Рабочая программа по технологии 3 класс "Школа России"
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 имени В.Д. Бубенина»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Утверждено: Согласовано: Проверено: Рассмотрено на
заседании педагогического совета
Директор школы: Зам. директора по УВР: Председатель МО: Протокол №_____
________________Н.Ф. Вернергольд _________________Е.Н. Калига _______________А.А. Бородина от «____» ________2011г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Технология»
3 класс
(УМК «Школа России»)
на 2011-2012 учебный год
Составитель программы: учитель начальных классов
Серова Екатерина Владимировна
Петропавловск-Камчатский
2011год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе примерной программы начального (общего) образования, федерального компонента государственного стандарта начального (общего) образования по технологии (труду) и с учётом авторской программы Геронимус Т.М. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов технологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, определяет минимальный набор практических работ.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом Т.М.Геронимус по технологии.
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета технология являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.
Основные содержательные линии
С учетом специфики данного учебного предмета в рабочей программе выделены три содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд».
Задачи курса:
- учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
- учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов и ряда их свойств;
- учить распознавать способы соединения деталей и их размеров;
- самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий;
- учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки.
Цели обучения:
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Технология» изучается во всех классах начальной школы. В 3 классе на изучение предмета отводится 1 час. В программе выделяется резерв времени (10%), которое можно использовать на изучение регионального компанента.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Обучение технологии способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации, умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основными результатами обучения технологии являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.
Подведение итогов по курсу «Технология» проводится по результатам практической деятельности школьников.
Содержание тем учебного курса
3 класс (35 часов)
Работа с природным материалом (6ч)
Аппликации из листьев и цветов. Изделия; «Кленовый лист», «Бабочка», «Каркуша», «Счастливый жених», «Утёнок».
Работа с бумагой и картоном (12 ч)
Мозаика методом прищипывания. Изделие « Картонное кружево», «Карандаш», « Смешной человечек», « Весельчак», «Дед Мороз», «Весёлый хоровод», «Гирлянда – паутинка», «Ёлка», « Упаковка – корзиночка», «Смешной человечек», «Закладка флажок», «Книжка поздравление».
Работа с гофрированным картоном (2 ч)
Работа с гофрированным картоном. Изделие «Корзинка», «Солнышко».
Работа с пенопластом и поролоном (4 ч)
Изделие « Ёжик», «Поросёнок», «Зайчик», Змейка».
Работа с разными материалами (3 ч)
Изделие «Куколка», «Ванюша», «Колобок».
Работа с циркулем (2 ч)
Изделие «Шкатулка секретик», «Ребристый шарик».
Работа с тканью (3 ч)
Изделие «Бабочка», «Грибок», «Салфетка». Саамская вышивка.
Работа с конструктором (3 ч)
Изделие « Тележка», «Кран», «Весы».
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.
