рабочая программа по литературному чтению 2 класс ФГОС
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему
рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lit.chtenie_2.doc | 321.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе авторской программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. (Сборник рабочих программ «Школа России», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.
Цели учебного предмета «Литературное чтение» во втором классе направлены на:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Основные задачи предмета:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 140 учебных часов.
Количество часов в неделю: 4 часа
Количество часов для проведения контрольных работ: 4 часа
Количество часов для проведения проектов исследований: 3 часа
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2ч. – М.: Просвещение, 2012.
Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- работа в парах
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» относится к образовательной области «Филология».
Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 140 учебных часов.
Количество часов в неделю: 4 часа
Количество часов для проведения контрольных работ: 4 часа
Количество часов для проведения проектов исследований: 3 часа
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Личностные результаты
- 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;
- 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
- 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
- Метапредметные результаты
- 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Предметные результаты
- 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета
Знакомство с учебником (1 ч.)
Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Самое великое чудо на свете (4ч.)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Книги, прочитанные летом.Выставка книг по теме. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя.
Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека».
Старинные и современные книги. Высказывания о книгах.
Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга».
Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний.
Напутствие читателю Р.Сефа.
Выразительное чтение напутствия.
Пересказ содержания научно-познавательных текстов.
Устное народное творчество (15ч.)
Знакомство с названием раздела. Устное народное творчество.
Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.
Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.
Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества.
Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.
Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества.
Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.
Загадки, пословицы и поговорки — малые жанры устного народного творчества.
Распределение загадок по тематическим группам.
Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт»
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки.
Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом.
Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера.
Русская народная сказка «Каша из топора».
Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев.
Оценка достижений.
Люблю природу русскую. Осень (8ч.)
Знакомство с названием раздела. Осенние загадки.
Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы.
Образ осени в загадках.
Соотнесение загадки и отгадки.
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта
Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Выразительное чтение стихотворений
Лирические стихотворения А.Плещеева, А.Фета.
Лирические стихотворения А.Толстого, С.Есенина.
Лирические стихотворения В.Брюсова, И.Токмаковой,
В.Берестов «Хитрые грибы».
Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов.
М.Пришвин «Осеннее утро» Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Оценка достижений
Русские писатели (14ч.)
Знакомство с названием раздела. А.С.Пушкин - великий русский писатель.
Прогнозирование содержания раздела.
А.С.Пушкин Вступление к поэме «Руслан и Людмила».
Сказочные чудеса.
А.С.Пушкин Лирические стихотворения.
Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения.
И.А.Крылов. Басни. «Лебедь, Щука и Рак».
Нравственный смысл басен И.А.Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста.
И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей».
Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей.
Л.Н.Толстой. Басни Л.Н.Толстого.
Нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни.
А.Введенский «Лошадка». Оценка своих достижений.
Люблю природу русскую. Зима (9ч.)
Знакомство с названием раздела. Зимние загадки.
Прогнозирование содержания раздела.
Соотнесение загадки с отгадкой.
Лирические стихотворения. И.Бунин «Первый снег» Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме.
Лирические стихотворения К.Бальмонта, Я.Акима
Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою»
Лирические стихотворения С.Есенина.
Русская народная сказка. «Два Мороза».
Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев.
Новогодняя быль. С.Михалков.
Особенности данного жанра. Чтение по ролям.
Весёлые стихи о зиме А.Барто, С.Дрожжина, А.Прокофьева.
Писатели – детям (17ч.)
Знакомство с названием раздела. К.Чуковский. «Путаница».
Прогнозирование содержания раздела. Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.
К.Чуковский. «Радость».
К.Чуковский. «Федорино горе».
С.Я.Маршак. «Кот и лодыри».
Герои произведений С.Маршака. Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения.
С.В.Михалков «Мой секрет». Эпическое стихотворение. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения.
С.В.Михалков «Сила воли».
Характеристика героя произведения с опорой на его поступки.
С.В.Михалков «Мой щенок».
A.J1.Барто «Верёвочка».
Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.
Стихи А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу».
A.J1.Барто «Вовка – добрая душа»
Н.Н.Носов «Затейники».
Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана.
Н.Н.Носов «Живая шляпа».
Н.Н.Носов «На горке».
Подробный пересказ на основе картинного плана.
Я и мои друзья (10ч.)
Знакомство с названием раздела. Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской
Прогнозирование содержания раздела.
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, В.Лунина.
Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.
Н.Булгаков «Анна, не грусти!»
Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке
Ю.Ермолаев «Два пирожных».
В.Осеева «Волшебное слово».
В.Осеева «Хорошее».
В.Осеева «Почему?».
Оценка достижений.
Люблю природу русскую. Весна (10ч.)
Знакомство с названием раздела. Весенние загадки.
Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.
Лирические произведения Ф.Тютчева
Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись
Лирические произведения А.Плещеева.
Лирические произведения А.Блока, С.Маршака.
И.Бунин «Матери».
А.Плещеев «В бурю».
Е.Благинина «Посидим в тишине».
Э.Мошковская «Я маму мою обидел». Оценка достижений
И в шутку и всерьёз (14ч.)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Весёлые стихи Б.Заходера.
Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения
Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха».
Э.Успенский «Чебурашка».
Э.Успенский «Если был бы я девчонкой».
Э.Успенский «Над нашей квартирой».
Э.Успенский «Память».
Весёлые стихи В.Берестова.
Весёлые стихи И.Токмаковой.
Г.Остер «Будем знакомы»ю
Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов
В.Драгунский «Тайное становится явным».
Оценка планируемых достижений
Литература зарубежных стран (12ч.)
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг.
Американская народная песенка в переводе J1.Яхнина.
Сравнение русских и зарубежных песенок.
Английские народные песенки в переводе С.Маршака, К.Чуковского. Сравнение русских и зарубежных песенок.
Французские, немецкие народные песенки в переводе Н.Гернета, В.Викторова. Сравнение русских и зарубежных песенок.
Ш.Перро «Кот в сапогах».
Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок.
Ш.Перро «Красная Шапочка». Творческий пересказ: дополнение содержания сказки.
Г.-Х.Андерсен «Принцесса на горошине».
Герои зарубежных сказок.
Эни Хогарт «Мафии и паук».
Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. Проект: «Мой любимый писатель-сказочник».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем. Содержание | Часы учебн. време- ни | Характеристика основной деятельности ученика | Примеча ние | ||
Плано вые сроки прохождения | ||||||
I четверть (38ч.) | ||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце | |||
Самое великое чудо на свете (4ч.) | ||||||
2 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Книги, прочитанные летом. Выставка книг по теме. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять любимую книгу и любимых героев. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлять список прочитанных книг. | |||
3 | Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека». | 1 | Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. | |||
4 | Старинные и современные книги. Высказывания о книгах. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга». Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний. | 1 | Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге). Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса. Обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о книге и о чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия | |||
5 | Напутствие читателю Р.Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов. | 1 | ||||
Устное народное творчество (15ч.) | ||||||
6 | Знакомство с названием раздела. Устное народное творчество. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей. | |||
7 | Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. | 1 | ||||
8 | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. | 1 | Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на жизненный опыт создания народного творчества | |||
9 | Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. | 1 | Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. | |||
10 | Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. | 1 | Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. | |||
11 | Загадки, пословицы и поговорки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. | 1 | Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам. | |||
12 | Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт» | 1 | Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. | |||
13 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1 | ||||
14 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. | 1 | ||||
15 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. | 1 | ||||
16 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. | 1 | ||||
