Особенности применения проблемного обучения в начальной школе
статья по технологии (1 класс) по теме

Захарова Анна Модестовна

 

В данной статье кратко представлено теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий реализации технологии проблемного обучения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_problemnoe_obuchenie.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Захарова Анна Модестовна

учитель начальных классов

МОБУ "Руэмская СОШ"

Медведевского района

Республики Марий Эл

Особенности применения проблемного обучения в начальной школе

К данной теме мы обратились в связи с тем, что в настоящее время назрела необходимость воспитывать функционально грамотную личность, т.е. личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненно-практических задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, действовать в соответствии с общественными ценностями, понимая, что жизнь среди людей – это постоянный поиск компромиссов.

Целью работы стало - теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий реализации технологии проблемного обучения в начальной школе.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация → проблема→ поиск способов ее решения → решение проблемы.

Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

  • возникновение проблемной ситуации,
  • осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
  • нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
  • доказательство гипотезы,
  • проверка правильности решения проблем.

Цель проблемного обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

А так как к новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление, то достоинства проблемного обучения очевидны. Это в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.

Таким образом, в условиях проблемного обучения развитие активности умственной деятельности младших школьников можно характеризовать как переход от действий, стимулируемых заданиями учителя, к самостоятельной постановке вопросов; от действий, связанных с выбором уже известных путей и способов, к самостоятельным поискам решения задач и дальше — к выработке умения самостоятельно видеть проблемы и исследовать их.

С 2007-08 уч.г. я работаю по Образовательной системе “Школа 2100”

«Школа 2100» - это личностно ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование для массовой школы. Программа «Школа 2100» предполагает, что конечным результатом обучения должно явиться выращивание функционально грамотной личности. Именно на это должны быть направлены все образовательные усилия.

Особенности применения проблемного обучения в начальной школе следующие:

  • дать каждому ученику возможность реализовать свои способности; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • создать комфортные условия для каждого ученика; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций;
  • формировать ситуацию успеха; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  • использовать на каждом уроке личностно-ориентированные педтехнологии, обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Ведущими принципами опыта являются:

Принцип обучения деятельности.

Применяя этот принцип на каждом уроке, формируется личность ученика и его развитие продвигается вперёд не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания и главное - сотрудничество.

Принцип минимакса.

Принцип минимакса является оптимальным для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Это очень заметно на уроках. Слабый ученик ограничивается минимумом, а сильный – берёт все и идёт дальше. Все остальные размещаются в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями - они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму. Для этого авторы учебников предусмотрели массу заданий. Богатый методический материал помогает учителю отобрать нужный материал для урока в соответствии с возможностями обучающихся класса. и слабому ученику.

Принцип целостного представления о мире.

В системе «Школа 2100» нередко используются интегрированные уроки – это не соединение предметов, а дидактическая модель целостного мира, отражение в дидактике единства и целостности научной картины мира. В Образовательной системе «Школа 2100» большая часть учебников являются интегративными. Наш опыт организации проблемного обучения позволяет утверждать, что этот принцип в «Школе 2100» тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но гораздо глубже его. Здесь речь идет не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении обучающихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.

Принцип непрерывности.

«Школа2100» - единственная система, которая решила проблему преемственности и непрерывности через создание учебников и пособий от дошкольной подготовки до пока 8 класса. Но и на каждой ступени обучения преемственность соблюдается. В учебниках присутствуют одни и те же герои, изучение алгоритмов начинается на уроках математики, продолжается на уроках информатики, русского языка и окружающего мира.

Подавляющее большинство уроков, предлагаемых в учебниках по программе «Школа 2100», построены с учетом использования проблемно-диалогической технологии, ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять и начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.

Принцип психологической комфортности.

Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. На уроках все знания открываются только вместе с детьми в тесном сотрудничестве. Во-вторых, в учебном процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность школьника атмосфера. И, наконец, в-третьих, принцип комфортности требует опоры на внутренние мотивы и, в частности, на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперед.

