Программа кружка "Пластилиновые фантазии"
рабочая программа по технологии на тему
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinov._fantazii.docx | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Горьковская средняя общеобразовательная школа
Шипуновского района Алтайского края
ПРИНЯТО Зам. директора по ВР ________________ /Е.В.Уколова/ Протокол № _____ от « ___ » _______________201 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ____________________ /И.И. Труфанова/ Приказ № _____ от « ___ » _______________201 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Пластилиновые фантазии»
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Труфанова Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов,
2 квалификационная категория.
2014
Пояснительная записка
Я леплю из пластилина.
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак.
Если кукла выйдет плохо -
Назову ее дурёха,
Если клоун выйдет плохо –
Назову его дурак.
Н. Матвеева
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?
Да! И начинать, этот путь нужно с детства.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Программное содержание по лепке включает в себя несколько разделов.
Предлагаемая программа по лепке из пластилина разработана на основе авторской программы Смирновой Светланы Васильевны (http://svetlana-smirrnova.jimdo.com) и представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.
Задачи:
- совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов;
- развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
- овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание усидчивости аккуратности, трудолюбия;
- формирование умения работать в коллективе;
- создание условий для самостоятельного творчества;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
Методы работы:
- индивидуально-дифференцированный;
- групповой;
- практический;
- наглядный;
- интеграция образовательных областей.
Формы работы с детьми:
- игра сюжетная и театрализованная;
- разговор;
- рассматривание готовых образцов;
- лепка под руководством воспитателя;
- самостоятельная деятельность.
Рабочие материалы:
- пластилин восковой мягкий различных цветов;
- пластиковые дощечки;
- стеки пластмассовые;
- салфетки влажные;
- бросовый материал.
Форма подведения итогов:
- выставка детских работ;
- фотоальбом детских поделок.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Нет пределов совершенствования.
Учёт психофизических особенностей детей.
Создание атмосферы успеха.
Место курса в учебном плане.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 1раза в неделю по 30 - 35минут. Количество часов за год составляет 34 часа.
Педагогические приёмы:
- формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
- свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребёнка (трафареты, шаблоны и пр.); презентации с образцами, фотографиями.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата факт. | Дата провед. | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Техника лепки. Способы оформления и декорирования образа. | Познакомиться со способами лепки: конструктивный, структурный, комбинированный, модульная лепка, лепка на форме. Научиться оформлять и декорировать образ. | ||
2 | Пластилиновый лужок. Василек, колокольчики. | Научатся лепить базовую форму «шар», научатся различать цвета и получать нужный цвет приемом смешивания. Научатся лепить базовую форму «колбаска», научатся составлять простейшую композицию, испытают положительные эмоции от воспоминаний о лете. | ||
3 | Пластилиновый лужок. Маки, ромашка. | |||
4 | Пластилиновый лужок. Земляничка. | |||
5 | Пластилиновый лужок. Гусеницы и улитки. | |||
6 | Пластилиновый лужок. Жучки и паучки. | |||
7 | Пластилиновый лужок. Пчелка, муравей, кузнечик. | |||
8 | Пластилиновый лужок. Бабочки и мышка. | |||
9 | Мой зоопарк. Слоненок. | Научатся конструктивному приёму лепки. При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:
| ||
10 | Мой зоопарк. Львенок. | |||
11 | Мой зоопарк. Зайцы – прыгуны. | |||
12 | Мой зоопарк. Тигренок. | |||
13 | Мой зоопарк. Медвежонок. | |||
14 | Мой зоопарк. Лягушонок. | |||
15 | Новогодний гость – Дед Мороз. | Испытают положительные эмоции от приближающихся праздников. Научатся скульптурному приему лепки. Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. | ||
16 | Рождественский подарок. Сапожок. | |||
