Советы для родителей будущих первоклассников
статья по технологии на тему
Ребёнок идёт в первый класс. Очень трогательный и ответственный момент в жизни каждой семьи. Как помочь молодой семье. Думаю данные советы пригодятся мамам и папам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_na_rod.sobr_.2011_god_1_klass.doc | 25 КБ |
razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы родителям будущих первоклассников :
- Помогите вашим детям стать внимательными.
- Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
- В основе внимания лежит интерес. Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
- Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «Школой внимания».
- Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.
- Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое- в знакомом.
- Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.
- Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей.
- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
- Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:
Смирнова Светлана
Константиновна
а
Уфа-2011
Я, Смирнова С.К., родилась в 1969 году. В 1984 году поступила в Уфимское педагогическое училище № 1 по специальности «учитель начальных классов».
В 1988 году закончила его и в августе пришла работать в среднюю школу № 102 учителем начальных классов.
В 1989 году вместе со своим классом по производственной необходимости была переведена в среднюю школу № 104. Вот уже четырнадцатый год я работаю в Демском районе учителем начальных классов.
В этом году в среднее звено нашей школы перейдет обучаться четвертый мой выпускной класс.
Развитие творческих способностей младших школьников – одна из основных задач, которую я ставлю перед собой и ежедневно решаю на своих уроках.
Если представлять способности человека в виде ветвей дерева: чем больше этих частных способностей, тем выше уровень развития каждой – тем мощнее это воображаемое дерево, пышнее, ветвистее его крона. Чем гармоничнее развиты эти частные способности (ветви), тем дерево выглядит более органичным.
И подобно тому, как у дерева, и крона в целом, каждая из многочисленных ветвей в отдельности вырастает и питается из единого, общего основания – корня, в человеческой психике все частные способности произрастают и в дальнейшем питаются из единого, общего основания интеллектуально-творческого потенциала.
Проблема развития творческого потенциала личности ребенка – одна из глобальных общеобразовательных задач.
В нашем изменяющемся мире современный ученик должен самостоятельно выходить за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, его нужно научить делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельные решения.
Я считаю, что ребенка нужно не просто «формировать», а «выращивать» в нем творческие способности и потребности в творчестве.
У каждого ребенка есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. Шарафутдинова Алия из моего 4 «А» класса быстро и без ошибок решает математические задачи, Харисова Дина, Лобкарева Настя, Сиваков Игорь отлично рисуют, у Гунякова Егора – золотые руки, Загидуллин Айрат – отличный спортсмен.
«Каждое дитя по известной степени – гений»
Шопенгауэр
Существует три группы, на которые можно подразделить всех детей:
- сверходаренные дети с очень высоко развитым творческим потенциалом;
- дети с высоким уровнем специализированных способностей (например, художественных или музыкальных);
- это многочисленные дети, обучающиеся вместе с другими в обычной общеобразовательной школе, но отличающиеся от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью.
Как работать над развитием творческих способностей младших школьников в массовой общеобразовательной школе? Как развивать у детей потребность в творчестве?
Задачу добиться творческого подъема в классе я решила с первых дней моей работы в школе.
На уроках русского языка и чтения я использовала разнообразные виды письменных работ, таких как творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение и сочинение. На уроках в третьих классах мои ученики с большим интересом играли в игру «Рифма».
Вначале детям предлагала слова: солнце – оконце; привет – кабинет. Потом давала задание составить стих на какую-то тему. Вот что получалось.
Особой и важной частью литературного творчества моих учеников было и остается придумывание заглавий к текстам.
Задание детям – подобрать к рассказу как можно больше заглавий, отражающих его содержание.
На уроках литературы проводила коллективную творческую игру «Расскажи, но покороче». Детям предлагала рассказы, похожие на предыдущие. Задача – пересказать рассказ, но при этом его нужно максимально сократить. Это надо было сделать так, чтобы осталось главное и ушло второстепенное. Победителем становится тот, чей рассказ был самым коротким, но отражающим главную мысль. Эту игру я считаю полезной не только для развития творческих способностей, а так же для развития четкости и организованности мышления.
