Рабочая программа по труду
рабочая программа (технология, 3 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» 3 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Трудовое обучение. 1-4 классы» автор Т.М. Геронимус «Я всё умею делать сам». Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возвратных особенностей младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_raboch.progr_.po_trudu_3_kl.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» 3 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Трудовое обучение. 1-4 классы» автор Т.М. Геронимус «Я всё умею делать сам». Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возвратных особенностей младших школьников.
В федеральном базисном учебном плане на изучение трудового обучения отводится 2 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 68 часов.
Данный учебный предмет реализует следующие цели:
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
- умение выделять признаки и свойства предмета;
- умение высказывать суждения на основе сравнения качеств предметов;
- практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи обучения:
- учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
- учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов и ряда их свойств;
- учить распознавать способы соединения деталей и их размеров;
- самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий;
- учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки.
Данная программа изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и призвана сформировать у школьника умение самостоятельно ориентироваться в любом задании. Учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира, в котором школьнику отводится активная роль преобразователя.
На уроках в 3 классе расширяются и систематизируются знания об аппликационных технологиях, осваиваются новые операции: расплетывание соломенных трубочек в ленточку; изготавливаются планшеты, дается понятие канта и окантовки. Обучающиеся знакомятся с разметкой прямоугольника в 4 шага и экономной разметкой круга циркулем, изготовляют из прямоугольников ажурные игрушки и т.д. проводят опыты и лабораторные работы с ватой, с поролоном и синтипоном. Через них знакомятся с их свойствами.
Обучающиеся учатся работать в бригадах с целью научится работать дружно и согласованно. Работают со спилами, пробкой, проволокой, шишками, приобретают навыки работы с шилом, буравчиком, изучают правила безопасной работы с ними.
Особое место отводится работе с полуфабрикатами, изготовлению необычных упаковок. Расширяется кругозор обучающихся, они осваивают новые инструменты - пилы, лобзики, знакомятся с новыми понятиями, учатся изготавливать упаковки для игрушек, рассчитывают их размеры.
Уделяется большое внимание практической деятельности по освоению текстильных материалов и лабораторным работам по сравнению их свойств. По изготовлению изделий из ткани введены операции по склеиванию деталей полиэтиленом.
Учебным планом отводятся часы на сборку моделей и макетов из бумаги. Однако экономическое состояние общества, материальное положение семей обучающихся вынуждает организовывать труд детей на уроках с применением главным образом тех материалов, которые родители в состоянии приобрести. В связи с этим часы по сборке моделей и макетов из деталей конструктора приходится заменить домашним трудом, где обучающиеся знакомятся с современной бытовой техникой, используемой в домашних условиях.
Обобщением и итогом проверки умений и навыков, обучающихся в овладении основными технологическими приемами, являются уроки по изготовлению творческих проектов. Здесь обучающиеся показывают все, чему они научились.
Основные содержательные линии «Трудового обучения» определены стандартом начального образования и представлены в примерной программе 5 разделами: «Учимся размышлять», «Готовимся к практической работе», «Учимся выполнять новые операции», «За год мы узнали новые слова».
Первый раздел «Учимся размышлять», определяет содержание и характер совместной работы учителя и обучающегося по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.
Третий и четвертый разделы «Учимся выполнять новые операции» и у нас получаются красивые изделия, определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.
Последний раздел программы «За год мы узнали новые слова», является своеобразным справочником - контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу, т. е. обучающемуся мы задаем вопросы в форме: «Как называется этот инструмент? Не можешь ли сказать, почему? Что им делают, какие у него есть «родственники»?»
Содержание программы
3 класс (68 ч)
Учимся размышлять
1. Принимаем участие в коллективном обсуждении конструкции, рассматривая образец изделия в сборе.
Сравниваем технический рисунок и эскиз развертки с образцом изделия, различаем на графических изображениях линии контура, разреза внутри контура, линии сгиба, размерные и выносные.
Самостоятельно подсчитываем габаритные размеры по имеющимся частным, определяем величину необходимой заготовки. Ищем зависимость размеров конусообразной детали от величины части используемого круга.
2. Коллективно обсуждаем технологию изготовления изделия, обосновывая выбор и чередование операций, заменяем трудоемкие операции на более простые без ущерба для качества работы.
3. Перечисляя необходимый инструментарий, выделяем правила безопасной работы, требующие их соблюдения на конкретном уроке.
Различаем рабочие части у инструментов: грифель у карандаша, тонкая грань у фальцовки, грань со шкалой у линейки, полотно с режущим краем у ножа и ножниц, острие у иглы и булавки, щетинка у кисточки, игла у шила.
Обосновываем план оснащения рабочего места.
4. Осознанно выбираем для изготовления изделий материалы: коробочный, переплетный и цветной картон, коленкор, ледерин, цветная бумага для аппликаций, глянцевая календарная бумага, бархатная бумага.
Белая, набивная и гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, тесьма «вьюнок», катушечные нитки № 40 и, 50, мулине.
Силикатный клей, ПВА, резина, полимерная пленка, природные минеральные материалы: ракушки, скорлупа яиц.
- Исследуем изменения линейных размеров и прочности бумаги при намокании.
- Устанавливаем основные технологические этапы изготовления бумаги в промышленности.
Готовимся к практической работе
- Самостоятельно размещаем на рабочем месте в нужном порядке с соблюдением правил хранения колющие и режущие инструменты. Проверяем их исправность.
- В зависимости от используемого материала оборудуем места санитарно-гигиеническим инвентарем и приспособлениями.
- Читаем графическую и словесную инструкционную карту, проверяем соответствие размеров заготовки габаритным размерам деталей на эскизе.
Учимся выполнять новые операции
Вырезаем по разметке ножом окно в картонной заготовке.
Прокалываем картон шилом.
Выполняем рицовку на картоне.
Окантовываем картон бумажными полосами.
Склеиваем дугообразный край сектора в «фунтик».
Наклеиваем разглаженные соломинки встык на кальку.
Пришиваем пуговицы в прокол.
Пришиваем швом через край тесьму и сутаж.
Окрашиваем ткань гуашевой краской по трафарету.
Вышиваем тамбурным швом.
Наматываем нитяной кокон на резиновую основу.
Плетем плоские и объемные изделия из одиночных бумажных полос.
Окрашиваем бумагу набрызгом.
Наклеиваем мельчайшие кусочки лоскутной мозаики (прищипываем)
У нас получаются красивые изделия
I. Хозяйственные принадлежности
- Грелка на чайник.
- Папочка для кулинарных рецептов.
- Игольница - сердечко.
П. Для оборудования рабочего места
- Складная коробка-матрешка.
- Цветок-булавочница из рассеченных кругов.
III. Игрушки для себя и друзей
1. Ежик из рассеченных бумажных кругов.
2. Объемные игрушки из природных материалов, соединенных клеем и шпильками.
- Колобок из помпона.
- Картонная елка с хороводом фигурок (друзья на празднике).
IV. Сувениры
1. Прорезная закладка.
2. Бумажные аппликации (выпуклая из «фунтиков» и прищипанная мозаика).
3. Мартишоры («букет цветов» из кругов).
- Пасхальные сувениры из скорлупы (вся поверхность покрыта выпуклыми бумажными цветами).
- Аппликация из дробленой яичной скорлупы на цветочном горшочке.
- Настенные панно из засушенных листьев, цветов и соцветий, разглаженной соломки.
7. Закладка из искусственной кожи «цветочек».
V. Все для праздника
1. Оборудование праздничного стола: настольные цилиндрические куклы-салфетницы из картона и бумаги, декоративное украшение «веселые струйки», картонный поднос, украшенный мраморной бумагой и блестками, фигурки из бумажных салфеток (сдвоенный конус, пальмовый лист).
- Елочные украшения: цилиндрические игрушки (фонтанчик), конусообразные (колокольчик), ажурные (бумажный фонарик и гирлянда, нитяной кокон), плоские подвески (жар-птица, зимнее солнышко).
- Детали карнавального костюма: полумаска с кружевами, гвоздика из крепированной бумаги, ажурный кожаный пояс.
За год мы узнали новые слова
Овал, сектор, дуга, технический рисунок, развертка.
Окантовка, прищипывание, петельный шов.
Туесок, планшет, покровный материал, сторонка, корешок, отстав, шлиц, кокон.
Лекало, пяльца, напальчник.
Сутаж, копировальная бумага, тесьма
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе
В процессе освоения предметного содержания трудового обучения у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила планирования и организации труда;
- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять правила безопасности труда;
- правильно использовать инструменты и приспособления в работе;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- контролировать правильность выполнения работы.
Тематический план учебного курса
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Изделия из бумаги | 17 |
2 | Комплексные работы | 21 |
3 | Изделия из пластичных материалов | 7 |
4 | Изделия из ткани | 13 |
5 | Практика работы на компьютере | 10 |
Итого | 68 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | дата | тема | характеристика деятельности учащихся | Страницы учебника |
I триместр |
03.09.12 | Беседа об истории бумаги. |
05.09.12 | Оригами. Модульное конструирование. Звездочка. | Учиться разрезать бумагу по прямой воображаем ой линии сгибать готовый квадрат пополам, совмещая углы и стороны. Формировать квадрат. Сгибать стороны к центральной линии. Складывать модели пополам. Корректировать модели ножницами. Учиться самостоятельно делать квадрат, работать с инструкционными картами. |
10.09.12 | Оригами. Модульное конструирование. Звездочка. |
12.09.12 | Оригами. Модульное конструирование. Объемные фигуры. |
17.09.12 | Оригами. Складываем из прямоугольника. Закладки. |
19.09.12 | Оригами. Соединение объемных модулей. Фонарик. |
24.09.12 | Оригами. Модульное конструирование. Золотая рыбка. |
26.09.12 | Оригами. Складывание модулей. Коллективное панно. |
01.10.12 | Оригами. Старинные японские изделия. Сундучок санбо. |
03.10.12 | Беседа об истории глиняной игрушки. |
08.10.12 | Расписной пластилин. Барыня. | Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приёмы работы с пластилином. |
10.10.12 | Расписной пластилин. Собачка. |
15.10.12 | Расписной пластилин. Курочка. |
17.10.12 | Художественная аппликация. Торцевание. Животные. | -Знать понятие «аппликация» -Уметь соблюдать ТБ при работе с ножницами и клеем. -Знать технологию работы. -Уметь составлять аппликацию по образцу. |
22.10.12 | Художественная аппликация. Торцевание. Животные. |
24.10.12 | Художественная аппликация. Торцевание. Животные. |
29.10.12 | Нитяная графика. Натяжение нитей через сквозные отверстия. | Изучить основные этапы выполнения работы. Развивать умение создавать узор, используя иглу и нить, как средство изображения. Овладеть основными приёмами вышивки на картоне или другой твёрдой поверхности; |
31.10.12 | Нитяная графика. Натяжение нитей через сквозные отверстия. |
12.11.12 | Изготовление наряда для баночки | -Знать выразительные возможности пластилина -Уметь выполнять композиции в технике аппликация |
14.11.12 | Бумажный туннель | -Знать очередность операций при изготовлении работы, правила использования макетного ножа -Уметь размечать круглое окно циркулем, определять радиус по месту, надрезать заготовку макетным ножом по окружности, вырезать круглое окно ножницами |
19.11.12 | Поздравительная газета | -Знать выразительные возможности бумаги -Уметь выполнять композиции в технике оригами |
21.11.12 | Поздравительная открытка «Любимой бабушке» |
26.11.12 | Радужные бабочки | -Знать выразительные возможности пластилина -Уметь выполнять композиции в технике аппликация -Уметь производить подготовку однородной массы, формообразование деталей изделия, соединять детали, «в надрез», пластическое преобразования целой заготовки в изделие |
28.11.12 | Друзья на празднике | -Уметь лепить силуэты людей -Знать понятия «мужской образ», «женский образ» -Умет выполнять творческую работу -Уметь выбирать материал для творческой работы -Уметь изображать мужской и женский образ |
II триместр |
03.12.12 | Елочная подвеска «Колокольчик» | Использовать правила разметки циркулем. Учиться приемам склеивания конуса. |
05.12.12 | Елочная подвеска «Жар - птица» | Знать и использовать приемы разметки по линейке и угольнику. |
10.12.12 | Ажурный фонарик | Знать и использовать приемы прорезания ножницами. |
12.12.12 | Ажурная гирлянда |
17.12.12 | Елочная подвеска «Зимнее солнышко». | Учиться использовать прием фигурного обтягивания круга нитью по зубчатому краю. |
19.12.12 | Елочная подвеска «Зимнее солнышко». |
24.12.12 | «Полумаска» с кружевами. | Использовать правила вырезания заготовки по внутреннему контуру. |
26.12.12 | «Полумаска» с кружевами. |
14.01.13 | Изделия из рассеченных кругов. «Цветок-булавочница». | Учиться делить круг на секторы методом складывания. Использовать риемы склеивания дугообразного края в фунтик. |
16.01.13 | Изделия из рассеченных кругов. «Цветок-булавочница». |
21.01.13 | Изделия из рассеченных кругов. «Ежик». |
23.01.13 | Изделия из рассеченных кругов. «Ежик». |
28.01.13 | Сувенирная игольница «Сердечко» | Уметь использовать приемы «Петельный» и «потайной» швы. Учиться правилам вырезания деталей с отверстием внутри. |
30.01.13 | Сувенирная игольница «Сердечко» |
04.02.13 | Сувенирная игольница «Сердечко» |
06.02.13 | Грелка на чайник. | Прослушать лекцию о происхождении шерстяных тканей, их свойствах. Выкройка деталей. Шов «ручная строчка». |
11.02.13 | Грелка на чайник. |
13.02.13 | Грелка на чайник. |
18.02.13 | Грелка на чайник. |
20.02.13 | Мартишоры «Цветы из кругов». | Использовать свойства полимерной пленки, приемы ее разметки и перегибания круга в цветок. |
