КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Царство фантазии"
план-конспект на тему
Программа ориентирована на совместную работу педагога и школьного психолога и направлена на развитие у детей младшего школьного возраста творческого мышления, путем включения в содержание предметов художественно-эстетического цикла заданий, содержащих проблемные ситуации.
Программа включает элементы сказкотерапии (с учетом возраста).
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Цель программы: создать условия для развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста через организацию проблемных ситуаций и их решение в процессе совместной деятельности учителя и учащихся.
Задачи программы:
1) Развитие творческого воображения, мышления, внимания, памяти, восприятия и самовосприятия, повышение уверенности в себе, развитие творческого потенциала учащихся;
2) Создание мотивации совместной работы в группе и повышение интереса ребенка к самому себе (развитие самопознания);
3) Развитие рефлексивных навыков: познание и принятие положительных и отрицательных качеств;
4) Расширение и обогащение навыков общения со сверстниками через различные виды деятельности (игры, тренинги).
Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 12 лет. В программе использовались следующие методы: игра, тренинг, словесные, наглядные, практические, звуковые методы; формы: беседа, рассказ, показ, разъяснение, практическая работа; средства: магнитофон, аудиозаписи (релаксационная и другая музыка), свеча, большое зеркало, изобразительные материалы (карандаши, краски, кисти и другое), бумага разного формата, старые журналы, ножницы, клей, цветная бумага, различные куклы, маски, костюмы сказочных героев или элементы костюмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tsarstvo_fantazii.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Берёзовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа №1
Утверждён приказом №131 -О
от 31.08.2016 г
Директор МБОУ Игримская СОШ №1
Л.А. Маслакова
КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
"Царство фантазии"
2-4 класс
Составитель:
Городова Татьяна Александровна
педагог-психолог
г.п. Игрим,2016г
КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
"Царство фантазии"
Пояснительная записка
Программа ориентирована на совместную работу педагога и школьного психолога и направлена на развитие у детей младшего школьного возраста творческого мышления, путем включения в содержание предметов художественно-эстетического цикла заданий, содержащих проблемные ситуации.
Программа включает элементы сказкотерапии (с учетом возраста).
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Цель программы: создать условия для развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста через организацию проблемных ситуаций и их решение в процессе совместной деятельности учителя и учащихся.
Задачи программы:
1) Развитие творческого воображения, мышления, внимания, памяти, восприятия и самовосприятия, повышение уверенности в себе, развитие творческого потенциала учащихся;
2) Создание мотивации совместной работы в группе и повышение интереса ребенка к самому себе (развитие самопознания);
3) Развитие рефлексивных навыков: познание и принятие положительных и отрицательных качеств;
4) Расширение и обогащение навыков общения со сверстниками через различные виды деятельности (игры, тренинги).
Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 12 лет. В программе использовались следующие методы: игра, тренинг, словесные, наглядные, практические, звуковые методы; формы: беседа, рассказ, показ, разъяснение, практическая работа; средства: магнитофон, аудиозаписи (релаксационная и другая музыка), свеча, большое зеркало, изобразительные материалы (карандаши, краски, кисти и другое), бумага разного формата, старые журналы, ножницы, клей, цветная бумага, различные куклы, маски, костюмы сказочных героев или элементы костюмов.
Структура занятия:
I. Ритуал приветствия.
II. Рефлексия прошлого занятия.
III. Основное содержание.
IV. Рефлексия занятия.
V. Ритуал прощания.
Программа включает 10 занятий, продолжительность каждого занятия 30-40 минут, развивающие занятия целесообразно проводить 4 раза в неделю.
Тематический план программы
Программа имеет два направления:
Первый блок:
Цели: - развитие творческого потенциала, рефлексивных способностей;
- развитие самопознания, воображения, внимания;
- создание мотивации на совместную работу в группе (групповое сплочение).
В данный блок вошли следующие занятия: (с 1 по 6).
Занятие №1. «Путешествие начинается».
Занятие №2. «Свет мой зеркальце, скажи…».
Занятие №3. «Свет и тень».
Занятие №4. «Навстречу везению».
Занятие №5. «Голос тишины».
Занятие №6. «Ворота сфинксов».
Второй блок:
Цели: - раскрытие творческого потенциала;
- тренинг эмпатии и чуткости;
- повышение уверенности в себе.
Второй блок содержит следующие занятия: (с 7 по 10).
Занятие №7. «Рудник сновидений».
Занятие №8. «Ворота без ключа».
Занятие №9. «Многоликая Королева».
Занятие №10. «Бесконечная фантазия».
Содержание программы:
Занятие №1. «Путешествие начинается».
Цели: Развитие творческих способностей, знакомство с групповыми нормами, создание мотивации на совместную работу.
Необходимые материалы: бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, маска или кукла черепахи Морлы, магнитофон и аудио запись звуков природы.
Ход занятия:
I. Ритуал приветствия: ритуал входа в сказку «через зеркало».
На входе в комнату ставится большое зеркало. Дети подходят, смотрятся в него и произносят волшебные слова: «В зеркале я отражусь, где захочу там окажусь!» Затем заходят в комнату, где будет проходить занятие.
Ведущий: Мы с вами благодаря волшебному зеркалу попали в страну под названием «Фантазия». Кто из вас знает, что такое «фантазия» и что значит «фантазировать»? (Дать возможность как можно полнее ответить на этот вопрос).
Да, это действительно удивительная страна. Она существует потому, что мы мечтаем, фантазируем, воображаем. Стоит нам только придумать что-то необычное, не существующее в реальном мире, как оно сейчас же появляется в стране «Фантазии» и начинает жить своей жизнью. В этой стране живут все сказочные герои, все сны, все мечты различных людей и каждого из вас. Чем чаще мы мечтаем и фантазируем, тем богаче мир страны « Фантазии». Здесь могут сбыться все ваши желания, сколько бы вы их ни загадали. Давайте с помощью своей фантазии и материалов, которые для вас приготовлены, оживим эту страну. Постарайтесь вложить в эту работу все свои самые сокровенные мечты и желания.
II. Основная часть занятия:
1. Групповой коллаж «Страна Фантазия».
На листе ватмана, который размещается в центре стола или на полу, ребята с помощью предложенных материалов изображают страну «Фантазию». Важно участие каждого. В это время звучит приятная музыка. Ведущий помогает детям выбирать картинки из журналов, вырезать их, приклеивать, размещать на ватмане (можно заранее приготовить вырезанные картинки на различные темы, чтобы сократить время).
Когда коллаж готов, необходимо провести обсуждение, на котором каждый ребенок расскажет, какие свои фантазии, мечты и желания он отобразил в коллективной работе.
2. Рассказ об ужасном Ничто.
Ведущий. Мы с вами попали в Фантазию в очень непростое для этой страны время. Ей угрожает ужасное Ничто- ничто больше не радует, ничто больше не интересует, ничто больше не привлекает.
