Рабочая программа по технологии для 3 класса к УМК школа России ФГОС
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку, развернутое календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_3_klass.docx | 58.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Тогучинского района Борцовская СОШ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» на заседании МО СОШ Зам. директора Директор МКОУ Руководитель МО по УВР Борцовская СОШ Землякова Е.Н. Картавцева Н.В. Лозовская Л.А. ____________________ ____________________ ____________________ «____»_________2013г. «____»_________2013г. «____»_________2013г.
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «Технология» для 3 класса УМК «Школа России»
Составитель: учитель МКОУ Тогучинского
района Борцовская СОШ Дортман Ксения Владимировна.
20013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по технологии и на основе авторской программы«Технология» Н.И. Роговцевой , С.В. Анащенковой.(М.: Просвещение, 2011г.)
ХХI век – век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Технологическая подготовка школьника позволяет ему грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели и задачи учебного курса
- Цели изучения технологии в начальной школе:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
- Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности.
Общая характеристика учебного курса
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
- учатся экономно расходовать материалы;
- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
- В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: в 1 классе — 33 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
№ п\п | Название раздела | 1 класс (кол-во часов) | 2 класс (кол-во часов) | 3 класс (кол-во часов) | 4 класс (кол-во часов) |
1 | Давайте познакомимся | 3 | 1 | 1 | 1 |
2 | Человек и земля | 21 | 23 | 21 | 21 |
3 | Человек и вода | 3 | 3 | 4 | 3 |
4 | Человек и воздух | 3 | 3 | 3 | 3 |
5 | Человек и информация | 3 | 4 | 5 | 6 |
ИТОГО | 33 | 34 | 34 | 34 |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятель ностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной про ектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические уме ния, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение пробле мы гармоничной среды обитания человека позволяет школь никам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являют ся неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эс тетического духовно-нравственного, физического) в их единствe что создаёт условия для гармонизации развития, сохра нения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Результаты изучения курса
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В результате освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся научатся:
- рассказывать о современных профессиях, связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
- анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды);
- отбирать картон с учётом его свойств;
- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник), колющими (шило);
- экономно размечать материалы на просвет, по линейке и по угольнику;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- изготавливать плоскостные изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
- рассказывать об основных источниках информации;
- рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером;
- называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
- называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
- рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;
- соблюдать безопасные приёмы труда при работе на компьютере;
- включать и выключать компьютер;
- использовать приёмы работы с дисководом и электронным диском;
- использовать приёмы работы с мышью;
- работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);
- работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
- соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);
- осуществлять проектную деятельность: собирать информацию о создаваемом изделии, выбирать лучший вариант, проверять изделие в действии;
- создавать образ конструкции с целью разрешения определённой конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;
- использовать приёмы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор), с программными продуктами, записанными на электронных дисках.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практи-ческая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребёнка: становления социально значимых лич-ностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Основные содержательные линии
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы куль туры труда, самообслуживания (2 часа)
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д.) разных народов России (на примере 2-3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные географ географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера всо здании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ ин формации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные кол лективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, по мощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (101 час)
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художест венным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последователь ности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материала: разметка деталей ( на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (открывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование (12 часов)
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр. Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере (20 часов)
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода вы вода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и PowerPoint.
