Рабочая программа по технологии 3 класс Школа 2100
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Волегова Алёна Владимировна

Рабочая программа по технологии  3 класс Школа 2100

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

C:\Users\Татьяна\Pictures\2015-06-17 русс\русс 001.tif

Рабочая программа

по технологии

для учащихся 3Б класса

срок реализации 2014-2015 учебный год

  Составитель:

  Волегова Алена Владимировна,

  учитель начальных классов

  первой квалификационной категории

                                           п. Игрим  2014г.

Пояснительная записка.

Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы

по технологии, О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой (М., «Баласс», 2012),  рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Планирование соответствует Федеральному  государственному образовательному стандарту начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6.10.2009 № 373) и обеспечено учебником «Технология. Прекрасное рядом с тобой» для 3 кл., авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева

Учебный предмет «Технология»  в  начальной школе выполняет особенную роль, так  как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе  – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духов- ного,  нравственного и  интеллектуального развития (в  том  числе и абстрактного мышления).

В силу  психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования  его  познавательных  способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так  на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и законо- мерностей его  развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.

Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся  сведениями о  «технико-технологической картине  мира».  При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный  предмет может стать  опорным для  формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене  общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование,  ориентировка  в  задании,  преобразование, оценка продукта,  умение распознавать  и  ставить задачи,  возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения,  добиваться достижения  результата  и  т.д.)  предстают в наглядном  плане  и  тем   самым  становятся  более   понятными для детей.

Предметно-практическая творческая деятельность, как  смысл любой  деятельности, даёт  ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство  сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через  содержание, но и через  его  преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности  становится не  собственно целью, а, с одной  стороны, средством  познания мира, с другой –  средством для  более  глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого  творящего  ребёнка, так  и замыслов изучаемых им  объектов материального мира. При  этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.

Общая характеристика учебного предмета

Курс  «Технология» является  составной частью Образовательной системы «Школа 2100».  Его  основные положения  согласуются  с концепцией данной модели и решают блок  задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для  практического решения учебных задач  прикладного  характера,  формированием первона- чального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс  развивающе-обучающий по  своему  характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей  сути. В его основе лежит целостный образ  окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в  модели, воссоздание объектов по  модели в материальном виде, мысленная  трансформация объектов и  пр.), выполнение  расчётов,  вычислений,  построение форм   с  учётом основ   геометрии,  работа с  геометрическими фигурами,  телами, именованными числами.

Окружающий мир  – рассмотрение и анализ природных форм  и конструкций  как  универсального источника  инженерно-художественных идей   для мастера; природы как  источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя  материально-культурной среды   обитания,  изучение  этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов  речевой деятельности и основных типов  учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической   деятельности (описание конструкции изделия,  материалов и способов  их  обработки; повествование о ходе  действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для  создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм  и конструкций,  изготовление изделий  на   основе   законов  и   правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Целью  курса  является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через  его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре  как  продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

–  приобретение навыков самообслуживания;  овладение технологическими  приёмами  ручной обработки материалов;  усвоение правил техники безопасности;

–  использование приобретённых знаний и  умений для  творческого  решения несложных конструкторских, художественно-кон- структорских  (дизайнерских),  технологических и  организационных  задач;

–  приобретение первоначальных  навыков  совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

–  приобретение первоначальных  знаний  о  правилах создания предметной и информационной среды  и умений применять их  для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.

Методическая основа  курса – деятельностный подход, т.е.  организация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение  новых технологических приёмов, конструктивных  особенностей  через  специальные упражнения

Описание места учебного предмета «Техннология» в учебном плане.

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение предмета в учебном плане МБОУ ИСОШ №2 отводится:

Годы обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

3 класс

1

34

34

                           Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения  курса  «Технология»  в  3 классе  является формирование следующих умений:

–  оценивать жизненные ситуации (поступки, явления,  события) с точки зрения собственных ощущений, соотносить их  с  общепринятыми  нормами и  ценностями;

- оценивать их (поступки, явления, события) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или  плохие;

–  описывать свои  чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

–  принимать  другие мнения  и  высказывания,  уважительно относиться к ним;

–  опираясь на  освоенные изобразительные  и  конструкторско - технологические знания и умения, делать выбор способов  реализации  предложенного или  собственного замысла.

