Программа дополнительного образования "Флористическое моделирование"
методическая разработка по технологии (1 класс) на тему
Программа рассчитана на детей школьного возраста, но возможности ее применения в повседневной жизни не оставит равнодушным ни одно женское сердце. Как воплотить фантазию в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и как сделать – такие вопросы очень часто вдохновляют на детальную разработку, создание пошаговой инструкции для детей младшего школьного возраста, которым все интересно, которым нужно сразу видеть результат своей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
floristicheskoe_modelirovanie.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Коммунарская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю:________________ Приказом №_____ от _________20__г.
|
Программа дополнительного образования
по художественному творчеству
«Флористическое моделирование»
для детей от 7 до 12 лет
Автор – разработчик:
Иванова Анастасия Андреевна
г. Приозерск
2013 г.
Пояснительная записка
Данная программа была разработана учителем химии-биологии Ивановой Анастасии Андреевной, прежде всего для развития дочери. Первые занятия проводились индивидуально, в домашних условиях, затем, к творчеству стали приобщаться дети знакомых и друзей, и, после удачных мастер-классов для детей и их родителей, ими было предложено организовать дополнительное образование по данному виду искусства в школе.
Флористический дизайн не новое направление в искусстве. Составление букетов, изготовление цветочных композиций для интерьера требуют достаточных материальных вложений, поэтому несомненным плюсом данной программы служит доступность. Родиной флористического моделирования считается Япония, не так давно, около 15 лет назад этот вид творчества стал популярным у японцев, затем тайцев, а теперь и у нас в стране.
Данная программа вариативная, прежде всего для слушателей, которые только начинают осваивать азы и принципы флористического дизайна, которые хотят узнать и изучить особенности строения цветов, способы построения композиций, способы и приемы создания композиций, а также желают познакомиться с различными школами, стилями, направлениями флористики.
Полученные в ходе занятий знания и практические навыки в дальнейшем могут самостоятельно применяться ребятами в оформительской деятельности (оформление рабочего места, творческих поделок, сувениров и подарков).
Программа «Флористическое моделирование» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают положительное воздействие на эмоционально-волевую сферу учащихся. Процесс овладения определёнными навыками не только обогащает художественное мышление, но и в большей мере, накладывает отпечаток на восприятие мира, систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Новизна программы заключается в том, что с появлением новых материалов, сам процесс обучения зачастую превращается в настоящее творчество – то есть процесс, в котором учитель только раскрывает возможности материала, а ребёнок рождает идею, является её реализатором, проконтролировать и предугадать результаты которого невозможно.
Программа рассчитана на детей школьного возраста, но возможности ее применения в повседневной жизни не оставит равнодушным ни одно женское сердце. Как воплотить фантазию в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и как сделать – такие вопросы очень часто вдохновляют на детальную разработку, создание пошаговой инструкции для детей младшего школьного возраста, которым все интересно, которым нужно сразу видеть результат своей работы.
При этом образовательная часть программы носит большой информационный материал, в ходе изучения которого, дети знакомятся с культурой народов стран мира, особенностями производства, свойствами материалов. То есть в целом, программа «Флористическое моделирование», носит комплексный характер, является и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Актуальность. Дети очень любят создавать. Дети любят лепить. Дети любят рисовать. А еще дети всегда стараются скопировать то или иное изображение, и всегда за положительную оценку своих работ интересуются «Похоже?». Зачастую лукавя, мы даем положительные ответы, подбадривающие ребенка на создание новых «шедевров»…И на фоне новых творческих работ мы по крупицам ищем сходства с оригиналом.
Почему лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир, а также со стопроцентной уверенностью сказать «Похоже!».
Целесообразность. Флористическое моделирование – достаточно новый вид искусства, у него большие возможности и огромное практическое применение. Все поделки, получаемые в результате обучения, не простаивают на выставочных полках, а с удовольствием демонстрируются. Основным инструментом в практической работе являются руки, следовательно, уровень умения зависит от степени овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом, бумагой, фоамираном, глиной. Занятия моделированием комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- Повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- Синхронизируют работу обеих рук, следовательно, развивают оба полушария головного мозга, а значит, развивают воображение, пространственное мышление;
- Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости корректировать;
- Способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, способствуют формированию художественно-эстетического вкуса;
- Позволяет работать с детьми разного уровня подготовки, в том числе с детьми с ограниченными возможностями.
