"Вышивка - рукоделие и искусство"
статья по технологии (4 класс) на тему

Черней  Ольга  Владимировна

 

   Интересный  материал  о  возникновении  вышивки  на  Руси. 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyshivka_-_rukodelie_i_iskusstvo.docx538.07 КБ

Предварительный просмотр:

                         Вышивка – рукоделие  и  искусство.

 Россия- родина  святая,

 люблю  тебя  я  всей  душой.

Россия, ты – обитель  рая,

горжусь  великою  страной!

                                             История  русской  вышивки

  Возникновение  вышивания  относится  к  эпохе  первобытной  культуры  и  связано           с  появлением  при  шитье  одежды  из  шкур  животных.

      На Руси вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщин владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался  как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза.

    В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.

                                                         

    После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.   Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, крючковатый крест – пожелание добра и взаимопонимания.

   Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.

    C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного., это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты.

 Историки разделяют русские крестьянские вышивки на две категории, по географическим признакам.

   Вышивкой  называется  украшение  изделий  орнаментом  или  сюжетным  изображением  выполненным  нитками  и  другими  материалами вручную  с  помощью  иглы.

  Материалом  для  вышивки  в   разное  время  служили  жилы  животных, нити  льна, хлопка, шёлка, шерсти, а  также  жемчуг, драгоценные  камни, бусы  и  бисер, блёстки, ракушки, медные  монеты.

  Вышивка  тесно  связана  с  бытом, трудом, с  природой. Она  всегда  отражала  художественные  вкусы, выявляла  национальное  своеобразие  и  мастерство  каждого  народа.    Переход  от  каменного  и  костяного  шила  к  костяной, а  затем  бронзовой  и  стальной  игле  способствовал  изобретению  и  усовершенствованию  всё  новых  способов  шитья  и  вышивания.

   Возникнув  в  глубокой  древности, искусство  декоративной  вышивки  на  протяжении  многих  веков  сохраняется  в  убранстве  жилища, одежды  и  в  предметах  обихода.                                                                                                                                                                                            

  В  нашей  стране  вышивка  имеет  древнюю  историю: ею  украшали  одежду, обувь, конскую  сбрую, жилище.

   На  Алтае  тканые, вышитые  и  украшенные  аппликацией  из  кожи, войлока, бисера  ковры, сёдла, одежды  и  обувь, которые  были  изготовлены  в 6-3 вв. до  нашей  эры.       В  европейской  части  нашей  страны  при  раскопках  курганов  найдены  остатки  одежды  , украшенные  вышивкой  шерстяными, шёлковыми , золотыми  и  серебряными  нитями.

   До  18 века  вышивание  было  занятием  любителей, домашним  ремеслом.  С  появлением  в  стране  кустарных  промыслов  и  разнообразных  видов  ремёсел  вышивание  стало  для  многих  мастериц  профессией. Развитие  вышивания  привело  к  образованию  центров  вышивального  искусства  со  своеобразными  художественными  особенностями  узоров, колорита, техникой  исполнения. В  19-20 вв.  вышивка  широко  применялась  для  украшения   народного  костюма  во  всех  уголках  нашей  страны.

   Для  русской  вышивки  характерны  мотивы  геометрического  и  растительного  орнаментов, расположенных  в  виде  прямых  полос, подчёркивающих  край  одежды. В  красочных  орнаментах, украшавших  полотенца, подзоры, вышивались  изображения  фантастических  птиц, зверей, растений. Среди  русских  вышивок  известны  владимирский  верхошов  и  белая  гладь; крестецко-валдайская  строчка, калужская  цветная  перевить, орловские  списы  и  бранки, нижегородские  гипюры.

    На  Дальнем  Востоке  вышивка  выполняется  шёлком  по  трафарету  из  рыбьей  кожи, аппликацией  из  меха, кожи, сукна. Украшают  одежды  и   обувь  крупным  бисером. У  народов  Крайнего  Севера  распространены:  вышивка  оленьим  мехом  по  замше  и   сукну, аппликации  из  ткани и  кожи  с  применением  бисера.

