Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Данная рабочая программа курса «Технология» разработана для обучения
учащихся 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_tekhnologiya_3_klass_2chasa_v_nedelyu.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса «Технология» разработана для обучения
учащихся 3 класса МОУ «Насоновская средняя общеобразовательная школа» на основе:
Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Программы Е.А Лутцева «Технология», взятой из сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
(М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г.).
Инструктивно-методического письма Департамента Образования, культуры и молодежной политики Белгородской области БелРИПКППС «Начальная школа в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году».
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной целью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки, органичным образом реализуется обучение учащихся проектной деятельности, которая особенно способствует развитию творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, дает возможность почувствовать себя в разных ролях (руководитель, исполнитель и др.). Она предполагает включение учащихся в активную познавательную деятельность от идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии) до его практической реализации.
В связи с этим задачами курса являются:
• развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов);
• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
• овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
• расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
В авторскую программу внесены изменения:
Количество учебных часов в рабочей программе увеличено на 2 часа в соответствии с учебным планом МОУ «Насоновская СОШ»» и на основе федерального базисного плана.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Учебник: «Технология», 3 класс, Е.А.Лутцева, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г.:
2.Рабочие тетради: «Учимся мастерству», 3 класс, Е.А.Лутцева, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», (переработанное), 2011г.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Для организации учебного процесса используются следующие типы уроков:
-уроки изучения нового учебного материала (с использованием игровых технологий: урок-путешествие, урок-беседа, урок теоретических или практических самостоятельных работ, смешанный урок (сочетание различных видов на уроке);
- урок-игра, урок самостоятельных работ, урок коллективного творчества, урок – презентация);
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс
В результате изучения предмета технологии ученик должен
иметь представление:
- о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальный и духовный);
- о качествах человека-созидателя;
- о производительности труда (не называя понятие)
- о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;
- о способах получения искусственных и синтетических материалов;
- о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя;
- о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток; электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.
Знать:
- что древесина не только природный материал, но и сырьё для получения искусственных материалов;
- названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани)
- простейшие способы достижения прочности конструкций;
- последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы с канцелярским ножом;
- косую строчку, её варианты, назначение;
- агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений;
- размножение растений отпрысками и делением куста;
- назначение технологических машин;
- несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);
- основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип её работы; правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;
- профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся.
Уметь:
- под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
- соблюдать последовательность выполнения разметки развёрток (от габаритов – к деталям) и выполнять её с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
- оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
- осуществлять перевалку и пересадку растений;
- выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;
- собирать простейшую электрическую цепь и проверять её действие;
- безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.
Самостоятельно:
анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;
обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
выполнять доступные практические задания с опорой на чертеж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
выдвигать возможные способы их решения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Характеристика основной деятельности ученика | |
Дата по плану | Дата фактическая | ||||
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры | 60 | ||||
Элементы материаловедения | |||||
