Советы для родителей будущих первоклассников
статья (1 класс) по теме

Скотникова Галина Анатольевна

Содержит полезные советы для родителей будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_budushch._pervoklassnikov.docx52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основной ошибкой родителей дошкольников является то, что с самого раннего детства взрослые из самых лучших побуждений стараются как можно лучше развить интеллект ребёнка, отодвигая на второй план физическое, речевое и личностное развитие. А ведь все эти составляющие дошкольного развития должны формироваться параллельно. 

На какие же показатели опираются психологи и учителя, диагностируя Вашего ребёнка при записи в школу? Попробуйте самостоятельно оценить своего ребёнка, проставляя рядом с каждым параметром "+"  или  "-" .

1. Физическое развитие( понаблюдайте за походкой ребёнка, поиграйте с ним в мяч в "Вышибалы"):

  1. Сформированность мелких движений: ребёнок уверенно и правильно держит карандаш,  рисует чёткие линии, при раскрашивании не калякает, раскрашивает аккуратно, не заезжая за границы фигуры.
  1. Сформированность крупных движений: устойчивая, ровная походка.
  1. Нет нарушений в координации движений: яркий пример - это умение завязывать шнурки.
  1. Отсутствие лишних, зачастую нервозных движений.

Физическое развитие - это прежде всего здоровье ребёнка и способность организма выдерживать школьные нагрузки. При низком уровне физического  развития у школьников часто возникают трудности в овладении письменной речью, ребёнок не может аккуратно выполнять работы на уроках технологии и изобразительного искусства.  Своевременное и правильное физическое развитие с самого рождения напрямую влияет на развитие речи ребёнка.  Из-за невозможности выполнять упражнения на уроках физической культуры и полноценно участвовать в подвижных коллективных играх у ребёнка могут начать развиваться комплексы неполноценности, трудности в общении с другими ребятами  и школьная тревожность. 

2. Речевое развитие:

  1. Развитие речи - понимание смысла текста или простых понятий. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи). Основы словесно-логического мышления, без которых невозможно успешное обучение в школе, тесно связаны с развитием речи. Родной язык -это фундамент для изучения всех остальных школьных дисциплин. 
  1. Развитие тонкой моторики - способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию. 
  1. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности - способность сосредоточенно работать в течение 15 – 20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом.

 3. Интеллектуальная готовность:

  1. Способность самостоятельно спланировать и проконтролировать результат своих учебных действий, а также повторить учебные действия по образцу или правилу.
  1. Умение держать внимание на учебной задаче. Умение заставить себя преодолеть трудности в решении учебной задачи. 
  1. Развитие мышления - высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем и схематических изображений; способность к обобщению (например, помидор и клубника красные).
  1. Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключению и выводу на основе имеющихся данных. Образные представления обеспечивают понимание условий математической задачи, её соотнесения с реальной жизнью, а затем контроль за реалистичностью решения. Вспомните мультфильм, где у мальчика в ответе задачи получилось полтора землекопа. Для наблюдения за проявлениями образного мышления в рисунке ребенку можно предложить нарисовать человека (человечка, дядю). Готовый рисунок должен иметь подробный образ человека, состоящий из 7 основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, руки, ноги) и хотя бы трёх дополнительных (пальцы, шея, волосы или шапочка, обувь, одежда, брови, уши ит.д.).
  1. Умение понять и выполнять задания взрослого. 

4. Личностное развитие:

  1. Ребёнок должен уметь устанавливать дружеские отношения. 
  1. Умение считаться с коллективом, работать в паре, группе. 
  1. Умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем.
  1. Проявление уважения к учителю.
  1. Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм поведения.
  1. Ребёнок должен уметь сам следить за своим поведением и двигательной активностью на уроке и во внеурочной деятельности. Слышать и реагировать на словесные замечания взрослых и сверстников.
  1. Первоклассник должен быть активным и самостоятельным в работе на уроках и во внеклассной работе.
  1.  Ребёнок должен иметь желание учиться и идти в школу.
  1. Отсутствие школьной тревожности.
  1.  Отсутствие выраженных противоречий между :а) требованиями педагогов и родителей; б) требованиями взрослых и возможностями ребенка. Очень часто уже в начале урока учителя сталкиваются с тем, что некоторые ученики не удерживают внимание не то, что 15-20 минут, но даже не могут и 5 минут внимательно и вдумчиво слушать учителя. Представление о самооценке ребенка можно узнать различными путями. Например, предложить ему поставить себя на ступеньку нарисованной лестницы, где на самом верху стоят, скажем, самые сильные ребята его группы, а на нижней – самые слабые. У некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, завышенная, а иногда даже заниженная самооценка. Это свидетельствует о том, что эти дети испытывают дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания родителей.
  1.  Важнейшим компонентом личностной готовности ребёнка к школе является определенный уровень развития общения со сверстниками. Общение с другими детьми очень важно для формирования способности принять точку зрения другого, умение принимать критику в свой адрес, уметь конструктивно работать в группе . Если общение с другими детьми не отличается особой конфликтностью, если он сравнительно легко устанавливает деловые контакты со сверстниками, то с уверенностью можно говорить о достаточном для школьного обучения уровне развития общения.
  1. Хорошо подготовленные к школе дети очень отчётливо понимают роль учителя. Для них учитель - это новый источник получения ответов на свои вопросы, это новый способ взросления.  Хорошо известно, например, что ученики начальной школы хвастают друг перед другом, чья учительница строже. Строгость, в понимании детей , это как раз то качество, которое относится к самой роли сути учителя. Поиграйте с ребёнком в “ запрещенные слова”, где дети отвечают на вопросы взрослого, не употребляя каких-то заранее оговоренных слов. Дети, психологически не готовые к школе, обычно “честно” отвечают на любые вопросы взрослого и, соответственно, нарушают правила игры. Они ещё не умеют соблюдать условные правила. 
  1.  Отношение ребёнка к самому себе складывается из представления о самооценке ребенка. Здесь тоже на помощь может прийти игра. Например, предложите ребёнку  нарисовать себя на ступеньке бумажной лестницы, где на самом верху стоят, скажем, самые сильные ребята его группы, а на нижней – самые слабые.  У некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, завышенная (самые верхние ступеньки), а иногда даже заниженная самооценка (самые нижние ступеньки). Это свидетельствует о том, что эти дети испытывают дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания родителей.

