Рабочая программа по Технологии в 4 классе ( КРН, VII вида), автор Роговцева Н.И.
рабочая программа (технология, 4 класс) по теме
Программа предназначена для обучения детей с ЗПР из расчета 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_krn_tehnologiya_4_b_klass_2012-2013.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №310» Фрунзенского района, Санкт-Петербурга
«Слово»
«Согласовано» Руководитель МО Протокол № ___ от «__» ______________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР «__»_____________20___г. | «Утверждаю» Директор Приказ №_____________от «__»______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Технология
4 класс КРН VII вида
Учитель:
Бакаева И.Ю.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______
от «____»__________2012 г.
Санкт-Петербург
2012-2013 год
СОЖЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………………...3
2. Тематическое планирование………………………………………………………..8
3. Календарно – тематический план…………………………………………………..8
4. Учебно – методический комплект………………………………………………...10
5.Список литературы……………………………………………………………..…...11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Технологии» для IV класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Роговцевой Н. И., Богдановой Н. В., Шипиловой Н. В. «Технология», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Данная программа будет реализовываться в VI классе КРН VII вида.
Общая характеристика курса
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве с учетом незрелости эмоционально-волевой сферы, проявляющейся в трудностях волевых усилий; нарушении внимания: его неустойчивости, снижении концентрации, повышении отвлекаемости, сопровождающейся повышенной двигательной и речевой активностью.
Программа учитывает особенности детей с ОВЗ VII вида.
- Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
- Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
- Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
- Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
- Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
- У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
- Учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Дети с ОВЗ VII вида значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Кроме того, учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Методы и формы через которые будет реализована программа:
- обучение на интересе, на успехе, на доверии;
- адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
- использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
- формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
- взаимообучение, диалогические методики;
- комментированные упражнения;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы “Технология” проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса “Технология” актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета “Окружающий мир”.
В программе интегрируется и содержание курса “Изобразительное искусство”: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью “Математика и информатика”.
В “Технологии” естественным путем интегрируется содержание образовательной области “Филология” (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа “Технология”, интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Цели изучения технологии в начальной школе:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности.
Теоретической основой данной программы являются
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Требования к уровню подготовки оканчивающих IV класс
В результате изучения художественного труда ученик должен:
знать/понимать:
- названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;
способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
особенности вышивки разных регионов России;
- традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачества понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
- виды природных материалов, используемых в плетении;
уметь:
- применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизаций);
- соблюдать последовательное выполнение изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);
- анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;
- решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;
- высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;
- решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;
- комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
- выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
- использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
- выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;
- изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;
- оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию экономно и рационально использовать материалы;
- выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
- заниматься самостоятельным творчеством;
- высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
- проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
- проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома.
ТЕМАТЧИЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Разделы, темы | Количество часов | |
