Творческий проект:"Изучение символики в вышивке. Символика рушника".
проект по технологии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Применение метода проектов в дополнительном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_attestatsiya.docx | 756.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект: «Изучение символики в вышивке. Символика рушника".
Цель:
- развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, воспитание художественной культуры.
Задачи:
- привить любовь к традиционной русской народной вышивке;
- развивать художественно-творческие способности на примере изготовляемого изделия;
- обогатить кругозор детей знаниями об истоках русской культуры.
- научить составлять схемы вышивок для рушников, используя символику орнаментов.
Участники проекта: учащиеся 8 – 13 лет.
Предмет исследования: виды рушников и правила применения символики при вышивке.
Объект исследования: традиционная русская народная вышивка в одежде и в быту населения.
Методы исследования: поиск и анализ тематической литературы, исследование ресурсов системы интернет, посещение музеев, выставок, экспедиции.
Этапы реализации проекта
- Исследовательский этап.
- Изучение истории традиционной русской вышивки.
- Изучение символики в рисунках для вышивки рушников.
- Изучение орнамента при вышивке рушников.
2. Технологический.
- Создание художественного образа в изделии (рушнике).
- Практическое выполнение изделий.
3. Защита проекта.
- Участие в выставочной деятельности.
Актуальность проекта.
Народная художественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные орнаменты для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия.
Этапы выполнения проекта.
- Исследовательский этап.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались. В XIV-XVII веках вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек крестьянок. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны и т. д. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения. Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе - жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах - крестному, попу, дьякону и т. д.
Рушник - это символ связи человека с его родом.
Рушник играл огромное значение в жизни наших далеких предков. Без этого обязательного элемента не обходился почти ни один обряд или праздник. В повседневном быту для вытирания рук и лица применялись рукотеры и утиральники, а рушник служил именно как обязательный ритуальный атрибут, названный академиком Борисом Рыбаковым полотняной летописью.
Наиболее характерные для рушников символы это, прежде всего, крест и прямоугольник или ромб. Так же на рушниках имеются антропоморфные, анималистические и растительные изображения. С многочисленными крестами, различной конфигурации, прямоугольниками и ромбами единодушия среди ученых нет. Но здесь мы все же приведем наиболее логичные, на наш взгляд, интерпретации этих символов. Итак, крест — это древнейший знак огня, издревле присутствующий у всех народов мира. Отсюда произошло русское слово кресало или кремень, то есть добытчик огня. А сам крест, непосредственно, символизирует перекрещенные поленья в костре или очаге. А огонь, в свою очередь, являлся центром жизни общины-семьи и ее хранителем. Есть огонь — продолжается жизнь. Любые прямоугольники и ромбы обозначают жилище. Следовательно, прямоугольник с крестом внутри — жилье с очагом и людьми.
Цвет в орнаментах рушника использовался преимущественно красный, реже встречаются черный и желтый. Установлено, что красный цвет на Руси издревле считался цветом-оберегом, символизировавшим очистительные свойства огня. Черный цвет обозначал землю, плодородие и, как ни странно, воду. Желтый цвет некоторые исследователи привязывают к солнцу и урожаю зерна, но это утверждение спорно.
Барвинок – в славянской символике олицетворяет неувядающую жизнь. | |
Виноград – славянский символ богатства, изобилия и плодородия, которое должно сопровождать мужчину и его семью на протяжении жизни. | |
Берегиня с птицами – частный элемент русской вышивки, один из главных славянских оберегов.
| |
Макошь с конями и с оленями – славянский оберег хозяйки дома. | |
Вода - волнистая линия. Символизирует начало жизни, умение адаптироваться к обстоятельствам. Солнце – изображается в виде цветка с восемью лепестками или круглых розеток, а также квадрата. Ромба, крестиков или свастики. | |
Листья хмеля – знак молодости и любви. | |
Дуб - священное дерево, которое воплощало Перуна, Бога солнечной мужской энергии, развития, жизни. | |
Берегиня - символизирует материнскую силу. Встречается во многих вышивках. Представляет собой создание и защиту мира, вечное обновление и гармонию жизни. Берегиня символизирует также Дерево жизни представляющее собой сочетание трех миров и символ гармонии Вселенной. Мировое дерево имеет значение бесконечности жизни, непрерывность рода. Оно неотъемлемая часть свадебного рушника. | |
Калина – славянский символ бессмертия рода, долголетия семьи | |
Роза - вышивают для невесты, славянский символ красоты и любви | |
Мак – в славянской символике олицетворяет продолжение рода. В древности на Руси свадебный рушник чаще всего вышивали маками, так как мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла | |
Лебедь - согласно славянской символике - знак верности и чистоты, красоты и изящества | |
Петух — один из самых распространенных образов в русской вышивке на рушниках, символизирует солнце, является вестником света, утренней зари; хозяин дома, символ очага, достатка, олицетворяет мужское начало. Петух является символом воскресения из мертвых, возрождения жизни. На погребальных рушниках изображался в качестве славянского оберега от действия злых сил. Его изображение присутствует и на свадебных рушниках | |
Соловей и кукушка – вышивались на рушнике невесты, в русской вышивке - символ рождения новой семьи и продолжения рода | |
Ромб - славянский символ Богини Земли, солнца, охранный знак, приносит счастье, олицетворяет плодородие |
- Технологический этап.