Виды учебной деятельности учащихся:
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов(по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям );
- решение доступных конструкторско-технологических за дач (определение области поиска, нахождение необходимой
- информации, определение спектра возможных решений, вы бор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и от бор необходимой информации, окончательный образ объек та, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:
- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортно го и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умения определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную
- разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;
- -достаточный уровень графической грамотности, выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделия, опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действия ми, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор не обходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологи ческой деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности сво их товарищей, умения находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умения самостоятельно разрешать доступные проблемы, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель-подчинён ный);
- развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Календарно-тематическое планирование по технологии для 3 класса на 2013-2014 учебный год
№ | Тема урока. | Предметные результаты. | Метапредметные результаты. | Личностные результаты. | Дата | |||
коммуникативные УУД | регулятивные УУД | познавательные УУД | По плану | По факту | ||||
1. | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествие по городу. | Повторить изученное в 1-2 кл., изучить критерии оценки качества изделий. Составить маршрут путешествия по предприятиям города. | Отвечать на вопросы по материалу, изученному в 1-2 классах, об инструментах и правилами работы с ними. | Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий. | Познакомить с деятельностью человека в культурно-исторической среде, дать понятия « экскурсовод», маршрутная карт | Формировать готовность к труду и саморазвитию. | ||
Человек и земля (22 часа) | ||||||||
2. | Архитектура. Объёмная модель дома их бумаги. | Познакомиться с основами черчения, правилами безопасной работы с ножом, учить оформлять изделие. | Объяснять новые понятия, определять способы использования инструментов, объяснять план своей работы. | Анализировать линии чертежа, соотносить назначение городских построек, организовывать своё рабочее место. | Овладеть основами черчения и масштабирования, сравнивать эскиз и технический рисунок, находить отдельные элементы архитектуры. | Осваивать правила безопасности, следить за сохранением своего здоровья. | ||
3. | Городские постройки. Изделие из проволоки «Телебашня». | Назначение городских построек и их архитектурные особенности, правила работы с плоскогубцами. | Сопоставлять и объяснять разницу между городскими постройками, делать выводы о возможности применения проволоки в быту. | Применять при изготовлении изделий правила безопасной работы с новыми инструментами. | Осваивать правила работы с новыми инструментами, организовывать свое рабочее место. | Организовывать своё рабочее место в соответствии с правилами безопасности своего здоровья. | ||
4. | Парк. Изделие из различных материалов. | Познакомить с профессиями, связанными с уходом за растениями в городских условиях. | Составлять рассказ о значении природы для города и особенностями художественного оформления парков. | Анализировать деятельность человека в сфере городского хозяйства, применять знания о свойствах природных материалов. | Использовать при составлении рассказа материалы учебника. | Самостоятельно составлять эскиз экспозиции в соответствии со своим взглядом на мир. | ||
5, 6. | Проект «Детская площадка», изделия из бумаги: качели, песочница, игровой комплекс. | Алгоритм изготовления поделки в проекте, раскрой деталей по шаблону, критерии оценивания изделия. | Презентация результата проекта, защита проекта, работа в группах. Распределять роли и обязанности при выполнении проекта. | Составлять технологическую карту и контролировать последовательность выполнения работы. | Работать над проектом, пользуясь пособием «Вопросы юного технолога». | Проводить оценку на этапах работы и корректировать свою деятельность в группе. | ||
7, 8. | Ателье мод. Одежда. Украшение платочка стежками и фартука аппликацией. | Познакомиться с видами и свойствами ткани и пряжи, техникой выполнения стебельчатого шва. | Составлять рассказ об особенностях школьной формы и спортивной одежды. Рассказывать об использовании аппликации исходя из своего жизненного опыта и наблюдений. | Оценивать качество выполненной работы по алгоритму, контролировать и корректировать свою работу. | Определять материалы и инструменты, необходимые для аппликации, исследовать особенности орнамента в национальном костюме. | Применять правила безопасности при работе с иглой, радоваться своим достижениям и достижениям одноклассников. | ||
