Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция. Мозаичная композиция из цветной бумаги «Маяк».
план-конспект урока по технологии (2 класс) по теме

Матвеева (Некрасова) Екатерина Владимировна

УМК "Гармония"

Урок технологии во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mozaika.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

 «Архангельская средняя общеобразовательная школа Соловецких юнг»

Урок технологии во 2 – «В» классе УМК «Гармония»

разработала и провела - Некрасова Екатерина Владимировна

Тема урока. Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция. Мозаичная композиция из цветной бумаги «Маяк».                                 Форма проведения: фронтальная, парная, индивидуальная.                                        Цель урока: создать условия для овладения учащимися  технологией выполнения мозаичных работ.                                                                                                               Задачи.                                                                                                                   Образовательная:  раскрыть понятие мозаики, обучить приёму выполнения этой техники.                                                                                                                     Развивающая:  развивать логическое мышление, воображение, познавательный интерес, творческие способности                                                                        Воспитательная: способствовать формированию у учащихся художественного вкуса, аккуратности и точности при выполнении работы.

Технические средства: компьютер, проектор.                                                  Оборудование для учителя: презентация (диск), шаблоны маяка (приложение), кроссворд, фоны для творческой работы, образец.                                                                                   Оборудование для ученика: цветная бумага, клей, кисть для клея, ножницы, клеенка, тряпочка.

План урока

Этап урока

Цель

Время

Экспозиция

Мотивационно - целевая

5

Презентация нового

Открытие нового

15

Проработка нового

Проработка нового на практике

18

Контроль и оценка

Контроль и оценка уровня овладения новым способом работы

5

Организационно - связующий

Подведение итогов, самоанализ. Домашнее задание.

2

Конспект урока

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.

Э

К

С

П

О

З

И

Ц

И

Я

 

Юнгаши, все встали ровно!

Спинки прямо, носик вверх,

По швам руки развели

Себя в порядок привели

Пятки вместе, носки врозь!

С дисциплиной шутки брось!

-Проверим готовность к уроку, я называю необходимые принадлежности, а вы глазками проверяете. (Цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш,)

-На доске представлен кроссворд. Разгадав его мы сможем проверить ваши знания о ранее изученном и установить тему нашего сегодняшнего урока.

Вопросы кроссворда:

1. Создание фигуры при помощи сгибания и различных складок.

2.Соединение отдельных деталей в выразительную картину.

3. При работе с этим инструментом необходимо соблюдать ряд правил: хранить в чехле, не работать с ослабленным креплением, подавать кольцами вперед…

-А какие правила  по использованию ножниц вы еще знаете?

4.Изображение, возвышающееся менее чем на половину своего объема.

-Кто догадался, какова тема урока?

-Что вы об этом знаете?

- Какие техники вам еще известны?

-Какова цель нашего урока?

-Каковы особенности этой техники?

- Сейчас мы и проверим ваши предположения

Проверка необходимых принадлежностей к уроку.

1О

Р

И

Г

А

М

И

О

2К

О

М

П

О

З

И

Ц

И

Я

А

3Н

О

Ж

Н

 И

Ц

Ы

К

4Б

 А

Р

Е

Л

Ь

Е

Ф

Не оставлять открытыми, не подносить к лицу, не играть, использовать по назначению.

Мозаика

Ответы детей

Вышивка, вязание, лепка, оригами…

Познакомится с новой техникой – мозаикой и применить ее в своей работе.

Мозаика состоит из мелких деталей, которые необходимо тщательно подбирать друг к другу, чтоб получилась композиция.

5

2.

П

Р

Е

З

Е

Н

Т

А

Ц

И

Я

Н

О

В

О

Г

О

-Для знакомства с новым видом творчества предлагаю просмотреть презентацию (Слайд с 1-6) и рассказ к ней Полины Д.

-Как вы поняли из сообщения, что же такое мозаика?

- Почему процесс изготовления мозаичных работ называют долгим и кропотливым трудом?

-Какими качествами должен обладать человек, выполняющий большую мозаичную работу?

