Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Школа России". Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_tekhnologiya_korableva.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цели изучения технологии в начальной школе:
саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Основные задачи курса:
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (превосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности учащихся на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета «Технология » для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2012), авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой «Технология» (М: Просвещение,2013г).
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2,пп 9,10).
3. ФГОС, п.19.5.
4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Минобразования России от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного плана учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
5. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана».
6. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Локальные акты ОУ:
1. Учебный план ГБОУ гимназии № 293 на 2013-2014 учебный год.
2. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ гимназии №293 на 2013-2014 учебный год.
3. Положение о рабочей программе (протокол №1 заседания педагогического совета от 30.08.2013г.).
Сведения о программе
За основу взята авторская программа Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой «Технология» (М: Просвещение,2013г).
Обоснование выбора авторской программы
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала УМК полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Информация о внесённых изменениях в авторскую программу
Изменения в авторскую программу не внесены, т.к. ее содержание полностью соответствует требованиям ФГОС, УМК «Школа России» и основной образовательной программе НОО ГБОУ гимназии № 293 на 2013 – 2014 учебный год.
Информация об используемом УМК
Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.
Комплекс реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС (раздел III, п.19.3.).
Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы.
По курсу «Технология» для реализации программного содержания используются: авторский учебно-методический комплект, включающий в себя учебник «Технология» 3 класс, Н.И. Роговцевой., Н,В. Богдановой, и др. издательство «Просвещение», 2013г. и рабочую тетрадь для учащихся. На уроках используется электронное приложение к учебнику.
Принципиальной особенностью предмета «Технология» данного УМК является его направленность на углубление общеобразовательной подготовки, развитие основных познавательных процессов и повышение уровня обшей культуры обучающихся. В соответствии с данной особенностью все программные вопросы курса «Технология» рассматриваются в учебнике не в узкопрактическом или специальном технологическом плане, а на более широкой культурологической платформе, на основе творческой самостоятельной деятельности учащихся.
К особенностям авторского УМ К следует также отнести:
• практико-ориентированную направленность содержания обучения;
• формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества, фантазии, расширение кругозора и совершенствование технологических навыков, что создаёт возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах.
В поурочных разработках по технологии Т.Н. Максимовой (М.: ВАКО 2013г.) большое внимание уделено здоровьесберегающим технологиям: в конспектах представлены физминутки, игры на внимание, комплексы упражнений для глаз, пальчиковой гимнастики, релаксации, представлены памятки с инструкциями по технике безопасности, которые необходимо знать ученикам.
По содержанию учебный материал систематизирован с учётом последовательности в овладении и использовании как практических умении и технологии, так и теоретических знаний. Структура учебника и распределение материала по разделам и темам отражают последовательность его изучения в течение учебного года, что создаёт наиболее благоприятные условия для работы с учебником.
Важную роль играет иллюстративный учебный материал, который является равноправным с текстом носителем дидактической информации. Методический аппарат каждого учебника программирует процесс обучения, задаёт направление работы на уроке, что в значительной мере облегчает учителю подготовку к уроку и его проведение.
В учебниках и рабочих тетрадях реализован вариативный и разноуровневый подход к обучению. В поурочных разработках предлагаются разные варианты изделий и дополнительный материал для кругозора учащихся.
Информация о количестве учебных часов
На изучение технологии в 3 классе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
Таблица № 1
Количество учебных часов по четвертям
Период обучения | Количество часов |
В неделю | 1ч |
1 четверть | 9 ч |
2 четверть | 7 ч |
3 четверть | 10 ч |
4 четверть | 8 ч |
За учебный год | 34 ч |
Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков
Создание на уроке атмосферы творческого поиска, коллективного и индивидуального труда благотворно влияет на общее развитие учащихся. В этом поможет объяснительно-иллюстративное обучение (выдача учебной информации, наглядность), разноуровневое обучение (дифференцированный подход по уровню обученности), учебно-деловая игра (создание проблемной ситуации и др.), элементы развивающего обучения (личностно-ориентированное обучение), проектирование и другие технологии. Программа «Технология» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, изобразительным искусством.
