Рабочая программа курса «Технология»
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) на тему

Ершова Татьяна Антоновна

Рабочая программа курса «Технология»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса

«Технология»

 

4 «А» класс

                                                                                                                                  Разработала учитель начальных классов

                                                                                                                              Ершова Татьяна Антоновна

                                                                               2012 – 2013 учебный год

 

Пояснительная записка.

 

Программа  разработана на основе авторской программы начального общего образования  по технологии   Н.М.Конышева. Технология. 4 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008 г. с  учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Направлена  на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении технологии.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели: 
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, способностей ориентироваться в информации разного вида, 
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий, 
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки соей работы, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни, 
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета. Учебник «Технология» построен на основе применения проектной деятельности. Работа в проекте дает возможность на уроке в процессе обсуждения задания рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, воспитывает умение уважительного отношения к иному мнению.

Мотивация к учебной деятельности формируется более эффективно, если учащиеся видят важность результатов своего труда и труда других людей, поэтому большинство изделий, изготавливаемых ими на уроках, имеют практическое значение: подарки, украшения для класса или дома.

Наличие заданий на составление композиций, оформление изделий, сочетание материалов формируют эстетический вкус учащихся, развивают цветовое восприятие, гармонию, художественный вкус.

В 4 классе в технологической карте с целью формирования продуктивного навыка контроля, коррекции и оценивания вводятся графы: оценка качества выполнения изделия на каждом этапе и итоговая оценка. Четко прописанные алгоритмы выполнения работ способствуют формированию умения самостоятельно оценивать свою деятельность (раздел «План работы» — для каждого изделия). Алгоритм позволяет не только последовательно выполнять изделие, но и осуществлять рефлексию своей деятельности.

Этому способствует совместная деятельность по реализации проектов: коллективные панно, изготовление подарков, изучение народных ремесел  и др. В этих случаях «продукт» деятельности зависит от умения помочь друг другу, поделиться знаниями, проявить щедрость, уступить, найти выход из спорной ситуации.

Организация проектной деятельности даёт учащимся возможность применить на уроках технологии знания, полученные при изучении других предметов, и, наоборот, использовать знания, полученные на уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения, математики, ИЗО на уроках технологии. Работа  с природным материалом, использование литературных произведений как иллюстрации к видам деятельности, ознакомление с профессиями, чертежи, измерения, геометрические фигуры и др.

Русский язык и литературное чтение. Работа с материалами уроков, текстами заданий, проектов позволяет продолжить решение важнейшей задачи начального образования — развития устной и письменной речи учащихся. Все тексты, используемые на уроках технологии, анализируются, обсуждаются, комментируются. Высказывания выстраиваются в определенной логике, обосновываются, выводы строго формулируются.

Окружающий мир. Работа с природными материалами, использование природных ресурсов, без которых не обходится ни одно производство, проблемы охраны природы, изучение этнокультурных традиций.

Математика. Работа с геометрическими фигурами, телами, выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, построение элементарных алгоритмов.

Изобразительное искусство. Использования правил декоративно-прикладного искусства, законов дизайна и общих требований художественной выразительности при изготовлении изделий, эстетика труда.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы.

1 триместр – 9часов.

2 триместр – 13 часов.      34  часа.

3 триместр – 12 часов.

Учебно-методический комплект:

     -  Н.М.Конышева. Технология. 4 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.

     - Н.М.Конышева. Технология. 4 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 и 2.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.

     

      Особенности, предпочтительные методы обучения: методической основой организации деятельности детей на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный). В соответствии с этим программа ориентируется на систематическую проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приемов и технологий.

Репродуктивная деятельность учащихся на уроках, безусловно, будет занимать значительное место, но лишь в той мере и до тех пор, пока она не обеспечит надежное овладение приемами практической деятельности. Эти приемы представляют собой базу творчества, но по мере их усвоения ученик должен получить возможность

самостоятельного и обоснованного выбора как материалов, так и способов действий.

Что касается проектной деятельности, то при дизайнерском подходе она составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа не предполагает обособленных блоков или видов работы, имеющих название «проекты», а органично вписывает творческую проектную деятельность в систематическое освоение содержания курса; фактически программа представляет собой весьма конкретное использование проблемно-поисковых методов в учебной дисциплине.

Формы контроля  учащихся: практическая работа, моделирование.

Формы организации учебного процесса:

-урок практической работы;

- комбинированный урок;

- урок-экскурсия.

                                                                            Содержание курса

4 класс - 34 часа.

Из глубины веков – до наших дней - 8 часов.

Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.

Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.

Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.

Традиции мастеров в изделиях для праздника - 8 часов.

Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий.  Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.

Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие - 11 часов.

Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.

В каждом деле – свои секреты - 7 часов.

Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.

Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.

Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы.

Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.

Техника безопасности

№ 1 – организация рабочего места на уроке

№ 2 – работа с клеем

№ 3 – работа с ножницами

№ 4 – работа с иглой

№ 5 – работа с пластилином

№ 6 – работа с циркулем

№ 7-работа с крючком

Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Раздел. Тема.

Изделие

Вид контроля

Формирование УУД

Техника безопасности

Дата

1 триместр – 9 часов.

I. Из глубины веков – до наших дней

1.

Вводный урок. Тема года.

Анализ материалов учебника.

Текущий


Умение  выражать полно и точно свои мысли.

Составление  плана и последовательности действий.

                                                                             № 1

7 сентября

2.

Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства.

Сосуд из пластилина (глины).

Текущий

Определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Принятие  решения и его реализация.

                                                                             № 1, № 5

14 сентября

3.

Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам.

Сосуд с символическим орнаментом.

Итоговый

Составление  плана и последовательности действий.

Сотрудничество в поиске и сборе информации.

Оценивание усваиваемого содержания.

Анализ с целью выделения признаков.

                                                                             № 1, № 5

21 сентября

4.

Архитектурная керамика. Изразец. Лепка.

Декоративные плитки.

Текущий


Умение  выражать полно и точно свои мысли.

Составление  плана и последовательности действий.

Формулирование проблемы.

                                                                             № 1, № 5

28 сентября

5.

Архитектурная керамика. Изразец (продолжение).

Коллективное панно.

Итоговый

Анализ с целью выделения признаков.

Работа  в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной 12 октябрядеятельности.

Коррекция действий в соответствии с поставленной целью.

                                                                             № 1, № 5

5 октября

6.

Плетение из полос бересты, щепы, лыка или бумаги.

Плетёная коробочка, корзинка.

Текущий

Определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Принятие  решения и его реализация.

                                                                             № 1, № 3

12 октября

7.

Украшения в культуре народов мира. Изготовление украшений на основе традиционных канонов ритма и симметрии.

Ожерелья, браслеты из бисера.

Текущий


Умение  выражать полно и точно свои мысли.

Составление  плана и последовательности действий.)

Формулирование проблемы.

                                                                             № 1, № 3

19 октября

8.

Украшения в культуре народов мира. (Продолжение).

Ожерелья, браслеты из бисера.

Итоговый

Самоопределение.

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения.

                                                                             № 1, № 3

26 октября

II. Творчество, труд, мастерство

9.

Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования.

Гофрированная подвеска.

Текущий


Умение  выражать полно и точно свои мысли.

Составление  плана и последовательности действий.

Формулирование проблемы.

                                                                             

№ 1, № 3

2 ноября

2 триместр – 13 часов.

10.

Бумагопластика. Раскладные картинки.

Раскладная открытка.

Текущий

Составление  плана и последовательности действий.

Сотрудничество в поиске и сборе информации.

Оценивание усваиваемого содержания.

Анализ с целью выделения признаков.

                                                                             № 1, № 2, № 3

16 ноября

11.

Построение развёртки упаковки с помощью циркуля.

Упаковка-ёлочка.

Текущий

Определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Принятие  решения и его реализация.

                                                                             № 1, № 3,

№ 6

23 ноября

12.

Оформление упаковки новогоднего подарка.

Упаковка-ёлочка.

Итоговый

.Работа  в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности.

Коррекция действий в соответствии с поставленной целью.

                                                                             № 1, № 2,

№ 3

30 ноября

13.

Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами).

Карнавальные шапочки, маски.

Текущий

Определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Принятие  решения и его реализация.

                                                                             № 1, № 3

7 декабря

14.

Традиционные народные праздники. Святочные пряники по традиционным канонам (лепка из соленого теста).

Традиционные святочные пряники.

Текущий

Умение  выражать полно и точно свои мысли.

Составление  плана и последовательности действий.

Формулирование проблемы.

                                                                             № 1

14 декабря

15.

Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и лепка декоративной рамки для фото.

Декоративная рамка для фото.

Текущий

Анализ с целью выделения признаков.

Работа  в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности.

Коррекция действий в соответствии с поставленной целью.

                                                                             № 1,№ 3,

№ 5

21 декабря

16.

Барельеф в декоративном изделии (лепка, роспись); завершение работы.

Декоративная рамка для фото.

Итоговый

Определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

                                                                             № 1, № 5

28 декабря

III. Мастера и подмастерья

17.

Простейшие приемы вязания крючком.

Цепочки; панно из цепочек.

Футляр для очков.

Простой цветок.

Текущий

Определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Принятие  решения и его реализация.

                                                                             № 1, № 3,

№ 7

18 января

18.

Вязание крючком полотна.

Футляр для очков (кошелек).

Текущий

Определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

                                                                             № 1, № 3,

№ 7

25 января

19.

Вязание полотна и сшивание изделия (завершение работы).

Футляр для очков (кошелек).

Итоговый

Работа  в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности.

                                                                             № 1, № 3,

№ 7

1 февраля

20.

Петельный шов: приемы выполнения.

Образцы. Декоративные кармашки.

Текущий

Составление  плана и последовательности действий.

Формулирование проблемы.

                                                                             № 1, № 3,

№ 4

8 февраля

21.

Петельный шов и его использование в отделке изделий (продолжение работы).

Декоративные кармашки.

Текущий

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Принятие  решения и его реализация.

                                                                             № 1, № 3,

№ 4

15 февраля

                                                                                                3 триместр

22.

Петельный шов и его использование в отделке изделий (завершение работы).

Декоративные кармашки.

Итоговый

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

                                                                             № 1, № 3,

№ 4

22 февраля

23.

Окантовка картона (разметка и заготовка деталей).

Обложка для проездного билета.

Текущий

Умение  выражать полно и точно свои мысли.

Составление  плана и последовательности действий.

Формулирование проблемы.

                                                                             № 1, № 3

15 марта

24.

Окантовка картона (завершение работы).

Обложка для проездного билета.

Итоговый

. Оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения

                                                                             № 1, № 3

22 марта

25.

Жёсткий переплёт (разметка и заготовка деталей).

Ремонт книги.

Текущий

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Принятие  решения и его реализация.

                                                                             № 1, № 3

29 марта

26.

Жёсткий переплёт (завершение работы).

Ремонт книги.

Итоговый

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

                                                                             № 1, № 3

30 марта

IV. В каждом деле – свои секреты

27.

Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки.

Простые композиции из соломки.

Текущий

Работа  в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности.

Коррекция действий в соответствии с поставленной целью.

                                                                             № 1, № 3

12 апреля

28.

Соломенных дел мастера. Традиционные приемы в изготовлении объемных изделий.

Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам.

Текущий

                                                                             № 1, № 3

19 апреля

29.

Соломенных дел мастера. Традиционные приемы в изготовлении объемных изделий (завершение работы).

Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам.

Итоговый

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

                                                                             № 1, № 3

26 апреля

30.

Дарим людям своё мастерство. «Бархатный» шов в изделиях по народным мотивам.

Закладка из ткани с вышивкой в подарок будущим первоклассникам.

Текущий

Составление  плана и последовательности действий.

Формулирование проблемы.

                                                                             № 1, № 3

3 мая

31.

Дарим людям своё мастерство. «Бархатный» шов в изделиях по народным мотивам (завершение работы).

Закладка из ткани с вышивкой в подарок будущим первоклассникам.

Итоговый

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

                                                                             № 1, № 3

10 мая

32.

Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка.

Декоративная пластина.

Текущий

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Принятие  решения и его реализация.

                                                                             № 1, № 3

17 мая

33.

Металл в руках мастера. Тиснение по фольге (завершение работы).

Декоративная пластина.

Итоговый

Решения проблем творческого и поискового характера.

                                                                             № 1, № 3

24 мая

34.

Рисование открыток и приглашений.

Открытки и приглашения на итоговую выставку и защиту проектов.

Текущий

Работа  в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности.

                                                                             № 1, № 3

Резервный урок.

 

 

                                                                        

Требования к уровню подготовки учащихся.

У учащихся будут сформированы:

положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;

представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

Учащиеся научатся:

использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;

работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;

решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;

самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

ланировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

руководствоваться правилами при выполнении работы;

устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;

 осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

Компоненты учебно- методического комплекса, дополнительная литература.

     -Н.М.Конышева. Технология. 4 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.

     - Н.М.Конышева. Технология. 4 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 и 2.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.

     

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Технология"

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

Рабочая программа курса Технология для 3 класса

Рабочая программа по технологии для 3 класса по  программе Занкова Л. В....

Рабочая программа курса «Технология» для 4 класса

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы ...

Рабочая программа курса «Технология» для 2 класса

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА « ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ 4 КЛАССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» АВТОР – ЛУТЦЕВА Е.В.

Календарно – тематическое планированиеуроков технологии (интегрированный курс с ИКТ)Настоящий календарно-тематический план разработан на основе программы:Лутцева Е.А.Технология: программа: 1-4 классы ...

Рабочая программа курса «Технология» 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа курса «Технология»  разработана на основе  авторской программы «Технология» Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой , содержит КТП по предмету...