Рабочая программа по технологии для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Головашкина Ирина Сергеевна

 

Рабочая программа по предмету «Технология» в 4 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программой  по трудовому обучению «Школа мастеров», разработанной Т.М. Геронимус.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tehnologii_dlya_4_klassa.doc255 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32»

города Курска

Согласовано на заседании МО                                   Рекомендовано на заседании                                        «Утверждаю»

учителей начальных классов                                       МС школы                                                                      Директор МБОУ            

Протокол №_____ от ___________                             Протокол №______ от __________                            «Школа № 32»

Руководитель _____________                                     Председатель____________.                                         ________________

                      /Татаренкова И.А./                                         /Ярыгина Т.П./                                                     /Шойтова Л. В./

                                                                                                                                                                             « ______» _____________ 2012 г

 

Рабочая программа

по технологии

для 4 В класса

Составитель:

Головашкина Ирина Сергеевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Курск, 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

  Статус документа

Рабочая программа по предмету «Технология» в 4 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программой  по трудовому обучению «Школа мастеров», разработанной Т.М. Геронимус.

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Количество недель в году – 34 недели.

В неделю – 2 часа.

1 четверть – 16 часа,

2 четверть – 16 часа,

3 четверть – 20 часов,

4 четверть – 16 часа.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета 

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребенка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учета функциональных возможностей ребенка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом .

Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный противовес тотальному вербализму основных учебных предметов начальной школы, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и, в конечном счёте, низкой эффективности обучения.

Таким образом, значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения обучающихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития на этапе младшего школьного детства, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде). В результате именно здесь могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению в продуктивной, творческой работе.

Занятия продуктивной деятельностью создают основу для формирования у школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества - что создает предпосылки для более успешной социализации.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики обучающихся и для социальной адаптации в целом.

Учебный предмет «технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Основные содержательные линии.

С учетом специфики данного учебного предмета в рабочей программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы на компьютере».

Содержание рабочей программы разделено по компонентам деятельности. Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер

совместной работы учителя и учащегося по осознанию практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы.        

Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.

        Третий раздел «Учимся выполнять новые операции» и четвертый «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.

        Последний раздел «За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником – контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисляемые слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу.

Цели обучения

Изучение технологии в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей);

- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

- развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;

- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

  Задачи обучения:

- учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены  при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;

- учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов  и ряда их свойств;

- учить распознавать способы соединения деталей и их размеров;

самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий;

- учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки.

Ценностные ориентиры изучения курса

Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета по технологии

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

·самоопределение

·смыслоообразование

·моральноэтическая ориентация

Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.·е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе на конец года:

Личностные результаты:

-  оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замыслов.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать цель урока после предвари- тельного обсуждения;

– уметь с помощью учителя анализировать предложенное зада- ние, отделять известное и неизвестное;

– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учеб- ную проблему;

– под контролем учителя выполнять пробные поисковые дей- ствия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

– осуществлять текущий в точности выполнения технологи- ческих операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и рабо- ты всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поис- ковых упражнений;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и клас- сифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;

делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.

Коммуникативные УУД:

– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:

- знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;

- уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), находить и выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;

- уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании целостного образа в единстве формы и содержания.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате изучения курса обучающиеся  должны знать / понимать:

- названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т.д.) и правила безопасности при работе с ручными инструментами;

- понятие «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение; особенности вышивки разных регионов России;

- решать художественно-творческие задачи при моделировании и конструировании изделий, пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;

- способы и приёмы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;

- виды природных материалов, используемых в плетении;

- экономно и рационально использовать материалы, оценивать качество работы с учётом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;

- заниматься самостоятельным творчеством, проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей;

- основные источники информации;

- назначение основных устройств компьютера;

- правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

уметь:

- коллективно обсуждать образец изделия или техническое задание на его разработку, обосновывая конструктивные особенности вещи и ее назначение;

- самостоятельно составлять план работы;

- различать по назначению и конструктивным особенностям инструменты: режущие – переплетный и макетный нож, канцелярские и портновские ножницы, буравчик, пилка для лобзика, острогубцы; колющие – шило круглое и трехгранное, иглы швейные, для вышивания и штопки; ударный – молоток; монтажные – отвертка и гаечный ключ; разметочные – линейка, циркуль, угольник;

