ПРОГРАММА элективного курса "Умелые ручки"
элективный курс по технологии (4 класс) по теме
1. Пояснительная записка.
1.1. Концепция программы
Художественная деятельность – ведущий способ воспитания детей школьного возраста, основное средство художественного развития детей. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
1.2. Актуальность.
Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; проявляя индивидуальность, получать результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki.docx | 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ореховская средняя(полная) общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по художественно – эстетическому направлению
«Умелые ручки»
Возраст детей: 7-9 лет
Срок реализации программы-1 год
Разработчик программы:
Учитель
Мазур Анна Ивановна
Содержание.
1. Пояснительная записка.
1.1. Концепция.
1.2. Актуальность.
1.3. Новизна.
1.4. Цель.
1.5. Задачи.
1.6. Возраст детей.
1.7. Сроки реализации программы.
1.8. Формы и режим занятий.
1.9. Ожидаемые результаты.
1.10. Формы подведения итогов реализации программы.
2. Учебно-тематический план.
3.Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
1. Пояснительная записка.
1.1. Концепция программы
Художественная деятельность – ведущий способ воспитания детей школьного возраста, основное средство художественного развития детей. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
1.2. Актуальность.
Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; проявляя индивидуальность, получать результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения.
1.3. Новизна.
Школьник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительными средствами. Движение от простого образа – представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к освоению его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
1.4. Цель программы.
Программа «Умелые ручки » рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно – творческой деятельностью. Занятия во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на основание языка декоративно – прикладного искусства (живопись, графика, скульптура ), а также языка декоративно – прикладного искусства ( аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предлагается творческая работа с природными материалами.
Формирование у детей школьного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
1.5. Задачи программы.
Обучающая. Закреплять умение детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с бумагой, картоном, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, песком, солёным тестом, цветными нитками, скорлупой и простейшими инструментами.
Развивающая. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус и чувство гармонии, интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе.
1.6. Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 7-8 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением школьниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
1.7. Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы – 1 год.
1.8. Формы и режим занятий.
Занятия проводятся в классе. Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчета 34 часа (по одному часу в неделю) . Учебная группа может быть поделена на подгруппы.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия,- так и практические - подготовка и проведение выставок детских работ.
1.9. Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование художественных и творческих умений, способов самоконтроля.
1.10.Формы подведения итогов реализации программы.
Выставка работ в классе или в холле школы.
Содержание курса
- Вводное занятие
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с разными инструментами. Экскурсия в лес. Сбор различных природных материалов ( занятные веточки и корешки различных растений, еловые и сосновые шишки, мох, цветы, семена, листья и т.д. ). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок.
Практическая работа: сбор природных материалов.
- Работа с бумагой
Знакомство с разными видами бумаги и картона. Уметь выбирать картон и бумагу. Знакомство с разными видами аппликаций (плоские и объёмные), из ракушек, кусочков ваты, бумаги, из природных материалов, и их полезной значимостью. Ученики учатся не только изготавливать по образцу, но и составлять свои собственные композиции.
Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.
3. Работа с природными материалами
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян цветов, лепестков, цветочно – декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями; создание букета из сухих цветов, тематических композиций; работа с косточками вишни и сливы, со скорлупой фисташек и т.д.
4.Работа с разными материалами
Знакомство с разными материалами, из которых можно сделать красивые и оригинальные поделки: скорлупа яиц, капсулы киндер- сюрпризов, скорлупа орехов, перья, пух, солома и др. Подготовка различных материалов к работе, оформление к выставке.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы с шилом; ознакомление с возможным цветовым оформлением.
5. Работа с пластилином.
Учатся подготавливать пластилин к работе, окрашивать его, знакомятся с правилами его хранения. Учитель подробно знакомит с набором инструментов и порядок работы, а также организацией рабочего места. Дети учатся делать простые элементы из пластилина. Знакомятся с повадками и отличительными особенностями разных животных.
Практическая работа: лепка животных леса, транспорт. Раскраска готовых поделок.
6. Лепка из солёного теста.
Учатся делать солёное тесто, окрашивать его, знакомятся с правилами хранения теста. Учитель подробно знакомит с набором инструментов и порядком работы. Дети учатся лепить простые элементы создавать фактуры поверхности. Скреплять детали между собой.
Практическая работа: ученики делают изделия: сказочные герои, посуда, учатся сушить и окрашивать тесто, оформлять изделия, делать композиции с использованием дополнительного материалаю
7. Отчётная выставка – ярмарка работ школьников
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки – ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставке – ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки – ярмарки.
Методическое обеспечение
- Картон разного вида
- Цветная бумага разного вида
- Природный материал: сухие листья, шишки, жёлуди, мох, засушенные цветы, семена, веточки деревьев, ягоды рябины, каштан и т.д.