1 2 3 | Зеркало времени Зеркало времени. Костюм определенной эпохи | 1 1 1 | Обсуждение вопросов: что такое культура? Что такое технология? Работа с текстом учебника, с. 6-12. Ввести понятия «проект», «проектирование», «архитектура», «эпоха». Рассматривание фотографий и рисунков, отображающих жизнь людей в разные исторические времена. Выполнение задания № 1 в рабочей тетради «Учимся мастерству». Задание: коллаж «Костюм определенной эпохи» | ||
4 5 | Постройки Древней Руси | 2 | Рассматривание построек Древней Руси. Работа с текстом учебника, с.16-17. Задание: макет крепости Древней Руси. | ||
6 7 8 | Плоские и объемные фигуры Тульский кремль Изготовляем объемные формы | 1 1 1 | Дать понятия: «плоские» и «объемные» фигуры, «грань». Рассматривание фигур на рисунке. Работа с текстом учебника, с.22-31. Задание: подготовить пустые спичечные коробки. | ||
9-10 | Плоские фигуры. Поздравительная открытка | 2 | Выполнение задания № 2 в рабочей тетради «Учимся мастерить». Изготовить открытки (плоская фигура). | ||
11 | Объемные фигуры. Макет мебели спичечных коробков | 1 | Выполнение задания № 3 в рабочей тетради «Учимся мастерить». Изготовить макет мебели из спичечных коробков (объемная фигура) | ||
12-13 | Объемные фигуры. Макет игрушки из спичечных коробков | 2 | Выполнение задания №4 - № 9 в рабочей тетради «Учимся мастерить». Изготовление макета игрушки по желанию детей из спичечных коробков (объемная фигура) | ||
14-15 | Изобретение русской избы. | 2 | Работа с текстом учебника, с. 32-37. Введение понятий «ансамбль», «энтография», «рубленники», «терем». Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» (описание царского терема). Задание: лепим из пластилина убранство царского терема. | ||
16-17 | Доброе мастерство. Ярмарка Русский костюм | 2 | Описание старинной ярмарки. Работа с текстом учебника, с. 38-39. Выполнить текстовое задание №10 в рабочей тетради. Задание № 12: приготовить соленое тесто для лепки изделий народного промысла. Задание № 13: лепим и раскрашиваем изделие (игрушка, посуда). | ||
Основы конструкторских знаний и умений | |||||
18-19 | Разные времена разная одежда. Застежки и отделка одежды | 2 | Обсудим вместе: что ты уже знаешь? Ввести понятия: «гардероб». Работа с текстом учебника, с. 42-50. Задание № 14: костюм для куклы. Коллаж. | ||
20-21 | Какие бывают ткани. Тканевая закладка | 2 | Беседа «Что ты знаешь о тканях?». Работа со статьей учебника, с. 50-52. Выполнение задания № 15 в рабочей тетради «Учимся мастерству». Задание: «Коврик, плетенный из бумаги», «Тканевая закладка». | ||
22-23 | Свойства тканей. Практическая работа | 2 | Выполнение задания № 16 в рабочей тетради «Учимся мастерству». Задание: исследовать искусственную ткань, результаты записать в таблицу. | ||
24-25-26 | Отделка одежды. Салфетка с вышивкой | 3 | Работа со статьёй учебника, с. 53-55. Выполнение задания № 17, № 19 в рабочей тетради «Учимся мастерству» Задание: изготовь салфетку с вышивкой «крестом». | ||
27-28 | Отделка одежды. Закладка из фотопленки | 2 | Выполнение задания № 18 в рабочей тетради «Учимся мастерству» Задание: изготовь закладку из фотопленки. | ||
29-30 | От замысла к результату | 2 | Обсудить технологические задачи, которые нужно решить при создании любого изделия или проекта. Работа с текстом учебника, с 57. Выполнить задание № 20 в рабочей тетради «Учимся мастерству». | ||
31-32 | От замысла к результату. Кукольная мебель | 2 | Обсудить технологические задачи, которые нужно решить при создании любого изделия или проекта. Работа с текстом учебника, с. 57 – 58. Выполнить задание № 21- 22 в рабочей тетради «Учимся мастерству». | ||
33 -34 | Изделие с неподвижным соединением деталей. Блокнот | 2 | Обсудить технологические задачи, которые нужно решить при создании любого изделия или проекта. Работа с текстом учебника, с. 58 – 59. Выполнить задание № 23 в рабочей тетради «Учимся мастерству». | ||
35-36 | Изделие с подвижным соединением деталей. Игрушка «Мишка» | 2 | Обсудить технологические задачи, которые нужно решить при создании любого изделия или проекта. Работа с текстом учебника, с. 59 – 60. Выполнить задание № 24 в рабочей тетради «Учимся мастерству». | ||
37 | От замысла к результату. Как сделать конструкцию прочной? | 1 | Обсудить технологические задачи, которые нужно решить при создании любого изделия или проекта. Работа с текстом учебника, с. 60 – 61. Выполнить задания № 25 -№ 26 в рабочей тетради «Учимся мастерству». | ||
38 | От замысла – к результату. Парашют | 1 | Беседа «Что может подсказать изобретателю природа?». Работа с текстом учебника, с.62 – 63. Выполнение заданий № 27 – 28 в рабочей тетради «Учимся мастерству». Задание: изготовь модель парашюта. | ||
39 | От замысла - к результату. Обобщение. Разработка проекта | 1 | Самостоятельная работа учащихся. Выполнение заданий рубрики «Проверь себя», учебник, с. 64. | ||
| Основы технологических знаний |
| |||
40- 41 | Живая красота. Выращивание комнатных цветов из черенка | 2 | Работа с текстом учебника, с. 66 – 69. Рассматривание иллюстраций «Агротехника выращивания комнатного растения из черенка и уход за ним». Практическая работа: вырастить любое комнатное растение. Выполнить задание № 31 в рабочей тетради «Учимся мастерству». | ||
42 | Размножение растения делением куста и отпрысками | 1 | Работа с текстом учебника, с. 70– 71. Выполнить задание № 32 в рабочей тетради «Учимся мастерству». Составить инструкционную карту «Размножение растения делением куста» | ||
