Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс) на тему

Ситбаталова Аделя  Ризабековна

КТП по технологии  Конышева 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_3_klass.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

Руководитель  МО___________

«___»___________20____-г.

Утверждена

Директор МОУ «_____________»  
__________/____________./

«___»___________20_г.

 
 
 
 

Рабочая программа

учебного курса технологии  в   3 классе

 
 
 
 

Составитель: учитель начальных классов

_________________________ 

2010 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Технология» составлено на основе программы «Наш рукотворный мир» Конышевой  Н.М.

Основная цель курса – общеобразовательная направленность уроков практического труда. Поэтому большое внимание уделяется соединению в единой познавательной деятельности умственной и практической работы учеников.

В третьем классе продолжается начатое на предыдущей ступени обучения последовательное освоение материала, направленного на формирование у школьников осмысленного отношения к миру вещей, но теперь эта работа углубляется, расширяется и систематизируется. Основная тема программы третьего класса - «Человек Предмет - Среда». Дальнейшее ознакомление с некоторыми новыми правилами дизайна строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы

Основные задачи третьего года обучения:

1) углубление и конкретизация знаний и представлений о правилах и законах создания мира вещей и его сосуществовании с миром природы;

2) расширение и совершенствование знаний и умений, связанных с обработкой различных материалов и использованием соответствующих инструментов;

3) расширение и углубление чертежно-графической грамотности;

4) обогащение сенсорного опыта, уточнение знаний и впечатлений о предметах и явлениях окружающего мира;

5) развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и пр.) и приемов познавательной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.);

6) воспитание организованности, добросовестности и культуры труда.

Программа составлена на основе авторской программы Конышевой Н.М., рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год, обеспечена учебными пособиями:

  1. Конышева Н.М. Программа «Художественно-конструкторская деятельность». - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2008
  2. Конышева Н.М. Методические рекомендации к учебнику «Наш рукотворный мир». - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2008
  3. Конышева Н.М.. «Наш рукотворный мир». Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2006
  4. Н.М. Конышева. Рабочая тетрадь «Наш рукотворный мир». -  Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2009                                                  

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

3 класс (68 часов)

.

Формы природы и форма вещей.

Изучение и анализ форм природы, их переосмысление в декоративно-художественных изделиях и предметах утилитарно-бытового назначения. Элементы бионики в изготовлении вещей с определёнными конструктивными и декоративными свойствами.

Композиции из природных форм; передача природных форм и образов в различных материалах; коллажи на темы природы; оригами, образы животных; лепка животных по наблюдениям.

Стилизация природных форм в бытовых вещах: подбор декора к изделию в соответствии с его формой на основе стилизации растительных и других природных мотивов.

Характер и настроение вещи. Гармония вещей.

Целесообразность формы и декора в предметах быта. Проектирование вещей определённого назначения с учётом конкретных закономерностей и основных принципов дизайна. Пригласительные билеты, поздравительные открытки; убранство праздничного стола (салфетки, посуда и проч.); украшения для ёлки и для интерьера: игрушки, упаковки для подарков (конструирование, стилизация, комбинированная работа); обложка для книги (ткань, аппликация); записная книжка определённого назначения (простой переплёт).

Основные принципы и конкретные примеры стилевой гармонии. Варианты стилевого объединения в вещах (комплекты предметов интерьера: кухонный комплект, сервиз, комплект украшений).

Новые материалы и технологии.

Новые приёмы разметки: работа с циркулем (построение окружности, развёртки пирамиды, построение форм на основе круга); построение прямоугольника с помощью угольника; комбинированное построение развёрток с использованием разных инструментов.

Новые приёмы обработки ткани и новые технологии шитья: изготовление выкройки; раскрой парных деталей с припуском и без припуска; швы «назад иголку», стебельчатый, тамбурный.

Технология переплёта. Простой переплёт (книжка-тетрадь в мягкой обложке).

Изготовление изделий из бисера. Чтение и составление простейших схем.

Комбинаторика в формообразовании. Использование модулей

в формообразовании предметов.

Технология печати оттисков с матриц. Эстамп.

Наблюдения и опыты в третьем классе: аналогии в формах и конструкциях природы и созданиях человека (птица – самолёт, рыба – подводная лодка, колючки репейника – застёжка «репейник» и проч.); упорядоченное и строго закономерное строение объектов природы в соответствии с универсальными законами (семена в корзинке подсолнуха, чешуйки шишек, рыб, лепестки и листья растений и проч.); целесообразность и красота этих закономерностей; наблюдение и изучение форм животных, растений для последующего использования их в изделиях.

Изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного искусства: коллажи; посуда на основе стилизованных природных форм; декоративные предметы интерьера; декоративные игрушки и малая бытовая скульптура; стилизованные открытки и упаковки для подарков; комплекты предметов для кухни; сервизы; записные книжки; силуэтные изображения; изделия из бисера; эстампы.

Логические задачи и задания на пространственное мышление:

аналогичны таким же задачам для 2-го класса, но выполняются на более сложном материале и более сложных конструкциях.

Проекты: Космопорт (космодром будущего; коллективная работа). Кукольный театр с пальчиковыми куклами (коллективная работа).

КАЛЕНДАРНО -   ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ                    УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ   В   ТРЕТЬЕМ   КЛАССЕ

(из расчета 2 часа в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем.

Дата

Всего часов

Из них

Теоретическое обучение, практическая работа, ч.

Проверочная работа, ч.

Экскурсия, ч.

I четверть (18ч.)

Формы и образы природы – образец для мастера.

18

17

-

1

1.1

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности.

