Урок по технологии в 1 классе "Изготовление по образцу плоской модели светофора"
план-конспект урока по технологии (1 класс) по теме

Самылкина Ольга Алексеевна

Урок технологии по УМК "Классическая начальная школа", 1 класс.

Тип урока: урок-практикум.

Урок направлен на формирование навыков работы с бумагой и картоном, складывания и резания по шаблону; на всестороннее развитие личности младшего школьника с учётом здоровьесберегающих технологий. К уроку прилагается электронная презентация. Целевой возраст обучающихся 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл светофор41.45 КБ
Файл презентация светофор2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект урока по технологии

в 1 классе

тема урока:

«Изготовление по образцу

плоской модели светофора»

(Работа с бумагой и картоном. Складывание, резание по шаблону)

 

                                                                             подготовила

                                                          учитель начальных классов

                                                                             Самылкина Ольга Алексеевна

                                                                                         

г. Энгельс

2013

Тема урока:  «Изготовление по образцу плоской модели светофора»

               (Работа с бумагой и картоном. Складывание, резание по шаблону)


Цель урока: создать условия для формирования знаний по теме урока.

Задачи:

образовательные:

  1. закрепить навыки резания ножницами бумаги и картона;
  2. закрепить навыки складывания бумаги и картона;                            

развивающие:

  1. развивать мышление, внимание, память;                              

воспитательные:

  1. воспитывать усидчивость, мотивацию к учению, аккуратность;
  2. воспитывать дисциплинированных пешеходов;

здоровьесберегающие:

  1. осуществлять профилактику утомления учащихся;
  2. формировать знания ПДД.

Тип урока: урок – практикум.

Средства обучения: 

  1. презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
  2. карточки-сигналы (красный, жёлтый, зелёный)  для физминутки.
  3. раздаточный материал

(шаблоны, цветная бумага, картон, клей, ножницы).

Ход урока:

(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА-ПРАКТИМУМА)

Этапы урока

Содержание этапа урока

Особенности этапа урока

1.

Организацион-ный момент

Настрой учащихся на предстоящую работу.

- Настроимся на работу: откроем ладошки новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать! Я хочу своими знаниями делиться с друзьями».

2.

Познава-тельно-анатический

1) Познавательно-информационная беседа с опорой на личный опыт детей и иллюстративный ряд объектов

Историческая или технико-технологическая информация

1) Вступительная беседа.

Загадка: «Он стоит на перекрёстке

                И глядит на вас в упор.

                У него три ярких глаза.

                Он зовётся… (светофор)».

2) Постановка и решение проблемной ситуации.

- А для чего нужен светофор?

(Дети: Чтобы регулировать движение на дороге)

(Слайд № 2  «Виды светофоров»)

- Мы живём в век скоростей. Все торопятся, спешат. А закон улиц и дорог, который называется ПДД, очень строгий. Он не прощает, если пешеход идёт по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от несчастий, бережёт их жизни. И сегодня мы повторим его правила.

(Слайд № 3 «О светофоре»)

- Светофор – это устройство, которое световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов. Сигналы располагаются на нём в строгой последовательности: красный, жёлтый, зелёный. Светофоры устанавливают на самых опасных участках дороги.

(Слайд № 4 «Что изменилось?»)

 - Что изменилось?

(Дети: на первом светофоре мы видим  «красный сигнал», на втором – «зелёный сигнал»)

 - Что же означает красный сигнал светофора? (Дети: движение запрещено)

- Красный свет – хода нет, всем пешеходам нужно стоять и ждать следующего сигнала светофора. Красный свет – тревожный. Он напоминает нам об опасности.

- Что же означает зелёный сигнал светофора?

(Дети: движение разрешено)

- Зелёный свет – путь открыт. Всем пешеходам можно переходить улицу. Зелёный свет – спокойный, приятный. Это цвет травы и листьев.

(Слайд № 5 «Правила Дорожного Движения»)

- Красный – стоп, жёлтый – жди, зелёный – иди.

