УМК "Основы художественного декорирования"
методическая разработка по технологии (3 класс) по теме

Кайтмазова Анжела Эдуардовна

учебно-методический комплект "Основы художественного декорирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk.part3_.rar2.05 МБ
Файл umk.part1_.rar2.83 МБ
Файл umk.part2_.rar2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки Челябинской области

МОУ «Травниковская СОШ»

РАБОЧАЯ АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА

Живая бутылка 

Составитель программы кружка:

                                                                                       Кайтмазова Анжела Эдуардовна

                                                                                           

                                                                                 

Челябинск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Информационная карта программы……………………………………………………………….…3

Программа………………………………………………………………………………………………....3

Форма реализации………………………………………………………………………………………...3

Продолжительность реализации программы...…………………………...............................................3

Пояснительная записка…………………….…………………………………………………………...4

1.1.Образовательная область и предмет изучения…………………………………………………….4

1.2.Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна, изучаемого курса………………..5

1.3.Ведущие теоретические, педагогические идеи, подходы, концепции…………………………..6

 1.4.Цели и задачи программы………..………………………………………………………………....6

1.5.Формы и режим занятий………….…………………………………………………………….......7

1.6.Формы, методы и принципы реализации программы……………………………………………..8

1.7.Ожидаемые результаты…………………………………………..………………………………….10

1.8.Формы подведения итогов реализации программы……………..……………………………….11

1.9.Воспитательный процесс в коллективе…………………………..……………………………….12

Учебно – тематический план обучения……………………...……………………………………...14

Содержание изучаемого курса обучения…………………….……………………………………...15

3.1.Раздел 1. Организационный ………………………………………………………………………...15

3.2.Раздел 2. Обрядовые куклы…………………………………………………………………………16

3.3.Раздел 3. Обереговые куклы………………………………………………………………………...17

3.4.Раздел 4. Игровые куклы    ………………………………………………………………………….17

3.5.Раздел 5. Мероприятия ……………………………………………………………………………...18

3.6.Раздел 6. Итоги ………………………………………………………………………………………19

Контроль и результаты образовательного процесса……………………………………………...32

Виды контроля………………………………………………………………………………………….33

Педагогические технологии (методы, формы), применяемые в ходе реализации образовательной программы………………………………………………………………………....34

Дидактическое обеспечение программы………………………………………………………….. 35

Каталог учебного оборудования    ………………………………………………………………….35

Список литературы:……………………………………………………………………………………36

11.1.Список литературы, рекомендуемой педагогам:…………………………………………………36

11.2.Список литературы, рекомендуемой детям:    …………………………………………………..37

Информационная карта программы

1.1. Программа:

*  по типу:                                                                  - адаптированная;

*  по образовательной области:                                - интегрированная;

*  по направленности деятельности:                         - художественно – эстетическая;

*  по способу освоения содержания образования    - репродуктивно – творческая;

*  по уровню освоения содержания образования:    - общекультурная;

*  по уровню реализации программы:                      - начальное, среднее.

1.2.Форма реализации:                                              -  групповая

1.3.Продолжительность реализации программы:     -  годичная.

Пояснительная записка

  1. Образовательная область и предмет изучения.

     Образовательная область программы «Живая бутылка» - интегрированная; углубленное  изучение декорированных сосудов, знакомство с разными видами декорирования.

     Предмет изучения – декорированная бутылка.

 1.2 Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна, изучаемого курса.

   Актуальность программы - обусловлена тем, в новых условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестать быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения.

«Содержание образования является одним из фактов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: Обеспечение самоопределения личности, создание условии для ее самореализации… » - говорится в Национальном проекте «Образование».

            Новизна программы - в обращении к традиции, но не ее слепое копирование, а переработка с учетом потребностей современного человека.. В настоящее время  бутылка  несет в себе декоративный смысл.

  1. Ведущие теоретические, педагогические идеи, подходы, концепции.

         В основе концепции образовательной деятельности коллективов декоративно-прикладного искусства лежит освоение художественных традиций.         В основе воспитательной деятельности программы использована культурологическая концепция, где целенаправленная деятельность педагога направлена на развитие личности, восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ее ранее отсутствующих качеств, позиций. Субъективный опыт ребенка, с его навыками, ценностями нельзя перечеркивать. В процессе работы используются другие работы концепции: концепция педагогической поддержки, формирование образа жизни достойного человека.

          Программа построена на следующих приоритетных идеях: свободный выбор ребенком занятости своего личного времени; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

  1. Цели и задачи программы.