- самостоятельно размещать на рабочем месте с соблюдением правил хранения разметочные, колющие, режущие и ударные инструменты, санитарно-гигиенический инвентарь;

- самостоятельно выбирать вид материала для изготовления и отделки изделия в зависимости от его назначения и конструкции;

- различать по внешнему виду и свойствам цветную бумагу для аппликаций и бумажную макулатуру, кальку, цветной упаковочный картон, хлопчатобумажную и льняную гладкокрашенную и набивную ткань, флизелин, вату, искусственную кожу, пенопласт, полиэтилен, фанеру; растительные и природные материалы: ветки, плоды, цветы листья; клей ПВА и силикатный;

- планировать условия соблюдения правил безопасной работы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;

- приобретения навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

- использования приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

- решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера.

Содержание учебного материала

Работа с бумагой и картоном – 11 ч.

Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:

- переплетные работы; материалы, применяемые в переплетных работах: картон, бумага, марля, коленкор, ледерин;

- инструменты и приспособления: переплетный нож, шило, канцелярская игла, гладилка;

- изготовление плоских и объемных изделий из бумаги и картона по рисунку, эскизу, словесному описанию;

- конструирование собственных моделей;

- разметка деталей, разверток, чертежно-измерительных инструментов только в миллиметрах. Понятие «масштаб»: М 1:1, М 1:2.

- деление окружности на 5, 10 равных частей без вычислений4

- названия материалов используемых в переплётных работах;

- выполнять переплётные работы;

- пользоваться переплётным ножом, шилом, канцелярской иглой, гладилкой;

- производить разметку деталей, развёрток, чертёжно-измерительных инструментов;

- делить окружность на равные части без вычислений.

Технико-технологические сведения. 

- виды картона, его основные свойства и назначение. Правила и приёмы разметки с помощью линейки, угольника, циркуля, циркуля-измерителя в миллиметрах по базовой линии по образцу и заданным размерам.

- сгибание бумаги и картона по линиям разметки, резание ножом с помощью фальцлинейки. Крепление деталей различными способами: клеем, нитками, мягкой тонкой проволокой, щелевым замком.

- элементы графической грамоты: осевая линия, обозначение радиуса, диаметра. Понятие «силуэт». Правила чтения эскиза, простейшего чертежа.

- правила и приёмы изготовления папье-маше. Крепление деталей из бумаги и картона клеем, нитками, проволокой, щелевым замком.

Тема для беседы: «Что делают из картона», «Различные виды бумаги и их назначение».

Опыты и наблюдения. Сравнение бумаги и картона разных видов по прочности, толщине, гибкости, ломкости, отношению к влаге. Отличие бумаги от картона по внешнему виду, строению, технологии обработки, назначению.

Практические работы. Анализ рисунка, эскиза изготавливаемых изделий, составление плана работы; исполнение трудовых действий: разметка с помощью чертёжно - измерительных инструментов и контроль; резание бумаги и картона ножницами и ножом вдоль фальцлинейки; сборка изделия. Проверка его в действии.

Работа с природным материалами – 7 ч.

Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:

- технология обработки природных материалов. Художественное оформление изделий. Разновидность аппликаций. Способы конструирования изделий из природных материалов, выполняемых различной техникой на основе технологических проб.

- изготовление изделий из природных материалов с использованием художественной обработки их по образцу, рисунку, словесному описанию.

- самостоятельное составление композиций из природного материала.

Темы для бесед: «Красота родной природы», «Что дает природа человеку?», «Береги природу».

Практические работы. Плоские и выпуклые аппликации. Объемные композиции.

Технология изготовления изделий из различных материалов-29ч. 

Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:

- технико-технологические сведения. Местные природные и искусственные материалы: солома, мех, кожа, кожезаменитель, древесина, металл – тонкая проволока.

- инструменты и приспособления для обработки древесины: буравчик, нож, ножовка и распиловочная коробка, напильник и тисочки, молоток; для проволоки: кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, киянка; назначение, приёмы работы ими, правила безопасности труда и способы хранения.