9. | Изготовление тканей. Изделие: гобелен из нитей. | Знакомство с технологическим процессом изготовления тканей, понятия: ткачество, ткацкий станок. Создавать гобелен по образцу. | Находить материал и рассказывать о процессе производства тканей. | осуществлять самоконтроль и корректировать работу над изделием. Подбирать цвета для композиции, создавать эскиз. | Познакомиться с профессиями: ткачиха, прядильщица. Сравнивать свойства материалов, делать разметку по шаблону. | Выполнять правила безопасности при работе шилом и ножницами. Определять границы собственного знания и незнания. | ||
10. | Вязание. Вязание крючком «Воздушные петли». | Способы вязания, правила работы вязания крючком. | Рассказывать о вязанных вещах , исходя из собственного опыта. | Анализировать и сравнивать материалы, необходимые для цветового решения. Составлять план работы по слайдам. | Находить информацию о вязании, о видах ниток, о значении вязанных вещей в жизни человека. | Соблюдать технику безопасности с колющими инструментами, формировать мотивацию к познанию. | ||
11. | Одежда для карнавала. Изготовление карнавальных костюмов из ткани. | Выкройка, работа с тканью, повторение швов, выполнение изделия по собственному замыслу. | Составлять рассказ о проведении карнавала, работать в группе, создавать эскизы карнавальных костюмов. | Анализировать и сравнивать план создания костюма, применять на практике имеющиеся знания. | Осваивать способ приготовления крахмала, исследовать его свойства и применять на уроке. | Соблюдать правила безопасности работы с ножницами и иглой. | ||
12. | Бисеро- плетение. Изделие из бисера: « Браслетик», «Цветочки». | Свойства бисера и способы его использования. Освоение способов бисероплетения. | Составлять рассказ о существующих украшениях из бисера. | Выбирать план изготовления изделия, контролировать и корректировать выполнение работы. Оценивать качество работы | Находить информацию о бисере и его видах. Узнать о свойствах и особенностях лески. | Определять свое отношение к красивым вещам, воспитывать бережливость . | ||
13. | Кафе. Конструирование из бумаги весов. | Знакомство с работой кафе, профессиями, прибором « весы», осваивать способ сборки поделок с помощью кнопок, скрепок. | Объяснять значение слов « меню», «порция», составлять рассказ о профессиональных обязанностях повара, официанта. | Понимать назначение инструментов, анализировать план работы. | Найти информацию о назначении инструментов. Оформлять изделие по собственному замыслу. | Экономно и рационально использовать материалы, соблюдать технику безопасности. | ||
14. | Фруктовый завтрак. Изделие «Завтрак из фруктов», составление таблицы стоимости продуктов. | Способы приготовления пищи, меры безопасности, правила гигиены, рецепты блюд. | Объяснять значение слов, называть меры безопасности, участвовать в работе группы. Распределять обязанности в группе. | Анализировать рецепт, рассчитывать стоимость, сравнивать способы приготовления. Оценивать качество блюда по схеме. | Находить в интернете интересные рецепты. Извлекать информацию о пользе фруктов для здоровья. | Соблюдать правила гигиены, определят границы собственного знания и незнания. | ||
15. | Колпачок- цыпленок. Изделие из ткани- колпачок для яиц. | Сервировка стола к завтраку, Свойства синтепона. | Рассказывать о способности синтепона сохранять тепло. | Самостоятельно выполнять раскройку деталей, рационально организовывать свое рабочее место. | Учиться выполнять разметку деталей, использовать освоенные виды строчек для соединения деталей. | Учиться работать самостоятельно, соблюдая технику безопасности. | ||
16. | Бутерброды. Приготовление бутерброда по выбору из заготовленных продуктов. | Питательные свойства продуктов, приготовление блюд по технологии. | Распределять обязанности в группе, помогать друг другу при изготовлении бутербродов. | Определять последователь- ность , сравнивать изделия, выделять из плана работы свои действия. | Находить интересные и простые для изготовления рецепты в книгах «Рецептов холодных блюд». | Формировать вкус к здоровой и правильной пище. | ||
17. | Салфетница. Способы складывания салфетки. | Особенности сервировки праздничного стола, складывания салфеток, украшения стола. | Работать в группах, украшать стол своей группы. | Определять свою роль в группе, оценивать и контролировать свою работу т работу товарищей. | Приготовить картинки как сложить салфетку из информации, взятой с интернета. | Определять границы своего знания и незнания, соблюдать правила поведения за столом. | ||