 Цель программы:

  • построение образовательной среды, направленной на развитие творческой личности воспитанника в ключе общечеловеческих ценностей;
  • создание неразрывной связи между образовательным процессом, воспитательной системой и всеми сферами жизнедеятельности.

Основные задачи: для достижения поставленной цели программа имеет следующие основные задачи:

Обучающие:

  • дать теоретические знания по основам декорирования.
  • научить работать над созданием не просто сосуда, а сосуда, как художественного образа;
  • научить создавать композиции из различных сосудов.

Воспитывающие:  

  • формировать гуманистические ценности и идеалы: человеческое достоинство, ответственность за свои поступки;
  • формировать умение работать коллективно (дети - педагог - родители), жить жизнью коллектива детского центра.

Развивающие:

  • развивать воображение, фантазию;
  • развить объемно-пространственное мышление, зрительную память, глазомер, мелкую моторику пальцев рук;
  • развить познавательный интерес и творческую инициативу детей.

  1. Формы и режим занятий.

        Принципиальным отличием данной программы от существующих программ являются блоки, которые можно использовать как отдельно, так и в единой структуре. Интересно и то, что программу можно использовать в различные отрезки времени: от 1 месяца (экспресс-курс в рамках одного блока), до года); программа полностью может стать основой для занятий, а может быть использован ее частичный вариант.

        Программа привлекает доступностью рабочего материала.

        Режим занятий: программа рассчитана на один года обучения и предполагает поэтапное освоение ее содержания. Программа рассчитана на 144 часа. Группа детей занимается два раза в неделю по два часа.

         Программа рассчитана на занятия с разновозрастными группами. Возраст воспитанников: 7-12 лет. Количество детей в группе: 10-12 человек; Основное условие при комплектовании групп - это желание ребенка заниматься в кружке; возможность его свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса.

  1. Формы, методы и принципы реализации программы.

Формы:

  1. Массовые: проведение праздников, экскурсий, прогулок, досуговых мероприятий совместно с родителями, встречи с увлеченными людьми, профессионалами в данном виде творчества.
  2. Групповые: фронтальная работа, групповая (группы выполняют разные задания в рамках общей цели), работа в статичных парах (ребенок, освоив материал прочно, обучая того, кто с этим справляется хуже).
  3. Индивидуальные: работа индивидуально (учитель - учащийся; учащийся - средства обучения).
  4. «Консультант» - хорошо подготовленные учащиеся выступают в роли помощника учителя.
  5. Дифференцированное обучение - предполагает дифференциацию по возрасту, уровню развития, полу; позволяет осуществлять развивающее - дифференцированное обучение с учетом разнообразия состава учащихся.

Методы:

  1. Объяснительно - иллюстративный: педагог проводит беседы - лекции, рассказывает и показывает на схемах, фотографиях, образцах новый материал; ученик воспринимает, осознает, запоминает информацию. (репродуктивный)
  2. Побуждающее репродуктивный: решение сходных задач, изготовление кукол по образцу, упражнение, практическая работа. (репродуктивный)
  3. Частично - поисковый: активный поиск решения творческих задач под руководством педагога. (технология проблемного обучения)
  4. Исследовательский: самостоятельный поиск средств выполнения задания (технологии проблемного обучения)
  5. Игровой: учащиеся воссоздают и усваивают общественный опыт, знания, овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игровой деятельности  (педагогические игры, игровые приемы и ситуации)
  6. Метод коллективно-творческого воспитания - творческие дела (КТД).

Принципы:

  1. Систематичности:

- регулярное проведение занятий согласно расписанию;

- контроль посещаемости;

- систематический контроль результатов творчества.

      2.    Последовательности:  

            - от простого к сложному; давать задания детям, постепенно переходя от простых к более сложным, учитывая индивидуальные  и возрастные особенности детей.

            - от знакомого к незнакомому; только после полного усвоения понятий, приемов - переходить к изучению нового материала.

      3.     Доступности:

             - опора на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка при формулировке  задания и оценивании результата.

             - самостоятельный выбор ребенком времени следующего этапа освоения предмета.

             - постепенное усложнение задания, с полным усвоением текущего материала.

      4.     Преемственности:

             - содержание более сложного этапа основывается на занятиях, умениях и навыках, полученных на более ранних этапах обучения.