17 | Русская народная сказка «Каша из топора». Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. | 1 | ||||
18 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. | 1 | ||||
19 | Обобщение по разделу «Устное народное творчество». | 1 | ||||
20 | Оценка достижений. | 1 | Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Люблю природу русскую. Осень (8ч.) | ||||||
21 | Знакомство с названием раздела. Осенние загадки. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. | |||
22 | Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Выразительное чтение стихотворений | 1 | ||||
23 | Лирические стихотворения А.Плещеева, А.Фета. | 1 | ||||
24 | Лирические стихотворения А.Толстого, С.Есенина. | 1 | ||||
25 | Лирические стихотворения В.Брюсова, И.Токмаковой, | 1 | ||||
26 | В.Берестов «Хитрые грибы». Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. | 1 | ||||
27 | М.Пришвин «Осеннее утро» Сравнение художественного и научно-популярного текстов. | 1 | ||||
28 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую» Оценка достижений | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |||
Русские писатели (14ч.) | ||||||
29 | Знакомство с названием раздела. А.С.Пушкин - великий русский писатель. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. | |||
30 | А.С.Пушкин Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. | 1 | Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. | |||
31 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | ||||
32 | А.С.Пушкин Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение | 1 | Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст- рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Воспринимать на слух художественные произведения. Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. | |||
33 34 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. | 1 | ||||
35 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | ||||
36 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. | |||
37 | И.А.Крылов. Басни. «Лебедь, Щука и Рак». Нравственный смысл басен И.А.Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. | 1 | Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. | |||
38 | И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей. | 1 | ||||
II четверть (27ч.) | ||||||
39 | Л.Н.Толстой. Басни Л.Н.Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. | 1 | Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. | |||
40 | Рассказы Л.Н.Толстого. «Старый дед и внучек» Герои произведений. Характеристика героев произведений. | 1 | Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам. | |||
41 | Л.Н.Толстой «Филиппок». Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. | 1 | ||||
42 | Л.Н.Толстой «Правда всего дороже», «Котёнок». Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. | 1 | ||||
43 | Обобщение по разделу «Русские писатели». Оценка достижений. | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. | |||
О братьях наших меньших (12ч.) | ||||||
44 | Знакомство с названием раздела.. Научно-популярный текст Н. Сладкова. Прогнозирование содержания раздела | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. | |||
45 | Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. | 1 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природу, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |||
46 | Весёлые стихи о животных. И.Пивоварова «Жила-была собака». | 1 | ||||
47 | В.Берестов «Кошкин щенок» | 1 | ||||
48 | Рассказы о животных. М.М.Пришвин «Ребята и утята» Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков. | 1 | ||||
49 | Е.Чарушин «Страшный рассказ». | 1 | ||||
50 | Б.Житков «Храбрый утёнок». | 1 | ||||
51 | В.Бианки «Музыкант» Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков. | 1 | ||||
52 | В.В.Бианки «Сова» Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков. | 1 | ||||
53 | В.В.Бианки «Сова». | 1 | ||||
54 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». | 1 | ||||
55 | Оценка планируемых достижений. | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения | |||
Из детских журналов (9ч.) | ||||||
56 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. | |||
57 58 | Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д.Хармс. Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма. | 1 | Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. | |||
59 | Стихотворения Д.Хармса. | 1 | ||||
60 | Ю.Владимиров «Чудаки». | 1 | ||||
61 | А.Введенский «Учёный Петя». | 1 | ||||
62 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | ||||
63 | Проект: «Мой любимый детский журнал». | 1 | Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |||
64 | А.Введенский «Лошадка» | 1 | ||||
65 | Обобщение по разделу «Из детских журналов». Оценка своих достижений. | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |||
III четверть () | ||||||
Люблю природу русскую. Зима (9ч.) | ||||||
66 | Знакомство с названием раздела. Зимние загадки. Прогнозирование содержания раздела. Соотнесение загадки с отгадкой. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. | |||