-Прочитайте пословицы (слайд 7) и найдите лишнюю. Объясните свой выбор. 

Трудолюбивый за что ни возьмётся - всё заблестит. 

Ты меня, работушка, не бойся, - я тебя не трону. 

С терпеньем в работе не пропадёшь.

- Какую цель ставили в начале урока?

-Чего уже удалось достичь?

- Какая часть работы осталась?

- А какую работу мы будем выполнять в мозаичной технике, вы узнаете, послушав стихотворение Владимира Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» (Слайд 8) 

- Догадались?

-А что такое маяк? Зачем он нужен?

-Давайте послушаем историческую справку  Насти Х.

-А где можно узнать более подробную информацию о маяках?

- Как вы понимаете высказывание? Маяк моряку - что тропа ходоку (Слайд 10)

- Существуют огромные разновидности маяков, рассмотрим их на иллюстрациях и выделим основные части маяка. (Слайды 11-22)

- Назовите основные части маяка. (Слайд 23)

Физкультминутка

Меж морем и небом, на горной вершине,
Отважно поставлен бросать по водам
Отрадный, спасительный свет кораблям,
Застигнутым ночью на бурной пучине «Маяк» Языков Н.

1сл. Изображения, составленные из отдельных кусочков стекла, мрамора, бумаги или из мелких камешков, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга  называются мозаикой.

2сл. Изготовление мозаики – долгий и кропотливый труд. Ни один мастер не стал бы тратить на него время и силы, если бы не видел в этом особый смысл. Как вы думаете, почему мозаику до сих пор не заменили «быстрыми» и менее трудоемкими технологиями – где росписью красками, где аппликацией?

3сл. Всё становится понятным, если вспомнить, где используется мозаика. Сотни лет она применяется для украшения зданий (как изнутри, так и снаружи).

4сл. Краска давно бы стерлась и смылась дождями, а яркие самоцветы или кусочки стекла крепко держатся на прочном клее, не смываются и не выгорают!

5сл. Из мелких кусочков можно сложить настоящие живописные многоцветные полотна. Другой технологии с такими же возможностями нет! [4, с 117-118]

Изображение составленное из мелких кусочков стекла, бумаги или камушек между которыми есть небольшое расстояние.

Работа состоит из мелких кусочков которые нужно терпеливо сложить в одно изображение

Трудолюбие, фантазия, усидчивость, терпение.

Ты меня, работушка, не бойся, - я тебя не трону.

В этой пословице говорится о ленивом человеке, а в других о чертах характерных для трудолюбивого.

Познакомиться с новой техникой – мозаикой и применить ее в своей работе.

Познакомились с мозаикой.

Выполнить мозаику самим.

Дети читают стихотворение наизусть ( Вероника С., Соня З. , Кирилл С.,  Денис Е.)

Маяк.

Маяк помогает морякам ориентироваться относительно своего положения и проверить правильность своего курса.

Маяк – путеводный огонь для кораблей

Первые маяки, появились на Средиземном море около четырех тысяч лет назад вместе с первыми кораблями Египта. Сначала это были просто костры на берегу, указывавшие безопасный путь судам. Позднее, греки стали строить специальные каменные башни и разводить огонь на их кровле. (Слайд с 9)

В книгах, энциклопедиях, интернете.

Маяк необходим для правильной ориентации в пути.

 Рассматривают иллюстрации.

Башня, смотровая площадка, осветительный элемент.

Руками показывают волну, ветер, вершину.

Сжимаются и разжимаются пальцы

рук

Наклоны в стороны с поднятыми руками

15

3.

П

Р

О

Р

А

Б

О

Т

К

А

Н

О

В

О

Г

О

-Итак, приступим к практической части нашего урока, а чтобы было интересней работать, предлагаю потрудиться в парах. Назовите особенности такой работы.

-Рассмотрите образец (В качестве фона использовалась копия лучшей работы, по мнению ребят выполненная на внеклассном занятии «Острова»). Какой материал будем использовать при выполнении маяка?

- С чего начнем работу?

- Предлагаю вашему вниманию критерии, по которым будет оценена ваша работа.

 

- Итак, за дело!

