ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Декор» (Декоративно-прикладное искусство)
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Рябова Наталья Анатольевна

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Декор»

(Декоративно-прикладное искусство)

 

 

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  

 

 Возраст  7-10 лет

Учитель: Рябова Н.А.

Кол.часов: 1 час в неделю 34 часа в год

                                                                                             Программу разработала

                                                                                                      учитель  начальных классов:                                                                   

                                                                         Рябова Н. А.

 

 Сызрань 2013-2014 г.

1.   Пояснительная записка

Актуальность

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Общественные проблемы, решаемые программой.  

  Программа декоративно - прикладного искусства  решает  основные идейно-эстетические проблемы. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в начальной школе.

  Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства происходит в контексте изучения разных художественных культур.

Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Цели программы

Цели  программы:

·         Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

·         Развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов   декоративно-прикладного искусства,

·         Воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных  качеств личности.

Задачи программы

  • Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
  • Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
  • Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
  • Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.
  • Познакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства.
  • Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
  • Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Пробуждать фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
  • Развитие мелкой моторики рук детей;
  • Обогащать словарный запас детей.

 

Количество часов.

 Программа « Декоративно-прикладное искусство» разработана для 1-2  года обучения  в начальной школе.

На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс

 во 1-2  год обучения    -  34 ч.

 

 Формы контроля.

Прогнозируемые результаты и методы их диагностики

Основные виды диагностики результата:

·   входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

·   текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

·  промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;

·   итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка.

В результате реализации программы детьми должен быть достигнут определенный уровень овладения изобразительной грамотой. Воспитанники научатся обращаться с материалами и инструментами изобразительного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах и жанрах искусства. Постепенно, благодаря формированию хорошего эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску массовой культуры, что поможет нравственному развитию личности. На занятиях, посвященных народному творчеству, знакомясь с лучшими произведениями народных мастеров, учащиеся получат представление о различных видах народного искусства, что будет способствовать развитию интереса и уважения к родной культуре.

Формы  и методы организации занятий:

·    беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

·    демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;

·    работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;

·    организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;

·     организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

·    организация выставок детских работ;

·    создание и развитие детского коллектива;

·        викторины, игры, конкурсы;

·        практические занятия в группах;

·    работа с родителями

 

2.  Содержание программы.

1  год ообучения

1. Вводное занятие. 2ч.                    

   Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных  промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, березы, еловые шишки, мох, цветы, семена  и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Основные термины: художник, зритель, произведение искусства, картина, скульптура, пейзаж.

          Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

Практическая работа: сбор природных материалов

2       Работа с бисером. (10 ч.)

Порядок  создания занимательных игрушек и поделок  из бисера: бабочек, стрекоз, рыбок, мышки, цветов, браслетов  разных  видов, кулонов с последующей выставкой изделий.

      Проведение конкурса.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике  плетения крестиком.

 3 Работа с природными материалами и бумагой (6 ч.)

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения   на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы»; аппликация: «Осенний букет», «Лесной коврик», «Пора плодородия»; создание букета из сухих цветов, тематических композиций; работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек( оформление панно «Зайчата», «Белочка», «Цвет яблони», «Поздравляю» ) ;лепка: «Любимое животное».

    Береста- один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей. Время заготовки бересты. Способы заготовки и хранения бересты. Обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой.

Практическая работа: обработка бересты; изготовление панно по замыслу детей и педагога; изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек; оформление книжек малышек; оформление стенда «Знаете ли вы».

 

4 Кожная пластика (6 ч.)

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

Практическая работа: подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр.

5 Работа с солёным тестом  ( 9ч.)

  Техника безопасности при работе с тестом. Использование  теста для создания композици . Оформление объемных поделок с использованием теста.

Практическая работа:   проектирование изделий из  теста; оформление работ из  теста; оформление рамок для поделок.

