Календарно-тематическое планирование по труду
календарно-тематическое планирование по технологии на тему
Предлагаю вниманию коллег календарно-тематическое планирование по труду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_trud_poyasnitelnaya_zapiska.docx | 41.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
№ 34 Невского района Санкт-Петербурга
Рекомендована к использованию решением педагогического совета ГБС(К)ОУ № 34 Невского района Санкт-Петербурга Протокол № ___ от «___» ________2012 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом по ГБС(К)ОУ №34 №___ от «___» ________2012г. __________________________ Директор школы Т.А. Сергеева |
Рабочая программа
курса «Занимательный труд»
для 2 класса
на 2012-2013 учебный год
Составитель: Лещенок О.Б., учитель начальных классов высшей квалификационной категории |
Санкт-Петербург
2012
Занимательный труд
Пояснительная записка
Программа по труду во 2 классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной обработки материалов (бумаги, картона, ткани, глины и т.д.), а также включает первоначальные сведения об элементах организации труда.
В процессе трудового обучения во 2 классе должны решаться следующие задачи:
- Формирование знаний о различных материалах и умения выбираться способы обработки в зависимости от их свойств;
- Коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учетом их возрастных особенностей;
- Формирование у детей интереса к разнообразным видам труда.
На трудовое обучение во 2 классе отводится 2 ч в неделю. Отдельные разделы можно закреплять на уроках рисования, так как некоторые темы программ сходны между собой.
На занятиях по труду учебно-воспитательные задачи решаются в практической деятельности учащихся на основе изготовления детьми изделий доступной для них сложности и понятного им назначения. К каждой теме программы предлагается примерный перечень изделий. Учитель, выбирая объекты работы, должен руководствоваться интересами учащихся, местными особенностями, но при этом конструкция выбранного изделия должна отвечать содержанию изучаемой темы.
Особенность программы 2 класса заключается в том, что в первом полугодии при выполнении поделок практически не используются инструменты. Это связано с тем, что дети работают в основном с пластическими материалами (пластилином, глина). Работа с ними позволяет эффективно развивать точность и согласованность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объемные модели несложной формы ( овощи, фрукты и т.д.), уточняя при этом представления учащихся об этих предметах. При знакомстве учащихся с объектом-образцом, его плоскостной или объемной моделью учителю необходимо постоянно направлять внимание детей на соответствие образца выполняемым заданиям (поделкам), соблюдая пропорции, формы, величину и другие признаки.
Программа 2 класса предусматривает и выполнение объемных изделий из бумаги без использования инструментов. При работе с бумагой также важно, помимо опоры на образец выполнения, уточнять соответствие конструкции поделки натуральному предмету (стол, стул, стилизованные фигурки животных).
Работа с текстильными материалами направлена на совершенствование и развитие мелких движений кисти и пальцев рук, на формирование достаточно сложных умений, необходимых при плетении и витье. Работа с природными материалами также позволяет развивать пространственное, конструктивное мышление, создает необходимые предпосылки для воспитания любви к природе.
Наряду с объемными поделками на первом году обучения предусматриваются работы по плоскостному моделированию формы натурального объекта с использованием проволоки. Как промежуточная опора применяется плоскостное изображение (рисунок), форму которого учащиеся моделируют, накладывая проволоку на контур.
Во втором полугодии подготовительного класса учащиеся знакомятся с использованием некоторых инструментов (ножницы при работе с бумагой и т.д.). Дети учатся пользоваться клеем и кисточкой, организовывать рабочее место для выполнения такой работы. Чрезвычайно важно уже на этом этапе отрабатывать навыки безопасной работы с инструментами.
Во 2 классе вводится понятие «шаблон» и изучаются приемы разметки по шаблону. Качественное усвоение приемов разметки по шаблону требует многократных упражнений. На этом же году обучения встречается такой вид работы, как аппликация. Первоначально аппликация выполняется из деталей, заготовленных учителем. Необходимо объяснять детям последовательность выполнения аппликации, учить их ориентироваться в пространстве листа.
Место курса «Занимательный труд» в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 ч в неделю)
Данная Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VΙΙΙ вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Авторы программ: А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова, О.П. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, И.К. Мозговой, Н.Н. Павлова, М.Н. Перова, Н.Д. Соколова, В.В. Эк. Издательство: М.: «Просвещение», 2011
Содержание рабочей программы
Первое полугодие
Комбинированные работы
Экскурсия в природу, сбор природных материалов.
