Рабочая программа по технологии для 1 класса (ФГОС).
рабочая программа (технология, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Роговцевой Н.И. Технология: рабочие программы. 1-4 классы М.: «Просвещение», 2011г.
Курс технологии направлен на достижение следующих целей:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном много национальном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей, ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда;
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией, строго соблюдения технологии изготовления изделий;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера; творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Место курса «Технология» в учебном плане
В 1 классе на изучение технологии отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели).
Сдержание предмета полностью соответствует авторской программе.
Результаты изучения учебного курса
Личностные результаты
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России
- формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
- принятие и освоение социальной роли обучающегося
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
- формирование эстетических потребностей, ценностей, и чувств
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации
- готовность слушать собеседника и вести диалог
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями
Предметные результаты
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте деятельности человека
- приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач
Результаты освоения курса 1 года обучения
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений
∙ ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
∙ уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
∙ оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
∙ называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
∙ положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
∙ представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
∙ первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельностью;
∙ проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
∙ представление о ценности природного мира для практической деятельности человека;
∙ формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
∙ самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
∙ формировать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
∙ знать основные моральные нормы поведения;
∙ знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
∙ в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
∙ определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
∙ понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
∙ определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
∙ проговаривать последовательность действий на уроке;
∙ учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
∙ с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
∙ использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
∙ учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
∙ выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
∙ учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
∙ оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные УУД:
∙ ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
∙ отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
∙ сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
∙ группировать предметы, объекты на основе существенных признаков,
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;
∙ определять тему;
∙ ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
∙ делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
∙ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
∙ перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
∙ понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
∙ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
∙ анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
∙ устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
∙ обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку.
Коммуникативные УУД:
∙ участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
∙ отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
∙ соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
∙ слушать и понимать речь других;
∙ принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
∙ понимать важность коллективной работы;
∙ контролировать свои действия при совместной работе;
∙ допускать существование различных точек зрения;
∙ договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений
∙ уважительно относиться к труду людей;
∙ называть некоторые профессии людей своего региона
∙ об организации трудового процесса, о конструкции изделий, о разделении труда, его качестве, ритмичности.
∙ виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей); свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами на уровне общего представления;
∙ названия ручных инструментов, приспособлений и правила работы с ними.
∙ технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
∙ виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
∙ разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.
∙ способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; пластилина, ниток, переплетения.
∙ различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки.
∙ названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
∙ что такое деталь (составная часть изделия);
∙ по элементам техники: устройство простейших макетов и моделей окружающего мира; типовые детали набора типа «Конструктор», «Механик», «Строитель» и др.;
∙ виды соединения деталей (однодетальные и многодетальные); последовательность сборки технических устройств;
∙ какое соединение деталей называют неподвижным;
∙ части растений, условия жизни и правила ухода за комнатными растениями;
∙ о семенном размножении растений (общее представление);
∙ о массовых профессиях (общие сведения);
∙ по элементам социального опыта: правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
∙ знать средствами связи, правила дорожного движения;
∙ организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
∙ под руководством учителя проводить анализ изделия, планирование; последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;
∙ работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа;
∙ осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий);
∙ осуществлять контроль качества работы друг друга;
∙ соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.
∙ по элементам технологии: экономно выполнять разметку заготовок; размечать по шаблону с опорой на образец изделия и его рисунок;
∙ резать ножницами;
∙ соединять детали клеем, нитками;
∙ эстетично оформлять изделие аппликацией, прямыми стежками и их вариантами, проявлять элементы творчества;
∙ использовать для сушки готового изделия пресс;
∙ ухаживать за комнатными растениями;
∙ проращивать крупные семена растений;
∙ по элементам техники: подбирать детали для работы;
∙ собирать модель или макет из деталей набора по образцу фотографии; проверять модель в действии.
∙ по элементам социального опыта: обслуживать себя (гигиена тела и одежды),
∙ под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве;
∙ осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий.
