программа дополнительного образования "Школа мастеров"
рабочая программа (технология) на тему
Данная программа разработана для внеклассной работы с учащимися 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа "Школа мастеров" | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 12
г. Волжский Волгоградской обл.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 12
_____________________/ Ф.И.О.
Программа дополнительного образования
«Школа мастеров»
Для обучающихся начальной школы
Количество часов:
1 класс – 33 ч.
2- 3 класс – 34 ч.
4 класс – 34 ч.
Разработчик программы:
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 12
Лазарева Ольга Вячеславоана
Рассмотрено
на заседании методического совета
МОУ СОШ № 12
Протокол № 2
от 7.10.2010г
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«ШКОЛА МАСТЕРОВ»
Введение
ХХI век – век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный курс может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Надпредметный курс имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Содержание
- Пояснительная записка
- Программно – методическое обеспечение
2.1.Учебно – тематический план
2.2.Содержание программы
2.3.Информационно – содержательная основа курса
- Учебно – дидактическое обеспечение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе представлено поурочное планирование для начальной школы по классам к курсу «Общественно – полезный труд» в соответствии с основными требованиями Новых образовательных стандартов на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Поурочные разработки предлагают различные формы и методы организации занятий, предусматривающие размышление, наблюдение, решение творческих задач, планирование работы и коллективный труд. Каждый урок – это обучение технологии наблюдения, изучения материалов, изготовления изделий, планирования своей деятельности. Практическую часть урока обязательно предваряет вводный инструктаж по правилам техники безопасности.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и их опыта трудовой деятельности. Основным предназначением является формирование технологической культуры младшего школьника, системы знаний и умений в этом направлении, воспитании трудовых и гражданских качеств его личности.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта (В.А.Петерсон)
Содержание программы предусматривает изучение материала по линиям:
- Культура и эстетика материала
- Элементы домашнего и прикладного труда
- Знакомство с миром профессий
- Проектная деятельность
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Цели курса:
- Освоение основ общественно – полезного труда в процессе включения в разнообразные виды трудовой и технологической деятельности.
- Овладение безопасными приёмами труда, обще - трудовыми умениями, необходимыми для поиска и использования информации, создания поделок и проектирования.
- Развитие познавательных интересов, пространственного воображения, творческих и коммуникативных способностей.
Основные задачи курса:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места.
Программа создана на основе учебно – методической литературы:
- Петерсон Л.Г. Кубышева М.А.Типологоя уроков деятельностной направленности.М.: УМЦ «Школа 2000», 2008
- Мастерская трудового обучения в 1-4 классах. Методические рекомендации – Новая школа, Арктоус 2000
- Долженко Г.И. «100 оригами», Ярославль: Академия холдинг, 2002
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УОВНЮ ПОДГОТОВКИ
К концу года выпускники начальной школы должны знать основы общественно – полезного труда, овладеть безопасными приёмами труда и правила техники безопасности при работе на уроках труда.
Самостоятельно составлять алгоритм своей работы и выполнять его поэтапно, представлять продукт своего труда, а так же оценивать результат своего ТРУДА И ТРУДА ОДНОКЛАССНИКОВ.
Различать материалы: природные и искусственные, уметь изготовить поделки из бумаги, картона, фольги, пластилина, ткани и ниток по представлению, правильно собирать и хранить гербарий.
Знать и различать профессии и их особенности.
Уметь организовать своё рабочее место, содержать в порядке свою комнату, следить за своим внешним видом, содержать в чистоте свою классную комнату.
Уметь наблюдать, выделять существенные признаки предметов и явлений, делать выводы.
Учебно – дидактическое обеспечение.
- Мультимедийные презентации по темам.
- Наглядные пособия: схемы оригами, «Что нам даёт дерево», схема квартиры и комнаты, выкройки.
- Предметные образцы: поделки оригами (кошечка, лисица, утка, лебедь, избушка), кукла из ниток, поделки из картона, бумаги и фольги, образцы из ткани.
- Фотографии людей разных профессий.
- Инструменты для прикладного труда.
- Компьютер, проектор, экран.
