Рабочая программа внеурочной деятельности "Очумелые ручки"
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Программа содержит пояснительную записку и планирование занятий учащихся 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 | 46.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Южно-Степная средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
___________ ____________ Директор школы ___
Программа курса внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Оч. умелые ручки»
Срок реализации: 4 года
Возрастная категория обучающихся: 7-11 лет
Автор – составитель: Плеханова Е.В.
Учитель начальных классов
пос. Южно-Степной
2014г
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (направление - социальная деятельность «Очумелые ручки») для 1- 4 классов.
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания: патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Цель данной программы:
• формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
• приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний о продуктах, средствах и предметах труда, общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты;
• овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, и организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
• воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
• развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Задачи «Оч. умелых ручек»:
• помочь детям почувствовать и осознать себя умелыми, способными, значимыми, активными созидателями «семейной жизни».
• формирование потребности в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи.
• формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность.
• формирование навыков адаптивности, через систему педагогического воздействия, выстраиваемую на основе проблем и противоречий.
Принципы организации занятий курса «Оч.умелые ручки»:
1. Взаимоотношения педагога и детей основываются на гуманном сотрудничестве и поддержке, носят личностно-орентированный характер.
2. Содержания занятий подбираются, прежде всего, с учетом реальных жизненных событий, обеспечивается их практическая направленность.
3. Организация образовательного процесса строится с учетом физиологического и психологического возраста ребенка.
4. Дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной теме, то есть разнообразием содержания при общей цели.
5. Занятия направлены на комплексную реализацию тематических блоков, планов работы «семьи».
6. Каждое занятие реализует основные психологические потребности ребенка и обеспечивает успешную деятельность всех детей.
Ведущие формы и методы организации занятий: игра, диалектическая сказка, проблемно-деловые ситуации, конкурсы-соревнования, практическая деятельность детей, коллективно-творческие дела, групповая и индивидуальная работа.
В содержании каждого занятия включается материал по формированию у детей навыков личной безопасности.
В рабочей программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных навыков (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций.
- Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности.
Аппликация и моделирование
Работа с пластическими материалами
Аппликация из деталей оригами.
Поделки из гофрированной бумаги
Модульное оригами
- Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности.
1-ый год обучения (33часа):
- Аппликация и моделирование (19часа).
Краткое содержание программы организация рабочего места, правила поведения и требования к обучающимся. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика знаний, умений и навыков.
- Работа с пластическими материалами (6часов)
Техника рисования пластилином, солёным тестом.
- Аппликация из деталей оригами (8 часов).
Техника оригами.
2-ой год обучения (34часа):
- Аппликация и моделирование (12часа).
Краткое содержание программы организация рабочего места, правила поведения и требования к обучающимся. Инструктаж по технике безопасности.
- Работа с пластическими материалами (8 часов)
- Поделки из гофрированной бумаги (4 часа)
- Модульное оригами (10 часов).
3-ий год обучения (34часа):
- Работа с природным материалом (4часа).
- Объёмные и плоскостные аппликации (18часов).
- Работа с пластическими материалами (6часов).
- Модульное оригами (6часов).
4-ый обучения (34часа):
- Работа с природным материалом (4часа).
- Объёмные и плоскостные аппликации (24часов).
- Поделки на основе нитяного кокона (6часов).
IV. Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как ----
-одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания.
Личностные результаты освоения учебного курса, отражающие НРЭО:
- 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Функциями универсальных учебных действий на занятиях «Очумелые ручки» являются:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Курс внеурочной деятельности обеспечивает этнокультурные потребности и интересы обучающихся по направлению:
- Социальное направление: Моя семья («Мои прадедушки», «Моя бабушка», «История моей семьи»); Старожилы родного поселка; Обычаи и традиции коренных народов Южного Урала; Национальный костюм; Национальное искусство; Страна моей мечты; Уральская изба; Секрет каслинской шкатулки; Малахитовая шкатулка и др.
Способ оценки - как правило, устный. При изложении оценки преподаватель отмечает недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 212ч
Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 66 часа, 2 класс – 68 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
- Учебно – тематический план.