1

-

-

1.2, 1.3, 1.4

Образы природы и творения человека. Композиция «Сказочная птица». Комбинированная техника.

3

-

-

1.5, 1.6

Образы природы в коллаже. Коллаж из ткани.

2

-

-

1.7, 1.8

Образы животных в пластике. Лепка животных по наблюдению и по памяти.

2

-

-

1.9, 1.10

Стилизация и использование природных форм в вещах. Чудо – посуда. Лепка, роспись.

2

-

-

1.11, 1.12, 1.13

Композиция с использованием природных материалов. Экскурсия. Сбор и обработка материалов. Настенное панно, комбинированная техника.

2

-

1

1.14, 1.15

Образы животных в разных материалах. Петушок из волокнистых материалов.

2

-

-

1.16

Образы животных в оригами. Игрушки из бумаги.

1

-

-

1.17, 1.18

Образы природы в коллаже. Коллаж из бумаги.

2

II четверть (14 ч.)

Характер и настроение вещи.

14

14

-

-

2.1, 2.2

Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. Открытка с «окошком».

2

-

-

2.3, 2.4

Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. Фигурная открытка.

2

-

-

2.5

Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. Настольная карточка.

1

-

-

2.6, 2.7

Новые приемы бумагопластики. Дед Мороз.

2

-

-

2.8, 2.9

Приемы построения и разметки форм с помощью циркуля. Фонарик на елку.

2

-

-

2.10, 2.11

Единство вещи  и упаковки к ней.

Повторение и закрепление различных способов разметки, сборки и отделки изделий. Упаковка «Домик».

2

-

-

2.12, 2.13

Единство вещи  и упаковки.

Шов «строчка». Мешочек Деда Мороза.

2

-

-

2.14

Единство вещи и упаковки.

Новые приемы оригами. Коробочка и корзиночка для подарка.

1

-

-

III четверть (20 ч.)

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля.

20

20

-

-

3.1

Красота и уют нашего дома. Стилевое единство в вещах.

Простейшая выкройка кухонной прихватки.

1

-

-

3.2, 3.3, 3.4

Стилевое единство.  Разметка и раскрой парных деталей из ткани. Шов «строчка». Кухонная прихватка.

3

-

-

3.5, 3.6,

3.7, 3.8, 3.9

Стилевое единство.

Закрепление приемов

раскроя ткани и шитья. Чайная грелка.

5

-

-

3.10, 3.11,3.12, 3.13

Проектирование предметов по принципу стилевого единства. Сервиз. Лепка, роспись.

4

-

-

3.14-3.17

Конструирование более сложной выкройки. Новые приемы шитья.  Обложка из ткани для книги.

4

-

-

3.18, 3.19, 3.20

Конструкция и образ записной книжки. Простой переплет. Записная книжка.

3

-

-

IVчетверть (16 ч.)

4

«Весна, весна на улице!».

16

15

1

-

4.1, 4.2, 4.3

Технология изготовления изделий из папье-маше. Декоративное яйцо.

3

-

-

4.4, 4.5

Линия и пятно в декоре. Вырезание узор с повторяющимся

раппортом. Декоративные решетки.

2

-

-

4.6, 4.7,

4.8

Технология изготовления изделий из бисера. Цветы из бисера.

3

-

-

4.9, 4.10

Технология получения изображений с оттисков. Эстамп.

2

-

-

4.11, 4.12

Бумагопластика: новые технологии и образы. Игрушки из конусов.

2

-

-

4.13, 4.14

Образ в комбинированной технике. Куклы – наперстки.

2

-

-

4.15

Контрольная работа.

-

1

-

4.16

Итоговый урок. Обобщающая беседа или «экскурсия»

по итоговой выставке.

1

-

-

ИТОГО

68

66

1

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

К концу третьего года обучения учащиеся должны

  • знать:

- что мир природы первичен по отношению к искусственно созданному миру вещей;

- что в создании предметного мира человек многое заимствовал из природных конструкций, но очень многое еще осталось им не раскрытым;

- что при изготовлении бытовых вещей на основе природных форм эти формы должны быть переработаны и изменены в соответствии с новой функцией - иначе впечатление от вещи будет нехудожественным и неприятным;

- что вещи, окружающие человека, обладают определенным «характером» и «настроением», которое выражается в их форме и отделке;

- что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь должна соответствовать общей обстановке);

- что с помощью циркуля можно выполнить точные построения геометрических форм;

- что такое силуэтное изображение; что такое эстамп;

  • уметь:

- выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;

- выполнять построение прямоугольника с помощью угольника и линейки;

- оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;

- выполнять швы «назад иголка», стебельчатый, тамбурный и использовать их при изготовлении изделий;

- изготавливать изделия из бисера по простым схемам; сознательно вносить изменения в схемы в соответствии с поставленными задачами конструктивного и декоративного плана;

- придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;

- изготавливать изделия из папье-маше;

- использовать комбинированные техники в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

иметь представление:

– о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач «конструктивные изобретения» природы;

– о значении изучения природных форм и конструкций для конструирования человеком рукотворного мира;

– о том, что для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне (т. е. соответствовать формуле «красота + польза»);

–  о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область её применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой;

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Аппликационные работы в начальных классах. /Щеблыкин И.К. и др. – М.: Просвещение, 1990
  2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение,1992
  3. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль. «Академия развития», 1997
  4. Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки.- Ярославль. «Академия развития», 1997
  5. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры.- Ярославль. «Академия развития», 1997
  6. Лосич Л.Н. Игрушки – самоделки. – Мн.: «Элайда», 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....