К концу III класса учащиеся должны знать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространённые виды профессий;
- область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств ( в том числе
- компьютеров);
Учащиеся должны уметь:
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, по собственному замыслу;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи ( на бумажных и электронных носителях;
- работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
- выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
- соблюдения правил личной гигиены и безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;
- осуществления сотрудничества в совместной работе;
- создания различных изделий;
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Коли-чество часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Работа с природным материалом (6ч) | Инструктаж по ТБ и ОТ. Что такое аппликация? | 1 | - делать аппликации из различных материалов. - подготовить соломку для работы. - работать в технике «прищипывание». - различать природные материалы по названиям, выбирать их в соответствии с задуманным изделием - читать предметную инструкционную карту - соблюдать ТБ при работе с ножницами - конструировать элементы объемных украшений из бересты на основе складывания, скручивания и умения сборки деталей украшения с помощью нанизывания на нить или шнур. - составлять несложную аппликацию по образцу |
2 | Работа с соломкой. «Кленовый лист.» | 1 | ||
3 | Работа с соломкой. Я уже большой. «Утенок» | 1 | ||
4 | Работа с соломкой. Выпуклая аппликация из соломки «Бабочка» | 1 | ||
5 | Работа с природным материалом. Аппликация из сухих листьев. «Каркуша». | 1 | ||
6 | Работа с природным материалом. «Счастливый жених». | 1 | ||
7 | Работа с бумагой и картоном (2ч) | Мозаика из бумаги. «Мой помощник Карандаш». | 1 | - выполнять работу в технике «мозаика». - аккуратно работать с бумагой. - размечать прямоугольник, при помощи треугольника |
8 | Работа с бумагой. Аппликация «Картонное кружево». | 1 | ||
9 | Работа с гофрированным картоном (2 ч) | Работа с гофрированным картоном. Гофрированная плетёнка. Изделие: аппликация «Корзинка | 1 | - размечать круглое окно циркулем, определять радиус по месту, надрезать заготовку макетным ножом по окружности, вырезать круглое окно ножницами. |
10 | Работа с гофрированным картоном. Аппликация из картонного кружева. Сборка деталей. Изделие: аппликация «Солнышко» | 1 | ||
11 | Работа с бумагой (6ч) | Работа с бумагой. Сборка деталей. Изделие: «смешной человечек «(окончание работы). Т.Б. | 1 | - выполнять работу в технике «мозаика». - аккуратно работать с бумагой. - размечать прямоугольник, при помощи треугольника. - размечать круглое окно циркулем, определять радиус по месту, надрезать заготовку макетным ножом по окружности, вырезать круглое окно ножницами. |
12 | Работа с бумагой. Аппликация с деталями из ваты. Изделие «Дед Мороз». Т.Б. | 1 | ||
13 | Работа с бумагой. Игрушки из обрезков бумаги и картона. Сборка деталей. Изделие: «Весельчак». Т.Б. | 1 | ||
14 | Работа с бумагой. Весёлый хоровод. Вырезание симметричных деталей из гармошки. Изделие: открытка «Весёлый хоровод». Т.Б. | 1 | ||
15 | Работа с бумагой. Разметка прямоугольника в четыре шага. Прорезание круга. Изделие: гирлянда-паутинка. Т.Б. | 1 | ||
16 | Работа с бумагой. Коллективная работа «Ёлка». Т.Б. | 1 | ||
17 | Работа с пенопластом и поролоном (4 ч) | Работа с поролоном. Резка поролона макетным ножом. Изделие: «Ёжик». Т.Б. | 1 | - делать развертку деталей. - выполнять поделки из поролона и пенопласта - выполнять разметку при помощи циркуля. - читать предметную инструкционную карту - составлять композицию и последовательно ее выполнять - выполнять клеевое соединение деталей |
18 | Работа с поролоном. Делаем игрушку, перетягивая поролон. Изделие «Поросёнок». Т.Б. | 1 | ||
19 | Работа с поролоном. Делаем игрушку, перетягивая поролон. Изделие «Зайчик». Т.Б | 1 | ||
20 | Работа с пенопластом. Приёмы работы с пенопластом. Изделие «Змейка». Т.Б. | 1 | ||
21 | Работа с разными материалами (3 ч) | Работа с полуфабрикатами. Игрушки из них. Подготовка деталей. Изделие «Куколка». Т.Б. | 1 | - устанавливать пространственные отношения между деталями изделия - изменять форму и внешний вид объемных изделий - читать предметную инструкционную карту - производить правку и резание заготовок, сгибать ручными инструментами |
