Групповой проект «НАРОДНАЯ КУКЛА»
методическая разработка по технологии (1 класс) по теме

Бояринцева Светлана Валерьевна

 

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому важно, чтобы дети видели не только игрушечных роботов, но и игрушки, сделанные своими руками.

Каждая такая кукла индивидуальна в своем роде, у нее своя история и свой неповторимый образ.

Выбранная тема кажется интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon gruppovoy_proektnarodnaya_kukla.zip1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Методический паспорт проекта.

АДРЕСАЦИЯ

1. ТЕМА: «НАРОДНАЯ КУКЛА»

2. ЦЕЛИ:

 образовательные:

       -сформировать представление о видах русских народных кукол

 развивающие:

       - развивать творческие  способности учащихся, практические умения  и навыки.

воспитательные:

       - воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности,

       - воспитывать умение работать в группе.

3. ЗАДАЧИ:

     - узнать историю русской народной куклы;

       - познакомиться с особенностями кукол русского народа;

       - научиться изготовлять обрядовую куклу из разных материалов

         (пучка ниток и лоскутков ткани)

4. ВОЗРАСТ  УЧАЩИХСЯ: 1 класс

 

5.  ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ: 3 четверть.

 

6. РЕЖИМ РАБОТЫ:

     - уроки литературного чтения, технологии

     - практическая работа в классе, библиотеке

     - индивидуальные консультации во внеурочное время.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому важно, чтобы дети видели не только игрушечных роботов, но и игрушки, сделанные своими руками.

Каждая такая кукла индивидуальна в своем роде, у нее своя история и свой неповторимый образ.

Выбранная тема кажется интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.

Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания.

 Игра в куклы берет на себя серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Традиционная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и ее характер. Преимуществом такой куклы было ее быстрое изготовление, она была индивидуальна в своем роде и больше не повторялась. Такая добротно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Кукла развивала творчество ребенка, приучала его к труду и рукоделию.

Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

Если очень захотелось, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Только традиции, которые передаются из поколения в поколение, делают нас богаче, чище, добрее.

                                                  Как сказал поэт:

  Я боюсь не уметь –

Ремесла не иметь:

         Не кроить, и не шить…

Ничего не уметь –

  Как души не иметь.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение:

 - справочная литература для учителя;

 - источники литературы для учащихся;

 - образцы выполнения работы.

2. Знания, умения и навыки учащихся для самостоятельной работы:

 - умение работать с источниками информации;

 - умение наблюдать.

3. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте:

 - умение выбрать необходимую информацию в литературе для работы;

 - умение правильно оформить материал согласно плану.

4. Мотивация в работе:

- заинтересовать рукоделием детей младшего школьного возраста;

- создать собственную куклу – оберег.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ  ПРИРАЩЕНИЯ

Тема урока

Новое содержание по каждой теме

Новые практические приемы

1.Выставка поделок, изготовленных своими руками.

Выступление учащихся

с рассказами о поделках. Рассматривание

простейших моделей.

Наблюдения и сравнения поделок. Обобщение и анализ.

Правила бережного отношения к игрушке.

2. «Самая любимая»

Рассказы учащихся о куклах

Выступления отдельных ребят об игрушке, которой играли бабушки.

Интервью у родителей,

бабушек, дедушек.

3. Экскурсия в библиотеку.

Знакомство с источниками информации

Знакомство с литературой.

Правила выбора нужной информации в литературе.

4. Работа с разными материалами: нитками, лоскутками ткани.

Особенности обработки материалов.

Приемы работы с материалами.

5.Работа с собранным материалом в группах.

Распределение материала.

Правила работы в группе.

Обобщенные понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта:

 

 - осознание необходимости своей работы, применение во внеурочной деятельности;

 - приобретение умения работать с  литературой;

 - воспитание чувства ответственности и дисциплинированности.

РАЗВИТИЕ  НАВЫКОВ

1.Самостоятельности:

-самостоятельная работа с источником информации;

-сбор информации по проблеме;

-самостоятельное решение при отборе материала

2.  Коммуникативности:

 -информационный обмен при представлении работы

.

3. Мыслительной деятельности:

- при проектировании последовательности выполняемых действий;

- планирование выполняемой работы;

4. Самоанализа и рефлексии:

- определение правильности и готовности работы;

- показ и защита своей работы.

ВОСПИТАНИЕ  ТОЛЕРАНТНОСТИ.

- умение работать в микрогруппе (умение корректировать недочеты,

 правильно реагировать на замечания).

РАСШИРЕНИЕ  КРУГОЗОРА

- знакомство с новой литературой научного характера.

- развитие умения работать с текстом, рисунком.

- развитие практических трудовых навыков учащихся.

Опыт использования: на уроках технологии, литературного чтения и  во внеурочной деятельности.

ЭТАПЫ  РАБОТЫ  МЕТОДОМ ПРОЕКТА

УЧИТЕЛЬ

УЧАЩИЕСЯ

I ЭТАП- погружение в проект

ФОРМИРУЮ

ОСУЩЕСТВЛЯЮТ

1. Проблема проекта возникла во время проведения урока по литературному чтению.

 Разговор состоялся о любимых игрушках. Дети принесли из дома свои игрушки; рассказали о них, откуда они появились, как они играют с ними, из чего они сделаны.