18. | Магазин подарков. Изделие из соленого теста « Брелок для ключей». | Особенности работы в магазине, профессии людей, работа с пластичным материалом. | Составлять рассказ о видах магазинов, о работе продавца, кассира, кладовщика. | Анализировать план работы , сравнивать свойства теста с пластилином, осваивать способы придавания цвета тесту. | Учиться находить информацию о продукте на ярлыках. | Формировать умение культурного поведения в общественном месте, вежливости и отношения к людям труда. | ||
19. | Золотистая соломка. Аппликация из соломки по своим эскизам. | Знакомство с технологией подготовления соломки к работе. Учет цвета и фактуры для композиции. | Рассказывать о декоративно- прикладном искусстве, использовать правила этикета при вручении подарка. | Анализировать план работы, оценивать свою работу и работу товарищей. | Использовать технологию работы для изготовления поделки, находить информацию об истории этого вида поделок на Руси. | Определять границы своего знания и незнания по данной теме. | ||
20. | Упаковка подарков. Изготовление коробки для подарка из бумаги и картона. | Правила упаковки и оформления подарков, основы гармоничного сочетания цветов. | Объяснять свой замысел при презентации упаковки. | Соотносить выбор оформления, анализировать и оценивать свою работу. | Освоить правила упаковки, учитывать, кому предназначен подарок: пол, возраст. | Формировать умение доставлять другим людям радость, учить испытывать удовлетворение от того, что делаешь приятное другим. | ||
21. | Автомастер- ская. Объёмная модель из бумаги: фургон «Мороженное» | Работа с бумагой, работа по сетке, конструирование объёмных фигур. Понятие о профессиях конструктора, автослесаря. | Рассказывать об устройстве автомобиля, истории его создания. | Осваивать и применять правила построения по развертке, анализировать устройство автомобиля. | Находить информацию об автомобилях из разных источников. | Формировать уважительное отношение к людям труда. | ||
22. | Грузовик. Грузовик из метал- лического конструктора. | Анализ конструкции готового изделия, способы соединения деталей. | Составлять план работы, технологическую карту и представлять ее классу. | Самостоятельно определять количество деталей и регулировать свою деятельность при сборке. Оценивать готовое изделие. | Осваивать способы соединения деталей, узнавать о различных видах автомобилей из разных источников. | Формировать уважительное отношение к профессиям автослесаря, конструктора, водителя. | ||
Человек и вода (4 часа) | ||||||||
23. | Мосты. Работа с различным материалом, изделие: « Мост» | Виды мостов, их назначение, изготовление модели висячего моста, раскрой деталей из картона, использование ниток, проволоки, трубочки из-под коктейля. | Составлять рассказ на основе иллюстраций и текста в учебнике о строении и назначении мостов. | Осваивать и применять новые виды соединений деталей, оценивать свою работу . | Выделять элементы реального объекта, подбирать необходимые материалы, отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов. | Воспитывать интерес к профессии конструкторов. | ||
24. | Водный транспорт. Работа с пластмассовым конструктором изделие: « Яхта, баржа». | Виды водного транспорта, проект « Водный транспорт»,конструирование из пластмассового конструктора. | Организовывать свою деятельность в проекте, определять свою роль. | Анализировать конструкцию, оценивать работу по критериям. | Создавать модель яхты, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей. | Формировать любознательность , стремление к исследованию. | ||
25. | Океанариум. Проект, обитатели океанов. Мягкая игрушка из подручных материалов. | Виды мягких игрушек, работа с текстильными материалами. Технология изготовления мягкой игрушки. | Составлять рассказ об океанариуме и его обитателях. | Оценивать работу одноклассников и свою по критериям. | Соотносить последовательность выполнения работы с планом, подбирать материалы. | Соблюдать правила работы с иглой. Формировать любознательность. | ||
26. | Фонтаны. Модель фонтана из пластичных материалов. | Виды и особенности фонтанов, понятие « декоративный водоем». | Составлять рассказ о фонтанах, используя материалы учебника и собственные наблюдения. | Анализировать и оценивать свои достижения, сравнивать план и выполненную работу. | Находить информацию о фонтанах из разных источников. Учиться оформлять изделие из подручных материалов. | Ориентироваться на выполнение моральных норм при совместной деятельности на уроке. | ||
Человек и воздух (3 часа) | ||||||||