22 | Текстильные материалы и синтепон. Работа с синтепоном. Изделие «Ванюша». Т.Б. | 1 | ||
23 | Работа с текстильными материалами. Учимся делать помпоны. «Колобок». Т.Б. | 1 | ||
24 | Работа с бумагой (4ч) | Работа с бумагой. Необычные упаковки. Изделие: «Упаковка-корзиночка». Т.Б. | 1 | - выполнять работу в технике «мозаика». - аккуратно работать с бумагой. - размечать прямоугольник, при помощи треугольника. - размечать круглое окно циркулем, определять радиус по месту, надрезать заготовку макетным ножом по окружности, вырезать круглое окно ножницами. |
25-26 | Работа с бумагой. Изготовление деталей (разметка). Изделие: «Смешной человечек». Т.Б. | 2 | ||
27 | Работа с бумагой. Плетение. Изделие: «Закладка-флажок». Т.Б. | 1 | ||
28 | Работа с циркулем (2 ч) | Работа с циркулем. Закрепление разметки циркулем треугольника. Изделие: «Шкатулка-секретик». Т.Б. | 1 | - устанавливать пространственные отношения между деталями изделия - изменять форму и внешний вид объемных изделий - читать предметную инструкционную карту - составлять композицию и последовательно ее выполнять - выполнять клеевое соединение деталей |
29 | Работа с циркулем. Самостоятельная работа. Изделие: «Ребристый шарик». Т.Б. | 1 | ||
30 | Работа с тканью (3ч) | Работа с тканью. Повторение видов и приёмов швов. Швы «ручная строчка», «петельный». Т.Б. | 1 | - работать с тканью и иглой. - работать по технологической карте - выбирать гармоничные сочетания цветов ниток - определять лицевую и изнаночную стороны |
31 | Работа с тканью. Контурная вышивка. Изделие: «Бабочка». Т.Б. | 1 | ||
32 | Работа с тканью. Контурная вышивка. Изделие: «Грибок». Т.Б. | 1 | ||
33 | Работа с конструктором (3 ч) | Работа с конструктором. Учимся конструировать. Изделие «Тележка». Т.Б. | 1 | - конструировать мебель, простую технику. - составлять композицию и последовательно ее выполнять - соблюдать ТБ при работе с конструктором |
34 | Работа с конструктором. Учимся конструировать. Изделие «Кран». Т.Б. | 1 | ||
35 | Работа с конструктором. Учимся конструировать. Изделие «Весы». Т.Б. | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебники и учебные пособия для учащихся | Методическое обеспечение |
1.Геронимус Т. М. Маленький мастер: Учебник по трудовому обучению. 3 класс. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. 2. Геронимус Т. М. Маленький мастер : Рабочая тетрадь по трудовому обучению для учащихся 1-4 класссов четырехлетней начальной школы. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003. 3.Геронимус Т. М. Серебряная паутинка : Рабочая тетрадь по трудовому обучению для учащихся 3-4 классов четырехлетней начальной школы. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003. 4. Геронимус Т. М. Технология: Я все умею делать сам: Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса. - М.: АСТ-Пресс школа, 2007. | 1. Геронимус Т. М. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методическое пособие. - Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2007. 2. Геронимус Т. М. Работаем с удовольствием: Уроки труда. 1-4 класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. 3. Геронимус Т. М. Уроки технологии в 3 классе: Методическое пособие к учебному комплекту "Я все умею делать сам". - АСТ-Пресс, 2004. |
Список литературы.
Для учителя:
1.Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические
рекомендации к планированию занятий.-М.: Новая школа, 1994; Тула:АРКТОУС, 1996, 1997, 1998.
2.Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1-4 классах:
Методические рекомендации.-М.: Новая школа, 1994; Тула: АРКТОУС, 1996, 1997.
3.Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Методическое руководство по
использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе 1-4.-М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Для учащихся:
1. Учебник-тетрадь «Я всё умею делать сам» для 3 класса.
2. Рабочая тетрадь «Серебряная паутинка» для 3-4 классов.
Рекомендуемые сайты:
- http://festival.1september.ru
- www/1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по технологии.Школа России.4 класс.Автор:Геронимус.Этот материал будет интересен тем, кто доучивает по старому....
Рабочая программа по технологии (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии по программе "Школа России" полностью соответствует всем требованиям ФГОС....
Аннотация к рабочей программе по технологии "Школа России"
Аннотация к рабочей программе по технологии "Школа России" 1-4 классы...