Народные промыслы Ленинградской области.
методическая разработка по технологии (4 класс) по теме
В материале представлен урок , на котором ребята знакомятся с Оятской керамикой, изготавливают игрушку,, используя пластилин,расписывают её. Урок расчитан на 2 часа. К конспекту прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_oyatskaya_keramika.doc | 61 КБ |
oyatskaya_keramika.ppt | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по изобразительному искусству, 4 класс
Учебно-методический комплект: Неменский Б.М. (1-4) (Школа России)
Тема: Народные ремёсла Ленинградсой области. Оятская керамика.
Задачи:
- Воспитательные: вырабатывать у учащихся правильные позиции в отношении ценностей родной страны, ее культуре, обучать стремлению самостоятельно пополнять свои знания и применению их на практике.
- Развивающие: развивать у учащихся художественный вкус, индивидуальные творческие способности, мелкую моторику руки.
- Обучающие: Научить изготавливать изделия из пластилина, используя знания о творчестве народных мастеров.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК.
Материалы: на каждом рабочем месте пластилин, белая краска для грунтовки, гуашь, кисточка, салфетка.
Ход урока
1.Приветствие.
Мы продолжаем знакомиться с народными ремёслами нашей Родины.
2.Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы с вами узнаем об истории Оятской керамики, у нас появятся замечательные образцы игрушек, посуды. Мы подготовим их к оформлению. А на следующем уроке мы их распишем.
3.Знакомство с народным промыслом.
Слайд 1.
В селении Алёховщина, что в Ленинградской области, расположен Центр возрождения ремесёл. Название учреждения говорит само за себя. Но какие ремёсла возрождаются, кто работает в этом центре? Начнём с истории.
Селение Алёховщина стоит на берегу реки Оять. Эти места считаются историческим месторасположением средних вепсов. Да и название «Оять» переводится с вепсского очень трогательно – «ручеек».
Слайд 2.
Побережье реки издавна славилось богатыми залежами высококачественной красной глины. Поэтому у оятских вепсов не было недостатка в бытовой утвари. Лепили всё: горшки, миски, чашки и игрушки.
Слайд3.
Занимались лепкой в свободное время, чаще зимой. Причём в гончарном деле была задействована вся семья: женщины месили глину, мужчины занимались формовкой и обжигом сосудов, а дети лепили мелкие детали к изделиям.
Дело стало выгодным промыслом. В Санкт-Петербург отправлялись речные караваны до 30 лодок. Продавалась посуда на Аничковом мосту. Зимой на санях возили продукцию до Финляндии.
В послевоенный период гончарное производство в вепсских селениях постепенно пошло на убыль. С появлением фарфора и алюминия керамика постепенно утратила свою популярность.
Только в семьях оятских мастеров сохранялась традиция гончарного промысла.
В 1969 в селе Алёховщина Лодейнопольского района был создан керамический цех (впоследствии – ООО «Оятская керамика»). К работе были привлечены опытные гончары, которые помогли возродить традиции оятской керамики. Старые мастера стали набирать себе в подмастерья молодёжь. Промысел начал возрождаться.
На сегодняшний день при Центре работают 7 мастеров. Мастера сохраняют и передают в наследство древние традиции народного гончарного искусства, основанного на формообразовании предметов вращением. Таким способом из экологически чистой местной глины изготавливаются кринки, корчаги, миски, рукомои, чайники, жаровни, салатники, декоративные вазы, чайные и кофейные сервизы.
Слайд 4.
Физкультминутка
4. Практическая работа.
I. Работа над образом, изготовление игрушки.
II. Грунтовка.
5. Подведение итогов урока.
-Ребята, вам понравился наш урок?
-Что нового и интересного вы узнали?
6. Объяснение домашнего задания.
Найдите материал о народных промыслах нашей страны, подготовьте рассказ о них.
7. Подведение итогов.
2 урок.
1.Приветствие.
Мы продолжаем знакомиться с народными ремёслами нашей Родины.
2.Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы с вами распишем наши игрушки.
3.Знакомство с особенностями народного промысла.
Слайд 5.
В чём же особенность оятской керамики, по каким признакам можно определить Алёховскую продукцию?
Слайд 6.