Моим ученикам очень нравилась игра «Палиндром».
Палиндромом называют слово или фразу перевертыш. Например, слова «дед», «наган», «заказ». Составление палиндромов – хорошее задание для развития комбинаторных способностей.
Это упражнение позволяло расширять словарный запас моих учеников, учит подбирать слова и неожиданно использовать, что очень важно в творческой деятельности.
На уроках математики при устном счете часто давала детям задания, которые требовали несколько вариантов их решения.
С большим восторгом дети приступали к заданию под названием «рисунки по точкам». Это задание развивало творческое мышление моих учеников. Чтобы провести это задание, делала заготовки: 5-7 точек на листе в клеточку. Задание – нарисовать как можно больше разных предметов, используя эти точки. Но есть в этом задании несколько ограничивающих условий:
- должны быть задействованы все точки;
- изображение должно быть нарисовано одной линией;
- линия не должна проходить дважды по одному месту.
На уроках математики я часто давала детям дополнительные вопросы к текстам задач традиционного учебника, учила детей ставить свои вопросы к задачам, составлять свои задачи, используя энциклопедии, словари, творческую печать и другие источники информации.
Так я работала по традиционной системе.
В 1998 году я познакомилась с новой общеобразовательной программой созданной под руководством академика А.А.Леонтьева «Школа 2001» и эту программу я внедряю в практику с 1999-2000 г.г.
Креативный (творческий) принцип данной программы изучаемый и используемый мною является составной частью деятельности ориентированного метода. Он позволяет мне продолжать работать над моей темой самообразования и достигать хороших результатов в обучении младших школьников.
Используя эту общеобразовательную программу, в своей работе я организую коллективную творческую совместную деятельность, даю возможность каждому ребенку проявить себя, рассказать то, что он знает, показать, что он умеет, позволяю детям поспорить, обменяться опытом и усвоить, что существуют разные мнения и способы решения поставленных мною учебных задач.
Проявляя желание высказаться, дети излагают «житейские понятия», учатся управлять эмоциями, резюмировать эмоциональные переживания.
Еще Выгоцкий Л.С. говорил о том, что в новой педагогике, «…жизнь раскрывается как система творчества…
Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед, к чему-то новому».
Развитию творческих способностей моих учеников на уроках математики способствует новая программа, созданная на базе психолого-педагогических исследований под руководством профессора Виленкина Н.Я., которую я применяю на практике.
Вся система знаний пересмотрена таким образом, что наряду с развитием вычислительных навыков, навыков черчения и чистописания, ученики продвигаются в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обощать, классифицировать, рассуждать по аналогии.
С самых первых уроков я предлагаю детям задания, котрые требую от них творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать»). Так, изучая свойства предметов, допускала задания:
1) позволяющие выдвигать различные варианты решений.
Каждый ученик находит свой вариант, обосновывает его, слушает обоснования других детей, исправляет ошибки. Все это способствует интенсивному развитию творческих способностей. Например, выложить одну за другой фигуры так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей одним признаком:
2) воспитательные моменты на уроках математики так же подключаю к выполнению творческих работ учащихся, например, бордюры с различными закономерностями, которые придумывают дети, и другие творческие работы дарим именинникам, родителям на праздники и т.д.
3) к изучению состава числа тоже подхожу творчески. Например, для равенства 1+2=3 в тетради в клетку делаем рисунки:
О+НА=ОНА
У+РА=УРА
Несколько аналогичных рисунков, иллюстрирующих то же самое равенство ученики придумывали сами.
- решение вычислительных упражнений не ограничиваю только примерами из учебника. Аналогичные примеры и задачи составляют и сами дети, задают вопросы друг другу (используем схемы).
Для развития потребности в творчестве с первых уроков веду работу по конструированию геометрических фигур из палочек.
Например:
а) составьте 2 треугольника из 6 палочек
б) теперь догадайтесь как составить 2 треугольника из 5 палочек
и т.д.