6 Отчетная выставка-ярмарка работ школьников (2 ч.)

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников.  Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.

3.   Учебно-тематический  план.

 

№п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Работа с бисером

10

1

9

3

Работа с природными материалами и бумагой

6

1

5

4

Кожная пластика

6

1

5

5

 Работа с солёным тестом

8

2

6

6

Отчетная выставка-ярмарка работ школьников

2

1

1

 

Итого

34

7

27

 

Возможные темы программы:

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Водное занятие. «Щедра осенью земля матушка».Теория. Беседа по технике безопасности.

1

 

2

Экскурсия в природу.  «Удивительные дары осени»

1

 

3

 Бисероплетение - древнее искусство.(Теория)

1

 

4

 Плетение браслетов.

2

 

5

 Цветочек.

1

 

6

 Дерево счастья.

1

 

7

 

 Стрекоза.

1

 

8

 Рыбки.

 

1

 

9

 Бабочка.

 

2

 

10

Кулон звёздочка.

1

 

11

В гостях у старичка - лесовика. Заготовка природного материала. (Теория).

1

 

12

Создание букета из  цветов.

1

 

13

Панно «Зайчата», «Белочка».

1

 

14

Панно «Цвет яблони», «Поздравляю».

1

 

15

Изготовление кормушек для птиц. Книжки-малышки.

1

 

16

Поделки из бересты. «Кораблик», «Козлик».

1

 

17

Кожная пластика. Виды работы с кожей и рабочие инструменты.(Теория).

1

 

18

Изготовление декоративного ремня.

1

 

19

Броши.

1

 

20

Панно «Полевые цветы»

1

 

21

Брелки на ключи.

1

 

22

Панно «Желтые розы»

1

 

23

Волшебное тесто.

1

 

24

Сувениры из теста.

1

 

25

 Лев, овечка.

1

 

26

Сова, мамонтёнок.

1

 

27

Подсвечники.

1

 

28

Медальоны.

1

 

29

Фото-рамка  

1

 

30

Корзина

1

 

31

Подготовка итоговой выставки-ярмарки.

1

 

32

Выставка-ярмарка поделок школьников.

1

 

 

Итого:

34ч.

 

Совместная деятельность школы, семьи  общественности.

№п/п

Направление

Мероприятия

Дата

Ответственный

1 уровень

2 уровень

3 уровень

 

 

1

Художественно-эстетическое

Выставка работ

«Волшебная нить».  

 

 

25.10.13

Рябова Н.А.

2

Духовно-нравственное

Утренник

«Мама-слово дорогое»

 

 

 

31.10.13

Рябова Н.А.

3

Художественно-эстетическое

Конкурс  поделок   

 

 

20.12.13

 Рябова Н.А

4

Художественно-эстетическое

Выставка работ из  различных материалов 

 

 

 

 24.01.13

Рябова Н.А

5

Художественно-эстетическое

Отчетная выставка-ярмарка работ школьников

 

 

16.05.13

Рябова Н.А.

Планируемые  результаты обучения:

 Ученик будет знать:                                                      

  • Виды декоративно-прикладного искусства.
  • Различные  виды художественных промыслов.
  •  Последовательность  выполнения различных  изделий.

 Ученик будет уметь:

  •  Уметь стилизовать природные формы.
  • Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
  •  Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
  •  Работать с различными материалами и в разных техниках.
  • Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.
  •  Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь применять полученные знания на практике.
  •   Конструировать  и моделировать изделия из различных материалов.

·         Логически мыслить,  уметь сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни;

У ученика будут сформированы:  основы  художественной культуры   через народное декоративно-прикладное искусство, эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства.

 

2 год обучения

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

 Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

1. Работа с природным материалом (2 ч.)

            В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

 

2  Работа с бумагой и картоном (4 ч.)

Виды работ из бумаги и картона.   Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные  приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

 3 Работа с бисером. (6 ч.)

