Проявлять: - интерес к изучению темы; -бережное отношение к воде; -ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; -желание составлять правила сохранения и защиты воды; -осознание необходимости успешности при освоении темы. | Познавательные умения: -раскрывать значение понятий «акведук», «балка», «ванты», «виадук», «кабель», «конструкция», «мост», «пилон», «пролёт», «путепровод»; -определять тип и назначение сооружения для переправы через водное пространство и обосновывать своё мнение; -использовать приобретённые знания для составления правил сохранения и защиты воды. Регулятивные умения: -выполнять задание в соответствии с планом, алгоритмом; -распределять обязанности для выполнения учебного задания; -выполнять взаимопроверку, взаимооценку, самооценку учебного задания. Коммуникативные умения: -формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; -согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение; -учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; -адекватно оценивать результат учебной деятельности. | Выполнить: -макет подвесного моста; -составлять и оформлять правила сохранения и защиты воды. |
- Мотивировать к изучению темы - Стимулировать желание бережно использовать водные богатства Земли. | Однажды Ваня гулял вдоль реки. Ваня, глядя на то, как отражаются солнечные лучи от воды, вспомнил, что скоро наступит лето. На каникулах они с Аней собираются поехать в лагерь, находящийся на берегу моря. Неожиданно он услышал тихий, приятный голос: -Здравствуй, мальчик! Рада тебя видеть. Что ты здесь делаешь? Ваня повернул голову, но никого не увидел. Он удивился и ответил: -Наслаждаюсь природой, теплом весенних лучей, плеском волн и шуршанием песка. -Как ты нежно, душевно сказал о Природе – матушке, очень приятно. -Кто ты? – спросил Ваня невидимую собеседницу. -Я та, без которой не может обойтись человек. Я вхожу в состав всех живых организмов и растительных веществ на Земле. На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело со мной, учится управлять мною, укрощать мой нрав, но не бережёт и растрачивает моё богатство. Ребята, можете ли вы назвать собеседницу Вани? Почему она утверждает, что человек неправильно использует её богатства на Земле? Есть ли у вас желание определить собеседницу Вани и стать её защитником? | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание бережно использовать водные богатства Земли. |
Цели: - стимулировать интерес к истории мостостроения;
- актуализировать умение работать по плану;
- ввести понятия «акведук», «балка», «ванты», «виадук», «кабель», «конструкция», «мост», «пилон», «пролёт», «путепровод»;
- научить:
-определять тип моста по назначению и обосновывать своё мнение; -определять назначение моста по названию и обосновывать своё мнение; -рассказывать об истории появления моста; -рассказывать об истории появления и развития мостостроения; -рассказывать о видах моста по назначению; -рассказывать об этапах выполнения макета моста; -выполнить макет подвесного моста; -выполнять учебное действие, используя план; -формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках диалога. | Сообщение учителя Мост – искусственное сооружение для перехода или переезда. С глубокой древности мостом служит бревно, перекинутое через ручей. Такой мост называют примитивным. В 12 столетии в Киеве сооружали наплавные мосты для переправы через реку деревянные мосты, которые не только позволяли переправиться на другой берег, но и способствовали судоходству. В Южной Америке примерно с 11 века получили распространение верёвочные мосты (при угрозе нападения их можно было легко разобрать, тем самым лишая противника возможности быстрого захвата города), которые инки сооружали для переправы через горные разломы и реки с сильным течением. В Москве первый каменный мост был построен через реку Неглинную в 1367 - 1368 годах по решению Великого князя Московского Дмитрия (впоследствии Дмитрий Донской). Первый каменный мост через Москву – реку был по проекту мастера палатных дел Кристлера из Страсбурга в 1643 году по приказу царя Михаила Фёдоровича Романова. С конца 18 века для строительства мостов начали применять металл. В 20 веке стали строить мосты из железобетона. В настоящее время во Владивостоке строится один из самых больших в мире вантовых мостов. Мосты бывают разных видов: через реку, озеро, пролив или любое другое водное препятствие (балочный, арочный, висячий); через дорогу (путеводитель); через овраг или ущелье (виадук). По области применения мосты делятся на : железнодорожные, автомобильные, метромосты, пешеходные (предназначены для переезда или перехода с одного берега на другой), комбинированные (например, автомобильно – железнодорожные), водные путепроводы (мосты для кораблей с низкой ватерлинией – линией соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна), акведуки (мосты для транспортировки