67 | Лирические стихотворения. И.Бунин «Первый снег» Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. | 1 | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок | |||
68 | Лирические стихотворения К.Бальмонта, Я.Акима | 1 | ||||
69 | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою» | 1 | ||||
70 | Лирические стихотворения С.Есенина. | 1 | ||||
71 | Русская народная сказка. «Два Мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев. | 1 | ||||
72 | Новогодняя быль. С.Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. | 1 | ||||
73 | Весёлые стихи о зиме А.Барто, С.Дрожжина, А.Прокофьева. | 1 | ||||
74 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую» Оценка достижений. | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |||
Писатели – детям (17ч.) | ||||||
75 | Знакомство с названием раздела. К.Чуковский. «Путаница». Прогнозирование содержания раздела. Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение | |||
76 | К.Чуковский. «Радость». | 1 | ||||
77 78 | К.Чуковский. «Федорино горе». | 1 | ||||
79 | С.Я.Маршак. «Кот и лодыри». Герои произведений С.Маршака. Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. | 1 | ||||
80 | С.В.Михалков «Мой секрет». Эпическое стихотворение. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. | 1 | ||||
81 | С.В.Михалков «Сила воли». Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. | 1 | ||||
82 | С.В.Михалков «Мой щенок». | 1 | ||||
83 | A.J1.Барто «Верёвочка». Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения. | 1 | ||||
84 | Стихи А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу». | 1 | ||||
85 | A.J1.Барто «Вовка – добрая душа» | 1 | ||||
86 | Н.Н.Носов «Затейники». Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. | 1 | ||||
87 | Н.Н.Носов «Живая шляпа». | 1 | ||||
88 | Н.Н.Носов «Живая шляпа». | 1 | ||||
89 90 | Н.Н.Носов «На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана. | 2 | ||||
91 | Обобщение по разделу «Писатели – детям». Оценка достижений | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |||
Я и мои друзья (10ч.) | ||||||
92 | Знакомство с названием раздела. Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план пересказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок Составлять короткий рассказ на предложенную тему. | |||
93 | Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, В.Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления. | 1 | ||||
94 95 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!» Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке | 2 | ||||
96 | Ю.Ермолаев «Два пирожных». | 1 | ||||
97 | В.Осеева «Волшебное слово». | 1 | ||||
98 | В.Осеева «Хорошее». | 1 | ||||
99 100 | В.Осеева «Почему?». | 1 1 | ||||
101 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | ||||
102 | Оценка достижений. | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |||
Люблю природу русскую. Весна (10ч.) | ||||||
103 | Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения | |||
104 105 | Лирические произведения Ф.Тютчева Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись | 1 1 | ||||
106 | Лирические произведения А.Плещеева. | 1 | ||||
107 | Лирические произведения А.Блока, С.Маршака. | 1 | ||||
108 | И.Бунин «Матери». | 1 | ||||
109 | А.Плещеев «В бурю». | 1 | ||||
110 | Е.Благинина «Посидим в тишине». | 1 | ||||
111 | Э.Мошковская «Я маму мою обидел». | 1 | ||||
112 | Оценка достижений | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |||
И в шутку и всерьёз (14ч.) | ||||||
113 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работ с текстом. | |||
114 | Весёлые стихи Б.Заходера. Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения. | 1 | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать весёлые рассказы. Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок | |||
115 | Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха». | 1 | ||||
116 117 | Э.Успенский «Чебурашка». | 1 | ||||
118 | Э.Успенский «Если был бы я девчонкой». | 1 | ||||
119 | Э.Успенский «Над нашей квартирой». | 1 | ||||
120 | Э.Успенский «Память». | 1 | ||||
121 | Весёлые стихи В.Берестова. | 1 | ||||
122 | Весёлые стихи И.Токмаковой. | 1 | ||||
123 | Г.Остер «Будем знакомы»ю Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов | 1 | ||||
124 125 | В.Драгунский «Тайное становится явным». | 1 | ||||
126 | Оценка планируемых достижений | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |||
Литература зарубежных стран (12ч.) | ||||||
127 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. | |||
128 | Американская народная песенка в переводе J1.Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. | 1 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения | |||
129 | Английские народные песенки в переводе С.Маршака, К.Чуковского. Сравнение русских и зарубежных песенок. | 1 | ||||
130 | Французские, немецкие народные песенки в переводе Н.Гернета, В.Викторова. Сравнение русских и зарубежных песенок. | 1 | ||||