Практические работы. Выполнение поделок из большого количества деталей: птица на краю гнезда, заяц под кустом, собака у конуры и т.д.
Использование желудей, веточек и пластилина для соединения деталей и лепки отдельных элементов поделки. Опора на образец изделия или картинку.
Технические сведения. Названия природных материалов: желуди, плоды ясеня и т.д., их свойства. Сведения о жилищах птиц и зверей.
Приемы работы. Отбор природного материала с учетом его величины. Приемы соединения деталей. Составление простейшей поделки из нескольких предложенных деталей.
Работа с нитками
Практические работы. Изготовление кисточки. Плетение пояса, закладки из 4 прядей. Плетение коврика полотняным переплетением. Изготовление сувениров – стилизованных фигурок человечков.
Технические сведения. Названия изделий. Способы использования изделий в быту. Простейшие понятия о сочетаниях цветов.
Приемы работы. Начало работы: завязывание узла, изготовление кисточки, закрепление нити. Приемы завершения работы. Подравнивание концов завязывающих нитей ножницами.
Работа с бумагой
Практические работы. Заготовка для аппликации деталей геометрической формы способами, изученными ранее. Составление ритмичной композиции в полосе орнамента, симметричной композиции в квадрате (аппликация). Опора на образец.
Выполнение сложных игрушек из 3-4 деталей круглой, треугольной, квадратной формы. Изготовление гирлянд из флажков, выполненных из одной детали путем сгибания и украшенных аппликацией.
Вырезание по одной линии симметрии: а) отдельных предметов: грибка, вазы, листка, птицы, рыбки; б) «бесконечного орнамента» в полосе. Разметка линии вырезания первоначально выполняется учителем, затем учащимися по образцу.
Технические сведения. Соединение деталей из бумаги с помощью клея и кисточки. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем.
Приемы работы. Смазывание поверхности бумаги клеем при помощи кисти. Наклеивание.
Симметрическое вырезание из листа бумаги, сложенного пополам (флажок).
Заготовка и вклеивание петли из нитки.
Второе полугодие
Работа с проволокой.
Практические работы. Сгибание проволоки под углом, по кругу, вдвое, втрое, вчетверо. Получение контуров геометрических фигур путем накладывания проволоки на графическое изображение, по представлению. Откусывание лишней проволоки кусачками. Получение контуров рыбок, бабочек и т.п. накладыванием проволоки на изображение, по представлению.
Технические сведения. Свойства проволоки: мягкость, гибкость, удержание формы. Понятие «контур».
Приемы работы. Складывание проволоки в несколько слоев с выравниванием каждого слоя по предыдущему. Использование инструментов: кусачки. Правила безопасной работы. Организация рабочего места. Замыкание контура путем скручивания концов проволоки.
Работа с нитками.
Практические работы. Плетение в 4,6,8 прядей.: косичка, поясок, круглая плетенка. Выполнение помпона из шерсти. Выполнение цыпленка из шерстяных помпонов с использованием проволоки и других материалов.
Технические сведения. Определение длины нити для плетения пояса.
Приемы работы. Закрепление нитей на булавке для плетения в 8 прядей. Выполнение круглой плетенки вдвоем.
Работа с бумагой
Практические работы. Складывание коробочки из цельного листа бумаги. Выполнение коробочки из картонной заготовки. Склеивание полоской бумаги по борту.
Изготовление бумажного стаканчика с круглым основанием на оправке. Самостоятельная разметка детали донышка.
Технические сведения. Различные способы выполнения схожих изделий. Выбор способа выполнения объекта в зависимости от свойств материал. Сходство и различие свойств бумаги и картона.
Использование фальцлинейки для рицовки. Правила безопасной работы.