Средством достижения этих  результатов служат учебный материал и  задания учебника, нацеленные на развитие умения  определять своё  отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3 классе является  формирование следующих универсальных  учебных действий.

Регулятивные УУД:

–  самостоятельно  формулировать  цель   урока после   предварительного обсуждения;

- выполнять задание по составленному под  контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

– уметь  с помощью учителя анализировать предложенное задание,  отделять известное и неизвестное;

– уметь  совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

–  под  контролем учителя  выполнять  пробные поисковые действия (упражнения) для   выявления  оптимального решения проблемы (задачи);

–  осуществлять  текущий контроль и контроль  точности выполнения  технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов),  итоговый контроль общего  качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые коррективы.

Средством  формирования   этих    действий  служит   соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности.

Познавательные УУД:

– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в  учебнике (текст, иллюстрация,  схема, чертёж, инструкционная карта),  энциклопедиях,  справочниках, Интернете;

– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и  обсуждений материалов  учебника,  выполнения  пробных поисковых упражнений;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты         и         явления;         определять        причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

– делать выводы на основе  обобщения полученных знаний;

–  преобразовывать информацию: представлять  информацию в виде  текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования  этих  действий служат учебный материал и  задания учебника, нацеленные на  развитие умения чувствовать  мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

–  донести свою  позицию до  других (оформлять свои  мысли в устной и письменной речи  с учётом своих  учебных и жизненных речевых ситуаций);

–  донести свою  позицию до  других (высказывать  свою  точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы);

–  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть  готовым изменить свою точку зрения;

–  уметь   сотрудничать, выполняя  различные роли   в  группе, в совместном решении проблемы (задачи);

– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технология продуктивной художественно-творческой деятельности и работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в третьем классе является формирование следующих умений:

Иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

- иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;

- приводить примеры холодных и тёплых цветов;

- выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

- называть виды изучаемых материалов их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;

- самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю.

Под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.

Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

Содержание программы (34 часа)

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
  2. Самообслуживание (6 ч.).

Традиции  и   творчество  мастеров  при   создании  предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека –  труд как способ самовыражения человека-художника.

Гармония предметов и  окружающей среды  (соответствие предмета  (изделия) обстановке).

Знание и уважение традиций строительства, декоративно- прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.

Природа как источник творческих идей  мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества.

Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного  замысла, поиск доступных средств выразительности,  выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и  взрослым, пожилым,  ветеранам (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль  качества   выполненной  работы  (соответствие результата работы художественному замыслу).

Самообслуживание – пришивание пуговиц.

2. Технология ручной обработки  материалов. Элементы  графической грамоты (14 ч.).

Некоторые виды  искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех  и  др.), их  получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.

Разметка развёрток с опорой на  их  простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая).  Преобразование развёрток несложных  форм  (достраивание элементов).

Вырезывание отверстий на деталях.

Выбор  способа  соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью  канцелярского  ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей  косой  строчкой  и  её  вариантами  (крестик, ёлочка).

3. Конструирование (10ч.).

Полезность, прочность и эстетичность как общие  требования к различным конструкциям.  Связь назначения изделия и  его  конструктивных особенностей: формы, способов  соединения, соединительных материалов. Изготовление и  конструирование из  объёмных  геометрических фигур (пирамида, конус, призма).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным  условиям. Рицовка.

4. Использование информационных технологий (4ч.).

Современный информационный мир. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы  (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК)  и его использование в разных сферах  жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода,  вывода  и  обработки  информации.  Поиск  информации  в Интернете*,  просмотр информации  на  DVD.  Создание  проектов домов  и дизайн интерьера (при  двух  часах в неделю).

Технологические понятия:  эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).