43-44 | Когда растение просит помощи | 2 | Работа с текстом учебника, с. 71– 72. Выполнить задание № 33 в рабочей тетради «Учимся мастерству». Практическая работа «пересаживаем растение» | ||
45-46 | Цветочное убранство интерьера. «Наш зимний сад» | 2 | Работа с текстом учебника, с. 72. Ввести понятия: «кашпо», «менеджер», «дизайнер», «флорист». Выполнить задание № 34 в рабочей «Учимся мастерству». Коллективный проект «Наш зимний сад» | ||
47-48 | Человек и стихии природы. Огонь работает на человека | 2 | Работать с текстом учебника, с. 76 - 80. Задание: сделать и раскрасит изразец для печи. | ||
49-50 | Главный металл. Игрушки из проволоки для мини-сада | 2 | Работать с текстом учебника, с. 80 - 82. Введение понятий: «руда», «меха». Выполнить задание № 35 в рабочей тетради «Учимся мастерству». Задание: игрушки из картона и проволоки для украшения мини-сада | ||
51-52 | Ветер работает на человека | 1 | Работа с текстом учебника, с. 83 - 87. Введение понятия: «передаточный механизм». Выполнить задание № 37 -39 в рабочей тетради «Учимся мастерству». | ||
53-54 | Вода работает на человека | 1 | Работа с текстом учебника, с. 88 - 91. Введение понятий: «водяные двигатели», «паровые двигатели». Выполнить задание № 40 – 42 в рабочей тетради «Учимся мастерству». Задание: коллективная работа «модель водяной мельницы» | ||
55 56 57 | Получение и использование электричества Электрическая цепь | 3 | Работа с текстом учебника, с. 92 - 98. Введение понятий: «электричество», «электрический ток», «электростанция», «источник электрического тока». Повторить правила безопасного обращения с электроприборами. Выполнить задание № 43 в рабочей тетради «Учимся мастерству». Задание: собрать простейшую электрическую цепь. | ||
58
| Какая бывает информация. Практикум овладения компьютером. Знакомство с компьютером | 1 | Работа с текстом учебника, с. 100 – 125. Введение понятий: «информация», компьютер, «археолог», «папирус», «пергамент».. | ||
59 | Книга – источник информации. Практикум овладения компьютером Включение компьютера | 1 | Работа с текстом учебника, с. 100 – 125. Введение понятий: «информация», «археолог», «папирус», «пергамент».. | ||
60 | Изобретение бумаги Практикум овладения компьютером Компьютерные программы | 1 | |||
61-62 | Основные технологические этапы изготовления бумаги. Практикум овладения компьютером Работа с компакт-диском (CD-ROM) | 2 | Рассматриваний иллюстраций в в учебнике. Выполнить задание № 44 в рабочей тетради «Учимся мастерству». | ||
Из истории технологии | 8 | ||||
63 | Технологии изготовления печатной книги | 1 | |||
64-65 | Технологии изготовления печатной книги | 2 | Повторить конструкцию современных книг | ||
66 | Конструкции современных книг | 1 | Повторить конструкцию современных книг | ||
67 | Изобретение колеса | 1 | Изучение конструкции современного колеса | ||
68 | Изобретение часов | 1 | Разработать дизайн часов | ||
69 | Изобретение телескопа ,фотоаппарата и кинокамеры микроскопа | 1 | Изучение конструкции телескопа, фотоаппарата, кинокамеры, микроскопа | ||
70 | Итоговый урок | 1 |
Содержание программы
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (60 ч)
Элементы материаловедения. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани и др.), их исходное сырье, получение, применение.
Основы конструкторских знаний и умений. Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей в нахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование принципов действия существ животного мира для решения инженерных задач (бионика)
Основы технологических знаний и умений.
Разметка разверток с опорой на их простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).
Сборка изделия.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой через край.
Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестик, роспись, стебельчатая строчка и др.), кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д.
Агротехнические приемы пересадки и перевалки растений, размножения растений отпрысками и делением куста.
Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.
Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочка, звонок, электродвигатель).
Из истории технологии (8 ч)
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей и национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, в быте и одежде людей. Использование энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование силы пара, электрической энергии человеком для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние развития наук и технических изобретений человечества.
Формы и средства контроля
Контроль и оценка знаний, умений и навыков осуществляется на каждом уроке посредством выставления оценок по пятибалльной системе. В конце каждого полугодия учащиеся защищают творческие проекты: «Аппликация», «Вышивка»
Учебно-методические средства обучения
Е.А. Лутцева учебник «Ступеньки к мастерству» 3 класс
Е.А. Лутцева рабочие тетради «Технология. Учимся мастерству». М.: Вентана – Граф, 2011),
Е.А. Лутцева методическое пособие по технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...