  1.   Сознательности и активности:

 - для активизации деятельности учащихся в программе предусмотрена форма групповой деятельности. Работа представляет собой процесс, в котором каждый участник контролирует свое поведение, ориентируясь на реальные или предполагаемые реакции своих друзей. Она проводится на глазах у всех и в присутствии всех: мнения, осуждения, оценки, действия партнеров активизируют деятельность, способствуют развитию личностной самооценки. Используемая форма обучения проходит в виде конкурсов, викторин, проведения «мастер - классов».

       Теоретические знания подтверждаются наглядными пособиями, а также показом практических приемов работы. Обучение осуществляется через единство теоретических познаний и практики.

       Теория не выделяется в самостоятельную часть, она вплетается в практическую деятельность и служит основой, поддержкой занятий.

        Основным принципом обучения является непосредственный контакт преподавателя с учеником. Обучая небольшое количество детей, есть реальная возможность для индивидуального развития каждого ребенка.

  1. Ожидаемые результаты.

          - учащиеся получат углубленные знания по технологии изготовления декорированных сосудов.

К концу года учащиеся должны уметь:

  • передавать особенности различных видов декорирования;
  • изготавливать декоративный сосуд;
  • составлять композиции из собственных работ.

К концу года учащиеся должны знать:

  • особенности декорирования;
  • исторические сведения о декоративно-прикладном искусстве, о стекле;
  • основные приемы, технологии изготовления различных сосудов;

 

  1. Формы подведения итогов реализации программы.

        Диагностика: анализ каждого занятия; организованный просмотр выполненных образцов сосудов (выставка на одно занятие); контрольный срез по теории после каждой темы (викторина, зачет, тест); открытые уроки, на которых в роли педагога работает ученик; конкурс творческого мастерства; клубные выставки; участие в районных выставках декоративно-прикладного искусства. Подведение итогов, анализ и оценка работы должны носить объективный, обоснованный характер. Надо помнить, что одно только критическое замечание не по существу лишает ребят радости, может вызвать нежелание продолжать работу.

         Мониторинг:

  1. Психолого-педагогическая диагностика.
  2. Наблюдение за всеми детьми в группе, если возникает необходимость, конкретное наблюдение за одним ребенком.
  3. Анализ продуктов творческой деятельности. Изучение уровня поделок.
  4. Опросы - беседа, анкетирование, тестирование.
  5. Портфолио на группу, кружок, ребенка.

         Результат мониторинга -  работа для планирования, а в практической части критерии проверки. Основной критерий оценки - результативность участия детей в выставках.

  1. Воспитательный процесс в коллективе.

          О воспитательном процессе пишут и говорят уже десятки столетий. Единства взглядов на определение процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении процессов становления, формирования и социализации личности. Этот процесс продолжается всю жизнь и имеет определенные стадии становления и развития личности. Отсюда следует, что: воспитание - процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании это именно процесс эффективного взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленного на достижение заданной цели.

           Воспитание - процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм, методов воспитательного процесса, подчиненное идеи целостности, формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований. Так воспитание личности происходит только в процессе включения в деятельность. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

           Методы самовоспитания: самопознание, самообладание, самостимулирование.

           Принципы воспитания:

  • ориентация на социально-культурные и основные ценности жизни;
  • ценности: человек, природа, общество, труд, познания, доброта, истина, красота;
  • принцип субъективности (осознание своего «Я» в связях с другими людьми и миром);
  • принятия: принимать ребенка таким, каков он есть. Уважать его историю жизни, признание ценности его личности, но при этом два нельзя:

- посягать на другого человека;

- не работать, не развиваться.

              Методы воспитания:

  • метод убеждений;
  • ролевые игры;
  • метод упражнений;
  • самовоспитание;
  • внушение, призывы;
  • совместные мероприятия.

            Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей. В процессе коллективного планирование, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка со-творчества, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Воспитательная работа в кружке - это, прежде всего многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе.

             Воспитательные мероприятия в кружке:

             Вечера: массовая форма работы, обычно проводится в форме коллективно-творческого дела, один раз в месяц. Разрабатывается проект мероприятия.

             Игровые программы: викторины и познавательные игры - форма групповой и массовой работы. Участие в общей жизни центра, в мероприятиях проводимых педагогом - организатором (день знаний, день учителя, день осени, календарные праздники).

             Выставки: стимулируют активность учащихся, развивают способности. Ежегодно проводится итоговая выставка и в районные выставки.

              Экскурсии: в выставочные залы, музеи, по городу. Форма работы, имеющая как познавательное, так и воспитательное значение. При организации экскурсии определяются их цели и планы проведения. Проводятся в каникулярное время.