Виды и типы уроков (по дидактической цели), используемых в курсе «Технология»:
• комбинированный урок;
• урок изучения нового материала;
- урок формирования умений и навыков;
• урок развития умений и навыков;
• урок закрепления и систематизации знаний;
• нетрадиционные формы уроков: урок-игра, урок-сказка, урок-проект, урок-викторина, урок-исследование, урок-практика;
Формы проведения учебных занятий:
• индивидуальные;
• индивидуально-групповые;
• фронтальные;
• работа в парах.
Учебный предмет «Технология» способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность, и создает условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благоприятно сказывается на возрождении ценных традиций, в частности семейного творчества, объединения школьников по интересам.
Базовые технико-технологические знания и умения, опыт творческой и проектной деятельности реализованы во внеурочное время в следующих формах:
- индивидуальная творческая деятельность по интересам в семье с последующим представлением творческих достижений на праздниках и выставках;
- индивидуальная работа над проектами, темы которых предложены в тематическом планировании предмета «Технология» с последующей презентацией своих результатов;
- общественно полезные дела для класса, образовательного учреждения (оформление класса, стенда «Наше творчество», школьной рекреации, участие в творческих выставках гимназии, изготовление поздравительных открыток для ветеранов, учителей и родителей).
Виды и формы промежуточного, итогового контроля
Текущий контроль проходит на этапе завершения работы над изделием. Отметка складывается из критериев: аккуратность выполнения работы; соблюдение технологии процесса изготовления изделия; качество.
При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности.
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся, где у второклассников появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.
Виды контрольно-измерительных материалов:
- стартовая районная интегрированная диагностика;
- итоговая диагностика;
- выставки работ учащихся;
- наблюдение (практическая работа);
- беседа (обсуждение работ);
- фронтальный опрос.
Планируемый уровень подготовки
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. - Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Обучающиеся получат возможность:
Регулятивные УУД
- следовать определенным правилам при выполнении изделия;
- дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и/или самостоятельно;
- выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;
- корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
- проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников;
- вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
- действовать в соответствии с определенной ролью;
- прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя;
- работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
- ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;
- выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;
- прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта:
- оценивать качества своей работы.
Познавательные УУД
- выделять информацию из текстов заданную в явной форме;
- высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника,
- проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;
- использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
- проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно;
- выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;
- находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно;
- проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
- высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
- проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
- находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;
Коммуникативные УУД
- слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения;
- находить точки соприкосновения различных мнений;
- Приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях;
- осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;
- оценивать высказывания и действия партнера сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
- формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
- строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
- учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
- задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации;
- осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
- приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности;
- использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы 3 класса:
Таблица №2
Требования к уровню подготовки учащихся
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда | |
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
- называть современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности; - понимать общие правила создания пред- метов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; - анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; - организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
| - уважительно относиться к труду людей; - понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; - понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте; - демонстрировать отдельный продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | |
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
- на основе полученных представлений о мно- гообразии материалов, их видах, свойствах, происхождений, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в об- работке материалов для изделий по декоратив- но-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной зада- чей; - отбирать и выполнять в зависимости от свойст освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении и заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы; - применять приемы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (нож- ницы) и колющими (игла, шило); - выполнять символические действия модели- рования и преобразования модели и работать с простейшими технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изде- Лия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. | - отбирать и выстраивать оптималь- ную технологическую последователь- ность реализации собственного или предложенного учителем замысла; - прогнозировать конечный практи- ческий результат и самостоятельно комбинировать художественнее тех- ноологии в соответствии с конструк- тивной или декоративно-художест- венной задачей. |
Конструирование и моделирование | |
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; - решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соеди- нения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере); - изготавливать не сложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере). | - соотносить объемные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображе- ниями их разверток; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения опре- деленной конструкторской задачи или передачи определенной художе- ственно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. |
Практика работы на компьютере | |
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; - использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; - создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций. | - пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки. |
Обоснование содержания рабочей программы
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно - деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы.
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.
Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Учебный предмет «Технология» способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность, и создает условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благоприятно сказывается на возрождении ценных традиций, в частности семейного творчества, объединения школьников разновозрастных групп по интересам и т. д.
Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Содержание рабочей программы
Таблица № 3
Тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как работать с учебником | 1 |
2 | Человек и земля | 21 |
3 | Человек и вода | 4 |
4 | Человек и воздух | 3 |
5 | Человек и информация | 5 |
Итого | 34 |
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Таблица № 4
Содержание программы (34 часа)
Наименование разделов и тем | Часы | Содержание программного материала | Вид работы | Универсальные учебные действия |
Как работать с учебником (1 час). | 1 | Вопросы юного технолога. Путешествие по городу. | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки по разным основаниям. | Анализировать и сравнивать учебник и рабочую тетрадь; использовать знаково-символические средства. |
Человек и земля (21 часов). | 1 | Архитектура. | Конструирование из бумаги дома. | Осуществлять поиск инфор- мации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя. |
1 | Городские постройки. | Конструирование из проволоки телебашни. | ||
1 | Парк | Композиция из природных материалов (городской парк). | ||
2 | Проект «Детская площадка». | Конструирование из бумаги объектов детской площадки. | ||
2 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. | Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков. Аппликация из ткани. | ||
1 | Изготовление тканей. | Плетение гобелена. | ||
1 | Вязание | Вязание крючком воздушных петель. | ||
1 | Одежда для карнавала. | Работа с тканью. | ||
1 | Кафе | Конструирование из бумаги модели весов. | ||
1 | Фруктовый завтрак. | Приготовление пищи. | ||
1 | Колпачок-цыпленок. | Работа с тканью (колпачок для яиц). | ||
1 | Бутерброды. | Приготовление пищи. | ||
Магазин подарков. | Работа с пластичным материалом (тестопластика). | |||
1 | Золотистая соломка. | Аппликации из соломки. | ||
1 | Упаковка подарков. | Работа с бумагой и картоном. | ||
1 | Автомастерская. | Конструирование из бумаги с использованием пластилина и крышек для колес. | ||
1 | Грузовик. | Работа с металлическим конструктором. | ||
Человек и вода (4 часа). | 1 | Мосты. | Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки и пр.). | Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовать его. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
1 | Водный транспорт. Проект «Водный транспорт». | Конструирование из бумаги, пластмассового конструктора. | ||
1 | Океанариум. Проект «Океанариум». | Мягкая игрушка из подручных материалов. | ||
1 | Фонтаны. | Конструирование из пластичных материалов фонтана. | ||
Человек и воздух (3 часа). | 1 | Зоопарк. | Работа с бумагой (оригами). | Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику. |
1 | Вертолётная площадка. | Конструирование из бумаги с использованием пробки. | ||
1 | Воздушный шар. | Техника папье-маше. | ||
Человек и информа- ция (5 ч.) | 1 | Переплетная мастерская. | Переплет книги. | Принимать и сохранять учебную задачу; Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
1 | Почта. | Заполнение бланка почтового отправления. | ||
2 | Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль» | Работа с тканью, шитьё. | ||
1 | Афиша. | Работа на компьютере. |
Последовательность изучения учебного материала
(внутрипредметные и межпредметные логические связи)
Программа ориентирована на широкое использование компетенций, сформированных у детей в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается в первую очередь работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Литература и средства обучения:
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
1. Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы/ Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 3 класс. - М.. Просвещение, 2013.
2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Учебник для общеобразовательных учреждений . Технология. 3 класс. - М.. Просвещение, 2013.
3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Рабочая тетрадь. Технология 3 класс. - М.: Просвещение, 2013.
4. Поурочные разработки по технологии. 3 класс / Т.Н. Максимова – М.: ВАКО, 2013г.
5. «Технология. Технологические карты» для 3 класса - на сайте издательства «Просвещение».
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Технические средства обучения:
оборудование рабочего места учителя;
классная доска с креплениями для таблиц;
магнитная доска;
персональный компьютер;
ксерокс;
аудиомагнитофон;
телевизор;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран размером.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой;
наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки и пр.;
заготовки природного материала.
Оборудование класса:
ученические столы двухместные с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного
оборудования и пр.;
настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по технологии УМК «Школа России» 3 класс
Развернутое тематическое планирование по технологии УМК «Школа России» 3 класс...
Рабочая программа по "Технологии" УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией д...
Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" 1 класс ФГОС
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планировани с учётом УУД...
Рабочая программа по технологии (УМК "Школа России, 4 класс)
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой, Т....
Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" 1 класс...
Рабочая программа по технологии. УМК "Школа России", 1 класс. (Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология».)
ТЕХНОЛОГИЯПо программе - 33 часа, 1 час в неделюЕ.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образ...