Предмет технология как средство общего развития младших школьников. Его содержательное и методическое наполнение.
статья по технологии по теме
Текст выступления на районном семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmet_tekhnologiya_kak_sredstvo_obshchego_razvitiya_mladshikh_shkolnikov.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет технология как средство общего развития младших школьников.
Его содержательное и методическое наполнение.
Анна Викторовна Романова,
учитель начальных классов, ВКК,
методист ОЭП района
С активизацией инновационных процессов в обществе усилилась потребность в самостоятельной и ответственной личности, способной принимать решения в ситуации выбора.
Вот почему чрезвычайно актуальной для образования сегодня стала проблема личностного развития школьников.
Педагогические и психологические исследования показывают, что именно младший школьный возраст является исходным моментом в осознании человеком Я-концепции, определении собственной позиции в процессе обучения и в других сферах жизнедеятельности.
Однако самостоятельно ребенку трудно справиться с такой задачей, поэтому в этот период ему особенно важна помощь грамотного и мудрого педагога.
Среди главных условий реализации личностного развития обучающихся ученые выделяют ряд ключевых характеристик, которые активизируют природные особенности человека и его свойства как субъекта культуры. Именно их развитие у младшего школьника в единстве и составляет планируемый результат образовательного процесса в целом.
В своем выступлении я хотела бы остановиться на роли предмета технологии в реализации основной цели начальной школы.
Технология, с позиций социализации обучающихся, занимает ключевое место в системе общего образования. По базисному учебному плану изучение образовательной области «Технология» начинается в начальных классах по программе, разработанной на основе федерального образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основная идея разработки нового стандарта содержания по технологии состоит в развитии функциональной технологической компетентности школьников, которая выражается в их способности выполнять работы по распространенным технологиям ручного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным видам деятельности. А в дальнейшем содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики.
Но возможности технологии в начальной школе не ограничиваются только овладением младшими школьниками предметными компетенциями, а при грамотном содержательном и методическом наполнении может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий и средством общего развития наших воспитанников.
Доказательством вышесказанного могут служить результаты коррекционной деятельности МО учителей начальной школы после выполнения обучающимися районных диагностических работ по предмету технологии.
Итак, проанализировав итоги выполнения обучающимися 2 классов стартовой диагностики по технологии, мы сделали вывод о том, что их результаты оказались ниже среднего по району, но немного выше среднего по городу.
Наши обучающиеся хорошо установили простейшие соответствия, показали знания техники безопасности. Однако допустили ошибки в заданиях, требующих осмысленного чтения, написании терминов, а также при работе с алгоритмом технологической последовательности изготовления предложенного изделия.
После изучения соответствующих справок нами было проведено заседания методического объединения. В ходе выполнения его решения нами были внесены изменения в рабочие программы, а коллектив педагогов был разделен на творческие группы по выбору. Позднее результатом их работы стали следующие продукты.
С целью совершенствования компетенции обучающихся в правильном осознанном и выразительном чтении нами создан сборник дидактических материалов по предмету литературного чтения. В нем были систематизированы задания разного вида по заявленной теме.
Вторая группа педагогов создала «Словарь юного технолога» для систематической работы с предметными терминами, их лексическим значением и орфографическим написанием.
Результатом деятельности третьей группы явились разноуровневые карточки – алгоритмы технологической работы над изделиями по предмету технология 2 класса.
Так как в настоящее время в практику преподавания внедрены принципиально новые носители информации. Значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на электронных носителях, каждый кабинет начальных классов нашей школы оснащен необходимым для их использования оборудованием. А созданные нами продукты представлены в двух видах.
Грамотно составленная педагогическая деятельность учителей по использованию методического комплекса выбранной нами программы и систематическое внедрение материалов школьных продуктов способствовали повышению уровня компетентности наших воспитанников по предмету технологии. Доказательством этого явились результаты итоговой диагностики второклассников, которые оказались выше средних как по городу, так и по району.
Кроме этого значительно повысился уровень техники чтения обучающихся в данной параллели, его осознанность и выразительность.
Анализ выполнения диагностических работ по другим предметам позволил сделать вывод о том, что ребята значительно лучше справились с заданиями, связанными с определением порядка шагов разного вида алгоритмов.
А еще подтверждением правильно выбранного нами пути является позитивное эмоционально-ценностное отношение наших воспитанников к урокам технологии. Доказательством этого помимо результатов анкетирования считаем и выбор большинства обучающихся этой параллели в ходе входной диагностики заданий по технологии.
Завершить свое выступление я хотела бы презентацией наших продуктов, которые после их апробации мы предложим педагогическому сообществу района на ярмарке методических разработок, на которых уже третий год материалы МО учителей школы называются лучшими.
И пригласить вас всех к совместному творчеству по совершенствованию методического и содержательного наполнения предмета технологии. Ведь как писал Виктор Зубков:
«Неспособных к творчеству людей нет. Есть неспособные определить свои способности и развить их».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский театральный клуб как средство литературного развития младших школьников
Анализ литературного произведения сложен для учеников начальной школы. В статье предложен игровой деятельностный подход к изучению литературы в форме создания детского теат...
Словарная работа на уроках русского языка как важнейшее средство речевого развития младших школьников
Обобщение актуального педагогического опыта ...
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развивающие задания как педагогическое средство интеллектуального развития младших школьников:
Цель исследования: влияние системы развивающих заданий и упражнений на интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возрастаОбъект исследования: интеллектуальное развитие учащихся младшего шк...
Решение задач как важнейшее средство общего развития младшего школьника.
В небольшой статье показывается, что решение задач в 4 классах имеет большое значение. На последнем году обучения детей в начальной школе учащимся предлагаются задачи различных типов. Это вызывает бол...
Образовательные технологии и средства укрепления здоровья младших школьников на уроке технологии
В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забо...
Урок как средство интеллектуального развития младших школьников в аспекте здоровьесберегающих технологий
Работа может представлять интерес для учителей начальной школы. Статья посвящена актуальной проблеме использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Приводятся комплексы спец...
Методическая работа "«Проектная деятельность как средство творческого развития младших школьников на уроках технологии»
В начальной и средней школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их схо...