Порядок  создания занимательных игрушек и поделок  из бисера:  браслетов, цветов, брелков, брошек, сережек.

      Проведение конкурса.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике  плетения крестиком.

5. Работа с фольгой, фантиками       (2 ч.)

 Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то кроме приятного вкуса во рту от них остаются еще красивые блестящие бумажки-упаковки — фольга. И мало кто знает, что из фольги можно сделать занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и друзей. Ведь фольга — прекрасный материал для изготовления всяких поделок — полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из которой можно по-настоящему есть и пить. 

Свойства фольги. Положительные и отрицательные качества фольги.

6. Работа с ракушками, песком         (3 ч.)

 Использование ракушек для украшения цветочных горшков.

6. Работа с соленым тестом (4 ч.)

 Из истории соленого теста

   Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
   В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто  применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
   Как приготовить соленое тесто
   Основной материал для изготовления изделий  из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста:на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.
   В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей ).
   Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
- Соль - 200 г;
- Мука - 500 г;
- Вода - примерно 250 мл  (количесство воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);
- Клей - 2ст.ложки.
  Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.
  Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.

   Для раскраски  просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается безцветным  быстро сохнущим глянцевым лаком.  

7. Работа с цветными нитками          (4 ч.)

Виды  и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток.

8. Работа со скорлупками (4 ч.)       

Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.

В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.

При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.

Способы изготовления изделий из скорлупы ореха. Аппликация с использованием яичной скорлупы. Виды  работ из яичной скорлупы.

9. Работа с гофрированной бумагой (3 ч.)

 О гофрированной бумаге. Основные приемы работы. Изготовление поделок.

Техника изготовления розы из гофрированной бумаги. Валентинка,  которая превращается в гирлянду из сердечек.

 

Учебно – тематический план

3 класс

Тема

Количество часов

1.       

Работа с природным материалом

2

2.       

Работа с бумагой

4

3.       

 Работа с бисером

6

4.       

Работа с фольгой, фантиками

4

5.       

Работа с ракушками, песком

3

6.       

Работа с соленым тестом

4

7.       

Работа с цветными нитками

4

8.       

Работа со скорлупами

4

9.       

Работа с гофрированной бумагой

3

 

Всего

34

 

 

Тематическое планирование

 

 

№ п/п

Раздел, тема

Количество

часов

Цели

Оборудование и материалы

1.

Работа с природным материалом

2

1. Научить детей делать поделки из разных

природных материалов.

2. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.

3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

4. Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.

Кора березы, засушенные листья, семечки  подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА

 

"Сова", « Букет цветов»

1

 

 

 

 

"Домик "

 "Дружная семейка на прогулке"    

1

 

 

 

 

 

 

2.

Работа с бумагой

 

4

1.Научить детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.

2.Закрепить умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой,

срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, ножницы, клей.

"Птичка"

1

"Гвоздики для дедушек"

1

 

"Домик"

1

4."Мамочке любимой"

 

 

1

3.

 Работа с бисером

6

 

1. Уточнить представления детей  о разновидностях бисера и о способах плетения

2. Закрепить умение  выбирать красивые цветовые сочетания.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

 Бисер, леска, проволочка

 

 

«Браслеты»

2

 « Цветы»"

2

"Броши"

1

 

«Брелки"

 

 

 

1

4.

Работа с фольгой, фантиками

 4

 

1.Закрепить у детей умение выполнять работу из фантиков, фольги.

2.Формировать умение делать объемные игрушки из фантиков.

3.Закреплять свойства материалов. Использовать в работе полученные ранее знания.

Цветная жесткая фольга, фантики от конфет, клей, ножницы, палочки, зубочистки

"Мимоза"

 

 

1

"Удивительное дерево"

 

 

1

"Волшебная бабочка"

 

 

1

 Изготовление игрушек к Новому году

1

5.

 

 

Работа с ракушками, песком

 3

1. Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных природных материалов.

2. Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

Морские ракушки, песок, цветные мелки, гуашь, кисточки, клей.

 

"Цветочные горшки"

 

1

"Жар-птица"

 

1

"Мышка"

 

1

 

 

6.

 

Работа с соленым тестом

 4

 

1. Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).

2. Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.

Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти.

 

"Рисуем тестом"

1

"Милые сердечки"

1

"Подсолнух"

1

"Божья коровка"

 

1

7.

Работа с цветными нитками

 

4

 

1. Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток).

2. Познакомить с новым способом изготовления – отклеивание объемных форм цветными нитками.

3. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи.

Обрезки цветных ниток (шерстяных, мулине), картон, заготовки конусов, клей.

 

"Лебеди"

           

1

"Ваза с цветами"

           

1

 

" Снеговик "

1

 

" Кролик "

 

1

8.

Работа со скорлупками

 4

1. Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.

2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц,

ореховая скорлупа.

«Божья коровка»

 

1

"Клоун"

1

"Утенок"

 

 

1

" Золотая рыбка "

.

1

9.

Работа с гофрированной бумагой

 3

1.Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки, радоваться результатам своего труда.

2. Развивать инициативу, фантазию, творчество, дружеские взаимоотношения.

Гофрированная цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

"Розочки"

1

" Валентинка, которая превращается в гирлянду из сердечек."

1

" Яблоневый цвет"

 

1

 Совместная деятельность школы, семьи  общественности.

№п/п

Направление

Мероприятия

Дата

Ответственный

1 уровень

2 уровень

3 уровень

 

 

1

Художественно-эстетическое

Выставка работ

«В городе Мастерильск».  

 

 

23.12.13

Рябова Н.А.

2

Духовно-нравственное

Утренник

«Золотой век»

 

 

 

5.03.14

Рябова Н.А.

3

Художественно-эстетическое

Конкурс  поделок   

 

 

11.05.14

 Рябова Н.А

4

Художественно-эстетическое

Отчетная выставка-ярмарка работ школьников

 

 

21.05.14

Рябова Н.А.

 

Учебно-методическое обеспечение. 

1.  Программа кружковой работы, календарно — тематический план.      

2. Учебные пособия по технологии  изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по   

охране труда,  образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги,  компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты.

6. Компьютер для показа презентаций.

 

Планируемые  результаты обучения:

 Ученик будет знать:                                                      

  • Виды декоративно-прикладного искусства.
  • Различные  виды художественных промыслов.
  •  Последовательность  выполнения различных  изделий.

 Ученик будет уметь:

  •  Уметь стилизовать природные формы.
  • Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
  •  Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
  •  Работать с различными материалами и в разных техниках.
  • Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.
  •  Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь применять полученные знания на практике.
  •   Конструировать  и моделировать изделия из различных материалов.

·         Логически мыслить,  уметь сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни;

У ученика будут сформированы:  основы  художественной культуры   через народное декоративно-прикладное искусство, эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства.

Список литературы

  • Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
  • Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
  • Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. искусство, 1983.
  • Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб.  и доп. – М.: Просвещение, 1998.
  • Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:– М.: Издательский центр «Академия»,2003.
  • Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
  • Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск: 1980.
  • Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
  • Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  • Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристалл», М.: ЗАО «Издательский дом Оникс», 2000.
  • И. А. Дворкина, Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekor_kruzhok.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                     «Согласованно»                              «Рассмотрено»

к  использованию                                            зам. Директора                                на заседании МО

в учебном процессе                                        по УВР                                                 учителей первой

Директор ГБОУ СОШ №2                                ___________                                      ступени обучения

__________________                                                                                                       Протокол №_____

 Ахмерова  Л. И.                                             «___» _____2012 г.                             от  «____»____2012 г.