131132 | Ш.Перро «Кот в сапогах». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. | 1 1 | ||||
133 | Ш.Перро «Красная Шапочка». Творческий пересказ: дополнение содержания сказки. | 1 | ||||
134 | Г.-Х.Андерсен «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок. | 1 | ||||
135 | Комплексная контрольная работа | 1 | ||||
136137 | Эни Хогарт «Мафии и паук». Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. | 1 1 | ||||
Проект: «Мой любимый писатель-сказочник». | 1 | Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. | ||||
139 | Оценка достижений | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |||
140 | Итоговый урок. | 1 |
Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Обучающиеся должны:
владеть навыком осознанного правильного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 50 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения;
определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого и полного пересказа ;
делить текст на части, озаглавливать их;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц;
знать названия, темы и сюжеты произведений;
знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной литературы;
знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
знать пословицы, крылатые выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употреблять каждую из них;
уметь полноценно слушать;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Виды работ | Число работ |
Контрольная работа | 4 |
Итого | 4 |
Примерные контрольно-измерительные материалы:
Контрольная работа № 1 за I четверть
- Проверка техники чтения
СТАРЫЙ ПЁС
Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
– Значит, ты уже не узнаёшь меня?
Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
– Прости меня, что я не узнал тебя.
Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку:
– Живи здесь.
Старый Пёс спросил у человека:
– Зачем тебе ещё один пёс?
– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.
(94 слова)
(В. Сухомлинский)
- Вопросы и задания
1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
2. Как к этому отнёсся человек?
3. Что тебе понравилось в этом произведении?
- II. Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
ВЕНИК
Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.
Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».
Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
Старик говорит:
– Переломите веник.
Сыновья сказали:
– Разве можно веник переломить?
Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
– Ломайте прутья! – сказал старик.
Сыновья все прутья переломали.
Старик говорит:
– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.
(103 слова)
(Л.Н. Толстой)
- Вопросы и задания
Прочитай текст «Веник» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей басни.
А) Старик, трое сыновей;
Б) старик, один сын;
В) старик, двое сыновей.
2. Как жили братья между собой?
А) Часто ссорились;
Б) жили дружно;
В) во всём поддерживали друг друга.
3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей.
А) Всем будет худо;
Б) все разделятся;
В) все разойдутся.
4. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?
А) Скучно;
Б) плохо;
В) весело.
5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?
А) На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
Б) переломить веник;
В) подмести пол в избе.
6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?
А) С кем поведёшься, от того и наберёшься;
Б) Где мир и лад, не нужен и клад;
В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось;
Г) Добрый пример лучше ста слов.
7. Какой наказ дал старик сыновьям?
8. Как называют обобщённую главную мысль в этом жанре?
9. Какое важное человеческое качество обсуждается в произведении?
10. Понравилось ли тебе произведение и чем?
Правильные ответы к заданиям
| А | Б | В | Г |
1. | + |
|
|
|
2. | + |
|
|
|
3. | 3 | 1 | 2 |
|
4. |
| + |
|
|
5. | + |
|
|
|
6. |
| + | + |
|
7. |
| |||
8. | Мораль | |||
9. | Умение дружно жить |
Контрольная работа № 2 за II четверть
- Проверка техники чтения
Услужливый
Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг на поляну и попросил Зайца:
– Разбуди меня через полчасика!
Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его.
– Спи-спи! Разбужу! – пообещал он.
Лось потянулся и закрыл глаза.
– Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц.
Притащил стог сена и давай его Лосю под бок пихать.
– Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось.
– Может, тебе перед сном напиться принести? Я мигом сбегаю!
– Да нет, не надо... я спать хочу...
– Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу?
Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь.
– Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь ещё и двадцати минут не прошло!
(103 слова)
(С. Михалков)
Вопросы и задания
1. О чем Лось попросил Зайца?
2. Как Заяц хотел услужить Лосю?
3. Почему
- Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
Дедушка
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.
– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.
Уважай старика: сам будешь стар.
(161 слово)
(К.Д. Ушинский)
Прочитай текст «Дедушка» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей басни.
А) Дедушка, сын, невестка, внук;
Б) старик, невестка, внук;
В) дедушка, сын, внук.
2. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.
А) Ненужный, использованный;
Б) слабый, немощный от старости;
В) плохой, скверный.
3. Восстанови с помощью цифр последовательность описания автором немощи дедушки.
А) Плохо он видел;
Б) руки и ноги у него дрожали от старости;
В) плохо слышал.
4. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?
А) Они не хотели общаться с отцом;
Б) отец стал неаккуратно есть;
В) отец стал их обижать.
5. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?
А) Любовь к детям;
Б) любовь к престарелым родителям;
В) умение уважать старость.
6. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.
А) Любишь кататься – люби и саночки возить.
Б) Сделав худо, не жди добра.
В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.
7. Перечитай диалог дитятка с матерью. Подумай, почему отец и мать переглянулись и покраснели?
8. Почему родители дитятка перестали старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить?
9. Выпиши мораль басни.
10. Определи жизненные правила по отношению к старикам в твоей семье.
Правильные ответы к заданиям
| А | Б | В |
1 | + |
|
|
2 |
| + |
|
3 | 1 | 3 | 2 |
4 |
| + |
|
5 |
|
| + |
6 |
|
| + |
7 | Стало стыдно | ||
8 | Чтобы в старости с ними так не поступили | ||
9 | Последние два предложения | ||
10 |
|
Контрольная работа № 3 за III четверть
- Проверка техники чтения
Озеро
Видишь, вон на том месте пройти нельзя – топко.
А когда-то там было озеро. Чистое, прозрачное. На дне каждая рыбёшка, каждый камушек видны были. Но, о чистоте своей заботясь, поссорилось Озеро с Ручейками:
– Вы только воду мою после дождей мутите. Поворачивайте в другую сторону!
Удивились Ручейки, да что поделаешь – само большое Озеро велело, а они только маленькие Ручейки...
И побежали они стороной, в другую долину.
А одинокое Озеро радовалось: теперь некому воду мутить.
Но вскоре заметило: почему-то мелеет оно. И, позабыв о ссоре, хотело оно позвать Ручейки, но уж так обмельчало, что даже не нашлось у него волны подходящей друзей кликнуть.
(102 слова)
(Я. Ярмыш)
- Вопросы и задания
1. Назови персонажей произведения.
2. Почему Ручейки побежали в другую долину?
3. Как было наказано Озеро?
- Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
Лошадь и жаба
После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул... Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.
(155 слов)
(Л.Н. Толстой)
Прочитай текст «Лошадь и жаба» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей произведения.
а) Ребятишки, жаба, лошадь;
б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;
в) ребятишки, мужик.
2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.
а) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;
б) изгородь вокруг деревни;
в) окраина селения.
3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?
а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.
4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?
а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.
5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте.
а) Сидит;
б) прыгает;
в) вылезла;
г) хочет спрятаться.
6. Определи с помощью цифр последовательность действий ребятишек в тексте.
а) Изранили;
б) наломали;
в) давай тыкать.
7. Выпиши определения, которым автор характеризует лошадь.
8. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.
а) Почему детям стыдно?
б) Встреча лошади с жабой.
в) Как хорошо после дождя!
г) Потеха детей.
д) «Лошадь гадину пожалела».
9. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?
10. Какой нравственный урок получили дети?
Правильные ответы к заданиям
| А | Б | В | Г | Д |
1 |
| + |
|
|
|
2 | + |
|
|
|
|
3 | + |
|
|
|
|
4 |
| + |
|
|
|
5 | 2 | 3 | 1 | 4 |
|
6 | 3 | 1 | 2 |
|
|
7 | старая, худая | ||||
8 | 5 | 3 | 1 | 2 | 4 |
9 | жаба, лошадь | ||||
10 | стыдно обижать слабых, беззащитных |
Итоговая контрольная работа №4
- Проверка техники чтения
Белка и волк
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
– Пусти, меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
(110 слов)
(Л.Н. Толстой)
- Вопросы и задания
1. На какого зверя упала белка?
