Программа кружка_Фантазия красок_
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Программа кружка_Фантазия красок_
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Называевска Омской области» |
«Рассмотрено» на методическом совете протокол № ____ от «___» ________ 201_г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МКОУ «СОШ № 1» ______ _______________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Утверждено» Директор МКОУ «СОШ № 1» _______ _______________ Ф.И.О. Приказ № ____ от «___» _________ 201__г. |
(с 6 – 8 лет)
Составитель программы:
Михнова Г.Н., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2012/2013 уч. год
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с младшими школьниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Данная программа разработана на основе использования программ: «Радуга», «Детство», «Предшкольная пора».
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В рамках занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.
Цель использования данной программы: Формирование художественного мышления и нравственных черт личности через декоративно-прикладное искусство
Задачи кружка первого года обучения (1 класс):
– вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
– побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
– создавать условия для освоения цветовой палитры;
– учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
Форма организации занятий кружка:
Два занятия в неделю по 30 – 35 минут.
Методическое обеспечение:
- Нетрадиционные техники:
- Тычок жесткой полусухой кистью.
- Рисование пальчиками.
- Рисование ладошкой.
- Оттиск поролоном.
- Оттиск смятой бумагой.
- Восковые мелки и акварель.
- Свеча и акварель.
- Отпечатки листьев
2. Используемые материалы
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
Планируемые результаты работы кружка:
- развитие специальных умений и навыков, подготавливающих руку ребенка к письму;
- возможность самовыражения многоцветьем изображаемых предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формирование эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- эффективное развитие воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
- организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- организация тематических выставок в школе.
- участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
Перспективный план занятий
кружка «Фантазия красок»
1 класс (68часов)
Тема занятия | Количество часов | Программное содержание |
Путешествие по радуге | (6 ч.) | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. |
Осенние пейзажи (рисование по сырому) | (4ч.) | Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. |
Пестрые кошки (рисование ватными палочками) | (2 ч) | Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств. Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. |
Осенние листья (печатание листьями) | (2 ч.) | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
Пушистые животные (тычок жесткой кистью) | (2 ч) | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. |
Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель) | (1 ч.) | Развивать чувство композиции. Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. |
Кошка и котята | (1 ч) | Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. |
Осенняя сказка | (2 ч.) | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. |
В подводном мире (рисование ладошкой, восковыми. мелками и акварелью) | (2 ч.) | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. |
Зимние узоры (акварель) | (2 ч.) | Развивать воображение, чувство композиции. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
Дерево колдуньи (рисование + аппликация) | (2 ч.) | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) | (2 ч.) | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. |
Дворец Деда Мороза | (2 ч.) | Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
Превращение ладошки (акварель гуашь) | (2 ч.) | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. |
Мои любимые рыбки (восковые мелки, акварель) | (2 ч.) | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. |
Мои любимые игрушки (восковые мелки, акварель) | (2 ч.) | Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов. |
Невиданный зверь | (2 ч.) | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. |
Веселый лужок | (2 ч.) | Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. |
Натюрморт | (2 ч.) | Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции. |
Снегири на ветке (метод тычка) | (2 ч.) | Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. |
Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами) | (2 ч.) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. |
Портрет мамы | (2 ч.) | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования. |
Бабочки (акварель) | (2 ч.) | Развивать чувство композиции. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление |
Бабочки (рисование + аппликация) | (2 ч.) | Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. |
Превращение ладошки | (1 ч.) | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. |
Космические дали (набрызг, печать поролоном по трафарету) | (2 ч.) | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью |
Волшебные цветы | (2 ч.) | Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. |
Мой подарок | (1 ч.) | Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. |
Идёт весна красна (рисование + аппликация) | (2 ч) | Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. |
Мой маленький друг (техника тычка) | (2 ч) | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
Мы ходили в зоопарк (акварель) | (2 ч) | Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств. |
Вишня в цвету (тычкование) | (2 ч) | Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. |
Лето, здравствуй! | (1 ч) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему |
Солнце улыбается | (1 ч) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
ИТОГО: | 68 ЧАСОВ |
Нетрадиционные техники рисования
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Используемая литература
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-133265-1384946208.jpg)
Программа по внеурочной деятельности во 2 классе «Фантазия красок»
Мир искусства прекрасен и удивителен! А дорога туда начинается в твоей душе, в твоем сердце. Умение рисовать - это не только знание техники. Прежде всего, это умение разглядеть в окружающем...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире красок и форм" (художественно-эстетическое направление)
Данная программа может использована педагогами начальной школы для разработки собственной рабочей программы по изобразительному искусству (художественно-эстетическое направление)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/23/picture-523024-1529762390.jpg)
Программа кружка "Фантазия"
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся начальной школы. Цель - развитие творческих способностей детей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/24/picture-555772-1419423221.jpg)
Внеурочная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка "Фантазия" (нетрадиционные способы рисования), 1 класс.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадицион...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/07/picture-803023-1654624407.jpg)
Календарно-тематическое планирование кружка "Фантазия"
Календарно-тематическое планирование кружка "Фантазия". (1 год обучения)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-229045-1364321575.jpg)
Конкурсная программа «Праздник художественных красок»
Конкурсная программа, посвящённая празднику художественных красок. Школьникам предстоит вспомнить всё то, чему они учились на уроках изобразительного искусства, показать свою творческую самостоятельно...