Организуя практическое выполнение, педагог может осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Для этого используются различные по уровню сложности проектные задания.
Изготовление проекта своими руками вызывает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.
Изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности учащихся, их предпочтение, меру художественного вкуса. Коллективные работы способствуют развитию навыков совместной деятельности, позволяют выполнять масштабные работы.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно - прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки.
- Защита проектов.
Ожидаемые результаты. В процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков на занятиях происходит становление личности ребёнка как национальных духовных традиций, высокой нравственной культуры, осознание ценностей, выверенных веками и сохранивших свою значительность для современного человека.
Научить ребёнка уважать свой народ, почувствовать себя частью великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, заботиться о его будущем – таков предполагаемый результат воздействия на личность в процессе выполнения проекта.
В процессе обучения учащиеся могут приобрести умения:
Рационально организовать своё рабочее место с учётом правил техники безопасности, поддерживать порядок во время работы. Проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления, анализировать символику на рушнике, осуществлять контроль результата самостоятельной практической деятельности.
Результаты реализации проекта.
В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:
- была изучена история традиционной русской народной вышивки, значения символики и цвета;
- закреплена технология выполнения вышивки;
- изготовлены методические пособия;
- изготовлены изделия - рушники;
- проведены мастер-классы;
- создана экспозиция в музее.
Метод проектов способствует активизации учащихся на поиск и самостоятельное исследование целей и задач, стоящих пред ними при выполнении проекта. Эффективность выполнения своего проекта существенно зависит от организационно управленческих умений учащихся, а также от их умений работать с различными источниками информации.
Реализация проектного метода обучения направлена на преодоление сложностей в выполнении изделия – проекта. Формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, умение критически оценивать свои возможности и стремиться к самостоятельному решению более трудных задач.
Список использованной литературы
Артемьева, Е. Алешинский наряд [Текст] /Е. Артемьева// Чудесные мгновения. Серия: Традиционный костюм.- 2005.- Ж5.- С.5-34
Вышивка – один из самых древнейших видов декоративного искусства: [Электронный ресурс] screen.-2007.- 5 марта
Ивановская, В.И. Русские орнаменты [Текст] / В.И. Ивановская - М.: Издательство "В.Шевчук".- 2006.- 224 с.
История моды: [Электронный ресурс] / amnesia.pavelbers.- 2008. – 12 марта.
Каршинова, Л. Русский народный костюм. Универсальный подход [Текст] / Л. Каршинова – М.: Белые Альвы.- 2005.- 64 с.
Наряд русской крестьянки: [Электронный ресурс] rosdesign.- 2008. 20 мая
Пушкарева, Н. Л. Венчик золотный, кичка низанная. [Электронный ресурс] /afield .- 2008. – 30 марта.
Русский народный женский костюм: [Электронный ресурс] letopisi.- 2007.- 10 октября.
Русский традиционный костюм [Текст]: иллюстрированная энциклопедия/ А. Соснина, И. Шангина.- СПб.: Искусство-СПБ.- 2006.-400 с., ил..
Символика, символы славянских рушников: [Электронный ресурс]/sakkos.ru.
Славянские лица: [Электронный ресурс]/ bolesmir.- 2007.- 20 ноября
Славянские рушники: [Электронный ресурс] /plamyasvargi.narod.- 2007.- 20 ноября
Старинные узоры русской вышивки: [Электронный ресурс] / lubimoe-delo.- 2006. – 5 ноября.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Творческий проект "В гости к осени". Творческое название "Унылая пора, очей очарование..."
В проект «Унылая пора, очей очарованья…» раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе в с...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как о...
Творческие проект "Вышивка крестом"
…пяльца, ножницы большие,За работой я опять.Я в своей родной стихии –Начинаю вышивать…...
Использование возможностей творческой и проектной деятельности на уроках ОРКиСЭ. На примере творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской»
Представление творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской». Проект посвящён 700-летию преподобного Сергия Радонежского в рамках школьного курса по духовно-н...
Творческий проект: "Развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной работе с нитками"
Использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе развития художественного творчества детей...
Творческий проект "Этно-экологические аспекты изучения традиционных обрядов и праздников"
Творческий проект "Этно-экологические аспекты изучения традиционных обрядов и праздников" познакомит учащихся с историей русских народных праздников Святки, Троица, Святочными и Троицкими га...