Принцип вариативности.

Принцип вариативности предполагает развитие у младших школьников вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

Принцип творчества.

Прежде всего, имеется в виду формирование у младших школьников способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.

Наш опыт организации проблемного обучения по программе «Школа 2100» позволяет утверждать, что происходит рост психологических новообразований младших школьников, положительно формируется школьная мотивация и самооценка.

В конце эксперимента результаты диагностики уровня умственного развития младшего школьника показали, что уже 29,3% обучающихся продемонстрировали высокий результат умственного развития, 64,7% – средний результат, 6% - низкий результат. Анализ данных диагностики изучения познавательной потребности в конце эксперимента выявил, что у 41,2% младших школьников экспериментального класса познавательная потребность выражена сильно, у 52,8% - умеренно и лишь у 6% -слабо. Результаты диагностики развития мотивации к учению в конце эксперимента показали, что у 64,7% младших школьников экспериментального класса высокий уровень мотивации, общее положительное отношение к школе, доминирование познавательных интересов, отсутствие отрицательных переживаний; у 35,3% - средний уровень, а низкий уровень отсутствует.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология проблемного обучения, применяемая по программе «Школа 2100» продуктивно развивает каждого ученика и закладывает прочную основу для изучения предметов на последующих ступенях обучения. Благодаря этой системе младшие школьники стали более активны, свободно высказывают свои мысли, принимают участие в общешкольных мероприятиях.

  • 100% учеников 1-а (экспериментального) класса ходят в школу с хорошим настроением;
  • 88,2% чувствуют себя комфортно;
  • уровень подготовки обучающихся 1-а (экспериментального) класса соответствует требованиям государственных образовательных стандартов;
  • подтверждается достижение обучающимися необходимого уровня функциональной грамотности.

Наблюдается огромный интерес и желание родителей работать с новым поколением учебников. Авторами очень удачно выбрана сама форма изложения материала. Материал излагается наглядно, преподносится в доступных и легко усвояемых схемах и таблицах, благодаря чему ребенок хорошо усваивает даже достаточно сложные темы.

Эта программа вызывает у детей интерес к обучению. Способствует развитию словесно-логического мышления, образного мышления, развивает память, мышление. Задания доступны детям с любым уровнем интеллектуального развития.

Уроки обучения грамоте доставляли удовольствие детям, учили их говорить и думать. На уроках окружающего мира самым интересным был момент решения поставленной проблемы. Огонек интереса, поиска в глазах детей - главная награда для учителя.

Кроме того, программа «Школа 2100» позволяет использовать в начальном обучении различные образовательные технологии, в том числе, технологию проблемного обучения, важнейшими преимуществами которого являются самостоятельное добывание знаний путём собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. Вместе с тем проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать, исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, т.е. реализовать основную задачу педагогического труда.

Литература:

  1. А.В.Брушлинский. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983.
  2. Д.С.Ермаков. Учить дошкольников разрешать проблемы// Педагогика. – 2005. - №10.
  3. О.Н.Истратова. Справочник психолога начальной школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  4. С.В.Кульневич. Анализ урока в начальной школе: практич. пособие для учителей начальных классов, методистов и руководителей учебных заведений, студентов пед. вузов, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.
  5. И.Я.Лернер. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974.
  6. А.М.Матюшкин. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972.
  7. В.Н.Махмутов, В.Н. Организация проблемного обучения. - М.: Педагогика, 1972.
  8. Е.Л.Мельникова. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя. – М., 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

"Особенности применения технологии проблемного обучения в начальной школе"

Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий реализации технологии проблемного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующ...

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

Приводится  опыт  работы по применению  технологии  проблемного  обучения...

Применение технологиии проблемного обучения в начальной школе

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающ...

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, п...

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Что такое проблемное обучение? Сейчас перед современной школой стоит задача развить творческие способности каждого ученика, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самос...

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе.

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, п...