календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс) на тему
календарно-тематическое планирование по технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_avtosohranennyy.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Технологии» и модулю «Информатика и ИКТ» для 3 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (приказ Мо РФ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы начального общего образования по технологии, авторской программы Шпикаловой Т.Я и модулю информатики и ИКТ, авторской программы Горячева А.В. рекомендованным МО РФ и учебного плана школы на 2011-2012 уч. год. Рабочая программа составлена объёмом времени, отведённым на изучение учебной программы 68 часов в год, 2 часа в неделю.
В случае совпадения некоторых уроков с праздничными днями предполагается выполнение программы за счёт объединения уроков по одной теме.
Основные цели программы:
- овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
В построении содержания обеих программ предусмотрена:
• в выборе заданий, материалов и техник;
• в выборе произведений изобразительного и народного искусства с учетом региональных особенностей;
• в организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами.
Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги. Предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применению средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).
Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани. Предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки.
Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и других материалов на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).
В ходе обучения информатике решаются следующие задачи:
- развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в об щении между собой и пр.);
- формируется умение описывать объекты реальной действи тельности, т. е. представлять информацию о них различны ми способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- формируются начальные навыки использования компью терной техники и современных информационных техноло гий для решения учебных и практических задач.
Содержание
Всяк молодец на свой образец (24 ч.)
Природные материалы и способы их соединения. Ситцевое многоцветие. Текстильный коллаж. Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов. Алгоритм. Назначение основных устройств компьютера. Волшебные букеты из Жостова. Конструирование из бумаги. Основные приёмы обработки картона и бумаги. Схема алгоритма. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере. Волшебные букеты из Жостова. Конструирование из бумаги. Декоративное оформление изделия
Алгоритмы с ветвлениями. Включение и выключение компьютера. Конструирование коврика-циновки из соломки по мотивам традиционных изделий народов мира. Бережное и экономное расходование природных материалов. Цикл в алгоритме. Клавиатура, пользование мышью. Необычные превращения соломки. Декоративное оформление соломенного коврика цветными нитками. Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Создание, сохранение текста. Лети, лети, бумажный змей! Конструирование воздушного змея из картона и бумаги. Разметка деталей с помощью линейки и циркуля. Закрепление пройденного материала. Алгоритмы. Создание, сохранение таблицы. Лети, лети, бумажный змей! Основные способы соединений деталей. Контрольная работа. Алгоритмы. Лоскуток к лоскутку. Лоскутное шитье способами «Колодец», «Изба». Состав и действия объекта. Группа объектов. Общее познание. Секреты гжельской майолики. Художественное конструирование из бумаги и упаковочных коробок по мотивам гжельской майолики. Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса. Собственное имя объекта. Отличительные признаки объектов.
Каждому молодцу ремесло к лицу (18 ч.)
Теремок для пернатых. Художественное конструирование из подручных материалов. Изготовление изделий по чертежу. Декоративное оформление аппликацией. Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Контрольная работа. Ажурные светцы. Художественное конструирование из бумаги. Разметка деталей по шаблону. Оформление и обработка изделий. Добрых рук мастерство. Конструирование рождественских подвесок. Игрушки из лучины. Художественное конструирование из лучин. Мозаика из яичной скорлупы. Подготовка материала к работе. Создание изделий по собственному замыслу. Сказочный ларец. Конструирование из готовых форм. Конструкция изделия, виды конструкций и способы их сборки. Разметка деталей. Украшение изделия резным декором из бумаги. Красна изба столом да скатертью. Вышивание тамбурным швом. Ремёсла, их роль в культуре народов мира.
Всякий портной на свой покрой (16 ч.)
Оригами. Животные. Работа по технологической карте. Объёмное конструирование модели дома по мотивам русского зодчества Конструкция изделия, виды конструкций и способы их сборки. Разметка деталей. Сборка деталей, отделка. Чудо-корабли. Объёмное конструирование из бумаги. Добры молодцы — богатыри. Художественное конструирование объемных кукол из бумаги в костюме. Берестяной подарок. Конструирование объемного украшения из бересты. Экономное расходование материалов. Лепка из глины (пластилина) сосудов-образов по мотивам скопинской керамики. Основные приёмы обработки пластичных материалов. Декоративное оформление изделий. Весенние хороводы. Конструирование из бумаги объемных кукол в костюме. Разметка деталей по шаблону. Сборка изделий. Мозаика методом прищипывание.