17 | Композиция на CD - диске. Колобок на мостике. | Научатся проявлять фантазию. Узнают, что композиции можно создавать, используя бросовый материал. Научаться пользоваться комбинированным способом лепки. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. | ||
18 | Композиция на CD - диске. Колобок на мостике. | |||
19 | Композиция на CD - диске. Русалочка. | |||
20 | Композиция на CD - диске. Русалочка | |||
21 | Пластилиновая композиция «Корова на лугу». | Научатся выстраивать композицию из самостоятельно слепленных фигурок. | ||
22 | Картина на плоскости: «Зимняя ночь» | Научатся лепить картины на плоскости, будут развивать воображение, научатся различать понятия «день-ночь. | ||
23 | Ферма: курочка и цыплятки | Познакомятся с домашними птицами, вспомнят об их повадках, запомнят потешки, научатся лепить курочку и цыплят. | ||
24 | Ферма: Петя-петушок | Закрепят знания о домашних птицах, научатся лепить петушка, выучат потешку «Петушок». | ||
25 | Ферма: утка и гусь | Познакомятся с домашними птицами, научатся лепить утку и гуся, разучат игру «Гуси-гуси». | ||
26 | Самолёт построим сами | Узнают о государственном празднике «День защитника Отечества», научатся лепить самолёт, познакомятся с профессией лётчика. | ||
27 | Танки | Закрепят знания о государственном празднике «День защитника Отечества», научатся лепить танк, познакомятся с профессией танкиста. | ||
28 | Картина на плоскости «Березовая роща» | Научатся лепить картины на плоскости, будут развивать воображение. | ||
29 | Картина на плоскости «Березовая роща» | |||
30 | Зоопарк: павлин | Будут учиться рассказывать о диких зверях и птицах, научатся лепить павлина, узнают, как выглядит эта птица и каковы её особенности. | ||
31 | Зоопарк: ёжик | Обобщат свои знания о ёжике, научатся его лепить, прослушаю сказку Маршака про ежиное семейство. | ||
32 | Зоопарк: черепаха | Узнают про особенности внешнего вида черепахи и её поведении, научатся лепить черепаху, использую пластилин и скорлупу грецкого ореха. | ||
33 | Зоопарк: змейки | Узнают о жизни змей в дикой природе, научатся как себя вести при встрече с ней, научатся лепить змею, придумают истории про этих пресмыкающихся. | ||
34 | Ракета | Узнают, кто такие космонавты, научатся лепить ракету, разучат игру «Ждут нас быстрые ракеты». |
Результативность
Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания оригинальных изделий.
Многие дети, открыв для себя мир лепки, постараются остаться в нем и дальше.
Участие в школьных и районных выставках детского творчества.
Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут бережнее относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу.
Будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату; повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников.
Литература
В.Лепнин. Лепим из пластилина. Белгород: Издательство «Клуб семейного досуга», 2012.
М.А.Гусакова. Подарки и игрушки своими руками. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
И.А.Лыкова. Слепи свой остров. М.: ИД «Карапуз», 2005.
И.А.Лыкова. Морская лепка. М.: ИД «Карапуз», 2005.
Интернет-ресурсы:
http://svetlana- smirnova.jimdo.com
http://knigobolen.ru/avto/plastilinovaya-fantaziya.htm
http://allforchildren.ru/article/plastilin4.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Бумажные фантазии"
Программа«Бумажные фантазии» включает в себя – историю возникновения и развития работы с бумагой, а также необходимые сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с простейш...
Программа кружка_Фантазия красок_
Программа кружка_Фантазия красок_...
Программа кружка "Фантазия"
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся начальной школы. Цель - развитие творческих способностей детей....
Внеурочная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка "Фантазия" (нетрадиционные способы рисования), 1 класс.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадицион...
КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Царство фантазии"
Программа ориентирована на совместную работу педагога и школьного психолога и направлена на развитие у детей младшего школьного возраста творческого мышления, путем включения в содержание предметов ху...
программа "Песочная фантазия"
программа "Песочная фантазия" разработана для кружковой работы в пришкольном лагере для обучающихся 1-2 классов...
Рабочая программа "Мир фантазии"
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Мир фантазии» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир фантазии» является частью Основной образовательн...