- технология обработки различных материалов и сборки изделий. Художественная обработка древесины и природных материалов. Приёмы работы с проволокой и фольгой. Плетение плоское и круглое.

- декоративные швы: мережка «столбик», «тамбурный», «стебельчатый».

Темы для бесед: «Народные художественные промыслы Ленинградской области области»», «На деревообрабатывающем комбинате», «Умельцы родного края».

Опыты и наблюдения. Выявление отличительных свойств металла (проволоки и фольги) от бумаги, ткани. Сравнение бумаги, ткани, древесины, проволоки, меха, кожи, кожзаменителя по внешнему виду, толщине, прочности, отношению к влаге, к технологии разметки, обработки, отделки.

Практические работы. Творческие игры и упражнения в приёмах обработки различных материалов с целью достижения декоративно-художественного эффекта.

Работа с тканью – 5 ч.

Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:

- технико-технологические сведения. Первоначальные сведения о тканях и нитках, изготовленных из волокон животного происхождения: шёлк, шерсть и их основные свойства; об изделиях текстильной промышленности: тесьма, лента. Шнур и др.

- виды стежков и швов: строчка, стебельчатый, тамбурный, назначение их и способы выполнения;

- изготовление выкройки по обмерам, выполненным под руководством учителя, по эскизу, инструктивной карте. Понятие «припуск».

- ткани, изготовляемые из синтетических волокон, их основные свойства, разные переплетения нитей в них. Нити основы и утка. Лицевая и изнаночные стороны ткани;

- виды стежков и швов: бархатный, подрубочный, петельный;

- виды мелкого ремонта одежды: зашивание распоровшегося шва, наложение заплаты, штопка, пришивание оторвавшейся пуговицы, кнопки, крючка, петли, вешалки, вдевание эластичной ленты – резинки;

- правила и приемы выполнения мелкого ремонта одежды. Правила организации рабочего места.

- выполнять разные стежки и швы;

- производить мелкий ремонт одежды;

- соблюдать правила и приемы выполнения мелкого ремонта одежды.

Темы для бесед: «Назначение шёлковых и шерстяных тканей», «Какие текстильные изделия мы знаем».

Опыты и наблюдения. Рассматривание и сравнение строения тканей, ниток, ленты, шнура и т. п. Сравнение ткани и бумаги по внешнему виду, прочности, строению, технологии обработки.

Практические работы. Изготовление выкройки, разметка ткани, сложенной вдвое, раскрой её, сшивание деталей из ткани швом «строчка» по прямым срезам, после предварительного смётывания их.

Технико-технологические сведения. Разнообразие кнопок, крючков, петель по размеру, материалу, форме, цвету, конструкции. Правила и приёмы пришивания кнопок, крючков, петель. Изготовление петли из ниток.

Тема для беседы: «Назначение и использование кнопок, крючков и петель», «Традиционные ремесла и народная культура Курской области».

Опыты и наблюдения. Выяснение условий, от которых зависит прочность пришитых кнопок, крючков и петель. Практические работы. Разметка места пришивания кнопок, крючков и петель. Выбор способа пришивания их. Подбор ниток в тон ткани. Пришивание кнопок, крючков и петель.

Модуль «Информатика» - 14 ч. 

Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:

- основные устройства компьютера. Правила поведения в компьютерном классе.

- включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Практическая работа.

- файлы и папки (каталоги), операции над файлами и папками. Практическая работа.

- компьютерное письмо;

- правила клавиатурного письма. Практическая работа.

- операции при создании текстов. Практическая работа.

- оформление текстов. Практическая работа.

- организация текстов. Практическая работа.

- создание печатных публикаций;

- иллюстрации, схемы и таблицы в публикациях. Практическая работа.

- создание электронных публикаций;

- поиск информации;

- поисковые системы. Поисковые запросы.

- сохранение результатов поиска.

Приоритетными формами, методами и технологиями работы с обучающимися являются:

Формы уроков

Методы обучения

Технологии

Урок-опыт

Репродуктивный

Проектная деятельность

Экскурсия.

Творческий

ИКТ

Урок-игра.

Частично- поисковый, или эвристический

Здоровьесберегающая технология

Самостоятельная практическая работа

Исследовательский

Технология ролевого общения

Учебно – тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Вводный урок

1

2.