2. Что хотел с ней сделать волк?
3. Почему белки веселы?
- II. Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
Ветер и Солнце
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
(164 слова)
(К. Д. Ушинский)
Прочитай текст «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей произведения.
а) Солнце, Ветер, путешественник;
б) Солнце, Ветер;
в) Солнце, Ветер, Лошадь.
2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?
a) На лесной тропинке;
б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.
3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?
а) Кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;
в) кого из них больше любят.
4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи.
а) Из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.
5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.
a) Ехал всё дальше и дальше;
б) крепче закутывался;
в) надел свой плащ в рукава;
г) ворчал на непогоду;
д) подвязался поясом.
6. Восстанови последовательность действий Солнца.
а) Выглянуло;
б) улыбнулось;
в) осушило;
г) обогрело.
7. Выпиши из текста определения, данные автором Ветру.
8. Дай свою характеристику Солнцу.
9. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор.
10. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.
Правильные ответы к заданиям
| А | Б | В | Г | Д |
1 | + |
|
|
|
|
2 |
|
| + |
|
|
3 |
| + |
|
|
|
4 |
| + |
|
|
|
5 | 3 | 1 | 4 | 2 | 5 |
6 | 2 | 1 | 4 | 3 |
|
7 | Сердитый, северный | ||||
8 | Ласковое, доброе, могущественное | ||||
9 | Последние 9 слов | ||||
10 | Сказка |
- Критерии и нормы оценки обучающихся
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература
Основная:
1. Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
2..Климанова Л.Ф, .Горецкий В.Г, .Голованова М.В,. Виноградская Л.А,.Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2ч. – М.: Просвещение, 2012.
3. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная:
1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др.. 2 класс. – М.: «ВАКО», 2012.
2. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом. 2 класс. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2011.
3. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 2 класс. – М.: «ВАКО», 2011.
4. Панкова О.Б. Проверочные работы по литературному чтению. 2 класс. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2012
5.Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В.Раздаточные материалы. Чтение. 2 класс. – М.: «Дрофа», 2008.
Оборудование и приборы
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | Примечание | |
по требованиям | фактически | |||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
1 | Стандарт начального образования по литературному чтению. Примерная программа начального образования по литературному чтению. | 1 Д | 1 1 | |
Печатные пособия | ||||
2. | Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты писателей. Словари, справочники, энциклопедии. | Д | Имеется в наличии | |
Технические средства обучения и оборудование кабинета | ||||
3. | Настенная магнитно –маркерная доска Мультимедийный проектор Принтер лазерный Ноутбук | Д Д Д Д | 1 1 1 1 | |
Экранно-звуковые пособия | ||||
4. | 1. Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника. Литературное чтение» 1-4 классы. 2. Интерактивное оборудование и интернет – ресурсы в школе. Литературное чтение. 1-4 классы. | Д | Имеется возможность поиска в сети Интернет | |
Оборудование класса | ||||
8. | Ученические столы 2 местные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | Ф Д Д Д | 12мест 1 1 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению по ФГОС
рабочая программа по литературному чтению по ФГОС...
рабочая программа по литературному чтению по ФГОС
рабочая программа по литературному чтению по ФГОС...
рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс (Школа России)
рабочая программа по литературному чтению, включает в себя и календарно-тематическое планирование по обучению грамоте...
Рабочая программа по литературному чтению по ФГОСам 3 класс
Программа по программе "Школа России" для 3 класса к учебнику Климановой, составленна с требованиями ФГОС с уроками развития речи....
Рабочая программа по литературному чтению УМК ФГОС 2 класс
Программа разработана на основе авторской программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.. УМК «Школа России» Москва«Просвещение» 2011...
Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению....
Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 2 класс...