Ничто - это то, что разрушает сказки, мечты, сны, фантазии взрослых и детей. Оно приходит к нам в виде плохого настроения, грусти, злости, обиды. Грусть уничтожает радость, и вместо веселых песен слышится завывание холодного ветра. Злость разрушает любовь и замораживает наши сердца. Обида не дает нам быть счастливым и свободным. И тогда, спрашивая у грустного друга: «Что с тобой?» - вы слышите в ответ: «Ничто!»
Ничто уже начало свой путь по нашей стране, там, где оно уже побывало, вместо цветущего сада Надежд образовалось болото Печали. Отправляясь в наш путь по Фантазии, нам необходимо это болото преодолеть. Помните, продвигаясь по болоту, нельзя впадать в грусть и печаль. Как только надежда оставит ваше сердце, болото затянет вас, и вы не сможете продолжать свой путь.
3. Игра «Болото».
Участникам необходимо перебраться через болото, границы которого обозначаются условно или очерчиваются мелом на полу. Кроме этого в границах болота расположены кочки, на которые можно наступать, и кочки – ловушки, наступив на которые игрок проваливается в болото и возвращается к началу пути. (Кочки можно сделать из бумаги или цветной клеенки. Они должны быть небольшого размера и располагаться достаточно далеко друг от друга, тем самым, создавая для участников дополнительные трудности).
Ребята выстраиваются друг за другом и начинают путь. Можно помогать и поддерживать друг друга. Если кто-то наступил на ловушку или оступился с кочки в болото, ведущий говорит об этом, и игрок возвращается к началу пути. (Кочки-ловушки не должны выделятся ни цветом, ни размером. Ребята в процессе игры сами их вычисляют и должны избегать).
Игра заканчивается, когда все благополучно переберутся через болото.
Ведущий. Мы прекрасно справились с первым препятствием, хотя многим из нас было очень нелегко. Сейчас мы подошли к краю болота, здесь уже многие тысячи лет живет мудрая Морла – громадная древняя черепаха. Ей одной ведомо все неведомое. Она подскажет нам, что мы должны сделать, чтобы спасти страну Фантазию от гибели.
4. Встреча с Морлой.
Ведущий. Присаживайтесь на полянке (на стульчиках по кругу или на ковре). (Появляется Морла)
Морла. Я рада вас видеть в нашей стране. Сейчас мало кто из детей сюда заглядывает. Разучились мечтать и верить в свои мечты, в себя, и поэтому Фантазии грозит опасность уничтожения. Но вы, я знаю, нам поможете. Я очень давно живу здесь и знаю, спасти Фантазию не может ни один из ее жителей, это подвластно только детям из реального мира. Вы должны обрести в пути семь чудесных умений: любить себя, любить других, слышать, видеть, говорить, дружить, творить добрые дела. (Морла исчезает).
Обсуждение. Участники говорят, что Морла ничего не объяснила. Что значит уметь любить себя? Давайте постараемся разобраться (и так по всем семи умениям).
5. Сказочная психогимнастика.
Ведущий. Дальше наш путь идет через Волшебный лес. Он населен различными сказочными существами. И каждый из вас сейчас имеет возможность превратиться в такое сказочное существо. Прислушайтесь к музыке и начинайте превращаться. Подвигайтесь, как оно двигается, можете издавать какие-либо звуки. Постарайтесь превратиться в самое невероятное существо и передавать в его движении его характер, способности, его отличие от других. (3-4 минуты).
А теперь мы сядем, и каждый по очереди покажет нам свое существо. Наша задача – отгадать, что это за сказочный герой. Если такого героя раньше не существовало, мы попробуем рассказать о том, какой он, что любит. (В этом упражнении нужно выделить все положительные стороны ребенка, акцентируя значительность его сказочного существа).
III. Рефлексия занятия:
- Что понравилось, / не понравилось на занятии? Что было интересного? Что нового узнали?
IV.Ритуал прощания: ритуал выхода из сказки «через зеркало».
Ритуал выхода из сказки такой же, как ритуал входа.
Занятие №2. «Свет мой зеркальце, скажи…»
Цели: Развитие самосознания, развитие воображения, создание мотивации на интерес ребенка к самому себе, знакомство с понятием «любовь к себе», развитие рефлексивных способностей.
Необходимые материалы: зеркало, листы бумаги, на которых нарисованы три зеркала, цветные карандаши, свеча, маска или кукла Зеркального оракула.
Ход занятия:
I. Ритуал приветствия: ритуал входа в сказку «через зеркало». (см. занятие №1).
II. Рефлексия прошлого занятия.
Рекомендуется каждое занятие начинать с этого. Важно еще раз обобщить новые знания и навыки, узнать, что ребята думают по поводу происходящего на занятиях.
Ведущий. Фантазия рада встречи с вами. Давайте вспомним: где мы путешествовали в прошлый раз? Что с нами происходило? Что нового мы узнали?
III. Основная часть занятия:
1. Упражнение «Встреча с Зеркальным оракулом».
Ведущий. Пройдя через болото и Волшебный лес, мы оказались у ворот Волшебного зеркала. Их охраняет Зеркальный оракул. (появляется Зеркальный оракул).
Оракул. Я приветствую вас! Сегодня вам предстоит пройти нелегкие испытания. Путники, проходящие через мои ворота, сталкиваются с самым необъяснимым, с самым непознанным в своей жизни - с собой. Иногда они ненавидят свое отражение, иногда боятся его, иногда считают его чужим… Пройти ворота смогут лишь те, кто знает, любит и принимает себя. А знаете ли вы того, кто отражается в зеркале?
2. Упражнение «Рисование в зеркалах».
Участники получают по три заранее подготовленных бланка, на каждом из которых нарисовано зеркало. Под первым написано «Я глазами родителей», под вторым – «Я глазами друзей», под третьим – «Каким я вижу себя». Цветными карандашами ребята должны нарисовать в зеркалах себя в соответствии с надписями. По окончанию работы проводится обсуждение.
- Что я знаю о себе?
- Мои положительные и отрицательные черты?
- Что объединяет и что различает отражение в зеркалах?
3. Игра «Зеркала».
Группа делится на пары, которые садятся друг против друга. По очереди каждый партнер показывает что-то перед зеркалом (один из участников). Задача смотрящего в зеркало показать себя, свои любимые движения, настроение. Задача зеркала – все это точно отражать. Через десять минут проводим обсуждение:
- Каким увидело зеркало смотрящего человека?
- Как воспринималось свое собственное отражение?
- Что было наиболее сложным и наиболее легким в этой игре?
4. Сказочная релаксация «Улыбка».