 Учащиеся заинтересовались, а какие игрушки были раньше у детворы, во что играли дети в далеком прошлом.

 Предложили посмотреть, что по этому вопросу есть в литературе, спросить у родителей, бабушек, учителя.

1.Личностное присвоение проблемы.

В классе организовали выставку «Умелые руки не знают скуки»: поделки, сделанные своими руками.

Учащиеся принесли свои любимые куклы.

Послушали рассказы отдельных ребят об игрушках, которыми играли их бабушки, дедушки.

Предлагаю попробовать самим сделать народную куклу.

2. Цель: помочь учащимся сориентироваться в выполнении работы.

Задачи:

- формировать умение работать с разными материалами;

- воспитывать аккуратность при выполнении работы;

- развивать мыслительные процессы.

2. Принятие, уточнение и конкретизация цели и задачи:

- выбрать необходимый материал для работы, информацию в литературе;

- выполнить работу.

II ЭТАП- Организация деятельности

Учитель организует деятельность, предлагает

Учащиеся осуществляют

1. Предлагаю организовать две команды (микрогруппы)

2. Знакомлю с ролями в группе, объясняю обязанности.

3. Планирование деятельности группы:

- отбор необходимого материала для работы;

- сбор информации о кукле

1. Разбиваются на группы.

2.Распределяются роли: председатель, организатор, генератор идей, докладчик, критик, доброжелатель.

3. Обсуждают:

- выбор информации и материала;

- оговаривают технологию изготовления продукта

4. Презентация:

- рассказ о работе;

- создание своей куклы

4. Выбор формы и способа презентации.

 Дети предлагают варианты представления своих работ.

III ЭТАП- осуществление деятельности

Учитель не участвует, но:

Ученики работают активно и самостоятельно

1. Консультирую по мере надобности:

- какой материал исключить или наоборот добавить;

- показ образца куклы

2. Ненавязчиво контролирую.

3. Подсказываю, как правильно сделать.

4. Оказываю помощь учащимся при подготовке презентации проекта:

- что я выбрал;

- почему я это выбрал

- что эта работа мне дала

1.Учащиеся самостоятельно посещают библиотеку. Знакомятся с необходимой литературой, готовят нужный материал для работы.

 

2. По ходу работы получают консультацию.

3.Совещаются друг с другом по мере

  надобности.

4. Учащиеся готовят презентацию своего продукта.

IV  ЭТАП-  презентация

Учитель принимает отчет:

Ученики демонстрируют:

1.Учитель подводит итоги по проделанной работе.

2. Учащиеся получили навык работы с источниками информации, разными материалами при изготовлении своего продукта.

3. Развивали умение работать в микрогруппе; умение оценивать работу товарища и всей группы.

1.Учащиеся показали, что  цели и задачи выполнены. Решение проблемы осуществилось.

2. Они понимают значимость выполненной работы.

3.Дают оценку своей деятельности в целом и каждого в группе.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ -  КУВАДКИ

КУКЛА - КУВАДКА

  • На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов.
  •  Обрядовые куклы делались без использования ножниц, иголок. Считалось, что кукла – оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять ребёнка, а, наоборот, может ему повредить.
  • Лоскутки и нитки для куклы можно было только отрывать, а не срезать. И сшивать тряпочки не разрешалось – только связывать или заматывать.
  • Лицо у тряпичных кукол не изображалось.
  • Такая «безликая» кукла служила «оберегом», спасающим ребёнка от опасности.
  • Считалось, что если над кроваткой рожденного младенца висит кукла – кувадка, то она отгоняет от него злую силу.

Последовательность изготовления

  • 1. Для туловища и рук скатать два жгута из ткани.

  • 2. Жгут для туловища сложить пополам, голову перевязать ниткой.

  • 3. Концы жгута для рук перевязать ниткой.

  • 4. Руки продеть в туловище и замотать нитками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.

Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....

Групповой проект "Русская народная пословица"

Выверенные опытом многих поколений русские народные пословицы служат борьбе за то, чтобы честность, доброта, справедливость, храбрость, любовь к труду, к Родине, матери стали жизненными нормами каждог...

Групповой проект для учащихся начальных классов по теме "Русские народные обычаи и традиции"

Проект содержит материал использованный учащимися 3 класса при подготовке к заключительному занятию по внеурочной деятельности.Подготовка проводится в течении 1-2 месяцев и на занятиях проводится отбо...

Тема проекта: «Кукла-колокольчик» Номинация: «Традиционная народная кукла»

Изготовление тряпичной народной куклы по традиционной технологии.Ознакомиление  с культурными традициями предков,Повышение интереса у детей к русской тряпичной кукле как к виду народно...

Методическое пособие "Кукла-столбушка" (традиционная народная кукла")

Столбушка или закрутка -одна из самых древних кукол и самая простая в изготовлении. Для изготовления куклы можно использовать разные материалы: бересту, солому и ткань. В методическом пособии описывае...

Народные куклы. Изготовление куклы «столбушки» 2 класс

Тема: Народные куклы. Изготовление куклы  «столбушки».Цель: ознакомление и приобщение детей школьного возраста к народной культуре с помощью изготовления куклы «столбушки»...