Групповой проект «НАРОДНАЯ КУКЛА»
методическая разработка по технологии (1 класс) по теме
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому важно, чтобы дети видели не только игрушечных роботов, но и игрушки, сделанные своими руками.
Каждая такая кукла индивидуальна в своем роде, у нее своя история и свой неповторимый образ.
Выбранная тема кажется интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovoy_proektnarodnaya_kukla.zip | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Методический паспорт проекта.
АДРЕСАЦИЯ
1. ТЕМА: «НАРОДНАЯ КУКЛА»
2. ЦЕЛИ:
образовательные:
-сформировать представление о видах русских народных кукол
развивающие:
- развивать творческие способности учащихся, практические умения и навыки.
воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности,
- воспитывать умение работать в группе.
3. ЗАДАЧИ:
- узнать историю русской народной куклы;
- познакомиться с особенностями кукол русского народа;
- научиться изготовлять обрядовую куклу из разных материалов
(пучка ниток и лоскутков ткани)
4. ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 1 класс
5. ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ: 3 четверть.
6. РЕЖИМ РАБОТЫ:
- уроки литературного чтения, технологии
- практическая работа в классе, библиотеке
- индивидуальные консультации во внеурочное время.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому важно, чтобы дети видели не только игрушечных роботов, но и игрушки, сделанные своими руками.
Каждая такая кукла индивидуальна в своем роде, у нее своя история и свой неповторимый образ.
Выбранная тема кажется интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.
Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.
Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания.
Игра в куклы берет на себя серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Традиционная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и ее характер. Преимуществом такой куклы было ее быстрое изготовление, она была индивидуальна в своем роде и больше не повторялась. Такая добротно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Кукла развивала творчество ребенка, приучала его к труду и рукоделию.
Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.
Если очень захотелось, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
Только традиции, которые передаются из поколения в поколение, делают нас богаче, чище, добрее.
Как сказал поэт:
Я боюсь не уметь –
Ремесла не иметь:
Не кроить, и не шить…
Ничего не уметь –
Как души не иметь.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение:
- справочная литература для учителя;
- источники литературы для учащихся;
- образцы выполнения работы.
2. Знания, умения и навыки учащихся для самостоятельной работы:
- умение работать с источниками информации;
- умение наблюдать.
3. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте:
- умение выбрать необходимую информацию в литературе для работы;
- умение правильно оформить материал согласно плану.
4. Мотивация в работе:
- заинтересовать рукоделием детей младшего школьного возраста;
- создать собственную куклу – оберег.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПРИРАЩЕНИЯ
Тема урока | Новое содержание по каждой теме | Новые практические приемы |
1.Выставка поделок, изготовленных своими руками. | Выступление учащихся с рассказами о поделках. Рассматривание простейших моделей. | Наблюдения и сравнения поделок. Обобщение и анализ. Правила бережного отношения к игрушке. |
2. «Самая любимая» | Рассказы учащихся о куклах Выступления отдельных ребят об игрушке, которой играли бабушки. | Интервью у родителей, бабушек, дедушек. |
3. Экскурсия в библиотеку. Знакомство с источниками информации | Знакомство с литературой. | Правила выбора нужной информации в литературе. |
4. Работа с разными материалами: нитками, лоскутками ткани. | Особенности обработки материалов. | Приемы работы с материалами. |
5.Работа с собранным материалом в группах. | Распределение материала. | Правила работы в группе. |
Обобщенные понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта:
- осознание необходимости своей работы, применение во внеурочной деятельности;
- приобретение умения работать с литературой;
- воспитание чувства ответственности и дисциплинированности.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ
1.Самостоятельности:
-самостоятельная работа с источником информации;
-сбор информации по проблеме;
-самостоятельное решение при отборе материала
2. Коммуникативности:
-информационный обмен при представлении работы
.
3. Мыслительной деятельности:
- при проектировании последовательности выполняемых действий;
- планирование выполняемой работы;
4. Самоанализа и рефлексии:
- определение правильности и готовности работы;
- показ и защита своей работы.
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ.
- умение работать в микрогруппе (умение корректировать недочеты,
правильно реагировать на замечания).
РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА
- знакомство с новой литературой научного характера.
- развитие умения работать с текстом, рисунком.
- развитие практических трудовых навыков учащихся.
Опыт использования: на уроках технологии, литературного чтения и во внеурочной деятельности.
ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДОМ ПРОЕКТА
УЧИТЕЛЬ | УЧАЩИЕСЯ |
I ЭТАП- погружение в проект
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ - КУВАДКИ
КУКЛА - КУВАДКА
- На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов.
- Обрядовые куклы делались без использования ножниц, иголок. Считалось, что кукла – оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять ребёнка, а, наоборот, может ему повредить.
- Лоскутки и нитки для куклы можно было только отрывать, а не срезать. И сшивать тряпочки не разрешалось – только связывать или заматывать.
- Лицо у тряпичных кукол не изображалось.
- Такая «безликая» кукла служила «оберегом», спасающим ребёнка от опасности.
- Считалось, что если над кроваткой рожденного младенца висит кукла – кувадка, то она отгоняет от него злую силу.
Последовательность изготовления
| |
| |
| |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.
Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....
Исследовательский проект "Народная кукла-оберег. Травница"
Конспект к занятию...
Групповой проект "Русская народная пословица"
Выверенные опытом многих поколений русские народные пословицы служат борьбе за то, чтобы честность, доброта, справедливость, храбрость, любовь к труду, к Родине, матери стали жизненными нормами каждог...
Групповой проект для учащихся начальных классов по теме "Русские народные обычаи и традиции"
Проект содержит материал использованный учащимися 3 класса при подготовке к заключительному занятию по внеурочной деятельности.Подготовка проводится в течении 1-2 месяцев и на занятиях проводится отбо...
Тема проекта: «Кукла-колокольчик» Номинация: «Традиционная народная кукла»
Изготовление тряпичной народной куклы по традиционной технологии.Ознакомиление с культурными традициями предков,Повышение интереса у детей к русской тряпичной кукле как к виду народно...
Методическое пособие "Кукла-столбушка" (традиционная народная кукла")
Столбушка или закрутка -одна из самых древних кукол и самая простая в изготовлении. Для изготовления куклы можно использовать разные материалы: бересту, солому и ткань. В методическом пособии описывае...
Народные куклы. Изготовление куклы «столбушки» 2 класс
Тема: Народные куклы. Изготовление куклы «столбушки».Цель: ознакомление и приобщение детей школьного возраста к народной культуре с помощью изготовления куклы «столбушки»...