«___» _____2012 г.                                                                                                        Руководитель МО

                    ______________

 

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Декор»

(Декоративно-прикладное искусство)

 

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  

Класс: 2

                                                                                         Программу разработала

                                                                                               учитель  начальных классов

                                                                            Рябова Н. А.

 Сызрань 2012 г.

  1. Пояснительная записка

Актуальность

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Общественные проблемы, решаемые программой.   

  Программа декоративно - прикладного искусства  решает  основные идейно-эстетические проблемы. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в начальной школе.

  Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства происходит в контексте изучения разных художественных культур.

Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Цели программы

Цели  программы:

  • Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
  • Развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов   декоративно-прикладного искусства,
  • Воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных  качеств личности.

Задачи программы

  • Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
  • Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
  • Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
  • Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.
  • Познакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства.
  • Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
  • Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Пробуждать фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
  • Развитие мелкой моторики рук детей;
  • Обогащать словарный запас детей.

 

Количество часов.

 Программа « Декоративно-прикладное искусство» разработана для 2 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс —  34 ч. 

 

 Формы контроля. 

Прогнозируемые результаты и методы их диагностики 

Основные виды диагностики результата:

·   входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

·   текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

·  промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;

·   итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка.

В результате реализации программы детьми должен быть достигнут определенный уровень овладения изобразительной грамотой. Воспитанники научатся обращаться с материалами и инструментами изобразительного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах и жанрах искусства. Постепенно, благодаря формированию хорошего эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску массовой культуры, что поможет нравственному развитию личности. На занятиях, посвященных народному творчеству, знакомясь с лучшими произведениями народных мастеров, учащиеся получат представление о различных видах народного искусства, что будет способствовать развитию интереса и уважения к родной культуре.

Формы  и методы организации занятий:

·    беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

·    демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;

·    работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;

·    организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;

·     организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

·    организация выставок детских работ;

·    создание и развитие детского коллектива;

  • викторины, игры, конкурсы;
  • практические занятия в группах;

·    работа с родителями

  1. Содержание программы.

1. Вводное занятие. 2ч.                     

   Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных  промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, березы, еловые шишки, мох, цветы, семена  и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Основные термины: художник, зритель, произведение искусства, картина, скульптура, пейзаж.

          Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

Практическая работа: сбор природных материалов

  1. Работа с бисером. (10 ч.)

Порядок  создания занимательных игрушек и поделок  из бисера: бабочек, стрекоз, рыбок, мышки, цветов, браслетов  разных  видов, кулонов с последующей выставкой изделий.

      Проведение конкурса.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике  плетения крестиком.

 3 Работа с природными материалами и бумагой (6 ч.) 

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения   на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы»; аппликация: «Осенний букет», «Лесной коврик», «Пора плодородия»; создание букета из сухих цветов, тематических композиций; работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек( оформление панно «Зайчата», «Белочка», «Цвет яблони», «Поздравляю» ) ;лепка: «Любимое животное».

    Береста- один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей. Время заготовки бересты. Способы заготовки и хранения бересты. Обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой.

Практическая работа: обработка бересты; изготовление панно по замыслу детей и педагога; изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек; оформление книжек малышек; оформление стенда «Знаете ли вы».

4Кожная пластика (6 ч.)

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

Практическая работа: подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр.

5 Работа с солёным тестом  ( 9ч.)

  Техника безопасности при работе с тестом. Использование  теста для создания композици . Оформление объемных поделок с использованием теста.

Практическая работа:   проектирование изделий из  теста; оформление работ из  теста; оформление рамок для поделок.

6 Отчетная выставка-ярмарка работ школьников (2 ч.)

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников.  Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.

  1. Учебно-тематический  план.

№п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Работа с бисером

10

1

9

3

Работа с природными материалами и бумагой

6

1

5

4

Кожная пластика

6

1

5

5

 Работа с солёным тестом

8

2

6

6

Отчетная выставка-ярмарка работ школьников

2

1

1

Итого

34

7

27

Возможные темы программы:

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Водное занятие. «Щедра осенью земля матушка».Теория. Беседа по технике безопасности.