Учебно – тематический план

Название разделов

Общее количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.

6

Под руководством учителя:

- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

- ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

14

Самостоятельно:

  • выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов).

С помощью учителя:

  • проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в подобранном материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
  • отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
  • воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения; участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности;
  • обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

С помощью учителя:

- проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, используя необходимые конструктивные формы и декоративно – художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления;

- обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

С помощью учителя:

- наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера;

- исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий;

- использовать информационные изделия: для создания образа в соответствии с замыслом;

- планировать последовательность практических действий для реализации замысла, с использованием цифровой информации;

- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата, с использованием цифровой информации.

Конструирование

10

Использование информационных технологий

4

Итого

34


Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

УУД

Личностные результаты

1

3.09

Вспомни!

Изготовление аппликации из осенних листьев.

Выполнять наброски по своим замыслам; различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт; соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами.

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщение способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способы и результат действия.

Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

2

10.09

Все начинается с замысла.

Изготовление композиции «Осень» в любом стиле (панно, коллаж, аппликация)

Применять основные средства художественной выразительности в живописи по памяти и воображению; реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

3

17.09

Воплощение замысла.

Изготовление оригами «Планер». Проектирование, конструирование.

Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; самостоятельно выполнять модели из бумаги по чертежу, планировать и исполнять намеченный план.

Проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения.

4

24.09

Воплощение замысла.

Разметка чертежным инструментом. Изготовление модели цилиндра и пирамиды

Использовать рисунки, схемы, чертежи, эскизы в своей деятельности; применять способы получения объемных форм на основе развертки; работать циркулем.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

5

1.10

Роль фантазии в реализации замысла.

Изготовление панно по стихотворению «Мотылек мальчику».

Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке.

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщение способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

6

8.10

Роль фантазии в реализации замысла.

Изготовление объемной фигуры «Волшебный кристалл». Разметка с опорой на чертеж.

Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

7

15.10

О чем могут рассказать игрушки.

Изготовление открытки «Белочка» (по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).

Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке.

Адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

8

22.10

О чем могут рассказать игрушки.

Изготовление игрушки «Собачка» или «Мышка».

Иметь представление о культурологическом понятии «игрушка»; изготавливать изделия из доступных материалов по образцу; производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; делать выводы на основе обобщения полученных знаний.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате обсуждения наблюдаемых объектов.

9

29.10

Переосмысление жизни в искусстве.

Коллективная работа. Изготовление кукол для кукольного театра.

Производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

Осуществлять сотрудничество в совместной работе; планировать и контролировать выполняемую практическую работу; делать выводы на основе обобщения полученных знаний.

Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

10

12.11

Народное искусство.

Коллективная работа. Изготовление кукол для кукольного театра.

Производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

Осуществлять сотрудничество в совместной работе; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий.

Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

11

12

19.11

26.11

Живопись.

Называть основные художественные промыслы России; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовать рабочее место.

Использовать обобщенные способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия.

Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера,  уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания.

13

3.12

Архитектура.

Изготовление замка. Конструирование из бумаги.

Иметь представление о различных видах искусства; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; рационально использовать материалы для ручного труда.

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщение способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия.

Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера,  уважительно относиться к результатам труда мастеров.

14

10.12

Вещи века.

Изготовление новогодних игрушек.

Называть известные центры народных художественных промыслов; использовать в речи понятия «художественный образ», «форма».

Адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе.

15

17.12

Вещи века.

Изготовление новогодних игрушек.

Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы).

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; делать выводы на основе обобщения полученных знаний.

Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

16

24.12

Материал и образ.

Изготовление новогодних игрушек.

Самостоятельно выполнять модели из бумаги по чертежу, планировать и исполнять намеченный план, оформлять поделку характерными деталями, придавая ей выразительность.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

17

14.01

Гармония образа.

Изготовление аппликации «Древнегреческий бог Анубис».

Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы); рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место.

Использовать обобщенные способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия.

Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

18

21.01

Отражение времени в творчестве.

Вышивка крестиком.