Советую также обязательно прочитать:

А пора ли нам в школу? 

Показатели родительской готовности 

к поступлению ребёнка в школу

О готовности к поступлению ребёнка в школу говорят многие учителя и психологи. А готовы ли мы, родители, к таким серьёзным изменениям в жизни нашего ребёнка? Готовы ли мы перестроить свой привычный быт, свои отношения с сыном или дочкой. Сможем ли мы помочь ребёнку комфортно перейти от игры к новой ступеньке его жизни - учёбе?

Давайте попробуем на нашем очередном родительском собрании ответить для себя на эти вопросы. А проходить оно будет не в виде лекции, а в форме самостоятельной практической работы.

Прежде всего предлагаем максимально правдиво для самих себя ответить на вопросы анкеты.

Анкета для родителей "Снова в школу"                             

Начало формы


  1.  Как вы считаете, готов ли ваш ребёнок к поступлению в школу?
  2.  Позаботились ли вы о том, чтобы получить как можно больше информации о школах шаговой      доступности? 
  3.  Учитываете ли вы при выборе школы для ребёнка его увлечения и пожелания?
  4.  Советовались ли вы при выборе школы с врачами, воспитателями, методистами, педагогами, психологами, логопедами?
  5.  А лично вы проводите дома дополнительные занятия с вашим ребёнком для повышения его готовности к поступлению в школу?
  6. Часто ли вы с ребенком опаздываете (в детский сад, в гости, на занятия и т. д.)?
  7. Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т. п.) либо изменить график рабочего дня для того, чтобы иметь возможность провожать ребёнка на занятия и встречать его из школы?
  8. Имеет ли дома ваш ребёнок своё место (например, шкаф, полка), за порядок в котором он   отвечает самостоятельно?
  9. Есть ли у ребёнка постоянные обязанности в семье?
  10. Готова ли ваша семья материально к поступлению ребёнка в школу?
  11. Планируете ли вы выделить ребёнку собственное рабочее место (личная комната, зонирование комнаты, личный письменный стол) с началом его учебы?
  12. Считаете ли вы необходимым иметь дома компьютер с выходом в Интернет для более комфортного и продуктивного обучения современного школьника?
  13. Сможете ли вы уделять ребёнку дополнительное время в течение хотя бы первого года обучения?

Посчитайте количество ваших положительных и отрицательных ответов.

Если многие из Ваших ответов  были отрицательными, не расстраивайтесь и не волнуйтесь. Вернитесь к анкете и постарайтесь ещё раз проанализировать вопросы.  Возможно они помогут вам что-то изменить в привычном ритме жизни и подготовиться всей семьёй к поступлению вашего ребёнка в школу.  


Конец формы

Далее на бумаге попробуйте составить список необходимых изменений, которые нужно внести в вашу привычную жизнь, в семейные воспитательные моменты. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Советы психолога родителям будущих первоклассников"

Если ребёнок настроен против школы, если он спрашивает: "Зачем ходить в школу?"... Как правильно построить общение с ребёнком?...

Советы психолога родителям будущих первоклассников

Советы психолога помогут вам и ребенку перестроится на новый жизненный этап - обучение в школе....

Советы для родителей будущих первоклассников.

Советы родителям будущих первоклассников, которые помогут в дальнейшей адаптации в школе....

Советы учителя родителям будущих первоклассников.

Уважаемые родители! Очень скоро ваш ребёнок  пойдёт в школу в первый класс. Как хочется, чтобы у него всё было хорошо!Краткие рекомендации от учителя с тридцатилетним опытом работы в начальной шк...

Советы для родителей будущих первоклассников.

Консультация для родителей будущих первоклассников  о том, что должны знать родители об особенностях готовности детей к школе....

«Советы для родителей будущих первоклассников и младших школьников». Курс консультаций для родителей.

В данном материале даны рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога для родителей будущих первоклассников и младших школьников....

Советы психолога родителям будущего первоклассника. О чем необходимо помнить родителям?

В статье даются советы родителям будущего первоклассника...