Итак, вот и вся наука. Не очень сложно, зато очень важно. И знать надо назубок, чтобы не подвергать свою жизнь опасности.

(Привлекается жизненный опыт детей, плавно переходящий к анализу образца.)

2) Анализ задания (образца изделия) проводится в диалоговой форме

Определение учащимися совместно с учителем конструктивных и технологических особенностей задания, по возможности самостоятельный поиск рациональных способов его реализации, определение оптимальных

Вопросы для анализа образца изделия

(учитель демонстрирует готовое изделие):

- Название изделия, его назначение?

(Дети: светофор служит для автоматической регулировки движения на дороге).

- Из каких материалов изготовлено?

(Дети: из бумаги).

- Можно ли использовать другие материалы?

(Дети: ткань для сигналов). 

- Какие материалы лучше использовать для изготовления данного изделия?

(Дети: бумагу).

- Какие конструктивные особенности изделия (форма деталей, их количество, вид соединения – подвижное или неподвижное)?

(Дети: основная деталь в виде прямоугольника, сигналы – в виде круга).

- Какими способами можно изготовить детали?

(Дети: вырезать по шаблону или при помощи складывания бумаги).

- Выберите лучший способ для данного случая.

(Дети: основа – отрезать часть листа прямоугольной формы, а сигналы – по шаблону).

- Как можно соединить детали?

(Дети: склеить, сшить). 

- Выберите лучший способ.

(Дети: склеить).

- Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Каким способом можно это сделать?

(Дети: можно раскрасить основную деталь, если она выполнена из бумаги белого цвета).

Физкультминутка.

Игра «Красный, жёлтый, зелёный».

(Учитель показывает карточки-сигналы)

Красный сигнал – стоим на месте.

Жёлтый сигнал – прыгаем на месте.

Зелёный сигнал – маршируем на месте.

3) “Открытие” нового знания или практического умения

Определение неизвестного в ряду известных конструктивных или технологических знаний и коллективный (или по групповой) поиск его решения: это тема урока

Постановка вопросов:

- Что вы уже умеете делать и с чем можете справиться самостоятельно?

(Дети: вырезать из бумаги сигналы светофора в виде круга). 

- Проговорите как.

(Дети: обвести по шаблону три круга и вырезать аккуратно ножницами; наклеить сигналы светофора на основную деталь).

- Чему ещё нужно научиться?

(Дети: без шаблона приготовить основную деталь нужного размера и правильной формы).

- Кто может предложить способ получения модели светофора?

(Дети: 1) сложить альбомный лист на несколько частей, одну часть отрезать – это будет основная деталь; 2) отрезать от альбомного листа «на глаз» нужную форму детали).

- Какой способ лучше? Почему?

(Дети: первый, деталь получится правильной прямоугольной формы)

  1. Открытие нового происходит при:

- выполнении пробных, поисковых упражнений.

3.

Планиро-вание предстоящей самостоя-тельной практической работы

Выстраивание последовательнос-ти изготовления изделия

Краткое изложение порядка изготовления изделия – озвучивание  оптимальных материалов, конструктивных особенностей и способов выполнения каждой технологической операции

Прогнозирование этапов работы.

- Назовите порядок, в котором будем изготавливать модель светофора.

(Дети: 1 этап – заготовить основу светофора;

2 этап – заготовить сигналы светофора; 3 этап – собрать изделие).

(Слайд № 6)

Поэтапное планирование работы

(инструкционная технологическая карта):

  1. Основа для светофора.

- Возьмём альбомный лист, сложим его сначала пополам, а потом ещё. Развернули… сколько частей получилось?

(Дети: 4)

- Правильно! Теперь нужно отрезать одну из 4-х частей. Это будет основа нашего будущего светофора.

  1. Сигналы светофора.

- Мы с вами уже говорили об экономии бумаги. Сохраняя бумагу, мы сохраняем окружающий мир. Экономя бумагу, мы экономим и свои деньги.

