 204 с.
- Технология: Учебник для учащихся 3 класса сельских школ / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана- Граф, 2003.- 160с.: ил.
- Уроки труда в начальной. 3-4 классы / авт.-сост. В.П. Трушина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 287 с.
- Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991. - 55 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998. - 432 с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
- Цветы оригами для любимой мамы \ авт.-сост. Л.В. Иванова. – М.: АСТ; Донецк: Ц27 Сталкер, 2006.-78 с.: ил., 8л. Ил. – (Подарок своими руками)
[1] Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 5] Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998. - 432 с.
[3] Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. М.: Изд. дом "Восток", 2001. - 81 с. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991. - 55 ] Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
[6] Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
[7] См. приложение[8] См. приложение[9]См. приложение
[10]См. приложение
[11] См. приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.
Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....
Творческий отчет по самообразрванию на тему: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения"
Творческий отчет...
исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"
Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...
Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.
В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...
Сохраним в ребенке творческое начало. Развитие творческих способностей ребенка.
Данная статья о развитии творческих способностей школьника...