По своему содержанию, целью занятий является развитие интуиции, аккуратности, организованности, внимания, собранности. Моделирование включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивость.
Цель программы: Поддерживать интерес детей к изобразительной деятельности, через различные виды творческих занятий.
Задачи:
- Познакомить детей с понятиями моделирование, пластика, флористический дизайн;
- Познакомить учащихся с материалами и свойствами новых материалов (шелковые ленты, Фом Эва, холодный фарфор, полимерная глина, DECO);
- Способствовать развитию интереса предметной области технология;
- Способствовать развитию самостоятельности детей;
- Учить детей разбирать целое на составляющие, видеть основные формы предметов, подбирать цветовую гамму для сходства с натуральным объектом;
- Учить работать с новыми материалами, соизмерять нажим пальцев и время нагревания, создавая при этом выразительные образы (кукуруза, ежевика, смородина);
- Учить лепить пальцами соединять детали, вытягивать или оттягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей (лепестков, чашелистиков);
- Учить расписывать смоделированные изделия, а также следить за навыками аккуратности и опрятности (не пачкаться, не мусорить, тщательно мыть руки после работы);
- Формировать у детей положительные эмоции в процессе занятий творчеством.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня, с сентября по май, продолжительность занятий:
-младшая группа (7-8 лет) - 30 минут;
-средняя группа (9-10 лет) - 40 минут;
-старшая группа (11-12 лет) - 45 минут;
Срок освоения программы- 3 года.
При разработке программы учитывались следующие принципы:
- Сезонности: познавательная часть содержания программы составляется с учётом природных особенностей;
- Цикличности: построение содержания программы идет с постепенным усложнением в зависимости от возраста, умений;
- Последовательности и систематичности: каждое новое задание начинается с учетом уверенного исполнения предыдущего;
- Личностно-ориентированный подход: к каждому ребенку собственный подход;
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности: использование игровых методик превращает обучение в удовольствие.
В работе используются различные методы и приемы:
- Наблюдение, изучение (рассматривание натуры, образца);
- Мастер-класс (показ приемов изображения и техники выполнения разных способов);
- Беседа (в том числе поисковые беседы);
- Игровые упражнения.
Формы работы с детьми:
- Индивидуальные занятия;
- Подгрупповые занятия;
- Использование дидактических игр;
- Рассматривание иллюстраций, открыток, видео и фото - материалов;
- Экспериментирование с различными художественными материалами, инструментами;
- Использование физкультминуток.
Для изготовления поделок используются инструменты:
- Полимерная глина, Фоамиран;
- Холодный фарфор, соленое тесто;
- Бумага для квиллинга, клей ПВА;
- Масляные краски;
- Доски, кисти;
- желание.
К концу года дети младшей группы должны уметь:
- отрывать от общего куска небольшие куски теста, раскатывать, соединять;
-создавать простейшие формы (шар, лепесток, стебелек, тычинки);
-воспроизводить сложные предметы (кукуруза, ежевика, малина, цветки персика);
- защипывать края формы кончиками пальцев (волнистый лепесток, скрученный лист);
-бережно пользоваться различными материалами (тесто, полимерная глина).
К концу года дети средней группы должны уметь:
-проявлять интерес к творчеству;
- скатывать полимерную глину прямыми и круговыми движениями, расплющивать, выдавливать молды;
- лепить предметы из нескольких частей, соблюдая пропорции (лютики, незабудки, ромашки);
- моделировать сложноцветные цветки;
-пользоваться дополнительными инструментами, не предложенными учителем;
-аккуратно пользоваться материалами (глиной, бумагой для квиллинга).
К концу года дети старшей группы должны уметь:
-лепить с натуры и по представлению знакомые предметы;
-лепить цветы пластическим, конструктивным и комбинированным способами;
-передавать выразительность и схожесть образа (розы, пионы, орхидеи);
-объединять небольшие группы предметов в несложные комбинации;
-использовать разные способы лепки, склеивания, применять стеку, молды;
-украшать собственноручносделанными цветочными мотивами предметы декоративного искусства;
-расписывать изделия масляными красками;
-аккуратно пользоваться материалами (тестом, глиной, бумагой для квиллинга, фоамираном).
Чем чаще ребенок занимается изобразительным творчеством, чем разнообразнее материал, который он использует в процессе деятельности, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности, тем активнее и увереннее он себя чувствует в окружающем мире...
