Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель МО___________ «___»___________20____-г. | Утверждена Директор МОУ «_____________» «___»___________20_г. |
Рабочая программа
учебного курса технологии в 3 классе
Составитель: учитель начальных классов
_________________________
2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Технология» составлено на основе программы «Наш рукотворный мир» Конышевой Н.М.
Основная цель курса – общеобразовательная направленность уроков практического труда. Поэтому большое внимание уделяется соединению в единой познавательной деятельности умственной и практической работы учеников.
В третьем классе продолжается начатое на предыдущей ступени обучения последовательное освоение материала, направленного на формирование у школьников осмысленного отношения к миру вещей, но теперь эта работа углубляется, расширяется и систематизируется. Основная тема программы третьего класса - «Человек Предмет - Среда». Дальнейшее ознакомление с некоторыми новыми правилами дизайна строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы
Основные задачи третьего года обучения:
1) углубление и конкретизация знаний и представлений о правилах и законах создания мира вещей и его сосуществовании с миром природы;
2) расширение и совершенствование знаний и умений, связанных с обработкой различных материалов и использованием соответствующих инструментов;
3) расширение и углубление чертежно-графической грамотности;
4) обогащение сенсорного опыта, уточнение знаний и впечатлений о предметах и явлениях окружающего мира;
5) развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и пр.) и приемов познавательной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.);
6) воспитание организованности, добросовестности и культуры труда.
Программа составлена на основе авторской программы Конышевой Н.М., рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год, обеспечена учебными пособиями:
- Конышева Н.М. Программа «Художественно-конструкторская деятельность». - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2008
- Конышева Н.М. Методические рекомендации к учебнику «Наш рукотворный мир». - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2008
- Конышева Н.М.. «Наш рукотворный мир». Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2006
- Н.М. Конышева. Рабочая тетрадь «Наш рукотворный мир». - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2009
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
3 класс (68 часов)
.
Формы природы и форма вещей.
Изучение и анализ форм природы, их переосмысление в декоративно-художественных изделиях и предметах утилитарно-бытового назначения. Элементы бионики в изготовлении вещей с определёнными конструктивными и декоративными свойствами.
Композиции из природных форм; передача природных форм и образов в различных материалах; коллажи на темы природы; оригами, образы животных; лепка животных по наблюдениям.
Стилизация природных форм в бытовых вещах: подбор декора к изделию в соответствии с его формой на основе стилизации растительных и других природных мотивов.
Характер и настроение вещи. Гармония вещей.
Целесообразность формы и декора в предметах быта. Проектирование вещей определённого назначения с учётом конкретных закономерностей и основных принципов дизайна. Пригласительные билеты, поздравительные открытки; убранство праздничного стола (салфетки, посуда и проч.); украшения для ёлки и для интерьера: игрушки, упаковки для подарков (конструирование, стилизация, комбинированная работа); обложка для книги (ткань, аппликация); записная книжка определённого назначения (простой переплёт).
Основные принципы и конкретные примеры стилевой гармонии. Варианты стилевого объединения в вещах (комплекты предметов интерьера: кухонный комплект, сервиз, комплект украшений).
Новые материалы и технологии.
Новые приёмы разметки: работа с циркулем (построение окружности, развёртки пирамиды, построение форм на основе круга); построение прямоугольника с помощью угольника; комбинированное построение развёрток с использованием разных инструментов.
Новые приёмы обработки ткани и новые технологии шитья: изготовление выкройки; раскрой парных деталей с припуском и без припуска; швы «назад иголку», стебельчатый, тамбурный.
Технология переплёта. Простой переплёт (книжка-тетрадь в мягкой обложке).
Изготовление изделий из бисера. Чтение и составление простейших схем.
Комбинаторика в формообразовании. Использование модулей
в формообразовании предметов.
Технология печати оттисков с матриц. Эстамп.
Наблюдения и опыты в третьем классе: аналогии в формах и конструкциях природы и созданиях человека (птица – самолёт, рыба – подводная лодка, колючки репейника – застёжка «репейник» и проч.); упорядоченное и строго закономерное строение объектов природы в соответствии с универсальными законами (семена в корзинке подсолнуха, чешуйки шишек, рыб, лепестки и листья растений и проч.); целесообразность и красота этих закономерностей; наблюдение и изучение форм животных, растений для последующего использования их в изделиях.
Изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного искусства: коллажи; посуда на основе стилизованных природных форм; декоративные предметы интерьера; декоративные игрушки и малая бытовая скульптура; стилизованные открытки и упаковки для подарков; комплекты предметов для кухни; сервизы; записные книжки; силуэтные изображения; изделия из бисера; эстампы.
Логические задачи и задания на пространственное мышление:
аналогичны таким же задачам для 2-го класса, но выполняются на более сложном материале и более сложных конструкциях.
Проекты: Космопорт (космодром будущего; коллективная работа). Кукольный театр с пальчиковыми куклами (коллективная работа).
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
(из расчета 2 часа в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Дата | Всего часов | Из них | ||
Теоретическое обучение, практическая работа, ч. | Проверочная работа, ч. | Экскурсия, ч. | ||||
I четверть (18ч.) | ||||||
Формы и образы природы – образец для мастера. | 18 | 17 | - | 1 | ||
1.1 | Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | - | - | ||
1.2, 1.3, 1.4 | Образы природы и творения человека. Композиция «Сказочная птица». Комбинированная техника. | 3 | - | - | ||
1.5, 1.6 | Образы природы в коллаже. Коллаж из ткани. | 2 | - | - | ||
1.7, 1.8 | Образы животных в пластике. Лепка животных по наблюдению и по памяти. | 2 | - | - | ||
1.9, 1.10 | Стилизация и использование природных форм в вещах. Чудо – посуда. Лепка, роспись. | 2 | - | - | ||
1.11, 1.12, 1.13 | Композиция с использованием природных материалов. Экскурсия. Сбор и обработка материалов. Настенное панно, комбинированная техника. | 2 | - | 1 | ||
1.14, 1.15 | Образы животных в разных материалах. Петушок из волокнистых материалов. | 2 | - | - | ||
1.16 | Образы животных в оригами. Игрушки из бумаги. | 1 | - | - | ||
1.17, 1.18 | Образы природы в коллаже. Коллаж из бумаги. | 2 | ||||
II четверть (14 ч.) | ||||||
Характер и настроение вещи. | 14 | 14 | - | - | ||
2.1, 2.2 | Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. Открытка с «окошком». | 2 | - | - | ||
2.3, 2.4 | Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. Фигурная открытка. | 2 | - | - | ||
2.5 | Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. Настольная карточка. | 1 | - | - | ||
2.6, 2.7 | Новые приемы бумагопластики. Дед Мороз. | 2 | - | - | ||
2.8, 2.9 | Приемы построения и разметки форм с помощью циркуля. Фонарик на елку. | 2 | - | - | ||
2.10, 2.11 | Единство вещи и упаковки к ней. Повторение и закрепление различных способов разметки, сборки и отделки изделий. Упаковка «Домик». | 2 | - | - | ||
2.12, 2.13 | Единство вещи и упаковки. Шов «строчка». Мешочек Деда Мороза. | 2 | - | - | ||
2.14 | Единство вещи и упаковки. Новые приемы оригами. Коробочка и корзиночка для подарка. | 1 | - | - | ||
III четверть (20 ч.) | ||||||
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля. | 20 | 20 | - | - | ||
3.1 | Красота и уют нашего дома. Стилевое единство в вещах. Простейшая выкройка кухонной прихватки. | 1 | - | - | ||
3.2, 3.3, 3.4 | Стилевое единство. Разметка и раскрой парных деталей из ткани. Шов «строчка». Кухонная прихватка. | 3 | - | - | ||
3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9 | Стилевое единство. Закрепление приемов раскроя ткани и шитья. Чайная грелка. | 5 | - | - | ||
3.10, 3.11,3.12, 3.13 | Проектирование предметов по принципу стилевого единства. Сервиз. Лепка, роспись. | 4 | - | - | ||
3.14-3.17 | Конструирование более сложной выкройки. Новые приемы шитья. Обложка из ткани для книги. | 4 | - | - | ||
3.18, 3.19, 3.20 | Конструкция и образ записной книжки. Простой переплет. Записная книжка. | 3 | - | - | ||
IVчетверть (16 ч.) | ||||||
4 | «Весна, весна на улице!». | 16 | 15 | 1 | - | |
4.1, 4.2, 4.3 | Технология изготовления изделий из папье-маше. Декоративное яйцо. | 3 | - | - | ||
4.4, 4.5 | Линия и пятно в декоре. Вырезание узор с повторяющимся раппортом. Декоративные решетки. | 2 | - | - | ||
4.6, 4.7, 4.8 | Технология изготовления изделий из бисера. Цветы из бисера. | 3 | - | - | ||
4.9, 4.10 | Технология получения изображений с оттисков. Эстамп. | 2 | - | - | ||
4.11, 4.12 | Бумагопластика: новые технологии и образы. Игрушки из конусов. | 2 | - | - | ||
4.13, 4.14 | Образ в комбинированной технике. Куклы – наперстки. | 2 | - | - | ||
4.15 | Контрольная работа. | - | 1 | - | ||
4.16 | Итоговый урок. Обобщающая беседа или «экскурсия» по итоговой выставке. | 1 | - | - | ||
ИТОГО | 68 | 66 | 1 | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
К концу третьего года обучения учащиеся должны
- знать:
- что мир природы первичен по отношению к искусственно созданному миру вещей;
- что в создании предметного мира человек многое заимствовал из природных конструкций, но очень многое еще осталось им не раскрытым;
- что при изготовлении бытовых вещей на основе природных форм эти формы должны быть переработаны и изменены в соответствии с новой функцией - иначе впечатление от вещи будет нехудожественным и неприятным;
- что вещи, окружающие человека, обладают определенным «характером» и «настроением», которое выражается в их форме и отделке;
- что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь должна соответствовать общей обстановке);
- что с помощью циркуля можно выполнить точные построения геометрических форм;
- что такое силуэтное изображение; что такое эстамп;
- уметь:
- выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;
- выполнять построение прямоугольника с помощью угольника и линейки;
- оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
- выполнять швы «назад иголка», стебельчатый, тамбурный и использовать их при изготовлении изделий;
- изготавливать изделия из бисера по простым схемам; сознательно вносить изменения в схемы в соответствии с поставленными задачами конструктивного и декоративного плана;
- придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
- изготавливать изделия из папье-маше;
- использовать комбинированные техники в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
иметь представление:
– о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач «конструктивные изобретения» природы;
– о значении изучения природных форм и конструкций для конструирования человеком рукотворного мира;
– о том, что для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне (т. е. соответствовать формуле «красота + польза»);
– о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область её применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой;
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Аппликационные работы в начальных классах. /Щеблыкин И.К. и др. – М.: Просвещение, 1990
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение,1992
- Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль. «Академия развития», 1997
- Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки.- Ярославль. «Академия развития», 1997
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры.- Ярославль. «Академия развития», 1997
- Лосич Л.Н. Игрушки – самоделки. – Мн.: «Элайда», 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....