Образовательная программа "Вышивка"
рабочая программа по технологии по теме
Образовательная программа "Вышивка" (техника изонить) объединения "Ажурная нитка". Срок освоения программы - 3 года, возраст обучающихся 7-10 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Вышивка" (техника изонить) | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги, и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, способность понимать позицию другого человека.
Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, к дезадаптированности в условиях современной жизни.
Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему, что видят и слышат. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.
Пояснительная записка
Работа по развитию творческих способностей в школе тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия вышивкой (художественно-эстетическое направление). Вышивание включает несколько техник. Данная программа предполагает занятия изонитью.
В основу данной программы были положены разработки Н.Н. Гусаровой, описанные в методическом пособии «Техника изонити для дошкольников». – СПб.: «Детство Пресс», 2000. – 40 с., ил. Модифицированная нами программа занятий этим видом деятельности строится в соответствии с материально-технической базой школы, а также с учётом возрастных, психологических возможностей и особенностей детей младшего школьного возраста.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Цель программы: духовно-нравственное воспитание учащихся через формирование практических умений работы в технике «изонить», развитие творческих способностей учащихся в процессе её освоения.
На основе поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
I. Обучающие задачи:
1. Учить детей работать самостоятельно, с инициативой.
2. Познакомить с технологией выполнения изделий в технике изонить.
3. Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.
4. Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
5. Дать понятие «композиция», её особенности, законы, особенности декоративной композиции, орнамент, стилизация.
6. Учить составлять декоративную композицию из простых геометрических фигур.
7. Учить стилизовать флору и фауну.
8. Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
9. Показать разнообразие материалов, их сочетание с различными нитками, а также их применение с задуманным образом.
10. Закреплять знания о технике безопасности при работе с иглой, ножницами, шилом.
II. Развивающие задачи:
1. Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
2. Развивать нестандартное, абстрактное мышление.
3. Способствовать развитию творческого воображения, мышления.
4. Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
5. Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
6. Развивать объяснительную и доказательную речь.
III. Воспитательные задачи:
1. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
2. Создавать в коллективе воспитывающую среду, помогающую учащимся успешно осваивать учебный материал, заниматься творчеством и организовывать свой досуг.
3. Создавать «ситуацию успеха» для всех детей на каждом занятии, помогающей преодолеть неуверенность в себе при выполнении заданий.
4. Организовывать коллективную творческую деятельность детей на основе сотрудничества и поддержки.
5. Формирование нравственных чувств и этического сознания.
Режим работы.
Программа обучения в объединении «Ажурная нитка» рассчитана на три года. На занятия отводится 144 часа в первый учебный год, 216 часов во второй и третий учебные годы. Занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня, по два академических часа с учащимися 2-4 классов.
При наборе надо учитывать возраст детей (8-10 лет) и степень их подготовленности. В объединение рекомендуется включать не более 15 человек (так как необходимо работать с каждым ребёнком отдельно). В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.
Подбор изделий, тематика вышивки, орнаменты, техника выполнения могут изменяться в зависимости от возможностей, национальных особенностей, назначения изделия, а также умений и навыков детей. Но во всех случаях они должны усвоить и уметь практически применять такие основные элементы техники изонить: угол, окружность, завиток, дуга, а также всевозможные их вариации. В зависимости от совершенства умений и навыков, детям можно переходить к освоению более сложных технических приёмов вышивки.
В соответствии с программой кружка дети должны усвоить основные элементы техники, свободно ими владеть, уметь составлять орнаментальные композиции, открытки, закладки, панно, использовать в своих работах природные, зооморфные, антропоморфные мотивы, а также знать основы цветоведения. Следуя программе кружка, учащиеся последовательно, по степени возрастающей трудности, осваивают технику выполнения основных элементов изонити, технологию художественного оформления изделий.
При планировании занятий необходимо предусмотреть экскурсии (в лес, в парк и т.д.), а также работы коллективного характера (панно, пособия, работы для выставки). Эти работы отличаются от индивидуальных широтой тематики, дают большие возможности для изучения декоративных особенностей вышивки по картону, художественных средств её выражения. Такие работы могут предназначаться для украшения интерьера, учебного помещения (различные панно, открытки и т.д.).
Для того чтобы занятия в объединении проводились с успехом, необходимо учитывать планировку помещения, материальную базу и т.д.
Учебно-материальная база.
Помещение должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: должно быть сухим, светлым, с естественным доступом воздуха для проветривания, с хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проведения занятий с группой в 15 человек.
О проведении занятий.
Занятия проходят успешно лишь в том случае, если дети заинтересованы, увлечены работой. А это возможно при хорошей организации работы и продуманной методике проведения занятий.
В организации занятий можно выделить следующие этапы работы:
1. Организационная часть.
2. Повторение пройденного материала.
3. Изложение нового материала.
4. Подготовка к практической работе.
5. Практическое выполнение задания.
6. Заключительная беседа. Подведение итогов.
7. Уборка рабочих мест.
Ожидаемые результаты:
- Овладение техникой изонити.
- Повышение уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
- Обогащение словарного запаса детей.
- Развитие творческих способностей детей.
Цикл занятий состоит из двух разделов:
1. Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образцов.
2. Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образцов.
После проведения работы по каждому из разделов кружка предполагается овладение детьми определёнными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребёнком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Дети должны знать:
- правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами, шилом;
- правила заполнения угла, круга, волны;
- правила нанесения проколов для вышивания;
- историю возникновения техники «изонить».
Дети должны уметь:
- заполнять угол, круг, волну;
- подбирать нитки нужного цвета;
- выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры;
- делать разбивку любого изображения на основные фигуры;
- аккуратно выполнять вышивку;
- оформлять свои изделия;
- анализировать свою работу.
Подведение итогов работы осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями, проведение выставок.
На выставку отбираются лучшие работы детей; но при этом рекомендуется обращать внимание на отражение в них как народных традиций, так и требований современности, национальных мотивов своей республики, области, края.
Такие выставки способствуют ознакомлению широкого круга ребят с искусством вышивки по картону, развитию художественного вкуса, представляют собой наглядную популяризацию кружков.
Контроль над реализацией программы:
1. Начальный контроль. Проводится на первых занятиях для определения уровня подготовки детей к началу учебного года.
2. Непрерывный контроль. В течение учебного года ведётся «Дневник достижений», в котором дети стараются давать адекватную оценку своих успехов.
3. Промежуточный контроль.
- Текущий – осуществляется непосредственно на каждом занятии.
- Тематический – проводится после пройденного материала для обобщения и повторения.
4. Итоговый контроль. Проводится в конце учебного года для проверки приобретённых знаний, умений, навыков детей.
Итоговый контроль может осуществляться в нескольких формах:
- тестирование;
- устный опрос;
- письменный опрос;
- практическое задание.
Первый год обучения
Цель первого года обучения – адаптация детей к новым условиям, к группе; знакомство с техникой «изонить».
Данная цель требует решения ряда задач:
- Получение первичных сведений о технике ниточного дизайна.
- Знакомство с декоративно-прикладным творчеством.
К концу первого года обучения дети должны:
- свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку, взаимопомощь;
- знать и уметь выполнять в технике ниточного дизайна угол и окружность;
- знать и уметь объяснять последовательность выполнения угла и окружности.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Наименование тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ. Цветоведение. Знакомство с цветом. Последовательность выполнения угла. Последовательность выполнения окружности. Узоры из углов и окружностей. Индивидуальная творческая работа. Итоговое занятие. Итого: | 2 2 2 20 20 36 60 2 144 | 1 1 1 3 2 4 2 1 15 | 1 1 1 17 18 32 58 1 129 |
Содержание программы на 1 год обучения
1. Вводное занятие (2 часа). Знакомство с историей появления и развития техники «изонить». Цели и задачи кружка. Начальный контроль.
2. Вводный инструктаж по ТБ (2 часа). Знакомство с инструментами и материалами. Правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.
3. Цветоведение. Знакомство с цветом (2 часа). Работа с цветом. Выявление родственных контрастных цветов. Изображение на плоскости листа цветового круга.
4. Последовательность выполнения угла (20 часов). Подготовка к работе с изонитью. Базовая форма «угол». Выполнение угла. (1. Построение углов с делением их сторон на равное количество частей с равными промежутками. 2. Построение углов с делением их сторон на равное количество частей с разными промежутками). Выполнение прямого угла. Выполнение острого угла. Выполнение тупого угла. Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы угла («морковка», «домик», «рыбка», «узор на закладке», «закладка с двумя углами», «кленовый лист», «снежинка», «змейка», «звезда», «новогодняя ветка» и др.).
5. Последовательность выполнения окружности (20 часов). Базовая форма круг, овал. Выполнение круга. Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы круга («мячик», «бусы», «солнышко», «снеговик», «цыплёнок» и др.).
6. Узоры из углов и окружностей (36 часов). Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги и углы (коллективное панно ко дню Святого Валентина, коллективное панно «8 Марта» и др.).
7. Индивидуальная творческая работа (60 часов). Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги и углы, по выбору учащихся.
8. Итоговое занятие (2 часа). Беседа «Это я знаю и умею!». Итоговый контроль.
Второй год обучения
Цели второго года обучения – умение детей работать в группе; закрепление знаний 1-го года; изучение новых вариантов ниточного дизайна.
В соответствии с целью решаются следующие задачи:
- Научить применять новые варианты изонити.
- Научить детей взаимопомощи.
К концу второго года обучения дети должны:
- ощущать себя частицей единой группы;
- уметь объяснять изученный материал;
- принимать участие в проводимых выставках;
- уметь выполнять новые варианты ниточного дизайна.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Наименование тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ. Повторение последовательности выполнения угла и окружности. Последовательность выполнения изображений «волна», «дуга». Узоры, содержащие в себе углы, круг, овал, «волну», «дугу». Индивидуальная творческая работа. Итоговое занятие. Итого: | 2 2 12 22 36 136 6 216 | 1 1 2 2 4 6 2 18 | 1 1 10 20 32 130 4 198 |
Содержание программы на 2 год обучения
1. Вводное занятие (2 часа). Знакомство с новыми сведениями из истории появления и развития техники «изонить». Цели и задачи кружка на 2 год обучения. Начальный контроль.
2. Вводный инструктаж по ТБ (2 часа). Повторение правил ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.
3. Повторение последовательности выполнения угла и окружности (12 часов). Подготовка к работе с изонитью. Выполнение тематических композиций, содержащих в себе базовые формы угла, круга, овала («Осень в лесу», «Овощи», «Фрукты», «Грибная поляна», «Звездопад», «Игрушки», «Посуда» и др.).
4. Последовательность выполнения изображений «волна», «дуга» (22 часа). Базовая форма «волна», «дуга». Выполнение «волны», «дуги». Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы «волну», «дугу» («якорь», «волна», «парашют», «перо Жар-птицы» и др.).
5. Узоры, содержащие в себе угол, круг, овал, «волну», «дугу» (36 часов). Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги, углы, овалы, «волны», «дуги» (изготовление «Валентинки», «Знаки зодиака» и др.).
6. Индивидуальная творческая работа (136 часов). Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги, углы, овалы, «волну», «дугу» по выбору учащихся.
7. Итоговое занятие (6 часа). Беседа «Как ухаживать за картиной из ниток». Итоговый контроль.
Третий год обучения
Цели третьего года обучения – умение детей работать в группе; закрепление знаний 1-го и 2-го года; закрепление основных вариантов ниточного дизайна; развитие их фантазии.
В соответствии с целью решаются следующие задачи:
- Отрабатывать основные варианты изонити.
- Развивать фантазию.
- Учить детей взаимопомощи.
К концу третьего года обучения дети должны:
- ощущать себя частицей единой группы;
- уметь объяснять последовательность выполнения основных вариантов ниточного дизайна;
- принимать участие в проводимых выставках.
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ | Наименование тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ. Повторение последовательности выполнения угла и окружности. Повторение последовательности выполнения изображений «волна», «дуга». Индивидуальная творческая работа. Итоговое занятие. Итого: | 2 2 12 22 172 6 216 | 1 1 2 2 10 2 18 | 1 1 10 20 162 4 198 |
Содержание программы на 3 год обучения
1. Вводное занятие (2 часа). Знакомство с новыми сведениями из истории появления и развития техники «изонить». Цели и задачи кружка на 3 год обучения. Начальный контроль.
2. Вводный инструктаж по ТБ (2 часа). Повторение правил ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.
3. Повторение последовательности выполнения угла и окружности (12 часов). Подготовка к работе с изонитью. Выполнение тематических композиций, содержащих в себе базовые формы угла, круга, овала («Осень», «Зима», «Весна», «Лето» и др.).
4. Последовательность выполнения изображений «волна», «дуга» (22 часа). Базовая форма «волна», «дуга». Выполнение «волны», «дуги». Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы «волну», «дугу» («Морское дно», «Попугай на ветке», «Пейзаж» и др.).