Учебно-тематический план
1-й год обучения (младшая группа)
№ п/п занятия | Модуль (раздел) (наименование разделов и тем) | Количество занятий |
Модуль № 1. ВВОДНОЕ | ||
1 | Что такое флористика? Какие цветы мы знаем? Из чего состоят цветы? | 1 |
2 | Основные способы и приемы лепки из соленого теста. | 1 |
Модуль № 2. СОЛЕНОЕ ТЕСТО | ||
3 | Способы работы с соленым тестом. | 1 |
4 | Как приготовить тесто. Простейшие геометрические фигуры. Составление композиции из геометрических фигур. | 1 |
5-6 | Растительный мир родного края. Осенние листья. | 2 |
7 | Роспись изделия из соленого теста. | 1 |
8 | Сюжетная лепка. | 1 |
9-10 | Сюжетная лепка по аналогии. «Букет». | 2 |
11-12 | Лепка по замыслу. Роспись изделия. | 2 |
13-14 | Скоро-скоро Новый год! | 2 |
15-16 | Снегурочка. | 2 |
17-18 | Семейка снеговиков. | 2 |
19-20 | Елочные украшения. | 2 |
21 | Оформление выставки работ. | 1 |
Модуль № 3. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ИЗ БУМАГИ | ||
22 | Подснежник в технике квиллинг. | 1 |
23 | Квиллинг - Ромашка. | 1 |
24 | Квиллинг - Розочка. | 1 |
25 | Квиллинг - Василёк. | 1 |
26-28 | Составление квиллинг композиции. Букет для мамы. | 3 |
Модуль № 4. ЦВЕТЫ И ФРУКТЫ ИЗ ПОЛИМЕРНОЙ ГЛИНЫ | ||
29 | Знакомство с понятием «глина». Особенности работы с полимерной глиной. Окрашивание. | 1 |
30 | Цветок персика. | 1 |
31-32 | Кукуруза | 2 |
33 | Ежевика. Малина. | 1 |
34 | Смородина. | 1 |
Модуль № 5. ИТОГОВЫЙ. | ||
35 | Оформление выставки работ. | 1 |
Итого: | 35 занятий | |
Учебно-тематический план
2-й год обучения (средняя группа)
№ п/п занятия | Модуль (раздел) (наименование разделов и тем) | Количество занятий |
Модуль № 1. ВВОДНОЕ | ||
1 | Понятие флористического дизайна. Состав цветка. | 1 |
2 | Основные способы и приемы лепки из пластилина, соленого теста, полимерной глины. | 1 |
Модуль № 2. ТЕХНИКА ЛЕПКИ ЦВЕТОВ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА | ||
3 | Способы работы с соленым тестом. Приготовление цветного теста. | 1 |
4 | Понятие форма, композиция. Составление эскиза композиции из цветов. | 1 |
5-6 | Композиция цветов из соленого теста. Розы. | 2 |
7 | Роспись изделия из соленого теста. | 1 |
8 | Сюжетная лепка по замыслу. | 1 |
9-10 | Сюжетная лепка по аналогии. «Букет из сложноцветов». Бессмертники. | 2 |
11-12 | Лепка по замыслу. Роспись изделия. | 2 |
13-14 | Скоро-скоро Новый год! | 2 |
15-16 | Снегурочка. | 2 |
17-18 | Снеговички. | 2 |
19-20 | Елочные украшения. | 2 |
21 | Оформление выставки работ. | 1 |
Модуль № 3. ЖИВОТНЫЙ МИР ИЗ БУМАГИ | ||
22-27 | Павлин в технике квиллинг. | 6 |
28 | Квиллинг - бабочки. | 1 |
29 | Квиллинг божья коровка. | 1 |
30 | Составление квиллинг композиции «На лугу». | 3 |
Модуль № 4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦВЕТОВ | ||
31 | Особенности работы с полимерной глиной. Окрашивание. | 1 |
32 | Цветок яблони, вишни, ромашка. | 1 |
33 | Лютики. Незабудки. | 2 |
34 | Волшебный цветок (по замыслу). | 1 |
Модуль № 5. ИТОГОВЫЙ. | ||
35 | Окончание работ. Оформление выставки. | 1 |
Итого: | 35 занятий | |
Учебно-тематический план
3-й год обучения (старшая группа)
№ п/п занятия | Модуль (раздел) (наименование разделов и тем) | Количество занятий |
Модуль № 1. ВВОДНОЕ | ||
1 | Понятие флористический дизайн. Моделирование. | 1 |
2 | Основные способы и приемы изготовления цветов из пластилина, соленого теста, полимерной глины. | 1 |
Модуль № 2. ТЕХНИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦВЕТОВ ИЗ ШЕЛКОВЫХ ЛЕНТ | ||
3 | Способы работы с шелковыми лентами. Необходимые материалы. Техника безопасности при работе с ножницами, иголками, клеевым пистолетом. | 1 |
4 | Понятие форма, композиция. Цветок Канзаши. Составление эскиза цветка. | 1 |
5-6 | Канзаши. Острый лепесток. | 2 |
7-8 | Канзаши. Округлый лепесток. | 2 |
9 | Объединение разных видов лепестков в одном цветке. | 1 |