4 КЛАСС
- Культура и эстетика материала – 11 часов
- Элементы домашнего труда – 11 часов
- Знакомство с миром профессий – 3 часа
- Проектная деятельность – 9 часов
Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование тем курса | Форма проведения | Содержание занятий | Кол- во часов | Дата |
1. | Открываем «Школу мастеров» | Беседа (использование презентации) | Подведение итогов прошлого года, повторение правил мастеров | 1 | |
2. | «Из чего же, из чего же, из чего же?» | Открытие нового (использование презентации) | Расширение знаний о различных материалах, их группы по использованию в прикладном труде | 1 | |
3. | «Наша коллекция» | Занятие - исследование | Классификация материалов | 1 | |
4. | Работа с бумагой Базовая форма: «Катамаран» «Лодка под парусом» | Практическое занятие | Знакомство с новой базовой формой, изготовление поделки | 1 | |
5. | Базовая форма: «Лягушка» «Ирисы», «Лилии» | Практическое занятие | Знакомство с новой базовой формой, изготовление поделки | 1 | |
6. | Работа с бумагой «Букет» | Урок творческой рефлексии | Используя свои знания и опыт, дети изготавливают букет из лилий и ирисов, оформление | 1 | |
7. | Профессия «архитектор» | Урок-открытие нового (использование презентации) | ВЕЛИКИЕ АРХИТЕКТОРЫ. Знакомство с особенностями профессии, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ | 2 | |
8-10. | Работа с бумагой «Средневековый замок» | Занятие - проект | В ходе коллективной работы ученики изготавливают макет | 3 | |
11. | Что такое «папье – маше»? | Занятие - исследование | Расширение представлений о техниках работы с бумагой | 1 | |
12-13. | «Блюдце для конфет» Работа с бумагой и клейстером | Практическое занятие | Изготовление блюдца для конфет из кусочков газеты и клейстера | 2 | |
14-16. | «Посудная лавка» | Проект построения системы знаний | В ходе коллективной работы дети изготавливают модели посуды (вазы, блюда, чашки) и представляют презентацию своей работы | 3 | |
17. | Профессии «столяр и плотник» | Экскурсия - исследование | Экскурсия в школьную мастерскую ( преемственность), расширение знаний о профессиях | 1 | |
18. | Элементы домашнего труда «Я и папа – мастера» | Практическое занятие | Работа с родителями и детьми, посильный ремонт мебели в классе | 1 | |
19. | Комнатные растения «Сделаем наш дом уютней» | Беседа (использование презентации) | Знакомство с видами комнатных растений, их роль в жизни человека | 1 | |
20. | Комнатные растения | Практическое занятие | Учиться ухаживать за комнатными растениями | 1 | |
21. | Комнатные растения | Практическое занятие | Посадка ростков в горшки, поливка | 1 | |
22-23. | Подарки своими руками Работа с картоном, бумагой, фольгой | Практическое занятие | Изготовление подарка своими руками из данного материала, правила безопасного труда | 2 | |
24. | «Я иду в гости» | Творческая лаборатория | Учимся оформлять подарки, пользоваться обёрточной бумагой | 1 | |
25. | Элементы домашнего труда «Приходите в гости к нам» | Беседа | Рассказы детей о своём доме, их обязанностях по дому | 1 | |
26. | «Что где стоит?» Мебель, электроприборы, инструменты | Занятие – исследование | Деление предметов домашнего быта на группы по их назначению | 1 | |
27. | Что такое электричество Электроприборы в нашем доме | Урок открытия нового знания | Разъяснение нового понятия, правила пользования электроприборами | 1 | |
28. | Работа с природным материалом | Занятие – исследование (использование презентации) | Знакомство с природным материалом (семена, косточки, и т.д.), способами работы с ним | 1 | |
29-30. | «Ваза для цветов» Работа с пластилином и природным материалом | Занятие - проект | Правила безопасного труда. Изготовление из стеклянной баночки или бутылки, пластилина и природного материала вазы в ходе коллективной работы | 3 | |
31. | Наш класс | Практическое занятие | Уборка класса | 1 | |
32- 33 | «Наш школьный двор» | занятие - экскурсия (посильный труд на территории) | Наблюдение за изменениями природы с приходом весны, уборка пришкольной территории | 2 | |
34. | «Мы - мастера» Итоговое занятие | Построение системы знаний (использование презентации) | Систематизация и обобщение изученного, выставка поделок учеников | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Программа дополнительного образования Кружок «Город мастеров»
Программа кружка "Город мастров" для начальной школы, рассчитана на 1 год реализации, вней отражены основные разделы работы с различными материалами (бумага, пластелин, соленое тесто, работа с тканью,...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Город мастеров"
Главная цель образовательной программы: развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в системе дополнительного образования на основе педагогической поддержки его индивидуальности....
Программа дополнительного образования "Школа мастеров" для учащихся 1-4 классов
В настоящее время в соответствии с требованиями к структуре ФГОС начального общего образования, в части внеурочной деятельности учащимся предлагается как одно из направлений - проект...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Город мастеров»
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Город мастеров»...
Рабочая программа дополнительного образования "Творчество мастеров"
Рабочая программа дополнительного образования "Творчество мастеров"...