Ведущий. Мы прошли ворота Волшебного леса и очень устали. Нам необходимо отдохнуть, сядьте по удобнее и закройте глаза. Сделайте два вдоха и выдоха. Во время каждого выдоха ты можешь, наблюдать как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляются уши, лоб, глаза… Теперь вдохни глубже и задержи дыхание. Откинь голову назад и сделай выдох, выдувая воздух как можно сильнее, чтобы он летел до потолка.… Повтори еще раз. И когда будешь сейчас выдыхать постарайся улыбнуться. Почувствуй, как растягиваются твои губы. Сделай это еще раз и попробуй улыбнуться шире. Представь себе, что видишь на рисунке красивое солнышко, рот которого в широкой дружеской улыбке.
Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, ощущай, как они наполняются улыбающейся силой солнышка. Когда ты снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка спускается все ниже и доходит до кончиков ступней, ощути тепло солнышка. Ощути улыбку во всем своем теле. Теперь снова глубоко вдохни и задержи дыхание. Представь, что в твоей груди большой золотой шар. Это настоящее солнышко внутри тебя, внутри твоего сердца. Когда ты будешь выдыхать, пусть это солнце улыбается, набери больше воздуха, задержи дыхание и почувствуй, как солнце внутри тебя широко и дружелюбно улыбается. И когда ты еще пару раз так же глубоко вдохнешь и позволишь солнцу улыбнуться, ты сможешь заметить, как спокойно, безмятежно и радостно станет у тебя на душе. Ты можешь вызывать в себе это приятное чувство, вспоминая картинку улыбающегося солнца.
Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате.
IV. Рефлексия занятия: (см. занятие №1).
V. Ритуал прощания: ритуал выхода из сказки «через зеркало».
Занятие №3. «Свет и тень».
Цели: Развитие воображения, обобщение опыта, полученного на предыдущих занятиях, групповое сплочение, создание мотивации на познание себя, развитие рефлексивных навыков, развитие самосознания, познание и принятие положительных и отрицательных качеств.
Необходимые материалы: Альбом, цветные карандаши, журналы, ножницы, клей, связанная в виде паутины веревка, музыка «Времена года» (Чайковского).
Ход занятия:
I. Ритуал приветствия: ритуал входа в сказку «через зеркало».
II. Рефлексия прошлого занятия.
III. Основная часть занятия:
Ведущий. Пока мы путешествовали по Фантазии, Великое Ничто отправило по нашим следам своих слуг. Их задача – напугать нас и остановить. Это жители города призраков, дети тени. Чтобы достойно встретить их и не испугаться, мы должны познакомиться со своими тенями.
1. Упражнение «Мои свет и тень».
Альбомный лист делится на две части. На одной половине рисуются (пишутся, приклеиваются) образы, отражающие свет – положительные черты характера. На другой половине – все, что относится к тени (отрицательные черты характера).
Обсуждение:
- Что значит свет и тень в каждом из нас?
- Каким будет человек, у которого отсутствует одна из этих составляющих?
- Для чего нужно знать себя? (Каждый ребенок должен подробно рассказать о своей работе).
Ведущий. Путешествие продолжается, и наш путь лежит через город призраков, где все заброшено и затянуто паутиной. Наша задача: если мы хотим двигаться вперед, пройти через паутину, не потеряв при этом ни одного человека.
2. Упражнение «Паутина».
Примечание: паутина должна быть связана таким образом, чтобы в ней было столько отверстий, сколько детей в группе. Отверстия в паутине должны быть разного размера, но с учетом того, что через них должны пролезть дети. Паутина натягивается как волейбольная сетка и закрепляется.
Ведущий. Вам необходимо пролезть через паутину, не задев ее. Если кто-то задевает, возвращается на исходное место.
(Важно, чтобы ребята помогали друг другу пролезать через отверстия в паутине. Игра заканчивается, когда препятствие преодолено.)
Обсуждение:
- Что вызвало затруднение при выполнении упражнения?
Пройдя через паутину в городе призраков, мы оказались на поляне «Четырех стихий». Только здесь возможно одновременное существование воды, огня, воздуха и земли. Давайте познакомимся с ними поближе.
3. Сказочная психогимнастика.
Ребята делятся на четыре группы. Первая группа – огонь, вторая – вода, третья – воздух, четвертая – земля. Под музыку ребятам предлагается с помощью движений как можно более полно передать свою стихию. Затем группы меняются так, чтобы в результате каждый показал все стихии.
Обсуждение:
- Что было наиболее легко, трудно при выполнении упражнения?
IV. Рефлексия занятия.
V. Ритуал прощания: ритуал выхода из сказки «через зеркало».
Занятие №4. «Навстречу везению».
Цели: Развитие самосознания и воображения, обобщение опыта прошлых занятий, групповое сплочение, создание мотивации на принятие других, осознание своих границ и границ другого человека, развитие рефлексивных навыков.
Необходимые материалы: кукла или маска Дракона Везения, альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, вода, веселая музыка.
Ход занятия:
I. Ритуал приветствия: ритуал входа в сказку «через зеркало».
II. Рефлексия прошлого занятия:
- Где путешествовали в прошлый раз?
- Что узнали нового?
III. Основная часть занятия:
1. Упражнение «Значимый человек».
Ведущий. Сегодня наше путешествие начинается со Скалы раздумий. Для того чтобы отправиться дальше по стране Фантазии, каждый должен сейчас подумать о значимом для него человеке. Так устроена Фантазия. Если ты попал в нее, то обязательно должен привести в нее других. Кого бы ты взял в это путешествие? Закрой на минуту глаза и представь себе, как этот человек выглядит, как он одет…
А теперь, используя бумагу и гуашь, нарисуйте того человека, которого представили. Когда рисунок будет готов, подумайте и напишите то, что он говорит, от первого лица: «Меня зовут… Я очень люблю… А еще мне нравится…».
Затем напишите то, что вы хотели бы ему сказать, о чем хотели бы его попросить.
Обсуждение:
- Какого значимого человека ты для себя выбрал?
- Что в этом человеке тебе нравится?
- Было ли тебе трудно представить то, другой человек говорит о самом себе?
Ведущий. В прошлый раз, когда мы знакомились четырьмя стихиями, мы разбудили Дракона Везения. Эти удивительные существа несут в себе свойства огня и воздуха, воды и земли. Они умеют плавать и летать, дышать огнем и путешествовать в пещерах. Они верные спутники и приносят удачу. Питаются они любовью и теплотой, другая пища им не нужна, давайте познакомимся с ним.
Появляется Дракон Везения:
Как я рад проснуться и почувствовать счастье. Когда Ничто начало свой путь злое кольцо стало смыкаться вокруг нас исчезли любовь и тепло, необходимые нам. Вокруг только страх, уныние, грусть. Жители попрятались и стали засыпать. Как я рад, что вы меня разбудили. Я чувствую тепло, силы возвращаются ко мне. Я так люблю играть.
2. Игра «Поймай хвост дракона».