Всяк на свой манер (10 ч.)
Пасхальный сувенир. Конструирование из бумаги в технике оригами .Декоративное оформление жилища. Цветы на павловопосадской шали. Выполнение на ткани набойки. Конструирование и моделирование. Работа с конструктором. Рациональная организация рабочего места. Праздник труда. Декоративная рельефная композиция из глины. Коллективная работа. Современная бытовая техника. Безопасные приёмы труда при использовании бытовой техники. Несложный ремонт книг: ликвидация разрывов книжных листов.
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Вводимые понятия | Планируемый результат | Оборудование | Домашнее задание | ||
Всяк молодец на свой образец (24 ч.) | ||||||||
1 (1) | ТБ на уроках. Природные материалы, их свойства и способы их соединения. | Знать правила ТБ на уроках «технологии». Уметь выполнять аппликацию из листьев. | Старые книги, журналы. | |||||
2 (2) | Ситцевое многоцветие. | коллаж | Уметь самостоятельно выполнять текстильный коллаж из лоскутков и оформлять декоративную рамку из ткани или тесьмы | Ткань, тесьма | ||||
3 (3) | Ситцевое многоцветие. | |||||||
4 (4) | Алгоритм. Назначение основных устройств компьютера | Информация, компьютер, алгоритм | Знать алгоритм, команды алгоритма, правила построения алгоритма; основные устройства компьютера | Задание №3,4 сост.алгор. | ||||
5 (5) | Волшебные букеты из Жостова. Конструирование из бумаги. Основные приёмы обработки картона и бумаги | Жостовские подносы | Уметь самостоятельно конструировать объемный поднос способами симметричного выреза-ния, надрезания, склеи-вания на основе вариации по мотивам работ Жостовских мастеров | Картон, бумага, ножницы | ||||
6 (6) | Схема алгоритма. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере | Схема | Знать ТБ при работе с компьютером | №9,10,8 сост.алгор. | ||||
7 (7) | Волшебные букеты из Жостова. Конструирование из бумаги. Декоративное оформление изделия
| Жостовские подносы | Уметь самостоятельно конструировать объемный поднос из плотной бумаги способами симметричного вырезания, надрезания, склеивания на основе вариации по мотивам работ Жостовских мастеров | Картон, бумага, ножницы | ||||
8 (8) | Алгоритмы с ветвлениями. Включение и выключение компьютера | Уметь составлять и выполнять алгоритмы; выключать и включать компьютер | №13, 15 сост.алгор. | |||||
9 (9) | Конструирование коврика-циновки из соломки по мотивам традиционных изделий народов мира. Бережное и экономное расходование природных материалов. | Условие | Уметь делать поделку из соломы, знать виды соединений. | Солома, клей, ножницы | ||||
10 (10) | Цикл в алгоритме. Клавиатура, пользование мышью | Цикл | Уметь составлять алгоритмы разных видов; пользоваться клавиатурой и мышью | №18 сост.схему | ||||
11 (11) | Необычные превращения соломки. Декоративное оформление соломенного коврика цветными нитками. | Уметь делать поделку из соломы, знать виды соединений. | Солома, клей, ножницы | |||||
12 (12) | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Создание, сохранение текста | Уметь составлять и выполнять алгоритмы; создавать и сохранять текстовый документ | №22 сост.алгор. | |||||
13 (13) | Лети, лети, бумажный змей! Конструирование воздушного змея из картона и бумаги. Разметка деталей с помощью линейки и циркуля | Уметь создавать простейшие воздушные конструкций на примере образцов | Бумага, картон, клей, ножницы | |||||
14 (14) | Закрепление пройденного материала. Алгоритмы. Создание, сохранение таблицы | Знать об основных алгоритмических структурах; уметь создавать таблицы | №24 сост.алгор. | |||||
15 (15) | Лети, лети, бумажный змей! Основные способы соединений деталей | Уметь соблюдать последовательность технологических операций | Бумага, картон, клей, ножницы | |||||
16 (16) | Контрольная работа. Алгоритмы | Знать об основных алгоритмических структурах. | Наглядный материал, задания для к/р | |||||
17 (17) | Лоскуток к лоскутку | Уметь сшивать швом «за иголкой» | Иголка, ткань, нитки | |||||
18 (18) | Состав и действия объекта. | Состав, действия. | Уметь выделять важней-шие признаки объекта. | разрезной бумаж.чайник | №4,5,9 сост.алгор. | |||
19 (19) | Лоскуток к лоскутку | керамический промысел | Уметь осуществлять декоративное оформление | Иголка, ткань, нитки | ||||