1 класс, 33 часов
Количество часов | Тема | дата | теория | практика | Виды деятельности уч - ся |
I. Аппликация и моделирование (19 часов) | |||||
1-2 | Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика знаний, умений и навыков. | 2 | Познакомить с правилами поведения на курсе внеурочной деятельности. | ||
3-8 | Аппликация из природных материалов на картоне. | 3 | 3 | Техника работы с природным материалом, салфетками, пуговицами. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму др.) | |
9-12 | Аппликация из геометрических фигур. | 2 | 2 | ||
13-14 | Аппликация из пуговиц. | 1 | 1 | ||
15-16 | Аппликация из салфеток. | 1 | 1 | ||
17-19 | Объёмная аппликация. | 1 | 2 | Планировать последовательно-практических действий; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий. | |
II. Работа с пластическими материалами (6 часов) | |||||
1-2 | Рисование пластилином. | 1 | 1 | Проектировать изделия: создаватьобраз в соответствии с замыслом,реализовывать замысел, используянеобходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и видыконструкций; | |
3-4 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | 1 | 1 | ||
5-6 | Лепка из солёного теста. | 1 | 1 | ||
III. Аппликация из деталей оригами (8 часов) | |||||
1-6 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. | 2 | 4 | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. | |
7-8 | Коллективные композиции в технике оригами. | 2 | Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями. Участвовать в совместной творческой деятельности |
2 класс, 34 часов
№п/п | Тема | дата | теория | практика | Виды деятельности уч - ся |
I. Аппликация и моделирование (12часа) | |||||
1-2 | Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика знаний, умений и навыков. | 2 | Познакомить с правилами поведения на курсе внеурочной деятельности. | ||
3-8 | Аппликация из листьев и цветов. | 3 | 3 | Техника работы с природным материалом, птичьими перьями, соломы. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.) Планировать последовательно-практических действий; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий. | |
9-10 | Аппликация из птичьих перьев. | 1 | 1 | ||
11-12 | Аппликация из ниток. | 1 | 1 | ||
II. Работа с пластическими материалами (8 часов) | |||||
1-2 | Разрезание смешанного пластилина. | 1 | 1 | Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; | |
3-6 | Торцевание на пластилине. | 2 | 2 | ||
7-8 | Лепка из солёного теста. | 2 | |||
III. Поделки из гофрированной бумаги (84часов) | |||||
1-4 | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | 2 | 2 | Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом. | |
IV. Модульное оригами (10 часов) | |||||
1-3 | Треугольный модуль оригами. | 1 | 2 | Научить создавать треугольный модуль. | |
4-6 | Замыкание модулей в кольцо. | 1 | 2 | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. | |
7-10 | Объёмные фигуры на основе формы «чаша». | 1 | 3 | Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями. Участвовать в совместной творческой деятельности |
3 класс, 34 часа
Количество часов | Тема | Материалы |
I. Работа с природными материалами (4 часа) | ||
1-4 | Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). | Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д. |
II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов) | ||
1-6 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. | Гофрированная бумага, картон |
7-10 | Мозаика из ватных комочков. | Вата, картон |
11-14 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | Картон, цветная бумага |
15-18 | Многослойная аппликация. | Открытки, картинки, картон |
III. Работа с пластическими материалами (6 часов) | ||
1-4 | Мозаичная аппликация на стекле. | Пластилин, стекло |
5-6 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто |
IV. Модульное оригами (6 часов) | ||
1-6 | Игрушки объёмной формы. | Цветная бумага |
4 класс, 34 часа
Количество часов | Тема | Материалы |
I. Работа с природными материалами (4 часа) | ||
1-4 | Коллективные композиции, индивидуальные панно. | Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки |
II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа) | ||
1-2 | Многослойные аппликации. | Открытки, картинки, картон |
3-6 | Мозаика из квадратных модулей. | Картон, цветная бумага |
7-8 | Элементы квиллинга. | Картон, цветная бумага |
9-14 | Аппликации в технике квиллинг. | Картон, цветная бумага |
15-18 | Техника изонить. Заполнение круга, угла. | Картон, цветные нитки |
19-24 | Аппликации в технике изонить. | Картон, цветные нитки |
III.Поделки на основе нитяного кокона (6 часов) | ||
1-6 | Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. | Нитки, напальчник, цветная бумага |
VI. Мониторинговая карта определения личностных, метапредметных результатов освоения курса.
№ | Критерии (выбираются из перечня планируемых результатов ФГОС НОО) | Диагностические средства, инструментарий | Сроки проведения |
Личностные интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания. | Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются: •самостоятельность работы; •осмысленность действий; •разнообразие освоенных задач. Способ оценки - как правило, устный. При изложении оценки преподаватель отмечает недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков. Составление альбома лучших работ. Беседы, чтение технологических карт. Акция милосердия «Поздравление учителей – ветеранов труда с Днём пожилого человека и с Днём учителя» -поздравительные открытки. Проекты на темы: 1-2кл- Национальный костюм, Уральская изба; 3-4кл- Моя семья («Мои прадедушки», «Моя бабушка», «История моей семьи»); Старожилы родного поселка; | 2014г-2015г. В течение года Начальная диагностика знаний, умений и навыков. Итоговая диагностика. | |
Метапредметные высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте. | |||
Предметные развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности; познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов; использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; сформировать навыки работы с информацией. |
VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | примечание |
Экранно-звуковые пособия | ||
Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы) | д | |
Сайт Страна Мастеров | д | |
Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru | д | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование класса | ||
Бумага А , бумага цветная | к | |
фломастеры | к | |
клей | К | |
Карандаши простые, ластик | к | |
Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки | к | |
Нитки, напальчник | к | |
Техническое оснащение: | ||
компьютер |
VIII. Список литературы:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Л.Н. Коротовских, Л.К Месеренко, Л.А.Москвина. Уральские промыслы. «Взгляд» Челябинск 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »
В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Умелые ручки» 2 класс
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Умелые ручки» 3класс
Степень обучения: начальная школа 3класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма со...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Умелые ручки"
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Умелые ручки"...
Рабочая программа внеурочной деятельности Очумелые ручки
Данная рабочая программа расчитана на 4 года обучения. Программа соответствует требованиям ФГОС, сождержит календарно-тематическое планирование по курсу "Очумелые ручки"с 1по 4 класс...