- часто на уроках математики использую игры, развивающие творческие способности, а так же потребность к творчеству. Такие как игры: «Поиск противоположного», «Может ли быть» (соотношения: принцип Дирихле), «Обведи не подведи».
«Поиск противоположного» - подбираем к заданным задачам задачи с совершенно противоположным смыслом (подбор на основе обратных операций).
«Может ли быть?». Задания:
а) семья состоит из бабушки, дедушки, матери, отца, двух сыновей, двух дочерей. Может ли быть, что все они родились в разные дни недели?
б) сколько учеников, родившихся в апреле, надо собрать вместе, чтобы хотя бы у двоих из них совпал день рождения?
в) по шоссе движется 5 машин, среди которых имеются только белые, черные, голубые и зеленые. Докажите, что две машины одинакового цвета.
и т.д.
«Обведи не подведи». Даю детям образец, они должны обвести его, не отрывая руки и не повторяя свой путь.
Развитие творческих способностей детей в условиях школы предполагает деятельность в самых разных направлениях.
Как показывала практика, особенно эффективна в этом смысле специальная работа по развитию творческих способностей детей, проводимая средствами художественного слова на уроках литературы и русского языка.
Специальные исследования свидетельствуют о том, что творческие способности активно формируются и ярко проявляются в речи ребенка, в различных формах его вербального творчества. Дети любят придумывать новые необычные слова, находить неожиданные способы использования отдельных слов и целых языковых конструкций для обозначения действий или явлений, охотно, с увлечением сочиняют истории, сказки, рассказы и даже пишут стихи.
По внедряемой мною в практику программе «Школа 2100», авторами Бунеевым Р.Н. и Бунеевой Е.В. разработаны и опробированы учебники, позволяющие с иной точки зрения решать проблему развития творческих способностей младших школьников на уроках литературы и русского языка.
Главной отличительной чертой учебников Бунеева Р.Н. является то, что помимо базовых умений, выпускники начальной школы, обучаемые по программе «Школа 2100», овладевают таким немаловажным умением для развития творческих способностей, как: самостоятельное осмысление текста до чтения, во время чтения и после чтения.
Благодаря деятельностно-ориентированному методу обучения, который я применяю на всех уроках литературы, у детей появилась потребность в творчестве. Мои ученики любят читать. Каждый урок литературы я начинаю с «пятиминутки». За отведенное время ученики прочитывают небольшой фрагмент из книги для домашнего чтения. Затем делятся своими впечатлениями от прочитанного в течение 2-3 минут, составляют устно небольшие аннотации. Благодаря такому приему, применяемому мной на каждом уроке, я могу отслеживать динамику подбора книг для чтения моими учениками. К участию в подборе книг для домашнего чтения привлекаю и родителей, что тоже считаю очень важным.
Одним из главнейших аспектов работы по развитию творческих способностей я считаю – обучение умению написания сочинений. Материал текстов, сама технология преподавания по данной программе помогают расширить границы умений.
Так как программа гуманитарного цикла под руководством Р.Н.Бунеева способствует формированию правильного типа читательской деятельности, формирует у детей чувство языка, то написание обучающих сочинений, сочинений – нравоучений, сочинений – описаний не вызывает у учащихся особых затруднений. На уроках русского языка и литературы я учу детей приемам написаний связного текста.
Темы сочинений, которые предлагаются авторами не представляют трудности, так как практически все касаются повседневной жизни:
- «Что я люблю»;
- «Субботний вечер у нас дома»;
- сочинение-миниатюра «Вид из окна» и т.д.
Для того, чтобы поддерживать «огонек творчества» на уроках русского языка, используя тексты учебников Бунеева, работая по программе «Школа 2100», я позволяю самим детям формулировать темы уроков, учу работать по алгоритму, часто использую творческие задания повышенной трудности, которые в изобилии встречаются в новых учебниках.
Например, урок по теме: «Повторение изученного по синтаксису».