Необходимо: договориться, принять решение, распределить обязанности.

Цветную бумагу

С составления плана. (слайд 24)

ПЛАН

1.Выбрать место для маяка на фоне.

2.Обвести по шаблону маяк на выбранное место.

3.Из цветной бумаги вырезать «кирпичики» и собрать маяк.

4.Приклеить.

5.Оформить (по желанию).

Аккуратность, точность, оригинальность.  (слайд 24)

Выполнение работ

18

4.

К

О

Н

Т

Р

О

Л

Ь

и

О

Ц

Е

Н

К

А

* Организующая помощь учителя детям по мере необходимости.

*Контроль и оценка уровня овладения новым приемом работы.

- Работы выполнены, предлагаю каждой паре представить своё творчество, а остальным оценить.

- Молодцы, у всех получились очень хорошие работы.

Самоконтроль при выполнении работы. Отслеживание порядка на рабочем месте.

Представление своей работы, ее оценивание и анализ других работ.

Выставка .

5

5.

О

Р

Г

А

Н

И

З

А

Ц

И

О

Н

Н

О

-

С

В

Я

З

У

Ю

Щ

И

Й

-Какую цель ставили в начале урока?

-Смогли ли ее достичь?

-Все ли удалось?

- Понравилось вам работать в этой технике?

-Что на уроке было наиболее интересно? Что трудно? Всё ли у вас получилось?

- На следующем уроке мы продолжим выполнять мозаику, но уже на пластилине камушками и крупами. Что нужно будет принести на урок?

-Спасибо за активное участие на уроке.

Познакомиться с новой техникой – мозаикой и применить ее в своей работе.

Да.

Ответы детей.

Пластилин, картон, камушки и крупы.

2

Литература, интернет – ресурсы.

1.Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии, 2 класс, 2009

2.Конышева Н. М. Рабочая тетрадь в 2 частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.

3.Маяковский В.В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. – издательство «Детская литература», 1985.

4.Технология: Чудесная мастерская: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – 7-е изд.- Смоленск: Ассоциация  21 век, 2009.

5. http://uss-serdolik.blogspot.com/

http://www.m-d-studio.ru/?p=142

http://www.uni-dom.ru/mozaika-v-interere-doma.html

http://venividi.ru/node/12289

http://www.ferrumd.ru/smalte_orsoni_veneziani_44.html

http://addyour.name/objects/228-a1195634397.jpg

http://mollenta.ru/articles/mayaki.php

http://khonrad.livejournal.com/31019.html

http://mollenta.ru/articles/mayaki.php

http://abc-24.info/people_and_civilizations/431-mozaika-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html 

http://stroki.net/content/view/13877/82/


Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии по теме:«Композиция из цветного картона и бумаги. Корзина с цветами», 3 класс

Цель урока: формирование способности учащихся к новому действию : составлять композицию на основе шаблонов, формирование умения грамотно составлять композицию; развитие творческих способностей и...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОИСКУССТВА Тема: «Картина – портрет «Мой друг» Работа над композицией (фломастеры на цветной бумаге). 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОИСКУССТВАТема: «Картина – портрет «Мой друг»Работа над композицией (фломастеры на цветной бумаге) Цели деятельности учителя: формирование представлени...

Технологическая карта урока по технологии, "Коллективная композиция ко Дню космонавтики. Аппликация из цветной бумаги", УМК "Школа России", 3 класс

Цель урока: формирование и совершенствование умений работы с бумагой при изготовлении модели космического корабляЗадачи урока:Дидактические:Закрепить знания о работе с бумагой посредством изготовления...

Презентация к уроку технологии в 3 классе на тему "Звезда из цветной бумаги"

Презентация к уроку технологии в 3 классе на тему "Звезда из цветной бумаги"...

Технологическая карта урока по технологии Аппликация мозаика из цветной бумаги

Выполнение изделия в виде мозаики из цветной бумаги...

Презентация "Аппликация-мозаика из цветной бумаги «Колокольчик»"

Презентация "Аппликация-мозаика  из цветной бумаги  «Колокольчик»"...