Ребята выстраиваются в шеренгу. Первый в шеренге – голова дракона, последний в шеренге – хвост. Все дети в шеренге держаться друг за друга. Под веселую музыку «голова» начинает догонять «хвост», а он увертывается и убегает. Если «хвост» пойман, на место «головы» и «хвоста» становятся другие ребята. Игра продолжается до тех пор пока все не побывают на месте «головы» и «хвоста».
Дракон Везения: Как же мне понравилось играть! Поэтому с вами я решил отправить везение, но помните, оно не может существовать в одиночестве, ему обязательно нужны друзья, любовь и тепло. А вы могли бы существовать в одиночестве? А вам нужно тепло и любовь других?
3. Упражнение «Подарок».
Дети встают вкруг. Упражнение начинает ведущий. По кругу – без слов, с помощью пантомимики – необходимо показать и вручить подарок соседу слева. Он в свою очередь демонстрирует свой подарок (придуманный им) и передает соседу слева. Повторяться нельзя. Когда подарок получает и ведущий, можно предложить ребятам рассказать: отгадали ли они, что им подарили, и почему дарящие сделали именно этот подарок.
IV. Рефлексия занятия:
- Что было трудным?
- Какой подарок понравился больше всего, почему?
V. Ритуал прощания: ритуал выхода из сказки «через зеркало».
Занятие №5. «Голос тишины».
Цели: Развитие самосознания, восприятия, внимания и воображения, обобщение опыта прошлых занятий, групповое сплочение, развитие рефлексивных навыков. Необходимые материалы: Кукла или маска Дракона Везения, музыкальные инструменты, кусочки тканей, пленки (обертки от конфет, фольга), вода в небольшой посуде, емкость с песком, емкость с небольшими камушками (ракушками, фасолью, макаронами), аудиозапись звуков природы.
Ход занятия:
I. Ритуал приветствия: ритуал входа в сказку «через зеркало».
II. Рефлексия прошлого занятия.
III. Основная часть занятия:
1. Звуки тишины.
Ведущий. Сегодня мы будем слушать. Фантазия наполнена необыкновенными звуками. Чтобы не дать Великому Ничто поглотить и уничтожить их, мы должны научиться слышать и создавать новые звуки, наполняя тишину жизнью. Но прежде нам придется войти в храм из слоновой кости и встретиться с тишиной.
Этот храм принадлежит Детской королеве – королеве Фантазии. Раньше он был наполнен звуками радости, волшебных превращений, детским смехом, музыкой, но с тех пор как Ничто стало захватывать Фантазию, в храме поселилась тишина.
Услышать случалось меня иногда,
Но видеть – не видел никто никогда.
Ведь я не имела ни ног и не рук,
И все мое тело – блуждающий звук.
- Давайте послушаем тишину…
- Как звучит тишина?
- Какие звуки живут в ней?
- Какого цвета тишина?
- А есть ли в ней запахи?
- Можно ли увидеть тишину?
2. Игра «Драконьи прятки»
Дракон Везения: Я научу вас играть в любимую игру драконов, в драконьи прятки. Для этого нужно быть очень внимательным и уметь слушать тишину.
В этой игре нужно быть очень тихим. Играют два ребенка – они драконы. Им завязывают глаза, так что приходится рассчитывать только на свои уши. Все остальные дети становятся вокруг них и ведут себя очень-очень тихо. Вначале драконы стоят в противоположных углах. Потом они начинают двигаться, один должен услышать и поймать другого. Кто первый ловит, а кто первый прячется, дети решают сами. Все ребята должны побывать в роли прячущегося, и в роли ловца.
Обсуждение:
- Что в этой игре было наиболее трудным?
- Все ли были настолько тихими, чтобы драконы могли хорошо слышать друг друга в тишине?
- В какой роли было сложнее, в какой легче?
3. Импровизация с музыкальными инструментами и другими материалами.
Ведущий. Сейчас мы будем наполнять тишину звуками. Они должны быть разными: тихими и громкими, плавными и резкими, гармоничными и дисгармоничными. Перед вами музыкальные инструменты. Вы можете выбрать любые из них, которые захочется взять и на которых захочется сыграть. Играть мы будем по очереди. Задача всех остальных - слушать новые звуки, рождающиеся в тишине, и запоминать, какие они, а затем мы обсудим это. (Чтобы облегчить задачу, можно предложить детям сыграть музыку настроения, разных чувств, звуки мира животных и птиц).
Обсуждение:
- Какие звуки родились в тишине?
- Чем они отличались друг от друга?
- Какие звуки запомнились больше всего и почему?
Ведущий. А теперь мы послушаем, как звучат предметы, окружающие нас, и поселим эти звуки в тишине. Есть ли звук у песка? А у камней? Оберток от конфет? Различных тканей? Одежды? Воды? Подойдите, пожалуйста, к столу, где все это находится, и постарайтесь с помощью этих предметов заселить тишину как можно большим количеством звуков.
Обсуждение проводится по той же схеме.
Дракон Везения: Наш мир, Фантазия, снова наполняется звуками, жизнью, радостью.
IV. Рефлексия занятия.
V. Ритуал прощания: ритуал выхода из сказки «через зеркало».
Занятие №6. «Ворота сфинксов».
Цели: Развитие воображения, самосознания, внимания, внутренней компетентности, повышение уверенности в себе, обобщение опыта прошлых занятий.
Необходимые материалы: Кукла или маска Дракона Везения, куклы или маски гномов, бумага и карандаши или мелки, Ворота сфинксов (их можно сделать из стульев, поставленных на столы, к которым прикреплены маски сфинксов), аудиозапись ритмичной радостной музыки, карточки с загадками.
Ход занятия:
I. Ритуал приветствия: ритуал входа в сказку «через зеркало».
II. Рефлексия прошлого занятия.
III. Основная часть занятия:
1. Упражнение «Мои достижения».
Ведущий. Фантазия продолжает открывать для нас свои тайны, и нас встречают гномы Энгивук и его жена Ургл.
Энгивук: Вы дошли до вторых ворот, многим помогли и многому научились, но Ничто еще не побеждено. Оно живет, в том числе и в ваших сердцах.
Ургл: Есть один хороший старинный способ справиться со страхом и тоской в сердце. Надо вспомнить о своих успехах, достижениях и достоинствах.
Используя мелки, карандаши и фломастеры, ребята рисуют на листе бумаги свои успехи, достижения, заслуги. Это может быть конкретной или абстрактный рисунок. Когда рисунки готовы, группа разбивается на пары и в парах рассказывает о том, что нарисовано. После обсуждения в парах проводится групповое обсуждение. Уточняется, кого какой рисунок заинтересовал, отмечаются особенно необычные достижения, выделяется общие для группы и частные успехи.