25.02.13 | Мартишоры «Цветы из кругов». |
27.02.13 | Колобок из нитяного помпона | Знать свойства полимерной пленки, приемы ее разметки и перегибания круга в цветок. |
04.03.13 | Колобок из нитяного помпона |
III триместр |
06.03.13 | Папочка для вкусностей (кулинарных рецептов) | Знать и применять последовательность действий при разметке на просвет.. Использовать приемы продавливания линий сгиба фальцовкой. |
11.03.13 | Папочка для вкусностей (кулинарных рецептов) |
13.03.13 | Бумажные лепестковые цветы. | Использовать прием изгибания заготовки в двух плоскостях. |
18.03.13 | Бумажные лепестковые цветы. |
20.03.13 | Декоративное украшение «Веселые струйки». | Использовать приемы применения старых обрезков цветной бумаги. |
01.04.13 | Декоративные настольные куклы из цилиндра. | Использовать приемы работы на гнутой поверхности. |
03.04.13 | Декоративные настольные куклы из цилиндра. |
08.04.13 | Пасхальные сувениры – игрушки из скорлупы | Уметь сделать выкройки из ткани овальной формы. Знать особенности наклеивания тканых деталей на сферу. |
10.04.13 | Пасхальные сувениры – игрушки из скорлупы |
15.04.13 | Закладка «Цветочек» | Ознакомиться со свойствами и технологическими возможностями искусственной кожи. Выполнять разметку, вырезание, склеивание искусственной кожи. |
17.04.13 | Компьютеры вокруг нас | Знать, как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе, для чего нужны основные устройства компьютера; Уметь пользоваться мышью и клавиатурой; запускать компьютерные программы и завершать работу с ними |
22.04.13 | Основные устройства компьютера | -Знать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.) |
24.04.13 | Компьютерные программы | -Знать, как работают компьютерные программы -Уметь производить запуск программы, завершение выполнения программы |
29.04.13 | Компьютерное письмо | -Уметь набирать небольшой текст -Знать, как выводить напечатанный текст на печать -Уметь пользоваться клавиатурным тренажером |
06.05.13 | Источники информации для компьютерного поиска | -Знать источники информации для компьютерного поиска: постоянная память ПК –Уметь производить просмотр подобранной по теме информации Авторское право на продукт информационной деятельности человека |
08.05.13 | Компьютерная графика | -Знать понятия «компьютерная графика», «графический редактор» -Уметь пользоваться панелью инструментов графического редактора |
13.05.13 | Основные операции при рисовании | -Уметь производить основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. |
15.05.13 | Правила клавиатурного письма | -Знать основные операции при создании текста: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, сохранение текстового документа |
20.05.13 | Основные операции при создании текстов | -Уметь производить оформление текста (выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов, выравнивание абзацев) |
22.05.13 | Источники информации для компьютерного поиска. | -Знать источники информации для компьютерного поиска: использование специальных поисковых систем в сети Интернет -Знать алгоритм поиска картинок |
Оформление текста. Редактирование рисунков. Монтаж диафильма | -Уметь выполнять основные операции при рисовании рисунка и создании текста |
В данный УМК входят:
Учебник для 3 класса «Я всё умею делать сам» (автор Геронимус Т.М.)
Учебник - тетрадь для 3 класса «Я всё умею делать сам» (автор Геронимус Т.М.)
Работаем с удовольствием: методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе. 1-4 классы (автор Геронимус Т.М.)
Методическое пособие «Уроки технологии в 3 классе» (автор Геронимус Т.М.)
Н.А.Тараканова «Поурочные планы по учебнику Т.М. Геронимус «Маленький мастер»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по труду 1 класс
В рабочей программе представленнны: пояснительная записка; цели и задачи программы; содержание программы; требования к 1 и 2 уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; тематическое планиров...
рабочая программа по труду 2 класс УМК Планета знаний
Программа скорректированна для классов 4 вида....
Рабочая программа по труду 3-4 класс
Рабочая программа по труду для 3 – 4 класса составлена на основе Примерной программы основного начального образования по технологии и Государственного стандарта начального общего образования 200...
Рабочая программа по труду
Рабочая программа к Авторской программе Геронимус "Школа МАстеров" УМК "Школа России" cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планиро...
Рабочая программа по труду 4 класс
Рабочая программа по труду 4 класс 68 часов...
Рабочая программа. Занимательный труд. 2 класс. 8 вид
Программа составлена на основе программы под редакцией И.М. Бгажноковой. Надомное обучение. 0,25 часа в неделю...
Рабочая программа по труду для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Занимательный труд» составлена на основе: Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...