Для оятской керамики характерны приземистые формы сосудов. Посуда обереговая, округлой формы. Лепная глиняная оятская игрушка тоже приземистая. В последнее время она немного изменила свой вид: преобразилась из простой однофигурной крестьянской игрушки-свистульки в виде сказочных птичек, коней, всадников, барашков в многофигурные композиции на темы русского фольклора.
Слайд 7.
Изображения наносятся на изделие разными способами: при помощи штампа или палочки. Техника росписи производится с помощью выдавливания из рожка, что позволяет получать рельефные узоры. Орнамент рисуется жидко разведённой глиной по глине. Истинные цвета – это чёрный и белый. Изредка применяется зёленая краска (медный купорос). Плюс те, которые можно получить из глины, если смешать её с натуральными природными красителями.
Слайд 8.
Узоры состоят из простейших геометрических и изобразительных элементов. Орнаментальные мотивы необычайно любопытны. К примеру, волна значит жизнь, цветок – вселенная. А лягушка – это символ женщины, потому что она, рожающая младенца на свет, находится в похожей позе лягушки. А если вы увидите птичьи лапки, то знайте, что птица обозначает связь времен. Недаром символом вепсов считается петух.
Слайды 9, 10, 11,12.
4. Практическая работа.
I. Работа над образом, роспись игрушки. Самостоятельная работа.
Физкультминутка.
5.Выставка работ.
6. Проверка домашнего задания.
7. Подведение итогов урока.
-Ребята, вам понравился наш урок?
Мне хочется, чтобы вы больше узнали о традициях и культуре нашей Родины.
Выставление оценок за урок.
Использованная литература и источники:
Всеволод Рождественский. ГОНЧАРЫ.
Геннадий Блинов.Чудо-кони, чудо-птицы.Рассказы о русской игрушке.
Москва «Детская литература» 1977
http://st.free-lance.ru
http://kgkm.karelia.ru
http://xreferat.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В селении Алёховщина, что в Ленинградской области, расположен Центр возрождения ремесёл. Гончарный промысел возник на берегах Ояти в XVIII веке.
Мастера - гончары изготавливали посуду из огнеупорных материковых жирных глин серого и сиреневого цветов, которая добывалась вблизи окрестных деревень. Формовку посуды гончары-кустари производили на ручных гончарных кругах.
Лишь во второй половине XIX в. мастера стали применять «лакировку» посуды (1840 г.) и большинство местных гончаров перешло на изготовление керами- ческих изделий из пластичной красной и жёлтой «оятской» глины (1878 г.).
Рисунки наносились на тулово изделий разными способами: при помощи штампа или палочки, готовые изделия расписывались рожком с краской и кистью. Штампованные узоры состояли из простейших геометрических и изобразительных элементов - кружков, звездочек, птичьих лапок.
Рожок позволял получать рельефные узоры; кистью на верхней части тулова сосудов наносили многополосные волнистые и прямые линии, а также концентрические круги, схематичные розетки с белыми «тычками» вместо лепестков.
Умельцы гончарного круга И глиняных дел мастера. Не зная расчетов науки, Храня вековую мечту, Из глины мужицкие руки Умели лепить красоту! Р.Рождественский
http://www.rgo.ru http://st.free-lance.ru http://sportcentr.narod.ru http://kgkm.karelia.ru http://xreferat.ru Г.Блинов . «Чудо-кони, чудо-птицы.» Москва. Детская литература 1977 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почетная грамота комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
Почетная грамота Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области...
Благодарность Закондательного собрания Ленинградской области
Благодарность Закондательного собрания Ленинградской области...
Ленинградская область
учебная презентация...
Экспозиция боевой славы 3-ей Гвардейской ордена Суворова Волновахской стрелковой дивизии, которая открыта в нашей начальной школе № 8 города Волхова Ленинградской области
В нашей « Восьмушке» на протяжении нескольких лет проводится огромная работа по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В связи с этим на базе начальной школы соз...
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс "Народные промыслы твоего края (Тверская область)"
Конспект урока по окружающему миру "Народные промыслы Тверской области" в 4 классе УМК "Перспективная начальная школа". Тип урока: изучение нового материала. Разработка урока сопро...
Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»
Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...
Народные промыслы Урала: Свердловская область.
Гончарное, кузнечное, камнерезное, литейное мастерство Свердловской области....