Комплексные работы

14

3.

Работа  с текстильными материалами

8

4.

Изделия из бумаги и картона

9

5.

Домашний труд

9

6.

Работа с конструктором

4

7.

Изделия из проволоки

4

8.

Работа  с текстильными материалами

3

9.

Изделия из пластических материалов

2

10.

Модуль «Информатика»

14

Итого:

68


Перечень учебно-методического обеспечения программы

Список литературы

Методические и учебные пособия (таблицы, схемы и др.)

Информационное обеспечение (интерне-источники, ЭОР, образовательные диски идр.)

При подготовке программы

Рекомендуемый для учащихся

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования РФ.- М., 2004.- 41 с.ВАКО, 2009

2. Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, 158 с.

3. Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2010

4. Программа по трудовому обучению  «Школа мастеров», автор Т.М. Геронимус, Москва, Просвещение, 2011 год.

1. Т. Геронимус  учебник-тетрадь «Я все умею делать сам», М.: «АТС – ПРЕСС ШКОЛА» 2013;

2. Т. Геронимус Рабочая тетрадь «Серебряная паутинка» для 3-4 классов, . М.:  «АТС – ПРЕСС ШКОЛА», 2013

3. Н. А. Тараканова Трудовое обучение 4 класс. Поурочные планы по учебнику М. Геронимус «Маленький мастер», Волгоград: Учитель, 2012

1. Геронимус  Т.М. Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 144 с.

2. Геронимус Т.Г. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.

3. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения

4. Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов.

5. Объемные модели геометрических фигур.

1. Библиотека материалов для начальной школы

http://www.nachalka.com/biblioteka

2. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы

http://katalog.iot.ru/

3. Видеофильмы (труд людей; технологические процессы, народные промыслы)

4. Слайды (диапозитивы) по основным темам.

                                   

 Поурочное планирование курса «Технология» 4 класс (68 часов)

№ п/п

№ урока в разделе

Дата

Раздел (количество часов). Тема

Элементы содержания

Характеристика деятельности обучающихся (по разделу)

I четверть – 18 часов

Вводный урок (1 час)

1.

1.

Сбор природного материала. (экскурсия)

Влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов
(последовательность, инструменты и приспособления)

Составлять рассказ о значении природы на здоровье человека. Определять последовательность, инструменты и приспособления для обработки и хранения природных материалов.

Комплексные работы (4 ч)

2.

2.

Сортировка и закладка на хранение собранного материала.

Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов
(последовательность, инструменты и приспособления)

Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы.

Анализировать план работы по созданию аппликации. Корректировать и контролировать работу, соотносить этапы работы с технологической картой, слайдовым и текстовым планами.

Организовывать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты для аппликации, составлять композицию из природных материалов.

3.

3.

Объемные игрушки из природных материалов «Райская птичка»

Природные и искусственные материалы. Изготовление объемных изделий из природных материалов по эскизам. Выбор материалов с учетом формы и размеров изделия

4.

4.

Объемные игрушки из природных материалов «На отдыхе»

Свойства листа засушенного растения. Плоскостная аппликация из листьев засушенных растений. Изготовление объемных изделий из природных материалов по эскизам. Основные способы соединения деталей изделия.

5.

5.

Объемные игрушки из природных материалов «Лесные строители»

Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Основные способы соединения деталей изделия.

Работа  с текстильными материалами (7 ч)

6-7.

6-7.

Игрушки из нескольких помпонов «Домовёнок»

Изготовление объемных изделий из текстильных материалов. Декоративное оформление изделий накладными деталями

Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве. Анализировать технологию изготовления, определять технологические этапы, которые можно выполнять самостоятельно, материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия.

Проводить оценку этапов работы, на основе этого контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Соблюдать правила работы с иглой.

Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации.

8-9.

8-9.

Игрушки из нескольких помпонов «Цыплёнок»

Технология создания помпонов из ниток. План изготовления изделия. Оформление изделия по собственному эскизу.

10.

10.

Декоративное оформление изделий вышивкой, фурнитурой.

Технология создания помпонов из ниток. Декоративное оформление изделий накладными деталями.

11-12.

11-12.