∙ названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
∙ вышивать швами "вперед иголку" и "вперед иголку с перевивом" по прямой линии.
∙ пришивать пуговицу с двумя отверстиями.
∙ лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой; способы: сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание);
∙ вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично.
∙ складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования.
∙ плести в три пряди из различных материалов.
∙ определять инструменты и приспособления необходимые для работы.
∙ самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
∙ с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
∙ самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и разных по размеру),
∙ словесно характеризовать выполненную процедуру изготовления поделки (делать простейшие обобщения);
∙ осваивать технологию моделирования.
∙ использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем.
∙ развивать способность ориентироваться в информации разного вида, техническое и логическое мышление;
∙ называть и показывать части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышка); находить информацию в Интернете с помощью взрослого.
∙ анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий.
∙ исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.).
∙ осваивать правила сбора и хранения природных материалов;
∙ использовать пресс для сушки изделий.
∙ под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами;
∙ безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
∙ выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
∙ создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
∙ осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
∙ работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
∙ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
иметь представление:
∙ о роли и месте человека в окружающем мире;
∙ о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
∙ о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
∙ о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
∙ в области применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
∙ об основных источниках информации;
∙ о назначении основных устройств компьютера;
∙ о правилах безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
∙ о транспорте, о способах передвижения человека и перемещение груза;
Перечень используемой литературы:
1. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.
2. Учебники:
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 1 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.
3. Рабочие тетради и пособия:
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.
4. Методические пособия:
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. Поурочное планирование. 1 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Андреева М.М./
«______» ______________ 20____ г.
Календарно - тематическое планирование
по технологии
(наименование учебного предмета)
на 2012 – 2013 учебный год.
№ п/п | Дата проведения урока | № урока в разделе, теме | Тема урока | Повторение (указать тему) | *Практическая часть/ Развитие речи Внеклассное чтение | **Примечание |
Раздел: «Давайте познакомимся» - 3 ч. | ||||||
1. | 03.09.12г. | 1 | Знакомство с учебником, тетрадью, условными обозначениями, с соседом по парте. | |||
2. | 10.09. | 2 | Знакомство с понятиями: материалы и инструменты. Организация рабочего места. | |||
3. | 17.09. | 3 | Что такое технология. Осмысление освоенных умений. | |||
Раздел: «Человек и земля» - 21 ч. | ||||||
4. | 24.09. | 1 | Виды природных материалов. Изделие: «Аппликация из листьев». | |||
5. | 01.10. | 2 | Знакомство со свойствами пластилина. Аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». | |||
6. | 08.10. | 3 | Приёмы работы пластилином. Изделие: «Мудрая сова». | |||
7. | 15.10. | 4 | Использование растений человеком. Изделие: «Получение и сушка семян». | |||
8. | 22.10. | 5 | Знакомство с частями растений. Подготовка к проведению проекта «Осенний урожай». Изделие: «Овощи из пластилина». | |||
9. | 05.11. | 6 | Знакомство с видами и свойствами бумаги. Изделие: «Волшебные фигуры». | |||
10. | 12.11. | 7 | Приёмы и способы работы с бумагой. Изделие: «Закладка из бумаги». | |||
11. | 19.11. | 8 | Знакомство с видами насекомых. Изделие: «пчёлы и соты». | |||
12. | 26.11. | 9 | Виды диких животных. Подготовка к проведению проекта «Дикие животные». Изделие: «Коллаж». | |||
