Программа внеурочной деятельности.
учебно-методический материал по технологии (2 класс) по теме
Актуальность данной программы состоит в том, что через дополнительное образование педагог помогает адаптироваться ребенку в обществе, сформировать положительное отношение к труду и творчеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности.
Актуальность данной программы состоит в том, что через дополнительное образование педагог помогает адаптироваться ребенку в обществе, сформировать положительное отношение к труду и творчеству; через различные формы дополнительного образования развивает технические способности детей, их фантазию, наблюдательность, мышление, учит детей доказывать целесообразность и пользу предлагаемой конструкции, готовит младших школьников к конструкторско-технологической деятельности - это значит, учит детей оперировать имеющимися знаниями, применять их на практике, знакомит с наиболее распространенными орудиями труда, с простейшей конструкторско-технологической документацией (техническим рисунком, чертежом, описанием и т.д.).
Начальное моделирование - это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов (автомобилей, судов, самолетов, ракет и т.д.); это познавательный процесс формирования у младших школьников начальных политехнических знаний и умений.
1.1. Направленность образовательной программы
Многообразие окружающей деятельности, взаимодействие произведений разных видов искусств, всегда были и остаются для ребенка источником художественных впечатлений, отражаемых в его практической деятельности. Одним из таких источников является работа с бумагой.
Бумага - универсальный материал. Он используется не только для издания книжной продукции, но и в строительстве, медицине, электронной промышленности, других сферах деятельности. Из бумаги делают одежду, посуду, даже мебель. Изделия из бумаги дёшевы, гигиеничны, удобны для разового применения. Обработанная химикатами бумага приобретает новые свойства. Она может заменить металл и камень. Всех свойств бумаги не перечислить. Главное, бумага - наш верный помощник в повседневной жизни и хороший поделочный материал. Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвется, мнётся, сгибается, скручивается, складывается, может превращаться в разные поделки.
В период начального образования происходит интенсивное умственное развитие, формирование произвольного характера и приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения на практике. Это возраст «почемучек», в котором активно развиваются такие коммуникативные навыки, как умение вести диалог, умение контролировать и оценивать поведение друг друга. В этом же возрасте происходит становление личности младшего школьного возраста (7- 10 лет), выявление и целостное развитие его способностей, формирование умений, мотивов и желания учиться. Они овладевают элементами творческой самореализации, культурной речи и поведения из-за высокого уровня активности, стремления к общению вне семьи и умения занять себя самостоятельными занятиями по интересам, хотя интересы постоянно меняются. Поэтому педагог должен обеспечить данному возрасту конкретность вида деятельности и творческой свободы детей при выполнении творческих дел.
Если ребенок не обладает выраженными способностями к творческой мыслительной деятельности, то эту проблему можно решить, занимаясь бумагопластикой. Бумагопластика - это работа с бумагой, этим удивительным материалом, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Конструирование из бумаги формирует способность нестандартного мышления.
Занятия бумагопластикой вырабатывают такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить. Особенно привлекает детей возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, подарены на день рождение, к празднику своим родителям, друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная своими руками игрушка действует. Так через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономично использовать материал, намечать последовательность операций, стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке своё рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для занятий в школе.
Возможность изготавливать игрушки из цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, и ребенок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает украшать, совершенствовать.
Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материала создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже самым маленьким детям. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения детьми. Самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Она учит видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красот. Тесто - удивительно «демократичный» материал. Он доступен каждому (всего то и нужны соль, мука и вода), экологически чист, эластичен и легко сочетается с любыми другими материалами, а эффект поразительный. Занятия по тестопластике не только помогают реализовать талант художника, но и развивают пространственное восприятие, глазомер, мелкую моторику пальцев, что очень полезно для формирования мышления и общего развития детей. Попутно ребятишки знакомятся с народным творчеством, узнают много нового о традициях родной страны, приобщаются к её богатой культуре. Промысел мукомол когда-то был популярен на Руси. Из теста лепили обереги, фигурки ангелов к Рождеству и жаворонков к Благовещению. Бывали случаи, когда мастера создавали декоративные пряники размером с телегу! Сейчас, когда вновь входят в моду дизайнерские поделки, тестопластика способна стать модным и оригинальным направлением прикладного творчества. Тестопластика Это создание объемных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций. Во время тесто- пластики развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт - чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. При работе с тестом появляется уникальная возможность изготовления объемных, полезных в быту поделок. Творческий подход к труду надо воспитывать, прививать с детских лет. Поэтому нужно все время побуждать и поощрять учеников к внесению в каждую модель своих дополнений и изменений в их форму, деталировку, оформление. При изготовлении выкроек деталей нужно учить школьников экономно расходовать бумагу и другие материалы. Необходимо также приучать их рационально готовить свое рабочее место, поддерживать на нем порядок, формировать у них умение выполнять работу быстро, точно, качественно - вот основные направления образовательной программы кружка «Начальное техническое моделирование».
1.2. Организационные основы реализации программы
Предлагаемая программа «Мастерим бумажный мир» и «Нескучные ручки» рассчитана на три года обучения для обучающихся 7-12 лет.