Прием работы. Разрезание линий разметки для получения клапанов. Рицовка. Сгибание картона, склеивание коробочки. Заготовка полосок цветной бумаги для склеивания.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Названия материалов, объектов работы
Учащиеся должны уметь:
- Использовать пространственные характеристики при работе с листом бумаги: вверху, внизу, слева, справа, в центре, в углу;
- Анализировать образец с подсчетом его деталей и определением его формы;
- Определять места приклеивания аппликации, присоединения дополнительных деталей с опорой на образец;
- Пользоваться предметной инструкционной картой;
- Самостоятельно работать с ножницами.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | дата | Планируемые результаты | Контрольно-измерительные материалы | ||
Знания | Умения | Общие учебные умения, навыки и способы | |||||
1 | Вводное занятие .Соблюдение ТБ на уроке. | 1 | 3.09 | Знать названия профессий. | Ответы на вопросы учителя полными предложениями | Умение слушать учителя | Устный опрос по ТБ |
2 | Ознакомление с материалом для поделок. Пластилин. | 1 | 5.09 | Знать ТБ и санитарно-гигиенические средства. | Уметь содержать в порядке рабочее место. | ||
3 - | Изготовление палочек . Лепка. | 1 | 10.09 | .Знать цвета. | Уметь мять пластилин. | ||
4 | Лепка по образцу предметов шарообразной формы. Мяч. | 1 | 12.09 | Знать названия овощей. | Уметь пользоваться пластилином. | Слушать объяснение учителя, ответы товарищей. | |
5 | Лепка по образцу овощей в виде формы шара. | 1 | 17.09 | Знать названия овощей имеющие форму шара. | Уметь раскатывать пластилин. | Сравнивать изделие. | |
6 | Лепка по образцу предметов овальной формы. Огурец. | 1 | 19.09 | Знать названия овощей | Уметь пользоваться инструментами. | Организовать свое рабочее место. | |
7 | Экскурсия в природу. Сбор природного материала. | 1 | 24.09 | Знать правила поведения на улице. | Уметь общаться с товарищами. | Участвовать в беседе.. | Устный опрос по ТБ |
8 | Композиция из сухих листьев. | 2 | 26.09 1.10 | Знать и находить листья. | Уметь содержать в порядке рабочее место. | .Сравнивать, анализировать. | |
- 9 | Композиция «Букет». | 1 | 3.10 | Знать названия цветов. | Уметь отличать листья от цветов. | Умение слушать учителя | |
- 10 | Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям. | 1 | 8.10 | Знать ТБ | Уметь работать в паре. | Слушать объяснение учителя, ответы товарищей. | |
11 | Изготовление по образцу летающих игрушек. Стрелы. | 2 | 10.10 15.10 | Знать св-ва бумаги. | Уметь отвечать на поставленные вопросы. | Слушать учителя и повторить анализ образца. | |
12. | Изготовление по образцу .Кораблик. | 1 | 17.10 | Знать виды бумаг. | Уметь содержать в порядке рабочее место. | Умение слушать учителя ,повторить ход работы.. | |
13 | -Резание ножницами по линии сгиба. | 1 | 22.10 | Знать какие бывают бумаги(газетная, для рисования и т.д.) | Уметь отличать виды бумаг. | Слушать объяснение учителя, ответы товарищей. | Устный опрос по ТБ |
14 | Резание полос разной длины. | 1 | 24.10 | Знать названия цветов | Уметь отличать листья от цветов. | Умение слушать, задавать вопросы. | |
15 | Резание полосы бумаги на квадраты. | 1 | 29.10 | Знать инструменты для работы с бумагой. | Уметь содержать в порядке рабочее место. | Аккуратно выполнять работу | |
- 16 | Получение треугольников путем сгиба квадрата с угла на угол. | 1 | 31.10 | Знать гигиенические требования при работе с бумагой | Уметь работать самостоятельно. | Планировать текущую работу. | |
II четверть | |||||||
17 | Лепка по образцу. Морковка. | 1 | 12.11 | Знать названия овощей | Уметь раскатывать пластилин. | Оценивать свое изделие и изделие товарищей.. | |
18 - | Лепка по образцу. Гриб. | 1 | 14.11 | Знать названия грибов. | Уметь раскатывать пластилин. | Соблюдать правильную осанку во время работы. | |
– 19 | Лепка по образцу. Бабочка. | 1 | 19.11 | Знать правила работы с пластилином. | Уметь работать с пластилином. | .Уметь планировать текущую работу. | |