               Работа с родителями:

               Родители являются основным звеном в триаде (ученики - родители - педагоги) для создания единой образовательной среды, так как домашняя среда - основа формирования личности ребенка. Духовная образовательная среда, включающая учащегося, родителя и педагога помогает выработать единый оценочный критерий в подходе к ребенку. Необходимо решить проблему о единстве требований, предъявляемых к ребенку в кружке и дома, как в образовательном процессе, так и в построении межличностных отношений, нравственных  вопросах.

                Формы сотрудничества:

  • определение принципов сотрудничества в устном договоре между кружком и родителями (на родительском собрании);
  • проведение семинаров по вопросам воспитания (привлечение специальных служб по работе с семьей), индивидуальных встреч - бесед с родителями (по плану работы центра);
  • организация «семейных встреч», семейных походов выходного дня;
  • дни открытых дверей при проведении персональных и отчетных  выставок;

                Решение многих проблем, связанных с функционированием и развитием кружка решается в тесном контакте с родителями. Задача педагога суметь создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу; внимательно относиться к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям; быть способным оказать психологическую поддержку. Педагога и семью объединяет общее стремление помочь ребенку на сложном пути раскрытия его предполагаемых талантов.

  1. Учебно-тематический план

(70 часов, 2 часа в неделю)

темы

Содержание

(раздел, тема)

Общее

количество

часов

Теория

Практика

Вводное занятие. История декорирования и стекла.

1

1

Декорирование волокнистыми материалами

Декорирование бечевкой

7

1

6

Декорирование мешковиной

7

1

6

Тест на закрепление знаний

1

1

Декорирование красками и структурными пастами

Декорирование витражными красками

7

1

6

Декорирование акриловыми красками

6

1

5

Декорирование бумажной массой

13

1

12

Тест на закрепление знаний

1

1

Декорирование с использованием декупажа

Декорирование с использованием декупажа

7

1

6

Декорирование с использование декупажа и бумажной массы

13

1

12

Декорирование с использование декупажа на ткани

4

1

3

Тест на закрепление знаний

1

1

Составление композиции

1

1

Итоговое занятие

1

Итого:

70

12

58

  1. Содержание изучаемого курса обучения.
  1. Раздел 1. Организационный.

Тема: Вводное занятие.

Цель: Знакомство с основами видами декорирование и их историей.

Теоретические сведения: исторические сведения о народном декоративно – прикладном искусстве, об изделиях народных промыслов и ремесел (от древней Руси до наших дней). Культура поведения на занятиях, организация рабочего места.

Ключевые слова: Дизайн, декодирование, бутылка.

Практическая работа: викторина.

Форма организации УВП: учебное занятие – диалог.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.

Методы: словесно – иллюстративный (репродуктивный), частично – поисковый (эвристический).

Дидактический комплекс: наглядные пособия, иллюстрации.

Ожидаемый результат: должны знать факты из истории декоративно – прикладного искусства, стекла. Правила поведения на занятиях.

  1. Раздел 2. Декорирование волокнистыми материалами.

Темы:  Декодирование бечевкой; Декодирование мешковиной.

Цель: Знакомство с техниками декорирования волокнистыми материалами. Воспитание любви творчеству. Изготовление бутылок.

Теоретические сведения:  история использования бечевки и мешковины.

Ключевые слова: Декорирования, бечевка, мешковина.

Практическая работа: подбор материалов, изготовление бутылок.

Форма организации УВП: учебное занятие – практикум (мастерская).

Методы: репродуктивные: запоминание информации, работа по образцам.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная.

Дидактический комплекс: наглядные пособия, иллюстрации, образцы работ.

Формы подведение итогов: тестирование, викторина, выставка работ.

Ожидаемые результаты:  Уметь подбирать материалы, знать технику декорирования волокнистыми материалами.

  1. Раздел 3. Декорирование красками и структурными пастами.

Темы: Декорировани витражными красками, декорирование акриловами красками,декорирование бумажной массой.

Цель: Освоить основные приемы, технологии изготовления бутылок.

Теоретические сведения:  История возникновения витражных красок, технологии декорирования витражными и акриловыми красками, технологии изготовления бумажной массы.

Ключевые слова:  витраж.

Практическая работа: изготовление бутылок и бумажной массы.

Форма организации УВП: учебное занятие – практикум (мастерская).

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, межгрупповая, работа в парах.

Методы: репродуктивные: наглядные, практические. Продуктивные: частично – поисковый.

Дидактический комплекс: наглядные пособия, иллюстрации, образцы работ.

Форма подведения итогов:  опрос по теоретической части, тест, выставка.