20 (20) | Группа объектов. Общее познание. | Уметь группировать объекты на основе выделения общих и существенных свойств объекта. | Предметные картинки. | № 12,14,17 сост.алгор. | ||||
21 (21) | Секреты гжельской майолики. Художественное конструирование из бумаги и упаковочных коробок по мотивам гжельской майолики | гжель | Знать о приемах объемного конструиро-вания из бумаги с исполь-зованием готовых объемных форм (круглых коробочек из-под сыра). | Бумага, клей, коробочки | ||||
22 (22) | Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса. | Уметь группировать объекты на основе выделения общих свойств. | Таблички | № 18, 20, 21, 23 | ||||
23 (23) | Секреты гжельской майолики. Художественное конструирование из бумаги по мотивам гжельской майолики | Знать о приемах объемного конструирова-ния из бумаги с использо-ванием готовых объемных форм (круглых коробочек из-под сыра). | Бумага, клей | |||||
24 (24) | Собственное имя объекта. Отличительные признаки объектов. | Собственное, общее | Уметь выделять общие и единичные признаки объекта. | Предметные картинки | № 27, 31 | |||
Каждому молодцу ремесло к лицу (18 ч.) | ||||||||
25 (1) | Теремок для пернатых | Уметь выполнять объемное конструирование с использованием приемов вырезания, гофрирования, складывания Знать понятия заготовка, деталь, изделие | Картон, цв. бумага, клей, ножницы | Повесить кормушку | ||||
26 (2) | Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. | Признаки | Уметь находить признаки, выделяющие предмет из ряда однородных. | Карточки с заданиями | №39, 40 Заполн. табл. | |||
27 (3) | Теремок для пернатых | Знать понятия заготовка, деталь, изделие | Картон, цв. бумага, клей, ножницы | |||||
28 (4) | Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Контрольная работа. | Признаки | Уметь находить признаки, выделяющие предмет из ряда однородных. | Карточки с заданиями | №39, 40 Заполн. табл. | |||
29 (5) | Ажурные светцы. Художественное конструирование из бумаги. Разметка деталей по шаблону | Уметь готовить необычную упаковку. | Упаковочные коробки, картон, ножницы | Продумать оформл. изделия | ||||
30 (6) | Ажурные светцы Оформление и обработка изделий | Уметь осуществлять декоративное оформление изделия | Упаковочные коробки, картон, ножницы | |||||
31 (7) | Добрых рук мастерство | Рождество | Уметь изготавливать изделия по образцу; осуществлять декоративное оформление изделия | Цв. бумага, клей, ножницы | ||||
32 (8) | Конструирование рождественских подвесок | Цв. бумага, клей, ножницы | ||||||
33 (9) | Игрушки из лучины | Игрушки из лучины | Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия | Картон, ножницы, клей | ||||
34 (10) | Игрушки из лучины | Картон, ножницы, клей | ||||||
35 (11) | Мозаика из яичной скорлупы. Подготовка материала к работе. | Уметь работать с бросовым материалом | Яичная скорлупа, цв. картон, клей | Подготов. рисунок | ||||
36 (12) | Мозаика из яичной скорлупы. Создание изделий по собственному замыслу | Яичная скорлупа, цв. картон, клей | Оформить мозаику | |||||
37 (13) | Сказочный ларец. Конструирование из готовых форм. Конструкция изделия, виды конструкций и способы их сборки. Разметка деталей. | Ларец | Уметь готовить необычную упаковку (сказочный ларец) | Цв. бумага, клей, ножницы | ||||
38 (14) | Сказочный ларец. | Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделия | ||||||
39-40 (15-16) | Красна изба столом да скатертью. Вышивание тамбурным швом. Ремёсла, их роль в культуре народов мира. | Тамбурный шов | Уметь выкраивать изделия по собственному замыслу; выполнять отделку края изделия бахромой. вышивать орнамент на основе тамбурного шва | Иголка, нитки, ткань | ||||
41 (17)42 (18) | Красна изба столом да скатертью. Вышивание тамбурным швом. Оформление предметов быта. | Иголка, нитки, ткань | ||||||
Всякий портной на свой покрой (16 ч.) | ||||||||
43, 44 (1,2) | Оригами. Животные. Работа по технологической карте. | Оригами | Уметь осуществлять организацию, планирование трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатом | бумага | ||||
45 (3) | Объёмное конструирование модели дома. Конструкция изделия, виды конструкций и способы их сборки. Разметка деталей. | Архитектура | Знать приемы складывания, гофрирования, вырезания бумаги | Цв. бумага, клей, ножницы | ||||
46 (4) | Объёмное конструирование модели дома по мотивам русского зодчества. Сборка деталей, отделка | Уметь соблюдать последовательность технологических операций | Цв. бумага, клей, ножницы | |||||
47 (5) | Чудо-корабли. Объёмное конструирование из бумаги | Парусный корабль | Уметь делать корабли (лодки); изготавливать изделия по образцу | Цв. бумага, клей, ножницы | Инф. о кораблях | |||
48 (6) | Чудо-корабли. Объёмное конструирование из бумаги | |||||||
49 (7) | Добры молодцы — богатыри | Знать принцип изготовления игрушек. | Картон, ножницы | |||||
50 (8) | Берестяной подарок | береста | Уметь выполнять украшения | береста | ||||
51 (9) | Лепка из глины (пластилина) сосудов-образов по мотивам скопинской керамики. Основные приёмы обработки пластичных материалов. | Керамика, рельеф, декор | Знать ТБ при работе с глиной,пластилином. | Глина, пластилин | ||||
52 (10) | Лепка из глины (пластилина) сосудов-образов по мотивам скопинской керамики. Декоративное оформление изделий. | Керамика | Уметь осуществлять декоративное оформление изделия | Глина, пластилин | ||||
53 (11) | Весенние хороводы | Уметь делать игрушки из небольших кусков бумаги | Бумага, картон, клей | Принести любим игрушку | ||||
54 (12) | Весенние хороводы | Уметь соблюдать последовательность технологических операций | Бумага, картон, ножницы | |||||
55 (13) | Мозаика методом «прищипывание». Подготовка материалов к работе. | Уметь делать мозаику методом «прищипывание», знать виды мозаики; осуществлять отделку изделия | Цв. бумага, картон, клей | |||||
56 (14) | Мозаика методом «прищипывание».Выполнение изделия по собственному замыслу | Цв. бумага, картон, клей | Оформить мозаику | |||||
57 (15) | Встречаем птиц | Уметь создавать птиц в технике оригами; использовать чертежи | Бумага | Загадки о птицах | ||||
58 (16) | Встречаем птиц | Бумага | ||||||
Всяк на свой манер (10 ч.) | ||||||||
59 (1) | Пасхальный сувенир | Пасха | Уметь выполнять изделия по образцу, чертежу; выполнять инструкции при решении задач | Картон, ножницы, клей | ||||
60 (2) | Пасхальный сувенир | Картон, ножницы, клей | ||||||
61 (3) | Цветы на павловопосадской шали | Ткачество | Знать технологии ткачества; роль трудовой деятельности в жизни | Ткань, краски | ||||
62 (4) | Цветы на павловопосадской шали | Уметь выполнять набойки на ткани, соблюдать последовательность технологических операций | Ткань, краски | |||||
63 (5) | Конструирование и моделирование. Работа с конструктором. Рациональная организация рабочего места | создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов | ||||||
64 (6) | Конструирование и моделирование. Работа с конструктором. Рациональная организация рабочего места | |||||||
65, 66 (7,8) | Праздник труда. Декоративная рельефная композиция из глины. Коллективная работа | |||||||
67 (9) | Современная бытовая техника. Безопасные приёмы труда при использовании бытовой техники | Уметь выполнять правила ТБ при использовании бытовой техники | ||||||
68 (10) | Несложный ремонт книг: ликвидация разрывов книжных листов | Уметь сотрудничать в совместной работе |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения технологии ученик должен
знать/понимать
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера;
- правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
уметь
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.);
- соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
- решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
- поиска информации с использованием простейших запросов;
- изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
- Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- • качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
- • степень самостоятельности в выполнении работы;
- • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
- Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
- В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
- • “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
- • “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;
- • “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.
Список литературы
для учителя:
1. Т.Я.Шпикалова. «Трудовое обучение». Поурочное планирование, 3 класс. В:Учитель,2007
- Т.Н.Проснякова. «Технология. Уроки мастерства», 3 класс. М: Учебная литература, 2007
- Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 3 класс. 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....