воды), виадуки (мосты через овраги или ущелья; соединяют точки, равные по высоте). По конструкции мосты делятся на балочные, висячие, арочные и понтонные. Балочные – самый простой вид моста, состоящий из опор и балок. Висячий – крупнейший по длине и высоте пролёта мост, в котором проезжая часть подвешена на гибких элементах (канатах, цепях). Вантовый – разновидность висячего моста, для конструкции которого используют стальные канаты – ванты. Арочные- мосты, основными несущими опорами которых являются арки или своды. Понтонные, или наплавные, - временные мосты на плавающих опорах. Мост строят из прочных металлов (сталь и алюминиевые сплавы), железобетона, природного камня, дерева, верёвки. При сооружении моста на первом этапе возводят опоры. Далее с помощью монтажных кранов на них устанавливают пролётные строения. Затем укрепляют конструкции и выполняют окончательное оформление (устанавливают освещение, скульптуры и т.д.) При строительстве больших мостов пролётное строение собирают на берегу и затем перемещают (надвигают) по опорам с одного берега на другой. Строительство навесных мостов начинается с установки пилонов (столбов, поддерживающих основные (несущие) тросы), на которых подвешивают кабели моста. В конце монтируют подвески и балку жёсткости. Для оформления навесного моста используют освещение. Правильно освещённый мост кажется парящим в воздухе. Задание 1 (З) Учебник, с. 100-101. (фронтальная работа) Объясните значение слов «мост», «виадук», «ванты», «акведук», «путепровод», «балка», «пролёт», «пилон», «трос», «кабель», «конструкция». Расскажите об истории появления моста. Расскажите о видах мостов по назначению. Расскажите о видах мостов по их конструкции. Расскажите об этапах строительства подвесного моста. Задание 2(П) (работа в паре). Верно ли, что примитивные мосты строили из железобетона? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что акведук использовали для перехода через овраг? Обоснуйте своё мнение. Можно ли утверждать, что арочным называют мост, в котором основной несущей конструкцией являются ванты? Обоснуйте своё мнение. Задание 3 (У) (индивидуальная работа). Составьте и напишите фразу конструктор о цели сооружения моста: Сооружение … позволило человеку преодолевать … пространства … и использовать это изобретение для удобства и … передвижения. (Сооружение моста позволяло человеку преодолевать водные пространства любых размеров и использовать это изобретение для удобства и скорости передвижения). Задание 4 (У) (индивидуальная работа). Учебник с.102 – 103, с самооценкой. Выполните макет висячего моста, используя план в учебнике. Оцените работу по пятибалльной системе.
| Диагностические задания (индивидуальная работа): 1.Допишите предложения: 2.Перечислите известные вам виды мостов. 3.Восстановите порядок выполнения макета моста: - Установка пилонов.
- Выполнение основы моста.
- Установка несущих тросов.
- Укладка дорожного полотна.
- Навивка основных кабелей моста.
Личностные умения: -проявлять интерес к истории мостостроения. Познавательные умения: - раскрывать значение понятий «акведук», «балка», «ванты», «виадук», «кабель», «конструкция», «мост», «пилон», «пролёт», «путепровод» и использовать их в активном словаре; -определять тип моста по назначению и обосновывать своё мнение; -определять назначение моста по названию и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: -выполнять учебное действие, используя план; -выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные умения: -формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога. Предметные умения: - об истории появления и развития мостостроения; - о видах моста по назначению; -об этапах выполнения макета моста; - Выполнять макет подвесного моста.
|
- Соотнести полученный результат с поставленной целью.
- Оценить результат своей деятельности.
| Цели: -сформировать представление об укрощении и использовании воды и управлении водой человеком; - ввести алгоритм подвижного соединения деталей; - научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения: Личностные умения: -проявлять интерес к истории мостостроения. Познавательные умения: - раскрывать значение понятий «акведук», «балка», «ванты», «виадук», «кабель», «конструкция», «мост», «пилон», «пролёт», «путепровод» и использовать их в активном словаре; -определять тип моста по назначению и обосновывать своё мнение; -определять назначение моста по названию и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: -выполнять учебное действие, используя план; -выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные умения: -формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога. Предметные умения: - об истории появления и развития мостостроения; - о видах моста по назначению; -об этапах выполнения макета моста; - Выполнять макет подвесного моста.
| Заполняется учителем после освоения темы учащимися. |