27. | Зоопарк. Работа с бумагой, оригами «Птицы». | Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Различные техники оригами: классическое, модульное. | Объяснять значение понятия «бионика»,используя текст учебника, выполнять изделие , используя разные техники оригами. | Соотносить условные обозначения, осваивать приёмы сложения, понимать графическое изображение. | Находить информацию об истории возникновения оригами. | Определять границы собственного знания и незнания. | ||
28. | Вертолётная площадка. Конструирование модели вертолёта. | Особенности профессии летчика, работа с новым материалом: пробкой. | Составлять и озвучивать план работы, рассказ о профессиях штурмана, авиаконструктора. | Анализировать образец, определять основные детали, выполнять самостоятельно разметку. | Находить информацию о летных профессиях, учиться работать с разными материалами. | Ориентироваться на выполнение моральных норм при совместной деятельности на уроке. | ||
29. | Воздушный шар. Изделие из папье– маше « Воздушный шар». (Внеклассная деятельнсть) | Приемы техники папье-маше, варианты цветового решения композиции воздушных шаров. | Составлять рассказ об истории возникновения воздушных шаров, работать в паре, в группе. Презентовать своё изделие. | Контролировать изготовление изделия, оценивать работу. | Научиться технологии изготовления по плану. Создавать украшения для помещения. | Определять границы собственного знания и незнания. | ||
Человек и информация ( 5 часов). | ||||||||
30. | Переплётная мастерская. Работа с бумагой , изготовление папки достижений, переплетение. | Книгопечатание, профессии печатника, переплётчика Переплет книги. | Рассказывать об истории книгопечатания, как оформлять книгу, работать в группе. | Контролироватьи оценивать свою роль в работе над изделием. | Находить информацию о книгах в различных источниках, осваивать технику переплётных работ. | Воспитывать бережное отношение к материальным ценностям, уважение к людям труда. | ||
31. | Почта. Виды почтовых отправлений, заполнение бланка. | Особенности работы почты, телеграф, виды почтовых отправлений, процесс доставки, корреспон- денция. | Составлять рассказ особенностях работы почты и ее сотрудниках, используя собственные наблюдения. | Анализировать и сравнивать различные виды отправлений, оценивать свою работу на уроке. | Находить информацию об истории почты, о том, как действуют объекты в городе. | Формировать чувство гордости за свою историю, историю страны. | ||
32, 33. | Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль», изготовление пальчиковых кукол. | Осмысление способов передачи информации при помощи кукол. Работа с тканью, шитьё. Знакомство с профессиями кукольника, художника- декоратора, кукловода. | Распределять в группе обязанности при распределении ролей для спектакля, рассказывать о правилах поведения в театре. | Анализировать изделие, составлять технологическую карту, осмысливать этапы проекта. | Находить и отбирать информацию для составления коллективного рассказа. | Ориентироваться на выполнение моральных норм при совместной деятельности на уроке. | ||
34. | Афиша. Правила набора текста в worde, сохранение документа, создание программки на компьютере. | Создание афиши и программки на компьютере, форматирование и печать. | Распределять роль при работе в группе, предлагать и отстаивать свои аргументы по оформлению. | Оценивать свою работу т работу товарищей. Договариваться об ответственном за презентацию. | Осваивать правила набора текста, выбирать картинки для оформления афиши. | Определять границы собственного умения и неумения. Бережно относиться к материальным ценностям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению 2 кл УМК "Школа России" ФГОС с ууд
Рабочая программа по литературному чтению 2 кл. включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и информационно-методическое обеспечение....
Рабочая программа по математике начальное общее образование УМК «Школа России» ФГОС
Материал содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по математике для 1 класса....
Рабочая программа по математике 1 класс по УМК "Школа России" по ФГОС второго поколения
Пояснительная записка Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравств...
Рабочая программа по технологии 1 класс по УМК "Школа России" по ФГОС второго поколения
Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом нап...
Рабочая программа по технологии 3 класс по УМК "Школа России"
1. Пояснительная записка2.Календарно- тематическое планирование...
Рабочая программа по технологии 2 класс по УМК "Школа России"
Рабочая программа по технологии 2 класса была разработана на 2014 -2015 учебный год...
Рабочая программа по технологии 3 класс. К УМК "Школа России". К учебнику Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой.
Рабочая программа по технологии 3 класс. К УМК "Школа России". К учебнику Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой....