Внеклассные занятия по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
В этой работе представлена программа внеклассной работы по русскому языку для 3 класса и прилагается материал к 11 занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneklassnyh_zanyatiy.docx | 21.77 КБ |
11_zanyatiy.docx | 45.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Города Лабытнанги
Программа факультативного курса
«ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ»
Автор: Ершова Галина Ивановна,
учитель начальных классов
Г. Лабытнанги
2011
ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ.
Пояснительная записка.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.
Необходимость проведения внеклассной работы диктуется , однако, не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Цели внеклассной работы шире, а именно: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала; содействовать развитию речи детей; совершенствовать у них навыки лингвистического анализа; повышать уровень языкового развития; воспитывать интерес к предмету. Внеклассные занятия с младшими школьниками важны и для осуществления преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами.
Новая программа по русскому языку обращает пристальное внимание учителя на все стороны языка. Большее значение придаётся словарной (лексической) работе. Программа рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане. Внеклассные занятия ориентируют ученика на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живёт слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая внеклассные занятия с уроками русского языка и чтения, обогатить знания детей о слове.
Внеклассные занятия раскрывают полнее значение русского языка в жизни народов нашей страны, о его богатстве, о самых дорогих словах. Мысль о богатстве и красоте русского слова, о необходимости бережного отношения к нему проводится на протяжении всех занятий.
Внеклассные занятия по русскому языку строятся на основе занимательности, которая способна возбудить у школьников непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний. Задания привлекают своей необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановке, без чего невозможно активное усвоение материала. Активная заинтересованность учеников может быть вызвана использованием различных видов внеклассных занятий, например: игры- соревнования, устные журналы, КВН-ы, олимпиады. Общим для всех видов внеклассных занятий является то, что в каждом из них ученики получают возможность решать посильные задачи, выполнять элементарные стилистические упражнения, проводить систематические наблюдения над языковыми фактами.
При проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющих более успешно осуществлять задачи воспитания школьников.
Внеклассная работа по русскому языку имеет большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника. Игра – эффективное средство закрепления и проверки знаний учащихся, полученных на уроках. Она помогает повысить интерес к урокам русского языка.
Факультативный курс «Веселая грамматика» для младших школьников разработан как дополнение к курсу русского языка в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:
1. Содействовать развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
2. Формировать творческие способности учащихся;
3. Усилить интерес учащихся к русскому языку.
Факультативный курс рассчитан на 35 учебных часов. Он проводится параллельно курсу русского языка и подготовлен с учётом программы и учебника по данному предмету (авторы Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова).
Устойчивый интерес к занятиям поддерживается тем, что проводится систематически. На занятиях должны возникать маленькие и доступные для понимания детей вопросы, загадки, создаваться атмосфера, возбуждающая активную мысль учащихся. Во всём новом должны быть элементы старого, известного детям. Только при условии установления связи нового со старым возможны проявления сообразительности и догадки. Занимательный материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями детей.
Особенностью факультативного курса являются занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. Атмосфера лёгкого юмора создаётся путём включения в ситуацию весёлых рассказов, заданий героев детских сказок, загадок, ребусов и кроссвордов, инсценировок, КВН-ов.
Внеклассная работа по русскому языку даёт возможность глубже понять роль русского языка в жизни. Разгадывание тайн превращения слов учит ребят самостоятельно преодолевать трудности. На факультативных занятиях по русскому языку работа ведётся в 3 направлениях:
1) Слово – единица устной и письменной речи, его значение;
2) Волшебные превращения слов и предложений;
3) Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Заканчивать занятия полезно в тот момент, когда дети готовы с увлечением повторять игру, отгадывать загадки, ребусы и т.д. Эти сохранившиеся желания служат «зарядом интереса» к последующим занятиям.
К концу факультативного курса учащиеся должны уметь :
- Вычленять слово из устной и письменной речи;
определять, к какой части речи оно относится;
- Составлять и правильно записывать предложения; определять виды предложения.
- Запомнить правописание словарных слов; употреблять их в речи и правильно записывать.
- Составлять небольшие рассказы по картинкам; писать мини-сочинения.
- Уметь разгадывать ребусы, кроссворды, шарады, мегаграммы и т.д.; подбирать синонимы и антонимы к словам; составлять загадки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Внеклассных занятий по русскому языку в 3 классе.
Повторение (4 часа)
Звуки и буквы. Гласные и согласные. Ударение. Слоги.
«Праздник Фонетики».
Синтаксис и пунктуация (5 часов)
Предложение. Главные члены и второстепенные. Подлежащее и сказуемое. Распространённое и нераспространённое предложение. Логическое ударение. Палиндромы.
Морфология и фонетика (26часа)
Состав слова (10 часов)
Основа и окончание. Корень, приставка, суффикс. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Разбор слова по составу. Правописание приставок и суффиксов. Приставка и предлог. Непроизносимые согласные. Чередование согласных. Беглые гласные. Сложные слова.
Части речи (14 часов)
Имя существительное (4 часа)
Лексическое значение слова. Основные грамматические признаки. Понятие о склонении. Существительные с твёрдой и мягкой основами.
Имя прилагательное (4 часа)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Понятие о склонении прилагательных. Родовые окончания прилагательных.
Глагол (6часов)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Время, число, лицо глаголов. Понятие о личных окончаниях
Местоимение (2 час)
Общее понятие о личных местоимениях.
Тематическое планирование
внеклассных занятий по русскому языку
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | Примечание | |
теоретические | практические | ||||
Повторение | 4часа | ||||
1 | Звуки и буквы. | 1час | 1час | ||
2 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1час | 1час | ||
3 | Слоги и ударение. | 1час | 1час | ||
4 | «Праздник фонетики» | 1час | 1час | ||
Синтаксис и пунктуация. | 5час | ||||
5 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 1час | 1час | ||
6 | Подлежащее и сказуемое. | 1час | 1час | ||
7 | Распространённое и нераспространённое предложение. | 1час | 1час | ||
8 | Логическое ударение. Палиндромы. | 2часа | 1час | 1час | |
Морфология и фонетика. | 26часов | ||||
Состав слова | 10 часов | ||||
9 | Основа и окончание | 1час | 1час | ||
10 | Корень, приставка, суффикс | 1час | 1час | ||
11 | Однокоренные слова и форма одного и ого же слова. | 1час | 1час | ||
12 | Разбор слова по составу. | 1час | 1час | ||
13 | Правописание приставок и суффиксов. | 1час | 1час | ||
14 | Приставка и предлог. | 1час | 1час | ||
15 | Непроизносимые согласные. | 1час | 1час | ||
16 | Чередование согласных. Беглые гласные. | 1час | 1час | ||
17 | Сложные слова. | 2часа | 1час | 1час | |
Части речи | 14часов | ||||
Имя существительное | 4часа | ||||
18 | Основные грамматические признаки | 2часа | 1час | 1час | |
19 | Понятие о склонении. | 1час | 1час | ||
20 | Существительные с твёрдой и мягкой основами. | 1час | 1час | ||
Имя прилагательное. | 4часа | ||||
21 | Основные грамматические признаки. | 1час | 1час | ||
22 | Понятие о склонении прилагательных. | 1час | 1час | ||
23 | Родовые окончания прилагательных. | 2часа | 1час | 1час | |
Глагол. | 6часов | ||||
24 | Основные грамматические признаки. | 2часа | 1час | 1час | |
25 | Время, число, лицо глаголов. | 2часа | 1час | 1час | |
26 | Понятие о личных окончаниях глаголов. | 2часа | 1час | 1час | |
Местоимение. | 2часа | ||||
27 | Общее понятие о личных местоимениях. | 2часа | 1час | 1час | |
Итого часов | 35 часов | 9часов | 26часов |
Литература:
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2класс. Изд.: Москва, ГИЦ «Владос», 2001 г.
- Поляков А.В. Превращения слов. Изд.: Москва, «Просвещение», 1991г.
- Попова Е., Нарушевич А. Тесты по русскому языку. Изд.: Москва, «АСТ-ПРЕСС», 2001г.
- Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Изд.: Москва, «Просвещение», 1971г.
- Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы. Изд.: Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.
- Журналы «Начальная школа".
Предварительный просмотр:
Занятие 1.
Цель занятия: Повторить различие гласных и согласных звуков и букв; определение слогов в слове; познакомить детей с буквенной загадкой – шарадой; развивать речь и обогащать словарный запас; повышать интерес к русскому языку.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Сообщение целей занятия.
- «Исполни песню»
Дети исполняют песню согласными и гласными звуками «В траве сидел кузнечик». Сравнение и вывод.
- Буквенные головоломки. Прочитай пословицу:
аДпЕоЛтУеВхРеЕчМаЯс
- Назовите согласные и гласные буквы, запишите пословицу в тетрадь. Определите, сколько слогов в каждом слове. Докажите.
5. «Кто быстрее?»
Дети придумывают и вписывают слова в таблицы:
М | С | К | ||||||||
М | С | К | ||||||||
М | С | К | ||||||||
М | С | К | ||||||||
М | С | К |
_На какой вопрос отвечают эти слова? Почему? Докажите.
6. «Что такое шарада?»
Шарада – это буквенная загадка, в которой зашифрованное слово делится на части (самостоятельные слова) и разгадывается по частям. Например:
Моё начало – буква алфавита, она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся и обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит, то сядет на цветок, то снова улетит.
Ш – МЕЛЬ - шмель
А) Три буквы – термин при игре, другие три – победный крик.
А целое ты встретишь во дворе, услышав вдруг собачий рык.
КОН -УРА
Б) Первое слово над чайником тает, второе – у папы растёт над губой. А целое – ветер морской надувает и в плаванье нас приглашает с тобой.
ПАР - УС
7. Игра «Наборщики».
- Составьте слова из слова ЯРМАРКА. Проверка. Составьте предложение с одним из слов и запишите. Найдите главные члены предложения.
8. Подведение итогов. Что нового узнали? Какое задание особенно понравилоь?
Занятие 2
Цель: Повторение темы «Ударение»; учить детей разгадывать шарады; познакомить с буквенной загадкой – метаграммой; развивать речь детей; активизировать и обогащать словарный запас.
Ход занятия.
- Организационный момент. Сообщение целей занятия.
- Разгадывание шарады:
Слог мой первый вдыхает охотно аромат тех цветов, что на клумбе растут, а второй – украшает животных, тех, которые жвачку спокойно жуют. Если буквой скрепить оба слога, то получится просто, поверь, тут и думать не следует много, - африканский огромнейший зверь.
НОС – О - РОГ
- Сколько в слове слогов? Докажите.
- Это слово сложное. Кто сможет догадаться, почему?
- Поставьте ударение. Какой гласный ударный? Какие остальные гласные?
3. Прочитайте пословицу.
ГтДаЕмСиМпЕоЛбОеСдТаЬ.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Чему она учит?
- Поставьте ударение в словах.
- Разделите слово победа для переноса.
4. Метаграмма.
- Кто из вас знает, что обозначает это слово? Кто его слышал?
Метаграмма – это буквенная загадка. В зашифрованном слове нужно поочерёдно одну букву заменять указанными в тексте. Значение слова каждый раз будет меняться. Например:
Когда я с «Д», меня сорвут,
Когда я с «Т», на мне плывут. ( ПЛОД – ПЛОТ)
А) С буквы «Ч» я начинаюсь, мелкой рыбкой я питаюсь.
Букву «Ч» на «М» заменишь, на себя меня наденешь. (ЧАЙКА-МАЙКА)
- Запишите слова, разделяя для переноса. Поставьте ударение.
Б) Меня ты не напрасно ценишь – тебя насытить я могу,
Но если «У» на «Е» ты сменишь, я по деревьям побегу. (БУЛКА-БЕЛКА)
- Сделайте звуко-буквенный анализ слова БЕЛКА.
5. Игра «Наборщики».
-Составьте как можно больше слов из слова ТЕЛЕВИЗОР. Поставьте в словах ударение.
- Составьте из одного слова предложение. Найдите главные члены предложения. Дайте характеристику предложению. (Какое оно по цели высказывания и по интонации).
6. Итог занятия. Что вам понравилось? Что было трудного? С чем вы справились легко?
Занятие 3
Цели: Повторить знания о согласных звуках и буквах; умение выполнять звуко-буквенный анализ слова; различать согласные по твёрдости и мягкости; обогащать словарный запас детей и развивать речь.
Ход занятия.
- Организационный момент. Повторение пройденного. Метаграмма.
На мне качаясь, птичка весела и чувствует она себя прекрасно.
Но только с «В» для птички я мила, а с буквой «С» я для неё опасна.
ВЕТКА -СЕТКА
- Запишите отгадку. Подчеркните все согласные буквы.
- Какие звуки они обозначают? Твёрдые или мягкие?
2. Новый материал: «Анаграмма».
Анаграмма – перестановка букв в слове для образования нового слова. Например: Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь, но буквы переставь мои, и целый лес ты мною свалишь. ЛИПА- ПИЛА.
- Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните мягкие согласные звуки. Как они обозначаются на письме?
А) Воздух в шины я вдуваю, жизнь несу я колесу, Если слоги мы смешаем – буду деревом в лесу. НАСОС – СОСНА.
- Запишите слова. Какие согласные в этих словах: твёрдые или мягкие? Докажите. Поставьте ударение.
Б) Задачу ты решишь свободно: я небольшая часть лица. Но если ты прочтёшь меня с конца, во мне увидеть можешь что угодно. НОС – СОН.
- Какие согласные звуки в этих словах? Сколько в них слогов? Почему?
- Составьте предложение с одним из слов. Запишите. Найдите главные члены предложения.
3. Игра «Наборщики».
Составьте как можно больше слов из слова МАСЛЕНИЦА.
4. Собери пословицу.
Своя ноша дитя без глазу
Каждая курица не тянет
У семи нянек свой насест хвалит
- Объясните смысл пословиц. На какую пословицу похожа пословица: Каждый кулик своё болото хвалит.?
5. Игра «Вставь слог».
Например: НОЧ … ЕНДА (ЛЕГ)
ЖЕМ … УН (ЧУГ) МАС … МОРС (ТЕР) РЫ … ТЮРН (НОК) Запишите слова, разделяя для переноса. Подчеркните твёрдые согласные одной чертой, а мягкие – двумя чертами.
6. Подведение итогов. Что вам понравилось? Какое настроение было на занятии? Как оцените свою работу?
Занятие 4. «Праздник Фонетики»
Цели занятия: Углубить и закрепить знания по фонетике; развивать фонематический слух; совершенствовать навыки постановки ударения; отрабатывать правильное литературное произношение.
Ход праздника.
- Прослушивание заранее записанных звуков: льётся вода, звенит колокольчик, тикают часы, птичьи голоса, плач ребёнка, музыкальный отрывок из «Времён года» П.И. Чайковского.
- Назовите услышанные звуки.
Сообщается цель праздника.
- Стих. С.Ефремова «Звук».
Он бывает тихим, громким, а ещё глухим и звонким. Может быстро проскочить, а захочет – будет жить До тех пор, пока звонок не отмерит ему срок. Он везде всегда дрожит и по воздуху бежит. Рот ему, как дом родной, из него летит волной. Любит с эхом подразниться, в барабане схорониться. Если где услышим стук, значит, к нам добрался … звук.
- Учитель читает высказывание К.Г. Паустовского о родном языке: «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд.» Произнесите скороговорки, чётко проговаривая согласные звуки.
ВСЕ БОБРУ ДОБРЫ ДО СВОИХ БОБРЯТ.
ВОДОВОЗ ВЁЗ ВОДУ ИЗ ВОДОПРОВОДА.
ТРИ ДРОВОРУБА НА ТРЁХ ДВОРАХ ДРОВА РУБЯТ.
- Какие звуки чаще слышатся в словах? Дайте характеристику звукам.
4. «Гласные – реки, а согласные – её берега». К.С. Станиславский.
«Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова». М.Горький.
Воздух рвёт преграды, шум получается. Голоса нет совсем, но звук прорывается. Как называется звук такой? Это согласный глухой. Воздух свободно идёт через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос зовёт. Звук получается … Гласный.
Фонетические диалоги:
- Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?
(ГЛ.) – Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!
(СОГЛ.) – Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
(ГЛ.) – А вот и получится. Например, М.
(СОГЛ.) – Разве только м, а больше ничего?
(ГЛ.) – И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
(СОГЛ.) – Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хоть бы название науки, которая нас с вами изучает.
(ГЛ.) – о, э, и, а
(СОГЛ.) – Вот видите! А если мы скажем ф,н,т,к, так всякий догадается, что это фонетика.
(ГЛ.) – Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте произнести без нас такие слова: окно, ёлка, если.
(СОГЛ.) – кн, лк, сл.
- А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные?
Дружат гласные с согласной, составляя вместе слог:
МА и ША (Запомни, МАША!) к нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом, получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА, СО и ВА, читай СОВА.
Сколько в слове гласных столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
5.Игра «Один звук, марш!»
А) Из каждого слова «выньте» по одному звуку, чтобы получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: ГОРСТЬ – ГОСТЬ.
ВСЛАСТЬ, КРАСКА, СКЛОН, ПОЛК, ТЕПЛО, БЕДА, ЭКРАН.
Б) А теперь, наоборот, добавьте к каждому один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: РОЗА – ГРОЗА.
СТОЛ, ЛАПА, ШАР, РУБКА, КЛАД, УКУС, УСЫ, ДАР.
6.Фонетические загадки:
А) ПУЛЬКА или ПОНЧИК? Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв).
Б) КРОЛИК или ПЯТАЧОК? Кто из них гадал на ромашке: «Любит – не любит, плюнет, поцелует»? (В имени – все согласные звуки глухие.)
7.Фонетические головоломки:
А) Я - травянистое растение с цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (ИРИС)
Б) Я – сборник карт: от ударения зависят два моих значения. Хочу – преображусь в название блестящей, шелковистой ткани. (АТЛАС)
Ударный слог, ударный слог, он назван так недаром, Эй, невидимка-молоток, отметь его ударом! И молоток стучит, стучит, и чётко речь моя звучит. Шутник он, неведимка-молоток, ТУК!- и ударил в безударный слог… … И сразу же исчез огромный замок и появился маленький замок… Послушай, молоток, не путай слоги, опять, озорничая, не солги! Мы в слове слог ударный найдём э-ле-мен-тар-но! А когда его найдём, громче всех произнесём!
Два правила ударения:
Ошибка в ударении граничит с преступлением. Пускай запомнит это млад и стар. Ни молодым, ни старым нельзя одним ударом Не то, что нужно ставить под удар.
Возил не шофер, а шофёр, не фарфор, а фарфор, Был оглашён не приговор – судебный приговор. Строгал не столяр, а столяр, но доску – не доску, И слушал в одиночестве не «ТОСКУ», а тоску.
8. Игра «Думай, думай, думай!»
А) Я приношу с собою боль, в лице большое искажение, А «Ф» на «П» заменишь коль, то превращаюсь в знак сложения. (Флюс – плюс).
Б) С буквой «Л» - в игре в футбол часто слышим слово… С «Д» уж в слове смысл не тот – мерой стало – просто - … (ГОЛ – ГОД).
9. Итог занятия.
- Закончит наш праздник хочется словами К.Г. Паустовского:
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».
Занятие 5.
Цели занятия: Закрепить знания о предложении; умение находить главные члены предложения; развивать речь; обогащать и активизировать словарный запас детей.
Ход занятия.
1 Организационный момент.
2 Сообщение целей занятия.
3 Прочитайте пословицу:
ДуРзУнГаВеБтЕсДяЕ
- Объясните смысл.
4 Запись под диктовку:
До первого дождя.
Татьяна и Маша – подружки. Однажды девочки шли в школу. Вдруг начался дождь. Маша была в плаще. Таня – в одном платье. Таня попросила Машу снять плащ. Они бы вместе им накрылись. Но Маша побоялась промокнуть.
Удивилась учительница. Шли девочки вместе. У Маши платье сухое, а у Танюши мокрое. Их дружба до первого дождя.
- Посчитайте, сколько здесь предложений. Докажите.
- Подчеркните главные члены предложения во 2 и в 10 предложениях. Докажите.
- Сделайте звуко-буквенный анализ слова ПЛАТЬЕ.
5 Отгадывание загадок:
Чуть дрожит на ветерке лента на просторе, Узкий кончик в роднике, а широкий в море. (РЕКА)
Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, Здесь осоки, кочки, мхи… нет опоры для ноги… (БОЛОТО)
В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А как наскучит ей летать на землю падает опять. (ВОДА)
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём. (РОСА)
- Запишите отгадки. Найдите орфограммы. Подберите проверочные слова. Какое слово нельзя проверить?
6 Итог занятия. Что вам понравилось? Что показалось трудным?
Занятие 6
Цели занятия: Познакомить детей с новой формой загадок – чайнвордом; закреплять умение находить главные члены предложения; развивать речь детей; обогащать словарный запас.
Ход занятия.
1 Организационный момент. Сообщение целей занятия.
2 Отгадывание загадок:
Ветви белой краской разукрашу, брошу серебро на крышу вашу. Тёплые весной придут ветра и меня прогонят со двора. (ЗИМА)
Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт – в лесу подснежник расцветёт. (ВЕСНА)
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (ОСЕНЬ)
- Запишите отгадки. Подберите к ним проверочные слова.
- Выполните звуко-буквенный анализ слова ОСЕНЬ.
3 Чайнворд – в переводе с английского обозначает цепь слов. Слова следуют одно за другим, последняя буква является началом другого слова. В клеточки вписываются названия картинок или данные определения.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | ||||
11 | 10 | 9 | 8 | 7 |
12 | ||||
13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | ||||
23 | 22 | 21 | 20 | 19 |
24 | ||||
25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | ||||
35 | 34 | 33 | 32 | 31 |
- Заполни цепочку слов: 1-5 – масло, 3-7 – слово, 5-9 – овощи, 9-12 – игра, 11-14 – рано, 13-16 – ночь, 13-17- ночью, 17-20 – юбка, 19-22 – каша, 21-24 – шарф, 24-29 – фиалка, 28-35 – картошка.
- Составьте предложение со словом НОЧЬЮ, запишите его. Подчеркните главные члены предложения.
4 Игра «Наоборот».
Нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру наоборот. Скажу я слово высоко, а ты ответишь … низко, Скажу я слово далеко, а ты ответишь … близко. Скажу я слово потолок, а ты ответишь … пол, Скажу я слово потерял, а скажешь ты … нашёл. Скажу я слово трус, ответишь ты …храбрец, Теперь начало я скажу, а ты скажи … конец.
- Как называются слова противоположного значения?
- Подбери антонимы к словам:
Запрещать чинить
Отсутствовать разрешать
Лёгкая присутствовать
Румяный тяжёлая
Ломать бледный
- Определите, к каким частям речи относятся данные слова.
6 «Вставь слог»
ОБЫ …(ЧАЙ)…КА ПШЕ …(НО)…ЧЬ КУ …(КЛА)…РНЕТ СТА…(КАН)…ДИДАТ
- Составьте с одним из слов предложение. Найдите главные члены предложения.
7 Итог занятия. Что нового узнали? Что понравилось? Что показалось трудным?
Занятие 7
Цель занятия: Дать понятие «Фразеологический оборот»; повышать интерес к русскому языку; обогащать и активизировать словарный запас детей; развивать речь.
Ход занятия.
1 Организационный момент.
2 «Пословицы шутят» Найдите ошибку в пословицах.
Два сапога – тара. Ус хорошо, а два – лучше. Один в золе не воин. Трус своей лени боится.
- Объясните смысл пословиц.
3 Игра «Кто быстрее?»
К | ||||||
О | ||||||
Л | ||||||
О | ||||||
Б | ||||||
О | ||||||
К |
- Нужно составить слова.
- Определите род существительных. Составьте с одним из слов предложение. Найдите основу, выпишите словосочетания.
4 Фразеологизмы.
- Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Они делают нашу речь более образной, эмоциональной и колоритной. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому их часто можно заменить одним словом, например: бить баклуши – бездельничать, зарубить на носу – запомнить, очки втирать – обманывать.
А) Рука об руку - …, из рук вон плохо - …, сбыть с рук - …, мастер на все руки - …, сидеть сложа руки - … .
- Какое слово часто встречается? Замените фразеологизмы одним словом.
Б) … нитками сшито - … (непрочно)
Среди … дня - … (нагло)
Сказка про … бычка - … (повторяешься)
Чёрным по … написано - … (доступно)
- Догадайтесь, какое слово подойдёт ко всем фразеологическим оборотам? Замените их одним словом.
5 Игра «Фразеологический зверинец».
Голоден как …, хитёр как …, труслив как …, изворотлив как …, надут как …, нем как …, упрям как …, болтлив как …, колючий как … .
- определите род существительных.
6 Итог занятия.
- Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Какое настроение в конце занятия?
Занятие 8
Цели занятия: Продолжить работу над фразеологическими оборотами; обогащать и активизировать словарный запас детей; воспитывать интерес к русскому языку.
Ход занятия.
1 Организационный момент.
2 Замените одним словом:
- Собачья жизнь - …, собака на сене - …, вот где собака зарыта - …, как кошка с собакой - …
- Какое слово повторяется?
3 Игра «Что это?»
А) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело?
Б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают; не бельё, а их развешивают.
В) Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
- Определите род и число существительных. Составьте с ними предложения.
- Какие это предложения? Дайте характеристику.
4 Составьте пары слов- антонимов:
Обвинение Замедление
Деление Повышение
Понижение Отсутствие
Вычитание Оправдание
Ускорение Сложение
Присутствие Согласие
5 Определите правильную последовательность строк в четверостишии.
На полянке у тропинки
С бугорка ручей бежит
Пробиваются травинки
А под ёлкой снег лежит.
- Найдите основы предложений.
- Фонетический разбор слова «Ёлкой»
6 Найдите в предложении лишнее слово:
Во дворе бегал маленький щенок.
Вася поймал в воде ерша и карася.
7 Итог занятия.
Занятие 9
Цель занятия: Учить детей различать пословицу и поговорку; употреблять в речи фразеологизмы; обогащать и активизировать словарный запас; повышать интерес к русскому языку.
Ход занятия.
1 Организационный момент.
2 Игра «Четвёртый лишний».
- В каждой группе пословиц найдите пословицу, которая не подходит к остальным по смыслу. Докажите.
А) У семи нянек дитя без глазу.
Семеро одну соломинку поднимают.
Дело всех - ничьё дело.
Где все стригут – там овцы голы.
Б) Не учи собаку лаять.
Скажи курице – она всей улице.
Яйца курицу не учат.
Не учи плавать щуку, щука знает свою науку.
3 Составьте из данных слов пословицу или поговорку.
А) Терпеть, быть, казак, атаман.
Б) Глаз, бревно, сучок, замечать, видеть, чужой, свой.
В) Семь, дитя, глаз, няньки.
- Чем отличается пословица от поговорки?
4 «Ни пуха, ни пера!»
- Определите, где выражение «ни пуха, ни пера» употреблено в переносном смысле. Объясните смысл.
Рано утром мама – квочка в класс отправила сыночка.
Говорила: « Не дерись, не дразнись, не петушись.
Поспеши, уже пора! Ну, ни пуха, ни пера!»
Через час, едва живой, петушок идёт домой.
Он со школьного двора ковыляет еле-еле,
А на нём и в самом деле нет ни пуха, ни пера!
5 Укажите части речи:
Бабка Дарья холст чернила. Внучка пролила чернила.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
- Найдите основу предложения. Дайте характеристику.
6 Запишите, какое слово получится, если прочесть его от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы.
ЛОГ - …, КУЛЬ - …, ПАРК - … .
7 Составьте пары слов – синонимов.
Жалоба Властелин
Повелитель Тревога
Биография Сетование
Волнение Жизнеописание
Автономия Самоуправление
- Найдите в каждом слове окончание. Что такое окончание? Для чего оно служит?
8 Итог занятия.
Занятие 10
Цель занятия: Провести соревнование в виде игры – КВН; проверить полученные знания; повысить интерес к изучению русского языка.
Ход занятия.
1 Оформление. Вывешены плакаты:
«Учите русский – годы к ряду, с душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, и та награда – в нём самом». Сабир Абдулла.
«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». А.И.Куприн.
2 Вступление.
- Язык на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен людям всего мира.
3 Приветствие команд (участвуют 3 команды).
- Мы весёлые ребята, и не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами в КВН будем играть.
- Мы отвечаем дружно, и здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба владычицей побед.
- И пусть острей кипит борьба, сильней соревнование,
Успех решает не судьба, а только наши знания.
- И соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней, и наша дружба крепнет с ней.
4 Все участники поют песню о ВКН (на мелодию песни «Улыбка» композитора В.Шаинского).
Любит КВН наш дружный класс, и объявит заседание сейчас. Вот болельщики, а вот жюри. Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой провести удачный бой, чтоб находчивость и знания проверить. Ты велик, родной язык, ты богат, родной язык, ты наш друг, И в это все мы будем верить.
5 Команды приветствуют жюри и вручают им свои эмблемы.
- Вам и слава, и почёт! Все мы любим точный счёт.
6 Болельщики приветствуют команды.
- За команды мы «болеем» и помочь друзьям сумеем!
7 Разминка «Угадай название нашей команды».
1) Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.
2) Название нашей команды обозначает название действий предмета, Отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? В предложении бывает сказуемым.
3) Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопрос КАКОЙ?, в предложении бывает второстепенным членом.
8 Ведущий обращается к болельщикам:
- Какое название имеет каждая команда? Какие ещё части речи вы знаете? Какая часть речи не изменяется?
9 Домашнее задание. (Капитан каждой команды читает сочинение, написанное на грамматическое правило, и передаёт его жюри).
10 Конкурс капитанов. Задание: Определить части речи выделенных слов.
- Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
- Снежное покрывало всё поле покрывало.
- Ведро дало течь, и вода стала течь.
11 Конкурс болельщиков. Задание: отгадать загадку и определить часть речи.
- Стоит дом, Кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (Школа)
- Белый зайчик прыгает по черному полю. Слёзы проливает. Дети их читают и стирают. (Мел)
- Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (Дверь)
12 Конкурс команд «Слово – змейка».
Командам предлагается за 1-2 мин. Записать слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, н-р: адрес, салют,…
13 Конкурс болельщиков «Учимся писать стихи».
- По опорным словам сочинить четверостишие: щенка – пока, помогите – найдите.
(У меня есть 3 щенка, кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите, клички для щенков найдите.)
14 Конкурс капитанов «Вспомни правило и докажи примером».
- За 1-2 мин. Написать слова на изученные правила, доказать примером.
15 Конкурс команд. Задание: раскрыть смысл крылатых выражений.
- Рукой подать -…, В час по чайной ложке -…, морочишь голову - …, во весь дух - …, склонять по падежам - …, засучив рукава - …, спустя рукава - …, прикусить язык - …, ни пуха, ни пера - …
16 Музыкальная пауза (пока жюри подсчитывает очки).
17 Конкурс капитанов. Задание: раскрыть скобки в предложениях.
- Язык (до) Киева (до) ведёт.
- Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт.
- (с) горы (с) бежал поток проворный.
18 Конкурс болельщиков. Задание: отгадать слова.
- Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. (РАСПИСКА)
- Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба. (ЗАВЯЗКА)
19 Конкурс для команд. «Можем мы диктант писать на 4 и на 5».
- Каждый участник команды пишет по 2 слова и передаёт следующему. В конце проверяют вместе и сдают жюри.
ТЕКСТ: Русский язык.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.
Торжественно мы произносим слова: Родина, мама, мир.
Русский язык помогает нам дружить.
20 Конкурс болельщиков. Задание: найти слова, которые спрятались.
- Хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.
21 Жюри объявляет счет. Подводятся итоги.
22 Участники читают стихи:
- Грамматика, грамматика – наука очень строгая! Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я. Она трудна, но без неё плохое было бы житьё! Не составить телеграмму и открытку не отправить, Даже собственную маму с днём рожденья не поздравить! Отправляя поздравленья, помни правила склоненья. Род, число и падежи крепко в памяти держи! А приставки и частицы – вроде хитреньких зверьков! Им охота порезвиться, обмануть учеников! Люблю тебя, грамматика! Ты умная и строгая. Тебя, моя грамматика, осилю понемногу я!
Занятие 11.
Цель занятия: Совершенствовать навыки написания предлогов и приставок; обогащать и активизировать словарный запас детей; воспитывать интерес к русскому языку.
Ход занятия.
1 Организационный момент. Блиц «Автомобильный». Определите род существительного.
- Водитель машины. Шофёр.
- Передвижение на машине или лошади. Езда.
- Рабочее место водителя автомобиля. Кабина.
- Предприятие, выпускающее машины. Автозавод.
- Баранка, но не к чаю, а в руках шофёра. Руль.
- Баня для автомобилей. Мойка.
- Двухместный двухколёсный велосипед. Тандем.
- Тот, кто двигается медленно. Тихоход.
- Запишите слова автозавод и тихоход. Кто догадается, какие это слова? Разберите их по составу. Это сложные слова. Кто догадается, почему?
- Какое новое слово вы узнали?
2 Заполни таблицу:
Набор букв в скобках | ||
Предлог | Приставка | |
1 (На) стенный календарь | ||
2 Фотография (на) стене | ||
3 Сбежать (с) горы | ||
4 (В) нести рюкзак | ||
5 (Под) прыгнуть высоко | ||
6 (Об) радовать успехами | ||
7 Задержаться (в) классе | ||
8 Отчалить (от) берега | ||
9 (С) тянул с верёвки |
- Докажите свой выбор.
3 Запишите предложения под диктовку:
- Косили раз косцы у леса. Все ушли на обед. Я остался с собакой Жучкой. Мы валялись в траве. Что-то холодное проползло по руке. Это была гадюка. Она вылезла из сухой травы. Жучка кинулась на змею. Через минуту клочки гадюки лежали на земле.
- Найдите в тексте предлоги. Как пишутся предлоги со словами?
- Разберите по составу слова вылезла, проползло.
4 Игра: «Буквы потерялись»
- Отгадайте названия деревьев, из выделенных букв составьте ключевое слово: название места, где эти деревья можно встретить.
Л | С | А | Л |
Б | З | Л | Н |
Л |
(Лесопарк)
- Какое это слово? Разберите его по составу. Сколько в нём корней?
5 Итог занятия.
- Что особенно понравилось? Что узнали нового? Какие задания вызвали затруднения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"
занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....
Внеклассное занятие по русскому языку Тема: «Богатство русского языка».
Внеклассное занятие по русскому языку...
Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».
Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...
Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»
В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....
Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс, "Знатоки русского языка"
Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка" позволяет повторить изученное в 1 и 2 классах.В занятия включенны следующие темы: «Разбор слова по составу», «Антонимы», «Синон...
Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе"Зимушка - зима в русском языке"
В занятии используются загадки, кроссворды на зимнюю тему содержашие изученные орфограммы...
Внеклассное занятие по русскому языку Игра "Путешествие в Грамотейкино" для учащихся 1-2 классов в рамках интеллектуального марафона по русскому языку.
Внеклассное занятие по русскому языку .Игра "Путешествие в "Грамотейкино" для учащихся 1-2 классов в рамках интеллектуального марафона по русскому языку....