Ожидаемые результаты: должны знать основные росписи различными видами красок, технику приготовления бумажной массы.

  1. Раздел 4. Декорирования с использованием декупажа.

Темы:  Декорирование с использованием декупажа, декорирование  с использованием декупажа на бумажной массе, декорирование с использованием декупажа.

 Цель:  научить технике выполнения декупажа на примере оформления бутылки.

Теоретические сведения:  познакомить с историей возникновения декупажа.

Ключевые слова:  декупажа.

Практическая работа: изготовление бутылки.

Форма организации УВП: учебное занятие – практикум (мастерская). Интегрированное занятие.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, «консультант», фронтальная.

Методы: репродуктивные: наглядные, практические.

Дидактический комплекс: наглядные пособия, иллюстрации, образцы работ, методические разработки.

Формы подведения итогов: тестирование, районная выставка.  

Ожидаемые результаты: должны знать технику выполнения декупажа на разных поверхностях.

  1. Раздел 6. Итоги.

Тема: итоговое занятие.

Цель: анализ творческой работы коллектива.

Теоретические сведения: правила оформления авторской выставки.

Ключевые слова: анкета, итог, анализ.

Практическая работа: заполнение анкет, устное тестирование, анализ работ учащихся за год.

Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Методы: словесные, практические.

Ожидаемые результаты: правильное оформление авторской выставки, анализ работы за год

  1. Виды контроля

  1. Педагогические технологии (методы, формы), применяемые в ходе реализации образовательной программы.

  1. По подходу к ребенку:
  • Личностно – ориентированные,
  • Гуманно – личностные,
  • Сотрудничество,
  • Технология свободного воспитания.

  1. По преобладающему (доминирующему) методу:

2.1.      Репродуктивные технологии:

  • Объяснительно – иллюстративные,
  • Побуждающие репродуктивные.
  1. Технологии проблемного обучения:
  • Проблемное изложение,
  • Частично – поисковый (эвристический),
  • Исследовательский.
  1. Игровые технологии.
  2. Технологии коллективного творческого воспитания И.П. Иванова (КТД)

  1. По организационным формам:
  1. Индивидуальная технология обучения.
  2. Групповая.
  3. Технология КСО (коллективный способ обучения).
  4. Технология кооперативного обучения.
  5. Технология (консультант).
  6. Технология дифференцированного обучения.

  1. По категории обучающихся:
  1. Массовая технология.
  2. Технология компенсирующего обучения.
  3. Технология работы с отклоняющимися.
  4. Технология продвинутого уровня.

  1. Дидактическое обеспечение программы

Название дидактического материала

Формы

Наглядность

Таблицы, схемы, образцы, модели, репродукции, видео, аудио материалы.

Дидактические пособия

Карточки, раздаточный материал, контрольные тесты.

Учебные пособия

Литература для детей.

Методические рекомендации

Литература для педагога.

  1. Каталог учебного оборудования

Технические средства

Инструменты и приспособления

Общего пользования

Индивидуальные

Утюг, телевизор,

магнитофон, швейная машинка,

чайник.

Гладильная доска, столы, стулья, учебная доска.

Ножницы, игольницы, карандаши, ручки, тетради, нитки.

Видео, аудио продукция,

кассеты,

диски с записями (материала

по  программе).

Стенка с встроенными полками.

Инструменты для работы с глиной, краски, кисти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Декорирование в технике декупаж."

Выполнение техники декупаж с бумажными салфетками. Изготовление сувениров к празднику 8 марта. Декупаж – самый модный сегодня вид рукоделия.  Его название переводится с французского как «вырезан...

конспект "Декорирование фоторамки природным материалом"

У каждого наверняка есть интересные фотографии, которые очень хочется повесить на стену или поставить на стол. Фотография в красивой оригинальной рамке для фото – украшение любого помещения. Конечно, ...

"Декорирование фоторамки"

На уроке учащиеся знакомятся со способами украшения фоторамок....

Тема: Зимний сад. Декорирование шишек различными материалами.

Упражнение в декорирование различными материалами, закрепление умения работы с природным материалом....

Мастер-класс по декорированию бутылок. Техника исполнения – коллаж.

Мастер-класс дает представление о видах декорирования, о возможностях превращения неприметных вещей в стильную эксклюзивную вещицу. Для тех, кто любит украшать свой дом различными аксессуарами и ...

Декорирование простой формы из ткани. Игрушка "Цыпленок".

Выкройка, описание процесса и результат достигнутый учениками во время занятия....