Для этого с неокрашенной стороны красной цветной бумаги, в углу листа, накладываем шаблон кружка и обводим его карандашом. Кружочек кладём именно с края листа, в уголке, чтобы экономить бумагу.

Точно также мы обведём кружок на жёлтой и зелёной бумаге.

- Вырезаем сигналы.

- Давайте вспомним правила работы с ножницами.

  1. Сборка изделия.  

- Необходимо приклеить сигналы в нужном порядке.

- Давайте повторим правила работы с клеем.

        (Учитель убирает образец).

4.

Самостоятель-ная практическая работа

1) Организация рабочего места

Раздача и размещение материалов и инструментов

Повторение правил работы с ножницами и клеем.

2) Самостоятельная работа

Максимально самостоятельное изготовление изделия, которое обеспечивается детальным анализом конструктивных и технологических особенностей изделия, опорой на известные способы и приемы действий

(Звучит тихая музыка – Слайд № 6).

Во время самостоятельной работы учитель контролирует:

-  порядок на рабочем месте;

- экономный расход материалов;

- прием нанесения клея и наклеивания бумаги;

- поощряет и отмечает качественную работу.

  1. Готовые работы кладутся под пресс.

3) Уборка рабочих мест

Мусор выбрасывается, моются инструменты, все кладется по местам.

4) Обобщение

Осознание и формулирование нового знания, открытого на уроке, новых качеств личности

Постановка вопросов:

- Что нового вы узнали на уроке?

(Дети: светофоры бывают – транспортные и пешеходные)

«Вы изготовили макет светофора.

На дороге ему подчиняться без спора!

Младшим друзьям светофор покажите,

Пользоваться им вы научите».

- Как можно использовать наше изделие?

(Дети: можно использовать как закладку)

«С вами так условимся:

Красный… - (стой)

Жёлтый… - (приготовимся)

А зелёный говорит:

«Путь открыт, совсем открыт!!!»

5.

Рефлексия деятельности.

Оценка творческо-поисковой и практической деятельности учащихся на уроке

Качественная характеристика выполненных работ: оценка качества выполнения известных и новых приемов и операций

Обязательно отмечается творческий поиск и творческие находки учащихся, высказанные ими в ходе анализа задания и поиске решения предложенных проблемных ситуаций

(Слайд № 7 «Оцени свою работу»)

1) Дети оценивают знаками свою работу.

          - справился

          - сомневался

          - не справился

2) Выставка работ. Выделяются наиболее

     качественные.

3) В рекомендательной форме указываются недочеты

     в работах.

4) Критерии оценки:

  1. степень самостоятельности учащихся при

    выполнении заданий (полная, частичная, не может без посторонней помощи),

  1. характер деятельности (репродуктивная,

    творческая),

  1. качество выполняемых приемов, операций  и

    готового продукта (высокое, с недостатками, очень низкое)

Используемые источники:

  1. Т.А. Николкина, Т.С. Гулуева, Г.П. Попова. Уроки труда в начальной школе. 1-2 классы. Волгоград: Учитель, 2007.- 287 с.

  1. Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 3 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с. – (В помощь школьному учителю).

  1. А.С. Дугинов. Моя улица. – М.: ДОСААФ, 1981. – 31 с.

  1. Л.Н. Овчаренко. Предотвратить беду: Для детей. – М.: ДОСААФ, 1981. – 29 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» Энгельсского муниципального района Саратовской области Изготовление по образцу плоской модели СВЕТОФОРА Урок по технологии по УМК « Классическая начальная школа » 1 класс Учитель начальных классов: Самылкина Ольга Алексеевна 2013 год

Слайд 2

ВИДЫ СВЕТОФОРОВ Первый светофор в России был в форме круга. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет. Транспортный светофор Светофор для пешеходов

Слайд 3

СВЕТОФОР – это устройство, которое световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов. Сигналы располагаются в нём в строгой последовательности: КРАСНЫЙ , ЖЁЛТЫЙ , ЗЕЛЁНЫЙ . Светофоры устанавливают на самых опасных участках дороги. Если ты подходишь к дороге, а зелёный сигнал светофора начал мигать, подожди, когда включится немигающий зелёный сигнал! О СВЕТОФОРЕ