Количество детей в группе:
- первый год обучения - 8 человек;
- второй и третий год - 9 человек.
Программа состоит из тематических блоков занятий. Каждая тема рассчитана на определенный почасовой период. Часть часов отводится на теоретический материал, а основная часть - практическая работа.
Работа в объединении построена из практических и теоретических занятий.
На практических занятиях дети знакомятся с инструментами, материалами, закрепляют полученные знания, изготавливая различные блокноты, альбомы, открытки, шкатулки, работы с помощью бумагопластики, тестопластики, аппликаций, лепки. Программа предусматривает изготовление подарков, сувениров, открыток к различным праздникам, семейным торжествам.
Учащиеся, придерживаются правила «Научился сам - научи другого».
1.3. Методы и приемы обучения
Во время учебного процесса используются различные формы организации фронтальная, групповая, индивидуальная.
Индивидуальная работа проводится с детьми, которым трудно усваивать материал и с детьми творческими.
Формы проведения занятий - это занятие - урок, занятие - беседа, занятие — игра, экскурсия. Занятия в объединении должны иметь теплую дружескую атмосферу, духовно обогащающую ребенка и дающую толчок самостоятельной творческой деятельности. Методы обучения, используемые в работе:
- словесный - беседы, лекции, рассказы, в ходе которых дети знакомятся с историей возникновения бумаги, переплётного дела, знакомятся с другими видами декоративно-прикладного искусства,
- наглядный - знакомство с готовыми изделиями, коллекционными образцами даёт возможность создавать свои формы переплётных изделий.
Развитие личностных качеств обучающихся, развитие мотивации творчества и красоты посредством бумаготворчества, тестопластики, лепки.
Задачи:
- Дать возможность осознать неограниченные возможности бумаги, пластилина, теста как средства воплощения конкретных заданий и собственных идей.
- Побудить в обучающихся стремление к творческой деятельности.
- Познакомить детей с возможностями бумаги, техническими приёмами при работе с ней.
Работа с бумагой, картоном, с тестом, пластилином способствует эстетическому развитию:
- дети учатся правильно подбирать цветовые сочетания;
- грамотно составлять композицию;
- получают знания по художественному конструированию;
- выбирать форму;
- привыкают к аккуратности и бережливому отношению материалу;
Ожидаемые результаты
В конце обучения учащиеся должны знать и уметь:
- способы обработки различных материалов
- уметь составлять композицию, эскиз.
- приемы складывания, вырезание частей, склеивать их, скреплять на поверхности поделки.
- изготавливать творческие работы в данной технике.
Тематическое планирование кружка
«Нескучные ручки»
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий |
1. | Вводное занятие | 1 | Знакомство с разнообразными видами аппликаций; тестопластикой, лепкой. Использование нестандартных материалов: спички, крупа, вата, ткань, бисер, пластилин, тесто. |
2. | «Птичка – невеличка» | 1 | Разметка по шаблону, с помощью линейки, работа с геометрическим материалом. |
3. | «Деревенский пейзаж» | 1 | Работа с цветной бумагой, правила т.б. при работе с ножницами. |
4. | «Ладошка -осьминог» | 1 | Работа с циркулем, линейкой, гелиевыми ручками. |
5. | «Жар – птица» | 1 | Разметка по шаблону, с помощью линейки, работа с геометрическим материалом. |
6 - 8 | Плетение. | 3 | Знакомство с различными вариантами переплетений. Знакомство с разнообразными рисунками при выборе тканей. |
9-12 | Изделия из ткани. «Царевна – лягушка» «Веселая гусеница» | 4 | Знакомство со швами «вперед иголку», «назад иголку», стебельчатый и тамбурный швы. |
13-15 | Игрушки из помпонов. | 3 | Работа по шаблону. Работа с иглой, изготовление помпонов, изготовление игрушек из помпонов. |
16-18 | Аппликация из крупы. «Веселый цыпленок» | 3 | Разметка по шаблону, с помощью линейки, работа с геометрическим материалом. |
19-23 | Обрывные аппликации - «Праздничный букет» - «Русские березы» -«Птичка из мозаики» -«Танцующий дельфин» -«Полосатый кот» | 5 | Знакомство с обрывными аппликациями по заранее нарисованному контуру. |
24-26 | Коллажи. «Елочка» «Человечек из букв» -«Букет в вазе» | 3 | Знакомство с техникой – коллаж, при которой из разных кусочков, вырезанных из журналов, фотографий, цветной бумаги, из сухих листьев, растений и др. составляются композиции, картины, открытки. |
27-28 | Тестопластика. Лепка из пластилина. | 2 | |
29-30 | Аппликации из всякой всячины. «Рыба из пуговиц» «Домик из спичек» | 2 | |
31-34 | Объемные аппликации «Снеговик» «Букет роз «Прически для девочек» «Змейки» | 4 | Знакомство с эффектом объемности- мятая и крученая бумага, изогнутые и сложенные гармошкой полоски, частично приклеенные элементы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...