Энгивук и Ургл: Возьмите эти волшебные грамоты с собой, они станут амулетами против Великого Ничто. А еще не забудьте пофантазировать (ведь вы в Фантазии) о том, чего еще хотелось бы достигнуть. В нашей стране сбываются все мечты. Прощаемся с гномами.
2. Сказочные загадки.
Ведущий. Сейчас перед нами следующее задание, предсказанное Морлой. Ворота сфинксов всегда открыты, створок нет, но, несмотря на это пройдет только тот, на кого сфинксы закроют глаза. Взгляд сфинкса – это нечто совершенно иное, чем взгляд любого другого существа. Мы и все остальные видим мир и вбираем его в себя. А сфинкс не видит ничего, как слепой. Зато его глаза испускают себя нечто – загадывают все загадки мира. Поэтому глаза сфинкса неотрывно смотрят друг на друга. Взгляд сфинкса может выдержать только другой сфинкс. Тот, кто шагнет между их взглядами, должен будет отгадать загадки мира. Если не отгадаешь, не сможешь передвигаться дальше по стране Фантазии. Готовы отгадывать?
Дракон Везения: Каждый из вас получит карточку, на которой написана загадка. Надо не просто отгадать ее. Фантазия бесконечна, она не имеет границ, поэтому нужно придумать как можно больше отгадок на загадку. Ответ ни в коем случае не должен быть одинаковым. Чем больше ответов, тем быстрее вы проходите через Ворота сфинксов.
На отгадывание дается пять- семь минут, и затем, выстроившись перед воротами, ребята говорят загадку и ответы на нее. После этого участник проходит через ворота. Если отгадок мало или загадка не отгадана, можно обращаться к помощи группы.
Загадки выбираются известные и простые. В данном упражнении важно уметь видеть множество вариантов ответов. Например: «Зимой и летом одним цветом». Варианты отгадок: ель, апельсин, солнце, крокодил, потолок, молоко, ворона, вода, облако.
3. Упражнение «Счастливый танец».
Дракон Везения: Тот, кто проходит Ворота сфинксов, обычно совершает ритуальный танец, который в Фантазии прозвали «Счастливый». Каждый человек выражает счастье по-своему, поэтому показывать танец мы будем по очереди.
Один ребенок встает напротив всей группы и под радостную ритмичную музыку танцует, стараясь передать в своем танце радость и счастье. Группа ребят напротив тоже танцует, в точности стараясь повторять его движения. Дракон Везения летает между детьми и выбирает, кто следующий будет вести танец. Он берет ребенка за руку и совершает обмен первого танцующего на место второго. Музыка не прерывается, ребята тоже не перестают танцевать. На месте солиста должны побывать все дети.
Обсуждение:
- Понравилась игра?
- Что было трудно? Легко?
IV. Рефлексия занятия.
V. Ритуал прощания: ритуал выхода из сказки «через зеркало».
Занятие №7. «Рудник сновидений».
Цели: Раскрытие творческого потенциала, обобщение опыта прошлых занятий, развитие рефлексивных навыков, самосознания, повышение уверенности в себе, тренинг эмпатии и чуткости.
Необходимые материалы: Кукла или маска Дракона Везения, кольцо из корсажной ленты длиной 2м 20см, аудиозапись ритмичной музыки, материалы для инсталляции: два скрепленных между собой ватмана, различные вырезанные из журналов (газет, открыток), картинки, клей, ножницы, цветная бумага, фольга, скотч, нитки, пустые пластиковые бутылки, пачки из-под сока, чая, мыла, коробки из-под обуви разного размера, воздушные шары, магнитофонная лента.
Ход занятия:
I. Ритуал приветствия: ритуал входа в сказку «через зеркало».
II. Рефлексия прошлого занятия.
III. Основная часть занятия:
1. Игра «Лабиринт».
Ведущий. Мы отправляемся в подземелье Фантазии. Нам придется пройти через лабиринт. Будьте внимательны друг к другу.
Дети встают в круг и берутся за руки. Через плечо ведущего продето кольцо из ленты (наперевес). Не разнимая рук, необходимо пропустить это кольцо по всему кругу. Если кто-то отпустил руку соседа, путь начинается сначала. Во время игры звучит ритмичная музыка.
2. Игра «Забытый сон».
Дракон Везения: Только ни слова, ни звука, понятно? То, где мы сейчас находимся, в Фантазии называют Рудником сновидений. В нашем мире ничего не исчезает бесследно, и в подземельях Фантазии находятся те сны, которые утром мы не можем вспомнить. Любой шум может их разрушить.
Ведущий. Сейчас каждый из вас постарается найти свой забытый сон. Для этого вам нужно удобно устроиться где-нибудь, вспомнить хоть небольшой кусочек забытого сна и придумать его продолжение. Затем мы расскажем свои забытые сны друг другу.
Группа разбивается по парам или тройкам, в которых ребята рассказывают свои сны. После этого проводится обсуждение в группе. Наиболее интересные истории выделяются, при желании разбираются. Особое внимание можно уделить похожим сюжетам, проанализировать их (о чем этот сон?)
3. Групповая инсталляция «Рудник сновидений».
Чем больше материалов, из которых дети будут сооружать инсталляцию, тем оригинальней она получится.
Ведущий. Перед вами большой лист бумаги и необычный набор материалов. Используя их, постройте на этом листе «Рудник сновидений». Вспомните все, что вам когда-либо снилось, и постарайтесь отразить это в композиции. Детали композиции скрепляйте между собой скотчем или клеем. В работе участвует вся группа. Не забывайте: мы в Фантазии и здесь возможно все.
На эту работу потребуется 20-25 минут. Помогайте ребятам, предлагайте различные идеи – это поможет им раскрыть свой собственный потенциал творческих идей. Работа над инсталляцией будет лучше идти, если вы включите какую-нибудь «сказочную» музыку.
Обсуждение:
- Что было интересно?
- Какие чувства вызывала работа?
- Что было трудно? Легко?
IV. Рефлексия занятия.
V. Ритуал прощания: ритуал выхода из сказки «через зеркало».
Занятие №8. «Ворота без ключа».
Цели: Раскрытие творческого потенциала, обобщение опыта прошлых занятий, развитие самосознания, повышение уверенности в себе, тренинг эмпатии и чуткости.
Необходимые материалы: Кукла или маска Дракона Везения, коллекция ключей, альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, вода.
Ход занятия:
I. Ритуал приветствия: ритуал входа в сказку «через зеркало».
II. Рефлексия прошлого занятия.
III. Основная часть занятия:
1. Упражнение «Ключи».
Ведущий. Мы подходим к третьим, последним воротам, пройти которые нам предсказала Морла, Воротам без Ключа. Из многих мест страны Фантазии мы навсегда изгнали Великое Ничто, но во многих оно еще бесчинствует, уничтожая мечты и радость. Нам нельзя останавливаться. Дракон Везения расскажи нам об этих воротах.
