Программа кружка "Пластилиновые фантазии"
рабочая программа по технологии на тему

Труфанова Ирина Юрьевна

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.      Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина  расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinov._fantazii.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Горьковская средняя общеобразовательная школа

Шипуновского района Алтайского края

ПРИНЯТО

Зам. директора по ВР

________________ /Е.В.Уколова/

Протокол № _____ от

« ___ » _______________201   г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

____________________ /И.И. Труфанова/

 Приказ № _____ от    

« ___ » _______________201   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Пластилиновые фантазии»

на 2014-2015 учебный год

Составитель: Труфанова Ирина Юрьевна,

учитель начальных классов,

2 квалификационная категория.

2014

Пояснительная записка

Я леплю из пластилина.
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак.
Если кукла выйдет плохо -
Назову ее дурёха,
Если клоун выйдет плохо –
Назову его дурак.

               Н. Матвеева

В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?      

     Да! И начинать, этот путь нужно с детства.      

    В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.  Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина  позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

    Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.      Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина  расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Программное содержание по лепке включает в себя несколько разделов.

Предлагаемая программа по лепке из пластилина разработана на основе авторской программы Смирновой Светланы Васильевны (http://svetlana-smirrnova.jimdo.com) и  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.

Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.

Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.

Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.

Задачи:

  • совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов;
  • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
  • овладение элементарными трудовыми  навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание  усидчивости аккуратности, трудолюбия;
  • формирование умения работать в коллективе;
  • создание условий для самостоятельного творчества;
  • развивать мелкую моторику рук, глазомер;

Методы работы:

  • индивидуально-дифференцированный;
  • групповой;
  • практический;
  • наглядный;
  • интеграция образовательных областей.

Формы работы с детьми:

  • игра сюжетная и театрализованная;
  • разговор;
  • рассматривание готовых образцов;
  • лепка под руководством воспитателя;
  • самостоятельная деятельность.

Рабочие материалы:

  • пластилин восковой мягкий различных цветов;
  • пластиковые дощечки;
  • стеки пластмассовые;
  • салфетки влажные;
  • бросовый материал.

Форма подведения итогов:

  • выставка детских работ;
  • фотоальбом детских поделок.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Нет пределов совершенствования.

Учёт психофизических особенностей детей.

Создание атмосферы успеха.

Место курса в учебном плане.

Основной вид занятий практический.

Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 1раза в неделю по 30 - 35минут.   Количество часов за год составляет   34 часа.

Педагогические приёмы:

  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
  • сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
  • свободного выбора.

Дидактическое и техническое  оснащение занятий.

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого  ребёнка (трафареты, шаблоны и пр.); презентации с образцами, фотографиями.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Дата

факт.

Дата

провед.

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

1

Техника лепки. Способы оформления и декорирования образа.

Познакомиться со способами лепки: конструктивный, структурный, комбинированный, модульная лепка, лепка на форме. Научиться оформлять и декорировать образ.

2

Пластилиновый лужок. Василек, колокольчики.

Научатся лепить базовую форму «шар», научатся различать цвета и получать нужный цвет приемом смешивания.

Научатся лепить базовую форму «колбаска», научатся составлять простейшую композицию, испытают положительные эмоции от воспоминаний о лете.

3

Пластилиновый лужок.

Маки, ромашка.

4

Пластилиновый лужок. Земляничка.

5

Пластилиновый лужок. Гусеницы и улитки.

6

Пластилиновый лужок. Жучки и паучки.

7

Пластилиновый лужок. Пчелка, муравей, кузнечик.

8

Пластилиновый лужок. Бабочки и мышка.

9

Мой зоопарк. Слоненок.

Научатся конструктивному приёму лепки. При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

  • объединение одинаковых;
  • объединение похожих форм, отличающихся по величине;
  • объединение различных форм.

10

Мой зоопарк. Львенок.

11

Мой зоопарк. Зайцы – прыгуны.

12

Мой зоопарк. Тигренок.

13

Мой зоопарк. Медвежонок.

14

Мой зоопарк. Лягушонок.

15

Новогодний гость – Дед Мороз.

Испытают положительные эмоции от приближающихся  праздников. Научатся скульптурному приему лепки. Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму.