- составьте из слов предложения, а затем текст, и вы узнаете, кого называют «морскими канарейками».
Они, льды, и, чистую, белые киты, это, воду, любят, белухи, могут, морские, животные, хрюкать, эти, громко, свистеть, их, звуки, и стонать, напоминают, глухо, на, флейте, плач, игру, колокола, удары, ребенка, морскими, прозвали, это, за, канарейками, белух, появилось, «ревет, как белуга», в, языке, русском, выражение.
Получился текст.
Морские канарейки.
Белухи – это белые киты. Они любят чистую воду и льды. Эти морские животные могут громко хрюкать, глухо стонать и свистеть. Их звуки напоминают плач ребенка, удары колокола, игру на флейте. За это белух прозвали морскими канарейками. В русском языке появилось выражение «ревет, как белуга».
На уроках использую схемы, к которым дети подбирают свои предложения, приему точного редактирования.
Использую как средство стимулирования к творчеству различные методические игры:
Например, «Кто получил подарки?»
Я читаю предложения, а дети определяют, кто из зверей получил подарок. Запоминаем: это слово должно стоять в дательном падеже.
Я дарю крокодилу сапоги, бегемотам по ботинкам, кошке гармошку, мартышкам по книжке.
Практикую такие игры, как «Геометрия из слов», «Микрокроссворд», «Колесо приставок», «Добавь слово», «Правдивые истории» и другие.
Развитие творческих способностей немыслимо без умения классифицировать. Хорошим упражнением для навыка классификации является игра «Геометрия из слов». Задача заключается в том, чтобы из названий животных составить лесенку, подобную изображенной на рисунке:
Еж
Пес
Тигр
Ягуар
Барсук
Медведь
Черепаха
Важным заданием, развивающим у младших школьников творческие способности, является кроссворд. Полезно не столько разгадывание, сколько составление.
Т
Г У Л
З А М О К
М А Г
Н
Игра «Правдивые истории» - предлагаю детям сочинить такие рассказы или истории, каких никогда не было и быть не могло. Эти задания кажутся сначала очень легкими и только попробовав, дети понимают, как это трудно придумать что-то совсем новое, необычное. Активизирует игру участие взрослых. Поэтому к данной работе я подключаю и родителей (во внеурочное время).
Творить, создавать – это нелегкий труд.
Научить этому – еще более трудная задача.
Творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее – так писал П.Торренс, знаменитый американский психолог.
Можно ли этому обучить?..
Но вот привить интерес к творчеству, работать над развитием творческих способностей – это на мой взгляд одна из глобальных задач, встающих перед современным учителем на рубеже XX-XXI веков.
Литература
- Щебланова Е.И. Краткий тест творческого мышления, фигурная форма.
- Общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ.
- Савенков А.И. Детская одаренность.
- Светловская Н.Н. Основы науки о читателе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Советы психолога родителям будущих первоклассников"
Если ребёнок настроен против школы, если он спрашивает: "Зачем ходить в школу?"... Как правильно построить общение с ребёнком?...
Советы для родителей будущих первоклассников
Содержит полезные советы для родителей будущих первоклассников...
Советы психолога родителям будущих первоклассников
Советы психолога помогут вам и ребенку перестроится на новый жизненный этап - обучение в школе....
Советы для родителей будущих первоклассников.
Советы родителям будущих первоклассников, которые помогут в дальнейшей адаптации в школе....
Советы учителя родителям будущих первоклассников.
Уважаемые родители! Очень скоро ваш ребёнок пойдёт в школу в первый класс. Как хочется, чтобы у него всё было хорошо!Краткие рекомендации от учителя с тридцатилетним опытом работы в начальной шк...
Советы для родителей будущих первоклассников.
Консультация для родителей будущих первоклассников о том, что должны знать родители об особенностях готовности детей к школе....
«Советы для родителей будущих первоклассников и младших школьников». Курс консультаций для родителей.
В данном материале даны рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога для родителей будущих первоклассников и младших школьников....