13. | 03.12. | 10 | Новый год.Освоение проектной деятельности. Подготовка к проведению проекта «Украшаем класс к Новому году». Изделие: «Украшение на ёлку». | |||
14. | 10.12. | 11 | Виды домашних животных. Изделие: «Котёнок». | |||
15. | 17.12. | 12 | Знакомство с видами домов. Изделие: «Домик из веток». | |||
16. | 24.12. | 13 | Знакомство с видами посуды. Проект «Чайный сервиз». Изделие: «Чашка», «Чайник», «Сахарница». | |||
17. | 14.01.13г. | 14 | Использование посуды. Проект «Чайный сервиз». Изделие: «Чашка», «Чайник», «Сахарница». | |||
18. | 21.01. | 15 | Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Изделие: «Торшер». | |||
19. | 28.01. | 16 | Знакомство с видами мебели. Изделие: «Стул». | |||
20. | 04.02. | 17 | Знакомство с видами одежды. Способы создания одежды. Изделие: «Кукла из ниток». | |||
21. | 11.02. | 18 | Знакомство с правилами работы иглой. Изделие: «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой». | |||
22. | 25.02. | 19 | Использование разных видов стежков при оформлении изделия. Изделие: «Строчка стежков с перевивом спиралью», «Закладка с вышивкой». | |||
23. | 04.03. | 20 | Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями. Изделие: «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», «Медвежонок». | |||
24. | 11.03. | 21 | Знакомство со средствами передвижения по земле. Изделие: «Тачка». | |||
Раздел: «Человек и вода» - 3 ч. | ||||||
25. | 18.03. | 1 | Значение воды для растений. Изделие: «Проращивание семян». | |||
26. | 01.04. | 2 | Значение воды для человека. Питьевая вода. Изделие: «Колодец». | |||
27. | 08.04. | 3 | Знакомство со значение водного транспорта. Подготовка к проведению проекта «Речной флот». Изделие: «Кораблик из бумаги», «Плот». | |||
Раздел: «Человек и воздух» - 3 ч. | ||||||
28. | 15.04. | 1 | Способы использования ветра человеком. Изделие: «Вертушка». | |||
29. | 22.04. | 2 | Знакомство с видами птиц. Изделие: «Попугай». | |||
30. | 29.04. | 3 | Знакомство с видами летательных аппаратов. Изделие: «Самолёт», «Парашют». | |||
Раздел: «Человек и информация» - 3ч. | ||||||
31. | 06.05. | 1 | Изучение способов общения и получения информации. Изделие: «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо». | |||
32. | 13.05. | 2 | Знакомство со способами передачи инфориации. Изделие: «Важные телефонные номера». | |||
33. | 20.05. | 3 | Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером. | |||
Итого количество часов: | ||||||
По программе | 33 | 33 | 0 | 0 | ||
Выполнено |
Материально-техническое обеспечение:
I. Книгопечатная продукция:
1. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.
2. Учебники:
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 1 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.
3. Рабочие тетради и пособия:
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.
4. Методические пособия:
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. Поурочное планирование. 1 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.
II. Компьютерные и информационно – коммуникативные средства:
1. Электронное приложение к учебнику «Технология», 1 класс (диск CD-ROM), авторы Володина С.А., Петрова О.А., Майсурадзе М.О., Мотылёва В.А.
III.Технические средства обучения:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3. Телевизор.
4. DVDплеер.
5. Аудиоцентр.
6. Мультимедийный проектор.
7. Экспозиционный экран.
8. Компьютер.
IV. Оборудование класса:
1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс ФГОС Школа 21 век
Рабочая программа по технологии 2 класс составлена с учетом ФГОС второго поколения по программе Школа 21 века на новый учебный год...
Рабочая программа по технологии 2 класс ФГОС
Программа по «Технологии» в начальных классах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции дух...
Рабочая программа по технологии 1 класс ФГОС
Рабочая прграмма по технологии 1 класс ФГОС ( УМК "Начальная школа 21 века")....
Рабочая программа по технологии 2 класс ФГОС (Школа России)
21 век - век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретает всё большее знач...
Рабочая программа по технологии, 1 класс ФГОС
Рабочая программа для 1-го класса сос...
Рабочая программа по технологии. 2 класс ФГОС. 2013-2014 уч.год
Рабочая программа по технологии содержит необходимые разделы для успешной реализации ФГОС...
Рабочая программа по технологии 2 класс, ФГОС УМК "Школа России", Н.И.Роговцева
Аннотация к рабочей программе по окружающему миру 2 класс Рабочая программапо окружающему миру разработана в соответствии с Примерной программой начального общего о...