Теоретическая часть | Практическая часть | ||
1 | Как работать с учебником (2 ч.) | 1 | 1 |
2 | Человек и земля (42 ч.) | 20 | 22 |
3 | Человек и вода (6 ч.) | 2 | 4 |
4 | Человек и воздух (6 ч.) | 2 | 4 |
5 | Человек и информация (12 ч.) | 4 | 8 |
6 | Итоговый урок (2 ч.) | 2 | |
Всего: | 29 | 39 | |
За год: | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема |
1 | Вводный инструктаж. Знакомство с осенними работами. | |
2 | С/Х Урок-экскурсия в парк. Сборка и сортировка природного материала. | |
3 | С/Х Особенности сушки листовых и объёмных природных материалов . Сортировка и закладка материалов. | |
4 | Объемные игрушки из природного материала. «Папа и сынок». | |
5 | Объемные игрушки из природного материала. | |
6 | Объемные игрушки из природного материала. «На отдыхе» | |
7 | Объемные игрушки из природного материала. «Райская птичка» | |
8 | Работа с природным материалом. Объемные игрушки из природного материала. «Райская птичка» | |
9 | Выпуклая аппликация из соломки.1 ч Аппликация «Бабочка» | |
10 | Выпуклая аппликация из соломки. Аппликация «Лист» | |
11 | Игрушки из нитяных помпонов. «Домовенок» | |
12 | Игрушки из нитяных помпонов. «Утенок» | |
13 | Игрушки из нитяных помпонов. «Совенок – пушистик» | |
14 | Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик». | |
15 | Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик». | |
16 | Тетрадка – малышка. | |
17 | Тетрадка – малышка. | |
18 | Детали конструктора, способы соединения. | |
19 | Модель тележки. | |
20 | Приемы лепки. | |
21 | Лепка животных. | |
22 | Лепка героев русских народных сказок | |
23 | Лепка фигурок по мотивам народных игрушек | |
24 | Модель двуосной тележки. | |
25 | Конструирование машин. | |
26 | Изготовление новогодних сувениров. | |
27 | Изготовление новогодних сувениров | |
28 | Изготовление новогодней открытки | |
29 | Изготовление новогодних сувениров. | |
30 | Картонажные работы. | |
31 | Картонажные работы. | |
32 | Беседа «Виды тканей и ее использование» | |
33 | Работа с тканью | |
34 | Работа с тканью | |
35 | Подвижная игрушка из картона. | |
36 | Подвижная игрушка из картона. | |
37 | Подвижная игрушка из картона. | |
38 | Зоопарк на столе. Поделки из спичечных коробков. | |
39 | Зоопарк на столе. Поделки из спичечных коробков | |
40 | Изготовление открытки ко Дню Защитника Отечества | |
41 | Изготовление открытки ко Дню Защитника Отечества | |
42 | Изготовление подарка ко Дню Защитника Отечества | |
43 | Бытовой труд. | |
44 | Бытовой труд. | |
45 | Изготовление тарелки способом папье-маше | |
46 | Изготовление тарелки способом папье-маше | |
47 | Изготовление подарков к 8 Марта. | |
48 | Изготовление тарелки способом папье-маше | |
49 | Конструирование самолёта. | |
50 | Плетение. Виды и способы плетения. | |
51 | Плетение. Виды и способы плетения. | |
52 | Конструирование игрушки. | |
53 | Уход за одеждой | |
54 | Работа с конструктором. Машина будущего. | |
55 | Способы размножения комнатных растений. | |
56 | Подготовка почвы для посева рассады. | |
57 | Посев семян на рассаду. | |
58 | Уход за рассадой. | |
59 | Работа с конструктором. | |
60 | Работа с конструктором. | |
61 | Работа с конструктором. | |
62 | Беседа «Свето – и тенелюбивые растения и условия их жизни, особенности ухода» | |
63 | Работа с тканью | |
64 | Работа с тканью | |
65 | Работа с тканью | |
66 | Работа с конструктором. | |
67 | Урок-экскурсия в парк. Сборка и сортировка природного материала. | |
68 | Работа с конструктором. Итоговый урок. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
“Школа России ”. Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Учебник:
Роговцева Н. И., Богданова Н. В.,Шипилова Н. В., Анащенкова С. В. Технология. Учебник. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова– М.: Просвещение, 2011.
Рабочие тетради:
Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2010
- Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В., Фрейтаг И.П.:Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Технология» для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. УМК «Школа России», Просвещение 2011
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 4 класс (128 с.), Просвещение 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии, 2 класс, автор Н.И.Роговцева
Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 2г.Верхнеуральска РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ТЕХН...
Рабочая программа по технологии 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: О.А. Куревина, Е.А. Лутцева)
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что о...
рабочая программа по технологии 4 класс автор Роговцева Н.И.
Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России" автор Н.И. Роговцева создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по технологии, 1 класс, Авторы: Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг
Рабочая программа по технологии, 1 класс, Авторы: Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг...
Рабочая программа по технологии, 2 класс, Авторы: Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг
Рабочая программа по технологии, 2 класс, Авторы: Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...