Рабочая программа ПО ТЕХНОЛОГИИ, 1 КЛАСС
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ, 1 КЛАСС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/tehnologiya_2011.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Криворучко Н. И/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________2011 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «ООШ № 9 г.Ачинска» _____________/______________/ ФИО «__»____________2011 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «ООШ №9 г. Ачинска» Кузьмина И. В./______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________2011 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Гонебной Валентины Александровны,
II квалификационная категория
курса «Технология», 1 класс
2011 - 2012 учебный год
Стандарты второго поколения. Программы отдельных учебных предметов, курсов.
- Программы: изд. Смоленск «Ассоциация 21 век» - 2011 год. Автор – доктор педагогических наук, профессор Н.М.Конышева.
- Конышева Н. М. Технология. 1, 2, 3, 4 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век
- Конышева Н. М. Технология. 1, 2, 3, 4 класс. Рабочие тетради №1 и №2. – Смоленск: Ассоциация XXI век
- Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1, 2, 3, 4 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век
Тематическое планирование
по технологии
Класс: 1
Учитель: Гонебная В.А.
Кол- во часов:
всего – 33 ч., в неделю – 1 час.
Дата | № ур | Тема урока ТЕХНОЛОГИЯ |
I четверть (9 часов) |
1 | Вводный урок. Урок – игра «Правила работы на уроке». | 1 |
2 | Материал и образ. Урок – игра «Аппликация салют». | 1 |
3 | Складывание простых форм. Урок – игра «Квадрат – тюльпаны, маски собачек». | 1 |
4 | Урок – игра «Коллективное панно» | 1 |
5 | Урок – экскурсия «Экскурсия в парк». Наблюдение. Сбор природного материала | 1 |
6 | Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Урок – игра «путешествие в город мастеров». | 1 |
7 | Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Урок – игра «Цирковые собачки». | 1 |
| 8 | Изготовление квадрата из прямоугольной полосы. Урок – игра «Мир удивительных поделок». | 1 |
9 | Аппликация из засушенных листьев: «Осень» или «Образцы осени». | 1 |
10 | Аппликация «Снеговик» | 1 |
11 | Цепь для ёлки. | 1 |
12 | Ёлочная игрушка из яичной скорлупы. | 1 |
13 | Подвеска из квадратов. | 1 |
14 | Ребристая подвеска. | 1 |
15 | Новогодняя ёлка. | 1 |
16 | Сказочный заяц. | 1 |
17 | Изготовление декорации «Зимняя сказка». | 1 |
18 | Лепим из фольги. | 1 |
19 | Ажурные цветы. Закладка с ажурным узором. | 1 |
20 | Вьюнок из крепированной бумаги. | 1 |
21 | Цветок кактуса. | 1 |
22 | Открытка ко дню защитника Отечества. | 1 |
23 | Открытка для мамы. | 1 |
24 | Кисточки – веснянки. Закладка – косичка. | 1 |
25 | Пришивание пуговиц. | 1 |
26 | Лучистая рамка. | 1 |
27 | Конструирование букв. | 1 |
28 | Рубчатый конструктор. | 1 |
29 | Солонка и перечница. Губка для обуви. | 1 |
30 | Аппликация букет. | 1 |
31 | Аппликация – задача «Птица». | 1 |
32 | Домик хитрого гнома. | 1 |
33 | Домик хитрого гнома. | 1 |
ИТОГО: | 33 |
Пояснительная записка
Программа по технологии разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;
Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.
Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.
Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
Общая характеристика учебного предмета
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Место учебного предмета в системе начального общего образования
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее 1 часа в неделю во всех классах начальной школы. Наша программа предполагает возможность расширения курса в 3-4 классах начальной школы (по 2 часа в неделю). Таким образом, в течение учебного года этот курс изучается в количестве 33 часов в 1-м классе, 34 часов во 2-м классе и по 68 часов в 3-м и 4-м классах; общее количество часов, отводимых на изучение учебного предмета в системе начального общего образования, – 203.
С учётом особого значения предметно-практических видов деятельности для общего развития личности ребенка младшего школьного возраста, сохранения его здоровья и стимулирования эмоционального благополучия в системе общего образования, рекомендуется организация дополнительных занятий (соответствующих кружков и факультативов) путём использования часов из объёма, предусмотренного для внеурочной работы. По курсу технологии во 2–4 классах предусмотрено выполнение творческих проектов за рамками общего времени, отводимого на изучение курса.
Содержательная и методическая поддержка проектной работы и дополнительных кружковых занятий обеспечена соответствующими разработками, созданными в рамках целостного УМК.
Ценностные ориентиры, формируемые в учебном предмете
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Планируемые результаты освоения программы по технологии (к концу 4 класса)
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
Предметные
Учащиеся научатся:
- использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Содержание учебного предмета
1 класс (33 часа)
Узнаём, как работают мастера (1 час)
Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.
Учимся работать с разными материалами (12 часов)
Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.
Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.
Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.
Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.
Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.
Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)
Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приемы обработки крепированной бумаги для создания различных форм.
Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.
Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.
Конструируем и решаем задачи (8 часов)
Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.
Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
1 класс
Учащиеся должны знать:
- основные требования культуры и безопасности труда:
– о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;
– правила безопасной работы с ножницами и иглой;
– приемы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);
– правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
– правила аккуратной работы с клеем;
- названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);
- наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);
- наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов в художественно-конструкторской деятельности (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);
- названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);
- назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней.
Учащиеся должны уметь:
- подготавливать рабочее место и поддерживать на нем порядок в течение урока;
- соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
- выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
- использовать правила и приемы рациональной разметки;
- аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;
- аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
- аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
- аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
- аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
- изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
- пришивать пуговицы;
- выполнять комбинированные работы из разных материалов;
- воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
- внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;
- выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.
Учащиеся могут знать:
- свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств;
- происхождение отдельных поделочных материалов и способы их приготовления для работы;
- разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из разнообразных наборов.
Учащиеся могут уметь:
- самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
- устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
- на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по ее созданию;
- мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;
- создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
- пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;
- устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;
- осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школе и в условиях домашнего быта).
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;
и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по технологии.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ, 1 КЛАСС
№ | Раздел программы | Тема | Кол – во часов | ЗУНы | Элементы содержания | Тип урока | Вид контроля | УУД | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Узнаём, как работают мастера | Вводный урок. Урок – игра «Правила работы на уроке». | 1 1 | Знать правила поведения и организации работы на уроках технологи. Уметь соблюдать правила ТБ на уроках технологии. | Культура и организация труда, материалы, инструменты, их хранение. | УИПЗЗ | Личностные УУД 1.Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». 2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. 3.Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. 5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. 6.Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. 7.Адекватно воспринимать оценку учителя. Регулятивные УУД 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Познавательные УУД 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3.Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД 1.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2.Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. | 06.09 |
2 | Учимся работать с разными материалами | Материал и образ. Урок – игра «Аппликация салют». | 1 1 | Уметь работать с бумагой Знать приемы обработки бумаги. | Скульптура из пластилина | УИПЗЗ | 13.09 |
3 | Складывание простых форм. Урок – игра «квадрат – тюльпаны, маски собачек». | 11 | Уметь работать с бумагой Знать приемы обработки бумаги. | Скульптура из пластилина | УИПЗЗ | 20.09 |
4 | Урок – игра «Коллективное панно» | 11 | Уметь работать с бумагой Знать приемы обработки бумаги | Скульптура из пластилина | УИПЗЗ | 27.09 |
5 | Урок – экскурсия «Экскурсия в парк». Наблюдение. Сбор природного материала. | 11 | Уметь работать с природным материалом. | Скульптура из пластилина | УИПЗЗ | 04.10 |
6 | Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Урок – игра «Путешествие в город мастеров». | 11 | Уметь работать с бумагой. Знать правила работы с бумагой, приемы резания, приемы обработки бумаги, приемы склеивания бумаги. | Аппликация | УИПЗЗ | 11.10 |
7 | Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Урок – игра «Цирковые собачки». | 11 | Уметь работать с бумагой. Знать правила работы с бумагой, приемы резания, приемы обработки бумаги, приемы склеивания бумаги | Аппликация | УИПЗЗ | 18.10 |
8 | Изготовление квадрата из прямоугольной полосы. Урок – игра «Мир удивительных поделок». | 11 |
| Аппликация | УИПЗЗ | 25.10 |
9 9 | Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев. Урок – игра «Самоделки из природного материала». | 11 | Аппликация из засушенных листьев | УИПЗЗ |
10 | Мастерим и изучаем природу | Аппликация из засушенных листьев: «Осень» или «Образцы осени». | 1 | Знать виды клея, используемого для аппликации, правила засушивания листьев. Уметь наклеивать элементы аппликации на основу, создавая выразительную композицию. | Сбор и засушивание листьев для аппликации. Техника аппликации из природного материала. | КУ | Контроль за действиями |
11 | Различаем детали по шаблону | Аппликация «Снеговик» | 1 | Знать назначение шаблона; правила разметки по шаблону. Уметь: - выполнить разметку по шаблону с учетом экономного расходования материалов; - вырезать детали из большого листа бумаги; - составлять композицию из кругов. | Шаблон. Использование шаблона для разметки детали. Правила разметки по шаблону. | КУ | Контроль качества |
12 | Размечаем по линейке и сгибанием | Цепь для ёлки. | 1 | Знать правила работы с измерительным инструментом, клеем. Уметь: - организовать рабочее место; - размечать полосы с помощью линейки и сгибанием; - вырезать полоски одинаковой длины и ширины; - склеивать из заготовленных деталей цепочку. | Ёлочные украшения из бумаги. Разметка бумажных полос по линейке и сгибанием. Изготовление цепи для ёлки из бумажных полос. | КУ | Контроль качества |
13 | Работа с яичной скорлупой | Ёлочная игрушка из яичной скорлупы. | 1 | Знать: - правила заготовки яичной скорлупы4 - правила безопасной работы с инструментами. Уметь: - заготовить яичную скорлупу; - вырезать дополнительные детали с разметкой и на глаз; - декоративно оформлять яичную скорлупу. | Виды елочных игрушек. Использование природных материалов для изготовления игрушек. | КУ | Контроль качества |
14 | Конструируем ребристые игрушки | Подвеска из квадратов. | 1 | Знать устройство подвески из квадратов, способы разметки деталей. Уметь: - размечать детали сгибанием; - вырезать детали по линиям сгиба; - собирать подвеску из заготовленных деталей и украшать её. | Разметка и заготовка деталей. Ребристые игрушки: виды и их устройство | КУ | Контроль качества |
15 | Ребристая подвеска. | 1 |
16 | Лепим из пластилина | Новогодняя ёлка. | 1 | Знать свойства пластилина; - приемы безопасной работы с пластилином. - приемы лепки из целого куска пластилина. Уметь - получать новый цвет с помощью смешения других; - скатывать шары и путем оттягивания изготавливать детали изделия; - лепить изделие из целого куска пластилина. | Материалы, инструменты и приспособления, используемые при лепке. Материалы, инструменты и приспособления, используемые при лепке. | Контроль качества |
17 | Сказочный заяц. | 1 | КУ | Контроль качества |
18 | Изготовление декорации «Зимняя сказка». | 1 | Знать назначение декорации, правила разметки, вырезания и наклеивания деталей. Уметь: - размечать детали; - наклеивать их на основу, создавая выразительную композицию. | Назначение декорации. Изготовление декорации для композиции «Зимняя сказка». | УИПЗЗ | Контроль качества |
19 | Лепим из фольги. | 1 | Знать свойства фольги и способы изготовления из нее разных форм; - правила безопасной работы. Уметь - размечать фольгу с помощью линейки; - изготавливать из фольги фигурки и другие предметы. | Фольга и ее свойства. Разметки фольги с помощью линейки по предлагаемому чертежу. | УИПЗЗ | Контроль качества |
20 | Ажурные цветы. Закладка с ажурным узором. | 1 | Знать суть понятия «ажурный», способы вы резания ажурных деталей. Уметь: - вырезать и наклеивать ажурные детали, составляя композиции; - работать по готовой инструкции; - анализировать качество выполненной работы | Понятие «ажурный». Способы вырезания ажурных деталей из квадратов, прямоугольников. Составление композиций из ажурных деталей. |
21 | Вьюнок из крепированной бумаги. | 1 | Знать свойства крепиро -ванной бумаги и сферу ее использования. Уметь: - различать детали; - вырезать их и формиро- вать из полученных поло сок цветы, добавляя другие материалы. | Крепированная бумага и ее свойства. Приемы работы с крепированной бумагой. | УИПЗЗ |
22 | Цветок кактуса. | 1 | УИПЗЗ |
23 | Открытка ко Дню защитника Отечества. | 1 | Знать: - виды картона и его свойства; - способы сгибания картона; Уметь: - сгибать картон, размечать детали по изготовленному шаблону; - вырезать детали из бумаги, сложенной в несколько слоев. | Изготовление открытки к Дню защитника Отечества способом аппликации из цветной бумаги. |
24 | Открытка для мамы. | 1 | Знать правила безопасной работы с ножницами. Уметь: -вырезать цветы из квадрата сложенного вчетверо; - составлять из них композиции; - наклеивать их на основу. | Изготовление цветов из квадрата сложенного вчетверо. |
25 | Кисточки – веснянки. Закладка –косичка. | 1 | Знать виды ниток и сферу их использования. Уметь: - выбирать нитки для конкретного изделия; - изготавливать из ниток кисточку. | Виды ниток. Последовательность изготовления кисточки из ниток. | УИПЗЗ |
26 | Пришивание пуговиц. | 1 | Знать: - виды пуговиц, технику их пришивания; - правила безопасной работы с иглой; Уметь: - заправлять нить в иглу; - завязывать узелок; - пришивать пуговицы. | Виды пуговиц. Техника пришивания пуговиц. | УИПЗЗ |
27 | Лучистая рамка. | 1 | Уметь: - изготавливать шаблон; - вырезать размеченную деталь; - оплетать рамку цветными нитками. | Виды фоторамок. Изготовление шаблона. | УИПЗЗ |
28 | Конструирование букв. | Знать детали конструктора и их назначение. Уметь: - соединять детали; - отбирать нужные детали для конкретного изделия. | Виды конструкторов. Детали конструктора и их назначение. Способы соединения деталей. | УИПЗЗ |
29 | Рубчатый конструктор. | УИПЗЗ |
30 | Солонка и перечница. Губка для обуви. | Знать правила безопасной работы с шилом. Уметь: -придумывать варианты вторичного использования различных предметов. | Вторичное использование различных предметов | УИПЗЗ |
31 | Аппликация «Букет». | Знать: - виды бумаги и его свойства; - способы сгибания бумаги; Уметь: - сгибать бумагу, размечать детали по изготовленному шаблону; - вырезать детали из бумаги, сложенной в несколько слоев. | Изготовление аппликации из цветной бумаги. | УИПЗЗ |
32 | Аппликация – задача «Птица». | Уметь - выполнять сгибы и надрезы по предлагаемому чертежу; - работать в технике аппликация. Знать правила разметки с помощью линейки. | Разметка деталей с помощью линейки. Превращение плоской заготовки в объемное изделие. | УИПЗЗ |
33 | Новые задачи – новые конструкции. | Домик хитрого гнома. | УИПЗЗ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.
Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...
Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС
Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)
Рабочие программы 1 класс...
рабочая программа3 класс
рабочая программа Школа России 3 класс...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...