20 | Лепка по образцу. Ёж. | 1 | 21.11 | Знать названия животных. | Уметь находить ежа от других жив-ых. | Умение объяснять, оказывать помощь. | |
21 | Лепка по образцу. Цветок. | 1 | 26.11 | Знать гигиенические требования при работе с пластилином. | -Сравнение образца изделия | . Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия | |
22 | Резание полосы бумаги по длине | 1 | 28.11 | ТБ при работе с бумагой. | Уметь работать в парах. | Соблюдать правильную осанку во время работы. | Устный опрос по ТБ |
23 | . Резание полосы бумаги по размеченным кривым линиям. | 1 | 3.12 | Знать приемы работы с бумагой.. | умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги | Умение отвечать на отдельные вопросы. | |
24 | Изготовление аппликации. Флажок. | 1 | 5.12 | Знать правую и левую стороны. | Уметь работать инструментами. | Слушать объяснение учителя, ответы товарищей | |
25- | Симметричное вырезание из бумаги овощей. Помидор.. | 1 | 10.12 | Знать названия овощей. | Уметь работать самостоятельно | Умение сравнивать. Умение слушать, задавать вопросы. | Устный опрос по ТБ |
26 | Симметричное вырезание из бумаги фруктов. Яблоко. | 1 | 12.12 | Знать названия фруктов. | Уметь отличать фрукты от овощей. | Аккуратно выполнять работу. | |
27 | Изготовление елочных гирлянд. Змейка. | 1 | 17.12 | Знать приемы работы с бумагой.. | Уметь работать инструментами. | Оценивать свое изделие. | |
28 | Изготовление елочных гирлянд. Цепочка. | 1 | 19.12 | Знать приемы работы с бумагой... | Уметь содержать в порядке рабочее место. | Оценивать свое изделие и изделие товарищей. | |
29 | Изготовление елочных гирлянд. Гармошка. | 1 | 24.12 | Знать приемы работы с бумагой... | Уметь работать инструментами. | Соблюдать правильную осанку во время работы | |
30 | Мастерская Деда Мороза. Елочные украшения. | 1 | 26.12 | Знать приемы работы с бумагой... | Уметь работать в парах. | Умение слушать, задавать вопросы | |
III четверть |
31 | Изготовление по образцу птички из шишек ели. | 1 | 9.01 | Знать ТБ и санитарно-гигиенические средства | Уметь содержать в порядке рабочее место. | Соблюдать правильную осанку во время работы | Устный опрос по ТБ |
32 | Изготовление по образцу кораблика из скорлупы ореха. | 1 | 14.01 | Знать гигиенические требования при работе с пластилином. | - Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия | Оценивать свое изделие | |
33 | Изготовление по образцу фруктов. Груша. | 1 | 16.01 | Знать названия фруктов. | Уметь отличать фрукты от овощей | Оценивать изделие товарищей. | |
34 | Изготовление по образцу овощей. Картофель. | 1 | 21.01 | Знать названия овощей. | Уметь отличать овощи от фруктов. | Самоконтроль с помощью учителя. | |
35 | Изготовление по образцу пингвина. | 2 | 23.01 28.01 | Знать пингвина, где живет. | Рационально использовать материал. | Слушать объяснение учителя ,планировать свою работу. | |
36 | Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Домик. | 1 | 30.01 | Знать ТБ при работе с клеем и ножницами.. | Уметь содержать в порядке рабочее место. | Аккуратно выполнять работу. | |
37 | Составление по образцу композицию из геометрических фигур. Снеговик. | 1 | 4.02 | Знать центр, верх, низ. | Уметь разместить изделие на листе. | Краткая оценка своего изделия (достоинства, недостатки) | |
38 | Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. Квадрат. | 2 | 6.02 11.02 | Знать квадрат. | Отличать геом-ие фигуры друг от друга. | Соблюдать правильную осанку во время работы | |
39 | Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. Треугольников.. | 1 | 13.02 | Знать треугольник. | Отличать геом-ие фигуры друг от друга | Умение слушать, задавать вопросы | |
40 | Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. Кругов. | 1 | 18.02 | Знать круг. | Отличать геом-ие фигуры друг от друга | Слушать объяснение учителя, ответы товарищей | |
41 | Составление по образцу композиции: Лодочка. | 1 | 20.02 | Знать центр, верх, низ | Уметь разместить изделие на листе | Краткая оценка своего изделия (достоинства, недостатки) | |
