Применение технологиии проблемного обучения в начальной школе
статья на тему
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn._probl._obuch.doc | 905.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии проблемного обучения в начальной школе
Л.К.Григорьева
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска.
Сл.1 В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Но все мы, идя разными тропинками, в итоге должны выйти на одну большую дорогу. Ведь перед нами стоит одна и та же цель, и одни и те же задачи.
По УМК «Школа 2100» я работаю восьмой год. Сначала я взяла тему для самообразования: « Развитие логического мышления на уроках математики». Тема очень нужная и интересная. Но я увидела, что при максимальных затратах, результат был незначительным. Затем я стала думать, как заинтересовать детей. И вышла на тему: «Психологический настрой на урок, как фактор развития способностей младшего школьника».Но эта тема слишком размыта и банальна. Мы все уделяем ей огромное значение. Я столкнулась с проблемой выбора. Слово «проблема» и стало ключевым при выборе темы для самообразования.
Среди многообразия современных образовательных технологий можно выделить следующие: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровье сберегающие и информационно-коммуникативные.
Предпочтение отдаю технологии проблемного обучения.
Сл.2 Ведь не зря древняя мудрость гласит.
Сл.3
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности;
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.
Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.
Структура проблемного урока
Цель урока | Этапы урока | Деятельность обучающихся |
ЗНАНИЕ | I. Создание проблемной ситуации | Формулирование вопроса: «Почему не получается?» |
II. Постановка учебной задачи | Формулирование темы урока и его задачи | |
III. Поиск решения | Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез | |
IV. Выражение решения | Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование. | |
V. Реализация продукта | Представление продукта учителю и классу. |
Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.
Сл.4
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Сл.5 Российский педагог М.Н. Скаткин выделил 3 основных вида проблемного обучения.
Сл.6- 19.
Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах: олимпиады учи.ру, «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Инфознайка», «ЧИП» . Число участников ежегодно растет.
Сл.20 Показатели качества знаний свидетельствуют о высоком уровне качественной успеваемости у обучающихся. Проведенная диагностика, определяющая отношение к школьным предметам показала, что у ребят сформировался познавательный интерес к изучаемым предметам.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология позволяет спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Список литературы:
- Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. СПб.: Речь, 2006.
- Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. М.: Омега, 1994.
- Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии проблемного обучения в начальной школе
В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....
"Особенности применения технологии проблемного обучения в начальной школе"
Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий реализации технологии проблемного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующ...
Выступление на городской педагогической секции учителей начальных классов «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в образовательно-воспитательной среде детского дома»
В данном выступлении отражены основные приемы введения проблемной ситуации на уроках в начальной школе....
Применение технологии проблемного обучения в начальной школе
Приводится опыт работы по применению технологии проблемного обучения...
Применение технологии проблемного обучения в начальной школе
В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, п...
Применение технологии проблемного обучения в начальных классах
Тема самообразовательной работы....
Применение технологии проблемного обучения в начальной школе.
В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, п...