                                       Народная вышивка русского севера

    Для народной вышивки русского севера характерно ярко выраженное стилевое единство. Общим для всех северных районов России в вышивке являются швы, выполняющиеся по счету нитей ткани: счетная гладь, косая стежка, роспись, набор и другие. Эти счетные швы дают строгую симметрию и математически точную взаимосвязь мотивов орнамента в узоре.

   Технические приемы вышивки, в основе которых лежит отсчет нитей ткани, ограничивают свободу работы вышивальщиц, заставляя придерживаться трех направлений - вертикального, горизонтального и диагонального. Из-за этого все формы орнамента и приобретают четкие, суховатые, прямолинейные  очертания.

 Наибольшее распространение в народной вышивке русского севера имели роспись (полукрест) и белая строчка

 Старинный двусторонний вышивальный шов роспись, состоящий из мелких красных стежков, создавал на белом холсте тонкий графический узор. Обычно легкой линией отмечался контур мотива, который потом заполнялся различными декоративными раздалками: прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами и др. В отдельных случаях контур мотива обогащался штрихами, звездочками или крючками. Тончайшим кружевом ложился вышитый красный узор на белый холст нарядной рубахи, полотенца или подзора. Нежно- голубые , зеленые, и золотистые тона шелка, а также блестки обогащали узор, повышали его декоративную выразительность.

Белая строчка.

    Белая строчка относится к сквозным счетным швам, которые выполняются по разреженной ткани. Плотный белый узор размещается на сетке из квадратных или прямоугольных ячеек. Красота вышивки достигается четким выделением белоснежного узора на легком прозрачном фоне. Круг мотивов вышивальных техник роспись и белая строчка очень близок. Узоры этих вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Основной фигурой является гладкий ступенчатый или гребенчатый ромб.

     Кроме геометрических мотивов, в вышивках русского севера встречается изображение цветов, кустов, деревьев. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображениями птиц и зверей. Сказочные птицы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые лебеди, горделивые кони, олени с ветвистыми рогами изображались среди цветущих кустов и деревьев. Не менее часто в узорах встречаются и люди - женские фигуры с птицами или цветами в руках и всадники на сказочных конях.

                                                          Северная  вышивка

Крестецкая строчка

     В Крестецком районе Новгородской области развился другой вид белоснежной сквозной вышивки - крестецкая строчка. Эта техника вышивки сложилась во второй половине XIX века на основе игольного кружева, широко распространенного в этот период в отделке городского платья. Основой крестецкой строчки является геометрический орнамент, построенный на сочетании округлых и остроугольных форм. Своеобразие этой уникальной вышивки заключается в том, что каждый отдельный прием ее выполнения образует самостоятельные формы орнамента, которые по разному сочетаются и варьируются в узорах. Выполняется вышивка по крупной сетке или в просветах удаленной ткани. Небольшие прозрачные кружки на тонкой, как паутина сетке сочетаются с многолучевыми звездами. Вышивка в технике крестецкой строчки требует большого мастерства.

Символика мотивов

  Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, всадников и женщин в народном искусстве всегда были наделены емкой и многозначной символикой. Лебеди у сельских жителей являлись олицетворением юной прекрасной девушки и невесты, считались символом верной любви. Уточки воспринимались как знак трудолюбивой хозяйки дома и были символом плодородия. Голуби - символом супружеской верности и залогом счастливой семьи.

 Позднее древняя символика многих изобразительных мотивов была позабыта. Однако, по традиции, мотивы включали в узор свадебных рубах и полотенец как необходимый символический элемент, являющийся залогом благополучия новой семьи. Образ величавой женской фигуры, считавшийся у древних славян символом плодородия, к девятнадцатому столетию стал основой для изображения народных праздников и обрядов. В народных вышивках этого периода почти повсеместно встречается изображение хоровода девушек, всадников с ветками зелени в руках, ряженых, венчание молодых в церкви, свадебный поезд с женихом и невестой .