- Пластилин
- Солёное тесто
- Вата
- Яичная скорлупа
- Капсулы киндр – сюрприза
- Проволока
- Перья, пух
- Пластиковые бутылки
- Клей ПВА
13.Ножницы, линейка, карандаш
Сентябрь. Тема «Мастерская природы»
№ | Дата | Тема | Техника | Примечание |
1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий | Экскурсия в природу. Сбор природного материала. | ||
2. | Осенние фантазии из природного материала. | Мозаика. | ||
3. | Поделки из кленовых «парашютиков». | Аппликация. | ||
4. | Ёжик из природного материала | Аппликация. |
Октябрь. Тема «Волшебная бумага».
№ | Дата | Тема | Техника | Примечание |
5. | Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия. | Аппликация, вырезание | ||
6. | Оригами из кругов. | Аппликация | ||
7. | Пейзаж | Обрывная аппликация | ||
8. | Дерево настроения | Скручивание бумаги |
Ноябрь. Тема: «Волшебный пластилин».
№ | Дата | Тема | Техника | Примечание |
9. | «Печатаем» рисунки | Лепка | ||
10. | «Рисуем» жгутиками | Лепка | ||
11. | «Весёлые» зверушки | Лепка из отдельных частей | ||
12. |
| «Раскрашиваем» с помощью пластилина | Лепка |
Декабрь. Тема: «Новый год у ворот».
№ | Дата | Тема | Техника | Примечание |
13. | Новогодний ангелок | Бумагопластика | ||
14. | Снежинки-балеринки | Моделирование , вырезание | ||
15. | Чудо -ёлочка | Объёмная аппликация | ||
16 | Украсим ёлочку | Моделирование , вырезание |
Январь. Тема: «Дары моря».
№ | Дата | Тема. | Техника | Примечание |
17. | "Птица Мук" | Мозаика | ||
18. | "Жар-птица" | Объёмная поделка | ||
19. | "Мышка" |
Февраль. « Чудо тесто».
№ | Дата | Тема. | Техника | Примечание |
20. | "Рисуем тестом" | |||
21. | Филимоновские игрушки с окрашиванием | |||
22. | Лепка дымковских игрушек и раскрашивание | |||
23. | Лепка посуды и раскрашивание её под Гжель. |
Март. «Бабушкин клубок».
№ | Дата | Тема | Техника | Примечание |
24. | Изготовление закладки из ниток. | Плетение | ||
25. | «Смешарики» из нарезанных ниток. | Аппликация | ||
26. | Открытка «Сердечко» | Изонить | ||
27. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | Аппликация |
|
Апрель. Тема: «Необычное рядом».
№ | Дата | Тема | Техника | Примечание |
28. | Поделки ватные, такие приятные. | Аппликация из бумаги и ваты | ||
29. | Поделка из перьев и пуха «Лебёдушка». | |||
30. | Игрушка из капсулы киндер – сюрприза. | |||
31. | Игрушка из скорлупы яйца. |
Май. Тема: «Весна».
№ | Дата | Тема | Техника | Примечание |
32. | «Гном». | Коллаж из разных материалов | ||
33. | Панно из карандашных стружек. | Аппликация | ||
34. | Итоговое занятие. Выставка работ. |
3. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов изображения), моделирование, игровой метод.
Из словесных методов применяется рассказ учителя и рассказы детей, беседы.
Из словесных приемов обучения необходимо использование учителем объяснения, пояснения, педагогической оценки.
Применяются и наглядные методы и приемы:
- наблюдение;
- рассматривание готовых работ;
- показ образца;
- показ способа работы (или другого действия) и другие.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя учителю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по изучению карело-финского эпоса «КАЛЕВАЛА»
Предметом изучения моей программы является карело-финский эпос «Калевала». Курс представляется актуальным, так как знакомит учащихся с историей и культурой своей...
Программа элективного курса «Я в мире экономики»
Программа элективного курса «Я в мире экономики»по экономике для учащихся 2 класса....
программа элективного курса "Введение в профессию".
Программа элективного курса "Введение в профессию" для учащихся 9 класса, 1 полугодие, 18 часов. Данная программа поможет учащимся при выборе профессии, оценив свои физические и умственные способности...
программа элективного курса по математике "Текстовые задачи на движение"
Программа расчитана на повышение интереса к предмету через выполнение и решение задач на движение в 4 классе. курс построен таким образом, что волнение каждого предыдущего задания позволяет исользоват...
Авторизированная программа элективного курса «Правила этикета» для учащихся 3 класса
Настоящая программа предназначена для обеспечения факультативного курса "Правила этикета" для 3 класса. Программа позволяет учащимся познакомиться с правилами поведения, общения с окружающими людьми, ...
Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ
Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ...
Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, иных учебно-методических материалов, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации.
Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, иных учебно-методических материалов, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной о...