Иметь представление о различных видах искусства; называть известные центры народных художественных ремесел России; реализовывать творческий замысел в создании художественного произведения.

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщение способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия.

Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера,  уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания.

19

28.01

Единство человека и природы.

Изготовление искусственных цветов.

Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, эскизу, чертежу; проводить анализ образца, планировать и контролировать практическую работу.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Уважительно относиться к иному мнению; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

20

4.02

Архитектурные образы.

Изготовление объемных геометрических фигур.

Различать основные виды и жанры изобразительного искусства; анализировать образец изделия; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю.

Использовать обобщенные способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

21

11.02

Архитектурные образы.

Изготовление мини-города. Коллективная работа.

Различать основные виды и жанры изобразительного искусства; анализировать образец изделия; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе.

22

18.02

Мастерство обобщение.

Создание портрета.

Различать основные виды и жанры изобразительного искусства; проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей.

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщение способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия.

Уважительно относиться к иному мнению; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

23

25.02

Личность автора в творчестве.

Изготовление аппликации «Сценический костюм».

Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы); рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

24

4.03

Мысли и чувства.

Изготовление рисунка, коллажа, аппликации «Моё настроение».

Различать теплые и холодные цвета; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

25

11.03

Многообразие проявления гармонии.

Изготовление аппликации из геометрических фигур на тему «Гармония» или «Хаос».

Выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место.

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщение способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия.

Уважительно относиться к иному мнению; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

26

18.03

Цвет в природе и творчестве.

Создание интерьера.

Различать теплые и холодные цвета; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщение способы и осваивать новые приемы действий.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

27

1.04

Компьютер.

Создание простейших информационных объектов.

Называть характерные особенности наиболее известных данных; уметь различать по контексту информацию и данные; осуществлять изменение и создание простейших информационных объектов.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе.

28

8.04

Образ художника в его творчестве.

Выполнение автопортрета в любой художественной технике.

Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; осуществлять организацию и планирование трудовой деятельности.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

29

15.04

Образ ученого, исследователя, изобретателя.

Выполнение коллажа «Образ эпохи».

Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; осуществлять организацию и планирование трудовой деятельности.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

30

22.04

Образ ученого, исследователя, изобретателя.

Выполнение коллажа «Образ эпохи».

Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; осуществлять организацию и планирование трудовой деятельности.

Использовать обобщенные способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе.

31

29.04

Человек вознесся к небесам.

Изготовление рельефа «Средневековый замок».

Иметь представление об архитектуре как виде искусства; различать основные виды и жанры изобразительного искусства.

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщение способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе.

32

6.05

Человек вознесся к небесам.

изготовление макета витража.

Выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; соблюдать последовательность технологических операций; самостоятельно разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний.

Уважительно относиться к иному мнению; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

33

13.05

Образ нового человека.

Изготовление панно «Человек эпохи Возрождения».

Самостоятельно выполнять модели из бумаги по чертежу, планировать и исполнять намеченный план, оформлять поделку характерными деталями, придавая ей выразительность.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

34

35

20.05

27.05

Из тьмы явился свет.

Резерв

Работа с конструктором.

Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий; определять особенности конструкции, самостоятельно организовывать рабочее место.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.


Материально-техническое обеспечение программы

Для работы учащимся необходимы:

- индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться – трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);

- простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работы с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кисти, коробочки для мелочи;

- материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная – для аппликаций и оригами), картон (обычный, гофрированный, цветной), ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, соленое тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»;

- специально отведенные места и приспособления для рационального размещения,  бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки и пр.

На уроках по курсу «Технология» используются наглядные пособия:

- таблицы «Виды швов»;

- таблицы «Правила техники безопасности на уроках технология»;

- таблицы «Чертеж, виды разметки».

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор и др.). Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, оно позволяет продемонстрировать учащимся образцы искусства разнообразных жанров и различных народов.