К вышивкам получившим широкое распространение во второй половине 19 века относятся также тамбурный узор и крест. Узоры, выполненные крестом, во многих случаях являлись повторением старинных вышивок, выполненных в технике роспись.

    Вышивка  народов  Поволжья – марийская, мордовская, чувашская – отличаются  геометризованными  узорами  из  растений, животных. Птиц, выполненных  в  технике  гладьевых  швов  и  накладного  шитья, вышивкой  бусами, металлическими  бляшками.

                                                       Чувашская  национальная  вышивка

   Восхищают  эти  удивительные  произведения  искусства, хранящиеся  во  многих  музеях  страны, где  проявились  самобытность  и  мастерство, неповторимость  узоров  и  красок, разнообразие  вышивальных  техник. В  наше  время  в  вышивании   сочетается  традиционное  и  современное  творчество. Современные  мастера  заимствуют  как  старинные, так  и  новые – декоративные, более  лёгкие  в  исполнении   швы.  Создают  новые  образцы  народного  творчества.

Материал  подготовила :   Черней  Ольга  Владимировна

Литература:

Литвинец  Э.Н.  «Учитесь  вышивать», М: «Знание», 1991 г.

Синица Н.В.  «Ручная  художественная  вышивка»

Картинки  с  сайта:  www.la-fa.ru

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувашская вышивка красива и многозначна.

сценарий открытого урока в 1 классе чувашской школы...

вышивка лентами

поэтапное выполнение некоторых элементов вышивки лентами...

Искусство вышивания. Вышивка крестом возрождается?

В наши дни важно возродить и сохранить лучшие традиции вышивки крестом. Изучение, развитие и совершенствование этого искусства – одна из актуальных задач современного общества....

Образовательная программа "Вышивка"

Образовательная программа "Вышивка" (техника изонить) объединения "Ажурная нитка". Срок освоения программы - 3 года, возраст обучающихся 7-10 лет...

Программа по марийской национальной вышивке

    Программа предназначена для обучения вышивке как одного из профильных курсов трудового обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Изучение этого курса рекомендуется дет...

Технологическая карта урока технологии «Строчка косого стежка. Есть ли у нее «дочки»? Изготовление изделий с вышивкой крестом. Изделие : Вышивка Ёлочка. Кораблик.» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений о строчке косого стежка; изготовление вышивки крестом ёлочка, кораблик.Задачи урокаДидактические:познакомить с технологией изготовления елоч...

Технологическая карта урока технологии «Работа с тканью. Вышивка. Изделие «Вышивка на фетре к 9 мая» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений о строчке, стежке и шве; изготовление изделия к 9 мая.Задачи урокаДидактические:знать смысл технологических понятий: шов, стежок, строчка;на...


 

Комментарии

Банникова Наталья Анатольевна

Уважаемая Ольга Владимировна! Ваша работа не соответствует тематике конференции. Конкурсы ещё будут подходящие для этой работы.
Успехов.

Вагу Мария Викторовна

Ваша работа не соответствует тематике. Положение размещено на Главной странице Конференции "Откуда есть пошла русская земля"

Яковлева Маргарита Сергеевна

Уважаемые коллеги!Но мы ведь должны ребят знакомить с историей государства на всех уроках,не только на уроках истории. Для меня самой вышивка-это история,потому что все время вспоминию,как красиво вышивали мои бабушки,прабабушка,жалею,что не сохранились их вышивки.А здесь так интересно рассказывается об истории вышивки,учитель постоянно обращается к истории страны.И какой интересный урок технологии получится с этим материалом.Талантливые вышивальщицы у нас всегда почетом пользовались,вышивали лики святых,иконы.Мне кажется,народная вышивка-это такой же символ русской истории,как матрешка,березка.И если на всех уроках с историей детей знакомить,тогда ее дети и знать будут.Спасибо,Ольга Владимировна,за интересный материал.

Черней  Ольга  Владимировна

Я с вами согласна,Маргарита Сергеевна. Я использовала этот материал на классном часе.