42 | Составление по образцу композиции: Фрукты. | 1 | 25.02 | Знать названия фруктов | Уметь отличать фрукты от овощей | Умение сравнивать. Умение слушать, задавать вопросы | |
43 | Составление по образцу композиции: Овощи. | 1 | 27.02 | Знать названия овощей | Уметь отличать овощи от фруктов | Аккуратно выполнять работу. | |
44 | Резание и разрывание ниток разной длины. | 1 | 4.03 | ТБ при работе с нитками. | Уметь работать инструментами | Оценивать изделие товарищей | Устный опрос по ТБ |
45 | Наматывание ниток в клубок. | 1 | 6.03 | Знать где применяются нитки. | Уметь содержать в порядке рабочее место | Оценивать свое изделие. | |
46 | Связывание цветных ниток. | 1 | 11.03 | Знать св-ва ниток: тонкие, толстые. | Уметь работать самостоятельно. | Краткая оценка своего изделия (достоинства, недостатки) | |
47 | Витье шнура из толстых цветных ниток. | 1 | 13.03 | Знать цвета. | Уметь работать в парах | Аккуратно выполнять работу. | |
48 | Завязывание узелков на конце шнурка. | 1 | 18.03 | Знать применение узлов. | Уметь применять на практике. | Слушать объяснение учителя, ответы товарищей | |
49 | Изготовление кисточки из цветных ниток. | 2 | 20.03 25.03 | Знать применение кисточек. | Уметь работать в парах | Аккуратно выполнять работу. | |
50- | Плетение косички. | 1 | 27.03 | Знать способы плетения. | Рационально использовать материал | Умение слушать, задавать вопросы | |
IV четверть. |
51 | Лепка по образцу к сказке «Колобок» | 1 | 1.04 | Знать ТБ и санитарно-гигиенические средства | Уметь содержать в порядке рабочее место. | Планировать текущую работу. | Устный опрос по ТБ |
53 | Лепка по образцу. Грибы. | 1 | 3.04 | Знать названия грибов. | Отличать грибы от растений. | Краткая оценка своего изделия (достоинства, недостатки) | |
54 | Лепка к сказке «Репка» (коллективная работа) | 1 | 8.04 | Знать последовательность работы. | Уметь работать в парах | Оказывать помощь, принимать помощь товарищей. | |
55 | Аппликация. Овощи. | 1 | 10.04 | Знать овощи.. | Уметь отличать овощи от фруктов. | Правильно располагать изделие. | Устный опрос по ТБ |
56 | Аппликация. Фрукты. | 1 | 15.04 | Знать фрукты. | Уметь отличать овощи от фруктов | Правильно и последовательно излагать ход работы. | |
57 | Аппликация. Цветы. | 1 | 17.04 | Знать цветы. | Уметь отличать листья от цветов. | Краткая оценка своего изделия (достоинства, недостатки | |
58 | Аппликация. Орнамент в полосе. | 1 | 22.04 | Знать верх , низ, право, лево. | Рационально использовать материал | Нацелить на выполнение поставленной задачи. | |
59 | Аппликация. Орнамент в круге. | 1 | 25.04 | Знать круг. | Правильно располагать изделие. | ||
60 | Упражнения по вдеванию нитки в иголку. | 1 | 29.04 | ТБ при работе с иголкой. | Уметь работать самостоятельно. | Аккуратно выполнять работу. | |
61 | Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». | 1 | 6.05 | Знать назначение иголки, ниток. | Уметь пользоваться инструментами при работе с нитками. | Краткая оценка своего изделия (достоинства, недостатки | Устный опрос по ТБ |
62 | Вышивание по готовым проколам геометрических фигур. Круг. | 1 | 8.05 | Знать ТБ и санитарно-гигиенические средства | Уметь содержать в порядке рабочее место | Планировать текущую работу. | |
63 | Вышивание по готовым проколам геометрических фигур .Квадрат. | 1 | 13.05 | Знать приемы работы с нитками. | Уметь работать самостоятельно | Краткая оценка своего изделия (достоинства, недостатки) | |
64 | Экскурсия на пришкольный участок. | 1 | 15.05 | Знать правила поведения на улице. | Уметь общаться с товарищами. | Наблюдать, анализировать. | Устный опрос по ТБ |
65 | Вышивание по готовым проколам контуров овощей. | 1 | 20.05 | Знать последовательность работы. | Уметь работать инструментами | Правильно и последовательно излагать ход работы. | |
66 | Вышивание по готовым проколам контуров фруктов. | 1 | 22.05 | Знать последовательность работы. | Уметь пользоваться инструментами при работе с нитками. | Оценивать свое изделие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...