Для реализации программного содержания используется следующие

 учебные пособия:

  • О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Технология. Прекрасное рядом с тобой. Учебник – тетрадь. -М., «Баласс» 2012.
  • О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Технология. Прекрасное рядом с тобой. Методические рекомендации для учителя. 3 класс-М., «Баласс» 2012.
  • Сборник программ. « Образовательная система « Школа 2100…».- М., « Баласс», 2011.
  • Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3.- М., «Баласс», 2011.

Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии

Художественно-творческая изобразительная деятельность

Трудовая (технико-технологическая) деятельность

I

Природные материалы. Солёное тесто, снег как материалы для изобразительной деятельности.

Их свойства.

О материалах.

Происхождение и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Названия и свойства материалов, самостоятельно выбираемых учащимися.

II

Основы композиции.

 Воздушная перспектива, пропорции.

Соответствие формы и содержания художественного произведения. 

Единство формы и содержания в игрушке.

О конструкции.

Соединение деталей − виды «замков».

Отделка (изделия и деталей) кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д.

 Анализ замысла изделия в единстве формы и содержания.

Изготовление игрушек.

III

Компоненты изобразительной деятельности: 

  • изготовления солёного теста,
  • холодные и тёплые цвета,
  • смешивание основных цветов красок для получения холодного и тёплого колорита,
  • набросок, графика.

Компоненты технологии.

Разметка объёмных геометрических форм (развёрток) с помощью линейки и угольника.

IV

Представление о прообразе и художественном образе живописного и скульптурного произведения в единстве формы и содержания.

Образ эпохи.

Прообраз художественного изделия. Материал и способ его обработки в выражении художественного замысла.

V

 Архитектура как вид искусства.

 Проектирование как основа коллективной деятельности (к архитектуре).

VI

О профессиях и ремёслах региона.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Технология» третьеклассник научится:

Самостоятельно:

- организовать рабочее место, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;

- проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;

- осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологических знания;

- выполнять разметку деталей изделия по линейке, угольнику с опорой на чертеж;

- анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи, эскизы и схемы);

- использовать для творческих работ различны виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия.

Под руководством учителя:

- работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;

- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами ее получения, хранения, переработки.

Третьеклассник получит возможность научиться:

Под руководством учителя:

- воплощать мысленный образ в материале с опорой на графическое изображение;

- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовать;

- анализировать конструкторско-технологические и художественно-декоративные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:

  1. определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
  2. развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
  3. мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
  4. создать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

В курсе технологии в третьем классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.

Вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке уделяется особое внимание. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметкой за урок. Для успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приемов и операций и работы в целом.

Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Технология» третьеклассник научится:

Самостоятельно:

- организовать рабочее место, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;

- проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;

- осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологических знания;

- выполнять разметку деталей изделия по линейке, угольнику с опорой на чертеж;

- анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи, эскизы и схемы);

- использовать для творческих работ различны виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия.

        Под руководством учителя:

- работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;

- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами ее получения, хранения, переработки.

        Третьеклассник получит возможность научиться:

        Под руководством учителя:

- воплощать мысленный образ в материале с опорой на графическое изображение;

- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовать;

- анализировать конструкторско-технологические и художественно-декоративные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Вахрушев А. А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Обитатели Земли. 3 класс: учебник М.: Баласс, 2012.
  2. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Обитатели Земли» 3 класс. – М.: Баласс, 2012.
  3. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс  («Обитатели Земли») . – М.: Баласс.  2012.
  4. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. Моё Отечество. (вводный курс истории и обществознания): учебник для 3 класса. – М.: Баласс. 2012.
  5. Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Моё Отечество», 3 класс. – М.: Баласс. 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")

Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")...

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....

Рабочая программа по технологии УМК Школа 2100 3 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государствен­ного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной  образовательной программы ...

Рабочая программа по технологии, УМК "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии по УМК "Школа 2100" составлена на четыре года обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Поможет учителю при составлении КТП с 1 по 4 классы....

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" Авторы: О.А.Куревина, Е.А. Лутцева (2 класс)...

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" Авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева (3 класс)...

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" (4 класс)

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" и календарно- тематическое планирование (4 класс)...