Изготовление изделия из текстильного материала. Игольничек «Мышка».

Подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, разметка и  раскрой ткани. Декоративное оформление жилища изделиями из ткани.

Изделия из бумаги и картона  (5 ч)

13-14.

13-14.

Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик»

Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Экономная разметка заготовок. Основные способы соединения деталей изделия.

Осваивать приёмы работы с бумагой и картоном, разметки деталей, планировать и осуществлять работу на основе текстовых планов учебника.

Использовать элементы художественного творчества, самостоятельно планировать, контролировать, корректировать свою деятельность, оценивать качество изготовления работы

15-16.

15-16.

Изделия из бумаги и картона. Тетрадка-малышка

Разметка с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля). Складывание и сгибание заготовок; соединение деталей склеиванием.

II четверть – 16 часов

17.

1.

Лягушонок-озорник из бумажных конусов.

Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, резание ножницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия.

Осваивать приёмы работы с бумагой и картоном, разметки деталей. Использовать элементы художественного творчества, самостоятельно планировать, контролировать, корректировать свою деятельность, оценивать качество изготовления работы.

Домашний труд (1 ч)

18.

2.

Уборка класса, уход за комнатными растениями.

Правила уборки помещений. Правила ухода за комнатными растениями.

Определять инвентарь для уборки помещения. Выполнять простейшую работу по уборке помещения. Соблюдать правила ухода за комнатными растениями.

Комплексные работы (4 ч)

19-20.

3-4.

Конфетница из половинок нитяного ажурного кокона.

Определение последовательности изготовления изделия по операционной карте.

Исследовать волокнистые материалы, определять виды нитей, их состав, свойства, осуществлять подбор нитей в зависимости от назначения изделия, определять инструменты и приспособления для работы

21-22.

5-6.

Копилка из папье-маше.

Определение последовательности изготовления изделия. Основные способы соединения деталей изделия.

Работа с конструктором (2 ч)

23-24.

7-8.

Работа с конструктором. Сборка моделей по собственному замыслу.

Краткая характеристика операций сборки моделей из деталей конструктора (последовательность, инструменты и приспособления).

Составлять план сборки изделия. Определять инструменты, необходимые для каждого этапа сборки. Осваивать новые способы соединения деталей.

Изделия из бумаги (4 ч)

25.

9.

Фигурки из бумажных салфеток «лилия, шляпа кардинала, королевская мантия».

Определение последовательности изготовления изделия по сборочной схеме и операционной карте.

Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

26.

10.

Плетеный браслет.

Изготовление изделий из бумаги по образцам, экономная  разметка заготовок, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей изделия склеиванием, сборка изделия.

27.

11.

Елочное украшение «Складная звезда».

Изготовление изделий из бумаги по образцам, выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного.

Составлять рассказ об истории возникновения ёлочных игрушек и традициях празднования Нового года.

Использовать элементы художественного творчества. Самостоятельно оформлять готовое изделие.

28.

12.

Елочная подвеска «Золотая рыбка».

Разметка с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля). Складывание и сгибание заготовок; соединение деталей склеиванием.

Домашний труд (4 ч)

29-30.

13-14.

Детали карнавального костюма «Каменный цветок».

Подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, разметка и раскрой ткани. Декоративное оформление изделиями из ткани

Определять и выделять характерные особенности карнавального костюма, размечать детали карнавального костюма, определять материалы и инструменты для выполнения изделий.

31-32.

15-16.

Подсвечник из металлической банки.

Общее представление об интерьере дома. Декоративное оформление домашней утвари.

Анализировать образец изделия, определять инструменты, необходимые для его изготовления. Составлять план работы по изготовлению изделия при помощи учителя.

III  четверть – 20 часов

Изделия из проволоки (4 ч)

33.

1.

Плетение из проволоки. Оплетение карандашей.

Изготовление изделий из бумаги по образцам, экономная  разметка заготовок, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей изделия.

Исследовать способы  обработки  материалов (разметка,   выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож). Использовать приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий.

34-35.

2-3.

Каркасные модели человека
в движении.

Изготовление изделий из пластических материалов. Способы формообразования деталей изделия.

36.

4.

Тиснение фольги. Декоративная композиция «Цветы в вазе».

Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов. Способы формообразования деталей изделия деталей, соединение деталей ручными швами.

Работа  с текстильными материалами (3 ч)

37-39.

5-7.

Однослойная прихватка.

Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной  сторон, клеевое соединение деталей, соединение деталей ручными швами.

Осваивать алгоритм выполнения шва, размечать детали объёмных изделий из текстильных материалов, определять материалы и инструменты для выполнения изделий.

Работа с конструктором (2 ч)

40-41.

8-9.

Работа с конструктором. Сборка моделей транспортных средств

Сборка моделей механизмов из деталей конструктора по схеме на основе различных видов тележек.

Составлять план сборки изделия. Определять инструменты, необходимые для каждого этапа сборки. Осваивать новые способы соединения деталей.

Изделия из пластических материалов (2 ч)

42-43.

10-11.

Изделие из пластического материала (солёное тесто) «Гномик».

Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов. Способы формообразования деталей изделия.

Использовать приёмы приготовления солёного теста, осваивать способы придания ему цвета. Сравнивать свойства солёного теста с другими пластичными материалами.

Модуль «Информатика» (14 ч)

44.

12.

Знакомство с устройством компьютера.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам.

Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере, его составных частях, сферах применения

 Осваивать правила безопасного использования компьютера.

Осваивать работу на компьютере: включать и выключать его, называть и показывать части компьютера, находить информацию в Интернете с помощью взрослого.

45-46.

13-14.

Знакомство с устройством компьютера.

47-48.

15-16.

Назначение основных устройств компьютера.

Клавиатура. Соблюдение
безопасных приемов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам.

49-50.

17-18.

Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Обработка информации.

Пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приемов труда при  работе на компьютере. Организация рабочего места, безопасной работы за компьютером.

Осваивать правила набора текста. Осваивать работу с программой Microsoft Office Word. Создавать и сохранять документ в программе Microsoft Word, форматировать и печатать документ. Выбирать картинки для оформления документов. Работать с таблицами в программе Microsoft Office Word.

51-52.

19-20.

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.

Организация рабочего места, безопасной работы за компьютером. Вывод текста на принтер.

IV четверть – 16 часов.

53-58.

1-6.

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.

Организация рабочего места, безопасной работы за компьютером. Вывод текста на принтер.

Создавать и сохранять документ в программе Microsoft Word, форматировать и печатать документ. Выбирать картинки для оформления документов. Работать с таблицами в программе Microsoft Office Word.

Комплексные работы (3 ч)

59.

7.

Кожаный брелок для ключей «Поросёнок».

Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам.  Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.

Выполнять разметку деталей изделия, изготавливать выкройку.

Оформлять изделие по собственному замыслу. Соблюдать правила экономного расходования материала. Рационально организовывать своё рабочее место.

60-61.

8-9.

Игрушки из поролона.

Клеевое и ниточное соединение деталей. Декоративное оформление изделия накладными деталями.

Домашний труд (2 ч)

62-63.

10-11.

Отреставрированные изделия, штопка.

Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов.

Анализировать технологию реставрации одежды, определять технологические этапы. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами.

Комплексные работы (3 ч)

64-65.

12-13.

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро».

Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Бережное использование и экономное расходование материалов.

Оформлять изделие по собственному замыслу. Соблюдать правила экономного расходования материала. Рационально организовывать своё рабочее место. Организовывать и оформлять выставку изделий, презентовать изделия, оценивать выступления по заданным критериям.

66.

14.

Игрушки из поролона.

Разметка заготовок деталей с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, угольника).

Домашний труд (2 ч)

67.

15.

Современная бытовая техника. Безопасные приёмы труда при использовании бытовой техники.

Современная бытовая техника (назначение). Правила управления. Безопасные приёмы труда при использовании бытовой техники.

Находить и отбирать информацию о бытовой технике, её видах и назначении. Определять инвентарь для уборки помещения. Выполнять простейшую работу по уборке помещения. Соблюдать правила ухода за комнатными растениями.

68.

16.

Правила уборки помещений. Уборка класса, уход за комнатными растениями.

Правила уборки помещений. Правила ухода за комнатными растениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России"

Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.),  по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...

Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...

Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)

Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...