Слайд 4

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Слайд 6

ЭТАПЫ РАБОТЫ 1. ОСНОВА для светофора 2. СИГНАЛЫ светофора 3. СБОРКА светофора

Слайд 7

Я справился! Я сомневался. Я не справился. ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ…

Слайд 8

1 ) http ://images.yandex.ru/#!/yandsearch?source=wiz&p=10&text=картинка транспортный светофор&noreask=1&pos=316&lr=11147&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fkp.ru%2Ff%2F12%2Fimage%2F88%2F75%2F2857588.jpg – светофор-человечек 2) http ://images.yandex.ru/#!/yandsearch?source=wiz&p=11&text=картинка транспортный светофор&noreask=1&pos=333&lr=11147&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fcs316730.userapi.com%2Fg39670173%2Fe_79eb97ba.jpg – светофор 3 ) http ://images.yandex.ru/#!/yandsearch?source=wiz&p=16&text=картинка транспортный светофор&noreask=1&pos=489&lr=11147&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.edu.cap.ru%2Fhome%2F4688%2Ffoto%2Fpdd%2Fsvetofor.jpg – светофор в кепке 4) http ://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=5&text=картинка детский транспортный светофор&pos=152&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fi079.radikal.ru%2F1104%2F77%2F62e70841c11b.jpg – «Правила дорожного движения» 5 ) http ://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=7&text=картинка детский транспортный светофор&pos=226&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.tarologiay.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2010%2F11%2Fmult41.jpg – постовой 6 ) http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=5&text=картинка детский светофор для пешеходов&pos =153&rpt= simage&img_url =http%3A%2F%2Fimg17.vkrugudruzei.ru%2Fimages%2F053%2F064%2F63%2F8a9b0ab0903b49e0b70a549fc78f4e72_small.jpg – транспортный светофор 7) http ://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=картинка детский светофор для пешеходов&pos=0&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fziborovka.edusite.ru%2Fimages%2Fclip_image004.jpg – пешеходный светофор 8) http ://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=4&text=картинка детский транспортный светофор&pos=145&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fmasterpodelki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F01%2Ftraffic_light_d1.jpg – светофор «Оцени свою работу» 9) Автор и источник заимствования неизвестен - картинка «Первый в России светофор», музыка «Времена года» ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок трудового обучения. "Изготовление плоской модели светофора".

Подробный план-конспект с коррекционно-развивающими играми, с использованием современных образовательных технологий и ИКТ....

Урок технологии в 3 классе. Тема: Плоские и объёмные фигуры. Делаем зверушек из оклеенных спичечных коробков.

Урок технологии в третьем классе по новым стандартам был проведен как открытый в рамках областного семинара....

Конспект урока по технологии. Тема: "Обувная фабрика. Изготовление изделия «Модель летней обуви»(3 класс)

Конспект урока по технологииТема: «Обувная фабрика. Изготовление изделия «Модель летней обуви»Цель урока: формирование способности учащихся к новому действию : формирование представл...

Конспект урока по технологии.Тема: «Конструирование из сложных форм. Изготовление транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам деталей объёмных и плоских форм» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о появлении автомобиля и его строении, введение способа сборки модели автомобиля из геометрических тел.уметь- конструировать при помощи развертка ...

Конспект урока по технологии «Аналитическая лепка (Древний мир)» Изделие: Модель динозавра. (2 класс)

Тема урока «Аналитическая лепка (Древний мир)»Изделие: Модель динозавра. Тип урока: «Открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний по освоению технологии ан...

Технологическая карта урока технологии "Изготовление изделия по образцу". Изделие: "Ракета" (1 класс)

Цель деятельности учителя:Освоение технологии изготовления изделия «ракета» по образцу.Задачи урока:Дидактические:1) повторить понятия: «конструкция», «детали»;2) п...