10-11 | Составление украшения канзаши по собственному замыслу. | 2 |
12-13 | Изготовление пары украшений. | 2 |
14 | Оформление выставки работ. | 1 |
Модуль № 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦВЕТОВ ИЗ БУМАГИ | ||
15-20 | Составление сложной композиции. Подсолнухи. | 6 |
21-22 | Квиллинг – цветы в украшении интерьера. | 2 |
23-24 | Украшение конвертов, открытки. | 2 |
25-27 | Составление квиллинг композиции - шкатулка. | 3 |
Модуль № 4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦВЕТОВ ИЗ ПОЛИМЕРНОЙ ГЛИНЫ | ||
28 | Особенности работы с полимерной глиной. Окрашивание масляными красками. | 1 |
29 | Молды листьев. Виноград. | |
30 | Одуванчик. | |
31 | Цветок орхидеи. | 1 |
32-33 | Пионы. Розы. | 2 |
34 | Волшебный цветок (по замыслу). | 1 |
Модуль № 5. ИТОГОВЫЙ. | ||
35 | Окончание работ. Оформление выставки. | 1 |
Итого: | 35 занятий | |
Используемая литература:
- Научно – педагогические основы разработки и реализации общеобразовательных программ в системе дополнительного образования детей. М., 2006г.
- Багатеева А. И. «Чудесные поделки из теста».
- Конышева К. П. «Лепка в начальных классах».
- Глинкин В. А. «История декоративно-прикладного искусства».
- Анри де Моран «История декоративно-прикладного искусства (с древнейших времён и до наших дней)» М., 2000г.
- Селезнёва Е. А. «Удивительное солёное тесто». М., 2006г.
- Журнал «Школа» №1, №2 2004г.
- Гусанова Н. А. «Первые шаги в мире искусства». М., 2005г.
- Гагарин Б. Г. «Составление композиций из соленого теста» М., 2006г.
- Б. Казагранда «Поделки из солёного теста». АРТ-РОДНИК , 2005г.
- Проснякова Т.Н. «Цветы». Энциклопедия технологий прикладного творчества.
- Проснякова Т.Н. «Бабочки». Энциклопедия технологий прикладного творчества.
- Православный журнал «Фома», №1, январь 2012г.Лепим ангела.
- Великая книга о лепке, аппликации, лесных поделках, живых игрушках, вкусных рецептах... Издательский дом «Карапуз-Дидактика».
- www.stranamasterov.ru
- www.bu-magia.ru
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Цель: программа предусматривает теоретические, практические задания с применением индивидуальной и групповой форм работы....
Рабочая программа дополнительного образования "Моделирование. Оригами"
Программа по оригами для начальной школы...
Дополнительная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование"
Дополнительная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» имеет научно-техническую направленность с элементами спортивно-технической направленности. Программа ориентир...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Моделирование и конструирование" к рабочей программе по математике для 3 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля «Моделирование и конструирование» для расширения рабочей программы по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Начальное техническое моделирование» разработана в соответствии с «Законом об образовании...
программа дополнительного образования Объёмное моделирование 3D ручкой
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "моделирование 3D ручкой" имеет техническую напрравленность Точка роста. Данная программа развивает у детей способность к м...
Методическая разработка занятия по программе дополнительного образования Начальное техническое моделирование. Тема: «изготовление пасхальной композиции из папье-маше: зайчик, корзинка, яйцо на подставке».
Данная методическая разработка будет полезна для занятий декоративно -прикладному творчеству, по программе дополнительного образования "Начальное техническое моделирование". Работа в разделе...
Комментарии
В настоящее время собираю
В настоящее время собираю методический материал, пишу конспекты занятий..но руки фотографии отобрать и мастер-классы оформить никак не дойдут...в альбомах выложены детские работы учащихся..программа работает)