5. Индивидуальная творческая работа (172 часов). Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги, углы, овалы, «волну», «дугу» по выбору учащихся. («Жар-птица», «Космос», «Полёт» и др.).
6. Итоговое занятие (6 часа). Беседа «Как научить младших сестёр и братьев технике изонить». Итоговый контроль.
Методическое обеспечение программы
Принципы работы:
- научность;
- доступность материала возрастным особенностям детей;
- последовательность и систематичность;
- наглядность;
- индивидуальный и дифференцированный подход.
Работа строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.
На занятиях обычно используют различные методы и приёмы обучения (словесные, наглядные, практические):
- словесные:
- беседа;
- рассказ воспитателя;
- рассказы детей;
- объяснения;
- пояснения;
- педагогическая оценка.
- наглядные:
- наблюдение;
- рассматривание готовых вышитых изделий на занятиях кружка;
- показ образца;
- показ способа вышивания;
- иллюстрирование.
- практические:
- упражнение;
- моделирование;
- игровой метод.
В беседе принимают участие все дети. Беседа оживляет занятия, активизирует внимание ребят. Короткие беседы должны проводиться на каждом занятии. Спрашивая детей, предлагая им определить, сравнить, проанализировать, руководитель выясняет степень знаний детей, их подготовленность к работе, а также степень усвоения материала.
В процессе занятия используется, как правило, вводная беседа, в процессе которой кратко повторяется пройденное, определяется цель занятия. Беседа возбуждает у учащихся интерес к занятию. В заключительной беседе закрепляются знания, полученные на занятии.
К наглядным методам обучения относится демонстрация на занятиях различных схем, таблиц, образцов, кинофильмов и диапозитивов, изделий. Такие демонстрации могут преследовать различные цели, например, знакомят детей с народными промыслами, с работами художников, с материалами и трудовыми процессами.
Основное место на занятиях отводится практической работе.
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развивать внимание, мышление, творческое воображение.
Необходимо на занятиях проводить инструктаж работы с теми или иными материалами, основами, разъяснять этапность работы. При работе в данной технике необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку, так как общие объяснения с плакатами могут и не дать нужного результата. А также индивидуальный показ учителя может разъяснить все вопросы, связанные с технологией выполнения изделий в технике изонить.
Дидактический материал:
- иллюстрации;
- образцы работ;
- схемы (техника заполнения фигур);
- стихи, загадки.
Техническое оснащение:
- иголка для вышивания (с широким ушком и тупым концом);
- цветные нити разного качества;
- ножницы с тупым концом;
- шило;
- кусок линолеума (примерно 25 x 25 см);
- цветной картон, бархатная бумага разного размера;
- линейка, трафареты, фигурные лекала;
- цветные карандаши, ручки, фломастеры;
- бросовый материал для дополнения изображения.
Список использованной литературы
- Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. –М.: АРКТИ, 2007. -32 с., ил. – (Мастерилка).
- Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 40 с., ил.
- Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. – М.: Эксмо, 1997.
- Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»)
- Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырёхлетней начальной школы. Под ред. Б.И. Фоминых. – М.: Просвещение, 1986.
- Программа «Художественный труд» // Вестник образования. – 2001. - № 20. - с. 44-74.
Литература для детей:
- Андреева И.А. Энциклопедия. Шитьё и рукоделие/ И.А. Андреева, А.Л. Грекулова, А.А. Загребаева, Н.П. Кондратьева. - 2-е изд. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,1999. – 288 с.
- Антиквариат. Энциклопедия мирового искусства. «Белый город», 2001. – 640 с.
- Архангельская, М.К. Вышивка по картону / М.К. Архангельская // Школа и производство.-1996.- № 3. - с. 9-11.
- Конышева Н.М. Умелые ручки: Учебник-тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы. – М.: «Ассоциации XXI век», 2002. – 56 с., ил.
- Сашко, Л. Зимушка-зима/ Л. Сашко // Народное творчество. - 1999.-№ 6.- С.1-3
- Серякова, Т. Фантазия из ниток/ Т. Серякова // Юный художник.-1996.-№ 10.- с.5-7.
- Симакова, Е.В. Изонить. / Е.В. Симакова, Е.В. Уварова // Школа и производство.- 1995.- № 6. - С. 10-11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны
Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.
Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...
Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации
В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Мезенцевой С.А., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательно
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Мезенцевой С.А., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образователь...