Дракон Везения: Это необычные ворота, как и все в нашей стране. Они называются Ворота без Ключа, потому что никто точно не знает, какой ключ их открывает. Одного ключа не существует. Для каждого человека есть свой ключ, и человек должен его узнать. За каждым ключом есть какая-то тайна. Эту тайну человек, желающий открыть ворота, тоже должен раскрыть.
Ключи, которые приготовили для игры, могут быть как настоящие, так и сделанные из картона и цветной бумаги. Главное, чтоб они были совершенно разными по дизайну, размеру, функциональному назначению и принадлежали к разным историческим эпохам. Ключей должно быть достаточно много, чтобы у детей был выбор. Некоторые из них могут повторяться.
Ведущий. Выберите, пожалуйста, из коллекции ключей тот, который является вашим. Не торопитесь делать выбор, подумайте, почему вы берете тот, а не иной ключ.
Если ключ уже у вас в руках, найдите удобное для вас место, расположитесь там и постарайтесь отгадать тайну ключа. Откуда это ключ? Что он открывал раньше? Кому он принадлежал? В какое историческое время он появился? Почему вы выбрали именно его?
С ключом в руке ребенок пролезает через круг, который вы держите, проходя Ворота. Затем ключи возвращаются в коллекцию.
2. Игра «Волшебная река».
Ведущий. Отсюда по Фантазии начинает свой бег Волшебная река. Сейчас каждый из вас поймет, почему она называется волшебной.
Ребята встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Каждый по очереди должен проплыть по реке. Игрок решает сам, как он будет двигаться – быстро или медленно. Участники игры – «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению пловца, который сам выбирает путь: он может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда пловец проплыл весь путь, он становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующий пловец начинает путь. Играть можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами. При желании можно использовать музыку со звуками реки, моря или водопада.
3. Упражнение «Говорящие вещи».
Ведущий. Река вынесла нас в долину Говорящих вещей. Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы хотят что-то сказать вам? Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить? Что он рассказал бы о вас? Выберите три любых предмета и скажите все, что каждый из них смог бы рассказать о вас.
Чтобы облегчить выбор, можно заготовить для каждого ребенка карточки, на которых будут указаны названия трех предметов.
Примерно через 10-15 минут группа делится на микрогруппы, и в них проводится обсуждение. При желании можно провести общегрупповое обсуждение, выделив при этом наиболее интересные варианты описаний.
IV. Рефлексия занятия.
V. Ритуал прощания: ритуал выхода из сказки «через зеркало».
Занятие №9. «Многоликая королева».
Цель: Раскрытие творческого потенциала, обобщение опыта прошлых занятий, развитие рефлексивных навыков, самосознания, повышение уверенности в себе, тренинг эмпатии и чуткости.
Необходимые материалы: Кукла или маска Дракона Везения, кукла Детской королевы, костюмы сказочных героев или элементы костюмов (веер, шляпа, хвост, ушки, плащ, меч и т. д.), коллекция аудиозаписей.
Ход занятия:
I. Ритуал приветствия: ритуал входа в сказку «через зеркало».
II. Рефлексия прошлого занятия.
III. Основная часть занятия.
1. Игра «Сказочный бал»
Ведущий. Для того чтобы окончательно победить Великое Ничто, мы должны попасть на бал во дворец и дать новые имена Королеве Фантазии.
Дракон Везения: Наша Королева – такая же, как все девочка. От других королев ее отличает то, что каждый ребенок дает ей новое имя. Для кого–то она Елена Прекрасная, для кого-то Белоснежка. У нее много имен. И пока дети дают ей новые имена, Фантазия процветает.
Ведущий. Сегодня во дворце состоится большой бал, и мы приглашены.
Используя костюмы сказочных героев (элементы костюмов, маски) необходимо перевоплотиться. Каждый ребенок может выбрать, кем он хочет быть (костюмы можно принести из дома). Для этого вам также понадобятся зеркала. Ребята могут разбираться на пары, чтобы помогать друг другу, подготовиться к балу.
Когда костюм надет ребенку необходимо из коллекции аудиозаписи выбрать музыкальную композицию, соответствующую его персонажу.
Ведущий объявляет начало бала и по очереди представляет каждого пришедшего на бал персонажа. Сказочный герой, рассказывает о себе: из какой он сказки, зачем пришел на бал, чем он отличается от других.
2. Упражнение «Сказочный танец».
Под свою, специально подобранную музыку сказочный герой показывает свой танец. Остальные участники бала стоят в кругу.
Обсуждение:
- Для чего проводятся такие балы?
- Что было самым трудным?
- Передавала ли музыка и танец, характер героя?
- Какой герой заинтересовал больше всего и почему?
3. Упражнение «Дать имя».
Ведущий: Для того чтобы увидеть Королеву, необходимо дать ей новое имя. Сейчас каждый из вас подумает, а затем по очереди мы назовем ее новые имена.
Ребята называют придуманные ими для многоликой Королевы имена. Далее озвучивают их.
Появляется Королева: Я рада приветствовать вас в своем дворце. На протяжении всего вашего пути я следила за вами и хочу признать, что вы выбрали правильный путь. Те, кто побывал у нас, многому научились, и это помогло им кое-что изменить в своем, реальном мире. Вы тоже стали другими: научились любить себя и других, научились слышать, видеть и говорить, а главное – дружить и совершать добрые дела. В этот момент, когда мы разговариваем, последние, призрачные части Великого Ничто покидают Фантазию. Теперь там, где раньше были только серые будни, вы будите видеть тайну и чудо. Я всегда буду с вами, и если вы почувствуете, что в вашем сердце поселяется Ничто, только дайте мне новое имя, и Фантазия снова откроется для вас. Королева прощается и уходит.
IV. Рефлексия занятия.
V. Ритуал прощания: ритуал выхода из сказки «через зеркало».
Занятие №10. «Бесконечная фантазия».
Цели: Раскрытие творческого потенциала, развитие рефлексивных навыков, подведение итогов.
Необходимые материалы: Кукла или маска Дракона Везения, групповой коллаж «Страна Фантазия» (из занятия 1), клей, ножницы, бумага, гуашь, кисти, баночки для воды, вода, карандаши, фломастеры, мелки, краски, нитки шерстяные.
Ход занятия:
I. Ритуал приветствия: ритуал входа в сказку «через зеркало».
II. Рефлексия прошлого занятия.
III. Основная часть занятия:
1. Групповой коллаж «Измени Фантазию».
Ведущий. Сегодня мы заканчиваем наше путешествие по стране Фантазии. Давайте вспомним, какой она была в нашем представлении в начале путешествия.
Перед детьми находится коллаж «Страна Фантазия», сделанный на первом занятии. Задача группы: дополнить и изменить Фантазию, используя предложенные материалы. Можно нарисовать на отдельных листах каких-нибудь сказочных героев, затем вырезать и поместить их в пространство коллажа. Работа ведется под спокойную волшебную музыку.
Обсуждение:
- Что изменилось в Фантазии?
- Что изменилось в нас?
- Имеет ли Фантазия границы?
- Через некоторое время изменится ли Фантазия или останется прежней? Почему?
2. Упражнение «Мелодия группы»
Дракон Везения: Подходит время и мне прощаться с вами. Я должен возвращаться в ущелье драконов. Есть много людей, которые нуждаются в моей помощи, нуждаются в везении. Вы отдавали мне свое тепло и любовь, а я в ответ отдал вам волшебное свойство – везение. Теперь каждый из вас везунчик, и нет ничего в этом мире, что у вас не получилось бы. Надо только по-настоящему захотеть, поверить в себя и вспомнить меня. Перед тем как улететь, я хочу попросить вас совершить еще один обряд, который принято совершать в конце путешествия по Фантазии. Вам необходимо сыграть мелодию вашей группы. Все это время вы были вместе, поддерживали друг друга. Теперь, как только вы снова соберетесь вместе, - зазвучит музыка. Услышать ее может каждый, если захочет.
Дети рассаживаются по кругу. Каждый решает, каким инструментом он будет. Вся группа – это оркестр. Звучание осуществляется голосом или подручными средствами. Инструменты могут повторяться круг.
Первый круг упражнения: дети пробуют воспроизвести звук инструмента, предварительно назвав его.
Второй круг упражнения: группа делится на пары (как сидят), и инструменты воспроизводят мелодию в дуэте.
Третий круг: вся группа одновременно начинает играть на своих инструментах, создавая мелодию. Ведущий может помогать, выступать в качестве дирижера. Если сразу мелодия не получилась, можно попробовать еще несколько раз. Здесь важна спонтанность и экспрессивность.
Дракон Везения прощается с каждым ребенком и улетает.
3. Изготовление амулетов.
Ведущий. Своей мелодией мы разбудили волшебные силы Фантазии, и сейчас, используя простые материалы, мы будем изготавливать подарки друг для друга. Каждый должен сделать для другого подарок-амулет. Это открыточка, рисунок – кто что сумеет. Главное вложить в эту работу любовь, и тогда этот подарок станет дорогим амулетом для того, кому вы его подарите.
4. Упражнение «Спасибо за прекрасное путешествие».
Ребята встают в общий круг. Один ребенок становится в центр, другой подходит к нему и поизносит: «Спасибо за прекрасное путешествие». Затем вручает ему свой подарок-амулет, другой делает тоже самое, и оба остаются в центре держась за руки. Следующая пара совершает такой же обряд, и остаются в круге. Таким образом, круг постоянно увеличивается. Все держатся за руки. Когда к группе, присоединится последняя пара детей путешествие по стране Фантазии, завершается.
IV. Рефлексия занятия.
V. Ритуал прощания: ритуал выхода из сказки «через зеркало».
Дидактические материалы, используемые для развития творческого мышления у школьников младшего школьного возраста на уроках художественно- эстетического цикла (ИЗО, музыка, литературное чтение).
Цель: Разнообразить уроки художественно-эстетического цикла, создать условия для развития творческого мышления у школьников младшего школьного возраста, при помощи применения проблемных ситуаций и их совместного и индивидуального решения.
ИЗО, технология, музыка, литературное чтение:
1. Игра «Волшебные звуки».
Ученикам дают прослушать музыку, которая считается не простой для восприятия (к примеру, Скрябина), потом предлагают с помощью пластилина передать свои впечатления от мелодии.
Следует обратить внимание ребят на то, как изменилось их отношение к услышанной музыке после выполнения задания.
2. «Рисунок, который ожил».
Представь, что ты стал обладателем удивительной способности оживлять все, что нарисуешь. Что бы тогда нарисовал?
3.«Нарисуй сказку».
Вариант 1. Ребенку читают сказку и по ходу чтения показывают иллюстрации к ней. Затем их убирают, уточняют содержание и предлагают нарисовать какой-нибудь один эпизод из этой сказки.
Вариант 2. Ребенку читают сказку, показывают иллюстрации. Затем их убирают, а детей просят нарисовать всю сказку.
Вариант 3. Ребенку читают сказку, интонационно выделяя наиболее значимые части. Уточняют содержание и просят нарисовать сказку.
В этом задании формируется воссоздающее воображение. Работа строится по мере нарастания сложности: сначала ребенок воссоздает лишь один эпизод, затем цепочку событий. В двух первых вариантах на короткое время имеет место зрительная опора. В варианте 3 создание сказки осуществляется без предварительной наглядной опоры.
4.«Вспомни и покажи».
Проводится в игровой форме. Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, машущую крыльями птицу; косолапого медведя; ползущую гусеницу; нахохленного петуха и т.д.).
В этом задании развивается двигательная память, формируется воображение детей.
5. «Кляксы».
1. Вариант:
Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Стоит обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо ребенком. Лучше, если это будут не только животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять ребенка, смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать.
2. Вариант:
Нанесите на лист несколько клякс и попросите ребенка дорисовать эти кляксы, до каких то узнаваемых образов. Будет особенно хорошо, если ребенку удастся объединить эти образы в цельную картину.
6. «Фантастический рисунок».
В классе можно устроить конкурс на самый оригинальный рисунок. Нужно попробовать нарисовать, как может выглядеть:
- животное с другой планеты;
- самый необычный домик;
- злой волшебник в детстве;
- грустный компьютер;
- хитрость и т.п.
7. «Свист».
Один из участников упражнения начинает насвистывать мелодию. К нему присоединяется второй, третий и т.д. Задача - довести свою мелодию до конца , не увеличивая силу звука. В процессе выполнения нужно постараться запомнить мелодии партнеров.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ.
1.«Собери картинку и составь рассказ».
Ребенку предлагают тему (например, «На даче») и набор фигурок, относящихся к ней (деревья, цветы, дом, пруд, собака и т.д.), просят разложить их на столе таким образом, чтобы получилась композиция, по которой можно составить рассказ.
В процессе работы происходит актуализация прошлого опыта, развитие целостного восприятия, образных представлений, речи, воображения.
2. «Моделирование сказки».
Учитель читает сказку Н. Павловой «Земляничка».
Светит солнышко. На поляне созрела ягодка земляничка. Увидал ее комар и запищал: «Ягодка созрела: красная, душистая!»
Услышала комара птичка, полетела на поляну. Хочет съесть земляничку.
Услышала комара мышка, побежала на поляну. Хочет съесть земляничку.
Услышала комара лягушка, поскакала на поляну. Хочет съесть земляничку.
Услышала комара змея, поползла на поляну. Хочет съесть земляничку.
Набежала на солнышко туча. Увидел ее комар и запищал: «Дождь пойдет: мокрый, холодный!» Услышала комара птичка — скорей на дерево. Услышала комара мышка — скорей в норку. Услышала комара лягушка — скорей под листок. Услышала комара змея — скорей под корень. А ягодка земляничка под дождем купается да радуется, что ее никто не тронул.
2. При повторном чтении дети моделируют сказку, наклеивая в тетрадочки круги разного цвета, обозначающие героев сказки и последовательность происходящих событий (солнце — желтый круг, земляничка —красный, воробей — синий, мышка — коричневый и т.д.).
3. Дети рассказывают сказку с опорой на модели.
4. Дети рассказывают сказку, показывают действия героев и проговаривают глаголы, обозначающие эти действия: воробей полетел, змея поползла и т.д.
3. «Машина времени».
Представь, что у тебя появилась машина времени. Теперь ты можешь путешествовать в ближайшее и далекое прошлое. Менять там ничего нельзя, можно только наблюдать. Продолжи это рассказ…
4. «Нарисуй сказку».
После прочтения сказки попросите ребенка воспроизвести ее сюжет на бумаге. Для этой цели можно отнести целый альбом, тогда у вас получится настоящая книжка собственного производства.
5. «Узнай сказку».
В знакомой сказке уберите «окончания» слов и покажите сказку ребенку. Ребенок должен, посмотреть и догадаться о какой сказке идет речь. Например: По… де.. ре…Вы… ре… боль… преболь.… Ста…де…ре… тя…тя… - потя…, вы… не мо.… По…де… ба… и т.д.
6. «Тайна под покрывалом».
Ребенок отворачивается. Берется какой-нибудь предмет достаточно сложной формы (статуэтка, цветок в горшке, кукла и т.д.) и накрывается мягкой тканью. Задача ребенка назвать, по меньшей мере, три предмета, которые могут находиться под тканью. Если он затрудняется, можно предложить ему осторожно ощупать предмет через ткань.
7. «Новый способ применения предмета»
Ребенок закрывает глаза, потом по команде открывает их и называет первый предмет, попавший в его поле зрения. Задание – найти что-то необычное в этом предмете. Например, назван стул. Задание – новый, необычный способ использования этого обычного предмета. На стуле можно сидеть. А еще как можно использовать стул? Стоит предложить ребенку придумать несколько способов применения таких предметов, как стол, пластиковая бутылка, линейка, пустая коробка и т.д. Лучше дать ребенку эти предметы в руки, чтобы он мог ими манипулировать.
8. «Что оттуда видно?»
Попросить ребенка представить, что у всех предметов в комнате появились глаза. Что в таком случае они могли бы увидеть, а что оказалось бы недоступно для их наблюдения? Важно помочь учащимся сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы он представил себе места, видимые воображаемому гномику или великану, но недоступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа). Желательно, чтобы ребенок объяснил, почему тот или иной предмет «не видит» какую-то часть комнаты и другие предметы. Умение поставить себя на иную пространственную точку зрения способствует не только развитию воображения, но и пониманию позиций (точек зрения) других людей, а также помогает преодолению эгоцентризма, характерного для многих детей младшего школьного возраста.
9. «Соединение предметов».
Неожиданные и удивительные свойства могут возникать у обычных предметов, если просто-напросто соединить их между собой. Например, можно одновременно нарисовать карандашом и кистью. Получается забавно.
Можно попросить ребенка оглянуться вокруг и еще найти предметы, которые можно объединить и создать что-то новое и интересное.
10. «Сказки-наоборотки».
Назовите ребенку любую известную сказку. Нужно рассказать ее так, чтобы в ней было все «наоборот» (заяц охотится за волком, слон величину с горошину, а мышка – с гору, у деда случается неурожай репки и т.п.)
11. «Сочинение сказок».
Ребенка просят назвать любые семь слов, которые, по его мнению, могут встретиться в сказке. Учитель их записывает, а затем ребенку нужно сочинить сказку, в которой эти семь слов должны обязательно встретиться.
12. «Встреча сказочных героев».
Дети независимо друг от друга называют по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Какому- нибудь одному ребенку нужно придумать и рассказать короткую историю, в которой действовали бы названные герои. Работу можно проводить в микрогруппах.
13. «Театр».
Ребенку предлагается вообразить, что он превратился в:
- тигра, который пробирается в джунглях;
- робота;
- парящего над скалами орла;
- инопланетянина;
- кипящую кастрюлю;
- авторучку, в которой кончились чернила;
- букву А;
- цифру 8.
Нужно изобразить персонаж в движении. Задания можно написать на листочках и предложить выбрать учащимся. После показа все остальные должны угадать, что было показано.
14. «Газетная статья».
Сидя на стуле перед группой участников упражнения, один из учащихся читает незнакомую статью из газеты вслух. Остальные участники по очереди задают вопросы разного характера, на которые читающий газету обязан отвечать, и затем продолжают чтение с того же места. После чтения статьи учитель просит пересказать ее содержание и затем вспомнить полученные вопросы и данные на них ответы.
15. «Шесть реплик» (М. Вестин).
Весь класс делится на пары. Каждый вырезает по три бумажки и записывает на них по одной короткой фразе. Они могут быть не связаны. Учитель собирает все бумажки с фразами, перемешивает их и раздает каждой паре по шесть штук. Пары самостоятельно разрабатывают возможный диалог с полученными фразами, выстраивают логически осмысленный этюд и по очереди играют его.
Большинство из приведенных упражнений нацелено на развитие творческих способностей и могут использоваться неоднократно и по-разному. При регулярном их применении творческий потенциал детей может, значительно возрасти.
Данные упражнения могут использоваться родителями для развития креативности детей.
Список используемой литературы:
1.Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов ВУЗов/ А.А. Осипова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 201-204с.
2.Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития и тренинги: психологический тренинг: книга для психологов/ Н.В.Рождественская. - Спб.: Речь, 2006.- 268-288с.
3.Битянова, М. Бесполезное баловство?/ М. Битянова // Школьный психолог.-2004.-№4.- 24-26с.
4.Вачков, И. Найди необычное в обычном./ И. Вачков // Школьный психолог.-2004.-№4.- 30-31с.
5.Гладилина, И. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности./ И.Гладилина // Воспитание школьников.-2008.-№9.- 15-16с.
6.Левченко, И. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития./ И.Левченко // Школьный психолог.-2005.-№24.- 28с.
7.Сакович, Н. Ключи к творчеству./ Н.Сакович // Школьный психолог.-2005.-№9.- 20-30с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения
Представляю Вашему вниманию статью на тему: Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...
Основные направления коррекционно-развивающей и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими младшими школьниками.
Данная статья - стремление поделиться положительным опытом взаимодействия и сотрудничества участников педагогического, воспитательного процессов в аспекте деятельности школьного логопеда, стремление о...
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"
В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...