16

Рождественский подарок. Сапожок.

17

Композиция на CD - диске. Колобок на мостике.

Научатся проявлять фантазию.

Узнают, что композиции можно создавать, используя бросовый материал.

Научаться пользоваться комбинированным способом лепки. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме.

18

Композиция на CD - диске. Колобок на мостике.

19

Композиция на CD - диске. Русалочка.

20

Композиция на CD - диске. Русалочка

21

Пластилиновая композиция «Корова на лугу».

Научатся выстраивать композицию из самостоятельно слепленных фигурок.

22

Картина на плоскости: «Зимняя ночь»

Научатся лепить картины на плоскости, будут развивать воображение, научатся различать понятия «день-ночь.

23

Ферма: курочка и цыплятки

Познакомятся с домашними птицами, вспомнят об их повадках, запомнят потешки, научатся лепить курочку и цыплят.

24

Ферма: Петя-петушок

Закрепят знания о домашних птицах, научатся лепить петушка, выучат потешку «Петушок».

25

Ферма: утка и гусь

Познакомятся с домашними птицами, научатся лепить утку и гуся, разучат игру «Гуси-гуси».

26

Самолёт построим сами

Узнают о государственном празднике «День защитника Отечества», научатся лепить самолёт, познакомятся с профессией лётчика.

27

Танки

Закрепят знания о государственном празднике «День защитника Отечества», научатся лепить танк, познакомятся с профессией танкиста.

28

Картина на плоскости «Березовая роща»

Научатся лепить картины на плоскости, будут развивать воображение.

29

Картина на плоскости «Березовая роща»

30

Зоопарк: павлин

Будут учиться рассказывать о диких зверях и птицах, научатся лепить павлина, узнают, как выглядит эта птица и каковы её особенности.

31

Зоопарк: ёжик

Обобщат свои знания о ёжике, научатся его лепить, прослушаю сказку Маршака про ежиное семейство.

32

Зоопарк: черепаха

Узнают про особенности внешнего вида черепахи и её поведении, научатся лепить черепаху, использую пластилин и скорлупу грецкого ореха.

33

Зоопарк: змейки

Узнают о жизни змей в дикой природе, научатся как себя вести при встрече с ней, научатся лепить змею, придумают истории про этих пресмыкающихся.

34

Ракета

Узнают, кто такие космонавты, научатся лепить ракету, разучат игру «Ждут нас быстрые ракеты».

Результативность

Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания оригинальных изделий.

Многие дети, открыв для себя мир лепки, постараются остаться в нем и дальше.

Участие в школьных и районных выставках детского творчества.

Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут бережнее относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу. 

Будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату; повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников.

              Литература

В.Лепнин. Лепим из пластилина. Белгород: Издательство «Клуб семейного досуга», 2012.

М.А.Гусакова. Подарки и игрушки своими руками. М.: ТЦ «Сфера», 2001.

И.А.Лыкова. Слепи свой остров. М.: ИД «Карапуз», 2005.

И.А.Лыкова. Морская лепка. М.: ИД «Карапуз», 2005.

Интернет-ресурсы:

   http://svetlana- smirnova.jimdo.com

   http://knigobolen.ru/avto/plastilinovaya-fantaziya.htm

   http://allforchildren.ru/article/plastilin4.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Бумажные фантазии"

Программа«Бумажные фантазии» включает в себя – историю возникновения и развития работы с бумагой, а также необходимые сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с простейш...

Программа кружка_Фантазия красок_

Программа кружка_Фантазия красок_...

Программа кружка "Фантазия"

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся начальной школы. Цель - развитие творческих способностей  детей....

Внеурочная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка "Фантазия" (нетрадиционные способы рисования), 1 класс.

     Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадицион...

КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Царство фантазии"

Программа ориентирована на совместную работу педагога и школьного психолога и направлена на развитие у детей младшего школьного возраста творческого мышления, путем включения в содержание предметов ху...

программа "Песочная фантазия"

программа "Песочная фантазия" разработана для кружковой работы в пришкольном лагере для обучающихся 1-2 классов...

Рабочая программа "Мир фантазии"

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Мир фантазии» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир фантазии» является частью Основной образовательн...