1

2

Экскурсия в природу.  «Удивительные дары осени»

1

3

 Бисероплетение - древнее искусство.(Теория)

1

4

 Плетение браслетов.

2

5

 Цветочек.

1

6

 Дерево счастья.

1

7

 Стрекоза.

1

8

 Рыбки. 

1

9

 Бабочка.

2

10

Кулон звёздочка.

1

11

В гостях у старичка - лесовика. Заготовка природного материала. (Теория).

1

12

Создание букета из  цветов.

1

13

Панно «Зайчата», «Белочка».

1

14

Панно «Цвет яблони», «Поздравляю».

1

15

Изготовление кормушек для птиц. Книжки-малышки.

1

16

Поделки из бересты. «Кораблик», «Козлик».

1

17

Кожная пластика. Виды работы с кожей и рабочие инструменты.(Теория).

1

18

Изготовление декоративного ремня.

1

19

Броши.

1

20

Панно «Полевые цветы»

1

21

Брелки на ключи.

1

22

Панно «Желтые розы»

1

23

Волшебное тесто.

1

24

Сувениры из теста.

1

25

 Лев, овечка.

1

26

Сова, мамонтёнок.

1

27

Подсвечники.

1

28

Медальоны.

1

29

Фото-рамка  

1

30

Корзина

1

31

Подготовка итоговой выставки-ярмарки.

1

32

Выставка-ярмарка поделок школьников.

1

Совместная деятельность школы, семьи  общественности.

№п/п

Направление

Мероприятия

Дата

Ответственный

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1

Художественно-эстетическое

Выставка работ

«Волшебная нить».  

26.10.12

Рябова Н.А.

2

Духовно-нравственное

Утренник

«Мама-слово дорогое»

29.10.12

Рябова Н.А.

3

Художественно-эстетическое

Конкурс  поделок  

 

21.12.12

 Рябова Н.А

4

Художественно-эстетическое

Выставка работ из  различных материалов  

 

 25.01.13

Рябова Н.А

5

Художественно-эстетическое

Конкурс работ «Кожная пластика»

22.03.13

Рябова Н.А.

6

Художественно-эстетическое

Отчетная выставка-ярмарка работ школьников

17.05.13

Рябова Н.А.

Планируемые  результаты обучения:

 Ученик будет знать:        

  • Виды декоративно-прикладного искусства.
  • Различные  виды художественных промыслов.
  •  Последовательность  выполнения различных  изделий.

 Ученик будет уметь:

  •  Уметь стилизовать природные формы.
  • Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
  •  Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
  •  Работать с различными материалами и в разных техниках.
  • Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.
  •  Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь применять полученные знания на практике.
  •   Конструировать  и моделировать изделия из различных материалов.
  • Логически мыслить,  уметь сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни;

У ученика будут сформированы:  основы  художественной культуры   через народное декоративно-прикладное искусство, эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства.

Список литературы

  • Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
  • Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
  • Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. искусство, 1983.
  • Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб.  и доп. – М.: Просвещение, 1998.
  • Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:– М.: Издательский центр «Академия»,2003.
  • Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
  • Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск: 1980.
  • Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
  • Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  • Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристалл», М.: ЗАО «Издательский дом Оникс», 2000.
  • И. А. Дворкина, Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"

Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления.  Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса  разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...

Программа внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству "Лепилка"

Пояснительная записка и подробное тематическое планирование...

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ кружка декоративно-прикладного творчества «Азбука мастерства»

Программа «Азбука мастерства » имеет художественная направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознания, развития общих и творческих способностей, для обог...

Конспект внеурочного занятия по декоративно прикладному искусству в 4 классе

Тема: «Экскурсия по стране декоративно-прикладного искусства»Цель: Организация деятельности обучающихся по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством.Задачи:Образователь...